-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Moja_Polska

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.10.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 20731


Ян Матейко: Рейтан. Упадок Польши

Четверг, 28 Октября 2010 г. 14:32 + в цитатник
Cayetana_de_Alba все записи автора
Цитата сообщения lucinema_studio

 

«Рейтан. Упадок Польши» Ян Матейко

 

Полотно, масло 282 х 487 см

 

 

Эту картину Ян Матейко написал в 1866 году, ему тогда было 28 лет. Недавно поражением закончилось очередное польское национальное восстание, т. н. Январское, начавшееся в 1863 году. Молодой художник сам принимал в нем участие, доставляя оружие восставшим. В работе отразились романтические и патриотические настроения, характерные для творчества и личности Яна Матейко. Официально картина имеет два названия – «Рейтан. Упадок Польши» и «Польский сейм 21 апреля 1773 года». Это подсказывает, что картину следует прочитать в двух измерениях: аллегорически-символическом и историческом.

Давайте вместе попытаемся это сделать.

Композиция картины просматривается четко и ясно: полотно разделено на две неравные части,  построенные по принципу «золотого сечения». Левая (большая) – «густо населена» толпящимися фигурами; в правой (меньшей) – только один главный персонаж.

 Это – депутат польского сейма от Новогрудской земли  – Тадеуш Рейтан. Его положение, поза и жесты – экспрессивны и выразительны. Он явственно хочет помешать толпе войти в дверь, находящуюся за ним, откуда выглядывают российские солдаты. Рейтану приписывают слова: «Убейте меня, не убивайте Родину!».

Толпа как бы особенно и не стремится туда, за дверь, все словно остановились в нерешительности…

Что же происходит?

Исторический экскурс.

5 августа 1772 года, в Петербурге, Россия, Пруссия и Австрия подписали конвенцию о разделе Речи Посполитой.

Вот, делят "пирог":

Карта разделов Польши:

Как бы и не очень много взяли (на первый раз), но и так нельзя...

 

Этого решения сверху оказалось недостаточно и Речь Посполитая, по постановлению захватчиков, должна была сама согласиться с вынесенным приговором. В какой-то мере это могло успокоить международное общественное мнение и придать некую легитимность зловещему акту. Поскольку Польша была монархией с демократическими шляхетскими элементами правления: существовали местные региональные сеймики и Сейм, то, как раз от последнего и требовалось принять решение о признании законности раздела.

Король Станислав Август, как мог затягивал созвание такого Сейма, он еще надеялся на лучшее и не хотел «с опущенными руками погибать в бездействии». Проволочка результатов не дала, и в феврале 1773 года король получил ультиматум от захватчиков: или Сейм будет созван 19 апреля, или раздел будет осуществлен по-новому, с большими территориями.

19 апреля 1773 года Сейм был наконец-то созван и его заседания проходили в Королевском замке в Варшаве.

Королевский замок

 На заседании Сейма в открытую против раздела Польши выступили делегаты от Новогрудского сеймика (Новогрудок – сейчас районный центр в Белоруссии) – Тадеуш Рейтан и Самуэль Корсак. Акция их протеста была хорошо продумана и продолжалась три дня. Однако это ни к чему не привело, и Сейм большинством голосов согласился с разделом польских земель.

Вернемся к картине.

Группа в центре:

 Символично, но шляхтичи одеты в одежды красно-белых тонов. Очевидно, здесь пробивается горькая ирония художника. В национальных цветах Польши представлены ее предатели: в центре – Адам Понинский поднял руку и показывает на дверь. Его жест как бы означает – у нас нет другого выхода, мы должны согласиться с этим решением. Францишек Ксаверий Браницкий закрыл в отчаянии лицо руками, а юноша с надменным выраженим лица, в белом костюме – это знакомый тех, кто читал пост о Софии Потоцкой, – Станислав Щенсный Потоцкий. Любитель эффектных поз и жестов Ян Матейко строит эту сцену на контрасте – Рейтан лежит и рвет на себе рубаху, он достаточно экспрессивен, инициаторы компромисса с захватчиками – статичны, они словно оцепенели. Обратим внимание и на костюмы – Рейтан одет в традиционный польский шляхетский костюм, т. наз. сарматский: жупан (нижнее светлое платье), кунтуш (верхнее платье, часто с разрезанными рукавами), подпоясан широким «слуцким» (по месту изготовления) поясом, он обут в сапоги с загнутыми по ориентальной моде носками,  а слева от него видна сабля, верная спутница каждого шляхтича. Рейтан коротко острижен по моде того времени и носит усы (национальный маркер поляков-сарматов). Изменники отчизны приодеты в европейское платье: короткие панталоны, белые чулки, туфли с пряжками, парики. Один из польских историков пошутил в отношении картины: «… сколько же здесь туфель, сколько же здесь штанов…».

Традиционный польский костюм:

 

 

Наше внимание может привлечь и фигура пожилого шляхтича в левой части картины, здесь он  справа:

 

Он тоже одет традиционно и, как бы своим движением, старается противостоять бессильной и оцепеневшей толпе. Это очень неоднозначная фигура – Францишек Салезий Потоцкий, известный и несколько театрально-показной защитник славной «шляхетской вольности», заклятый враг короля Станислава Августа Понятовского. Он принимал участие в похищении и убийстве первой жены Станислава Щенсного Потоцкого – Гертруды Коморовской.

А за ним – и сам король.

Для него Ян Матейко тоже выбрал интересную позу, «мы с вами, но и не с вами…», и ни за, и не против. Мне кажется, что Станислава Августа всю жизнь переполняли противоречия, и душа его была раздвоена. С одной стороны, он – пламенный патриот, один из авторов Конституции Третьего мая и активный участник Великого Сейма, инициатор реформ в образовании, с другой – ставленник Екатерины Второй, благодаря которой он взошел на престол и ею же был «пригрет» после детронизации.

Король держит в руке часы… Какое время они отбивают…

 

На втором плане в ложе – князь Николай Репнин, посол Российской империи в Польше и две дамы – по его левую руку Изабелла Чарторыская (жена Адама Казимира Чарторыского), в прошлом любовница Станислава Августа, а позже и самого Репнина. По правую руку князя – Изабелла Любомирская, тоже в прошлом любовница Станислава Августа.

 

 

По центру картины – портрет Екатерины Великой.

 

 Ян Матейко в своих работах всегда уделял большое внимание не только персонажам, но и атрибутам, вещам, разным мелочам, которые изображал на картинах.

Посмотрите, что творится на первом плане картины: упавший трон с королевской монограммой, разбросанные  документы, даже монетка как бы остановлена в движении, т.к. стоит на ребре. Все это свидетельствует об упадке страны.

 Да, сцена преисполнена трагизма, экспрессии и патриотических чувств.

Однако, все ли было так на самом деле?

Ян Матейко, как и любой другой художник, имел право на домысел и собственную трактовку сюжета. Польские историки усматривают следующие расхождения изображенной сцены с действительными событиями:

  • король Станислав Август не принимал участия в заседании этого Сейма;
  • посол России Репнин уже сложил свои полномочия и на этом посту пребывал Отто Магнус фон Штакельберг;
  • в Королевском замке еще не было портрета Екатерины Второй;
  •   российских солдат тоже еще не было в замке;
  • Станиславу Щенсному Потоцкому в то время было всего 21 год и он еще не был депутатом Сейма;
  • Рейтан выглядел несколько иначе, по крайней мере, он был рыжим, а не брюнетом;
  • Францишека Салезия Потоцкого на то время уже не было в живых;
  • женщины не присутствовали на заседании Сейма.

 Что же было дальше?

 

Тадеуш Рейтан покончил жизнь самоубийством в 1780 году.

Прижизненные портреты Тадеуша Рейтана:

 

 

В 1792, а потом и в 1795 году состоялись второй и третий разделы Польши, после чего страна исчезла с карты Европы на 123 года.

Картина Яна Матейко «Рейтан. Упадок Польши» была выставлена в 1867 году на Всемирной выставке в Париже и получила там золотую медаль. К художнику моментально пришла слава, и его материальное положение значительно улучшилось. Картину же купил для своей коллекции австрийский император Франц Иосиф Первый, а после того, как Польша обрела независимость, в 1918 году, правительство страны выкупило картину и передало ее на хранение в собрание Королевского замка. В 1944 году полотно было захвачено и вывезено немцами, но вскоре обнаружено неподалеку от польского города Еленя Гура. После реставрации опять экспонируется в собрании Королевского замка.

Вот такая история и такая картина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рубрики:  Piekno jako Prawda
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку