-Рубрики


Магдалина в контексте романа Б. Пастернака ДОКТОР ЖИВАГО

Понедельник, 17 Апреля 2017 г. 01:26 + в цитатник

 



 
 
Джеймс Тиссо, "Кающаяся Магдалина"
 
 
Б. Пастернак писал в 1946 г о своём романе "Доктор Живаго":
 
 
"Я в нём свожу счеты с еврейством, со всеми видами национализма (и в интернационализме), со всеми оттенками антихристианства и его допущениями, будто существуют еще после падения Римской империи какие-то народы и есть возможность строить культуру на их сырой национальной сущности. Атмосфера вещи – моё христианство".
 

 

 

 
Из книги Дмитрия Быкова "Борис Пастернак":

Фабула романа проста, очевиден и его символический план. Лара — Россия, сочетающая в себе неприспособленность к жизни с удивительной ловкостью в быту; роковая женщина и роковая страна, притягивающая к себе мечтателей, авантюристов, поэтов. Антипов — влюбленный в Лару радикал, революционер, железный человек действия; Комаровский — образ власти и богатства, торжествующей пошлости, жизненной умелости.
 
Между тем предназначена Лара — да и Россия — поэту, который не умеет ее обустроить и обиходить, но может понять. Юрий Живаго — олицетворение русского христианства, главными чертами которого Пастернак считал жертвенность и щедрость. Россия никогда не достается поэту — между ними вечно встает то всевластная жестокость старого мира, то всевластная решимость нового; а когда покончил с собой Стрельников и пропал Комаровский — умер сам Юра Живаго, и союз их с Ларой вновь не состоялся.
 
Впрочем, Пастернак точен не только в символическом описании русской судьбы: он подмечает и обреченность революционеров, исчезновение железных Стрельниковых, место которых заняли пошляки. Дух революции пленял героя только в октябре семнадцатого — очень скоро этот дух отлетел от происходящего, и большевистская тупая прямота стала так же отвратительна доктору, как и ложь военной пропаганды, и казачьи нагайки.
 
Для Лары и Юры нет Родины — их единственным приютом был опустевший дом в Варыкине, где они только и могли быть счастливы, вне пространства, вне истории; русская революция только тем и была ценна, что ненадолго оставила Россию и поэта наедине. Скоро им суждено было разлучиться снова.
 
Но этим символистским метаописанием российской судьбы роман Пастернака, конечно, не исчерпывается. «Доктор Живаго» — крик исстрадавшегося человека, всю жизнь вынужденного ломать себя по принуждению не только власти, всегда одинаково глухой и ограниченной, но и собственной совести. Человек, в 1931 году спрашивавший воображаемого собеседника: «Но как мне быть с моей грудною клеткой?» — в 1947 году нашел ответ. «Доктор Живаго» — крик об одном: «Прав я, а не вы все!»
 
Герой романа сделал в своей жизни все, о чем мечтал и чего не сумел сделать вовремя его создатель: он уехал из Москвы сразу после революции, он не сотрудничал с новой властью ни делом, ни помышлением; он с самого начала писал простые и ясные стихи. Судьба одиночки, изначально уверенного в том, что только одиночки и бывают правы, и стала фабулой романа. В 1947 году Пастернак понял то, над чем бился двадцать лет: сюжетом книги должна была стать его собственная жизнь, какой он хотел бы ее видеть.
 

 

"Стихотворения Юрия Живаго" органически связаны с прозаическим текстом. Из статьи литературоведа А. Власова: 
 
"Двадцать третье и двадцать четвёртое стихотворения живаговского цикла, «Магдалина (I)» и «Магдалина (II)», входят в евангельский (под)цикл как монологи лирической героини. Композиционная единица, образуемая этими поэтическими текстами, чаще всего обозначается термином «диптих»". 
 
 

Магдалина (I) 

(двадцать третье стихотворение живаговского цикла)

 
Чуть ночь, мой демон тут как тут,
За прошлое моя расплата.
Придут и сердце мне сосут
Воспоминания разврата,
Когда, раба мужских причуд,
Была я дурой бесноватой
И улицей был мой приют.
 
