О Писании и Евангелии |
Святое Евангелие и Святые Писания
Теперь, дав определение авторитету Писания и смыслу Евангелия в том виде, как эти понятия используются в наших Исповеданиях, нам следует обратиться к вопросу о взаимосвязи Писаний и Евангелия.
Сегодня в лютеранских кругах много спорят о взаимосвязи Писания и Евангелия. Взаимосвязь, несомненно, существует! Евангелие, которое мы проповедуем, преподаем и исповедуем, изложено в Писаниях и нормировано ими. В то же время, Писания, вдохновленные Богом, были написаны ради Евангелия.
Однако среди некоторых нынешних лютеранских богословов (возможно, потому, что они утратили уверенность в безошибочности и абсолютном авторитете Писания), похоже, распространена идея, что вовсе не Писание является нормой христианского учения и, следовательно, учения о Евангелии. Скорее, такой нормой является Евангелие, которое, как утверждают лютеранские исповедания, является «благозвучной и привлекательной проповедью благодати и благосклонности Божьей, обретенной через заслугу Христа» (ФС-КИ, V, 7). Это идея опасна не только потому, что она неверна и чрезвычайно запутывает дело, но потому, что она звучит столь благочестиво. Евангелие — это норма, говорят они. И эти слова имеют привлекательное, хотя и обманчивое, звучание для евангелического уха.
К примеру, один лютеранский богослов сегодня говорит нам, что, в соответствии с лютеранскими исповеданиями, Писания авторитетны не по причине их божественного происхождения, но потому, что имеют власть судить и прощать. А другой богослов говорит, что авторитет Писания заключается в возложенной на него Богом власти спасать и судить. В обоих случаях итог таков, что авторитет Писания сводится исключительно к власти Евангелия, которое оно проповедует.
Подобный подход путает функцию Евангелия с одной из функций Писания. Он путает власть Евангелия с авторитетом Писания. И тем самым разрушает и то, и другое.
В соответствии с лютеранскими исповеданиями, Писание — это источник авторитета, на котором зиждется Евангелие. Когда Меланхтон в IV Артикуле своей Апологии Аугсбургского Исповедания спорит с католиками относительно природы, содержания и назначения Евангелия оправдания по вере, он всегда опирается на авторитет Писания. И, в соответствии с нашими исповеданиями, Писание имеет такой авторитет не потому, что оно содержит и провозглашает Евангелие — Евангелие провозглашается во многих книгах, — но потому, что оно является Божьим Словом (Апология IV, 108; XV, 14; Большой катехизис 1, 121; Формула Согласия — Детальное Изложение, «О сути, нормах и стандартах», 10). Хотя наши исповедания употребляют термин «Слово Божье» в нескольких разных значениях, нет сомнения, что они снова и снова отождествляют Писания со Словом Божьим. Именно поэтому Писания являются авторитетом, на котором зиждется проповедь и провозглашение Евангелия.
Но если Писание не авторитетно ПОТОМУ, что в нем содержится Евангелие, то оно несомненно авторитетно РАДИ Евангелия. Иными словами, Писания были составлены ради Евангелия (Ин. 20:31; 2 Тим. 3:15). И лютеранские исповедания тоже. Авторитет Писания — не самоцель. Наши великие лютеранские исповедания выражают уверенность в божественном авторитете Писания, но не останавливаются на этом. Их цель всегда заключается в том, чтобы Церковь, руководствуясь Писаниями, проповедовала Слово Евангелия, «через которое, и только через которое мы получаем истинное спасение» (Предисловие к христианской Книге Согласия). Таким образом, функция Писания заключается в том, чтобы служить божественным источником авторитета для евангелических проповедников и церковной проповеди. А функция Евангелия заключается в том, чтобы наделять этих проповедников и их проповеди силой.
Примечательно, что Новый Завет никогда не называет Евангелие авторитетным источником или нормой — не делают этого и лютеранские исповедания. Напротив, новый Завет называет Евангелие силой, духовной силой, силой для нашего вечного спасения (Рим. 1:16; 15:16; 1 Кор. 2:1-5; Еф. 1:13; 1 Фесс. 2:13; 2 Тим. 1:10). И точно так же говорят наши исповедания.
Согласно нашим исповеданиям, именно Евангелие порождает веру в сердце человека, дает ему дар Святого Духа и утешает его сокровищем спасения (Шмалькальденские артикулы, III, iv; Аугсбургское Исповедание, V, 2; Апология, IV, 73; Большой катехизис, 11, 38). Именно Евангелие предлагает и дает утешение и непрекращающееся прощение (Шмалькальденские артикулы, III, iii, 8). Именно Евангелием Церковь живет и процветает (Апология, VII, 20; О власти и первенстве папы, 25; Большой Катехизис, 11, 43, 56). Именно Евангелие пробуждает в нас истинное благочестие, угодное Богу (Апология, IV, 122 и далее). И именно ради Евангелия Божье падшее творение все еще существует (Большой Катехизис, 11, 61 и далее).
