Просто очень трудно поначалу было привыкнуть, что вход в платный туалет где-нибудь в Хельсинки или Стокгольме стоит на наши деньги около тридцати рублей (привычка переводить европейские цены на рубли с последующим эмоциональным восклицанием типа: «Ну ни ф
Про впечатления от посещения туалетов в разных странах стоит рассказать особо. Для нашей группы тема оказалась очень важной, так как жили мы в основном в автобусе и «удобства» приходилось постоянно искать на стороне. По дороге «туда» они вызывали легкое удивление и некую эйфорию от неожиданно нахлынувшего комфорта. Поначалу было непривычно, что с собой ничего не надо брать кроме зубной щетки и пасты. Вода, мыло, полотенце, туалетная бумага – все было на месте, что называется, по умолчанию и заканчиваться явно не собиралось.
Не обошлось, правда, и без ложки дегтя – но это, наверное, типично наше, российское впечатление. Просто очень трудно поначалу было привыкнуть, что вход в платный туалет где-нибудь в Хельсинки или Стокгольме стоит на наши деньги около тридцати рублей (привычка переводить европейские цены на рубли с последующим эмоциональным восклицанием типа: «Ну ни фига себе!.. Да я у нас за такие деньги…» исчезла только к исходу третьего дня как вредная для психики). Но с платными туалетами мы в основном общались как раз в первые дни поездки, поэтому сгоряча начали экспериментировать под девизом «Если нет разницы – зачем платить больше?»
В Хельсинки платные туалеты на улицах напоминают бронированные сейфы военно-зеленого цвета. В специальную щель надо кинуть монетку, тогда замок в двери автоматически отпирается и можно заходить. Внутри – свет, вода, мыло и все прочие удобства. Но – как только посетитель покинул сие заведение, дверь захлопывается, и отпереть ее снова можно только новой монеткой. Наша группа из этого сделала единственный сам собой напрашивающийся вывод: чтобы пройти всем по одной монетке, надо просто не закрывать до конца дверь. Дурная автоматика решит, что это все один человек никак не выйдет, и не будет требовать дополнительных денег. Так вот не тут-то было! Видимо, сказалась роковая близость Финляндии к России, и автоматика была научена горьким опытом общения с подобными экспериментаторами. Уж не знаю, как она там себе считала – время ли засекала, фотоэлементы стояли или обращалась к своему шестому чувству – но после второго халявщика погас свет, а если учесть, что окон в этом склепе не было принципиально, то намек получился очень даже недвусмысленный – типа, нечего вам там больше делать, проваливайте. Я решил продолжить эксперимент и вошел туда с фонариком. Посветил вокруг – вроде, жить можно, вода, правда, идти перестала. Но тут зазвучала сирена, припасенная, видимо, для самых настырных. И вопила она не то чтобы очень уж громко, но на уши давила и пользоваться туалетом как-то сразу расхотелось. Да и перспектива возможного общения с полицией не радовала. Пришлось эксперимент прекращать.
А вот в Стокгольме аналогичное заведение, расположенное прямо у королевского дворца, оказалось более сговорчивым. Тактика была такой же, только с элементами малой механизации – вместо того, чтобы держать дверь рукой, мы подложили под нее кусок толстой проволоки, найденный неподалеку. После третьего человека тоже погас свет, но этот сейф был с окнами под потолком и процесс его незаконного использования продолжался при естественном, довольно-таки сносном освещении. Сирены никакой не было, а то, что унитаз смывать перестал – мы решили, что это уже его проблемы.
С уходом привычки переводить все на рубли тяга к подобным экспериментам пропала, и на обратном пути все платили не задумываясь и без внутренних терзаний. Да и сувениров уже накупили, а оставшуюся мелочь все равно надо было потратить, так как, говорят, в обменниках берут только бумажные купюры. Зато освобожденный от денежных проблем ум получил возможность неспеша подмечать детали и сравнивать их между собой. Поэтому обратный путь запомнился как такая постепенная адаптация к родным бытовым условиям. Наивысший комфорт наблюдался в Дании: Там встречались даже ароматизированные салфетки для протирки седла унитаза перед собственной на него посадкой. Вода и сушилка для рук – все на фотоэлементах, то есть прикасаться ни к чему не надо. В Германии – уже попроще: вместо фотоэлементов – сенсоры, то есть, чтобы из крана пошла вода, надо к нему прикоснуться. Но зато присутствовал свой, типично немецкий колорит – а именно три разных цены за пописить, за покакать и за душ и, соответственно, три разных входа! Это ж надо четко представлять, за чем именно пришел и ничего не перепутать. В довершение всего на стене висела реклама интернетовского сайта, и можно было подумать, что такой крутой туалет имеет даже свой сайт в Интернете (на самом деле, скорее всего это был сайт строительной компании, которая такие шедевры сантехники устанавливает). Самое интересное, что когда я попытался заснять это чудо на видео, дежурный энергично запротестовал – снимать нельзя! В Дании мы спокойно фотографировались на вокзале, а тут вот, пожалуйста – настоящий оборонный объект (а кто его знает – туалет был подземный, недалеко от Banhof Zoo).
В Польше все уже как-то было привычнее – краны нормальные, которые рукой крутить надо, унитаз засоренный, уже не было той пугающей стерильности, к которой за время поездки успели привыкнуть. Но еще присутствовала туалетная бумага и мыло. А вот в Белоруссии – уже все родное, ни мыла, ни бумаги, все опять надо приносить с собой. Правда, довольно чисто и вода идет из крана (но уже только холодная). А переехали границу с Россией, на ближайшей бензоколонке пошли искать туалет – нашли нечто родное, веками опробованное: деревянный домик с дыркой в полу. В общем, как всегда: лучшее - враг хорошего!
Источник
http://www.outdoors.ru/look/countrylook-detal.php?id=52