Осталось несколько минут,
И тишь наступит гробовая.
Но раньше, чем они пройдут,
Я жизнь свою, дойдя до края,
Как алавастровый сосуд,
Перед Тобою разбиваю.
 
О где бы я теперь была,
Учитель мой и мой Спаситель,
Когда б ночами у стола
Меня бы вечность не ждала,
Как новый, в сети ремесла
Мной завлеченный посетитель.
 
Но объясни, что значит грех
И смерть и ад, и пламень серный,
Когда я на глазах у всех
С Тобой, как с деревом побег,
Срослась в своей тоске безмерной.
 
Когда Твои стопы, Исус,
Оперши о свои колени,
Я, может, обнимать учусь
Креста четырехгранный брус
И, чувств лишаясь, к телу рвусь,
Тебя готовя к погребенью.
 

 

"Была ли грешницей Мария Магдалина?"


"О том, что святая Мария Магдалина была грешницей, в Новом Завете нет ни единого слова. Мнение это укоренилось только в западной культуре. Определенным этапом в формировании этого мнения явилось отождествление Марии Магдалины с женщиной, помазавшей миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея (см.: Лк. 7: 36–50). Евангельский текст не дает никаких оснований для такого утверждения. Господь простил той женщине ее грехи, сказав: «Вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7: 50). При этом ничего не говорится об изгнании бесов. Если это Спаситель сделал раньше, то почему тогда же не были прощены и грехи?" 




"Стихотворение отсылает к 26‑й главе Евангелия от Матфея, где говорится о пребывании Христа в доме Симона прокажённого: «Приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову» (Мф. 26: 7). 6-й стих заключительной строфы текстуально восходит к словам Христа, объясняющего ученикам её поступок. 
 
Примечательно, что упоминающие об этом поступке евангелисты Матфей и Иоанн, расходясь в деталях (Матфей говорит о безымянной женщине с алавастровым сосудом, Иоанн — о Марии из Вифании), сходятся в главном. Ср.: «Возливши миро сие на Тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26: 12—13); «…она сберегла это [миро] на день погребения Моего» (Ин. 12: 7)".

"В сознании Юрия Живаго новозаветный архетип запечатлевается в чертах Лары. <...> Образ Лары в романе многогранен. В этом символическом образе, вобравшем в себя «все аспекты темы женщины» в творчестве Пастернака, жизнь «раскрывается как эстетический идеал, во всей полноте своей безыскусной красоты и непосредственности. Но она также предстаёт перед нами как поле трагического противоречия: самое ценное оказывается в ней и самым уязвимым, доступным для тёмных сил зла». 
 
«Дурой бесноватой» и «рабой мужских причуд» называет себя Магдалина; «падшей» воспринимает себя и юная Лара. Магдалина говорит о «демоне», терзающем её; Комаровский — поистине «демон» Лары. Он олицетворяет собой одновременно и конкретное социальное, и метафизическое зло. Разрыв с Комаровским для Лары равнозначен освобождению, победе над силами ада, над смертью..."
 

 

 

Магдалина (II) 

(двадцать четвёртое стихотворение живаговского цикла)

 

У людей пред праздником уборка.
В стороне от этой толчеи
Обмываю миром из ведерка
Я стопы пречистые Твои.

Шарю и не нахожу сандалий.
Ничего не вижу из-за слез.
На глаза мне пеленой упали
Пряди распустившихся волос.

Ноги я Твои в подол уперла,
Их слезами облила, Исус,
Ниткой бус их обмотала с горла,
В волосы зарыла, как в бурнус.

Будущее вижу так подробно
Словно Ты его остановил.
Я сейчас предсказывать способна
Вещим ясновиденьем сивилл.

Завтра упадет завеса в храме,
Мы в кружок собьемся в стороне,
И земля качнется под ногами,
Может быть, из жалости ко мне.

Перестроятся ряды конвоя,
И начнется всадников разъезд.
Словно в бурю смерч, над головою
Будет к небу рваться этот крест.

Брошусь на землю у ног распятья,
Обомру и закушу уста.
Слишком многим руки для объятья
Ты раскинешь по концам креста.

Для кого на свете столько шири,
Столько муки и такая мощь?
Есть ли столько душ и жизней в мире?
Столько поселений, рек и рощ?

Но пройдут такие трое суток
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до Воскресенья дорасту.
1949

 

 

Александр Иванов. "Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения"

 
"Начальные подробности, делающие это субъективированное повествование достоверным и символически насыщенным, несомненно, навеяны текстом Священного Писания — 19‑й главой Евангелия от Иоанна и 27‑й от Матфея. Ср.: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его, и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина» (Ин. 19: 25). После смерти же Иисуса «завеса в храме раздралась на-двое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись» (Мф. 27: 51). Аналогов заключительным, 8‑й и 9‑й строфам в «первоисточнике» нет.
 
Магдалина верит Христу, видит в Нём своего Избавителя. Но «до Воскресенья», иными словами, до осознания и принятия высшего, вселенского смысла Его Крестной Жертвы, ей ещё предстоит «дорасти» — пережив ужас «пустоты», безысходности, богоотставленности.
 
Это противоречие придаёт предфинальным строфам стихотворения особую драматическую экспрессию.
 

Кажется, что в художественном мире живаговского цикла никакое другое свидетельство о Христе не воссоздавало бы так (ярко и достоверно, с почти фактографической точностью) Его образ, как эта переходящая в пророчество исповедь раскаявшейся грешницы. Не случайно именно «Магдалина (I)» и «Магдалина (II)» предшествуют «Гефсиманскому саду», где звучит уже голос самого Христа".



...Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.

Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко Мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты.
 
 "Пастернак, как видим, отрицает насилие, возведенное большевизмом в принцип государственного строительства, отрицает саму возможность «земного рая» — социальной гармонии, основанной на несвободе и лжи, — утверждая тем самым вечную, непреходящую истину христианства"
 
 

Хендрик Тербрюгген, "Меланхолия, или Мария Магдалина", 1627-1628  гг.

 

 

 

Серия сообщений "Литература":
Часть 1 - Мир спасёт красота. Профессор М. М. Дунаев о Ф. М. Достоевском
Часть 2 - Профессор М. М. Дунаев об Анне Карениной
...
Часть 21 - Николай Гумилёв. Патриотические стихи
Часть 22 - Дмитрий Быков. Лекции по литературе
Часть 23 - Магдалина в контексте романа Б. Пастернака ДОКТОР ЖИВАГО
Часть 24 - МАСТЕР И МАРГАРИТА. Видеолекция Андрея Кураева
Часть 25 - А. С. Пушкин: Нет истины, где нет любви
...
Часть 27 - "Балаболка" Ирина
Часть 28 - Дмитрий Быков: Пушкинский лицей - русская педагогическая мечта
Часть 29 - Навигация по аудио- и видеозаписям Дмитрия Быкова

Метки:  
Понравилось: 16 пользователям

ЛГП   обратиться по имени Понедельник, 17 Апреля 2017 г. 06:34 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
_Ирина-Тверичанка_   обратиться по имени Понедельник, 17 Апреля 2017 г. 08:52 (ссылка)
Доброе утро, Светлана. Спасибо за интересный пост. С Пасхой! Христос Воскресе.
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Понедельник, 17 Апреля 2017 г. 10:34 (ссылка)

Ответ на комментарий _Ирина-Тверичанка_

Воистину Воскресе!
Ответить С цитатой В цитатник
Зоя_Крайсик   обратиться по имени Понедельник, 17 Апреля 2017 г. 12:05 (ссылка)
Извини! не понимаю я этот роман также и Мастер и Маргарита- бред сумасшедшего...
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Понедельник, 17 Апреля 2017 г. 12:49 (ссылка)

Ответ на комментарий Зоя_Крайсик

Зоя_Крайсик, смысл в том, чтобы "тяжесть обречённости высветлить верой в Воскресение". Представьте, что будет, если завтра конец света? К этому нужно заранее подготовиться, а не зарывать голову в песок. Всё, что с нами происходит, нужно одухотворить, наполнить смыслом. Точнее - увидеть этот смысл. Все, что в жизни происходит, "свершается не благодаря случайному стечению обстоятельств и не подчинено фатальной неизбежности, лишающей человека права на выбор. Над тем, кто осознаёт эту простую, содержащуюся в Евангелии истину и начинает свободно следовать своему предназначению, уже не властен никакой рок".

"Победа над злом в любых его проявлениях, «преодоление смерти», осуществляемое «усильем воскресенья», — вот в чем, по мнению поэта, заключается главный, символически-вневременной смысл каждой человеческой жизни и всей истории человечества".

А в чём состоит зло? В нарушении воли Божией...
Ответить С цитатой В цитатник
belorusochka-ja   обратиться по имени Понедельник, 17 Апреля 2017 г. 12:50 (ссылка)
Вот я тоже...не понимаю.Но в любом случае,спасибо за работу!
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Понедельник, 17 Апреля 2017 г. 12:56 (ссылка)
ЛГП, belorusochka-ja, меня особенно впечатлил образ Лары. Очень сильная, мужественная женщина.

" - Ты занят? Что ты делаешь?
- Топлю и топлю. А что?
- Корыто мне.
- Дров по такой топке здесь больше, чем на три дня не хватит. Надо наведаться в наш бывший Живаговский сарай. А ну как там есть еще? Если их осталось порядочно, я в несколько заездов перетащу их сюда. Займусь этим завтра. Ты просила корыто. Представь, попалось где-то на глаза, а где, - из головы вон, ума не приложу.
- И у меня то же самое. Где-то видела и забыла. Верно где-нибудь не на месте, оттого и забывается. Имей в виду, я много воды грею для уборки. Оставшеюся постираю кое-что для себя и Кати. Давай заодно и всё свое грязное. Вечером, когда уберемся и уясним ближайшие виды, все перед сном помоемся.
- Сейчас соберу белье. Спасибо. Шкафы и тяжести везде от стен отодвинуты, как ты просила.
- Хорошо. Вместо корыта прополощу в посудной лохани. Только очень сальная. Надо отмыть жир со стенок.
- Как печка протопится, закрою и вернусь к разборке остальных ящиков.
...
Они суетились, бросаясь туда и сюда по комнатам, с несвободными, занятыми руками, и набегу натыкались друг на друга или налетали на Катеньку, которая торчала поперек дороги и вертелась под ногами. Девочка слонялась из угла в угол, мешая уборке, и дулась в ответ на замечания. Она зябла и жаловалась на холод.
"Бедные современные дети, жертвы нашей цыганщины, маленькие безропотные участники наших скитаний", - думал доктор, а сам говорил девочке:
- Ну, извини, милая. Нечего ежиться. Вранье и капризы. Печка раскалена докрасна
.
- Печке, может быть, тепло, а мне холодно.
- Тогда потерпи Катюша. Вечером я вытоплю ее жарко-прежарко во второй раз, а мама говорит, к тому же искупает еще тебя..."
Ответить С цитатой В цитатник
Зоя_Крайсик   обратиться по имени Понедельник, 17 Апреля 2017 г. 13:00 (ссылка)

Ответ на комментарий Svetlana---

Светик! это все мифы для не просветвленного народа- тумаенят мозги...отвлекают от самой Жизни...поклоняються обрезанному еврею-Иисусу.. Какое ту Воскресение..когда человек умирает- перед смертью ему все едино...даже впадают в детство и др...мктаморфозы... сама смерть- это страшное явление и с ума сходят от этого...короче -это философия...и ей нет начала и конца...
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Понедельник, 17 Апреля 2017 г. 13:09 (ссылка)

Ответ на комментарий Зоя_Крайсик

А в чём по-вашему, Жизнь? Погоня за сиюминутными наслаждениями неизменно оборачивается страданиями. Вот сидит человек целыми днями в интернете, постит рецепты тортиков - и не думает о том, к каким страданиям это может привести. Даже гликированный гемоглобин лень измерить...
Ответить С цитатой В цитатник
Зоя_Крайсик   обратиться по имени Понедельник, 17 Апреля 2017 г. 13:18 (ссылка)

Ответ на комментарий Svetlana---

с этим я согласна...жизнь не в тортиках заключается...я была знакома с Гуру Воин Света, мн.др. и меня они не научили жить по их методу...у каждого из нас заложеа своя программа ЖИЗНИ...как ни крути-верти..эти тренинги (трата драгоценого времени и денег)...посто нужо найти Себя в какой-то деятельности и развиваться...нельзя объять Все и сразу...
Ответить С цитатой В цитатник
belorusochka-ja   обратиться по имени Понедельник, 17 Апреля 2017 г. 14:31 (ссылка)

Ответ на комментарий Svetlana---

Svetlana---, Я смотрела только фильм....Книгу не читала.Естественно ,фильм - это не то,что книга.Но фильм понравился.
Ответить С цитатой В цитатник
Марина_Ушакова   обратиться по имени Понедельник, 17 Апреля 2017 г. 17:22 (ссылка)
А мне понравилось. С удовольствием прочла. И Пастернака читала, и Булгакова. Жаль - Евангелие ни разу до конца прочесть не смогла.
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Понедельник, 17 Апреля 2017 г. 23:00 (ссылка)

Ответ на комментарий Марина_Ушакова

Евангельские образы встречаются очень часто. Поэтому Евангелие стоит изучить хотя бы для лучшего понимания литературы и живописи. Вот хорошая книга - руководство к изучению Священного Писания:

https://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushev/rukovod...vogo-zaveta-chetveroevangelie/
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Понедельник, 17 Апреля 2017 г. 23:07 (ссылка)

Ответ на комментарий Svetlana---

Марина_Ушакова, вот, кстати, отрывок из этой книги:

"Далее первые два Евангелиста св. Матфей и св. Марк повествуют о помазании Господа миром некоей женой в дому Симона прокаженного.

Это помазание церковное предание отличает от того помазания, которое было совершено Марией, сестрой воскрешенного Лазаря, за шесть дней до Пасхи и еще до входа Господа в Иерусалим.

Этот Симон прокаженный называется так потому, что, по-видимому, был исцелен Господом от проказы. По церковному же преданию, запечатленному очень умилительно в богослужебном последовании Великой Среды, жена, приступившая ко Господу с тем, чтобы помазать его драгоценным миром, была кающейся грешницей. Она принесла миро в алавастровом сосуде.

Миро представляло собой благовонную жидкость из масл и пахучих веществ, обыкновенно – из лучшего оливкового масла в соединении с благовонными смолистыми веществами вроде нарда или смирны и разных цветов.

Алавастр это род мрамора, замечательного своей легкостью, прозрачностью и красотой. Из него приготовлялись разные вазы, урны, курильницы и сосуды для хранения ароматических веществ.

Помазание миром на Востоке употреблялось не только в смысле высшего значения, как при помазании царей и первосвященников, а и в обыденной жизни людьми богатыми и знатными, ради удовольствия. Помазывали обыкновенно волосы на голове, лоб, лицо, бороду, одежду (Пс. 22:5; 132:2; Еккл. 9и др.), а в знак выражения особого почтения кому-либо – ноги.

«Ученицы Его негодоваша, глаголюще: чесо ради гибель сия бысть?» – не зная мыслей и чувств глубочайшего благоговения жены-грешницы, ученики осудили ее поступок, зная, что Учитель их не терпел роскоши и выше всего ставил дела милосердия и благотворения.

Но они в этом случае ошиблись. Господь оправдал ее поступок, как происходивший от теплой веры и сердечного сокрушения. «Нищих всегда имеете с собой», и, след., всегда можете творить им добро: «Мене же не всегда имате» – это прикровенное указание на близость Своей смерти.

Кроме того, этому действию Господь дает и еще особое символическое значение: «возлиявши бо сия миро сие на тело Мое, на погребение Мя сотвори» – ибо в древности был обычай умащать тела мертвых благовониями.

В награду за ее поступок Господь предрек ей всегдашнюю память об ее поступке между христианами, что мы и видим, ибо повествование об этом не только записано в Евангелии, но включено и в наше богослужение: в последовании Великой Среды Церковь прославляет поступок этой жены, проводя как бы параллель по контрасту между ним и предательством Иуды, совершенным в тот же день, сразу после этого".
Ответить С цитатой В цитатник
Марина_Ушакова   обратиться по имени Понедельник, 17 Апреля 2017 г. 23:14 (ссылка)

Ответ на комментарий Svetlana---

Благодарю. Взяла в закладки. Интересно
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Вторник, 18 Апреля 2017 г. 00:18 (ссылка)

Ответ на комментарий belorusochka-ja

Размышлять над книгой намного интереснее. Тем более, если есть интернет. Вот, например, ещё отрывок из книги "Доктор Живаго":

"Существует спор, Магдалина ли это, или Мария Египетская, или какая-нибудь другая Мария. Как бы то ни было, она просит Господа: «Разреши долг, якоже и аз власы». То есть: «Отпусти мою вину, как я распускаю волосы». Как вещественно выражена жажда прощения, раскаяния! Можно руками дотронуться.
И сходное восклицание в другом тропаре на тот же день, более подробном, и где речь с большею несомненностью идет о Магдалине".

Все эти тропари можно найти и прочитать в интернете.

"Страстная седмица. Великая Среда. Вечерня":

Тебе Девыя Сына, / блудница познавши Бога, / глаголаше, в плачи молящися, / яко слез достойная соделавшая: / разреши долг, якоже и аз власы: / возлюби любящую, праведно ненавидимую, / и близ мытарей Тебе проповем, / Благодетелю Человеколюбче.

[В Тебе, Сыне Девы, познав Бога, / блудница говорила, моля с рыданием, / как совершившая много достойного слез: / "Отпусти долг, как и я распускаю свои косы; / возлюби любящую, справедливо ненавидимую, / и я среди мытарей о Тебе провозглашу, / Благодетель-Человеколюбец!"]

Многоценное миро, / блудница смеси со слезами, / и излия на пречистеи нозе Твои, облобызающи: / оную абие оправдал еси, / нам же прощение даруй / Пострадавый о нас, и спаси нас.

[Драгоценное мvро / блудница смешала со слезами / и излила на пречистые ноги Твои, их лобзая. / Ее Ты тотчас оправдал, / и нам прощение даруй, / Пострадавший за нас, и спаси нас.]

Егда грешная приношаше миро, / тогда ученик соглашашеся пребеззаконным. / Овая убо радовашеся, / истощающи миро многоценное: / сей же тщашеся продати Безценнаго. / Сия Владыку познаваше, / а сей от Владыки разлучашеся. / Сия свобождашеся, / а Иуда раб бываше врагу. / Люто есть леность, велие покаяние: / еже мне даруй Спасе, / пострадавый о нас, и спаси нас.

[Когда грешница приносила мvро, / тогда ученик сговаривался с беззаконниками. / Одна радовалась, тратя мvро драгоценное, / другой же спешил продать Бесценного. / Та Владыку познавала, / а этот от Владыки отдалялся. / Та свободу получала, / а Иуда становился рабом врага. / Страшное дело – небрежение, / великое – покаяние: / даруй мне его Спаситель, пострадавший за нас, / и спаси нас.]

О Иудина окаянства! / Зряше блудницу целующую стопы, / и умышляше лестию предания целование. / Оная власы разреши, / а сей яростию вязашеся, / нося вместо мира злосмрадную злобу: / зависть бо не весть предпочитати полезное. / О Иудина окаянства! / От негоже избави Боже, души наша.

[О жалкая доля Иуды! / Видел он блудницу, целующую стопы, / и замышлял коварно поцелуй предательский. / Она косы расплела, / а этот яростию связывался, / нося вместо мvра смердящую злобу: / ибо не умеет зависть предпочитать полезное. / О жалкая доля Иуды! / От нее избавь, Боже, души наши!]

<...>
"Творение Кассианы инокини:

Господи, яже во многия грехи впадшая жена, / Твое ощутившая Божество, / мироносицы вземши чин, / рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: / увы мне, глаголющи, / яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, / мрачное же и безлунное рачение греха. / Приими моя источники слез, / иже облаками производяй моря воду. / Приклонися к моим воздыханием сердечным, / приклонивый небеса, неизреченным Твоим истощанием, / да облобыжу пречистеи Твои нозе, / и отру сия паки главы моея власы, / ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. / Грехов моих множества, / и судеб Твоих бездны кто изследит? / Душеспасче Спасе мой, / да мя Твою рабу не презриши, / иже безмерную имеяй милость.

[Господи, во многие грехи впавшая жена, / Твое ощутившая Божество, / мироносицы служение взяв на себя, / с рыданием мvро Тебе прежде погребения приносит, – / "Увы мне", возглашая, – / "ибо ночью для меня является страсть невоздержания, / мрачной и безлунной – любовь к греху! / Прими мои источники слез, / из облаков изводящий воду моря. / Приклонись к моим стенаниям сердечным, / приклонивший небеса неизреченным Твоим самоумалением. / Буду лобызать пречистые Твои ноги, / и еще отру их головы моей кудрями, / – те, шум от которых Ева в раю после полудня, / услышав ушами своими, в страхе скрылась. / Грехов моих множество и судов Твоих бездну кто исследует? / Спасающий души, Спаситель мой, / меня, рабу Твою, не презри, / имеющий безмерную милость!]"

https://azbyka.ru/bogosluzhenie/triod_postnaya/post7sr_v.shtml
Ответить С цитатой В цитатник
valyok   обратиться по имени Вторник, 18 Апреля 2017 г. 17:22 (ссылка)
Очень понравился пост!!!Солнечного настроения тебе дорогая!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Вторник, 18 Апреля 2017 г. 19:40 (ссылка)

Ответ на комментарий valyok

Спасибо! Взаимно!
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Четверг, 20 Апреля 2017 г. 19:08 (ссылка)
valyok, из книги Дмитрия Быкова "Борис Пастернак":

"Ахматова — поэт по преимуществу ветхозаветный, Пастернак — новозаветный, и в этом их наиболее принципиальное несходство.

В ее стихах ветхозаветные аллюзии исчисляются десятками. У Ахматовой, несомненно, есть и новозаветные стихи — в первую очередь, конечно, «Реквием»,— но в «Реквиеме» нет главной новозаветной темы, а именно Воскресения.

«Магдалина билась и рыдала, ученик любимый каменел, а туда, где молча Мать стояла, так никто взглянуть и не посмел».

В тридцать восьмом году о Воскресении и мечтать нельзя было. «Усилье воскресенья» могло заключаться только в том, чтобы записать, сохранить, не дать забыть.

Парадокс — которых в пастернаковской судьбе вообще множество: Ахматова — человек крещеный, верующий, воцерковленный, называющий Толстого «ересиархом»; человек с исключительно серьезным отношением к христианству. Пастернак воспитан во вполне светской семье, до конца тридцатых остается номинально признанным советским поэтом, церковь посещает крайне редко; внешняя, обрядовая сторона христианства его как будто не занимает.

При всем этом каждое слово в его поздней поэзии — о Воскресении, о чаянии будущей жизни, а у Ахматовой как будто и надежды на нее нет никакой; лишь слыша музыку, она допускает на миг, «будто там впереди не могила, а таинственной лестницы взлет»; но — «будто»!"
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Вторник, 25 Апреля 2017 г. 13:47 (ссылка)


"Ведь удивительно. Жил человек. Писал, переводил, грешил, каялся. Я – о Пастернаке. Теперь к нему приходят не поймешь кто и читают молитву Господню. Видимо, вымаливают человека хорошие книжки, написанные им. Даже и после смерти вымаливают.

«Ты как думаешь, – сыну говорю, – вымаливают?» Он молчит. Мы с ним недавно читали о Квентине Тарантино, как тот в Москву приезжал и сразу – в Переделкино. А как приехал на могилу Пастернака, то попросил всех уйти. И потом сел рядышком с белым камнем, закрыл глаза и улетел в астрал. Надолго. Борис Леонидович, оказалось, его любовь с самой юности. Переводчики и журналисты тогда ждать умаялись. И все удивлялись: отчего это режиссер «Бешеных псов» и «Криминального чтива» не в клубах зависает, а на кладбище уединяется?

Мы тогда с сыном покраснели до ушей. Культовые режиссеры, которых мы за отмороженных считаем, любят Пастернака и вообще серьезную поэзию. А мы – лодыри – живем по соседству с великими и ленимся пятую точку от дивана оторвать, чтоб прийти на могилу мэтра или в дом-музей".

Протоиерей Андрей Ткачев
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Вторник, 25 Апреля 2017 г. 19:46 (ссылка)
По словам И. Бродского, "подлинный поэт не бежит влияний и преемственности, но зачастую лелеет их и всячески подчеркивает. <...> Боязнь влияния, боязнь зависимости — это боязнь — и болезнь — дикаря, но не культуры, которая вся — преемственность, вся — эхо. <...> Оттого Пастернак и пишет не одно, но два стихотворения с общим названием «Магдалина»: первое с отчетливым эхом Рильке, второе — Цветаевой".

"Из двух стихотворений в пастернаковском диптихе первое — более слабое. Оно производит впечатление скорее вариации на тему, упражнения, если угодно, выполненного к тому же далеко не безукоризненно".

"Преемственность или — лучше и точнее — зависимость пастернаковского «У людей пред праздником уборка...» от цветаевского «О путях твоих пытать не буду...» столь же очевидна, как и их различие".

"Обращение Цветаевой с Магдалиной в данном случае — вольное. Вольность эта — естественная не только для любовной лирики, но и для человека, воспитанного в христианской вере вообще. Магдалина для Цветаевой по существу лишь еще одна маска, метафорический материал, мало чем отличающийся от Федры, или Ариадны, или от Лилит. Речь идет не столько о вере, сколько о женском архетипе и о его чувственном потенциале, то есть о самопроекции. Самопроекция? Вряд ли. Скорей: проекция Христа на себя. При всей ее внецерковности, Цветаева — христианка, и степень чувственности для нее суть иллюстрация степени любви: чувства глубоко христианского. <...> То, что говорится в этом стихотворении устами Магдалины о Христе, выходит не только за рамки евангельской версии, но и вообще за пределы христианской доктрины, гранича с ересью".

Стихотворение Пастернака — "визионерское и, добавлю, миссионерское, как вообще весь евангельский цикл. «Вещее ясновиденье сивилл» рисует картину не только предстоящего распятия, но и объясняет его смысл для будущего. То есть сантимент здесь порождает историю. «О путях твоих пытать не буду...» в сочетании с образом автора, вызвав это стихотворение к жизни, присутствует в нем до конца и заставляет Пастернака пойти дальше, чем он хотел, мог — и даже пошел в «Магдалине», вдохновленной Рильке. В конце концов, его основной задачей было, как мы сказали, сообщить дополнительное измерение образу Лары в романе".

http://ec-dejavu.net/m-2/Magdalene.html
Ответить С цитатой В цитатник
ka82   обратиться по имени Четверг, 04 Мая 2017 г. 05:44 (ссылка)
интересный анализ... задумалась...
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку