Проповедь на Рождество Христово |
Рождество Христово
Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус (Мф. 1:18-25).
Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа!
Вот, братья и сестры, по милости Божьей мы и дождались светлого праздника Рождества Христова! Думаю, вы все согласитесь с тем, что рождественское время — сказочное время. На один день в году миллионы людей по всему миру словно бы погружаются в сказку. И в этом году сказочное настроение в душе рождается особенно легко, потому что весь город покрыт белым пушистым снегом. Вчера, накануне Сочельника, когда я подходил к церкви по дорожке заснеженного городского парка, где сквозь ветви пробивался рассеянный свет редких фонарей, подумалось, что трудно в этот вечер найти более сказочное зрелище, чем вид свечей в церковных окнах, таинственно мерцающих в темноте.
Метки: рождество |
Счастливого Рождества! |
И сказал им Ангел:
не бойтесь; я возвещаю вам великую радость,
которая будет всем людям:
ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель,
Который есть Христос Господь;
и вот вам знак:
вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

Слава в вышних Богу,
и на земле мир,
в человеках благоволение!
|
|
И.-С. Бах. Ария (альт) Schlafe, mein Liebster из Рождественской оратории (BWV 248) |
Schlafe, mein Liebster, geniesse der Ruh,
Wache nach diesem vor aller Gedeihen!
Labe die Brust,
Empfinde die Lust,
Wo wir unser Herz erfreuen!
Schlafe, mein Liebster, geniesse der Ruh,
Wache nach diesem vor aller Gedeihen!
Спи, мой Возлюбленный, мирно покойся,
чтоб пробудиться Рассветом для всех,
всех обновить,
даровать мир и счастье,
утвердить радость в наших сердцах!
|
Рождественское караоке :) |
|
Рождество в Иерусалиме |
|
Чарльз Портерфилд Краут о значении учения о Реальном Присутствии |
Процессы, которые выхолащивают из Вечери Господней ее божественную славу, разрушают само основание нашей веры. Сакраментальное Присутствие — это непременное следствие, славный венец Воплощения и Искупления; и то самое действие Святого Духа через Слово, которое помогает нашим очам веры видеть Бога в теле и искупление в крови, помогает нам видеть тело в хлебе и кровь в чаше.
— C. P. Krauth. Conservative Reformation, p. 650
Метки: причастие краут |
Мартин Лютер о духовном значении свидетельства Иоанна Крестителя... |
Когда первое наставление, наставление о Законе и Крещении, закончено, и человек, униженный познанием самого себя, вынужден отчаяться в себе и в своих способностях, начинается вторая часть наставления Иоанна, в котором он обращает внимание людей от себя к Христу и говорит: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Тем самым он говорит: «Сначала я своим учением сделал вас всех грешниками, осудил ваши дела и велел вам отчаяться в самих себе. Но для того, чтобы вы заодно не отчаялись и в Боге, вот, я покажу вам, как избавиться от грехов и обрести спасение. Ты не можешь стряхнуть с себя грехи и сделаться благочестивым при помощи дел; для этого нужен другой человек; я тоже не могу этого сделать для тебя, однако я могу указать тебе на такого Человека. Это Иисус Христос, Агнец Божий. Он, Он, и никто другой ни на небесах, ни на земле, возьмет твои грехи на Себя. Ты сам не можешь заплатить даже за малейший из грехов. Только Он должен взять на Себя не только твои грехи, но грехи всего мира, и не часть грехов, но все грехи мира, будь они большие или маленькие, многочисленные или немногочисленные». Это и есть проповедь и слышание чистого Евангелия, в котором мы узнаем перст Иоанна, указывающего нам на Христа, Агнца Божьего. И если ты сможешь поверить, что этот голос Иоанна говорит правду, и если ты сможешь последовать в указанном им направлении и признать Агнца Божьего, берущего на Себя твой грех, тогда ты одержал победу, тогда ты христианин, господин греха, смерти, ада и всего сущего. Тогда твоя совесть возрадуется и исполнится искренней любви к этому кроткому Агнцу Божьему. Тогда ты возлюбишь, прославишь и возблагодаришь нашего небесного Отца за это неисчерпаемое богатство Его милости, о котором проповедовал Иоанн, и которое даровано нам во Христе. Наконец, ты исполнишься радости и желания исполнять Его божественную волю наилучшим возможным образом, прилагая к этому все силы. Ибо можно ли услышать более прекрасную и утешительную весть, чем весть о том, что наши грехи уже не наши, что отныне их бремя лежит уже не на нас, а на Агнце Божьем. Как может грех осудить столь невинного Агнца? Это лежащее на нем бремя должно быть побеждено и обращено в ничто. Точно так же должны быть побеждены смерть и ад, которые являются воздаянием за грех. Вот, что Бог и Отец наш даровал нам во Христе!
— Из проповеди Лютера на IV Воскресенье Адвента (текст: Ин. 1:19-28)
Метки: иоанн креститель лютер |
Ария сопрано из 132-й кантаты И.-С. Баха на IV Воскресенье Адвента |
Bereitet die Wege, bereitet die Bahn!
Приготовьте дорогу, приготовьте путь!
Bereitet die Wege
Приготовьте дорогу
Und machet die Stege
и сделайте тропинки
Im Glauben und Leben
в вере и жизни
Dem Höchsten ganz eben,
гладкими перед Всевышним.
Messias kömmt an!
Мессия идет!
|
Великие Антифоны «О» |
С давних времен в течение семи дней (17-23 декабря), предшествующих Сочельнику, во время вечерних богослужений Западная Церковь поет перед Песнью Богородицы (Magnificat) прекрасные антифоны. Происхождение этих антифонов в точности не известно. Боэций (480-524) между делом упоминает о них. В бенедиктинском аббатстве Флёри (ныне Сен-Бенуа-сюр-Луар) все начальствующие лица аббатства, начиная с самого аббата, по-очереди повторяли эти антифоны, после чего каждый член общины получал подарок. К восьмому столетию они уже стали частью торжественных богослужений в Риме.
Эти антифоны имеют особенное значение по двум причинам. Во-первых, каждый из них прославляет какой-то из титулов Мессии: O Sapientia ("О Премудрость Божия"), O Adonai ("О Адонай и Вождь дома Израилева"), O Radix Jesse ("О отрасль от корня Иессеева"), O Clavis David ("О ключ Давидов"), O Oriens ("О звезда восходящая"), O Rex Gentium ("О Царь сынов человеческих") и O Emmanuel ("О Эммануил"). С другой стороны, каждый антифон напоминает об одном или двух из пророчеств Исаии, касающихся пришествия Мессии.
Метки: адвент антифоны о |
Рождественская заутреня Михаэля Преториуса: Мотет Jesaia, dem Propheten, das geschah |
Этот мотет звучал после Молитвы Господней и Слов Установления,
когда причастники преклоняли колена у алтаря.
Мотет написан Мартином Лютером в 1526 году на текст Ис. 6:1-8 и Мф. 21:9.
Jesaia, dem Propheten, das geschah,
Dass er im Geist den Herren sitzen sah
Auf einem hohen Thron, in hellem Glanz,
Seines Kleides Saum den Chor füllet ganz.
Es stunden zween Seraph bei ihm daran,
Sechs Fluegel sah er eineu jeden han;
Mit zween verbargen sie ihr Antlitz klar,
Mit zween bedeckten sie die Füsse gar,
Und mit den andern zween sie flogen frei;
Gen ander ruften sie mit grossem G’schrei:
“Heilig ist Gott, der Herre Zebaoth!
Heilig ist Gott, der Herre Zebaoth!
Heilig ist Gott, der Herre Zebaoth!
Sein’ Ehr’ die ganze Welt erfüllet hat!”
Von dem G’schrei zittert Schwell’ und Balken gar,
Das Haus auch ganz voll Rauch und Nebel war.
|
Генрих Шютц. Пс. 118. Часть VII (стт. 97-112). "Как люблю я закон Твой!" |
Wie habe ich dein Gesetz so lieb! Täglich sinne ich ihm nach.
Du machst mich mit deinem Gebot weiser, als meine Feinde sind; denn es ist ewiglich mein Schatz.
Ich habe mehr Einsicht als alle meine Lehrer; denn über deine Mahnungen sinne ich nach.
Ich bin klüger als die Alten; denn ich halte mich an deine Befehle.
Ich verwehre meinem Fuß alle bösen Wege, damit ich dein Wort halte.
Ich weiche nicht von deinen Ordnungen; denn du lehrest mich.
Dein Wort ist meinem Munde süßer als Honig.
Dein Wort macht mich klug; darum hasse ich alle falschen Wege.
Dein Wort ist meines Fußes Leuchte und ein Licht auf meinem Wege.
Ich schwöre und will's halten: Die Ordnungen deiner Gerechtigkeit will ich bewahren.
Ich bin sehr gedemütigt; HERR, erquicke mich nach deinem Wort!
Laß dir gefallen, HERR, das Opfer meines Mundes, und lehre mich deine Ordnungen.
Mein Leben ist immer in Gefahr; aber dein Gesetz vergesse ich nicht.
Die Gottlosen legen mir Schlingen; ich aber irre nicht ab von deinen Befehlen.
Deine Mahnungen sind mein ewiges Erbe; denn sie sind meines Herzens Wonne.
Ich neige mein Herz, zu tun deine Gebote immer und ewiglich.
Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем.
Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною.
Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих.
Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню.
От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое;
от судов Твоих не уклоняюсь, ибо Ты научаешь меня.
Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим.
Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи.
Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей.
Я клялся хранить праведные суды Твои, и исполню.
Сильно угнетен я, Господи; оживи меня по слову Твоему.
Благоволи же, Господи, принять добровольную жертву уст моих, и судам Твоим научи меня.
Душа моя непрестанно в руке моей, но закона Твоего не забываю.
Нечестивые поставили для меня сеть, но я не уклонился от повелений Твоих.
Откровения Твои я принял, как наследие на веки, ибо они веселие сердца моего.
Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих навек, до конца
|
Проповедь на Четвертое воскресенье Адвента |
Четвертое воскресенье Адвента
Господь близко
Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно. Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне. Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине. Впрочем, Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись. Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его. Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня. И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал. Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин. 5:31-39).
К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы. Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа (1 Пет. 1:10-13).
Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа!
I. ВСТУПЛЕНИЕ: ОЖИДАНИЕ ХРИСТА
Братья и сестры, мы вступаем в последнюю предрождественскую неделю — в грядущее воскресенье Церковь празднует IV воскресенье Адвента, уже через неделю (всего через неделю!) мы будем вместе праздновать Сочельник, Канун Рождества.
Традиционный интроит на IV воскресенье Адвента взят из 45-й главы Исаии: «Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение» (Rorate caeli desuper et nubes pluant iustum aperiatur terra et germinet salvatorem). Эти слова, обещание Господа данное Израилю через пророка Исаию, рисуют нам замечательный и красивый образ.
|
Ричард Юнгкунц о христианском единстве |
Христиан делает одним телом не то, что они приносят с собой — самих себя, свои интересы, свои сходства и даже свое стремление к единству, — а то, что Бог приносит и изливает на них: Его прощение, Его жизнь, Его дух. И потому с точки зрения Нового Завета Церковь — это не собрание религиозных и благочестивых людей, которые время от времени сходятся, чтобы поздравить друг друга со спасением. Это общение, которое проистекает — по действию Слова и Таинства — из внутреннего общения самой Святой Троицы.
— Richard Jungkuntz. The Gospel of Baptism, pp. 93, 94
Метки: церковь юнгкунц |
Мартин Лютер об изучении Символа Веры |
Когда мы слышим Его Слово - например, что Христос родился от Марии, пострадал, был распят, умер, был погребен, воскрес из мертвых на третий день и т. п., - многие говорят: "О, я все это прекрасно знаю! Все это старое учение. Папа, кардиналы и епископы тоже с ним знакомы". Действительно, они с ним знакомы. Но возьмите себе в пример детей, ибо эти слова говорят нам, как мы обретаем искупление и свободу. "Да", - говорят они, - "эти утверждения и слова столь общеизвестны, что не дают никакого результата". Дети заслуживают самой высокой похвалы за то, что молятся этими словами и понимают их быстрее; ибо чем грамотнее и умнее мы, старые ослы, себя считаем, тем меньше мы знаем об этом предмете и разбираемся в нем. Обрести свободу означает устремить помыслы на нечто иное, нежели то, что есть в тебе, в папстве, в святых или в Моисее. Ты должен устремить свои помышления к чему-то более возвышенному, нежели все перечисленное, - а именно, к Сыну Божьему. Кто Он? В Символе Веры мы исповедуем веру в "зачатого от Духа Святого, рожденного от Марии Девы, умершего" и т. п. Хорошенько усвой, что ты будешь поистине благочестив и свободен от греха, если веруешь, что Христос освобождает тебя тем, что умер за тебя, пролил Свою кровь, воскрес из мертвых и воссел одесную Бога.
Эти догматы Символа Веры направляют мои помышления к Сыну, Который делает меня свободным. И всякий, кто не поймет этого, не поверит в это и не прилепится к Сыну, неизбежно останется в грехах своих, и все прочее, что бы он ни предпринимал, будет напрасным трудом. Такова весть, которую мы должны проповедовать вновь и вновь, чтобы наполнить и насытить людей этим учением. Однако мой голод до сих пор не утолен. Это учение - словно хлеб, которым тело никогда не пресыщается. Можно пресытиться другой пищей, но не хлебом, разве что человек болен и не способен есть. Здоровому человеку хлеб никогда не надоедает. Подобным же образом, христианин до конца своих дней никогда не перестает изучать Символ Веры. И это относится как к тебе, так и к любому другому святому, будь то Дева Мария или Иоанн Креститель.
И потому нам следует сесть у печи вместе с детьми и выучить этот урок. О, конечно, некоторые из нас из одной-единственной проповеди узнали все, что нужно знать! Но когда их постигают скорби, эти люди отчаянно нуждаются, чтобы кто-то повторил им эти слова, чтобы четырехлетний ребенок повторил им по памяти Символ Веры. А до тех пор они поют псалмы, подобно тому как монахи и монахини читают и заучивают Псалтирь. Но в смертной агонии монахи, монахини и священники не знают ни единой буквы, в которой могли бы найти утешение. Таких людей называют великими богословами, хотя в час величайшей скорби их познания не сравнятся с познаниями четырехлетнего ребенка. Так что же, о великий, многоученый и блаженный святой, тебе это неведомо? Христос знает, что от этого знания зависит многое, что люди пренебрегают этим исповеданием веры, что они слишком рано бросают его изучать, что они слишком быстро становятся учителями, и что когда они слышат слова Символа Веры, им кажется, будто они знают его наизусть и в полной мере его поняли. Однако они заблуждаются.
Польза этого учения становится очевидной, когда приближается смерть, когда сатана приближается и шепчет: "Бог оставил тебя, ты весь в грехах". Неоценимо оно и тогда, когда совесть твоя тебя осуждает. В такие моменты это уже не учение, составленное из одних букв и слов, но учение живое, которое говорит тебе не что делать и что говорить, а как жить, как защитить и сберечь свою жизнь от смерти и как избежать челюстей сатаны. В такие часы все слова и похвальбы тщетны и пусты. К этой мысли евангелист Иоанн возвращается снова и снова. Он никак не может наговориться об этом; он не может переусердствовать, проповедуя, что все зависит от Христа, в Котором мы имеем все. Иоанн отлично знает, что многие будут говорить: "Господи, Господи" (Мф. 7:21), - но лишь немногие хотят обрести в Сыне свободу от грехов. Я обретаю эту свободу, когда верую во Христа и в том, что Он пострадал и умер за меня. Именно это освобождает меня от греха - не я сам, не пост, не монашеская жизнь, не мессы, не паломничества, не ходатайства Марии и прочих святых, но одно лишь искупление, совершенное Христом. Ибо никто другой, кроме этого единственного Человека, Христа, не родился от Марии, не умер, не был погребен, не воскрес из мертвых и не вознесся на небеса. Без Него никто на небесах и земле, даже ангел, не в силах нам помочь.
И потому мы должны прилепляться только к этому Человеку и исповедовать Его одного своим Спасителем. Я знаю многих, кто постиг это все в совершенстве за короткое время, но я так не могу. И потому я учу и говорю: Это делает один только Бог. Принципиально важно, чтобы человек отказался от всех прочих путей, чтобы он принял Слово Божье в Символе Веры, как его учат дети, чтобы он выкинул все остальное прочь со словами: "Это меня не спасает; все это следует выбросить. Чтобы найти утешение, и успокоить свою совесть, и избавиться от греха я должен верить так, как верят дети". Они указывают на Символ Веры, говоря: "Верую в Иисуса Христа, Господа моего, Который умер за меня, был погребен и воскрес вновь". Люди могут сказать в ответ: "О, как это банально! Я хочу услышать что-то необычное". Хорошо, но прежде убедись, что ты знаешь Символ Веры так хорошо, как его знают дети. Пословица гласит: "Чем дольше живешь, тем хуже становишься; и чем старше становишься, тем ты ничтожнее". Так и мы презираем Слово и надмеваемся; мы устаем от Слова и становимся всезнайками, воображая, что уже знаем все. Но когда приходят скорби, мы ничего о нем не знаем, и тогда дети становятся нашими наставниками и учителями.
— Мартин Лютер. Толкование на 8-ю главу Евангелия от Иоанна
Метки: символ веры лютер |
Иоганн Герхард о чтении Библии |
Библию нужно читать так, словно она была от начала до конца написана кровью Христа.
— Иоганн Герхард. О Христе
Метки: библия герхард |
Как на самом деле выглядел Санта? |

Так, по мнению д-ра Кэролин Уилкинсон из Манчестерского университета,
выглядел св. Николай, еп. Мирликийский. Реконструкция произведена
на основе изучения мощей святого.
|
И.-С. Бах, Кантата 70а на Второе воскресенье Адвента |
|
Проповедь на III Воскресенье Адвента |
Приготовьте путь Господу
В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие (Лк. 3:1-6).
А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того [времени], как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники (Гал. 3:23-29).
Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Иисуса Христа!
Братья и сестры, сегодня мы с Вами празднуем Третье воскресенье Адвента, времени поста и ожидания Пришествия Христа. В древней католической, западной традиции Третье воскресенье Адвента называлось Gaudete — по первому слову латинского интройта, текст которого взят из 4-й главы Послания к филиппийцам: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь, кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом». Традиционно в этот день в венке Адвента зажигали розовую свечу, а алтарь украшали розовыми цветами.
Эта традиция знаменует собой то, что Церковь уже больше не может сдерживать радости от ощущения близости Христа. Но поскольку Адвент — это прежде всего пост, наша радость выражается не в буйном веселье, а в тихом и мирном созерцании Божьей благодати.
|