Польский костюм XVI -XVII в. |
Польский мужской костюм испытал множество влияний на протяжении XVI века — немецкое, итальянское, испанское, восточное. Оно сказывалось, прежде всего, в облике знати и состоятельных мещан. Однако положение небольшого государства в окружении сильных и агрессивных соседей поддерживало особенные патриотические и национальные чувства поляков, которые полностью разделяли представители всех сословий.
Метки: польский костюм М. Н. Мерцаловa |
Еще про Баську |
Когда я был маленьким, у меня была любимая книжка. Называлась она немного странно и, пожалуй, загадочно — «Повести». Но я-то знал, что никакие это не «Повести», а просто «Миколка-паровоз» — удивительно весёлая, как мне тогда казалось, история о мальчике, о его стареньком дедушке, о нехороших царских жандармах и о никогда не унывающих смелых революционерах. В книжке была и ещё одна история, которая — на фоне «Миколки-паровоза» — мне нравилась несколько меньше. Не знаю почему, но она казалась мне какой-то чуточку холодной, чужеватой, что ли… Хотя там тоже было много весёлого — может быть, даже слишком весёлого.
А может, она оттого казалась мне чужеватой, что у неё было какое-то незапоминающееся название — «Про смелого вояку Мишку и его славных товарищей». Сейчас смотрю — вроде бы не так уж и длинно, а вот тогда — никак не запоминалось. История та рассказывала о какой-то мало мне известной войне, но не о Гражданской войне, где все были одеты кое-как, воевали чем попало, а командиры были все с усами. Нет, там была совершенно нормальная армия, с батальонами, в одинаковой форме, с одинаковым оружием — вполне регулярная армия, как я бы сейчас сказал. И командиров там было незаметно, и революционеров там никаких не было, а были там одинаковые красноармейцы, или даже просто солдаты. Красноармейцы-солдаты спокойно и без героических подвигов делали своё солдатское дело: без особых приключений побеждали врагов, которые назывались белополяки. Война та была очень ровная и спокойная, без потерь, без дождей и без грязи под ногами, хотя и закончилась она уже поздней осенью.
И ещё очень весёлая она была, та война с незадачливыми и придурковатыми белополяками. Потому что в первом батальоне всеобщим любимцем красноармейцев-солдат был чёрный пёс по кличке Жук, во втором батальоне — козёл Весёлая Борода, большой любитель махорки, ну а в третьем — в третьем батальоне числился медведь Мишка.
Вот о весёлых похождениях этой троицы и рассказывалось в книге. Там были очень смешные эпизоды. И как солдаты-красноармейцы обрядили Мишку в трофейную уланскую униформу, с шикарными такими погонами, а Мишка тут же разодрал штаны, но согласился на мундир. И как однажды Мишка тихонечко забрался в польский самолёт, у которого что-то там сломалось, а потом до смерти перепугал белопольского лётчика, обнаружившего Мишку уже в полёте. И как Мишка обратил в бегство отряд белопольских улан, свалившись с дерева прямо на их командира. Да много чего смешного там было…
А ещё Мишка участвовал в боях, подносил патроны:
Пулемётчики ведут огонь, а Мишка коробки с лентами таскает. Целую груду схватит в охапку и несёт, с ноги на ногу переваливаясь, покряхтывает, сопит… Ужасались белополяки, шептали: «Свента матка боска!» — крестились при виде необыкновенного бойца-пулемётчика…
Непонятная та война закончилась довольно грустно: пёс Чёрный Жук состарился, поседел и оглох на одно ухо, козёл Весёлая Борода добаловался, перескакивая через составленные «в козлы» винтовки, а Мишку вначале отдали в зоосад, а потом он попал в цирк. Я не припомню, чтобы в книге говорилось о каких-то других неприятностях, связанных с той войной…
Трудно сказать, насколько реальную историю рассказал писатель Михась Лыньков и был ли на самом деле в Красной Армии такой героический медведь. Ирония судьбы заключается в том, что подобный медведь наверняка был, но… у «белополяков».
Точнее, не медведь, а медведица, и не простая медведица, а белая. По кличке Баська. Ещё её называют Баська Мурманская, потому что её, исконно нашу белую медведицу Баську, белые же поляки-«мурманцы» вывезли из северной России — нет, не из Мурманска. Из Архангельска.
«Gdzie Rzym, a gdzie Krym!» — гласит польская пословица. Где Варшава, а где Архангельск!.. Какая нелёгкая занесла поляков аж в Архангельск?.. Какого лешего они там забыли?..
Какая нелёгкая — оно известно, какая… Всеобщий и безусловный хаос, воцарившийся на территории бывшей Российской империи к лету 1918 года. После заключения Брестского мира большевистское правительство потеряло к прежней русской армии всякий интерес, на Украине прочно обосновались немецкие войска, и для остатков польских формирований, составленных из тех поляков, кто служил в русской армии, кратчайшим путём на родину неожиданно оказался самый длинный путь — через Архангельск и затем вокруг северной Европы.
Надо сказать, что большевики отнюдь не сочувствовали всему этому предприятию, так что из многих тысяч поляков до российского Севера добрались их всего лишь две-три сотни — вот они и стали потом называться в Польше «мурманцами».
Существует немало легенд, связанных с Баськой. По одной их них, полугодовалая медведица попала к «мурманцам» в результате амурного приключения некоего подхорунжего по фамилии Карась. Дело было так. Подхорунжий Карась соперничал с одним итальянским капитаном за сердце местной красавицы (а в Архангельске ведь располагались тогда не только поляки, но и англичане, американцы, французы, итальянцы и даже сербы — все бывшие союзники России, для краткости называемые нами интервентами). Так вот. Пленить сердце той красавицы можно было, якобы, исключительно демонстративной любовью к животным, и поляк с итальянцем старались вовсю: однажды-де капитан продемонстрировал красавице лису, но подхорунжий в ответ привёл волчонка — итальянская карта оказалась бита. Тогда пылкий итальянец раздобыл где-то голубого песца, и честь Польши повисла буквально на волоске. Спасая упомянутую честь, подхорунжий Карась и купил у какого-то местного жителя юную медведицу, будущую Баську…
Рассказывают, что в полной мере насладиться плодами своего триумфа Карасю не удалось: в тот же день он получил десять дней ареста за то, что неискушённая во флирте Баська, не оценив ухаживаний со стороны любимого пса английского генерала, одним ударом навсегда избавила его ото всех волнений (пса, конечно, а не генерала). Ну а Баська официально стала «дочерью полка»: её поставили на довольствие и определили в пулемётную команду «мурманцев».
Баська Мурманская — официальная «дочь полка»
В сентябре 1919 года польские интервенты пароходом отправились на родину, в Польшу. С ними, разумеется, покинула родные пенаты и Баська — как же без неё-то?..
Трудно сказать, насколько Баська сотрудничала с белополяками и участвовала ли она в боях на их стороне, но достоверно известно, что в декабре 1919 года, в Варшаве, она участвовала в торжественном прохождении «мурманцев» перед самим Юзефом Пилсудским. Более того — в нужный момент сообразительная Баська чуть ли не встала на задние лапы, передней же лапой поприветствовав «начальника» польского государства. Вот картинка, на которой запечатлено это незабываемое событие. Оркестр под картинкой — видимо, это сводный оркестр варшавской полиции — исполняет «Марш Пилсудского» (запись 1929–1930 годов). Если вас не слишком впечатлит самое начало марша, то потерпите чуть-чуть, ибо секунд через сорок там зазвучит мелодия знаменитой «Первой бригады» — мелодия, которую в Польше знает каждый:
Встреча Баськи Мурманской с «начальником государства» Юзефом Пилсудским.
Если помните, смелый вояка Мишка из повести Лынькова числился у красноармейцев в третьем батальоне. В начале 1920 года «мурманцы» тоже стали третьим батальоном — в составе 64-го пехотного полка возрождённой польской армии. К сожалению, аналогии с повестью на этом не заканчиваются: подобно козлу Весёлая Борода, по неосторожности принявшему смерть на красноармейских штыках, Баська Мурманская, увы, погибла на крестьянских вилах.
