КОПШИВНИЦА |
Название Копшивница – богемизм, крапива по чешски называется „копшива”, по-польски же „покшива”. И в средневековье этот посёлок назывался Покшивницей.
В 1185 г. рыцарь Миколай Богориа Скотницкий подарил его (и ещё несколько деревен) цистерцианцам (такое название нашёл в русской вики) из Моримона во Франции, которые прибыли в Польшу, приглашённые князем Казимиром Справедливым. Они построили здесь (1207 г.) костёл и монастырь, самый, так сказать, восточный цистерцианский в Европе. Покровители костёла - Пресвятая Дева Мария и св. Флориан.
В 1241 г. монголы, называемые татарами, разорили костёл и убили многих людей. Монахи вернулись сюда семь лет спустя, но в 1259/60 приходит второй монгольский набег. К счастю для мрнастыря, князь Болеслав Стыдливый даёт потом цистерцианцам ряд привилегий, в том числе увольнение от налогов. Его же указом Копшивница стала городом 1268, получая магдебургское право.
В следующих веках аббаты проводят перестройки в обязательных в данный момент стилях – готическом (XIV в.) и барокко (XVII в. ). Тогда костёл получил башенку, которых в цистерцианских костёлах раньше не бывало, и фасад.
Монастырь как таковой существовал до 1819 г. когда власти его упразднили, поместье передали Комиссии Просвещения, а ксендзов перенесли в приходские костёлы. Монастырскую библиотеку перевезли в Варшаву, а в 1850 - в Петербург. Конечно, начался упадок Копшивницы, которая потеряла в 1869 г. городские права (вновь обрела их в 2001 г.)
Мы боялись, что костёл (ныне - приходский) будет закрыт, к счастю, были в нём туристы - им показывал интерьер светский служитель (по-польски он называется: „костельны”) и интересно обо всем рассказывал.
Нынешний вид костёла. Во время первой мировой войны сгорела башенка (нынешняя - 50-ых гг.), а разорённую северную часть монастыря - снесли.
Фасад XVII столетия.
Костёл с восточной стороны. Раньше было там окно - роза, но в XVII веке закрыли штукатуркой, когда построили новый главный алтарь.
Костёл с южной стороны. Часовня св. Валентина (XVII в., но крыша - новая, старая сгорела во время II мировой.
У неё - мемориальный камень, в память того, что в 2006 г. был здесь президент Лех Качинский. Пишут в нашей википедии, что последним до него главой государства, который навестил Копшивницу, был король Казимир Великий. Здешние люди - из тех поляков, которым нужен кто-то вроде короля.
Восточное крыло монастыря - всё, что от него осталось
Интерьер
Готический крестообразный свод
Колонна и алтарь Богоматери „Ружанцовой” (Чёточной). В пресвитере - фрески „Страшный суд”.
Боковой алтарь св. Анны (XVIII в.)
Готические фрески: Король и два аббата (старый и новый).
Это не пропаганда гомосексуализма, а двойное надгробье Неджвицких (1581, Санти Гуччи)
А этот деревянный лев XVII в. - подножка (символ того, что надо „топтать” собственные страсти).
Костельны пустил нас даже в монастырь, где мы могли увидеть прекрасный романский капитульный зал:
К сожалению, темнота не позволила мне сделать фото картины в главном алтаре. Он интересен тем, что моделью для Девы Марии послужила королева Мария Людовика Гонзага (французка, которую переименовали в Польше на Людвику Марию, поскольку тогда давать женщинам имя „Мария” считалось у нас святотатством), жена Владислава Четвёртого. Очень энергичная дама была. За что и не любила её шляхта.
Рекомендую сайт по-английски (там находится эта картина, хотя малая):
http://www.cystersi-koprzywnica.pl/en/en_index.php
Рубрики: | Miasta i Wsi |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |