Любовь, искусство любить — драгоценнейшее качество, которым наделены мы…
Законы моей жизни |
Метки: законы жизнь |
Самые необычные здания в мире! |
Самые необычные здания в мире!!! Смотреть Всем!!!
Привет, друзья! Сегодня замечательный день. Наконец пришла весна. Уже мечтаю, когда начну ездить в поездки, туристические походы, в том числе и за границу. Хочу поделиться с Вами очень красивыми фотографиями самых необычных зданий и домов в мире! Каждую фотографию я подпишу ,чтобы Вы на будущее знали, в каком городе на что стоит взглянуть в живую! Обязательно добавляйте все это в цитатник, потому как уверен, что когда-нибудь хотя бы в одном из этих городов вам удастся побывать.
Итак, что же это за шедевры архитектуры:
Метки: дизайн art здания архитектура |
Видео-запись: Красивая Армянская музыка. |
Метки: lilit hovhannisyan армянская музыка |
Спорткар в мире самолетов ICON A5. |
У кого-то парапланы, а у нас сегодня самолет.
А что если сделать самолет с дизайном как у Lamborghini?
Получится довольно интересная модель самолета.
First test flight of the ICON A5 amphibious sport plane. ICON's team of engineers conducted the full-scale prototype flight on July 9, 2008 in California.
Крылья...крылья...
Метки: дизайн самолет будущее летать |
Старинный Замок в Осаке. Япония |
|
В гостях у Остапа Львовича Земцова. |
Для сытех сущствует объездная дорога - гуськом через куст с малиной.
Позор моей душе
Я, кажется нашла стихи
По рифмам и по строкам
На сорванца похожим...
Сижу лягушкой у пруда
И чищу перепонки.
О рать моя,
О - дура я.
А ты - мой самый сладкий!.
***
Нет уж, нет уж
Погоди...
Точно знаю,
Где ты.
Не пойду искать следы.
Позвоню...
Раздетой.
***
Белой радости пурга
Села и пропала,
Где-же, где-же мне с утра
Отыскать бокалы?
Здесь их нет.
И там их нет.
Вдруг, исчезли разом.
А на стенке кладовой
Выросли рога-
Заразы.
Я смотрюсь, не узнаю..
То ли я,
То тень моя...
Синяя,
Прозрачная..
Ведь, была еще жива.
На заре сентябрьской.
Боль не боль..
И где она ..
Я не помню,
Право...
Радость в дом мой
Подошла
И нашлись бокалы.
В очередной раз не проси,
Чтобы я не мешала,
Не обзывай глупой меня,
Что я задаю вопросы задаром.
Тогда я молчать прекращу в сейже час.
Табу и самой держать сложно.
Стихи - я их буду писать.
А ты хоть на уши поставь.
И перевернись.
Тебе можно....
Но, только, прошу, осторожно.
Я опишу весь шар земной
И буду петь, а нервы..это нервы
И серым веществом умоюсь
Как росой.
Уверна, мне хватит.
Ведь жива,
Что серна...
За что меня так ненавидишь?
Ведь эта ненависть сквозит
Из всех теснин.
Я видела сегодня утром цифры,
Что часовщик поставил, разместил.
И после этого ты хочешь...
А, впрочем, мне все равно..
Мои пруды спокойны
И радуются каждому пловцу.
Но пропуск только ты имеешь вольный.
Всем остальным на вход - большой табу.
Метки: стихи |
История культивирования прекрасных Пионов в России. |
Весна – самое фантастическое время на Земле, в любом ее крае и уголке. Это время – пробуждения растений, всё оживает, феерично и завораживающе расцветает и цветет, радует, наполняет оптимизмом и желанием жить, продолжать жизнь! А для проникновения в эту философию нужно всего-то малость, например, взять и организовать своё многократное посещение парков и садов в Китае. Почему? Да потому, что там очень хорошо организована "подача" весенней красоты людям.
Есть некоторые культуры, которые являются своеобразной визитной карточкой страны. Для Китая это – слива, вишня, персик, яблоня, пионы, тюльпаны, георгины, хризантемы, и многие другие, так как они асы в выращивании ЛЮБЫХ растений. Видеть, показать всем – как можно организовать показ цветения растений – умение садовника, уровень его мастерства, вековой опыт. Лучше всего это наблюдать в Китае. Стране, самых древних садоводческих традиций.
Попадая в китайские парки, не можешь не проникнуться сознанием, что такое "сад пионов", "экспозиция розоцветных", "плантационное выращивание тюльпанов". Впервые застав цветение травянистых пионов, обомлеешь, обалдеешь, оторопешь, будешь заворожен, задохнешься и полюбишь. И захочешь еще увидеть и цветение древовидных пионов и чарующие волны благоухания травянистых.
Несколько ботанических справок.
Род Пион – Paeonia, раньше был отнесен к семейству Лютиковых, а теперь (лишь в 1980) выделен в собственное семейство Пионовых, в которое включен лишь род Пион – единственный, но включающий почти 40 видов (некоторые выделяют в нем 35, другие же 60 видов). Пионы принято делить на травянистые и кустарниковые или древовидные. Первые, с большим числом видов, многолетние травянистые, встречаются достаточно широко. В Северном полушарии – в Европе (Средиземноморье) и в Азии (Сибирь, Дальний Восток, Китай, Япония, Корея). Они встречаются и в Северной Америке (но только два вида). Вторые, с меньшим числом видов (всего их восемь), принято называть древовидными, по их жизненной форме. Распространены они преимущественно в Восточной Азии (Китай, Восточные Гималаи, Япония). Первыми цветут древовидные пионы. В столице Китая этот период приходится на начало мая.
Древовидные пионы или tree peony по-английски, а по-китайски Мудан (Mudan), – одни из красивейших и любимейших в Китае. Императорский цветок. Этим почти всё сказано. Разнообразие форм, размеров, окраски, декоративности кустов в период вегетации, позволили стать, совершенно справедливо, им одними из императорских растений, получить "почет и уважение", а так же заслужить "всенародную любовь", и заработать такие высшие эпитеты признания как – "король цветов" и "цветок национальной красоты и небесного благоухания"! Ну а, сколько сложено о них стихов, поэм, написано, соткано, вырезано картин – просто не подлежит подсчету. Как национальный цветок – древовидные пионы символизируют любовь к миру, стремление к счастью, победу над деспотическими силами (это можно понять, если оказаться в Китае в начале апреля, когда еще ни что не цветет и лишь начинает отрастать, всё вокруг серое и безжизненное, и вдруг взрывается цветением великолепнейших растений – пионов)! Воистину – победа над деспотическими силами!
Имя роду дал Карл Линней (в 1735), кому весь мир отмечает 300 лет. В наш язык прочно вошло название пион древовидный или кустарниковый – Paeonia suffruticosa. Но это название в Россию пришло … из Европы, из Англии, когда так его формально назвал Х. Андрю (в 1804). А в Европу, в Англию, эти растения попали в период английских колонизационных поездок в Азию, и первого проникновения в Китай. Скорее всего в Англию был привезен P. rockii, который по своим цветкам и листьям более всего похож на тот пион, который мы сегодня называем "древовидным". За особенность его жизненной формы – кустарнику, т.е. по внешнему виду растений, они и получили свое название – древовидный (как антитеза – травянистых), или кустарникового (опять же – в переводе с английского). Позже, когда за дело взялись ботаники – систематики, и выявили, что лишь в Китае растут древовидные пионы, проведя там многолетние детальные исследования, и выявив, что они фактически эндемы. И были разбиты древовидные пионы на две секции, включающие следующие виды: в первую подсекцию Vaginatae (с округлыми листьями): P. spontanea, P. qiui, P. rockii (syn. P. papaveracea), P. ostii, P. decomposita; а в подсекцию Delavayanae (с рассеченными листьями) вошли: P. potaninii, P. delavayi и P. lutea, и его разновидность P. l. var. ludlowii.
История культивирования пионов в России не менее примечательна. Впервые диковинные цветы были привезены к императорскому двору (в Санкт–Петербург) примерно в середине XVIII века. Культивировали их только в холодных оранжереях. И, в Императорском ботаническом саду, они входили в коллекцию субтропических травянистых растений. Содержали их в кадках, и каждое лето, в конце мая, вывозили на Северный двор и в кадках же прикапывали в грунт, а в начале осени (с середины августа) – выкапывали, и завозили обратно под стекло. И так было – трудно поверить – вплоть до 1941 года. В начале же этого, особого года в истории города Санкт–Петербурга, тогда Ленинграда, и всей страны, как всегда весной, древовидные пионы были вывезены и прикопаны на Северный двор, как раз напротив дверей теперешнего здания Ботанического музея. Но, а дальше ….. дальше их ни кто, естественно не убрал на зимовку внутрь, ибо убирать было не кому, так как старались спасти наиболее теплолюбивые и ценные виды растений. Их лишь чуть больше окучили на месте прикопа, и присыпали землей и листьями…. До сих пор три, из 12-ти кустов оставшихся к сегодняшнему дню, это те самые, которые раньше росли в оранжереях.