Случилось это, вероятно, вскоре после возвращения «мурманцев» от Пилсудского. Их отряд располагался тогда в крепости Модлин, на берегу Вислы. Каждый день Баська, помнившая ещё студёные арктические воды, с огромным удовольствием плескалась в холодной воде зимней Вислы. И вот однажды, играя и резвясь, она сорвалась с цепочки, переплыла Вислу и доверчиво направилась к тамошним людям. Люди, однако, восприняли её появление среди крестьянских построек словно неожиданный дар небес: предприимчивый местный крестьянин сразу сообразил, что из медвежьей шкуры получилась бы ведь неплохая шуба для его жены. Приученная ко всеобщей любви, Баська даже и не пыталась защищаться.
Когда «мурманцы», погнавшиеся было на лодке вслед за Баськой, достигли берега, было уже слишком поздно. Более того, крестьянин не только не чувствовал никакого раскаяния, но даже и выдать убитую им медведицу согласился только после того, как разгорячённые солдаты предъявили ему увесистые аргументы в виде выдернутых из ближайшей изгороди палок…
Пишут, что чучело Баськи Мурманской даже ещё и в сороковых годах, сразу после окончания мировой войны, можно было увидеть в варшавском музее Войска Польского. Потом его убрали из экспозиции, и где оно находится теперь и сохранилось ли вообще — не знает уже никто…
Валентин Антонов, ноябрь 2010 года
О поляках в Мурманске можно прочитать, скажем, в их Википедии http://pl.wikipedia.org/wiki/Murmańczycy>
Метки: медведица баська |
Девчонки из универмага / Galerianki (2009/DVDRip) |
Метки: galerianki девчонки из универмага |
Как польский Белый Орел оказался в России? |
Метки: эмблема белый орел польша герб |
Медведи - солдаты Войска Польского |
Метки: войтек баська медведи на службе |
Ходили ли поляки с саблями на танки? |
Метки: ежи косак конные атаки |
CZERWONE MAKI NA MONTE-CASSINO – героям Польши |
Метки: монте-кассино |
Джимальский против Республики |
Метки: дариуш джимальский drzymalski przeciw rzeczypospolitej |
Княжы Гуф |
Метки: княжы гуф ваенна-гiстарычны клуб |
Свитезь |
http://szhaman.livejournal.com/785100.html
Русский перевод баллады Вот тут вот
Метки: свитезь адам мицкевич |
Антология одной песни - Jada wozy kolorowe / Разноцветные кибитки |
Метки: jada wozy kolorowe |
"Россия поет Польшу - 5" |
Сборник "Россия поет Польшу - 5" / "Rosja spiewa Polske 5"
01. Александр Вертинский/Aleksander Wertinski - Пани Ирена/Pani Irena
02. Владимир Нечаев/Wladimir Nieczajew - Направо мост, налево мост/Naprawo most nalewo most
03. Хор п/у Александрова/Chor Aleksandrowa - Направо мост, налево мост/Naprawo most nalewo most
04. Раиса Неменова/Raisa Niemenowa - Злато колечко/Zloty pierscionek
05. Марк Бернес/Marek Bernes - Пани Варшава/Pani Warszawa
06. Гелена Великанова/Gelena Welikanowa - Нам парни говорят такие речи/Powiedzcie nam chlopcy
07. Эмиль Горовец/Emil Gorowiec - Никогда больше/Nigdy wiecej
08. Валентин Баглаенко/Walentyn Baglajenko - Разноцветные кибитки/Wozy kolorowe
09. Дос-Mукасан/Dos-Mukasan - Сулу Кыз (польская народная песня на казахском языке)/Sulu Kyz (Szla dzieweczka po kazachsku)
10. Майя Кристалинская и Владимир Трошин / Maja Kristalinskaja i Wladimir Troszyn - Старый клён (на польском языке)/Stary klon (rosyjska piosenka po polsku)
11. ВИА Горизонт/Gorizont - КОгда я снова позову тебя/Gdy Kiedys Znow Zawolam Cie
12. ВИА Ариэль/Ariel - Порт/Port
13. ВИА Веселые ребята/Weselyje rebiata - Варшавский дождь/Warszawski deszcz
14. Юлия Пересильд/Julia Peresild - Уже никогда/Juz nigdy
СКАЧАТЬ - http://www.multiupload.com/9IG96RYIMZ
Метки: россия поет польшу |
Ну что, дядя, невесты в вашем городе есть? Кому и кобыла невеста, или Поляк женится на картине |
Бесчеловечный брак.
Еще несколько десятилетий назад сама мысль о том, что сочетаться браком могут люди одного пола, вызывала недоумение и негодование. Сегодня к однополым бракам относятся достаточно лояльно, тем более, что есть и более странные случаи, когда «половинками» людей становятся представители животного мира. Однако всех перещеголял гражданин Польши, решивший взять в законные жены картину…
Недавно житель Польши Томаш Урынович поверг в шок общество, твердо заявив о том, что собирается жениться не на человеке и не на живом существе, а на картине, написанной самым обычным художником.
Вы спросите, откуда появилось столь странное желание и почему именно на картине, а не на диване, телевизоре или другом предмете? Все очень просто, дело в том, что на полотне изображена призрачная мечта фантазера и мечтателя из Польши.
37-летний поляк Томаш Уры(и)нович заявил, что решил заключить брак с изображенной на картине Антони Марии Квика женщиной, нарисованной в 1955 году.
Житель Польши Томаш Урынович решил жениться на принадлежащей ему картине, на которой изображена девушка его мечты, сообщает Oddity Central. 37-летний поляк заявил, что решил заключить брак с нарисованной женщиной, поскольку ему не удалось найти "оригинал", то есть ту, кто позировал художнику в 1955 году.
По словам Урыновича, впервые он увидел картину с изображением девушки, несущей корзину с бельем, в 2001 году в галерее, а затем выкупил ее. В течение последних десяти лет он занимался тем, что искал натурщицу или самого художника, Антони Марию Квика.
Влюбленный мужчина рассказал, что хотел бы просто пообщаться с предметом своего обожания, выпить с ней кофе и узнать, как ей живется. Однако поиски не увенчались успехом и теперь он намерен жениться на своей картине.
"Не знаю, можно ли сделать это в Польше, но даже если и нельзя, я отправлюсь куда-нибудь в другое место и обязательно женюсь на ней", - уверенно заявил Томаш Урынович. Был ли он когда-либо женат на реальной женщине, не уточняется.
Во дает УрИнович! Чудак с большой буквы. Трогательный
В свое время один неглупый немец по имени Фридрих Энгельс изрек, что удел поляков в истории – смелые и задорные глупости. Почти все, что говорил теоретик коммунизма, оказалось неправильным. Но вот в отношении поляков Энгельс оказался совершенно прав.
Источник:
Метки: Томаш Урынович брак с нарисованной женщиной |
Эрос+Танатос:польские гробовщики выпустили эротический календарь |
В Польше вышел эротический календарь-2011 местной похоронной компании Lindner. Таким необычным способом агентство ритуальных услуг рекламируют свою продукцию будущим клиентам. Рекламировать похоронные услуги тяжело как минимум по двум причинам: первая - это довольно деликатная тема, к которой следует отнестись с должным уважением и почтением. Вторая - люди при жизни вообще не склонны думать о смерти и о том, что будет после нее с практической точки зрения. Но все же банальная конкуренция на рынке подобных услуг берет верх. К тому же ни для кого не секрет, что одним из наиболее популярных подарков до сих пор является календарь. Еще лучше - корпоративный. Но календарь с видами природы или фотографиями архитектурных ансамблей - слишком просто и обыденно. Поэтому производители гробов из Польши решили подойти к процессу создания корпоративного календаря иначе. Уже несколько лет подряд они выпускают к Новому году зажигательный календарь с полуобнаженными красавицами, неизменными спутниками которых являются гробы. Польские гробовщики убеждены: смерть - это эротично, а календарь - лучший подарок. Поэтому будущим клиентам дарят календари с красотками на фоне гробов. Очередной календарь на новый 2011-й год не стал исключением: его главная тема - секс, криминал ну и, разумеется, сами гробы. Напомним, в Италии компания Cofani Funebri, производящая гробы, издала ежегодный выпуск собственного эротического календаря.
Метки: календарь производители гробов похоронная компания Lindner |
Лучший шахматист Речи Посполитой. |
Акиба Рубинштейн был одним из сильнейших шахматистов своего времени, и самым лучшим польским шахматистом за всю историю.
Прогрессировал Рубинштейн медленно, но верно, и его игра постоянно улучшалась. В 1912 году он выиграл все турниры, в которых участвовал: Пьештяни, Бреслау, Сан-Себастьян и Вильно. Общественное мнение уже считало его сильнейшим игроком в мире, и матч с Ласкером казался неотвратимым.
К несчастью для Рубинштейна, потрясения первой мировой войны сильно повлияли на его психику, и после 1918 года он уже не смог доказать свое право на матч за высшее звание. Тем не менее, Рубинштейн оставался одним из ведущих шахматистов планеты и время от времени одерживал выдающиеся победы на турнирах, например, в 1922 году в Вене, в 1925 году в Мариенбаде и в 1929 году в Рогашка-Слатине. В 1930 году на шахматной Олимпиаде в Гамбурге он показал фантастический результат, набрав 15 очков из 17 возможных на первой доске (!). Во многом благодаря этому результату команда Польши выиграла золотые медали.
Метки: шахматы Акиба Рубинштейн |
Архаичная ономастика: Двучленные славянские имена |
Моя статья - об исчезающих двучленных старославянских именах. Почему Старославянских? Потому что ученые в Польше, например профессор Малец из Института польского языка Польской Академии Наук в Кракове, и в Югославии, например профессор Циркович из Университета в Новом Саде, согласны в том, что именно двучленные имена являются наиболее архаичными, наиболее типичными и имеющими большее отношение к древней славянской общности и ее элитам.
Имена, состоящие из двух слов, имели свой глубокий смысл и произношение. К сожалению, сегодня СЛАВЯНЕ уже не понимают значения своих имен. Хуже всего, однако, то, что имен этих становится все меньше. (В Польше всего каких-то 10% от всех имен).
Поэтому своими рефератом я хочу призвать к спасению "старославянских двучленных имен". Их нужно спасти любой ценой, поскольку (воспользуюсь цитатой) "Имена создают систему, которая, выделяясь из всего языка некоторыми специфическими чертами, составляет одновременно часть традиции права и обычаев каждого общества" (Тадеуш Милевский, 1969). Эта великолепная традиция права и обычаев присутствует одинаково во всех славянских странах по причине общего происхождения и общего этнического начала. Систему славянских имен следует провозглашать и распространять, чтобы она не исчезла и стала более популярной и даже обязательной во всех славянских странах.
Метки: старославянские двучленные имена общие этнические начала процесс акультурации |
Неизбежность прошлого: Советско-польские отношения |
Мощные молодые исторические умы предлагают свежий взгляд на тухлую проблему. Видео lex_kravetski сотоварищи Борисом Юлиным и Максимом Вилковым (запомните эти имена :)
В сугубо интимной обстановке.
Речь идет о несчастной, беззащитной и миролюбивой Польше, тоталитарно ни с того ни с сего оккупированной двумя тоталитарными тоталитариями — Гитлером и Сталиным. Попутно обсуждается масса всего про европейскую политику, историю Польши в целом и, конечно же, необходимость платить и каяться.
Неизбежность прошлого 1: Советско-польские отношения from ONSB on Vimeo.
Продолжительность примерно полтора часа.
Старый-престарый польский анекдот 30-х годов:
"Купающуюся нагишом в речке девицу арестовали за возбуждение одной части населения против другой".
Интимно о политике, или Все как всегда:
Она говорила мне: "Образумьтесь!
Карьеру кладёте вы на весы".
А я размышлял среди всяких презумпций:
"Какого цвета на ней трусы?".
.......................................................
- Сосед! - шепчу я. - Одно лишь слово:
Какого цвета трусы на мадам?
- Трусы?! А чёрт их знает! Лиловы...
Слушайте: мы ж накануне драм...
И он опять повторяет всё то же:
Мол, сам не знает, откуда ружьё.
Но что за вкус у всей молодёжи?
Лиловых не может быть у неё!
Входит конвой. Загремели скАмьи.
Сейчас уведут. Но каков же ответ?
И я с деревянными желваками
Спросил: "Какой ваш любимый цвет?".
Она улыбнулась: "Какой? Лимонный".
Меня затолкали в спину и бок,
Но я ухмылялся, чуть охмелённый,
От хитрой интимности счастлив, как бог.
Илья Сельвинский, МАДАМ ЭН-ЭН
Метки: советско-польские отношения |
Продолжение темы о польских отвратительно-привлекательных ересях: теологическое и немножко нервное... |
Однажды, где-то около 1546 года некий Рудольф Мартин рылся в библиотеке одного польского вельможи в Кракове. "Пан, очевидно, был весьма набожным", – это Мартин отметил про себя, когда увидел того молящимся перед иконой троицы. Когда тот закончил, Рудольф подошел к хозяину: "Мой господин, – обратился он, – разве вы молитесь трем богам?" Последовала продолжительная дискуссия, в ходе которой Мартину удалось убедить вельможу Джона Трицессиуса, что:
"Отец есть единственный Бог; Сын не равен Отцу в Его вечности и не столь же всемогущ, не во всем равен Отцу, но таков же, как Отец в волеизъявлении, а Святой Дух – это сила проявления воли и энергии Бога".
Присутствовавший при этом разговоре секретарь польского короля Андрей Модревиус был также обращен.
Метки: реформация экклесии унитарии ариане |
Пути “польских братьев” |
Открываем Библейские чтения....
В городе Енджеёве (Польша) начало действовать первое в Польше, да и на сегодняшний день в мире, общество "Путь польских братьев" ("Szlak Braci Polskich"), сообщает пресса.
Основной целью нового общества явялется популяризация исторического и культурного наследия так называемых "братьев-польских" или, как их еще называли, "ариан", проведение научных исследований и архивных изысканий по данной тематике, а также сохранение историко-архитектурного наследия, связанного с "братьями".
"Братья польские-ариане" представляют собой радикальное крыло в реформации XVI-XVII столетия. Они проповедовали строгое Единобожие и отрицали в той или иной мере божественность Христа в его традиционном церковном понимании. К арианам, кстати, принадлежал и выходец из православной шляхты, соратник белорусского первопечатника Франциска Скорины Симон Будный.
В настоящий момент членами общества являются 20 человек, это преимущественно жители Енджеёва и Ченстоховы, интересующиеся историей и идеями "польских братьев". У истоков создания общества стоял житель Ченстоховы, религиовед и предприниматель Роберт Палига.
В ближайших планах общества - организация в конце мая - начале июня концерта ансамбля "Camerata Cracovia", который исполнит музыкальные произведения композиторов "ариан". На концерт планируется пригласить киноактера Ежи Треля, сыгравшего главную роль в фильме об "арианах" кинорежиссера Станислава Яницкого.
В настоящий момент общество зарегистрировано в Ченстохове, однако позднее штаб-квартиру общества планируется перенести в Енджеёв.
Стоит отметить, что даже в ныне либеральной и европейской Польше у сообщества, довольно специфически относящегося к господствующей в стране конфессии, возникли проблемы с регистрацией.
"Мы восемь месяцев ждали регистрации в Кельцах. Воеводском центре, но, в конце концов, нервы у нас сдали, - рассказал журналистам на пресс-конференции председатель общества Роберт Плаский. - Нас все время заворачивали чиновники - то запятая не там, то цитата неверная. Все же мы решили, что собственное здоровье дороже. В самом деле, мы уже начали деятельность, но официально работать не могли, не будучи юридическим лицом и не имея печати. Решили подать на документы на регистрацию в Ченстохове. Там на все процедуры ушел всего месяц".
Метки: раков ариане протестанские секты |
Польский авантюрист "Утенок Дональд" |
Метки: ян зумбах jan zumbach утенок дональд летчик |