"Консенсус патрум" в действии |
Метки: consensus patrum богословие патристика макаров |
Василий Великий о Sola Scriptura |
Метки: василий великий sola scriptura |
Рольф Пройз о покаянии |
Покаяние — это изменение. Иногда его называют изменением ума, потому что так это слово переводится буквально. Однако мы все время меняем свои мысли, ни в чем при этом не раскаиваясь. Покаяться означает претерпеть внутреннее изменение, в процессе которого наши привязанности, надежды и глубочайшие убеждения трансформируются в свои противоположности. От природы мы любим самих себя. В покаянии мы учимся ненавидеть самих себя. От природы мы надеемся на то, чему посвящаем все свое время. В покаянии мы отучаемся полагаться на собственные дела. От природы мы верим, что получим то, чего заслуживаем. В покаянии мы учимся уповать на то, чего не заслуживаем. Мы учимся уповать на Иисуса.
— Пастор Рольф Пройз
Метки: пройз покаяние |
Зассе о том, кому предназначено Причастие |
В соответствии с учением Рима, Святое Причастие предназначено только для праведных, для тех, кто стал праведным посредством таинства исповеди. В соответствии со взглядами Лютера, Святое Причастие предназначено только для грешников, для тех, кто остается грешниками, даже получив отпущение грехов. Ибо Христос сошел с небес, где обитал среди сонма безгрешных святых, чтобы жить на земле среди грешников. Если таков смысл Его Воплощения, то таков смысл и Реального Присутствия Его Тела и Крови в Таинстве.
— Hermann Sasse, This is My Body, pg. 90.
Метки: зассе причастие реальное присутствие конфессиональное лютеранство |
Зассе о задаче лютеранского благовестия |
Иногда создается впечатление, что с с тех пор, как пиетизм уничтожил лютеранское понимание оправдания и освящения, лютеранская церковь забыла великие истины о ежедневном покаянии и ежедневном прощении грехов, записанные в нашем катехизисе. Стоит ли удивляться тому, что члены нашей церкви уходили и продолжают уходить к методистам?
Наши люди не видят разницы между лютеранским и методистским пониманием христианской веры. Эту перемену можно наблюдать во всех лютеранских церквях, в Германии и Скандинавии, в Америке и Австралии.
Здесь нам необходимо вновь научиться от Лютера и от наших исповеданий тому, что значит быть евангелическим христианином, в буквальном смысле живущим ежедневным покаянием и ежедневным щедрым прошением грехов, peccator simul et justus. Вновь возжечь огонь этой веры — великая задача лютеранского благовестия.
— Hermann Sasse, Problems Of Lutheran Evangelism
Метки: зассе благовестие пиетизм конфессиональное лютеранство |
Зассе о via media лютеранства |
Здесь Лютер тоже идет своим одиноким путем между иерархическими оградами Рима и психологическими оградами энтузиастов. Это одинокий путь реформатора, который нуждается лишь в Слове Божьем и полагается на это Слово во всем, даже в том, что невозможно человеку.
Только таким образом он и лютеранская церковь могут верить одновременно в объективность Таинства Крещения и в sola fide, благодаря чему мы понимаем, что оправдывающая вера — не одномоментное дело, но сущность всей нашей жизни.
Подобная вера — не какой-то акт посвящения Богу с нашей стороны, который особенно ярко воспринимается и переживается в определенные моменты нашей жизни. Скорее, это постоянное, хотя и всегда несовершенное, упование на Евангельское обетование благодати.
— Hermann Sasse. We Confess: The Sacraments, p. 45.
Метки: зассе лютеранство sola scriptura sola fide sola gratia |
Зассе о разнице между Лютером и Цвингли |
Лютер был священником из монашеского ордена, ученым богословом, хорошо наставленным в философии и богословии via moderna, школы Оккама и его учеников. Хотя во многих отношениях Лютер не был согласен с этой школой мысли, в особенности с верой Оккама в свободную волю человека, он многому научился у своего «дорогого учителя» — например, противопоставлению разума и откровения. Замечательный христианин, возмужавший благодаря глубоким внутренним борениям, в начале Реформации он вдохновлялся иномирностью строгой монашеской жизни и живым опытом августиновской sola gratia. Он научился отчаиваться в человеке и уповать на Бога — но не на Бога философов, а на Бога Библии. Проповедуя и уча о Нем, Лютер стал, как доктор богословия и профессор экзегетики, родоначальником новой богословской школы, отличительной чертой которой был антиаристотелевский библицизм. Бог, Которого он нашел в Библии, — это Бог сокрытый (Deus absconditus) вне Христа и открытый людям (Deus revelatus) только во Христе, но открытый таким образом, что даже божественность Христа сокрыта за Его человеческим естеством. Таким образом, Лютер, сделавшись богословом sola gratia и sola fide, в то же время был великим богословом креста и — наряду с Иринеем, Афанасием и Ансельмом — одним из величайших богословов Воплощения. В 1513 году в своем чудесном толковании на слова «И мрак сделал покровом Своим» (Пс. 17:12) Лютер рассказал о Боге, Который скрывается в тайне и загадке веры. Сокрытый и непостижимый, Бог обитает в неприступном свете. Даже в тайне Воплощения, где мы можем Его познать, Он остается сокрытым в Своем человеческом естестве. Он сокрыт в Церкви, присутствуя в Таинстве Евхаристии, где Он «сокрыт более всего».
Метки: зассе лютер цвингли сокрытый и явленный бог богословие креста томизм эразм фома аквинский история лютеранства |
Зассе о гимнах освящения |
Случайно ли, что Лютер и лютеранская церковь времен Реформации не пели «гимнов освящения»? Эта практика впервые появилась в XVII веке и привела к появлению гимнов освящения XVIII столетия, в которых благочестивый человек восхваляет силу Святого Духа, однако наряду с этим, сам того не сознавая, смиренно восхваляет самого себя.
— Hermann Sasse. Questions Concerning Minneapolis
Метки: зассе гимны освящение |
Зассе о литургическом возрождении |
Лютеранским церквям понадобится немало мудрости, чтобы избавиться от пуританского разорения литургии, произошедшего в XVIII веке, и отчасти восстановить красоту лютеранского богослужения XVI-XVII столетий. Однако все это должно идти рука об руку с восстановлением богословия, и с учением нашей церкви об адиафоре, и, что важнее всего, с христианской любовью, которая необходима во всем. Если наши церкви не возьмут в свои руки мудрое руководство в литургических вопросах, литургическое движение разрастется и разорит драгоценное наследие нашей церкви с его неразделимым единством Слова и Таинства.
— Германн Зассе. Из письма Джону Бенкену
Метки: зассе литургия |
Зассе о составлении новых литургий |
Составлять новые литургии мы предоставим литургическим кружкам «умелые руки», которые сегодня процветают во всем мире — возможно, в качестве замены подлинного богословия.
— Д-р Германн Зассе. Из письма профессору д-ру Петеру Бруннеру, 4 декабря 1974 года
Метки: зассе литургия |
Германн Зассе о попытках очистить Церковь с помощью Закона |
Если худших из грешников должно отлучать от общения, тогда придется начать классифицировать грехи, чтобы определить, какие именно из них достойны отлучения. Как часто предпринимались подобные попытки — и в далеком, и в недавнем прошлом!
Как величественна была суровость древней Церкви, когда люди стремились создать святую и чистую Церковь (как это случается и сегодня). Или вспомните донатистов, которые требовали, чтобы по крайней мере священнослужители были чисты от смертного греха.
Всякий раз, когда предпринимались попытки создать идеальную Церковь, их итогом всегда было горькое разочарование. Община святых превращается в общину фарисеев.
— Германн Зассе. Проповедь по случаю Дня заключения Аугсбургского мира (8 августа 1943 года, Эрланген, Германия).
Метки: Зассе церковная дисциплина отлучение |
Зассе о разнице между лютеранским и кальвинистским пониманием Закона |
Метки: зассе закон и евангелие кальвинизм третье применение закона |
Никейский Символ веры и Филиокве: Лютеранский подход |
Метки: filioque троица |
Болотов о filioque |
Метки: Болотов filioque |
Епифаний Кипрский о неразумном почитании Девы Марии |
В Сикимах, то есть в нынешнем Неаполе, тамошние жители приносят жертвы во имя Девы под тем предлогом будто бы, что и дочь Иеффая некогда принесена была в жертву Богу (Суд. 11). Для обольщенных это послужило в порок идолослужения и суетнаго почитания. Также и дочь Фараона, которая почтила раба Божия Моисея и взяла его из воды и воспитала (Исх. 2), ради соделавшагося потом славным отрока, Египтяне, сверх должнаго, почтили вместо Бога, и передали безсмысленным это дурное предание в виде богослужения. И покланяются они этой Фермути, дочери Аменофиса, тогдашняго Фараона, потому, как я сказал выше, что она воспитала Моисея. И многое тому подобное в мире служило к заблуждению обольщенных, между тем как не святые были виновниками соблазна для кого бы то ни было, а сам разум человеческий, не остающийся в спокойном состоянии, но обращающийся на лукавое. Потому умерла ли святая Дева и погребена: во славе успокоение ея, в непорочности кончина и в девстве — венец; а если умерщвлена, как написано: «и душу ея пройдет оружие» (Лк. 2:35), и в таком случае с мучениками слава ея и в блаженстве святое тело ея, чрез которое Свет возсиял миру. А может быть она осталась в живых, так как «не изнеможет у Бога все, что он хочет делать» (Лк. 1:37): ибо о кончине ея никому не было известно. Вообще сверх должнаго не должно почитать святых, но чтить Владыку их. Посему да престанет заблуждение обольщенных! Ибо Мария — не Бог, и не с неба получила тело, но от совокупления мужа и жены, и по обетованию, как Исаак, предуготована к участию в домостроительстве Божием. Пусть не приносит никто и жертв во имя ея, ибо он тем губит свою душу...
— Епифаний Кипрский. Панарий: против антидикомарианитов, 24
Метки: Епифаний_Кипрский мария святые почитание_святых |
Мы должны перестать говорить страждущим, что все в руках Божьих |
Мы говорим это семье, стоящей посреди груды искореженного металла и разбитых мечтаний, которые оставил после себя ураган. Мы говорим это человеку, который потерял работу, не может найти новую и вот-вот лишится крыши над головой. Мы говорим это больному раком, беременной девочке-подростку и нашим детям, которых отправляют на войну. Мы говорим это из лучших побуждений. Мы считаем, что это благая весть. Мы говорим: "Все в руках Божьих", — чтобы помочь им увидеть, что Бог больше, чем их беды. Что у Него есть великий и чудесный замысел относительно их жизни. Что Он, как всевышний Господь, держит весь мир — и их самих — в Своей руке.
И мы должны перестать это говорить.
Метки: Берд сокрытый и явленный бог |
Зассе о церковном толковании Библии |
Сегодня сплошь и рядом уважением к Библии называется то, что в действительности представляет собой лишь очень человеческое восхищение современного экзегета. Однако необходимо совсем иное: все глубже и глубже знакомить общину с толкованием Библии, представленным в катехизисе, который поистине есть исповедание Церкви в самой простой форме — настолько простой, что она доступна семилетнему ребенку [ША III.12].
— Германн Зассе. «Циркулярное письмо» двум вестфальским пасторам, 27.05.1943
Метки: зассе писание герменевтика катехизис |
Джон Райл о вере и уверенности |
Метки: райл вера уверенность оправдание освящение |
Зассе о лютеранском пробуждении |
Однако со Словом, которое проповедуется верно, будь то перед многими или немногими, связано великое обещание, что оно не вернется тщетным [см. Ис. 55:11]. Святой Дух действует всегда, не только в Пятидесятницу. И бывают поколения, чьими трудами готовится урожай, который соберут другие. Одно мы знаем твердо. Если Бог все же пошлет еще одно пробуждение лютеранской церкви и христианскому миру в целом, оно, как и пробуждение XIX века и каждый новый день в истории Церкви, «начнется с покаяния».
— Германн Зассе. Лютеранское пробуждение XIX века (Letters to Lutheran pastors I:330)
Метки: зассе пробуждение |