Очень хочется сказать, что спустя месяц этот фильм получит "Оскара" как лучший фильм 2007 года. Очень хочется. Но что-то мою уверенность останавливает. Конечно, все показатели "за": большое кино про Америку от большого режиссера, в принципе, гения - каковым Пол Томас Андерсон точно является после "Магнолии". Но первая ассоциация (не по сюжету, а по темпоритму, скажем) - "Авиатор". Там тоже первая половина фильма - искренний полет от успехов, легкость и волшебность необыкновенная. А потом, помните, пошло невесть что - крах и падение. И если успех американские режиссеры снимать умеют, то с падением у них чаще всего напряги - сами-то они падать явно не хотят... В "Нефти" тот же самый принцип: сперва нефть идет, а потом тоже идет, но уже не радует. И вот это про "не радует" уже не очень понятно: а почему не радует? Ну, в смысле не объяснено. Все шло очень четко, по шпалам - а потом кино вдруг взяло и убежало куда-то в прерию... И в результате эффект общего подъема утрачивается - а то, что появилось вместо него, очень уж большой радости не доставляет... Нет, сила при этом колоссальная чувствуется. В режиссерском плане вообще блистательное кино - там первые минут десять вообще без слов проходят (не считая, например, выкрика "нет"), и ничего, все понятно. Дэй-Льюис классный. Я его вообще не очень как актера люблю и знаю, но тут роль хорошая, четкая. Второй актер очень хорош - пацан такой, а блеск в глазах - настоящий! Музыка очень такая по-хорошему депрессивная - из пресс-релиза узнал, что это гитарист Radiohead написал...
Итак, сама тема поднятия Америки - это несомненный плюс для получения "Оскара". Но там есть еще одна такая тема, к которой я не знаю, как относятся американцы. Там большая линия, связанная с религией. В принципе, оригинальное название "Здесь будет кровь" - это вовсе не про "кровь земли", то есть ту самую нефть, как я думал, а как раз про кровь именно как кровь, кровь Христа, есть какое-то такое религиозное изречение. И суть конфликта, проходящего центральной линией через всю картину: Бог против бизнеса и бизнес против Бога. И вот на "оскаровское" решение может как-то, наверное, повлиять тот факт, что в результате Всевышний поединок проигрывает, причем вчистую, с той самой кровью. Насколько тамошние киноакадемики набожны, чтобы простить это? Подождем еще с месяц и узнаем.
А перед этим еще узнаем европейское на этот счет мнение - фильм принимает участие в конкурсе Берлинского кинофестиваля и справедливо считается одним из явных претендентов на победу.