Нескучные Заметки-27: МНЕ НРАВИТСЯ... |
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! В ПАРИЖЕ УЖЕ ВОВСЮ БУШУЕТ ЛЕТО, причем самое настоящее: температура уже который день держится около 20 градусов тепла, постепенно восстанавливаются воздушные мосты, - вот и нам с вами пора восстановить переправу между Францией и Россией, в очередной раз внеся тем самым свой маленький вклад в поддержку общегосударственных мероприятий ПЕРЕКРЁСТНОГО ГОДА, - года Франции в России и России во Франции, которым и объявлен нынешний, 2010-ый год.
Начали мы наш музыкальный мост со стороны французской, первая его половина - 24-ая Нескучная Заметка под интригующим, полу-иностранным названием MNE NRAVITSA... понравилась всем постоянным читателям НЗ.
Сегодня, друзья, мы с вами перейдём по тому музыкальному мосту на русскую сторону: в очередном выпуске НЗ из музыкального цикла Les CHANSONS de PARIS, я покажу вам то, с чего всё начиналось: впрочем, скорее - напомню, ведь несмотря на то, что почти каждый из вас всё это уже тысячу раз видел, этот chef-d'œuvre до сих пор всем очень нравится... Признаться, он и МНЕ НРАВИТСЯ...
Мировая премьера этого зимнего кинофильма со скромным, неAvatarовским бюджетом, - всего $ 496 000 (а ведь в Советском Союзе умели рачительно тратить казённые деньги!) состоялась во всех кинотеатрах страны знойным летом, 16 августа 1975 года, - почти в день рождения Наполеона. И сразу - миллионные сборы!... В конце этого года, 31 декабря 1975 была заложена самая крепкая из советских традиций - состоялась премьера кинокартины на ЦТ. В новом, 1976-ом году телевидение «по многочисленным просьбам телезрителей» покажет фильм еще раз, после чего рядовым читателям «Советского экрана» ничего не останется, как единогласно назвать его «фильмом года», а высокопоставленным читателям «Советского экрана» - дать Государственную премию создателям кинокартины...
Фильм является авторской экранизацией первой совместно написанной еще аж в 1969 году театральной пьесы, и к моменту постановки фильма уже с успехом шедшей по всему Советскому Союзу, кроме его столицы:). Та старая добрая пьеса и дала фильму своё название - «С лёгким паром!», но горделивый 48-летний режиссёр Рязанов и тут не упустил возможность отличиться, прибавив от себя всего два слова: «Ирония судьбы...»
Благодаря фильму, миллионы советских зрителей впервые познакомились с полузапрещёнными стихами талантливой Марины Цветаевой, которые Рязанов рискнул использовать в картине, без разрешения Политбюро и вопреки сложившейся традиции. Как водится, стихи те полюбились и запомнились народу. Вот что говорит об этом сам Эльдар Рязанов: «Была такая традиция, и я этой традиции следовал во многих картинах: и в «Карнавальной ночи», и в «Девушке без адреса» – и стихи, и песни пишутся специально для данной картины».
Но уже в следующем году возникнет новая традиция: в возрасте 49 лет Рязанов впервые примерит корону поэта, начнёт писать свои стихи, и насыщать incognito ими свои кинофильмы. По иронии судьбы, последним в творчестве режиссёра станет авторский фильм «Музыка жизни», съемки которого сейчас завершаются, и в котором Рязанов впервые открыто читает свои стихи.
А пока музыку к этому фильму напишет 44-летний мелодист Микаэл Таривердиев, уже прославившийся к тому времени и в «Ошибках резидента», и в «Семнадцати мгновениях...». На главную роль учительницы русского языка (!) Нади Шевелёвой Рязанов возьмёт иностранку - 34-летнюю польскую актрису Барбару Брыльску, уже снимавшуюся в советском кино. Начиная ту самую знаменитую песню, Брыльска не своим голосом скажет ключевую фразу, которую хоть бери в эпиграф, обратите на неё внимание: «Ну ладно, спою вам... Хотя вы этого и не заслуживаете!». Смущённый неожиданной грубостью интеллигент Мягков едва успел пролепетать нелепое «Спасибо вам...».
Вот так героиня Брыльской, учительница русской литературы (!) «облагодетельствовала» весь советский народ, не знавший, да и не заслуживавший даже и знать ничего о высокой поэзии... Да только ли о поэзии?!... Такие были невесёлые времена, вздохнёт кто-то из читателей...
Рязанов всегда заставлял петь героинь своих картин, но никогда те не делали из этого небывалого, барского даже одолжения, хотя порой и обливались слезами от нахлынувших было чувств - вспомним хотя бы этот эпизод из очень популярного, хотя и очень тяжелого фильма, снимавшегося почти десятилетие спустя, в 1984-м... Не исключено, что этой резкой фразы "вы этого не заслуживаете!" и не было в сценарии, она родилась у Талызиной уже на озвучке, экспромтом, но ведь никто ее не вырезал, всем - включая распределителей Госпремии (!), - она показалась не только органичной, но и весьма уместной... Говоря словами самого Рязанова, «это была интересная деталь, характеризующая нравы...», что уже само по себе, говоря словами одного «дворянина», «мно-огое объясняет»…
Впервые о том, что его всё это время обманывали, советский зритель узнал последним, как это всегда бывает в водевилях... Произошло это на телевизионной «Кинопанораме», куда Таривердиева и 27-летнюю женщину, которая сейчас уже поёт матом, пригласили рассказать о работе над картиной. Тогда Таривердиев сидел за роялем, и русская Далида, вырвавшаяся, наконец, на люди из рязановского плена и уже вкусившая орфейской славы, решила своевольничать и спеть эту песню в своей, особой интерпретации, резко отличающейся от той, к которой все так привыкли... ...Грубый ответ на замечание Мэтра привёл к серьёзной ссоре, а серьёзная ссора с серьёзными людьми привела к тому, что когда в 1977 году Рязанов и Таривердиев получили серьёзную Госпремию СССР, научившуюся петь (но не вести себя!) женщину оставили за бортом...
Отрывок из той первой Кинопанорамы, под рояль Таривердиева, мне раньше попадался, но к сожалению, найти его сейчас оказалось весьма непросто, поэтому буду признателен, друзья, если кто-то окажется расторопнее. И хотя после того инцидента прима-донна взялась за ум, и отсебятины с этой песней уже не устраивала, на отношение к ней Таривердиева это увы, не повлияло и под его аккомпанимент она уже не пела никогда...
Что ж, у каждого времени - свои кумиры, и свои песни, своё исполнение... Лично я впервые обратил внимание на эту песню в культовом фильме «Пацаны», которым режиссёр Валерий Приёмыхов (сидящий среди своих пацанов в центре) отметил свое сорокалетие... А было то в далёком 1983-м, более четверти века тому назад!.. Говорить о том кино сейчас не буду, кто его видел - не забудет, приведу лишь пару комментариев к ролику на youtube.com: пугачева отдыхает Кто бы мог подумать что песня Пугачёвой так звучать!!! Совсем по другому по мужицки по пацански!!! Какие молодцы все!!!...
Хорошо отдохнувшая прима-матершинница, за все эти годы сумевшая превратить в какой-то хрипящий бас свой голос, которым раньше она так легко очаровывала миллионы, и лишь разок за двадцать лет рискнувшая было нарушить запрет Таривердиева на исполнение этой песни, боле того случая Таривердиевских песен не поёт, теперь она поёт матом!..
Едва скрывая «радость» от того, что бывший зять сотоварищи решил умыть-таки бывшую тёщу, и наконец, впервые(!) исполнить ту песню полностью, добавив не две-три строчки, а целый куплет (!), и тут не сдержалась, пустившись в нелепые оправдания, что де-мол, и она тогда тоже бы, да только вот Таривердиев виноват… Что ж, как известно, поиск виноватых - любимое занятие у плохих танцоров...
ПОСЛЕСЛОВИЕ: друзья, переходя по этим двум Заметкам, словно по воображаемому мосту, от Франции - к России, от года - к году, от песне - к песне, мы с вами попытались понять всю Иронию промелькнувших перед нами Судеб - как самой песни, так в чём-то - и героев-артистов, ее исполнявших... ПОПРОБОВАТЬ ПОНЯТЬ - может, это самое важное в отношениях между странами, между людьми?... В завершении приведу слова самих участников этих событий, - возможно, вы увидите всю эту историю в ином свете...
ПОСТСКРИПТУМ - от Мадам Брошкиной (и опять с матюками):
В одной из следующих частях я расскажу о САМОМ РУССКОМ среди мостов Парижа! - не пропустите! :))
À suivre… / Продолжение следует...
Рубрики: | Мелодии ПАРИЖА... |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 [Новые] |
Исходное сообщение Elenkasilver
Прошу прощения, последняя фраза продублировалась случайно.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 [Новые] |