Им уже больше 60 лет. По книжным источникам древовидные пионы растут до 100 лет. И вот именно с тех пор – в Россииначалась интродукция муданов в условиях открытого грунта. Но есть и еще один момент в этой истории: будущий замечательный садовод Ботанического сада БИН А. Князев, собрав в 1939 году семена древовидных пионов, посеял их в грядку на питомнике древовидных растений. В 1940 году весной ни одного семени не проросло, но за то весной 1941 года на питомнике была щетка всходов! Опять же – их судьба была предрешена ходом последующих исторических событий. Пройдя всю Вторую Мировую войну А. Князев, вернувшись в Ботанический сад в 1945 году, досадил (к тем, что были когда-то в кадках) несколько своих первых сеянцев на клумбу у Музея, и уже весной 1946 года посетители сада любовались цветением древовидных пионов в Ленинграде (СПб), в Ботаническом саду Ботанического института Академии Наук.
Разобраться в сонме сортов и форм, их происхождении – пока для большинства садоводов и любителей просто не реально, так как за столетия утеряна их история. Тем ни менее, самые наисовременнейшие исследования в области генетики, по видимому, позволят выявить, кто от кого произошел, кто кому был родителями. Ну а все новые сорта имеют точные и четкие имена. По каталогам цветочных фирм Китая (но и в Европе) можно выписать сотни сортов и форм.
Однако когда вы попадаете в Китае в парк цветущих пионов – так ли это важно, какие виды, формы или вариететы были в основе этих сортов и новых форм, какое название носит каждый конкретный сорт? Увидев склоны цветущих древовидных пионов в период массового цветения, забываешь обо всем на свете. Растворяешься в многообразии цветовой гаммы, формах и степени махровости цветков, их размере и числе на растении. Поразительнейшее, незабываемое зрелище. Они в массе, в цветении, производят настолько сильное эмоциональное впечатление, что завораживают до потери ощущения времени, пространства. И это чарующее "мероприятие" длится всего 7, максимум 10 дней в году, привлекая миллионы зрителей.
Травянистые пионы.
Теперь еще несколько слов о пионах травянистых. По срокам цветения они следуют за древовидными примерно через 10-14 дней, но цветут более продолжительно, до месяца. Опять же – благодаря умению посадить на одной территории вместе сорта с разными сроками зацветания, разной длительностью цветения, тем самым создать ощущение цветущих бескрайних полей пионов. Для большинства сортов травянистых пионов так же не известно их происхождение, можно лишь по характеристике цветка или листьев отнести к той или иной группе. Но, поверьте, когда перед вами поле цветущих травянистых пионов – совершенно не важно как они называются, от какого вида они произошли. Завораживающий аромат пионов, их многоцветье, многообразие форм и размеров – это поражает больше всего.
Про пионы, которые выращивают в России.
Травянистые пионы – растения с крупными многолетними мясистыми корневищами и однолетними травянистыми хорошо облиственными побегами. Листья крупные, дважды, триждытройчатые, очень орнаментальные в течение всего периода вегетации. Цветки конечные, яркие, крупные, верхушечные, одиночные или несколько, обоеполые, актиноморфные, махровые или немахровые, полумахровые, красивой чашевидной формы, часто с сильным ароматом. Окраска — белая, розовая, красная, реже – жёлтая. Плод – многолистовка. Семена крупные с большим эндоспермом и маленьким зародышем.
В культуре пион неприхотлив, долговечен. Почва под них готовится с учётом долговременных посадок, вносится много перепревшей органики и гранулированных медленно растворимых удобрений. Почвы предпочтительнее гумусные, рыхлые, без застойных близких грунтовых вод. Площадь питания для развитого куста 100х100 или 120х120 см. Участки, по освещенности, лучше выбирать с лёгкой полутенью, на ярком солнце растения плохо растут. Размножают семенами и делением корневищ. Семена высевают сразу после сбора в подготовленные гряды. Предпочтительнее семена сразу после их сбора простратифицировать, чтобы зародыш доразвился. Для этого нужно поместить семена в промытый речной песок, и убрать в прохладное место на 2-3 месяца, посеять в грунт в конце октября, или сохранять в холодильнике до момента прогрева земли, весной, после чего высеять в подготовленные гряды. Всходы могут появиться и через год после посева. В школке растения лучше выдержать от 2 до 4 лет.
Перед посадкой на постоянное место, копают ямы глубиной и шириной по 60 см (можно и больше). Яму заполняют на 2/3 смесью из компостной земли, дерновой, с раскисленым торфом, добавляют (в зависимости от рН почвы) от 200 до 400 г доломитовой муки, около 200 г суперфосфата и древесной золы. Яма заполняют за неделю до посадки, что бы земля осела. Саженец пиона размещают на подготовленном холмике в яме, засыпают рыхлой почвой и обжимают по краям почву с таким условием, что бы после уплотнения земли и полива (1-2 ведра на яму) и поверхностного мульчирования почки возобновления были не глубже 5-6 см от поверхности. При мелкой посадке корневища пионов после зимовки оголяются, их иссушает солнце, от чего они часто и гибнут. При глубокой посадке пионы не цветут.
Высаживают группами и одиночно, на газонах, вдоль бордюров, дорожек и тропинок, на каменистых горках, парках, садах, рабатках и в миксбордерах.
Современный ассортимент пионов очень велик и разнообразен. Сорта различны по высоте, срокам цветения, окраске и форме цветков, махровости, длине цветоноса, габитусу куста, величине и форме листьев. По высоте – от 35 до 140 см, по срокам цветения – с начала мая – до начала июля. Выделяют 5 садовых групп: - немахровые, - японские, - анемоновидные, - полумахровые, - махровые. Сорта каждой из групп разделяются на три подгруппы: - белые, - розовые, - красные. По срокам цветения: - ранние, - средние, - поздние. По использованию: - парковые, - срезочные, - универсальные.
Метки: дизайн сад весна пионы ландшафтный |
Про Бодиарт. |
Бодиарт исследует много различных способов, как временных, так и постоянных, посредством которых люди изменяют, украшают и декорируют свои тела. Рассматривая фото, бодиарт может пугать и вызывать восторг, в особенности из-за того, что заставляет задуматься, кто делает такие вещи, как их делают и зачем?
Стилист - человек, творящий чудеса
Одну из ведущих ролей в индустрии красоты играют, конечно, стилисты. Если бы с каждым из нас время от времени работал стилист, если бы визаж был делом таким же обычным, как умывание, в мире не осталось бы людей, недовольных своей внешностью. Предоставьте себя на некоторое время имиджмейкеру, специалисту по визажу, стилисту по прическам, и испытайте на себе таинство преображения!
Услуги стилиста могут быть полезны как тем, кого не устраивает собственный образ, так и тем, кто своим внешним видом совершенно удовлетворен. В первом случае стилист-имиджмейкер поможет Вам найти самого себя, стать стильным, ярким, выразительным. Одежда, прическа, визаж, подобранные для Вас специалистом с учетом Вашего темперамента, образования, мировоззрения и, конечно, индивидуальных особенностей фигуры и черт лица, явят миру доселе скрытую красоту.
Во втором случае есть множество поводов для обращения к стилисту. Жизнь человека наполнена самыми разными событиями, и каждое из них - будь то работа, дружеская вечеринка, корпоративный праздник, какое-либо торжество - требует от нас особого подхода к тому, во что мы оденемся и какой используем макияж. В зависимости от ситуации, стилист-имиджмейкер, парикмахер и мастер по визажу создадут соответствующей образ - деловой и строгий, веселый и непринужденный, обольстительный, величественный. Как говорится, жизнь - игра, так почему бы не сделать ее более красочной и яркой?
Метки: бодиарт искусство дизайн |
Самый романтический фонтан в МИРЕ. Самый-Самый!!! |
Самый Романтический Фонтан в МИРЕ!!!
Метки: фонтан романтический |
Туманное, туманное..утреннее, с солнцем вставшее, по верхушкам берез прошедшее... |
Вчера у всех было состояние веснней радости, эйфории, даже меня(закоренелую старушку 60 годов), коснулось на некоторое время. Дай, думаю ближе к ночи о принце помечтаю, представлю, основательно, фундаментально (как я люблю), каков он...в результате, я заснула с картинкой из "Танцющих принцесс" Диснея, кадрами из Аватара, фотографиями Городов будущего, музыкой Шопена, что давным давно стоит на моем телефоне и одной фотографией, сделанной в лифте (ее долго здесь описывать, да и смысла нет в три предложения впихивать историю целой жизни)..ксати, все гармонично сочеталось...а еще я выспалась, наконец-то...ей богу, нет приятнее ощущения, чем сладчайше потянуться с утра в кровати и, зная, что есть еще 10 минут до подъема, понежится в простынях и помечтать-попланировать текущую деятельность наступающего дня...
Мысль не выходит..про образование...старое, царское, Вальдорфцы, Монтессори, кадеты, альтернативные школы. Есть мнение, что наши российиские школы-самые лучшие в плане подготовки к реалиям дня сегодняшнего - к выживанию..нас так учили. Но это же в корне неправильно. Разве, человек рожден, чтобы выживать? Это философия волка, стаи. Интересно, а существуют ли в России школы, что готовят людей созидающих, а не выживающих, у которых - знамя любви в руке, а не меч и пламя...
...Соловье сегодня практически аналогичную тему поднимал...
Хочу длинные волосы, по пояс. Интересно, хватит силы воли вырастить в третий раз...
Автар....
Шелест стеблей пампасной травы,
Просыпаются жужелицы,
Норки крота в маслянистой земле,
И весенний свист над затонами.
Перезвоны птичьих дорог,
Наполняют колыбель покоя,
Фиолетовой дымкой рано-рано в цветке
Двое, их только двое - много.
Ажурного неба немая тоска,
Звуки духов заманчивых прерий,
Дышит смело, оживает земля,
Взмывает ввысь, вслед за горами.
Бабушка моя была на них похожа...эх, бабушка...пора рассаду в горшки...врем пришло.
Метки: школа образование жизнь дети размышления |
Пейзажи русские. Художники Елена и Михаил Иваненко. |
Михаил родился 24 ноября 1960 года в г. Таганроге. В 1988г. окончил Ростовское художественное училище им. Грекова. По 1989г. работал в газете «Ростсельмашевец» художником. Елена родилась 9 марта 1966 года в г.Тимашевске. В 1989г. окончила Ростовское художественное училище им. Грекова с отличием.
Выставочная деятельность с 1990 года.
Картины Елены и Михаила находятся в частных собраниях России, Франции, Германии, Польши, Чехии, Кении, Греции, Австрии, Италии, Америки.
Во внешних фактах биографии творческого человека (как бы богаты или скупы они не были бы на события) никогда не содержится больше информации, чем в его собственных произведениях…
Над рекой туман повис...
Сказка в лучах дневного света
далее...
Метки: художник полотна картины россия |
Притча: И создал Бог ЖЕНЩИНУ. Бери и мучайся! (ммм...не согласна, но весело) |
|
Красота из розочек |
Метки: розы |
К.К. |
Метки: воин |
Книги детства. Лидия Алексеевная Чарская.Часть 3. |
Роман из современной жизни.
Петроград, 1915 г.
Литературная обработка: Владимир Зоберн
· Вакханка
Роман без романтики
Литературная обработка: Владимир Зоберн
Вступление
· Дуль-Дуль, король без сердца
· Король с раскрашенной картинки
· Сказка про Ивана, искавшего счастье
Из цикла "Гимназистки"
Литературная обработка: Владимир Зоберн
· Герои
Рождественский рассказ.
Литературная обработка: Владимир Зоберн
· Нуся
Литературная обработка: Владимир Зоберн
Быль
Из сборника "Вечерние рассказы"
Поповна
Неприятное положение
Нелюбимая
Кошка
Лидианка
Сфинкс
Тайна
Случай
Урок
Литературная обработка: Владимир Зоберн
Из сборника "Синие тучки"
· Жужу
· Волька
Из сборника "Вечерние рассказы"
· Бобик
Из сборника "Проблемы любви"
· Кис-кис
Из сборника "Проблемы любви"
Из сборника "Свои, не бойтесь!"
· Отец
Из сборника "Свои, не бойтесь!"
· Прощение
Из сборника "Проблемы любви"
Из сборника "Проблемы любви"
Из сборника "Проблемы любви"
Из сборника "Проблемы любви"
Из сборника "Проблемы любви"
В онлайн варианте можно прочитать ее произведения здесь, http://az.lib.ru/c/charskaja_l_a/
Отрывок из повести о самой себе "За что?"
"Розы цвели и благоухали... Небо смеялось, и старый сад светло улыбался жаркой июльской улыбкой....
Метки: рассказы образование сказки дети повести чарская |
Книги детства. Лидия Алексеевная Чарская.Часть 2. |
У Лидии Чарской я прочитала не все произведения – на тот момент все, что были в печатном виде. Сильное впечатление произвели рассказы из серии «Джавахское гнездо». Мне кажется, они –наиболее яркие плоды ее творчества…и не очень хочется распыляться о том, какие были ее произведения. Их лучше читать. Каждый найдет среди них свое. Я бы их в программу школьную включила, начиная класса с 1-го.
Литературная обработка: Владимир Зоберн
Сказания старой Барбалэ.
Литературная обработка: Владимир Зоберн
· За что?
Моя повесть о самой себе
Литературная обработка: Владимир Зоберн
Литературная обработка: Владимир Зоберн
Литературная обработка: Владимир Зоберн
Литературная обработка: Владимир Зоберн
· Приютки
· Дикарь
Повесть для юношества
Литературная обработка: Владимир Зоберн
· Мотылек
Неоконченная повесть
· NewДурнушка
Повесть в 2-х частях.
· NewСемья Лоранских
(Не в деньгах счастье)
· NewИгорь и Милица
(Соколята)
· В глуши
· Сирена
Роман о Ермаке.
Историческая повесть (О Екатерине Первой)
Литературная обработка: Владимир Зоберн
"Мрачным и тяжелым было царствование Ивана Грозного..."
Историческая повесть для юношества
· Записки маленькой гимназистки
Литературная обработка: Владимир Зоберн
Литературная обработка: Владимир Зоберн
Литературная обработка: Владимир Зоберн
Святочная повесть
Литературная обработка: Владимир Зоберн
Литературная обработка: Владимир Зоберн
Счастливчик:
Повести для детей
· Щелчок
Метки: рассказы образование сказки дети повести чарская |
Книги детства. Лидия Алексеевная Чарская.Часть 1. |
...Однажды король и королева увидели женщину, закутанную в черное. Она
шла навстречу королевской чете, едва касаясь ногами земли, легкая и
спокойная.
- Мое имя Судьба, - сказала женщина...
Л.Чарская. Три слезинки королевны. 1906 г.
Ее книги читали при свече, керосинке, при пляшущем огне буржуйки,
белыми ночами у раскрытого окна или на скамейке под липами. Над этими
книгами счастливо забывались юные сестры милосердия в санитарных поездах
Первой мировой войны. Над ними плакали русские изгнанники, увозившие книги
своего детства в Константинополь, Прагу, Белград и Париж. Ветхие томики
книжного товарищества Вольфа ленинградские девочки прятали на заветных
полках, заворачивая в советские газеты.
"Записки гимназистки", "Княжна Джаваха", "Смелая жизнь"... До
революции это были просто книги, они нравились двенадцатилетним девочкам и
не нравились многим взрослым. Строгие критики их ругали, издатели наживали
на них свои барыши... Но когда все сломалось - империя, границы, железные
дороги, налаженный быт, эти сентиментальные книги чувствительных девочек
стали чем-то особенным для всех, кому удалось их сохранить. И не только
потому, что их перестали издавать и они стали редкостью. Жизнь,
отразившаяся в этих книгах, исчезла как дым. Остались только эти страницы
как частица утраченного детского рая, как последнее свидетельство о том,
что он был...
Когда через семьдесят лет книги Чарской разрешили снова издавать, а
дети вновь стали ими зачитываться, строгие критики поморщились: зачем нашим
современным детям эти гимназические страдания, стихи в альбомах, этот
восторженный стиль, который невозможно устарел? К счастью, у детей свой
взгляд на то, что устарело, а что нет. В детских библиотеках книги Чарской
почти всегда на руках, в книжных магазинах их купить так же трудно, как и в
начале века. И взрослым, как и сто лет назад, трудно понять, как
притягательна в двенадцать лет беспримесная чистота чувств, как прекрасна
эта книжная жизнь, где черное - черно, а белое - белоснежно и у короля -
доброе сердце.
Моя прабабушка читала Чарскую вслух моей маленькой бабушке в 1916
году. Бабушка вспоминает, что сама книга была ей не очень интересна,
слишком девчоночьи там кипели страсти, а она росла в окружении братьев и
вместе с ними увлекалась Майн Ридом. Но имя Чарской напоминает ей о том
тихом вечере в приморском городе, когда мама была молодой, красивой и
читала вслух новую книжку...
****
...Лежал король в постели и думал: "Как хорошо сознавать, что ты
можешь делать добро несчастным: это лучшая радость королей..."
Л.Чарская
Это был ее сценический псевдоним - Чарская. Лидия Алексеевна Воронова,
в замужестве Чурилова, выбрала его, когда в 1898 году стала играть на сцене
Александринского театра. Ей было тогда двадцать два года.
Лида с медалью окончила Павловский институт благородных девиц. Первая
повесть Чарской родилась из ее институтских дневников. В 1902 году
публикация "Записок институтки" в журнале "Задушевное слово" принесла Лиде
Чуриловой неожиданную славу. Последовали переводы почти на все европейские
языки. В библиотеках ее книги дети спрашивали чаще, чем романы Жюль Верна
или Майн Рида. Была учреждена стипендия для гимназисток имени Лидии
Чарской. Она была кумиром подростков, особенную привязанность и доверие к
ней испытывали девочки. Сотни и тысячи писем шли к ней в Петербург, в дом
на улице Разъезжей.
Критики начала века не вникали в природу столь внезапного успеха на
литературном поприще молодой актрисы. Они считали ее дилетанткой, взявшейся
случайно за перо. Когда стало ясно, что Чарская не останется автором одной
книги, ее представили хитроумной дамой, которая, потакая вкусам подростков,
печет свои повести как пирожки, наживая огромные капиталы.
Пролистывая книги Чарской, критики вряд ли боялись упустить в них
что-то таинственное, неуловимое. Все им казалось банальным, смешным,
наивным. Герои Чарской влюблялись, прятали слезы в подушку, много мечтали,
много ахали и часто падали в обморок. А взрослые переживали смуты, войны,
разгоны Думы, царские манифесты и разгул терроризма, они читали по утрам
"сводки с театра военных действий". Какое дело им было до Чарской с ее
"кукольными" страстями? Нет, Чарская их только раздражала своей
сентиментальностью, трогательностью и, главное, несвоевременностью всех
этих тонких и нежных чувств. Даже такие проницательные критики, как Корней
Чуковский, писали о Чарской лишь в насмешливом тоне.
Никто из критиков не увидел в прозе Чарской, безусловно, слабой и
абсолютно беспомощной рядом с Чеховым и Толстым, ее редкого достоинства -
эмоционального тепла, столь необходимого детям в неуютные переломные эпохи.
Никто не заметил в повестях Чарской первой школы чувств, столь важной для
подростков, которые погружены в чувственный мир, но пока не умеют выразить
то, что их переполняет.
Если бы взрослые знали, что ждет впереди маленьких читателей Чарской,
стали бы они чуть снисходительнее к вкусам детей? А впереди их ждало
столько страшного. Быть может, именно Чарская продлила детство многим
мальчикам и девочкам десятых - двадцатых годов. Но могла ли она укрепить их
сердце, волю, научить терпению и мужеству? Нам, взрослым, даже тем, кто
удосужился прочитать что-то у Чарской, ответ ясен: какое мужество, там же
одни слезы, да клятвы, да целование рук! Но послушаем девочку тридцатых
годов, в сорок первом она со школьной скамьи ушла на фронт, а потом
написала ставшие знаменитыми строки:
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне...
Юлия Друнина вспоминает о книгах Чарской: "Уже взрослой я прочитала о
ней очень остроумную и ядовитую статью К.Чуковского. Вроде и возразить
что-либо Корнею Ивановичу трудно... Упреки справедливы. И все-таки дважды
два не всегда четыре. Есть, по-видимому, в Чарской, в ее восторженных юных
героинях нечто такое - светлое, благородное, чистое, - что... воспитывает
самые высокие понятия о дружбе, верности и чести... В сорок первом в
военкомат меня привел не только Павел Корчагин, но и княжна Джаваха -
героиня Лидии Чарской..."
****
...Она будет прекрасна, как цветок, и добра, как ангел. Но берегите
королевну, чтобы она не узнала, что такое горе, что такое печаль и
грусть... Не дайте пролиться более двух слезинок из прекрасных глаз
королевны, потому что, как только она прольет третью, конец вашей радости,
вашему утешению: не будет у вас больше королевны...
Л.Чарская
Ошеломляющий успех вовсе не вскружил голову Лидии Чуриловой. Она
по-прежнему считала своим призванием не литературу, а театр. Старательно
играла второстепенные роли. Кроме того, основной доход книги приносили
издателям, а не автору. За переиздания Чарской вовсе ничего не платили.
Первый муж Лидии Алексеевны погиб на германском фронте, остался
сын-подросток. Богатых родственников не было, надеяться она могла лишь на
себя, на свой талант и трудолюбие.
Катастрофа 17-го года и Гражданской войны, кроме всех известных
последствий, поставила крест на детстве миллионов детей. Ведь ребенок может
оставаться ребенком только лишь в упорядоченном мире, где тень знает свое
место. Исчезла и детская литература как словесность особой бережности,
чувствительности и нежности. Последняя публикация Чарской, повесть
"Мотылек", так и осталась неоконченной, журнал "Задушевное слово" закрылся
в 1918 году. Мотылек сгорел в пламени костра.
Мы почти ничего не знаем о том, как Лидия Алексеевна пережила эти
страшные годы, но главное известно: она разделила судьбу своих маленьких
читателей. Голод, нищета, унижения - все было.
Можно было надеяться, что с прекращением хаоса и братоубийства жизнь
наладится, вернется необходимость в детских книжках и журналах. Так в конце
концов и случилось, но Чарской эти годы принесли еще больше горя.
Мы знаем о цензурных страданиях Булгакова, мучительной эмиграции
Цветаевой, о ссылках и гибели Мандельштама, о трагедии Анны Ахматовой... Но
и на этом страшном фоне судьба Лидии Чарской кажется особенно печальной и
исключительно несправедливой. Вероятно, оттого, что слишком велик контраст
между этой судьбой и созданным Чарской благородным и солнечным миром.
Евгений Шварц, Корней Чуковский, Самуил Маршак, Елена Благинина... И у
них были времена гонений и притеснений, но никто не отбирал у них имени.
Чарской же с первых лет советской власти запрещено было печататься и под
собственным именем, и пользоваться псевдонимом, принесшим ей славу. Четыре
тоненькие книжки для малышей, которые ей удалось издать в двадцатые годы,
вышли под убогим мужским псевдонимом Н.Иванов. Она жила на маленькую
актерскую пенсию, тяжело болела. Но в это же время ее книги, изданные до
революции, находили новых преданных читателей, ей вновь писали письма, а
библиотекари вынуждены были докладывать наверх, что книги Чарской остаются
в числе самых популярных у детей.
И вот тогда чиновниками Наркомпроса было решено изъять все книги
Чарской из библиотек, а в школах провести публичные суды над ней. Тогда это
было модное пропагандистское шоу, призванное развенчивать былых кумиров. В
школах судили Евгения Онегина, Печорина, героев Тургенева... Чарскую судили
как литературного персонажа, громили в газетах, поносили с трибун, а она
была живым человеком, который жил среди всего этого шабаша. Ее не сажали в
тюрьму, не ссылали, но почти двадцать лет до своей смерти в 1937 году она
прожила в обстановке поношений, запретов, явной и скрытой враждебности.
Давно это было, но отчего-то даже писать об этом страшно и стыдно. И
когда я слышу о любимой нами Астрид Линдгрен, узнаю о новых свидетельствах
того, каким обожанием и почетом окружена сказочница у себя на родине, я
вспоминаю о судьбе Лидии Алексеевны Чарской. Ведь она могла быть нашей
Астрид Линдгрен. А мы...
Только несколько детей не предали в те тяжкие годы Лидию Алексеевну.
Соседские дети тайком приносили ей что-нибудь поесть. Юноша, читавший
Чарскую еще в детстве, не побоялся помогать своей любимой писательнице, а
через несколько лет стал ее мужем. Увы, мы не знаем ни имени его, ни
дальнейшей судьбы. Сын Лидии Алексеевны от первого брака стал военным и в
тридцатые годы служил на Дальнем Востоке. Что с ним стало, были ли у него
семья, дети - ничего не знаем. Стыдно...
****
...Добрая фея, помоги мне стать
счастливым королем счастливого народа...
Л.Чарская
Метки: рассказы образование сказки дети повести чарская |
Петербург.Фотограф Александр Алексеев. |
|
"Зеленая карета", Цыган Яшка и Жихарка |
Позаимствовано у Ozzi. Благодарю.
Поет Цыган Яшка
Жихарка
"..мультик из серии Гора самоцветов. так я и не поняла, откуда у кота и воробья взялась "маленькая хорошенькая девочка"? и главное, зачем она им? а лисичку мне жалко, загнали бедное животное в такой..."
Метки: мультфильм весна Неуловимые мстители жихарка суханов |
.... |
Метки: стихотворение |