Непогрешимый авторитет Писания не только не отнимает у Евангелия чудесную и спасительную силу, но и, напротив, подкрепляет ее. А сила Евангелия, в свою очередь, не лишает Писание божественного авторитета. Давайте же оставим Евангелию его силу — не только когда мы читаем его в Писании, но и всякий раз, когда оно провозглашается и проповедуется в Церкви. И давайте оставим Писанию его авторитет. Тогда наши слова будут не только разумны, но и верны принципам конфессионального лютеранства.
— Robert D. Preus, Getting into The Theology of Concord (St. Louis: Concordia Publishing House, 1977), pp. 7-29.
|
Лютер об отношении к благим дарам Божьим |
— Мартин Лютер. Толкование на шестую, седьмую и восьмую главы Евангелия от Иоанна. Глава восьмая, стих двадцать первый (1832)
|
Лютер о нуждах святых |
|
Вальтер о Св. Причастии как укреплении веры |
Для того, чтобы наша вера всегда заключала в себе обновленное обетование прощения грехов, Христос установил также Свою святую Вечерю. Это таинство придает новые силы нашей вере, чтобы она твердо противостояла всяким колебаниям и слабостям. Всякий, кто приходил к Святому Причастию, может сказать: «Как я могу сомневаться и спрашивать себя, причастен ли я Христову искуплению, и прощены ли мне грехи? Христос сделал меня причастником Своего тела, которое Он на кресте принес Богу в жертву за грехи мира, и дал мне пить от крови, которая текла с Голгофы, даруя прощение всему миру! Что еще Христос мог сделать, чтобы убедить меня, что я принадлежу к числу тех, кого Он простил? Здесь все сомнения уходят».
— Walther, God Grant It, p. 790
|
Чтение из Книги Согласия на XX воскресенье после св. Троицы |
Ибо Закон действительно говорит, что такова воля и заповедь Божья, чтобы мы ходили в обновленной жизни, однако он не дает силы и способности начать и делать это; но Святой Дух, Который даруется и принимается не через Закон, но через проповедь Евангелия (Гал. 3:14) обновляет сердце. После этого Святой Дух использует Закон таким образом, чтобы учить с его помощью возрожденных, а также указывать и показывать им на то в Десяти Заповедях, что является [благой и] угодной волей Божьей (Рим. 12:2), и какие добрые дела Бог предназначил им исполнять (Еф. 2:10). Он побуждает их к совершению оных добрых дел, а когда они под влиянием плоти бывают праздны, небрежны и непокорны в этом деле, Он обличает их в этом посредством Закона; так что Он одновременно исполняет оба служения: Он убивает и оживляет, Он ведет в преисподнюю и вновь возводит оттуда. Ибо Его служение заключается в том, чтобы не только утешать, но и обличать, как сказано: «И Он пришед обличит мир [который включает в себя и ветхого Адама] о грехе и о правде и о суде». Однако грех — это все, что противоречит Закону Божьему. И Св. Павел говорит: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения и т.д.», — и обличение — это служение, присущее только Закону. Таким образом, всякий раз, когда верующие претыкаются, Святой Дух обличает их при помощи Закона, и тот же самый Дух восставляет их и утешает проповедью Святого Евангелия.
— Формула Согласия — детальное изложение. Артикул VI: О третьем использовании Закона Божьего. §§ 11-14
|
Герман Зассе о форме церковного управления |
|
По-прежнему ли важно быть лютеранином? |
По-прежнему ли важно быть лютеранином?
Пол Мак-Кэйн
Похоже, что на вопрос «Важно ли быть лютеранином?» существует три варианта ответа. Первый — «Вы что, шутите? Лучше не сомневайтесь в этом. Позвольте, я объясню вам, почему!» Второй вариант ответа — это своего рода «внутреннее пожатие плечами», «Ну конечно, мы хотим быть оставаться лютеранами, к чему об этом столько говорить?» Но, как это ни печально, есть и такой вариант ответа: «Это неважно. Важно лишь быть христианином. Мы должны сосредоточиться на том, что нас объединяет, а не на том, что нас разделяет». Наблюдая за событиями и тенденциями как в христианском мире, так и в лютеранстве и анализируя их, я все больше убеждаюсь в двух вещах. Во-первых, быть и оставаться истинным лютеранином сегодня важнее, чем когда-либо еще. Во-вторых, причины того, почему это так, многие в лучшем случае не понимают до конца.
Быть лютеранином значит быть человеком, который говорит: «Вот, что говорит Божье Слово, Библия. Только это, и ничто другое истинно и правильно. Это понимание, и изложение, и исповедание Евангелия Иисуса Христа наиболее точно и наиболее верно следует Божьему Слову. Только оно, и никакое другое. Не больше и не меньше — ибо именно такова истина, которую мы должны возвещать всегда и везде!» В наши дни и в нашу эпоху подобные смелые заявления зачастую наталкиваются на гневную отповедь: «Да как вы смеете настаивать на том, что лютеранство и есть истинная проповедь Божьего Слова? Как вы можете думать, что обладаете истиной? Единственное, что важно, — это насколько искренен человек в своей вере в Бога». Мы живем во времена, когда истину считают чем-то относительным, что невозможно знать наверняка. Преобладающее сегодня отношение к истине отражается в таких заявлениях, как «У меня своя истина, а у тебя своя. Пока мы с уважением относимся к мнению друг друга, остальное не важно». Создается впечатление, что самая важная истина для многих наших современников сводится к глубокому сомнению в том, что истину можно найти, и не менее твердой уверенности в том, что всякий, претендующий на знание истины, ошибается.
Прежде чем двигаться дальше, нужно устранить одно распространенное заблуждение. Настаивая на истинности лютеранства, мы не можем себе позволить делать это в духе гордыни, надменности и самодовольства. Люди, страстно убежденные в истинности библейского лютеранства, знают: Библия часто и ясно говорит о том, что все мы грешные люди, постоянно нуждающиеся в Божьей милости, которую Он так щедро изливает на нас во Христе. Быть истинным лютеранином значит принимать Божьи дары со смирением и с раскаянием осознавать нашу величайшую нужду. Лютеран всегда подстерегает искушение впасть в гордыню и надменность при мысли об их великом наследии, но это ужасная ошибка! Быть лютеранином значит всегда помнить о нашей глубокой греховности и о нашей глубокой нужде в Спасителе. Быть лютеранином значит быть грешником, взывающим к другим таким же грешникам: «Приди и посмотри!» Более того, мы не хотели бы, чтобы кто-нибудь подумал, что лютеране говорят: «Мы, и только мы будем на небесах. Христианином вообще быть невозможно, если ты не лютеранин». Ничего подобного! Мы понимаем, что Слово Божье живо и действенно везде и всегда, где и когда его слушают, читают и размышляют над ним. В других конфессиях и церквях есть много христиан. Они являются христианами не благодаря заблуждениям своих церквей, но вопреки этим заблуждениям. Так пусть же никто не говорит: «Вы, лютеране, думаете, что только вы христиане». Мы никогда этого не говорили, мы никогда в это не верили и никогда не поверим. Причина, по которой мы призываем всех, кто нас слушает, стать лютеранами, заключается в том, что это поистине самое верное и точное понимание Слова Божьего.
Еще один момент, который смущает многих, заключается в том, что выбор приходится делать среди множества церквей. Все это кажется ужасно запутанным. Да, запутаться можно, но на самом деле все не настолько сложно, как некоторые думают или хотят думать. По сути, до 1054 года существовала единая христианская Церковь, четко отделявшая себя от ряда нехристианских или антихристианских еретических групп. В 1054 году Церковь разделилась на Восточную и Западную. К началу Средневековья Западная Церковь, которую стали называть римско-католической, пришла в полный упадок — и не только в вопросах вероучения, хотя это самое важное, но и в вопросах нравственности, жизни клира и церковного руководства. В 1517 году начались события, которые мы сегодня называем Реформацией, — Марти Лютер, профессор и монах из немецкого города Виттенберга, опубликовал ряд «тезисов» по поводу практики продажи «индульгенций», посредством которой людям внушали, что они могут приобрести за деньги прощение грехов для своих умерших родственников, находящихся в чистилище. Приходилось решать, какое понимание христианства правильно — лютеранское или римско-католическое.
После Реформации на основании учений других реформаторов, а не Мартина Лютера, и в особенности двух человек, Ульриха Цвингли и Жана Кальвина (последний большую часть времени трудился в Женеве), возникло множество течений. Два названных человека и их сочинения породили целый ряд церквей, которые можно объединить под общим названием «реформатских». В XIX и XX веке в Америке от реформатских церквей отделилось множество более мелких течений, в числе которых были «харизматические» и «пятидесятнические» группы, а также группы (так называемые «внеконфессиональные»), которые отвергали все существующие конфессии и, по сути, сами становились новыми конфессиями. В свете этих фактов вопрос приобретает новое звучание: «Чье богословие верно — лютеранское или реформатское? Иными словами, Рим или Виттенберг? А если Виттенберг, то Женева или Виттенберг? Как только вы найдете ответ на эти вопросы, разбираться во множестве конфессий станет гораздо проще.
Однако есть еще одна проблема, ставшая актуальной именно в наше временя и в особенности в последние пятьдесят лет. Сегодня огромное большинство христианских протестантских церквей, несмотря на все их конфессиональные разногласия и исторические исповедания веры, захлестнуло поднимающейся волной либерализма. И это роднит их друг с другом в гораздо большей степени, чем любой догмат их исторических исповеданий. Исторические разногласия больше не считаются достаточной причиной для разделений, поскольку все эти разделения опирались на различия между конкретными толкованиями Библии, которых придерживались те или иные христианские течения. К примеру, различия между лютеранским и реформатским пониманием Вечери Господней очень важны и основываются на очень серьезных и четких различиях в толковании слов, сказанных Иисусом во время Тайной Вечери. Однако либерализм считает слова Иисуса в Библии недостоверными. Либералы утверждают, что мы не можем быть уверены в истинности и точности Библии, а потому нет никакого смысла «догматизировать» многое из того, что имеет отношение к Библии. Современный либерализм захлестнул все христианские конфессии — лютеран и реформатов, протестантов и католиков.
Все это имеет прямое отношение к ответу на наш вопрос — «Важно ли быть лютеранином?», — поскольку мы должны сознавать, что в сегодняшнем мире есть много церквей, которые называют себя лютеранскими, но почти всецело отдались либеральным представлениям о Библии. И потому они отступились от характерной богословской позиции лютеранства. Иными словами, они являются лютеранами только по названию, скорее в силу традиции, чем в силу каких-то реальных и живых характерных богословских отличий. Возможно, они все еще восхищаются исторической лютеранской традицией, но уже не настаивают, что она и только она является истинной, и что иное понимание Библии ошибочно. Когда мы задаем вопрос «Важно ли быть лютеранином?», его следует адресовать в первую очередь тем, кто все еще носит имя лютеранина, но больше не настаивает на исключительной истинности догматов исторического, истинного, подлинного лютеранства. Давайте взглянем на крупнейшую в мире лютеранскую организацию, Всемирную лютеранскую федерацию.
Трезвый анализ того, что происходит во всемирном лютеранстве, показывает, что величайшая опасность для возможности быть и называться истинным лютеранином исходит как раз от тех групп, которые именуют себя лютеранами! Взглянем, к примеру, на Всемирную лютеранскую федерацию. Ни одна другая организация в мире за последние пятьдесят лет не внесла больший вклад в разложение истинного лютеранства, чем Всемирная лютеранская федерация. Она с терпимостью и даже одобрением относилась к вольному и произвольному пониманию Священного Писания и лютеранских исповеданий, при этом демонстративно претендуя на определенную связь с ними. Организации, которые совместно создали Всемирную лютеранскую федерацию, в свое время не захотели отвергнуть и отлучить таких лжеучителей, как Рудольф Бультманн, которые стремились «демифологизировать» Новый Завет, бросая тень сомнения на слова и деяния Иисуса. До сего дня Всемирная лютеранская федерация на словах выражает приверженность древним Символам Веры, но терпит в своей среде церкви, пасторы и богословы которых сомневаются и даже совершенно бесстыдным и откровенным образом отрицают самые фундаментальные постулаты христианской веры, подвергая сомнению достоверность повествования о чудесах Иисуса, Его непорочном зачатии, Его телесном воскресении и т. п.! Организации, входящие в ВЛФ, усвоили практику рукоположения женщин и одобряют аборты, тем самым идя против апостольского учения и Библии. Большие государственные лютеранские церкви соглашаются венчать людей одного пола. Называя себя лютеранской, ЛВФ даже не настаивает на абсолютной верности самому фундаментальному из лютеранских исповеданий, Краткому Катехизису Мартина Лютера. ЛВФ, как и большинство входящих в нее церквей, отказался от лютеранской верности Вечере Господней, объявив о «полном общении» с реформатскими церквями, которые до сего дня продолжают отрицать, что хлеб и вино Святого Причастия на самом деле являются телом и кровью Христа. Руководящие структуры ЛВФ пошли на компромисс с Римом относительно самой сути Евангелия, согласившись подписать «Совместную декларацию по поводу учения об оправдании», которая позволяет Риму и далее официально предавать анафеме библейское учение о том, что мы спасены одной лишь благодатью через одну лишь веру независимо ни от каких дел.
В нашей собственной стране мы уже успели увидеть катастрофические последствия этого легкомысленного отношения к лютеранству на примере Евангелическо-лютеранской церкви в Америке (ELCA). Эта деноминация безоговорочно поддерживает общение алтаря с самой вопиюще либеральной из всех либеральных протестантских церквей в мире, Объединенной Церковью Христа, которая даже не требует от своих пасторов веры в Святую Троицу! Бедственное положение, в котором находится в нашей стране епископальная церковь (которая совсем недавно позволила известной женщине-богослову провести обряд гомосексуального «бракосочетания» двух женщин, а спустя совсем немного времени епископальный пастор проделал то же самое с двумя мужчинами) — это всего лишь предвестие той катастрофы, к которой направляется ELCA. В силу «конкордата» об общении алтаря, который ELCA заключила с Епископальной Церковью США, недавно рукоположенный епископ-гомосексуалист теперь де-факто должен быть признан и принят в качестве епископа и членами ELCA. В нашем собственном Синоде некоторые постоянно испытывают искушение зарыться головой в песок и сделать вид, что ничего этого не происходит, в надежде, что все проблемы уйдут сами собой, словно по мановению волшебной палочки, а потому можно не обращать на них внимания и как обычно заниматься своими делами. Все эти настроения и богословские веяния присутствуют и в наем собственном Синоде.
Так ли важно быть лютеранином? Как сказали бы многие, настаивать на необходимости быть и оставаться лютеранином значит настаивать на том, что отделяет нас от других христиан, забывая о том, что объединяет нас с ними. «Для меня важнее, чтобы люди были христианами, чем чтобы они были лютеранами», — как ни печально и ни трагично, подобные заявления сегодня можно услышать даже из уст лютеранских пасторов. Совершенно очевидно, что мы должны опасаться и избегать такого отношения. Быть лютеранином — это не вопрос культуры, традиции или привычки. Во всяком случае, лютеранство не должно сводиться только к этому. Нет, быть лютеранином значит страстно любить истину, всю истину и ничего кроме истины, открытой Богом в Святом Писании. С каким бы трепетом мы ни относились к истине Божьего святого слова и к проповеди чистого и неподдельного толкования Писания, быть лютеранином важно. Поначалу Мартина Лютера беспокоило, что люди будут пользоваться его именем, но затем он осознал, что для людей называться «лютеранами» — это способ отождествить себя со всем, во что он верил, с его исповеданием Евангелия — иными словами, ясно заявить о себе как о человеке, который придерживается конкретного исповедания Христа и никакого другого. Есть столько много разных мнений о том, что такое христианство. Таким образом, быть лютеранином — это способ понимать, проповедовать, исповедовать и отстаивать христианскую веру совершенно конкретным и однозначным образом.
Для того, чтобы быть и оставаться истинным лютеранином, требуется мужество и решимость. Это непросто. Верность Слову Божьему никогда не может быть простой, удобной или популярной. Это накладывает на наших пасторов, на наши общины и на нашу конфессию уникальные требования, поскольку мы полны твердой решимости быть и оставаться настоящими лютеранами.
Вопреки словам тех, кто пытается очернить лютеранскую церковь, она никогда не называла себя единственной христианской церковью, за пределами которой спасение невозможно. Вовсе нет. Однако мы верим, что учения, изложенные в вероисповедных книгах евангелическо-лютеранской церкви, в Книге Согласия 1580 года, представляют собой чистую божественную истину, поскольку они во всем согласуются со Словом Божьим. Именно по этой причине лютеранская церковь, и в том числе наш Синод, требует от всех наших членов, а в особенности от служителей, безоговорочного признания лютеранских исповеданий веры и готовности неукоснительно им следовать. И именно потому, что мы так ценим и чтим дарованную нам чистоту Евангелия, мы следуем Писанию (1 Кор. 1:10; Рим. 16:17) и нашим исповеданиям (АИ VII; ФС-ДИ X), отказываясь от всякого братского и церковного общения, которое основано на полном или частичном отрицании лютеранского исповедания.
Вот почему мы говорим, что быть и оставаться лютеранином важно. Таким образом, у нас, лютеран, просто нет иного выбора, кроме как призывать людей и подлинному, ортодоксальному, конфессиональному лютеранству. Нам не нужны ущербные копии — только подлинник. Понимая, каким благословением верность Божьему Слову и лютеранским исповеданиям была со времен лютеранской Реформации, мы и далее будем призывать к безоговорочной верности. Мы всегда хотим быть верными в наибольшей, а не в минимальной степени. Этому призыву к верности сопутствует призыв Господа к проповеди. Мы не смеем никоим образом противопоставлять верность и проповедь. Верность Слову всегда порождает евангельскую проповедь, а верная проповедь всегда основана на верном провозглашении Слова. Неизменным признаком подлинно лютеранского Синода и подлинно лютеранской общины является акцент на следующих двух вещах: на верности Писанию и исповеданиям и на проповеди Евангелия.
Да не позволит нам Бог когда-либо устыдиться своего желания быть и оставаться поистине лютеранской церковью или усомниться, стоит ли вмешиваться, когда мы видим, как другие отказываются от истин Слова и лютеранских исповеданий ради «единства», которое на самом деле вовсе не является единством, поскольку оно основано не на согласии относительно библейских учений, а всего лишь на согласии не соглашаться! Поэтому мы молим Господа, чтобы он и далее укреплял нас и давал нам смелость оставаться подлинной, верной и мужественной лютеранской церковью ради славы Его святого имени и распространения Его царства.
Мне особенно любопытно видеть, что многие представители молодого поколения проявляют к лютеранству острый интерес. Они хотят серьезного отношения к поклонению, к изучению Библии и ко всем сторонам церковной жизни. Они хотят «подлинности», а не безвкусных шоу с элементами психологической манипуляции, которые в последние десятилетия находили столь привлекательными их родители и родители их родителей. Они выросли в культуре, которая постоянно пытается что-то им продать, и они уже устали от этого. Они видят, насколько эта жизнь мелка, и рады променять ее на то, в чем есть суть, содержание и глубокий смысл. Именно в этом проявляется превосходство лютеранства, ибо мы радуемся глубине Божьих истин, не удовлетворяясь поверхностным их пониманием.
Стоит ли удивляться тому, что люди, как только у них появляется возможность, покидают лютеранскую церковь? Какой смысл оставаться лютеранином, если из лютеранской церкви исчезает все, ради чего стоило бы остаться? Если различия, которые выделяют лютеран из всех остальных течений в христианском мире, даже не упоминаются или считаются не более важными, чем выбор того или иного сорта мороженого, стоит ли удивляться тому, что люди уходят из наших приходов на поиски «более сочных пастбищ» в других церквях? Именно поэтому задача, которая неизменно стоит перед нами, заключается в том, чтобы кротко, в пастырском духе, сердечно и радостно, но в то же время упорно трудиться, взращивая в наших прихожанах здравое понимание, побуждая их к тщательному размышлению и анализу, помогая им увидеть проблемы нашего времени и тем самым осознать и оценить тот факт, что лютеранство — это лучший вариант для всякого, кто хочет остаться поистине верным Божьему Слову.
Итак, как же остаться лютеранином? Твердая надежда, горячее желание, усердная молитва. Да, конечно, все это важно, но есть и еще кое-что. В нашем случае вполне применим древний девиз бенедиктинцев: Ora et labora! Молись и трудись, а потом молись и трудись еще больше. Решением проблемы является наставление. Мы должны наставлять людей в истине. Это требует долгого и упорного труда. Страсть, энергия, вдохновение, посвящение, горячее желание делиться с другими знанием истины — вот ключ к тому, чтобы быть и оставаться лютеранином. Нет ничего прекраснее истины, а если это так, разве не должны мы относиться к ней с любовью, страстью и преданностью? Если лютеранство кажется людям пугающим, скучным и утомительным, чья это вина, если не наша? Качественное и интенсивное обучение — вот залог будущего лютеранства. Мы поем: «Господь, укрепи нас в Твоем Слове», а потом беремся за дело, чтобы воплотить это в жизнь — ради нас самих и ради тех, кто придет после нас.
Важно ли быть лютеранином? Да, важно. Столь же важно, как быть и оставаться верным Христу, Его Слову и Таинству, как участвовать в проповеди Евангелия, как любить наших ближних. Наша великая привилегия заключается в том, чтобы помогать всем, кому мы только сможем, быть и оставаться настоящими лютеранами, ибо в этом заключается — не больше и не меньше — верность Христу и Его Евангелию. Пусть же Господь благословит наши усилия в этом благом деле, и да руководит Он нами в совместном следовании этому высокому и почетному призванию — быть и оставаться лютеранами.
|
Чтение из Книги Согласия на XIX ввоскресенье после св. Троицы |
И как мы не получаем прощение грехов через другие добродетели Закона или по причине таковых — а именно, по причине терпения, целомудрия, покорности правителям и т. п. — и, тем не менее, эти добродетели должны последовать [за получением прощения], так мы не получаем прощение грехов и по причине любви к Богу, хотя эта любовь непременно следует за получением прощения. Кроме того, хорошо известен такой способ выражаться, когда одним и тем же словом при помощи синекдохи мы описываем и причину, и следствие. Так, в Евангелии от Луки 7:47 Христос говорит: «Прощаются грехи ее многие, ибо она возлюбила много». Христос Сам истолковывает собственные слова [в этом же самом отрывке], когда добавляет: «Вера твоя спасла тебя». Следовательно, Христос не имел в виду, что эта женщина деянием любви заслужила отпущение грехов. Именно поэтому Он говорит: «Вера твоя спасла тебя». Но вера заключается в том, чтобы без всяких условий принимать милость Божью на основании Божьего Слова [чтобы полагаться на милость Божью, а не на собственные дела]. Если же кто-то отрицает, что вера заключается именно в этом [если кто-то воображает, что он может одновременно полагаться на Бога и на собственные дела], он вовсе не понимает, что такое вера. [Ибо устрашенная совесть не удовлетворяется собственными делами, но вынуждена взывать к милосердию, она находит утешение и ободрение только в Божьем Слове]. И само повествование [в данном отрывке] свидетельствует о том, что именно Он называет любовью. Женщина пришла, думая о Христе, что именно у Него следует искать прощение грехов. Она не могла приписать Христу большей власти. Просить у Него прощения грехов значит поистине признать Его Мессией. И думать о Христе таким образом, таким образом поклоняться Ему, таким образом прилепляться к Нему воистину значит веровать. Кроме того, Христос использовал слово «любовь» не применительно к женщине, но в обличение фарисею, потому что Он противопоставил все поклонение фарисея всему поклонению той женщины. Он упрекнул фарисея, потому что тот не признал Его Мессией, хотя и оказал Ему внешние почести, подобающие гостю и великому и святому человеку. Он указывает на женщину и хвалит ее поклонение, миро, слезы и т. п., поскольку все это было знаками веры и исповедания — а именно, того, что она искала прощения грехов у Христа. Это поистине великолепный пример, который не без основания побудил Христа упрекнуть фарисея, мудрого и достопочтенного, но неверующего человека. Он обвиняет его в безверии и на примере женщины увещает его, показывая тем самым, что Ему отвратительно видеть, что, в то время как необразованная женщина верует в Бога, он, знаток Закона, не верует, не признает Мессии и не просит у Него прощения грехов и спасения.
— Апология Аугсбургского Исповедания. Артикул III, О Любви и Исполнении Закона, §§ 30-33.
|
Д-р Вальтер об отпущении грехов (2) |
Многие добрые лютеране испытывают отвращение к частной исповеди и частному отпущению грехов. Это происходит, прежде всего, потому, что они считают это установление отчасти чем-то новым, а отчасти возвращением к папским установлениям. Но это неправда. Частная исповедь существовала задолго до возникновения папства, и до самого XVIII столетия она практиковалась во всех лютеранских общинах всех стран. Лишь немногочисленные энтузиасты открыто отвергали ее — и лишь после того, как в лютеранских церквях умножились рационалисты (проповедники обновленного разума), частная исповедь была упразднена и заменена общей.
Вторая причина, по которой столь многие яростно нападают на частную исповедь, проистекает из их убеждения, что христианская церковь не имеет власти прощать грехи на земле. Эти люди уподобились фарисеям, который, услышав, как Господь прощает грехи, подумали: «Он богохульствует» (Мф. 9:3), ибо «кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Mк 2:7). Такие люди либо неверят Слову Божьему, либо не понимают, что прощать грех воимя свое ипрощать грехи воимя Бога — две разные вещи. Давать отпущение во имя свое, конечно же, мог только Христос, потому что только Ему Бог сказал: «Сиди одесную Меня» (Евр. 1:13), — однако служители Церкви могут и должны разрешать и связывать во имя Бога и Христа, ибо делать это им заповедал Сам Христос…
Третья причина, по которой столь многие не понимают, что частное отпущение грехов дает нам особое утешение, состоит в том, что они не осознают глубины своих грехов. Возможно, они говорят себе: «Мне это не нужно. Я могу получить достаточное утешение отобщего отпущения грехов». Но разве не может истинный христианин быть во всякое время настолько отягощенным своими грехами, что с радостью услышит голос, говорящий: «Прощаются тебе твои грехи»? Или сегодня среди нас есть люди с такой сильной верой, к какой тщетно стремились люди во времена Реформации? Разве есть сегодня что-то, чего нам не хватает больше, чем сильной веры? Всякий, кто хочет получить достаточное утешение, должен внимательно прислушаться к себе и понять, откуда происходит это удовлетворение общей исповедью — от силы его веры или от пренебрежения глубиной своих грехов? Неудивительно, что безрассудные христиане не стремятся к частному отпущению грехов. Язвы грехов не жгут их, а потому они не жаждут целительного бальзама.
Четвертая причина, по которой многие не хотят приходить к частной исповеди, заключается в том, что современная Церковь не предлагает ее всем. Частное отпущение грехов по большей части дается тем, кто погрязнув в грехе, возвращается с покаянием. «Таким образом, — скажут многие, — разве каждый христианин не волен решать перед каждой Вечерей, нужно ли ему частное отпущение грехов?» Да, это действительно часть христианской свободы. Поэтому ни одного христианина нельзя принуждать к исповеди. Тем не менее, нам стоит спросить себя, насколько то, на что мы имеем право, угодно Богу.
Пятая и последняя причина, по которой столь многие выступают против частного отпущения грехов, заключается в том, что, как они думают, отпущению грехов непременно предшествует подробное их перечисление. «Как, — говорят они, — я могу поверить тайны моего сердца человеку, опыту и честности которого я вовсе не доверяю? Разве не справедливы мои опасения, что отец-исповедник злоупотребит моей исповедью?» Вовсе не требуется, чтобы частному отпущению грехов предшествовало подробное их перечисление. Разве Христос не отпустил грехи расслабленному без подобного перечисления? Разве не счел Он достаточным то, что расслабленный пришел к Нему как бедный грешник с наполненным верой сердцем? Аналогичным образом, подлинный служитель Христа никогда не потребует от тебя перечисления грехов. Более того, подобные требования ясно запрещены 25-м артикулом Аугсбургского Исповедания: «По поводу исповеди они учат, что в перечислении грехов нет необходимости…».
— C.F.W. Walther, God Grant It, pp. 787-789
|
Предыдущий тест мне понравился больше... |
Какой Ваш реальный возраст и сколько Вы проживете? (Триникси) |
![]() |
Ваш реальный возраст 41 лет/года Вы проживете еще 38 лет/года Пройти тест! |
|
Д-р Вальтер об отпущении грехов |
Нехорошо, если человек складывает руки на груди и говорит: «Что ж, если отпущение грехов излилось на нас столь обильно, если целый мир наполнен им, нам ничего не остается, кроме как наслаждаться этим даром и надеяться на небеса». Это не так! Что толку для узника, если он услышит, что ему даровано помилование, но откажется выйти из тюрьмы и жить на свободе? Не будет ему в том никакой пользы. Точно так же дело обстоит и с прощением грехов, которое может нам возвестить любой проповедник Евангелия и любой христианин. Если мы хотим правильно распорядиться этим прощением, мы должны покинуть узилище наших грехов. Мы делаем это, принимая отпущение наших грехов и находя в нем утешение — иными словами, проявляя твердую и непоколебимую веру. Слыша, как возвещается прощение грехов, давайте же верить, что эти слова являются Божьим прощением, даруемым нам. Если мы слышим, как христианин утешает нас прощением грехов, давайте же принимать это как Божье утешение. Если служитель Евангелия возвещает нам прощение грехов, давайте же принимать это как слово от Самого Бога.
— C. F. W. Walther, God Grant It
|
Д-р Вальтер о мотивах и качествах настоящего лютеранина... |
|
Мартин Лютер о страданиях за Христа... |
Таким образом, когда высокие господа, император, папа, кардиналы и епископы из-за этого враждуют и исполняются гнева против нас, отлучают нас и с радостью сожгли и убили бы нас всех, мы должны терпеливо переносить это и говорить: Мы начали это не из-за папы, епископов и князей, и из-за них не остановимся. Христос говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» [Мф. 11:28] — и это все равно, как если бы Он сказал: Прилепитесь ко Мне, держитесь за Мое Слово и выкиньте все остальное из головы. Если вас сжигают и обезглавливают за это, сохраняйте терпение — Я сделаю страдания настолько сладкими для вас, что вы сможете с легкостью их перенести. О св. Агнессе писали, что когда ее вели в тюрьму на смерть, она вела себя так, словно шла на танцы. Откуда это у нее? Только от Христа, только от веры в Его слова: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Иными словами, если все обернется плохо, Я дам вам смелость даже смеяться над этим; и даже если вас заставят ходить по раскаленным углям, страдания будут не столь жестокими, и сатана не будет столь страшен, и вам будет казаться, что вы ходите по розам. Я дам вам мужество смеяться, пусть даже турки, папа, император и все остальные исполнятся ужасного гнева и ярости. Только придите ко Мне; и если вас ждет смерть из-за того, что папа, турки и император нападают на вас, не бойтесь; она будет для вас тяжела, но легка и не трудна, ибо Я дам вам Духа, так что бремя, которое было бы невыносимо для мира, станет для вас легким. Ибо когда вы страдаете за Меня, Я по благодати возлагаю на вас Мое иго и Мое бремя, чтобы вы знали, что эти страдания ваши благоугодны Богу и Мне, и что Я Сам помогаю вам переносить их и даю вам силу и крепость, чтобы сделать это. Так же говорится и в Псалмах 30-м и 26-м: «Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа» т. е. все вы, страдающие ради Него. Пусть невзгоды, грех, смерть и все, чем смогут обременить вас сатана и мир, нападают и обрушиваются на вас — если только вы сохраните уверенность и мужество, с верой полагаясь на Господа, вы уже победили, вы уже избежали смерти и оставили сатану и мир далеко позади.
— Мартин Лютер. Последняя проповедь, произнесенная в Эйслебене на текст Мф. 11:25-30 (15 февраля 1546 года).
|
Мартин Лютер об отпущении грехов... |
|
Д-р Вальтер о традиционной литургии... |
|
Фильм о Пауле Герхардте |
|
Чтение из Книги Согласия на XVIII воскресенье после св. Троицы |
|
разрешите представиться... Контрабас! :) |
Спасибо за то, что потратили время на эти вопросы. Я не могу утверждать наверняка, но мне показалось, что в Вас живет душа контрабаса! |
Пройти тест |
|
Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов... |
Итак, вы - Платон |
Вы - Платон. Вы светлый и вдумчивый, но иногда слишком эмоциональный человек, большой идеалист по природе. Вы религиозны; даже если Вы не принадлежите ни к какой конфессии, Вы склонны к мистике; Вы стремитесь к абсолютной гармонии с собой и с окружающим миром; но иногда Вы бываете слишком требовательными к людям и из-за этого разочаровываетесь в них. Существует многое в мире, что бы Вы хотели изменить в лучшую сторону; Вы мечтательны и поэтичны и всей душой стремитесь к прекрасному, но, к сожалению, очень многие из Ваших желаний практически неисполнимы... |
Пройти тест |
|
Чтение из Книги Согласия на XVII воскресенье после св. Троицы |
Однако, поскольку мы говорим о той вере, которая не является пустым помыслом, но освобождает от смерти и производит новую жизнь в сердцах [которая представляет собой новый свет, новую жизнь и силу в сердце и способна обновить наше сердце, разум и дух, которая делает нас новыми людьми и новым творением] и является плодом Святого Духа; эта вера не может сосуществовать со смертным грехом [ибо как могут сосуществовать свет и тьма?], но приносит добрые плоды до тех пор, пока она есть, к чему мы еще вскоре вернемся. Ибо можно ли высказаться более просто и более ясно относительно обращения грешников или способа возрождения? Пусть же они, воспользовавшись трудами столь многочисленных писателей, представят хотя бы один комментарий на Sententiae, в котором говорилось бы о способе возрождения. Говоря о постоянстве в любви, они воображают, будто люди приобретают его своими делами, но не учат, что оно обретается через Слово Божье, — точно так же сегодня поступают анабаптисты. Однако о Боге нельзя рассуждать, Его невозможно постичь иначе как посредством Слова. Соответственно, оправдание осуществляется посредством Словом, как Павел и говорит в Рим. 1:16: «Я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему...» И еще раз в Рим. 10:17: «…вера от слышания…». И даже в этих словах можно увидеть доказательство того, что вера оправдывает, потому что если оправдание происходит только посредством Слова, а Слово можно понять только верой, следовательно, вера оправдывает.
Теперь мы покажем, что вера [и не что иное] оправдывает. Здесь, прежде всего, следует предупредить читателя о следующем: постулат о том, что вера оправдывает [независимо от дел], необходимо отстаивать с такой же непреклонностью, как и утверждение «Христос есть Посредник». Ибо как Христос может быть Посредником, если мы не прибегаем к Его посредничеству в оправдании, если мы не верим, что ради Него мы объявлены праведными? Однако веровать значит уповать на заслуги Христа, уповать на то, что ради Него Бог несомненно желает примириться с нами.
— Апология Аугсбургского Исповедания. Артикул IV: Об оправдании. §§64-67, 69
|