-Рубрики


А. С. Пушкин: Нет истины, где нет любви

Понедельник, 05 Июня 2017 г. 22:25 + в цитатник

 

"Пушкин, как никто до него, видел Россию до глубины. Он видел ее по-русски. А видеть по-русски — значит видеть сердцем. И он сам знал это; потому и написал: «Нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви». Но именно силою любви он и мог разрешить свое великое задание.

*   *   *

Это задание состояло в том, чтобы духовно наполнить и оформить русскую душевную свободу, — и тем оправдать ее религиозно и исторически, и тем указать ей ее путь, и тем заложить основу ее воспитания, и тем пророчески указать русскому народу его жизненную цель.

Вот она, эта цель: жить в глубочайшей цельности и искренности — божественными содержаниями — в совершенной форме...

Кто, кроме Пушкина, мог поднять такое задание? И чем, если не боговдохновенным вдохновением, возможно разрешить его? А Пушкин принял его, разрешил и совершил.

Свобода — вот воздух России, которым она дышит и о котором русский человек всюду тоскует, если он лишен его. Я разумею не тягу к анархии, не соблазн саморазнуздания и не политическую свободу. Нет, это есть та свобода, которая уже присуща русскому человеку, изначально данная ему Богом, природою, славянством и верою, — свобода, которую надо не завоевывать, а достойно и творчески нести, духовно наполнять, осуществлять, освящать, оформлять... Я разумею свободу как способ быть и действовать; как уклад души и инстинкт; как живой стиль чувства и его проявления, — естественного, непосредственного, откровенного в личном и искреннего в великом. Я разумею свободу как ритм дыхания, речи, песни и походки, как размах души и полет духа; как живой способ подходить ко всему и вступать со всеми вещами и людьми — в отношение и общение.

Русский человек чует ее в себе и в другом; а в ком он ее не чует, тем он тяготится. А западные народы доселе не постигают ее в нас; и доселе, когда замечают ее, дают ей неподходящие или даже пренебрежительные названия; и осуждают ее и нас за нее, — пока не побывают у нас в здоровой России; а побывав, вкусив ее, насладившись ею, часто полюбляют на всю жизнь эту русскую свободу, — и нас за нее...

Пушкин сам дышал этой свободой, упоенно наслаждался ею и постепенно нашел пути к ее верному употреблению, к верному, идеальному, классически совершенному наполнению ее и пользованию ею. И потому он стал русским национальным учителем и пророком.

Эта внутренняя, жизненно-душевная свобода выражается в чертах, свойственных русскому характеру и русскому общественному укладу. Таковы эти черты: душевного простора, созерцательности, творческой легкости, страстной силы, склонности к дерзновению, опьянения мечтою, щедрости и расточительности, и, наконец, это искусство прожигать быт смехом и побеждать страдание юмором.

Эти национально-русские черты таят в себе великие возможности и немалые опасности. В них расцвел талант и гений Пушкина. И, расцветши в них, — он ими овладел, их наполнил, оформил и освятил. И именно поэтому он стал русским национальным воспитателем и предвозвестителем.

*   *   *

И вот, эта русская душевная свобода выражается, прежде всего, в особом просторе души, в ее объемности и всеоткрытости. Это есть способность вместить в себя все пространства земли и неба, все диапазоны звуков, все горизонты предметов, все проблемы духа — объять мир от края и до края.

Опасность этой душевной открытости в том, что душа останется пустою, незаселенною, беспредметною, или же начнет заселяться всем без разбора и без качественного предпочтения. Начнется провал в дурную бездну пустыни, в ложную и праздную проблематичность, или же в хаос всесмещения. Для того чтобы этого не случилось, нужна способность неутомимо «брать», воспринимать, трудиться, УЧИТЬСЯ — способность духовно голодать и, духовно напитываясь, никогда не насыщаться. И еще — способность отличать главное от неглавного, предпочитать во всем главное, предметно, Божественное, и Им заселять себя и свои просторы.

 

 

Вся душа Пушкина была как бы отверстым алканием. Он жил из своего глубокого, абсолютно отзывчивого чувствилища, — всему открытый, подобно самой русской земле, на все отзываясь, подобно воспетому им «эхо». Вся жизнь его проходила в восприятии все новых миров и новых планов бытия, в вечном, непроизвольно-творческом чтении Божиих иероглифов. В юности все, что ему посылала жизнь, затопляло его наводнением, засыпало его лавиною, не встречая властного, качественного отбора. Душа его захлебывалась, содрогалась, металась, — великое мешалось с пустяком, священное с шалостью, гениальное с беспутным. И друзьям его казалось подчас, что он «весь исшалился», что им не удастся «образумить» эту «беспутную голову».

 

Но гений мужал и вдохновение поборало. Опыт жизни дарил ему обиды и муки; разочарования и испытания рано несли ему мудрую горечь и науку качественного выбора. Радостно следить, как Пушкин год за годом все более преодолевает свою и общерусскую опасность всесмешения в свободе; как «духовная жажда» побеждает все; как вдохновенно он заселяет свои духовные просторы, — и наши. Гений наполнял и обуздывал игру таланта. В ребенке зрел пророк.

Эта всеоткрытость души делает ее восприимчивою и созерцательною, в высшей степени склонною к тому, что Аристотель называл «удивлением», т.е. познавательным дивованием на чудеса Божьего мира. Русская душа от природы созерцательна и во внешнем опыте, и во внутреннем, и глазом души, и оком духа. Отсюда ее склонность к странничеству, паломничеству и бродяжеству, к живописному и духовному «взиранию».

Опасность этой созерцательной свободы состоит в пассивности, в бесплодном наблюдении, в сонливой лени. Чтобы эта опасность не одолела, созерцательность должна быть творческою, а лень — собиранием сил или преддверием вдохновения...

Пушкин всю жизнь предавался внешнему и внутреннему созерцанию и воспевал «лень»; но чувствовал, что он имел право на эту «лень», ибо вдохновение приходило к нему именно тогда, когда он позволял себе свободно и непринужденно пастись в полях и лучах своего созерцания. И, Боже мой, что это была за «лень»! Чем заполнялась эта «пассивная», «праздная» созерцательность! Какие плоды она давала!

Вот чему он предавался всю жизнь, вот куда его влекла его «кочующая лень», его всежизненное, всероссийское бродяжество:
 

По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Безмолвно утопать в восторгах умиленья —
Вот счастье! вот права!..

 

Прав был Аристотель, отстаивая право на досуг для тех, в ком живет свободный дух! Прав был Пушкин, воспевая свободное созерцание и творческое безделие! Он завещал каждому из нас — заслужить себе это право, осмыслить национально-русскую созерцательность творчеством и вдохновением.

 

 

Далее, эта русская душевная свобода выражается в творческой легкости, подвижности, гибкости, легкой приспособляемости. Это есть некая эмоциональная текучесть и певучесть, склонность к игре и ко всякого рода импровизации. Это — основная черта русскости, русской души. Опасность ее — в пренебрежении к труду и упражнению, к духовной «науке» — в беспочвенной самонадеянности, в чрезмерной надежде на «авось» и «как-нибудь»...

Пушкин был весь — игра, весь — творческая легкость, весь — огонь импровизации. Не за это ли друзья его — Жуковский, Вяземский, Дельвиг — прозвали его «Сверчком»? И вот, на протяжении всей своей жизни он учится духовной концентрации, предметному вниманию, сосредоточенному медитированию. Вот что означают его признания:

«Учусь удерживать вниманье долгих дум».
«Иль думы долгие в душе моей питаю».
«И ваши творческие думы
В душевной зреют глубине».

И на протяжении всей своей жизни он требует от своего импровизаторского дара — совершенной формы. Строгость его требований к себе была неумолимой. Он всегда чувствовал, что он «должен» сказать, и чего он «не властен» и «не смеет» сказать. За несколько лет до смерти он пишет о себе: «Прозой пишу я гораздо неправильнее (чем стихами), а говорю еще хуже...»

Итак, вот его завещание русскому народу: гори, играй, импровизируй, но всегда учись сосредоточенному труду и требуй от себя совершенной формы.
 

 

Эта русская душевная свобода есть, далее, некая внутренняя сила, сила страсти, сила жизненного заряда, темперамента, — для которой русский народный эпос имеет два описания: «а сила-то по жилочкам так живчиком и переливается...», и еще: «от земли стоял столб бы до небушки, ко столбу было б золото кольцо, за кольцо бы взял — Святорусску поворотил...»

Опасность этой страсти — в ее бездуховности и противоразумности, в ее личном своекорыстии, в ее духовной беспредметности, в ее чисто азиатском безудерже... Кто не знает этой русской страстности, грозящего ей разлива, ее гона, ее скачки, ее неистовства, ее гомона, — «Пугачевского», — сказал Пушкин, «Карамазовского», — сказал Достоевский, «Дядю Ерошку» назвал Лев Толстой, — тот, поистине, не знает Россию. Но и, обратно, скажу: кто не знает духовного, религиозного, разумного и государственного преображения этой русской страстности, — прежде всего наших православных Святых, и далее, Мономаха, Невского, Скопина-Шуйского, Гермогена, Петра Великого, Ломоносова, Достоевского и других, вплоть до наших черных дней, — тот тоже не знает Россию...

В ряду этих русских великанов страсти и духа Пушкину принадлежит свое особое место. Один из его современников, поэт Ф.Н. Глинка, пишет о нем: «Пушкин был живой вулкан, внутренняя жизнь била из него огненным столбом». И этому через край уходящему кипению души, этому страстному извержению соответствовали — пронизывающая сила острого ума, неошибающийся эстетический вкус, качественное благородство души и способность трепетом и умилением отвечать на все Божественное.
 

И вот, здесь мы касаемся одной из великих тайн Пушкина и его пророческого духа. Именно: страсть, озаренная до глубины разумом, есть новая страсть — сила духовной очевидности. Разум, насыщенный страстью из глубины, есть новый разум — буря глубокомыслия. Страсть, облеченная в художественный вкус, есть сила поэтического вдохновения. Страсть, изливающаяся в совестное благородство, есть сразу: совесть, ответственная свобода духа и беззаветное мужество души. Страсть, сочетающаяся с религиозной чуткостью, есть дар прозрения и пророчества. В орлем парении страсти родится новый человек. В страстном насыщении духа новый человек возносится к Богу. Молния пробуждает вулкан, и вулкан извергает «сокровенная и тайная»...
 

Так возникает перед нами сияющий облик Пушкина — поэта и пророка. Отсюда рождались его вдохновеннейшие создания: «Пророк», «Поэт», «Вакхическая песня», «Чернь», «Поэту», «Монастырь на Казбеке» и другие, неисчислимые.

И голос этого пророческого зова, обращенного к России, не забудется, пока русский народ будет существовать на земле: — Страсть есть сила, Богом даруемая; не в ней грех, а в злоупотреблении ею. Ищи ее одухотворения, русский человек, и ты создашь великое. И на твой безудерж есть совершенная мера благородства, вкуса, разума и веры...

Вот почему эта свобода является свободой дерзновения.
 

Пушкин, как настоящий русский человек, жил в формах отваги и мужества: не только политического, но и общественного; не только общественного, но и личного, не только бытовою храбростью, но и духовным дерзанием.

Остро и чутко испытывая вопросы личной чести, он был готов в любой момент поставить свое мужество на публичное испытание. В этом смысл его дуэлей. Идти к барьеру, вызвать на дуэль, послать противнику картель (письменный вызов на поединок) — не затрудняло его. И под пулею противника он стоял с тем же потрясающим спокойствием, с каким он мчался на Кавказе в атаку против горцев.

С тем же рыцарственным мужеством он заявил Императору Николаю Павловичу, при первом же свидании, что он по-прежнему любит и уважает декабристов и что только случай спас его от участия и демонстрации на площади.

С такою же легкою и отважною беспечностью он совершал по всей России свои бесчисленные шалости, которые потом передавались из уст в уста, волнуя сердца обывателей.

А когда это дерзновение творчески осмысливалось и духовно углублялось — тогда оно приводило его в искусстве к граням жизни и смерти, к пределам мистического опыта и запредельного мира. Смерть не страшила его, а звала его, говоря его сердцу «о тайнах вечности и гроба». Вот откуда родился этот гимн, звучащий исповедью:
 

Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане —
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении чумы!

Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья —
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.


Пушкин жил в некой изумительной уверенности, что грань смерти не страшна и удобопереступаема; что телесная жизнь и телесная мука несущественны; что земная жизнь не есть конец личного бытия и что общение с умершими возможно в силу таинственных, от Бога установленных законов мироздания. Вот откуда возникли такие дерзающие и ужасные творения его, как «Заклинание», «Для берегов Отчизны дальней», «Люблю ваш сумрак неизвестный», «Герой», «Строфы к Родригу», «Утопленник», «Каменный гость», «Пиковая дама», «Пир во время чумы», «Русалка», «Медный всадник».

С тою же величавою простотою и скромным мужеством он ушел и сам из жизни, повергнув в трепет своих друзей и в умиление — своего духовного отца. Он жил и ушел из жизни, как человек дивного мужества, как поэт дерзающего вдохновения, как рыцарь и прозорливец. Он жил и умер, как человек, всегда пребывавший одною и притом существеннейшею частью своего существа в потустороннем мире. И, уходя, он завещал русскому народу: свободен тот, кто не дорожит земною жизнью, кто властно дерзает перед земною смертью, не полагая ее своим концом. Свободен тот, кто, творя по совестному вдохновению волю Божию, помышляет не о судьбе своей земной личности, а лишь о духовной верности своих свершений. Таков Арион, сей «таинственный певец», полный «беспечной веры» и верный своим «гимнам». Он — в руке Божией, ибо

Наперснику богов не страшны бури злые:
Над ним их промысел высокий и святой <...>


 

Именно из этого метафизического самочувствия возникло и окрепло у Пушкина великое доверие к своему художественному воображению. Свобода мечты, — столь характерная для русской души, была присуща ему в высшей степени.

Опасность этой свободы, отмеченная Пушкиным в Онегине, Гоголем — в образе Манилова, Гончаровым — в образе Обломова, Достоевским и Чеховым во множестве образов, — состоит в духовной беспредметности и жизненной беспочвенности мечтания, в его сердечном холоде, в безответственной пассивности, в личной пустоте и пошлой незначительности. Мечтательность есть великий дар и великий соблазн русского человека. Через нее он вкушает призрачную свободу, а сам остается в мнимости и ничтожестве. Это есть своего рода душевное «пианство», которое слишком часто ведет к бытовому пьянству и завершается запоем...

Пушкин, хорошо знавший налеты этого пианственного буя, сам же и противопоставил ему классическую силу духовного трезвения. И вот, блуждания мечты повели его к духовной реальности — не к бытовому «реализму» или «натурализму», не к безмерной фантастике романтизма, и не к пустотам сентиментального идеализма, но к истинным высотам художества... Все, самые противоположные опасности современной ему литературы, — от Фонвизинского быта до отвлеченного идеализма Батюшкова, от французской «позы» и «фразы» до сентиментальности Жуковского, от субъективной прихоти Байрона, а иногда и Гете, до безмерной фантастики Гофмана, — все были преодолены классической мерою и зорко-утонченным вкусом Пушкина, энергией его чудного стиха и скромной точностью его прозы. Здесь эмпирическая правда быта соблюдена, но насыщена духовной глубиной и символикой. Полет фантазии остается свободным, но нигде не преступает меру правдоподобия и достоверности. Все насыщено чувством, но мера чувства не допускает ни сентиментальности, ни аффектации. Это искусство показывает и умудряет, но не наставничает и не доктринерствует. В нем нет «тенденции» или «нравоучения», но есть углубление видения и обновление души. После этого искусства напыщенность и ходульность оказались скомпрометированными навсегда; «театральность», ложный пафос, поза и фраза — стали невыносимы.

Пианство мечты было обуздано предметною трезвостью. Простота и искренность стали основою русской литературы. Пушкин показал, что искусство чертится алмазом; что «лишнее» в искусстве нехудожественно; что духовная экономия, мера и искренность составляют живые основы искусства и духа вообще. «Писать надо, — сказал он однажды, — вот этак: просто, коротко и ясно». И в этом он явился не только законодателем русской литературы, но и основоположником русской духовной свободы: ибо он установил, что свободное мечтание должно быть сдержано предметностью, а пианство души должно проникнуться духовным трезвением...


 

Такою же мерою должна быть скована русская свобода и в ее расточаемом обилии.

Свободен человек тогда, когда он располагает обилием и властен расточить его. Ибо свобода есть всегда власть и сила; а эта свобода есть власть над душою и над вещами, и сила в щедрой отдаче их. Обилием искони славилась Россия; чувство его налагало отпечаток на все русское; но увы, новые поколения России лишены его... Кто не знает русского обычая дарить, русских монастырских трапез, русского гостеприимства и хлебосольства, русского нищелюбия, русской жертвенности и щедрости, — тот, поистине, не знает России. Отсутствие этой щедрой и беспечной свободы ведет к судорожной скупости и черствости («Скупой рыцарь»). Опасность этой свободы — в беспечности, бесхозяйности, расточительности, мотовстве, в способности играть и проигрываться...

Как истинный сын России, Пушкин начал свое поэтическое поприще с того, что расточал свой дар, сокровища своей души и своего языка — без грани и меры. Это был, поистине, поэтический вулкан, только что начавший свое извержение; или гейзер, мечущий по ветру свои сверкающие брызги: они отлетали, и он забывал о них, другие подхватывали, повторяли, записывали и распространяли... И сколько раз впоследствии сам поэт с мучением вспоминал об этих шалостях своего дара, клял себя самого и уничтожал эти несчастные обрывки...

Уже в «Онегине» он борется с этой непредметной расточительностью и в пятой главе предписывает себе

...Эту пятую тетрадь
От отступлений очищать.

В «Полтаве» его гений овладел беспечным юношей: талант уже нашел свой закон; обилие заковано в дивную меру; свобода и власть цветут в совершенной форме. И так обстоит во всех зрелых созданиях поэта; всюду царит некая художественно-метафизическая точность, — щедрость слова и образа, отмеренная самим эстетическим предметом. Пушкин, поэт и мудрец, знал опасности Скупого рыцаря и сам был совершенно свободен от них, — и поэтически, силою своего гения, и жизненно, силою своей доброты, отзывчивости и щедрости, которая доныне еще не оценена по достоинству.

Таково завещание его русскому народу в искусстве и в историческом развитии: добротою и щедростью стоит Россия; властною мерою спасается она от всех своих соблазнов.

 

 

Укажем, наконец, еще на одно проявление русской душевной свободы — на этот дар прожигать быт смехом и побеждать страдание юмором. Это есть способность как бы ускользнуть от бытового гнета и однообразия, уйти из клещей жизни и посмеяться над ними легким, преодолевающим и отметающим смехом.

Русский человек видел в своей истории такие беды, такие азиатские тучи и такую европейскую злобу, он поднял такие бремена и перенес такие обиды, он перетер в порошок такие камни, что научился не падать духом и держаться до конца, побеждая все страхи и мороки. Он научился молиться, петь, бороться и смеяться...

Пушкин умел, как никто, смеяться в пении и петь смехом; и не только в поэзии. Он и сам умел хохотать, шалить, резвиться, как дитя, и вызывать общую веселость. Это был великий и гениальный ребенок, с чистым, простодушно-доверчивым и прозрачным сердцем, — именно в том смысле, в каком Дельвиг писал ему в 1824 году: «Великий Пушкин, маленькое дитя. Иди как шел, т.е. делай что хочешь...»

В этом гениальном ребенке, в этом поэтическом предметовидце — веселие и мудрость мешались в некий чистый и крепкий налиток. Обида мгновенно облекалась у него в гневную эпиграмму, а за эпиграммой следовал взрыв смеха. Тоска преодолевалась юмором, а юмор сверкал глубокомыслием. И — черта чисто русская — этот юмор обращался и на него самого, сверкающий, очистительный и, когда надо, покаянный.


 

Пушкин был великим мастером не только философической элегии, но и освобождающего смеха, всегда умного, часто наказующего, в стихах — всегда меткого, иногда беспощадного, в жизни — всегда беззаветно искреннего и детского. В мудрости своей он умел быть, как дитя. И эту русскую детскость, столь свойственную нашему народу, столь отличающую нас от западных народов, серьезничающих не в меру и не у места, Пушкин завещал нам как верный и творческий путь.

Кто хочет понять Пушкина и его восхождение к вере и мудрости, должен всегда помнить, что он всю жизнь прожил в той непосредственной, прозрачной и нежно-чувствующей детскости, из которой молится, поет, плачет и пляшет русский народ; он должен помнить евангельские слова о близости детей к Царству Божию.

*   *   *

Вот каков был Пушкин. Вот чем он был для России и чем он останется навеки для русского народа.

Единственный по глубине, ширине, силе и царственной свободе духа, он дан был нам для того, чтобы создать солнечный центр нашей истории, чтобы сосредоточить в себе все богатство русского духа и найти для него неумирающие слова. Он дан был нам как залог, как обетование, как благодатное удостоверение того, что и на наш простор, и на нашу страсть может быть найдена и создана совершающая и завершенная форма. Его дух, как великий водоем, собрал в себя все подпочвенные воды русской истории, все живые струи русского духа. И к целебным водам этой вдохновенно возмущенной купели будут собираться русские люди, пока будет звучать на земле русский язык, — чтобы упиться этой гармонией бытия и исцелиться от смуты, от застоя и брожения страстей.

Пушкин есть начало очевидности и радости в русской истории. В нем русский дух впервые осознал и постиг себя, явив себя — и своим и чужим духовным очам; здесь он впервые утвердил свое естество, свой уклад и свое призвание; здесь он нашел свой путь к самоодолению и самопросветлению. Здесь русское древнее язычество (миф) и русская светская культура (поэзия) встретились с благодатным дыханием русского Православия (молитва) и научились у него трезвению и мудрости. Ибо Пушкин не почерпнул очевидность в вере, но пришел к вере через очевидность вдохновенного созерцания. И древнее освятилось; и светское умудрилось. И русский дух совершил свое великое дело.


Все бремя нашего существования, все страдания и трудности нашего прошлого, все наши страсти, — все принято Пушкиным, умудрено, очищено и прощено в глаголах законченной солнечной мудрости. Все смутное прояснилось. Все страдания осветились изнутри светом грядущей победы. Оформились, не умаляясь, наши просторы; и дивными цветами зацвели горизонты нашего духа. Все нашло себе легкие законы неощутимо легкой меры. И самое безумие явилось нам в образе прозрения и вещающей мудрости. Взоры русской души обратились не к больным и бесплодным запутанностям, таящим соблазн и гибель, а в глубины солнечных пространств. И дивное глубокочувствие и ясномыслие сочеталось с поющей и играющей формой...

 

С тех пор в России есть спасительная традиция Пушкина: что пребывает в ней, то ко благу России; что не вмещается в ней, то соблазн и опасность. Ибо Пушкин учил Россию видеть Бога и этим видением утверждать и укреплять свои сокровенные, от Господа данные национально-духовные силы. Из его уст раздался и был пропет Богу от лица России гимн радости сквозь все страдания, гимн очевидности сквозь все пугающие земные страхи, гимн победы над хаосом. Впервые от лица России и к России была сказана эта чистая и могучая «Осанна», осанна искреннего, русским Православием вскормленного мироприятия и Богоблагословения, осанна поэта и пророка, мудреца и ребенка, о которой мечтали Гераклит, Шиллер и Достоевский.

А русская история была такова, что народ наш имел особую потребность и особое право на это радостное самоутверждение в Боге. И потому этот радостный и чудный певец, этот совершитель нашего духовного акта, этот основоположник русского слова и русского характера был дарован нам для того, чтобы стать солнечным центром нашей истории.

Пушкин, наш шестикрылый Серафим, отверзший наши зеницы и открывший нам и горнее и подводное естество мира, вложивший нам в уста «жало мудрыя змеи» и завещавший нам превратить наше трепетное и неуравновешенное сердце в огненный угль, — он дал нам залог и удостоверение нашего национального величия, он дал нам осязать блаженство завершенной формы, ее власть, ее зиждущую силу, ее спасительность. Он дал нам возможность, и основание, и право верить в призвание и в творческую силу нашей Родины, благословлять ее на всех ее путях и прозревать ее светлое будущее, — какие бы еще страдания, лишения или унижения ни выпали на долю русского народа.

Ибо иметь такого поэта и пророка — значит иметь Свыше великую милость и великое обетование".
 

 

 

Иван Ильин. Пророческое призвание Пушкина

  Источник:
 http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/4069

 

Серия сообщений "Литература":
Часть 1 - Мир спасёт красота. Профессор М. М. Дунаев о Ф. М. Достоевском
Часть 2 - Профессор М. М. Дунаев об Анне Карениной
...
Часть 23 - Магдалина в контексте романа Б. Пастернака ДОКТОР ЖИВАГО
Часть 24 - МАСТЕР И МАРГАРИТА. Видеолекция Андрея Кураева
Часть 25 - А. С. Пушкин: Нет истины, где нет любви
Часть 26 - Дмитрий Быков о стихотерапии
Часть 27 - "Балаболка" Ирина
Часть 28 - Дмитрий Быков: Пушкинский лицей - русская педагогическая мечта
Часть 29 - Навигация по аудио- и видеозаписям Дмитрия Быкова

Рубрики:  ЛИТЕРАТУРА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Метки:  

Процитировано 9 раз
Понравилось: 26 пользователям

_Ирина-Тверичанка_   обратиться по имени Понедельник, 05 Июня 2017 г. 22:34 (ссылка)
Спасибо, Светлана. Пушкин это гордость России, наше национальное достояние
Ответить С цитатой В цитатник
ЛГП   обратиться по имени Понедельник, 05 Июня 2017 г. 23:13 (ссылка)
Спасибо за пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Марина_Ушакова   обратиться по имени Понедельник, 05 Июня 2017 г. 23:16 (ссылка)
Он прав, наш Пушкин.
Ответить С цитатой В цитатник
yuriy_iWowWe   обратиться по имени Понедельник, 05 Июня 2017 г. 23:24 (ссылка)
Спасибо , за интересный пост !
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Вторник, 06 Июня 2017 г. 00:45 (ссылка)
Ирина-Тверичанка, Zolotusik, ЛГП, Марина_Ушакова, yuriy_iWowWe, рада вас видеть.

Профессор МДА А. И. Осипов:

"Если Бог есть Любовь, если Он есть Истина, следовательно — в любых человеческих деяниях, в любых человеческих поступках, в любых импульсах человеческой души, там, где нет любви, там нет истины.

Как, я же вижу безобразное существо, какой-то человек обезображенный, больной, калека, на него смотреть страшно, Квазимодо. И что я должен сказать? Формальная правда что говорит? Ой, это ужасно безобразный человек. Формальная. Истина когда говорит? Когда мы скажем: «Вы очень симпатичный человек».

Вы слышите, нет истины там, где нет любви. Вот это вот основной, если хотите, тезис христианского понимания дает потрясающее следствие, касающееся нашей постоянной жизни, постоянного нашего общения с другом, оценки всех явлений жизни, оценки всего происходящего. Вот он, где критерий.

Правда, любовь может быть очень разная. Что такое любовь? О, какой вопрос непростой. Как можно здесь здорово ошибиться, когда мы говорим о любви..."

http://www.pravmir.ru/chto-est-istina-lekciya-a-i-osipova-audio/
Ответить С цитатой В цитатник
вариния   обратиться по имени спасибо.замечательный пост. Вторник, 06 Июня 2017 г. 00:52 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
IVANNA_ALAYA   обратиться по имени Вторник, 06 Июня 2017 г. 04:18 (ссылка)
Благодарю за интересный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Вторник, 06 Июня 2017 г. 04:35 (ссылка)
вариния, IVANNA_ALAYA, и вам спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
А_Гусев   обратиться по имени Вторник, 06 Июня 2017 г. 08:32 (ссылка)
Иван Ильин - великий философ, мыслитель и не менее крупный литературовед-пушкинист.
Его видение Пушкина уникально и ни с кем не сравнимо.
Трудно не принять и не полюбить представленную здесь концепцию такого грандиозного и неповторимого явления в русской ( и не только!) жизни, как ПУШКИН.
Иван Ильин проник во и беспредельность Пушкина и как философ, и как художник...
Ответить С цитатой В цитатник
А_Гусев   обратиться по имени Вторник, 06 Июня 2017 г. 08:34 (ссылка)

Ответ на комментарий А_Гусев

Исходное сообщение А_Гусев
Иван Ильин - великий философ, мыслитель и не менее крупный литературовед-пушкинист.
Его видение Пушкина уникально и ни с кем не сравнимо.
Трудно не принять и не полюбить представленную здесь концепцию такого грандиозного и неповторимого явления в русской ( и не только!) жизни, как ПУШКИН.
Иван Ильин проник во и беспредельность Пушкина и как философ, и как художник...
Исходное сообщение А_Гусев
Иван Ильин - великий философ, мыслитель и не менее крупный литературовед-пушкинист.
Его видение Пушкина уникально и ни с кем не сравнимо.
Трудно не принять и не полюбить представленную здесь концепцию такого грандиозного и неповторимого явления в русской ( и не только!) жизни, как ПУШКИН.
Иван Ильин проник во всемирность и беспредельность Пушкина и как философ, и как художник...
Ответить С цитатой В цитатник
ЛГП   обратиться по имени Вторник, 06 Июня 2017 г. 09:26 (ссылка)
.
135102339_preview_56b80265bd04700b518b4578 (150x150, 12Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
valyok   обратиться по имени Вторник, 06 Июня 2017 г. 11:08 (ссылка)
Светик БлагоДарю за пост
Ответить С цитатой В цитатник
Михаил_Зенькович   обратиться по имени Вторник, 06 Июня 2017 г. 14:05 (ссылка)

Ответ на комментарий

О Пушкине

В 60 - е годы, когда я учился в институте в Москве, мне довелось, в библиотеке им. Ленина, прочитать - биографию А. С. Пушкина.
Не брошюрку на пять листов, а книгу...
Там все его "ХУДОЖЕСТВА" подробно были расписаны.
Откровенно сказать, Я БАЛДЕЛ!
Так я Вам скажу, в этом смысле, Пушкину, многие его современники, да и современники ХХ века, - и... в подмётки не годятся.

Пушкин был убит в 1837 году, а первый памятник ему был поставлен в 1884 году.
Не догадываетесь почему?

"ДОСТАЛ" ОН СВОИХ, АЖ НА ДВА ПОКОЛЕНИЯ ВПЕРЁД...

НО ГЕНИЙ - ЕСТЬ ГЕНИЙ!
Картинка
Ответить С цитатой В цитатник
Михаил_Зенькович   обратиться по имени Вторник, 06 Июня 2017 г. 14:43 (ссылка)

Ответ на комментарий

ИСТОКИ ГЕНИАЛЬНОСТИ
Талант, гениальность! Что кроется этими распространенными терминами, каковы истоки гениальности?
Осмыслить и понять механизм рождения гениальности стремились «пытливые» умы на протяжении всего существования человека. Хирургические вмешательства «исследователей» показали, что феномен гениальности оказался намного тоньше изученной структуры мозга.
Дальше разработок методик зомбирования и превращения нормальных людей в идиотов, «исследовательская работа» не продвинулась.
Многомерное проявление гениальности подвергалось изучению более успешно – современниками: на живых «носителях» гениальности.
Публикации каждой эпохи очерчивали свой круг людей, проявляющих признаки гениальности.
Известен обширный круг людей, публикуются фамилии, творческие биографии: художников, поэтов, писателей, мыслителей….. гениев прошлого.
Эта информация, касающаяся анализа причин проявления гениями своих сверхспособностей, зачастую не раскрывала: истинного образа их жизни, наклонностей, пагубных привычек… перевирала подробности их быта и личной жизни, обходила объективные причины, приведшие их к смерти или преждевременной гибели.
Наследие активного творчества гениев стало преподноситься, как гордость нации, к которой определена принадлежность гения в настоящем.
Более того, эта нация (или этнос) приписывает себе превосходные качества, по отношению к другим нациям, по причине «большого процента гениев на душу населения». При этом умалчивается, стыдливо, что при жизни те гении были гонимы их предками, подвергались осмеянию, издевательствам, преследованиям… Гении – гордость нации, заканчивали жизнь в нищете, всеми забытые… если не были казнены благодарными современниками.
Гений – самый беспомощный субъект перед лицом толпы обывателей – факт.
Толпа может носить ставшего «модным» гения на руках и прославлять безмерно, однако отличительные качества и его образ жизни, отталкивают толпу. Весь интерес к гению диктуется завистью и желанием слиться воедино с его успехом, перенести успех на себя. Безразличие к личности гения отражает степень убогости душ обывателей. Потеря к гению сиюминутного стадного интереса предполагает и допускает смерть гения - гибель гения в забвении. Интерес к гению – способ заполнения личного духовного вакуума почитателями – фанатиками: энергетическая подпитка от энергии творчества лучезарного гения, бегство от скучной действительности бездарного существования.
Благополучие государства образует благоприятный климат для развития творчества…
А что кроется за реализацией творчества в глубине душ гениев?
Гений – не эталон и не образец для подражания в жизненной направленности. Гений налагает кардинальные особенности на свой образ жизни, проявляет неординарный характер, проецирующийся на общество в негативном плане.
При сравнении, неизвестно кто становится более признанным и уважаемым при жизни: гений или человек обыкновенный (homo vulgaris).
Сравнение гения и человека обыкновенного, по внешним признакам, ведет по ложному пути по многим причинам.
С одной стороны можно сказать: «гениальность – Дар Божий человеку самоотверженному и бескорыстному!».
В чем проявляется Дар Божий? В знании? В каком знании?
В этом аспекте следует уточнить различие между двумя полюсами знаний: знанием энциклопедическим и интуитивным знанием.
Энциклопедические знания – знания искусственные – приобретенные путем самопринуждения, методом обучения – трудом.
Энциклопедическое знание является уважаемым обществом знанием, представляющимся основной копилкой информационного потенциала цивилизации, Энциклопедические знания официально регистрируются: подтверждаются дипломами, учеными степенями…
Однако, такие знания несут неуловимый отпечаток вторичности.
«Специалист подобен флюсу, он односторонен» - Козьма Прутков.
Гений свое знание преподносит подобием чуда!
ВНЕЗАПНО! НИОТКУДА!
Такое знание не представляется безоговорочным и удобным для принятия на веру, но независимо от отношения к этому знанию, оно является неоспоримым знанием и умением, несущим неиссякаемое энергоинформационное наполнение гения.
Эзотерический фундамент, на который опирается знание гения, не «осязаем» в сознании «простого смертного». Такое знание может вызывать только зависть и неприятие.
Окружение считает несправедливым существование дара гения, явившегося без труда – во всем блеске своей недосягаемости.
Прижизненное признание гения современниками носит патологические формы их самовыражения в виде, например, фанатичного поклонения.
Такое проявление, в крайностях, приобретает характер «послушной» всеразрушающей силы, накапливающейся в духовно не раскрепощенных личностях. Оппозиционно – консервативная часть общества, не испытывающая благоговейного трепета перед явлением гения,
имитирует: благосклонный интерес, достоинство, благочестие…
В столкновении этих противолежащих отношений может родиться причина деградации и гибели гения.
Гений не накапливает энциклопедический багаж знаний, в силу его инерционных свойств. Гений черпает истинное знание и умение непосредственно из энергоинформационного наполнения Высшего Разума по вертикальному каналу энергоинформационного обмена - ЭО.
Гениальность формируется в подсознании.
Странное поведение: привычки, наклонности – объективно отталкивают гения от окружающего большинства.
Гений не однозначное чудо и сверхталант – это скрытые свойства, внешне не осязаемые.
Обычно, человек использует дар Божий в критических ситуациях, как спасительную энергоинформационную подпитку.
В противовес такой «универсальности» для гения - потеря творческой составляющей или угасание ее сопровождается глубокой депрессией, потерей смысла жизни. Скрытое проявление происходящего рассматривается окружением с позиции осуждения или жалости к гибнущему на их глазах гению.
Объяснение происходящему создается на уровне собственного понимания.
Гений представляется, как «образец» патологии больного честолюбия, что, на самом деле, характерно собственным грехам безразличных наблюдателей.
Возврат компоненты творчества способен стимулировать гения на дальнейшую жизнь. Однако, укоренившаяся зависть и неприязнь к былому «успеху» гения, является преградой остановить предсмертную агонию.
Смерть гения меняет ситуацию!
Наступает время установки памятников гению – с отрихтованным фотошопом лицом. Создаются бездарные стихи… с надеждой прославиться и занять освободившуюся «ячейку».
А как быть с вертикальным энергоинформационным обменом - ЭО гения? Его не присвоишь!
Вертикальный энергоинформационный обмен - ЭО пропал одновременно со смертью гения. Присвоить вертикальный энергоинформационный обмен никому не под силу.
Горизонтальный энергоинформационный обмен применим для накопления энциклопедических знаний, которые существенно пополняются во взаимодействии с энергоинформационным обменом гения.
Однако смерть гения прерывает это «равновесие».
Вампиры вынуждены искать другие жертвы, и они их непременно разыщут.
Однако не всякий гений являет собой привлекательность для прилипал – душегубов.
Наше общество наполнено гениями с особо скрытыми проявлениями их качеств. Возможно, они не так ярко выражены и развиты, но именно они не позволяют: опуститься на дно хаоса и безнравственности, погрязнуть в жестокости и зверстве…
Гений – живительная энергия цивилизации, «спасательный пояс» каждому.
Наблюдая такого человека, часто недоумевают: «чем живет человек»?
Такой человек живет счастьем от способности к формированию активной динамической составляющей – силы, расширяющей и преобразующей окружающий мир.
Человек: претендующий на получение официального статуса «знающего человека», претендующий на признание своей образованности, демонстрирует отсутствие в себе гения.
Такой человек, по мере достижения своих честолюбивых замыслов, рассеивает исходный потенциал своего вертикального энергоинформационного обмена - ЭО, подменяя его «надежным» горизонтальным энергоинформационным обменом .
Человек сознательно ослабляет связь с тонким миром, обретает спокойствие и уверенность от ощущения солидности своего энциклопедического багажа.
Беззаботная, «сытая» жизнь владельца морально устаревших знаний – путь в небытие.
Есть логика, по которой многие не стремяться к постижению искусственных знаний и верят в самодостаточность своего «гения».
«Как могут люди без образования и неучи смутить покой человека образованного и знающего. Кого же следует назвать образованным и знающим? Того, кто знает начало и цель, и разум, проникающий во все сущее!» - Марк Аврелий.
Дальнейшая жизнь показывает правильность выбранного направления.
В случае недостаточности интуитивного знания, возникает внутренняя неудовлетвореннеость.
Сказывается недостаток энциклопедических знаний для оптимального горизонтального энергоинформационного обмена - ЭО.
Жизнь, всех «расфасовывает по своим полкам».
Результат ошибки – ощущение постоянной придавленности, пьянство и наркомания.
Алкоголь и наркотики – стимуляторы внутренних резервов (при условии, что эти резервы существуют).
Влияние экстремальных катализаторов не всегда выводит на путь гениальности и озарения.
Яблоко упало на голову Ньютону и подвигло его на открытие Закона Всемирного Тяготения. Когда «яблоко» падает на голову бестолкового, то оно набивает ему «шишку» или вызывает в голове хаотический шум.
Так и алкоголь. У гения он стимулирует определенные зоны головного мозга и вызывает просветление на пути творчества.
Бестолковый человек спивается и начинает страдать слабоумием, что является причиной его дальнейшей самоуспокоенности, если не возникают приступы маниакально – депрессивной шизофрении.
Проверка на гениальность алкоголем категорически не допустима.
Можно представить «счастье» ярко выраженного гения - счастье в минуты озарения, сменяющееся глубокой депрессией при потере уверенности в успехе…
Каждая эпоха рождала своих гениев.
Общепризнанные гении, да и просто талантливые люди, реализовавшие себя, прошли сложный и губительный путь, приобретали при этом пагубные привычки и наклонности, ложащиеся в основу нездорового образа жизни, который как ни странно не влиял на уровень их творческого потенциала. Однако, переоценка своих сил и возможностей приводила многих, из – за необратимого резонанса энергоинформационного обмена, к сокращению их жизни.
В моменты творческих кризисов, усталости, ощущения безисходности, усугубляемых социальными потрясениями, - получение внешней энергоинформационной подпитки оказывается единственным средством для доведения задуманного до логического завершения.
Не каждому под силу такое преодоление.
Такой способ жизнепроявления не поддается всеобщему распространению и является уникальным.
По этой причине «прогрессивное окружение» подготовило лукавую версию: гениальность – душевная болезнь, а в мире «здоровых» людей приоритеты отданы нормальным людям: неразвитым, нераскрепощенным духовно – без потребностей к бескорыстным творческим устремлениям.
Ответить С цитатой В цитатник
Михаил_Зенькович   обратиться по имени Вторник, 06 Июня 2017 г. 14:43 (ссылка)

Ответ на комментарий

В последнее время внимание, при "испытаниях на уровень гениальности", направляется на изучение творческих способностей и leadership.
Постепенно получает признание мысль, что «гений» - это не одно, а несколько разнородных явлений.

"Исследователи", выбирающие своих испытуемых с помощью тестов интеллекта, получат группу, выделяющуюся главным образом по академическим способностям.
Такие испытуемые будут характеризоваться быстрым запоминанием и хорошим пониманием абстрактного материала, главным образом вербального.
В то же время, изучение коллективов, занимающихся исследовательской деятельностью, изобретателей, художников... скорее делает выборку, характеризующуюся высокой оценкой творческих способностей индивидуумов.
А изучение знаменитых людей, получивших публичное признание, показывает у них минимальный уровень академического интеллекта, который, якобы, необходим для выдающихся достижений в любой области.
Однако человек может иметь высокое IQ и быть лишенным тех качеств, которые необходимы для творческой деятельности или leadership».
Ответить С цитатой В цитатник
Михаил_Зенькович   обратиться по имени Вторник, 06 Июня 2017 г. 14:46 (ссылка)

Ответ на комментарий

Многие великие становились алкоголиками, но ни один алкоголик не стал великим...
Действительно, многие великие умы, яркие таланты требовали «подпитки» - под действием алкоголя рождались свежие идеи, приходило небывалое вдохновение, накалялись чувства и воспалялся мозг. Отношения с алкоголем могут стать высоко-трагичными - когда зелье впаивается в творческий механизм, когда служит питанием гения. Алкоголиками были Юлий Цезарь Сократ, Сенека, Рембрандт, Гофман, Мюссе, Гендель, Александр Македонский, Петр Первый, Рабле, Декарт, Гегель, Бетховен, Мусоргский, Франсуа Вийон, Александр Пушкин, Джек Лондон, Тарас Шевченко, Алехин, Есенин, Эдгар По, Юрий Олеша, Эрнест Хемингуэй, Владимир Высоцкий...

А Великий полководец Александр Македонский умер, десять раз подряд осушив кубок Геркулеса. Фантастический мозг Гегеля набирал полные обороты только после изрядной дозы. Все свои многообъемистые труды этот титан мысли поднавалял в приличной поддатости: язык мог не шевелиться, но перо бегало. Мусоргского нельзя было лечить: лучшее он писал в начинающихся запоях. Великий Авиценна, этот восточный Леонардо да Винчи, все свои неимоверно многочисленные сочинения, стихи и трактаты писал, выпивая большой кувшин вина.
***.
Биографические исследования известных людей прошлых эпох, позволяют выкопать: букеты отрицательных черт и привычек, им характерных…
Ответить С цитатой В цитатник
Людмила_Марковна   обратиться по имени Вторник, 06 Июня 2017 г. 21:25 (ссылка)
...благодарю за прекрасный пост...
Ответить С цитатой В цитатник
belorusochka-ja   обратиться по имени Вторник, 06 Июня 2017 г. 22:56 (ссылка)
Очень интересная статья!Спасибо,Светлана!А комментарии еще интереснее читать!
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Среда, 07 Июня 2017 г. 08:52 (ссылка)
А_Гусев, ЛГП, valyok, Михаил_Зенькович, Zolotusik, Людмила_Марковна, belorusochka-ja, доброе утро! очень рада вас видеть

А что вы думаете по поводу рассуждений Ивана Ильина о свойствах русской души?

"Склонность к игре и ко всякого рода импровизации. Это — основная черта русскости, русской души. Опасность ее — в пренебрежении к труду и упражнению, к духовной «науке» — в беспочвенной самонадеянности, в чрезмерной надежде на «авось» и «как-нибудь»..."

Вспомнилась Татьяна Ларина с её письмом к Онегину...
Ответить С цитатой В цитатник
А_Гусев   обратиться по имени Среда, 07 Июня 2017 г. 09:22 (ссылка)

Ответ на комментарий Svetlana---

В целом я согласен с Ильиным.
Эти свойства, кстати проявляются и в русских народных сказках.
Но в письме Татьяны другие свойства, заимствованные из французских любовных романов.
В "Письме" я не вижу русскую душу.
Татьяна вообще - "по-русски плохо знала..."
А что вы сама об этом думаете?
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Среда, 07 Июня 2017 г. 09:25 (ссылка)

Ответ на комментарий А_Гусев

Да, заимствования из французских романов, но сам факт отправки письма в надежде на "авось"?
Ответить С цитатой В цитатник
А_Гусев   обратиться по имени Среда, 07 Июня 2017 г. 09:34 (ссылка)

Ответ на комментарий Svetlana---

Это не надежда на "авось!!!
Это крик души, голос отчаяния, но выражено всё это "по-французски"
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Среда, 07 Июня 2017 г. 09:49 (ссылка)

Ответ на комментарий А_Гусев

То есть игры и импровизации здесь нет?
Ответить С цитатой В цитатник
А_Гусев   обратиться по имени Среда, 07 Июня 2017 г. 09:54 (ссылка)

Ответ на комментарий Svetlana---

Думаю, что нет. Ей не до игры - она и впрямь влюбилась, чувства её рвутся наружу, но выразить их она может лишь в духе французских романов. Ей не нужна импровизация. Почти все фразы её письма - плохо замаскированные или прямые цитаты из французского...
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Среда, 07 Июня 2017 г. 10:22 (ссылка)

Ответ на комментарий А_Гусев

Но при этом Татьяна пыталась идентифицировать себя с героинями французских романов - разве это не игра?
Ответить С цитатой В цитатник
А_Гусев   обратиться по имени Среда, 07 Июня 2017 г. 10:33 (ссылка)

Ответ на комментарий Svetlana---

Вовсе не пыталась!!!
Мы, читатели, пытаемся это делать.
А у неё самой всё получалось непроизвольно - "под управлением любви", просто она не умела иначе.
Импровизировать, то есть, сочинять на ходу, ей не приходилось - вычитанные фразы всегда были к её услугам
Поверьте, не до игры ей было - она совершенно искренна и открыта.
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Среда, 07 Июня 2017 г. 12:02 (ссылка)

Ответ на комментарий А_Гусев

Разве игра обязательно подразумевает неискренность?

"Они поют, и с небреженьем
Внимая звонкий голос их,
Ждала Татьяна с нетерпеньем,
Чтоб трепет сердца в ней затих,
Чтобы прошло ланит пыланье.
Но в персях то же трепетанье,
И не проходит жар ланит,
Но ярче, ярче лишь горит...
Так бедный мотылек и блещет
И бьется радужным крылом..."

Современные девочки точно так же влюбляются и это не мешает им идентифицировать себя с куклой Барби.
Ответить С цитатой В цитатник
А_Гусев   обратиться по имени Среда, 07 Июня 2017 г. 12:12 (ссылка)

Ответ на комментарий Svetlana---

Останемся каждый при своём мнении: для вас - игра, для меня - нет!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Среда, 07 Июня 2017 г. 12:21 (ссылка)

Ответ на комментарий А_Гусев

Да ведь слово-то многозначное...
Ладно, не сердитесь)
Ответить С цитатой В цитатник
А_Гусев   обратиться по имени Среда, 07 Июня 2017 г. 12:24 (ссылка)

Ответ на комментарий Svetlana---

Слово действительно многозначное. Но для меня само звучание ( Татьяна и игра) - не приемлемо.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку