-Рубрики

 -Всегда под рукой

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Surge_Blavat

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.12.2010
Записей: 4593
Комментариев: 63513
Написано: 70529


Морским судам быть_320 лет Флоту Российскому

Воскресенье, 30 Октября 2016 г. 13:56 + в цитатник

30 октября 1696 года 

320 лет назад

По представлению Петра I Боярская Дума приняла постановление

«Морским судам быть»

На двадцатое октября (по старому стилю) было назначено заседание Боярской Думы, к которому Пётр I подготовил записку с названием: "статьи удобные, которые принадлежат к взятой крепости или фартеции турок Азова."

Собранная в Преображенском Дума выслушала историческое предложение Петра 1: "... воевать морем, понеже зело близко и удобно многократ паче, нежели сухим путем. К сему же потребен есть флот или караван морской, в сорок или вяще судов состоящий, о чем надобно положить не испустя времени: сколько каких судов и со много ли дворов и торгов и где делать?"

Дума приняла "Статьи удобные...". Приведу более пространный отрывок из этого документа, чем широко известное троесловие: "октябрь, в двадцатый день приговорено: Морским судам быть, а скольким, о том справитца о числе крестьянских дворов, что за духовными изо всяких чинов людьми, о том выписать и доложить не замолчав. 

Азовская победа привела ко многим переменам в России. Возросло и национальное самосознание русского народа, надо было позаботиться о символах державы и флота. Победа под Азовом подвигла Петра на учреждение высшего ордена страны - Андрея Первозванного.

Первыми кавалерами ордена стали: преемник Лефорта на адмиральском поприще Ф. Головин и гетман Иван Мазепа за храбрые действия казаков. Учреждение ордена привело к появлению главной гордости русского флота - Андреевского флага.

Кроме того, Петр посылает за границу 35 молодых людей, 23 из которых носили княжеский титул, для обучения морскому делу. Позже, в декабре 1696 года Петру приходит мысль снарядить за границу посольство, поручив ему заботу об организации коалиции европейских держав для продолжения борьбы с Османской империей. Посольство, кроме того, должно было нанять за рубежом специалистов на русскую службу, закупить оружие, а также пристроить для обучения новую партию дворян.Взятие Азова стало только первым шагом на трудном и долгом пути.

Война с Османской империей продолжалась. Флот и армия Турции, крымская орда по-прежнему представляли значительную угрозу южным рубежам России. Чтобы противостоять мощному врагу, сохранить выход в море и добиться заключения выгодного мира, необходим был сильный постоянный флот.

Осенью 1696 года вопрос о строительстве флота был вынесен на рассмотрение Боярской думы. 20 октября Боярская дума приняла решение: «Морским судам быть…». Понятно, что строительство флота является делом государственного масштаба, огромной сложности.

Необходимо было создавать фактически целую огромную отрасль, строить новые верфи, базы и порты, предприятия, мастерские, корабли, производить оружие. Требовалось привлечь огромное количество мастеровых, рабочих, иностранных специалистов, создать систему подготовки морских кадров – матросов, офицеров, артиллеристов и пр. Кроме создания производственной базы, морской инфраструктуры, специализированной системы образования, нужны были огромные финансовые вложения.

Поэтому царь Пётр I ввёл специальную корабельную повинность, которая была распространена на землевладельцев, купцов, торговцев. В повинность входила поставка кораблей, полностью готовых и вооружённых. В постройке флота должны были принять участие все землевладельцы, имевшие свыше 100 крестьянских дворов. Светские землевладельцы (сословия бояр и дворян) были обязаны построить по одному кораблю с каждых 10 тыс. дворов (т. е. сообща).

Духовные землевладельцы (монастыри, высшая церковная иерархия) должны были построить по кораблю с 8 тыс. дворов. Купцы и торговые люди России должны были сообща заложить и построить 12 кораблей. Землевладельцы, имевшие менее 100 крестьянских дворов, были освобождены от строительства, но были обязаны платить денежные взносы – 50 копеек с каждого двора. Эти средства получили название «полтинных денег».

Понятно, что корабельная повинность и введение «полтинных денег» были встречены враждебно многими землевладельцами и купцами. Некоторые богатые купцы и крупные землевладельцы были готовы даже откупиться от корабельной повинности, чтобы не обременять себя такой проблемой. Но царь требовал выполнение повинности. Когда часть купечества подала челобитную с просьбой «уволить их от корабельного дела», их наказали тем, что велели построить ещё два корабля.

Для строительства кораблей землевладельцы были поделены на «кумпанства» (компании). Каждая компания должна построить один корабль и вооружить его. К примеру, Троице-Сергиев монастырь, обладавший 24 тыс. дворов, должен был построить 3 корабля. Менее крупные монастыри для образования одного кумпанства складывались сообща. В состав светских кумпанств обычно входило 2-3 крупных землевладельца и 10-30 среднепоместных дворян.

По первоначальной программе планировали построить 52 корабля: 19 кораблей – светские землевладельцы, 19 кораблей духовенство и 14 кораблей – купечество. Кумпанства должны были самостоятельно организовать весь комплекс подготовительных и строительных работ, включая содержание рабочих и мастеров, покупку всех материалов, оружия. Для устройства верфей были выделены места в Воронеже, Струпинской пристани, в ряде поселений по реке Воронеж и Дон.

С весны 1697 года кораблестроительные работы шли полным ходом. В Воронеж и другие населённые пункты, где были созданы верфи, стекались тысячи людей. Как только на воду спускали один корабль, сразу же закладывали другой. Строились не галеры, как во время подготовки ко Второму Азовском походу, а двух- и трехмачтовые боевые корабли с 25 -40 орудиями на борту.

Воронеж стал настоящей «колыбелью» петровского флота. С каждым годов темпы росли, не дождавшись постройки кораблей заложенных весной и летом 1697 года, Пётр обязал землевладельцев и купцов построить дополнительно ещё 25 кораблей. К 1699 году постройка большинства кораблей была завершена. Подробнее далее…

метка вмф

Рубрики:  Россия и весь мир
Праздники и развлечения
История и политика
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 24 пользователям

Зоя_Федоровна   обратиться по имени Воскресенье, 30 Октября 2016 г. 14:36 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
TatiRoss   обратиться по имени Воскресенье, 30 Октября 2016 г. 16:25 (ссылка)
В сентябре посетила остров Новая Голландия в Санкт-Петербурге .Остров который никогда не был открыт и только последние годы он стал посещаем. Уникальное историческое место .Я была уверена ,что именно там и зародился флот .Я даже вначале не поняла . Но все большое всегда наверно бывает хаотично и начинается с малого .Посмотрев на даты я нашла вот эти не совсем четкие правда ,но читаемые картинки ,где четко сказано ,что к зиме 1706 года приступили еще одной постройке обширного Адмирплтейства в Санкт Петербурне .Вот теперь "картина маслом".
Спасибо ,Сереж. Это было почему то важно для меня и волнительно . В той жизни по ходу я была моряком и очень дисциплинированна.Видимо мне так это...((( ,что в этой все до наоборот .Дна боюсь и "свободна".
флот-350 (350x518, 171Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
svetukia1941   обратиться по имени Воскресенье, 30 Октября 2016 г. 18:17 (ссылка)
Позновательно!!!
спасибо0_c032a_5aa4ba07_S (65x66, 6Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
volshica   обратиться по имени Воскресенье, 30 Октября 2016 г. 19:46 (ссылка)
С праздником !!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Elena-Rusalochka   обратиться по имени Вторник, 08 Ноября 2016 г. 16:25 (ссылка)
Спасибо за интересный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку