Хочу вместе со своим читателем поразмышлять об актуальных проблемах современного образования.
Поговорить о тонкостях восприятия художественного произведения, заглянуть в творческую "лабораторию" писателя, где он, "колдует," создавая свою "золотую розу" - КНИГУ.
Дерзнём по-новому взглянуть на хрестоматийные образы "школьной" литературы, поразившись,, насколько они современны и не похожи на те, что "проходили" на уроках .
Познакомимся с живыми, а не покрытыми "хрестоматийным глянцем" Пушкиным или Гоголем.
Попробуем разобраться, почему современному учителю-словеснику так редко удаётся самое главное - вырастить ученика , умеющего радоваться хорошей книге, а не попсовой безделушке, - ученика с талантом ЧИТАТЕЛЯ, любящего размышлять о прочитанном.
Ученики, студенты, родители, все те, для кого классика была и остаётся неизменной, всегда актуальной ценностью, - мои главные соавторы, единомышленники и... оппоненты.
ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ.75. ШУРКА |
- Но в горло я успел воткнуть
И там три раза повернуть моё оружье.
-Два раза У Лермонтова – два…
Три,! Три – надёжнее.
Буйство этого семиклассника приводило меня в замешательство. Шурка так и рвался в драку – по поводу и без. И всегда у него обнаруживались враги – этот зажилил любимую книгу (Шурка обожал библиотеку приключений) , тот подозревался в каверзах против отца, курортного фотографа. Прятался гад за деревом с зеркальцем и пускал зайчиков прямо в объектив, когда папаша щёлкал очередную влюблённую парочку.
Первый силач в классе, Шурка любил разнимать потасовки.. Ему льстило, когда я говорил: -Только ты, Шура, можешь навести здесь порядок. И он наводил. Не без зуботычин, разумеется.
Иногда я заключал с ним временный договор – на постоянный Шурка был не способен. Он назывался договором о ненападении. Надо сказать – Шурка изо всех сил старался держать слово.
Пребывал я как-то в клинической больнице, и пришло задушевнейшее письмо от Шурки. На конверте значилось: «Климатическая больница». А в первых двух строках - прямо бальзам на душу.
-Здравствуйте Александр Иванович!
В морду я не даю. Уже вторую неделю.
…Он весь светился, когда показывал мне свой служебный пистолет.
- Вечером улетаю в командировку – сами знаете, в полёте всякое бывает.
Это была его первая работа, вернее, служба. Сидеть в конце салона и следить как бы чего не случилось. Своей работой Шурка очень гордился..
Он всё ждал встречи с коварным и опасным врагом. Но враг явился не с открытым забралом, не с мечом и даже не с кулачищами. Врага звали БОЛЕЗНЬ.. Из схватки с ней красавец и атлет Шурка выбрался с перекошенным после тяжелейшей операции лицом и черепом, с остановившимся взглядом некогда пронзительных и дерзких глаз.
А жизнь звала, подстрекала…
Сумеешь построить дом?
Он сумел.
И позвал меня на «смотрины». Дом, со стальным острым треугольником крыши выглядел отчуждённо среди уютных соседских «черепичек».
Как и сам Шурка.
Однажды притормозил свой «москвичишко» : - В Елгаву еду, в психушку – жену снова забрали…
Надо бы завтра зайти к нему, подумал я.
Но завтрашнего дня у Шурки уже не было. Тот служебный пистолет, каким-то образом утаённый, услужливо помог ему избавиться от всех врагов, химер и внезапных наваждений.
|
ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ. 74. КАК ВО СНЕ... |
Перечитал свои «Записки» и сник…
Сумбур! Разрозненные, не связанные между собой «байки» – калейдоскоп эмоций, настроений, сомнений, впечатлений, событий и открытий. Всё перемешано - как… во сне.
Впрочем…
Почему бы нет! ..
Каждый раз, пытаясь уснуть ( бессонница, знаете ли)), я даю себе слово ничего не обдумывать, не вспоминать, вообще – отключать память. Изредка удаётся.. Однако чаще всего теряешь бдительность - и лица, фразы, диалоги, случаи, прошлое вперебивку с настоящим, обиды и радости являются во всей своей сюрреалистической мешанине, мелькают упрямо всплывающими видениями, образуя докучливую мозаику. Невольно включаешься в диалоги, разборки, пробуешь искать ответы на давно зависшие вопросы, с кем-то выясняешь отношения, ссоришься или миришься. Настырно и рьяно в голову лезут неожиданные сюжеты новых и новых «записок», проекты, задумки.. И уже ничего нельзя поделать – только бы не упустить эти убегающие картинки давнего и недавнего. Не забыть…
Проходит время, и ты уже перестаёшь отличать реальное от внезапного и краткого сновидения..
Значит, – мои «Записки» учителя», подумал я, при всём их сновидческом беспорядке, всё же складываются в какой-то сюжет –для меня предельно цельный и осязаемый
Своего рода копилка, где предметы не разложены по полочкам, а ждут, чтобы явился некто и составил из них свою собственную цельную картину…
И ещё я подумал…
А может, отсутствие цельности, хронологической последовательности - это и есть реалии моей жизни, где многое происходит, как во сне - наплывами внезапных эпизодов, замыслов, озарений и впечатлений, нечаянных находок и утрат.
Происходит, складываясь постепенно в книгу под названием «Записки учителя».
|
ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ.73. ПАМЯТНИКИ ЛИТЕРАТУРНЫМ ГЕРОЯМ |
Должен извиниться перед своими читателями – я был не прав, сетуя на то, что у нас не в почёте памятники литературным героям. ЭТО НЕ ТАК!!! Памятники ставили, ставят, и, надеюсь, со временем их будет больше и больше Они того стоят!
В качестве компенсации за свой промах предлагаю заочную экскурсию…
11 апреля 2003 года памятник бравому солдату Швейку был открыт в Санкт-Петербурге на Балканской площади. В том же году в Омске установили скульптуру Швейка перед входом в одну из городских пивных на проспекте Карла Маркса. В Бугульме /Татарстан/ фигура Швейка встречает на вокзале приходящие поезда..
В Москве, между метро "Новослободская" и Марьиной рощей, в дворике у дома №13 на улице Советской Армии присели на лавочке Коровьев и кот Бегемот. Памятник был открыт в августе 2006 года.
Напротив здания посольства Великобритании на Смоленской набережной - памятник Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону(2007 год)
. Около станции метро "Молодежная" на Ярцевской улице в августе 2004 года установлен памятник герою историй немецкого писателя Р. Распе барону Мюнхгаузену. Памятник Мюнхгаузену есть и в Калининграде.
На аллее Патриарших прудов вокруг памятника И. А. Крылову, открытого в 1976 году, установлены композиции-иллюстрации к его басням. Здесь и косолапый Мишка с другими участниками незадачливого музыкального квартета, и Моська со Слоном, и Ворона с сыром и хитрая Лиса, и Волк и Ягненок, и Осел, обучающий пению Соловья, а также другие герои произведений знаменитого русского баснописца.
В Урюпинске Волгоградской области в сентябре 2005 года появился литературный памятник героям повести Михаила Шолохова "Судьба человека".
В Биробиджане /Еврейская АО/ на набережной реки Биры установлена скульптура Евгения Онегина.
В 2010 году в Таганроге открыли памятник "Человек в футляре".
25 июля 2000 года в Петербурге на Итальянской улице был открыт памятник Остапу Бендеру. Памятники Великому комбинатору также есть в Пятигорске
К самым необычным памятникам Петербурга причислен "Нос майора Ковалева". Установлен в октябре 1995 года на фасаде дома по проспекту Римского-Корсакова.
25 марта 2004 года, к 150-летию выхода в свет знаменитого произведения И. С. Тургенева, в Петербурге был открыт памятник Му-Му.
Памятник другой собаке - Биму из книги воронежского писателя Гавриила Троепольского "Белый Бим Черное Ухо" - был установлен 1998 году в Воронеже у входа в театр кукол.
Во Пскове рядом с областной библиотекой для детей и юношества в 1995 году был открыт памятник героям романа Валентина Каверина "Два капитана" Ивану Татаринову и Сане Григорьеву.
В городе Луховицы Московской области установлен памятник почтальону Печкину.
Памятник еще одному герою Успенского, крокодилу Гене, находится в центре Ижевска. Он был открыт в сентябре 2005 года..
В Тобольске есть скульптурная композиция "Робинзон, Пятница и собака". Три памятника герою Лескова Левше можно встретить в Туле, Калуге, Орле и Челябинске.
Памятники Даме с собачкой Чехова установлены в Пензе и Липецке. Скульптуры героини "Алых парусов" Грина Ассоль - в Ханты-Мансийске и Геленджике.
А в Анапе поселился доктор Айболит!
|
ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ. 72. |
Жаль, что мало памятников литературным героям. Тем, что из века в век входили в сознание целых поколений. Оставались и остаются в сердце и памяти миллионов.
Дон Кихот, Гамлет, Ромео и Джульетта, Фауст, Квазимодо, Гаврош, Шерлок Холмс, Анна Каренина, князь Мышкин, Пьер Безухов, Швейк…
Разве когда-нибудь кому-нибудь могло прийти в голову снести эти знаки общечеловеческого достояния?! Усомниться в их вечной ценности…
|
ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ.71. |
Так и живём…
Манилов: Всё хорошо!
Базаров: Всё плохо Отрицаю!
Репетилов: Шумим, братец, шумим!
Обломов: Поменьше шевелиться…
|
ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ.70. ШУМИМ! |
Чацкий Да из чего, скажи, беснуетесь вы столько?
Репетилов Шумим, братец, шумим...
Чацкий Шумите вы — и только?..(Грибоедов.«Горе от ума»)
Снова про нас! - «Вечера с Владимиром Соловьёвым!»
И не только…
Сколько воплей обрушивается на нас с экранов!
Сколько пустой болтовни и "шумовых эффектов" по самому ничтожному поводу!
|
ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ.69. ЗАНАВЕС |
Исчезает «кодовый язык», на котором я привык общаться со студентами.
И не только с ними…
Это – когда нечаянно произносишь «неладно что-то в датском королевстве» - и находишь отклик, порыв, жест навстречу, чувствуешь: свои люди.
Теперь же всё чаще этот волшебный язык в моём окружении не действует. Навстречу – молчание. Недоумение. Скажешь по привычке «командовать парадом буду я», а тебе в ответ: - Что, парад намечается?
Ловлю себя на том, чтобы не «обмолвиться» и по привычке не произнести «кодовые», связующие души СЛОВА там, где они «не сработают»,- имя композитора, писателя, художника, заветные стихотворные строки, название книги…
Как-то неудобно ставить в неловкое положение человека, не понимающего мой язык. А учиться его языку не тянет…
Однажды попросил студентов записать название рассказа Куприна «Олеся». Записали - « О лесе»…
Да, опускается этот связующий занавес. Боюсь, навсегда.
Может, пора покидать театр…
|
ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ. 68. ЭДУАРД |
Едва появившись у нас на педфаке, Эдуард начал, исправно посещать мои занятия. Так было заведено…
Высказывался очень тактично и участливо...
Ему, выпускнику именитого университета, было в чём меня упрекнуть – я упорно избегал всяческого теоретизирования и всего того, что называлось у него научным изложением темы..
- Упрощаете. Осовремениваете, - говорил он мне, осторожно выбирая щадящие эпитеты.
- И зачем это вам понадобилось исполнять целые сцены из фонвизинского «Бригадира»!?
Я сказал ему «зачем»…
После месяца «колхозной эпопеи» с этой группой я неплохо изучил кругозор моих студенток. На картофельном поле девушки были просто великолепны, но вот русская литература оставалась для большинства за семью замками…
И моё «исполнение» фрагментов из классики было для них откровением и, не стану скромничать, большим удовольствием.
На «Бригадире»не умолкал хохот. Как, впрочем, и на «Недоросле» или «Ревизоре».
Конечно же, дело не ограничивалось, «театром». Были разборы. Были обсуждения текста классика, неизменно переходящее на злобу дня, что и раздражало учёного Эдуарда..
Он на своих лекциях подобными глупостями не занимался. Его стиль: «как утверждает Бахтин», «как считает Гаспаров, «как полагает Юрий Лотман»…
Я, конечно, знал, как и что каждый из них утверждает, считает, полагает. Но знал я и другое: ни одну из цитат, которыми так щедро потчевал студенток Эдуард, они пока что не были готовы адекватно воспринять, принять и усвоить.
На их глазах живую литературу, часто без надобности, выносили за скобки высокого литературоведения .
Я вдруг представил, чем был бы для меня столь любимый мною и фантастически занимательный разбор Владимира Набокова гоголевских «Мёртвых душ», если бы я их в своё время неоднократно не перечитывал.
И сам себе сознался: НИЧЕМ!
|
ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ. 67. МОИ СИБИРЯКИ |
И снова…школа на холме.
Какая ощутимая для меня опора - дети возвратившихся из депортации семей.. Русский язык на «просторах Сибири» сделался для них вторым родным. Эти ребята и помогали мне достучаться до класса - с Пушкиным, Гоголем, Тургеневым, Чеховым …
Я решительно отбросил «универсальную", совершенно неподъёмную программу для национальных школ и стал отбирать лишь то, что могло бы по-настоящему увлечь и заинтриговать ребят. Заминки с текстами наперебой устраняли мои «сибиряки».
И каким же подарком был для меня смех в классе, когда оживали наконец сцены из «Ревизора». юморески Чехова…
Мы щедро обменивались своим опытом. Отдавали с радостью всё, что имели и умели..
Я пробовал ставить забавные сценки –спасибо моей театральной студии!. Мог научить вертеться на брусьях и перекладине- спасибо секции по гимнастике!
Дети учили меня спускаться с отвесных гор на лыжах, не страшась трамплиов..
Уроки перетекали то в лес, то на колхозное поле, то на тренировку.или репетицию.
И сопровождались неизменным вопросом. – А как это сказать, изобразить словами? По- русски, по-латышски.
Главное, чему меня научили мои ученики – не стесняться своей латышской речи – осмелиться и заговорить, наконец без оглядки, твёрдо зная: если что не так – поправят. помогут...
Взаимоисправление речевых ошибок стало нашим бытом и самым действенным методом обучения.
..
|
ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ. 66. ШКОЛА НА ХОЛМЕ |
То и дело возвращаюсь к НАЧАЛУ. А от него куда-нибудь вглубь или к дням сегодняшним, чтобы потом снова оказаться в истоках. Так бывает, когда маешься бессонуницей и не в силах контролировать наплывы мыслей о прошлом - отдаешься им безотчётно и покорно
Долго откладывал встречу со своей первой школой. Но, кажется, пришло время
Сейчас я вижу её как наяву..
Красное, с претензией на музейный раритет, двухэтажное здание на живописном заснеженном холме. И сотни пар лыж, облепивших со всех сторон кирпичные стены. Автобус сюда не заглядывает, и добираться из дальних хуторов приходится своим ходом..
Это- Дзербене. И оказался я здесь нежданно-негаданно.
…На какой-то выматывающий душу семинар по научному коммунизму к нам в аудиторию заглянул декан.
- Одна дальняя сельская школа неожиданно лишилась преподавателя, - сказал он. – Не желает ли кто-то из вас поработать. Экзамены, зачёты – экстерном. И ещё он добавил – Школа – латышская…
- Я желаю,- внезапно вырвалось у меня.
То ли одолело занудство всех этих слащавых «руководящих» методик - педагогик, то ли прорвалось давно назревавшее желание что-то в себе проверить, испытать на прочность.
Так всё и началось.
Абренский поезд приостановился на минуту-другую – вполне достаточно, чтобы я успел выбраться со своим чемоданом..
Осмотрелся..
Унылый полустанок.. Ночь. Сугробы под холодной луной.
Навстречу мне ступили два паренька: - Вы наш новый учитель?
Мы зашагали по лесной дороге. Ребята попеременно тащили мой чемодан.
Разговор не клеился. То ли из-за моего латышского, то ли из-за их русского.
Не прошло и часа, как мы оказались на месте.
Путь этот, туда и обратно, я буду проделывать примерно раз в месяц, И всегда по ночам – других поездов нет.
Меня поселили напротив школы, в почтовом отделении. Выдали керосиновую лампу и бутыль керосина.
– Случаются, знаете ли, перебои с электричеством.
А на днях Спутник запустили…
В комнатушке свободно разместились койка, столик и табуретка…
Утром я уже взбирался на свой холм.
Решиться на т а к о е, для меня, третьекурсника, оказалось неслыханной дерзостью.
Ни учебников, ни методичек по русскому языку и литературе для латышских школ не было в помине. И начинать мне пришлось с «любимого дела» - импровизаций.
«Сочиняя» уроки, я и не подозревал, что уже набрасываю штрихи своих будущих хрестоматий и пособий для латышей. Лет эдак через пятнадцать эти книги увидят свет. А первая из них – о том, как при помощи красочных репродукций учить разговаривать, будет издана уже через два года.
Левитан, Поленов, Репин, Айвазовский не только изумляли и радовали, но и помогали наладить диалог. Найти общий язык. Мотивация – бесспорная!. И дети. и я сам очень этого хотели.
Вот мы и учились друг у друга – они у меня русскому, я у них – латышскому..
Наверное, впервые я осознал, как важно, просто необходимо, владеть родным языком своих учеников, – если хочешь стать их учителем.
До этого знания латышского никто и нигде от нас не требовал – в Латвии процветало русскоязычие. Можно было прийти в Министерство образования и не услышать ни одного латышского слова…
|
ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ. 65. ИНТЕРНЕТ - ШПАРГАЛКА |
Борьба с Интернетом - «шпаргалкой» явно не в мою пользу.
Любая студенческая контрольная, «творческая работа» или презентация за версту отдавали нагло скачанными подсказками. И не оставалось уже темы, которую студент не сумел бы добыть из поисковика.
Единственно. что мне удавалось отлавливать - это прямые копии чужих текстов.
Однако, вскоре умные и мною же обученные стилистическим премудростям студенты поднатарели в несравненном искусстве – «чужое вмиг почувствовать своим» - то есть настолько переиначить чей-то опус, что объявить его плагиатом уже было непросто. И всё-таки я пытался это делать - даже нашёл формулировку: кража с применением технических средств.
Пришлось начинать «перестройку»…
Каждую тему я стал сопровождать незатейливым стилистическим ходом – «М о ё отношение» или «М о и критические замечания».
Но и здесь - облом. М о и м и становились чьи-то удачно скопированные мнения и суждения по заданной теме, сдобренные личными местоимениями.
Я не сдавался, меня формулировки :«комментарий к работе по заданной теме» или «интерпретация темы»
Снова – прокол! Услужливый Интернет любезно подсказывал и оригинальные комментарии. И чудесные интерпретации. И смелые трактовки.
Пришлось сдаться и не подавать вида, что замечаю.
А Интернет продолжал своё чёрное дело – на моих глазах отучал студентов думать, мыслить, искать свои решения. Любую «творческую работу» они начинали и заканчивали с похода - не в библиотеку, а в поисковик.
На глазах зарождался новый способ «умственного труда», когда способность самостоятельно м ы с л и т ь, рассуждать вовсе не востребована - востребовано другое: умение находить и транслировать чужое, украденное. …
|
ЗАПИСКИ УЧИТЕЛЯ. 64. О ЖИВЫХ КНИГАХ |
«Девятнадцать томов Полного собрания сочинений Пушкина на жестком диске компьютера лучше, чем десять бумажных томов на полке.»
Такое и очень похожее я нередко слышу, когда разговор заходит о домашних библиотеках.
О нет, я не собираюсь отрицать благодеяния Интернета для читателя – они просто фантастичны!
Но вот что вспоминается…
Сколько сил, азарта и волнений затрачивалось в поисках давно полюбившейся книги – той, что вдруг загорелась душа. Какие надежды вселял каждый антикварный магазин! И какой трепет испытывал, когда осторожно перелистывал страничку за страничкой этой вожделенной книги, наслаждаясь её запахом, шрифтом, переплётом, иллюстрациями и особым, ни с чем не сравнимым излучением.
А само чтение – с закладочками, легкими пометками карандаша…
Я думаю, всё это складывается в какое-то особое чувство, нечто вроде – шестого. Его трудно выразить словами и ещё труднее передать тому, для кого встреча с книгой сводится к нескольким кликам в компьютере.
И на мониторе послушно возникает та, но… и совсем «н е т а» книга. Бездушная!
Её не возьмёшь в руки, не прижмёшь к сердцу, не погладишь знакомую обложку.
А на моих полках – живые! Среди них – и близкие друзья, и спутники, и коллеги, и просто приятели, причём, не всегда добрые. И те, что навязались в друзья, но быстро наскучили, а отлучить от дома рука не поднимается…
И заходя в комнату, ты здороваешься с ними, окидываешь взглядом знакомые и такие узнаваемые корешки и, бродя из угла в угол, начинаешь снова и снова выяснять отношения – с этими, живыми, ТВОИМИ книгами, продолжая давние споры с ними, припоминая первые встречи.
И нет тебе никакого дела, что громоздятся их двойники где-то в недрах Интернета - бесприветные и… чужие.
|