-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Moja_Polska

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.10.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 20738




Ani w Boga wierzy, ani się diabła boi

Князь алхимиков. Легенда Нового Сонча.

Воскресенье, 20 Мая 2012 г. 01:51 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора 200px-POL_Michał_Sędziwój (200x254, 12Kb)
...В 1566 году в окрестностях Нового Сонча родился мальчик. Его назвали Михалом – Михалом Сендзивуем (см. http://okino.ru/film/details/99626). Мальчик оказался очень способным и талантливым. После окончания начальной школы в своем родном городе, почти еще ребенок он поступил в Ягеллоньский университет в Кракове. Сначала он изучал медицину, но вскоре передумал и решил стать... алхимиком. Он хотел открыть для себя секрет философского камня и способа превращать обычные металлы в чистое золото. Состояние, оставленное ему отцом, позволило ему путешествовать по всему миру, встречаться с лучшими алхимиками мира и получать от них знания. Путешествуя по Европе семнадцатого века, он приобретал различные предметы, книги, записки, старые рукописи и т.д. Во время своих путешествий он с переменным успехом проводил различные эксперименты. Благодаря им в кругах алхимиков он стал известным и уважаемым человеком. Они называли его Sendivogius Polonus. Во время своих поездок он так и не смог открыть для себя что-то истинное, что принесло бы ему славу, но одна поездка изменила всю его жизнь.

Будучи в Саксонии, он встретил захваченного и удерживаемого жадным князем Кристианом итальянского алхимика Сетона. Сендзивуй помог ему бежать из сырого подземелья и тот в благодарность дал ему мешок порошка, который при смешивании со свинцом превращался в золото. Несмотря на уговоры, итальянец не выдал состава порошка и способа его приготовления. Через несколько дней после освобождения Сетон, измученный пытками в неволе, умер и унес свой секрет в могилу.
43803d (656x463, 102Kb)
Михалу же он оставил свои книги, записи, и… свою молодую жену Веронику. После свадьбы алхимик увез жену в Чехию. Там он был вызван императором Рудольфом II, который также занимался разгадкой тайны философского камня. Во время одного из показов своих опытов в замке, поляк бросил в котел кусок свинца, добавил волшебного порошка и размешал. К удивлению королевского двора и всех собравшихся он достал вскоре из котла золотой слиток. Император, умирающий от восторга и радости приказал это событие увековечить на потолке одной из комнат. Новость быстро распространилась по всей Европе, и поляк стал известен как «Князь алхимиков».
imgt27Zmv (523x350, 32Kb)
Как только весть дошла до императора Фридриха III Вюртемберга, он пригласил Сендзивуя к себе. Монарх намеренно пригласил к себе многих алхимиков, полагая, что они помогут ему заполнить казну золотом и не только. К сожалению, многие из них оказались обычными мошенниками и закончили на виселице – позолоченной, конечно. Но на этот раз все было иначе. Сендзивуй успешно представил свой опыт, но из-за этого с ним случилось неприятное приключение.
twozywo_michal_sedziwoj (280x400, 55Kb)
При дворе пребывал в то время Мюхленфельс – фаворит императора в области алхимии, по крайней мере на тот момент. Ревнуя к лаврам славы и почестям поляка, он уничтожил его лабораторное оборудование, забрал чудо-порошок, а самого Князя алхимиков похитил и заточил в темницу. Михал с помощью своего верного друга Бадовского сбежал из тюрьмы и обвинил Мюхленфельса в краже. Виновник неприятного инцидента был сурово наказан и Фридрих III, желая возместить ущерб Сензивою, дал ему титул барона Серубо и поместье Лейнинген. Князь алхимиков, однако, быстро продал землю, благодаря чему получил средства для продолжения поездок и научных опытов.
600 (624x624, 140Kb)
601 (624x624, 145Kb)
Расстроенный утратой подарка Сетона, он решил вернуться в Новый Сонч, свой родной город. Через некоторое время он отправился ко двору короля Сигизмунда III Вазы, но после неудачной попытки воспроизвести хотя бы унцию порошка, удалился. Он пошел в Силезию и там купил землю. Остаток жизни он провел в последующих опытах и тоске по дому. Он так и не смог разгадать тайну философского камня, но оставил очень ценные записи с признаваемыми до сих пор открытиями в области химии.

***
Михал Сендзивуй, Князь алхимиков, умер в 1646 году. Тем не менее, тоска по дому не позволила ему покинуть землю, и неоднократно его дух, одетый в университетскую тогу, был замечен прогуливающимся в ночи по улицам Нового Сонча. Гуляет он в полнолуние, не отбрасывая тени и рассыпая вокруг призрачные золотые монеты. Наиболее часто его видели в новогоднюю ночь – ночь Св. Сильвестра, а все, перед кем он рассыпал золотые монеты, в наступающем году имели большую прибыль. Так что если вы когда-нибудь попадете в Новый Сонч в последний вечер года, когда часы на башне ратуши отсчитывают последние минуты до полночи – скорее бегите на рыночную площадь: может, и вам Князь алхимиков сыпанет золотом на счастье в будущем году.
©Cayetana_de_Alba
Рубрики:  Bajkowy Zakatek

Метки:  

О подземельях замка в Лянцкороне. Лянцкороньская легенда

Воскресенье, 20 Мая 2012 г. 00:23 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора page_99_1080555638_58941800 (150x169, 11Kb)
Во второй половине XVIII века, по просьбе идеологов Барской конфедерации, французское правительство (среди них был пресловутый Дюмурье) отправило в Польшу двух полковников – специалистов по фортификации. Офицеры прибыли в Лянцкорону, где руководили работой по укреплению замка-крепости, создавая новые огневые позиции и строя траншеи и казармы. Вместе с ними пришел поляк, некий Пенкала, родом из Скавинок, который провел 12 лет во Франции, и, сопровождая армию, как каменщик специализировался на ремонте крепостей и фортификационных сооружений. Прежде чем он отправился во Францию, он женился и оставил в Скавинках жену и двухлетнего сына Миколая.
В замке ему был поручен надзор за работой по ремонту кладки башни, стены, подвалов и тайных ходов. За время работы в замке он часто бывал дома в Скавинках, а счастливая его возвращением жена посылала ему с сыном Миколаем в замок передачи из дома. Четырнадцатилетний сын охотно ходил в замок с продуктами от матери и, как подобает молодому любопытному парню, расспрашивал обо всем там происходившем, потому что его все интересовало. Отец был очень горд этим и многое сыну объяснял. Миколай прожил 103 года и, как старожил, был очень уважаемым в Лянцкороне человеком, часто приглашаемым на свадьбы и различные приемы. Вот что он однажды рассказал:
Dalej
Рубрики:  Bajkowy Zakatek

Метки:  

О братьях Боболе и Мире. Силезская легенда

Суббота, 19 Мая 2012 г. 20:39 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора ...На концах почти двухкилометрового скального гребня Краковско-Ченстоховской Юры, в Боболице и Мирове, стоят два готических замка-близнеца с готическими башнями.
800px-Hrad_Bobolice_-_2011 (700x525, 73Kb)
Реконструкция замка в Боболице

Построенные в царствование Казимира Великого, они были местом обитания рыцарей-разбойников, которые грабили без пощады проезжающих торговцев.
Zamek-Mirów (700x525, 38Kb)
Руины замка в Мирове

В XIX веке в подвале круглой башни Боболицкого замка были найдены несметные сокровища. А хроники XV века сообщают о похищении прекрасной дамы и содержании ее под стражей ее в Боболицком замке. По сей день руины замков вызывают восхищение таинственной красотой готических конструкций.

…Много веков назад одноименные замки принадлежали двум братьям-близнецам Боболу и Миру, похожим друг на друга как две капли воды – даже подданные не могли их различить. Оба были очень богаты и богатство огромное свое хранили в тайном подземелье, соединяющем оба замка. Стерегли сокровища вампир, принявший обличье злого пса и ведьма с кошмарными красными глазами, наводившие ужас на всякого, кто осмеливался приблизиться к сундукам с ценностями. И жили бы, наверное, братья долго и счастливо, если бы не прекрасная княжна, которую привез из военного похода на Русь владелец Боболиц – пан Бобол. В русскую красавицу без памяти влюбился брат-близнец Бобола, правитель Мирова.
mirowRuiny zamku XIX w. Cynkotyp J. Lewickiego  (460x332, 50Kb)
Мirów. Ruiny zamku XIX w. Cynkotyp J. Lewickiego

Красавица тоже не осталась к нему равнодушной. Ревнивый брат, увидев это, заточил пленницу в подземелья, наказав ведьме и псу помимо сокровищ охранять и прекрасную пани.

Когда в полночь ведьме, хранительнице сокровищ, случалось по случаю шабаша улетать на метле на Лысую Гору, в потайной туннель к русской княжне ходил ее утешитель, Мир, властитель Мирова. Однажды пан из Боболиц, услышав рычание собаки в подземном туннеле, бросился в подвал и увидел княжну в объятиях своего брата-близнеца… В ярости он убил брата одним ударом меча, а девушку замуровал в подземелье. Терзаемый муками совести, он топил свое горе в вине, пока однажды ночью не вышел пьяный в грозу на крепостную стену и не был убит молнией.
Rekonstrukcja wyglądu zamku gotyckiego z końca XIV w. wg Zygmunta Lisa (344x430, 34Kb)
Bobolice. Rekonstrukcja wyglądu zamku gotyckiego z końca XIV w. wg Zygmunta Lisa

Говорят, что дух княжны, замурованной в подвале, до сих пор охраняет красноглазая ведьма, а в ночь шабаша, когда она улетает, на балконе башни появляется таинственная фигура, закутанная в белое, долго смотрит в сторону Мировского замка, а потом исчезает…
©Cayetana_de_Alba
Рубрики:  Bajkowy Zakatek

Метки:  

Нищий студент, или Как немцы неубедительно гнобили краковян в 1704 году

Суббота, 19 Мая 2012 г. 20:28 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора


 

Польша. В 1704 году в занятом саксонцами Кракове введены новые порядки и комендантский час. Но ясный, жизнерадостный город нельзя победить. Всюду звенит музыка, люди танцуют и веселятся, не признавая новый режим. Среди этого небезопасного веселья встречаются «нищий студент Симон», который на самом деле является герцогом Польши и польская графиня Бронислава. Молодые люди находят свою большую любовь, пройдя через опасности, заговоры и интриги. По одноименной оперетте Карла Миллекера.

 

Еще кусочек:

 


Рубрики:  Sztuka Sceniczna

Метки:  

О названии Sucha Bezkidzka. Бескидская легенда

Суббота, 19 Мая 2012 г. 17:48 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора smok_kicek_suski_maskotka02 (170x190, 9Kb)
Случайно узнала, как произошло название прекрасного региона Подбескидья – Sucha Beskidzka. Мне удалось найти старую легенду в народном изложении, которая рассказывает, как и почему был переименована местность Подбескидья, первоначально называемая Мокрой (Моkra), также известная корчмой Рим (Rzym), из которой был похищен знаменитый чернокнижник пан Твардовский. Правда это или нет – судите сами :)

Моkra была красивой местностью у подножья гор. Поблизости было три живописных озера. Воды вокруг было достаточно, и поэтому, вероятно, местность получила это свое название - Мокрая. И неправда, что только в Кракове под Вавелем водился дракон. Еще до того, в Мокрой, у подножия горы устроил себе обиталище дракон Кицек (Kicek).
sucha_beskidzka_001 (700x525, 120Kb)
Это был дружелюбный и общительный дракончик, и потому местные жители относились к нему доброжелательно. Но, как потом выяснилось, до поры до времени. В старых летописях рассказывается, что однажды Кицек заскучал и созвал своих товарищей-драконов с разных мест на вечеринку. И так дракончик угостил своих гостей, что наутро после вечеринки они выпили… целое озеро!

Людям это не понравилось, и они выдвинули делегацию к Кицку, чтобы предупредить его, чтобы больше он таких вечеринок не устраивал. Опечаленный Кицек засел в своей пещере и почти перестал оттуда выходить… Со временем стало казаться, что дракон успокоился и посерьезнел. И даже стал опекать пчел, которых здесь было множество.
sucha_mioduszyna_2 (700x456, 92Kb)
Прошло сто лет, люди забыли об этом инциденте, а дракон Кицек снова соскучился по общению и пригласил веселую компанию из родственников, организовав вторую вечеринку, еще более шумную, чем первая. После вечеринки, естественно, протрезвевшие драконы выпили второе озеро.

Тут терпение и понимание людей закончилось. Вооруженные дубинками, палками и всем, что было под рукой, они пришли к пещере хлебосольного Кицка, угрожая, что если он еще раз позовет кого-нибудь в гости, он будет изгнан и станет никому не нужным бездомным драконом, и даже в летописях о нем не будет упоминаться. Кицек сокрушался, ему было так стыдно, что он снова залез в свою пещеру...
Но, как известно, время сглаживает память. Прошло еще сто лет… Природу общительного дракона не изменить, и Кицек в третий раз созвал гостей. После очередной пирушки исчезло и третье озеро...

