Чтение из Книги Согласия на IX Воскресенье до Пасхи (Septuagesima) |
Наши противники искажают очень многие библейские отрывки, поскольку привносят в эти тексты свои собственные мнения и не извлекают смысл отрывка из его текста. Ибо ничего трудного в данном отрывке нет — нужно лишь отбросить толкование, которое наши противники, не понимающие ни того, что такое оправдание, ни того, как оно происходит, ни того, что такое вера, ни того, кто такой Христос, ни того, как человек оправдывается перед Богом, навязывают ему по собственному разумению. Коринфяне, быв прежде оправданы, получили много превосходных даров. Поначалу, как это обычно бывает, они пылали усердием. Потом, как пишет Павел, между ними начали возникать разногласия [разделения и секты]; они начали недолюбливать добрых учителей. Соответственно, Павел упрекает их, вновь призывая их к единству и служению любви. Хотя благие дела необходимы, было бы глупо воображать, будто дела Второй Скрижали, на основании которых мы должны строить свои отношения с людьми, а не с Самим Богом, могут оправдать нас. Но в оправдании мы должны примириться с Богом — Его гнев должен быть умилостивлен, и наша совесть должна успокоиться в Боге. Ничего этого нельзя достичь делами Второй Заповеди [т. е. любовью, но только верой, которая постигает Христа и волю Божью. Тем не менее, утрата любви действительно означает утрату Духа и веры. И потому Павел говорит: если не имею любви, я ничто. Однако же он не прибавляет к этому утверждение, что любовь оправдывает человека в глазах Бога].
Тем не менее, наши противники возражают, что любовь предпочтительнее веры и надежды. Ибо Павел говорит: Любовь из них больше (1 Кор. 13:13). Логично предположить, что величайшая и первая добродетель должна оправдывать, однако Павел в этом отрывке говорит конкретно о любви к ближнему и указывает, что любовь является наибольшей, потому что она приносит больше всего плодов. Вера и надежда направлены к одному лишь Богу, любовь же имеет бесконечное число внешних проявлений [служений] направленных к людям. [Любовь распространяется по земле среди людей и творит много добра, утешая, научая, наставляя, помогая, советуя — как в частном порядке, так и публично]. Тем не менее, давайте, в самом деле, уступим нашим противникам в том, что любовь к Богу и ближнему является величайшей добродетелью, потому что главная заповедь такова: Возлюби Господа Бога твоего (Мф. 22:37). Но каким образом они выводят отсюда, что любовь оправдывает? Величайшая добродетель, говорят они, оправдывает. Никоим образом. [Это было бы так, если бы милосердие Бога зависело от нашей добродетельности. Однако выше мы уже доказали, что Он принимает и оправдывает нас ради Христа, а не из-за наших добродетелей; ибо наши добродетели нечисты]. Ибо даже величайшая, или первая Заповедь не оправдывает, — точно так же не оправдывает и величайшая добродетель этой Заповеди. [Заповедь и добродетель выше, чем наша способность следовать им, а потому мы не становимся праведными посредством любви]. Нас оправдывает та добродетель, которая постигает Христа и сообщает нам заслуги Христовы, посредством которых мы получаем благодать и мир от Бога. Но этой добродетелью является вера. Ибо, как мы уже неоднократно говорили, вера — это не только знание, но и в гораздо большей степени желание принять или постичь то, что предлагается нам в обетовании о Христе.
— Апология Аугсбургского Исповедания. Артикул V: О любви и исполнении Закона. §§ 103-106
|
Проповедь на IX Воскресенье перед Пасхой (Septuagesima) |
Незаслуженная милость
Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых. Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Фил. 3:7-14).
Благодать вам и милость от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа!
По милости Божьей Церковь Его вступает в пасхальный период литургического года. Если до сих пор — на протяжении Адвента, Рождества и Богоявления — мы размышляли, прежде всего, о том, что Бог Сын ради нашего спасения пришел в мир и вочеловечился, то, начиная с этого воскресенья, мы переносим главный акцент в наших размышлениях на то, что Бог Сын ради нашего спасения взял грехи наши на Себя, вознес их телом Своим на крест, умер и воскрес ради нашего оправдания.
Всего три недели отделяют нас от начала Великого Поста, и по доброй христианской традиции, прежде чем приступить к размышлениям о наших грехах, которые послужили причиной смерти Христа, мы размышляем о Божьей милости к нам, бедным грешникам.
I. «ВСЕ ПОЧИТАЮ ТЩЕТОЮ»
В сегодняшнем тексте Апостола св. Павел одно за другим делает несколько очень радикальных заявлений: «…что для меня было преимуществом, то… я почел тщетою. Да и ВСЕ почитаю тщетою… я от ВСЕГО отказался, и ВСЕ почитаю за сор…».
|
Эрнест Кёнкер о поклонении |
Поклонение — это либо встреча с реальностью Бога, либо некая попытка человека поднять самого себя к небесам за волосы. В последнем случае оно становится предлогом для нравоучения, театральным представлением или чем-то вроде пропагандистского митинга. Напротив, в древней Церкви чтение Евангелия было окружено торжественным величием, потому что в нем Христос обращается к своим верным последователям. Будучи вознесенным Господом Церкви, Он и по сей день совершает Свое пророческое служение чере Своих проповедников и учителей. Мы по-прежнему свидетельствуем о Его присутствии с помощью восклицаний до и после чтения Евангелия. Мы поем: "Слава Тебе, Христос!"
— Earnest Koenker. Worship in Word and Sacrament, p. 47
Метки: кёнкер поклонение |
Пропроведь на III Воскресенье после Богоявления |
Третье воскресенье после Богоявления
Иисус исцеляет
Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им. Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни (Мф. 8:14-17).
Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа!
Братья и сестры, мы вплотную подступили к началу пасхального периода церковного года — уже в следующее воскресенье мы будем праздновать Девятое воскресенье до Пасхи (Septuagesima). Соответственно, сегодня мы завершаем очередной период литургического года, период Богоявления. В это время по давней традиции Церковь вспоминает и размышляет о том, что Бог Сын, низойдя на землю и испытав все немощи и тяготы человеческой жизни, более, чем кто-либо, способен понять нас и помочь нам.
Мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи (Евр. 4:15-16).
|
Маттиас Лой о предании Церкви |
Лютеранская Церковь никогда не относилась с презрением или даже с пренебрежением к преданиям, дошедшим до нас от древних Отцов Церкви. Все, что сохранилось трудами и учением христианских мужей со времен апостолов до сего дня, драгоценно. Церковь не хочет забывать свет, который эти предания проливают на веру и труд любви, которые Дух Святой производил в прежние времена, жизни, которые сияли небесным светом — в то время как другие жизни погружались во мрак, затененные адской тьмою, восставая против помазанников Божьих. Церковь желает извлекать уроки из истории и радуется общению с мужами Божьими, которые жили и терпели страдания за то же славное дело, за которое Церковь подвизается теперь при том же утешении веры, которое укрепляло верующих в прежние времена. Однако Церковь знает, что христианами называли себя некоторые, не бывшие ими, и что христиане могли ошибаться в прошлом и могут ошибаться в настоящем, а потому она применяет к христианам прошлого то же безошибочное мерило, которое применяет и к нынешним, твердо исповедуя Божьей истиной лишь то, что провозглашается в Божьем Слове.
— Matthias Loy. The Augsburg Confession, p. 179.
Метки: предание лой |
Герман Зассе о преемственности Церкви |
В отличие от реформатского богословия лютеранское богословие придает огромное значение тому факту, что евангелическая Церковь есть не что иное, как средневековая католическая Церковь, очищенная от определенных ересей и злоупотреблений. Лютеранский богослов признает, что принадлежит к той самой видимой Церкви, к которой когда-то принадлежали Фома Аквинский и Бернар Клервосский, Блаженный Августин и Тертуллиан, Афанасий Великий и Ириней Лионский. Ортодоксальная евангелическая Церковь — законная преемница средневековой католической Церкви, но только не церкви Трентского и Ватиканского соборов, отрекшихся от евангельской истины, отвергнув Реформацию. Ибо ортодоксальная евангелическая Церковь на самом деле тождественна ортодоксальной католической Церкви всех времен. И подобно тому, как реформатская церковь самим своим существом подчеркивает жесткое неприятие средневековой Церкви, само существо лютеранской Церкви требует, чтобы она до последней возможности настаивала на своем единстве и тождестве с католической Церковью. Содержащееся в Аугсбургском Исповедании твердое заявление о том, что учения евангелических христиан тождественны учениям ортодоксальной католической Церкви всех веков, не было продиктовано банальными соображениями «церковно-политической дипломатии». Не было это и проявлением романтизма или ложного консерватизма, побуждавшего нашу Церковь сохранять как можно больше из древнего канонического закона и твердо держаться древних форм церковного поклонения. Это заявление уходит корнями в саму идею евангелической Церкви, которую лютеранство развивало с самого начала Реформации, когда лицом к лицу столкнулось с тем, что неверное понимание Евангелия и ложные представления о Церкви, произрастающие на почве этого непонимания, грозили разрушить преемственность Церкви, а значит, и ее саму.
— Герман Зассе. На том стоим.
Метки: церковь лютеранство зассе |
Мартин Лютер: что делать, если ты охладел к молитве? |
Когда я чувствую, что охладел и утратил радость к молитве под грузом других мыслей или забот (ибо плоть и дьявол все время чинят помехи и препятствия молитве), я беру свою маленькую Псалтирь и спешу в свою комнату, или — если это случается в урочный день и час — в церковь, где собрались верующие, и, насколько хватает времени, тихо произношу про себя и слово в слово Десять Заповедей, Символ Веры и, если позволяет время, что-то из слов Христа или Павла, или несколько псалмов, — точно так же, как это сделал бы ребенок. Очень полезно сделать молитву первым утренним и последним вечерним делом. Тщательно оберегай себя от ложных, обольстительных мыслей, которые нашептывают тебе: "Подожди немного. Помолюсь через час; сначала нужно сделать то-то и то-то". Подобные мысли уведут тебя от молитвы к другим делам, которые настолько притянут твое внимание и увлекут тебя, что в этот день ты так и не помолишься.
— Мартин Лютер
Метки: молитва лютер |
Ларри Питерс: новообращенные - благословение для Церкви |
Есть давная история про некоего человека, который однажды взглянул на дом, в котором жил с детства, и увидел, что он обветшал, требует серьезного ремонта и уже не может сравниться с замечательными новыми коттеджами, строящимися на противоположной окраине города. И ему пришла в голову мысль продать дом. Он повесил объявление, и, в конце концов, посмотреть на дом пришел молодой человек. Показывая гостю комнаты, хозяин начал объяснять, почему дом находится в таком плохом состоянии, и даже извинился за это. Молодой человек слушал, не перебивая. А когда собрался уходить, сказал: "Это хороший дом. У него крепкий остов, надежный фундамент... Нет, из такого дома можно сделать конфетку". Хозяин еще раз огляделся, но ничего хорошего так и не увидел. Все зависит от точки зрения.
Многие лютеране похожи на этого хозяина дома. Они были лютеранами всю жизнь. Они с детства привыкли отождествлять себя с лютеранством, но все же не уверены, что лютеранство им нравится. Они видят множество проблем и сомневаются, можно ли их исправить. Они настолько хорошо знают лютеранство изнутри, что видят только его слабости и проблемы и уже не замечают его благословения и преимущества. Они завидуют другим вероисповеданиям и не уверены, что лютеранство выглядит конкурентоспособно на фоне более молодых и изобретательных церквей. Они готовы подыскать себе новое место жительства.
Метки: церковь питерс |
Чарльз Портерфилд Краут о Реальном Присутствии |
Бог недалеко от каждого из нас, и все же только верующие осознают благословения, даруемые Его присутствием. Множество народа теснило и толкало Иисуса; Его присутствие, по существу, было одинаково реальным для всех, однако спасительное действие излилось на одну только женщину, которая прикоснулась к Его одежде с верой (Марка 5:30). Точно так же Христос присутствует под видом Таинства для всех причастников в одинаковой мере, но для того, чтобы стать причастным Его исцелению, необходимо прикосновение веры.
— C. P. Krauth. Conservative Reformation, p. 646
Метки: причастие краут реальное присутствие |
Чарльз Портерфилд Краут о вере младенцев |
Бог, через Святого Духа, посредством воды и Слова, производит в младенце ту восприимчивость, которой он не обладает от природы. Святой Дух дарует благодать и тем самым меняет нравственную природу ребенка таким образом, что она становится восприимчивой к предлагаемой благодати. Это устрояемое Богом состояние мы называем восприимчивой верой, и хотя ее результаты станут явны лишь со временем, это истинная вера, поскольку она заключает в себе все необходимое для оправдания — так же, как и вера взрослого человека. Рука младенца может схватить драгоценный камень так же крепко, как если бы он сознавал ценность сокровища, которое держит, — и если природная рука способна на поступки, значение которых ей неведомо, насколько больше на это способна рука сверхъестественная?
— C. P. Krauth. Conservative Reformation, p. 580
Метки: вера крещение детей краут |
Ларри Питерс: В какую церковь вы бы пошли, если бы не было лютеранства? |
Однажды, смотря телевизионный сериал про Перри Мейсона, я услышал мысль о том, что никогда не нужно задавать вопрос, на который ты заранее не знаешь ответа, иначе окажешься в беде. От другого мудрого человека я слышал, что не стоит задавать вопрос, если не хочешь услышать ответ, иначе окажешься в беде. К сожалению, я слишком часто пропускаю мимо ушей мудрые советы… и в обеих общинах, где мне довелось служить, я задавал прихожанам вопрос: «В какую церковь вы бы пошли, если бы лютеранской церкви не существовало?»
Я задаю этот вопрос, чтобы понять, какую церковь прихожане считают для себя наиболее близкой — богословски и литургически. К сожалению, я снова и снова слышу ответы типа «в методистскую», или «в баптистскую» или «в пресвитерианскую»… или, хуже того, «во внеконфессиональную».
В данном случае, говоря «к сожалению» или «хуже того», я не пытаюсь упрекнуть в чем-то другие деноминации — меня удручает, что прихожане лютеранской Церкви (и многие из ее пасторов) не понимают, во что лютеране верят, что они проповедуют и исповедуют. Они чувствуют себя неуютно в шкуре лютеран и, по сути, являются «хамелеонами», которые носят лютеранские одежды, но внутри придерживаются богословских и литургических представлений, принципиально противоречащих их внешне лютеранскому облику.
Метки: церковь лютеранство питерс |
Проповедь на Второе воскресенье после Рождества Христова |
Второе воскресенье после Рождества Христова
Небесная и земная семья
Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф. 12:46-50).
Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя. И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог. А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству (Евр. 2:11-15).
Благодать вам и милость от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа!
Как вы, наверное, уже знаете, праздник Рождества в христианской Церкви — это не один день, а двенадцать дней, которые начинаются в рождественскую ночь и заканчиваются 6 января праздником Богоявления. В этом году на эти 12 дней приходятся два воскресенья, именуемых первым и вторым воскресеньями после Рождества. И эти воскресные дни Церковь посвящает размышлениям о прекрасном и светлом будущем, которое ожидает нас на небесах. Замечательная особенность христианской жизни заключается в том, что для нас это будущее уже стало настоящим — уже здесь, на земле, мы сами являемся частичкой будущего небесного царства.
I. ЖИЗНЬ В ДВУХ МИРАХ
Однако именно поэтому у христианской жизни есть важная оборотная сторона: каждый христианин живет сразу в двух мирах: он является подданным небесного царства, но одновременно является и гражданином земного государства; он принадлежит огромной вечной семье детей Божьих, но одновременно является и частью обыкновенной земной семьи. И потому нам постоянно приходится совмещать свои обязательства перед Богом с нашими обязательствами перед людьми.
|
Кристофер Мёрфи: Семинар по грегорианскому пению (англ. яз.) |
|
Эми Грант: Breath of Heaven (Песня Марии) |
|
Еще один красивый рождественский гимн |
|
Грегорианика: Pater Noster |
Отче нашъ, сущiй на небесахъ!
да святится имя Твое;
да прiидетъ Царствiе Твое;
да будетъ воля Твоя и на землѣ, какъ на небѣ;
хлѣбъ нашъ насущный дай намъ на сей день;
и прости намъ долги наши, какъ и мы прощаемъ должникамъ нашимъ;
и не введи насъ в искушенiе, но избавь насъ от лукаваго.
|
Арабский рождественский гимн (исп. Надер Хаджар) |
|
Грегорианика: Hodie Christus natus est |
Hodie Christus natus est
Сегодня Христос рожден,
Hodie Salvator apparuit:
Сегодня Спаситель является в мир:
Hodie in terra canunt Angeli,
Сегодня на земле поют ангелы,
Lætantur Archangeli:
Радуются архангелы:
Hodie exsultant justi, dicentes:
Сегодня праведные радуются, говоря:
Gloria in excelsis Deo.
Слава в вышних Богу.
Alleluia.
Аллелуйя
|