Это уже было слишком. Крестьяне вилами и косами загнали Кицка на край света. А в местности, где не было ни одного водоема, воцарилась сушь. Мокрая стала…Сухой! После изгнания Кицка людям стало немного грустно без веселого пьянчуги-дракончика, и, чтобы след о нем совсем не затерялся в веках, к названию местности они стали добавлять: bez Kicka. Со временем о Кицке стали забывать и Sucha bez Kicka стала называться Sucha Bezkidzka.
©Cayetana_de_Alba
Рубрики:  Bajkowy Zakatek

Метки:  

Человек Слова

Суббота, 19 Мая 2012 г. 17:45 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора

У поляков было два знаменитых Самуэля: Самуэль ЛАЩ и Самуэль ЛИНДЕ. Первый был коронным стражником при гетмане КОНЕЦПОЛЬСКОМ (XVII в.), превосходным солдатом и рубакой с неоднозначной, как и полагается настоящему солдату, биографией. Второй был составителем Словаря польского языка, конгениального нашему далевскому «Словарю Живаго великорусскаго языка». 

Сегодня - про одного расскажу. Потом и про другого...

Dalej
Рубрики:  Badania Jezykoznawcze

Метки:  

История одного памятника

Суббота, 19 Мая 2012 г. 10:04 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора via szhaman
Каждая история имеет странную привычку с чего-то начинаться. Некоторые начинаются с чего-то важного, другие - с какой-то мелочи. История, которую я хочу вам рассказать, для меня началась с одной картинки. На ней был изображена церемония вокруг странного вида памятника.
1 (418x600, 69Kb)
Подпись под картинкой гласила «Вильно. Церемония открытия памятника Мицкевичу».
Dalej
Рубрики:  Ciekawostki

Метки:  

Инквизиториатом разыскивается...

Пятница, 18 Мая 2012 г. 22:01 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора

 


Разыскивается обвиняемая в нелегальной проституции*), осужденная к трехмесячному заключению с последующим принудительным лечением в психиатрической больнице до исправления**) Анна МАРКУЗЕ, сбежавшая из-под стражи. Всем гражданским и военным властям, а также домохозяевам и частным лицам рекомендуется приложить все усилия к розыску Анны МАРКУЗЕ, а в случае встречи с ней, изловить и сдать властям. Словесный портрет: место рождения - Скоки, место жительства - Познань, религия - иудейская, возраст - 18 лет, рост 4 фута 8 дюймов, волосы светло-русые, лоб - высокий, брови - черные, глаза -серые, рот и нос - небольшие, передние зубы - сохранные, подбородок - округлый, лицо - овальное, кожа - здоровая, фигура - стройная, небольшая, язык - немецкий и польский. Особые приметы: на подбородке темная бородавка. Одежда - нет сведений.
  Познань, 9 сентября 1844 года  
Королевский Инквизиториат
*) Kurewstwo pokątne. - что-то вроде "бл#@ства подазборного" (от "по углам"). Кстати курва с бл#@ью - слова однокорневые. То и другое происходят от сошествия с прямого пути. Кurewstwo - от лат. curva - кривая, искривление, бл#@дь - от заблудшей, заблудившейся, что роднит обеих с моими сумасшедшими.
**) Detencja sądowa - принудительное лечение в психиатрической больнице лиц, совершивших преступление, но освобожденных от наказания по причине умственной неполноценности, либо психического заболевания.
Републикатор документа в фейсбуке проф. БАРТЫЗЕЛЬ пишет:
Кто знает, не обнаружился ли в этих краях веком позже ее внук Герберт. Вот кого следовало бы профилактически пролечить принудительно от интеллектуальной проституции.
В комментариях народ шутит: "С Инквизиториатом не забалуешь!" и "Неужели это те самые МАРКУЗЕ? Эх, куда смотрел наш Инквизиториат?!"
 
Источник:dtzkyyy Владимир Дворецкий

 

Рубрики:  Ciekawostki

Метки:  

Истоки польского синема

Пятница, 18 Мая 2012 г. 21:40 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора

Государственный архив кинофотодокументов Польши стал доступен и широкой публике. Многие класcические ленты были оцифрованы, в том числе и та, с которой начался национальный кинематограф страны.


Рубрики:  Lekcja Kina Polskiego

Метки:  

Наша книжная полка. Свои и чужие: поляки в столице империи

Четверг, 17 Мая 2012 г. 18:36 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора



«Поляки в продолжение нескольких десятков лет были по неисповедимым законам судьбы поставлены в отношения к России самые неприязненные. <…> В настоящее время тысячи семейств, проживающих в Петербурге и Москве, почти безо всякой, по-видимому, положительной цели, а также и другие города России не изъяты от неудовольствия видеть среди себя людей с выражением в лице бесконечного страдания и слепой покорности Провидению и между тем с нетерпением ожидающих только той минуты, когда они могут, вооружась всеми атрибутами зла явиться во всем своем безобразии».

Федор Савич. Меры к отстранению вредного влияния поляков на русское общество, 1867.

Dalej
Рубрики:  Tradycje i Etnogeneza

Метки:  

Nie wierz mi, nie ufaj mi

Четверг, 17 Мая 2012 г. 15:56 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора

Nie wierz mi, nie ufaj mi - Anna Jantar

Nim coś powiesz - zmilcz
Nim coś powiesz - zważ
Bo mówiąc przegrałbyś
A zmilczeć możesz jak poeta

Tyle zalet masz
Tyle zalet masz
I tyle pięknych wad
Cudownych tyle wad
A jednak

Nie wierz mi, nie ufaj mi
Bo z rąk ci się wywinę
Nie jest tak, że w kilka dni
Zdobywa się dziewczynę

Poprowadzisz mnie
Przeprowadzisz mnie
Przez zaufania próg
Gdzie już byś mógł
mnie mieć za swoją

A ja umknę ci
A ja wymknę się
I ty nie będziesz mógł
I ty nie będziesz mógł
Mnie pojąć

Nie wierz mi, nie ufaj mi
Bo z rąk ci sie wywine
Nie jest tak, że w kilka dni
Zdobywa się dziewczynę

Рубрики:  Polska Muzyczna

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Как гитлеровцы инсценировали Катынь (документы)

Четверг, 17 Мая 2012 г. 11:16 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора Это цитата сообщения Сосипатр_Изрыгайлов [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Как гитлеровцы инсценировали Катынь (документы)

Германские документы об эксгумации и идентификации жертв Катыни (1943 г.)

Сахаров Валентин Александрович
доктор исторических наук
МГУ им. М.В.Ломоносова




Катынская история, вопреки насаждавшимся в обществе наивным ожиданиям, стремительно превращается во все более тяжелую в морально–психологическом и политическом отношениях проблему для России, её народов, прежде всего, русского народа. Совершенно несостоятельными оказались попытки снять ее политическую остроту с помощью признания вины за ни кем не доказанный факт расстрела военнопленных польских офицеров органами НКВД СССР.

Возлагая, без всяких на то серьезных оснований, ответственность на советское руководство за их расстрел, политическое руководство РФ всячески затрудняет доступ широких кругов историков к архивным материалам, необходимым для объективного и всестороннего исследования катынской трагедии. Тем не менее, в распоряжении историков имеются источники, позволяющие обойти созданные преграды и развить аргументацию против этой, гитлеровско-геббельсовской по своему происхождению, версии, в пользу советской, сталинской по происхождению, версии её.

Речь идёт о документах органов фашистской Германии, осуществлявших эксгумацию трупов из массовых захоронений в Козьих горах (Катынский лес) и их идентификацию, а также пропагандистское сопровождение «Катынского дела». В них содержится ценнейшая информация, раскрывающая методы, которые германская полиция использовала в ходе т.н. «идентификации», и ставящая под вопрос её ценность. Данным выступлением мне хотелось бы привлечь внимание широких кругов отечественной и мировой общественности, историков к этой группе источников и обозначить их способность прояснить некоторые из наиболее важных вопросов катынской истории.

Но рассказ о них мне хотелось бы предварить фрагментом сообщения Западного штаба партизанского движения в Центральный штаб партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования от 27 июля 1943 г.: «Военнопленные, сбежавшие из Смоленского лагеря 20.7.1943 года, как очевидцы – рассказали:

Немцы, чтобы создать могилы в Катынском лесу, якобы, расстрелянных советской властью польских граждан, отрыли массу трупов на Смоленском гражданском кладбище и перевезли эти трупы в Катынский лес, чем очень возмущалось местное население. Кроме того, были отрыты и перевезены в Катынский лес трупы красноармейцев и командиров, погибших при защите подступов гор. Смоленск от немецких захватчиков в 1941 году и погибших при вероломном нападении фашистской авиации на Смоленск в первые дни Отечественной войны. Доказательством этому служат вырытые при раскопках комсоставские ремни, знаки отличия, плащи и другие виды обмундирования Красной Армии» (см. Приложения №№ 1-6)[1].

В основе гитлеровско-геббельсовской версии катынской истории лежали протоколы допросов местных жителей, проведенные тайной полевой полицией и гестапо, в которых сообщалось о прибытии в апреле – мае 1940 г. на станцию Гнёздово вагонов с польскими офицерами, а также о якобы имевших место слухах, что они расстреливались в той части Катынского леса, которая называется Козьими горами. Основанием для таких выводов якобы служили рассказы о том, что из леса слышались выстрелы. Единственный, кто утверждал, что сам слышал их, – крестьянин П.Киселев, живший рядом с лесом.

К этим показаниям принято относится с доверием, хотя они содержат цифры военнопленных, доставленных в Гнёздово, значительно превышающие число как содержавшихся в Козельском лагере УВП НКВД СССР, так и захороненных в Козьих горах. После изгнания оккупантов те из них, кто выжил, заявляли о вынужденном характере своих показаний и о принуждении подписываться под документами на немецком языке, которым они не владели[2]. Адепты германо-фашистской версии катынской истории эти заявления игнорируют как вынужденные лжесвидетельства. Однако сохранились подлинные протоколы допросов и тексты присяги, подтверждающие правильность их показаний органам советской власти в этом пункте. Они действительно выполнены на немецком языке и подписаны как допрашиваемыми, так и германскими полицейскими и судебными чиновниками (см. Приложения №№ 7 – 12)[3]. Иначе говоря, допрашиваемые подписывали протоколы, не зная их точного содержания, вынужденно доверяясь устному переводу, о правильности которого они судить не могли. Значит, ценность их, как документов, адекватно отражающих содержание их рассказов, оказывается под сомнением. Во всяком случае, она должна быть доказана, прежде чем её можно использовать, как достоверные свидетельства о расстреле польских военнопленных офицеров в Козьих горах весной 1940 г.

 В этой связи нельзя не обратить внимания на то, что никто из допрашивавшихся не отмечал зловония, которое должно было далеко распространяться от Козьих гор и выдавать факт массовых расстрелов и захоронений гораздо надежней, чем слухи о выстрелах в лесу. Показательно, что о сильном, трудно переносимом трупном запахе сообщали даже те, кто посещал вскрытые могилы в апреле – мае 1943 г. Особенно странно, что об этом ничего не сообщает П.Киселев, живший примерно в 500 м. от места массовых захоронений и якобы слышавший не только выстрелы в лесу, но и сопровождавшие их крики после того, как туда в закрытых машинах привозили польских военнопленных офицеров. Но «слона-то» он как-то странно «не замечал» - не чувствовал зловония, издаваемого сначала сотнями, а потом и тысячами трупов, разлагающихся в процессе постепенного (примерно, в течение 45 дней) заполнения огромных ям. Не ведал о нём, и все!

Dalej
Рубрики:  Jako Feniks z Popiolow...

Метки:  

Иди со мной

Четверг, 17 Мая 2012 г. 10:32 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора Power of Trinity - Chodź ze mną





Ciągle brzmi nienawiść jak fałszywy ton
Wciśnij inny klawisz a naprawisz błąd
dyrygentem zostań i batutą rządź
nagle zjawi się ktoś, kto ma taki dar jak Ty
podobne spojrzenie i oka błysk

Chodź ze mną, zanim zobaczę usłyszę piękno
Nigdy nie powiem Ci dość x2
Chodź ze mną, oni tak szybko nie pobiegną
zrobimy trochę na złość x2

Zapomniałeś hasła do paru serc i kont
Odkop tę znajomość spróbuj to połączyć w trop
Pogadanki zostaw do czynu przejdź i nie
Nie zamykaj drzwi nie
Nie pal mostów bo lont
odetnę z pogardą i rzucę w kąt

Chodź ze mną, zanim zobaczę usłyszę piękno
Nigdy nie powiem Ci dość x2
Chodź ze mną, oni tak szybko nie pobiegną
zrobimy trochę na złość x2

Boisz się, że będziesz sam, radę Ci dam
musisz tylko trochę polubić ludzkość
i Ty też z kąta wyjdź dziewczyno, bo
nie grodzi Ci już dzisiaj samotność
dlatego znajdź dancefloor i rzadko gadaj
zawiruj jak my ostro
tańcz szaleńczo - podpowiadam
tańcz bracie, tańcz siostro

Zapomniałeś hasła do paru serc i kont
Odkop tę znajomość spróbuj to połączyć w trop
Pogadanki zostaw do czynu przejdź i, nie
Nie zamykaj drzwi, nie
Nie pal mostów bo lont
odetnę z pogardą i rzucę w kąt

Chodź ze mną, zanim zobaczę usłyszę piękno
Nigdy nie powiem Ci dość x2
Chodź ze mną, oni tak szybko nie pobiegną
zrobimy trochę na złość x2

Chodź ze mną, pokażę wiedzę Ci tajemną
starych zaklęć znajomość x2
Рубрики:  Polska Muzyczna

Метки:  

А ты молчишь, не отвечаешь, и виноград ты ешь зеленый

Среда, 16 Мая 2012 г. 16:58 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора


Томашув

А может, нам с тобой в Томашув
Сбежать хоть на день, мой любимый.
Там, может, в сумерках янтарных
Всё тишь сентябрьская стынет.

В том тихом доме, белой зале,
Где всё стоит теперь чужое
Наш разговор печальный давний
Должны закончить мы с тобою.

А может, нам с тобой хоть на день
Сбежать в Томашув, мой любимый.
Там, может, в сумерках янтарных
Всё тишь сентябрьская стынет.

Из ясных глаз моих ложится
Слезою след к губам солёный.
А ты молчишь, не отвечаешь,
И виноград ты ешь зелёный.

Тот дом – покинутые залы
И до сих пор понять не в силах:
Вносили люди чью-то мебель,
Потом в раздумье уходили.

И всё же много там осталось
И тишь сентябрьская стынет.
Так может снова нам хоть на день
Сбежать в Томашув, мой любимый?

Из ясных глаз моих ложится
Слезою след к губам солёный.
А ты молчишь, не отвечаешь,
И виноград ты ешь зелёный.


Тот дом покинутый, та зала
И до сих пор, понянь не в силах
Вносили люди, чью-то мебель,
Потом в раздумьях выходили
А всё же много там осталось

И тишь сентябрьская стынет
Так может снова нам, хоть на день
Сбежать в Томашув, мой любимый?
Глаза мои поют с мольбою «Du holde Kunst…»

И сердце рвётся и надо ехать
Дал уж руку, в руке моей она спокойна
И уезжаю тебя оставив,
Как сон беседа наша рвётся, благословляю, проклинаю
«Du holde Kunst…», и всё, без слова

А, может, нам с тобой в Томашув
Сбежать хоть на день, мой любимый
Там, может. В сумерках янтарных
Вся тишь сентябрьская остынет

Из ясных глаз моих ложится
Слезою след, к губам солёным
А ты молчишь, не отвечаешь
И виноград ты ешь зелёный…

 /Примечание: Du holde Kunst,In wieviel grauen Stunden… «О, Великое искусство, сколько раз в часы печали»-песня Шуберта./

Ю.Тувим

 

Jeszcze jeden fragment nagrania z 1970.
Muzyka: Zygmunt Konieczny
Słowa: Julian Tuwim "Przy okrągłym stole":

A może byśmy tak, jedyna,
Wpadli na dzień do Tomaszowa?
Może tam jeszcze zmierzchem złotym
Ta sama cisza trwa wrześniowa...
W tym białym domu, w tym pokoju,
Gdzie cudze meble postawiono,
Musimy skończyć naszą dawną
Rozmowę smutnie nie skończoną.

Do dzisiaj przy okrągłym stole
Siedzimy martwo jak zaklęci!
Kto odczaruje nas? Kto wyrwie
Z nieubłaganej niepamięci?

Jeszcze mi ciągle z jasnych oczu
Spływa do warg kropelka słona,
A ty mi nic nie odpowiadasz
I jesz zielone winogrona.


Jeszcze ci wciąż spojrzeniem śpiewam :
"Du holde Kunst"... i serce pęka!
I muszę jechać... więc mnie żegnasz,
Lecz nie drży w dłoni mej twa ręka.

I wyjechałem, zostawiłem,
Jak sen urwała się rozmowa,
Błogosławiłem, przeklinałem:
"Du holde Kunst! Więc tak bez słowa?"

Ten biały dom, ten pokój martwy
Do dziś się dziwi, nie rozumie...
Wstawili ludzie cudze meble
I wychodzili stąd w zadumie...

A przecież wszystko - tam zostało!
Nawet ta cisza trwa wrześniowa...
Więc może byśmy tak, najmilsza,
Wpadli na dzień do Tomaszowa?...

 

Рубрики:  Polska Muzyczna

Метки:  

Понравилось: 3 пользователям

Пещера короля Владислава III Локетка. Малопольская легенда

Среда, 16 Мая 2012 г. 12:59 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора Это одна из самых известных польских карстовых пещер, которая связана с легендой о короле Владиславе III Локетке. В ней укрывался будущий король от преследований чешского короля Вацлава II.
Wojciech_Gerson-Lokietek_pod_Ojcowem (700x460, 85Kb)
Войчех Герсон. «Локетек под Ойцовом»

Локетек пребывал в пещере около шести недель, а жизнь ему спас паук – сплел плотную паутину, закрывающую вход в пещеру и введшую погоню в заблуждение: преследователи подумали, что в пещеру много дней никто не входил и вернулись ни с чем.
lokiet1 (280x388, 20Kb)
Пещера расположена в живописном Ойцовском национальном парке и является сегодня туристическим объектом для путешествующих по долине Прондника. С 1987 года пещера имеет электрическое освещение, а группы туристов посещают ее под присмотром гида.
lokiet2 (288x421, 22Kb)
Ведет к пещере расщелина длиной 20 метров, которая, вероятно, была когда-то фрагментом коридора, потолок которого рухнул. Расщелина поворачивает налево и по деревянной лестнице можно спуститься в большой главный коридор. Главный коридор ведет в Залу Рыцарей длиной 25 м и шириной 10 м. Отсюда начинается путешествие по подземным комнатам – кухне, королевской спальне и т.д. В пещере есть сталактиты. Температура в пещере составляет 7-8 ° C градусов. Пещера Локетка была объявлена памятником в 1924 году и с тех пор оптимизирована для массового туризма. Ежегодно в ней бывают около 30-40 тысяч человек.
lokiet3 (281x392, 19Kb)
Рубрики:  Bajkowy Zakatek

Метки:  

Болтунья Бася. Кашубская сказка

Среда, 16 Мая 2012 г. 11:31 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора dd50d20bfbee (580x580, 90Kb)
Рыбаки неразговорчивы, это всякий знает. В море выйдут — молчат, на берег вернутся усталые — и тут редко от них слова дождёшься. И не диво. Рыбак с кем дело имеет? С рыбами. А рыбы народ молчаливый, да и людского голоса они не любят, пугаются. И жёны рыбацкие скупы на речи, и матери попусту слов не тратят.

Только и в сосновом бору не всякое дерево прямо растёт. И в стаде, бывает, уродится корова с кривыми рогами. Так вот, в одном рыбацком селении, что раскинулось у самого моря, жила дочь рыбака по имени Бася, по прозванью Болтунья, а прозвище люди не зря дают.

Сама-то Бася была девушка неплохая, собой красивая и сердцем добрая. Зато язычок у неё — что трещотка, которой воробьев да ворон в саду распугивают. С утра до вечера мелет — слова, будто зерно из дырявого мешка, сыплются.
Отец её, когда непогода выдавалась и в море выходить нельзя было; уши паклей затыкал, чтобы дочку не слышать.

Но нашу Басю так просто не перехитришь: плохо отцу слышно — значит, громче кричать надо. Потеряет старый рыбак терпение, скажет: «Лучше бы пошла погуляла». Ну, она плошки да горшки бросит, нарядится и пойдёт по селению. К одним соседям зайдёт — поговорит, к другим заглянет — опять поговорит. Откуда только у неё слова брались!

Однажды утром проснулась Бася, а отец уже в море собирается, высокие рыбачьи сапоги обувает. У Баси глаза раскрылись и рот раскрылся.

Dalej
Рубрики:  Bajkowy Zakatek

Метки:  

Фрэнк Синатра по-польски

Среда, 16 Мая 2012 г. 07:57 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора Фрэнк Синатра по-польски. Let Poland Be Poland


Рубрики:  Polska Muzyczna

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Польский гербарий

Вторник, 15 Мая 2012 г. 21:15 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора

 Польский гербарий(гербовник). Историко-генеалогические сведения о шляхетских родах. Составил и издал Адам БОНЕЦКИЙ. В 16 томах (формата А3, только что не петитом. В каждом томе по 200 и более страниц). Варшава. G. GEBETHNER i sp. w Krakowie. 1899 (Adam BONIECKI, Herbarz Polski. Wiadomosci histotyczno-genealogiczne o rodach szlacheckich). Дозволено цензурой, Варшава, 1 апреля 1899 г

***     Из Предисловия к I тому: 

В будущем, когда все городские и земские дела бывшей Речипосполитой будут просмотрены и будет подведен общий итог, мы узнаем точное число польской шляхты и ее историю. Поскольку не одно поколение пройдет, пока это наступит, я думаю, что нынешнее издание обильных и важных историко-генеалогических сведений о шляхетских родах, собиравшихся мною двадцать пять лет в государственных архивах будет не только интересным, но и полезным.

Эти сведения, сосредоточенные в алфавитном порядке соответственно фамилиям, и составили «Гербарий» таких больших размеров.

Прежние «Гербарии», равно как и те, что под разными названиями выпускались в последнее время, не отвечают своему назначению, поскольку они слишком уж мало сведений дают о семьях и родах. Сведения эти часто неточны или ошибочны, а иногда вообще помещаются в гербариях для придания известности ранее никому не ведомому роду, поскольку свидетельств о потомках и местах их проживания в этих "Гербариях" нет. Такие гербарии могли утешить самолюбие некоторых семей, но одновременно они теряли свою научную ценность, которой исследователь нашего прошлого мог бы воспользоваться с полным доверием…

Наш «Гербарий» делится на две части. Первая часть охватывает историко-генеалогические сведения о шляхетских родах, вторая часть – список сенаторов, высокопоставленных особ и земских чиновников бывшей Речипосполитой. Этот список опирается на номинации и другие акты, заверенные нотариально, и дает нам возможность узнать, представители каких родов, в какое время и где занимали свои высокие должности…

Обнаруженные в актах сведения о шляхетских родах я старался упорядочить и преподнести с максимальными сокращениями, сообщая, откуда они взяты, чтобы предоставить возможность исследователю подтвердить аутентичность моих данных. При указании учреждений источников информации в тексте «Гербария» я не приводил, потому что они приведены во второй его части, в списке высокопоставленных лиц… 

Поскольку в «Гербарии» я помещал только сведения, почерпнутые из государственных актов, постольку читатель не найдет в нем того, чтО о шляхетских родах сообщали предыдущие «Гербарии». Поэтому в именных статьях о многих родах, - даже из самых знаменитых, - читатель найдет меньше деталей, чем в статьях о родах менее известных, о которых до сих пор могло быть едва слышно, или говорилось предельно кратко в других «Гербариях»…

 ***

В Предисловии к I тому Адама БОНЕЦКОГО еще много чего интересного сказано, но читатель может и сам это прочитать. Скажу только, что в V томе я обнаружил статью, озаглавленную – как бы Вы думали, как? – ну конечно: «DWORZECCY v. DWORECCY) herb Ostoja». Герб у поляков – ровно то же самое, что и тейп у чеченцев. Не знаю, как у последних, но когда я читал довольно обширный список фамилий, родоначальники которых принадлежали к этому гербу а их очень много), мне захотелось отметить такие из них: Boratyński, Chodorkowski (в Восточной Польше, в Белостоцком воеводстве, у российской границы, есть местечко ChodOry, название которого произошло от имени его польского владельца), Czeczot (Анджей ЧЕЧОТ - известный польский художник-карикатурист, ранее работавший в урбановских "Шпильках"), Mościcki (Игнацы МОЩЧИЦКИЙ - последний президент довоенной Польши, правивший после ПИЛСУДСКОГО), Mrożek (Славомир МРОЖЕК - польский писатель-эмигрант), Potocki (был такой граф), Ścibor-Marchocki (некоронованный король курьезной «минковецкой республики», - всем рекомендую!), Turkułł (кто не знает, тому и не надо), Wasilewski (это не советский маршал, а соратник ПИЛСУДСКОГО – Леон ВАСИЛЕВСКИЙ, а также его украинская донька-сталинистка Ванда ВАСИЛЕВСКАЯ), Wysocki (вряд ли к нашему Владимиру ВЫСОЦКОМУ поляки с такой фамилией имели отношение, хотя не буду утверждать наверняка. Были ведь и чаезаводчики ВЫСОЦКИЕ и банкиры с такой фамилией)… 

В польской Википедии написано со ссылкой на Яна ДЛУГОША, что «ОСТОЯ - польский род болтливый и самодовольный ("Ostoja - Ród polski gadatliwy i zarozumiały"). Верно подмечено. 

Качать БОНЕЦКОГО отсюда 

 

 Всего издано 16 томов, доведено до буквы M.
Список томов:
T. 1: Aaron - Boniccy. 1899. IX, 385, V s.,
T. 2: Bonieccy h. Bończa - Chmieleńscy. 1900. 396 s.
T. 3: Chmielewscy - Czetowscy. 1900. 388 s.
T. 4: Czetwertyńscy - Dowiakowscy. 1901. 400, IV s.
T. 5: Dowiattowie - Gąsiorkowicz. 1902. 400, IV s.
T. 6: Gąsiorowscy - Grabowniccy. 1903. 396, IV s.
T. 7: Grabowscy - Hulkiewiczowie. 1904. 408, IV s.
T. 8: Humańscy - Jelonek. 1905. 396, IV s.
T. 9: Jelowscy - Kęstowiczowie. 1906. 400, IV s.
T. 10: Kęstowscy - Komorowscy. 1907. 391, IV s.
T. 11: Komorowscy - Kotowski. 1907. 397, IV s.
T. 12: Korty - Krzemieniewscy. 1908. 400, IV s.
T. 13: Krzemieniowscy - Lasoccy. 1909. 400, IV s.
T. 14: Lasoccy - Liwiński. 1911. 396, IV s.
T. 15: Liwscy - Łopuscy. 1912. 396, IV s.
T. 16: Łopuszańscy - Madalińscy. 1913. 240 s.
Том: Дополнения и уточнения. 1901. 256 s.

Соавтором 15-го и 16-го томов был Артур Рейский (Artur Reiski).

 

Источник: Владимир ДВОРЕЦКИЙ dtzkyyy

 

Рубрики:  Ksiegarnia

Метки:  

Характер украинца, поляка и москаля. Раритет...Укросвидомизм головного мозга

Вторник, 15 Мая 2012 г. 19:01 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора

 


Читая утром френдленту, наткнулся на текст из разряда "срочно в номер". Поскольку он - на иностранном языке, перевожу для тех, кто им не владеет пока. На язык международного общения.

Особо капризные читатели могут справиться с оригиналом по ссылке внизу.

Приятного чтения!

***

Характер украинца, поляка и москаля

Украинцы, поляки и москали отличаются друг от друга не только языком, но и целым рядом других свойств. Это может показаться удивительным, поскольку все три народа принадлежат к славянам, но разница между ними - в том, что составляет характер каждого из этих народов, - настолько велика, что если бы даже слить их языки в один, то и тогда ученые видели бы очень большие отличия между этими народами.

Читателям будет интересно знать, в чем собственно состоит эта разница и мы проиллюстрируем ее кратким изложением научного исследования профессора Владимира АНТОНОВИЧА.



СТРОЕНИЕ ГОЛОВЫ

Череп украинца, рассматриваемый сверху, имеет форму яйца, обращенного острым своим концом вперед. Череп москаля круглый. У поляка череп длиннее украинского. По ширине черепа украинца и поляка одинаковы, а у москаля он уже. Об этом свидетельствуют усредненные измерения, поскольку известно, что исключения могут быть во всех трех случаях.

Dalej
Рубрики:  Kunstkamera

Метки:  

200 лет полонофилу Герцену и польские катехизисы

Вторник, 15 Мая 2012 г. 15:41 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора

Совсем недавно случился тут один юбилей, 200 лет русскому мыслителю, философу, социалисту-утописту А.И. Герцену.


 

Я тут кое-что читаю у него. Весьма любопытное. Переписку с поляками по польскому вопросу. А так как польский вопрос в 19 Веке включал в себя и украинцев с белорусами, то ой как интересно.
Даю интересные выдержки.

******************************************************


… «Кровь и слезы, отчаянная борьба и страшная победа соединили Польшу с Россией.

По клоку отрывала Русь живое мясо Польши, отрывала провинцию за провинцией и как неотразимое бедствие, как мрачная туча подвигалась все ближе и ближе к ее сердцу. Где она не могла взять силой, она брала хитростью деньгами, уступала своим естественным врагам и делилась с ними добычей.

Из-за Польши приняла Россия первый черный грех на душу. Раздел ее останется на ее совести...

в 1854: «Чего хочет Польша? Польша хочет быть свободным государством, она готова быть соединенной с Русью, но с Русью тоже свободной... Для того, чтобы соединиться с нею, ей необходима полная воля. Поглощение Польши царской Россией нелепость, насилие...»

Польша, как Италия, как Венгрия, имеет неотъемлемое, полное право на государственное существование, независимое от России. Желаем ли мы, чтоб свободная Польша отторглась от свободной России, — это другой вопрос. Нет, мы этого не желаем,… и если Польша не хочет этого союза, мы можем об этом скорбеть, можем не соглашаться с ней, но не предоставить ей воли — мы не можем, не отрекаясь от всех основных убеждений наших.


Что касается до главного вопроса, до самобытности Польши, он решен самим языком; ни один русский крестьянин не считает Польшу Россией. Вся Русь говорит: «в Польшу», «из Польши». Но где черта, за которой оканчивается Русь и начинается Польша? Это определить труднее, но не из патриотизма, а из того, что у нас недостает самого главного элемента для решения вопроса.

Что мы возьмем за его основание? Присоединение Червонной Руси к Польше или присоединение Украины к России в половине XVII столетия? Между ними целый век борьбы Речи Посполитой с казаками. В продолжение ее два стремления, два противуположных потока обозначаются в южной Руси шляхетство, паны — тянут к аристократической республике; нижний слой, народ, казаки, — напротив, в постоянной вражде с Польшей. Хмельницкий не из любви к Москве, а из нелюбви к Польше отдался царю. Москва или, лучше, Петербург обманули Украину и заставили ее ненавидеть москалей. Как же решить вопрос об ней? Давность владения ничего не доказывает. Утраченное владение — еще меньше. Право завоевания? Последний захвативший будет владеть, пока другая сила его сгонит. Завоевание — факт, а не право.

Естественных границ нет — ни цепи гор, ни больших рек; остается искать иных оснований в самой жизни народа, в его быте... Там, где народ исповедует православие, говорит языком, более близким к русскому чем к польскому, там, где он сохранил русский крестьянский быт, мир, сходку, общинное владение землей, — там Он, вероятно, захочет быть русским. Там, где народ исповедует католицизм или унию, там, где он утратил общину и общинное владение землей, там, вероятно, сочувствие с Польшей сильнее и он пойдет с ней. … Ну, если после всех наших рассуждений Украина, помнящая все притеснения москалей, и крепостное состояние, и наборы, и бесправие, и грабеж, и кнут, с одной стороны, и не забывая, с другой, каково ей было и за Речью Посполитой с жолнерами, панами и коронными чиновниками, — не захочет быть ни польской, ни русской? По-моему, вопрос разрешается очень просто. Украину следует в таком случае признать свободной и независимой страной.

В Малороссии живут люди, — люди, подавленные рабством, но не настолько сломанные правительством и помещиками, что потеряли всякое чувство народности; совсем напротив, родовое сознание у них очень развито... что же это будет за шаг к их освобождению, когда, снимая московские цепи, им скажут, что они должны принадлежать Польше?

Развяжемте им руки, развяжемте им язык, пусть речь их будет совершенно свободна, и тогда пусть они скажут свое слово, перешагнут через кнут к нам, через папеж к вам или если они умны, протянут нам обоим руки на братский союз и на независимость от обоих.

Вот почему я так высоко ценю федерализм. Федеральные части связаны общим делом, и никто никому не принадлежит, ни Женева Берну, ни Берн Женеве. В 1851 году католическая реакция в Фрибургском кантоне вывела из терпения протестантский Муртен. Жители Муртена хотели отложиться от кантона; дело не состоялось, но никому и в голову не пришло говорить о том, принадлежит ли Муртен кантону или нет, изменяет ли Муртен или нет. Федеральные единства могут даже существовать при таком антагонизме, какой находится между Северными Штатами и Южными в Америке. Централизация, жертвующая самобытностью частей, стремящаяся к полицейскому однообразному фрунту, убивающая все индивидуальное, характерное, местное, всегда будет качаться между Николаем и Бонапартом.

Если Россия, освободивши крестьян с землею, действительно взойдет в ту новую фазу жизни, о которой мы говорили, я не думаю, чтоб Украина захотела отделиться от нее. Она тогда не будет иметь тех причин, которые заставляли ее в половине XVII столетия бросаться к татарам, к Москве от дворянски-католического ига Речи Посполитой, а при Петре I отдаться шведам.

Если же Россия, запнувшись на первом шаге, останется под розгой помещика, под палкой полиции, без суда, без прав, управляемая ординарцами и писарями, если все это движение окажется слабым и мы безропотно воротимся к николаевскому времени, тогда не только Польше, не только Украине не следует оставаться с Россией, но следует им соединиться, идти на Москву и разгромить все это исполинское здание рабства.

Вот вам весь наш взгляд, и, что бы ни сказали русские патриоты или ваши, мы его не изменим и не изменим ему потому, что мы убеждены в его истине и сердцем и умом."


"...Одни ли в самом деле судьбы всего славянского мира в будущем или нет?

Вы уже видели, что мы разрешаем этот вопрос ф е д е р а л и з а ц и е й. Если Польша хочет иного решения, да будет на то воля ее.


...Какие бы разномыслия у нас ни являлись с разными оттенками польской эмиграции, от социалистов, с которыми мы всего ближе, до олигархов партии князя Чарторижского, с которыми мы всего дальше, — мы слишком уважаем их веру, их твердость, их несокрушимое постоянство в несчастии и слишком сознаем все зло, сделанное Польше русскими руками, чтоб быть их противниками; скорее мы вынесем несправедливость к нам, чем будем поднимать усобицу.



А о взглядах Чарторижского (Чарторыйского), выраженными в "Польском катехизисе", остановимся поподробней.







Русские либералы, сочувствующие Герцену, не верили своим глазам, когда читали пресловутый «Польский катехизис», документ, созданный партией Адама Чарторыйского. Этот документ, перехваченный у противника и опубликованный в газете «Русский инвалид» в разгар восстания, смутил всё русское общество и вызвал поначалу долгое и недоумённое молчание. «Открылись притязания поляков на Западный край, и эти притязания... показали невозможность какой бы то ни было полюбовной развязки дела», – вспоминал Н.Н. Страхов. О притязаниях в «Польском катехизисе» говорилось недвусмысленно: «У Англии колонии – все её богатства, но они удалены; у Польши есть своя Индия: Украина и Литва, – колонии эти с Польшею составляют одно целое и при уме и знании вести дело, никогда в материальном отношении не будут от неё отторгнуты». Толстой, узнав из русской печати подробности, хотел было идти в армию, чтобы участвовать в польских событиях 1863 года на стороне русского правительства. Достоевский отправляет одного из своих героев участвовать в польской кампании, и тому удаётся отличиться, получить солдатский крест и быть произведённым в унтер-офицеры, а потом сразу и в офицеры.

«Помни, что Россия – первый твой враг, а православный есть еретик (схизматик), и потому не совестись лицемерить и уверять, что они твои кровные братья, что ты против русских ничего не имеешь, а только против правительства, но тайно старайся мстить каждому русскому: он, по своей ненависти к римской церкви и к полякам, не будет никогда твоим другом и всегда поддержит в насилии против тебя своё правительство... Если ты намерен вступить в русскую службу, то служи только там, где можно рассчитывать на верный доход... Старайся всеми мерами, где только откроется возможность, нажиться за счёт русской казны; это не лихоимство и не порок, а добродетель; потому что, обирая русскую казну, ты чрез то самое обессиливаешь враждебное тебе государство и обогащаешь свою родину, и святая церковь простит тебе такое преступление».

В «Польском катехизисе», документе резко националистическом, презрение ко всему русскому содержалось в каждом параграфе – грубыми оскорблениями и поношением были пропитаны и его дух, и его буква. Не только государственник Катков или почвенники Достоевский и Страхов находили «претензии поляков отвратительными»; подобного мнения придерживались и славянофилы И.С. Аксаков, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, и историки С.М. Соловьев и М.П. Погодин, и либерал К.Д. Кавелин, и поэты Тютчев и Фет, и даже крайний западник Тургенев, который в январе 1863 года писал П.В. Анненкову: «Нельзя не желать скорейшего подавления этого безумного восстания, столько же для России, столько для самой Польши».

«Говоря с русскими, – советовал “Катехизис”, – старайся выводить его из терпения: по всей глупой и откровенной натуре, в спорах, русский выскажется, а это тебе только и нужно; зная цель врага, ты противопоставишь ему верное оружие... Затрагивай искусно самолюбие русского и пользуйся им». Вся программа «Польского катехизиса» внушала убеждение, что любое преступление относительно России, при всей гнусности его, есть дело нравственное.


Похоже, этим самым катхизисом многие поляки руковoдствуются до сих пор.

Жаль.

Рубрики:  Tradycje i Etnogeneza

Метки:  

Поиск сообщений в Moja_Polska
Страницы: 505 ... 82 81 [80] 79 78 ..
.. 1 Календарь