Надыбал сегодня важную брошюрку – «Справочник карьериста»; мне, давно безработному, будет очень полезно. Пишут, в частности, что «акселератором карьеры может стать степень МВА или членство в «Единой России» (конец цитаты).
«Акселератором карьеры»… Красиво. Надо задуматься.
Там вообще много всяких умных вещей написано, интересных наблюдений и вообще про жизнь, истории успеха, фотографии тех, кто моложе тебя, но уже всего добились (впрочем, издание рассчитано на студенческую аудиторию, так что там эффект правильный, обратный). В одном из вопросов упоминается понятие «work-life balance» - и главное, человек сразу понимает, о чем речь, и складно отвечает (как я живу, на что трачусь, другими словами!..).
Но больше всего мне понравилось – что и стало поводом к размышлению – такое изумительное предложение в главе «Шок – это по-нашему».
«На собеседовании работодатель может спросить кандидата, например, какие порнофильмы ему нравятся. Ответ в этом случае – не главное, главное – реакция на вопрос».
Естественно, я не мог не задуматься: кино, как никак, моя специальность. Был огорчен, так как случись такой вопрос услышать мне, я бы затруднился с ответом: ну, они же все без названия, нет?.. Или это вот «Парень жарит двух девиц» - это название и есть?.. Я как-то всегда считал, что синопсис. А, или они жанр имеют в виду?.. Или географию съемок?.. Задействованных актеров?.. Мда, в общем.
Интересно, а спрашивают ли работодатели, работы кого больше нравятся соискателям: Пазолини или Антониони?.. Ответ ведь и в этом случае – не главное, главное – реакция на вопрос.
Бонусом – ранее не издававшаяся здесь статья по теме.
ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ
Всемирный кризис, как все знают, в немалой степени способствовал увеличению безработицы. Кем быть и чем заняться – вопросы, одолевавшие если не всех, то многих. В том числе – и кинематографистов. Прошедший в июне Московский кинофестиваль предложил зрителям несколько вариантов того, как можно зарабатывать себе на жизнь.
Своеобразную планку задает японский фильм «Ушедшие» (реж. Ёдзиро Такита), завоевавший в этом году премию «Оскар» за лучшую неамериканскую картину. Музыкант из расформированного оркестра перебирается из большого города обратно в родную провинцию и натыкается на неплохую вакансию, как ему кажется, менеджера туристической фирмы. Его берут сразу, без лишних слов, тем паче что опыта работы не требуется – обучение в процессе. И хотя зарплата там очень большая, герой предпочитает утаить от жены и знакомых род своих новых занятий. Его опасения не напрасны: уже в скором времени друг детства отказывается пожимать ему руку, а жена в слезах настаивает на разводе. Дело в том, что та турфирма действительно отправляет своих клиентов в путешествие – только в самое последнее: это похоронное бюро.
Невзирая на косые взгляды, герой картины мужественно продолжает дело, за которое взялся. Своим прилежным трудом он доказывает всем (и зрителю в зале в первую очередь), что похоронить – это тоже искусство (особенно учитывая, какими ритуалами обставлено это скорбное действо в Японии). Такая вот получается производственная драма – про отличную работу с перспективами.
Занятно, что на ММКФ «Ушедшие» были показаны в рамках программы «Азиатский экстрим». Рассказ о, скажем так, экстремальных профессиях продолжился и в других картинах фестиваля.
Фильм «Клиентка французского жиголо» придуман и поставлен известной французской актрисой Жозиан Баласко; разумеется, она приберегла здесь небольшую роль и для себя. Сперва это мелодрама, первая часть сюжета которой полностью раскрыта в названии. Главная героиня (ее играет Натали Бай) уверена: одинокой женщине, когда ей за 50, нет смысла искать любви – проще купить ее за деньги. Но затем вдруг начинается совершенно другая история - уже про мужчину, того самого жиголо. Что толкнуло его, прямо скажем, на панель? Жажда «легкой наживы»? Отнюдь нет: элементарное желание вообще хоть что-то заработать – в условиях, когда нет никакой другой, приличной, работы и никаких перспектив ее заполучить. Однажды жена (да, у него есть молодая жена) всё узнает, разумеется, закатывает скандал. Он клянется: всё, больше никогда. Но и что? Других-то денег в семье не появилось – а счета накапливаются… И вот когда становится совсем уже тоскливо, любящая супруга заводит с мужем трогательный разговор: ну как, может быть, ты это, того, еще разок?..
Такой вот вполне оптимистический вариант. Удивительным образом обе эти картины рассказывают об одном и том же: какой бы не была работа, главное - делать ее хорошо, тогда и люди к тебе сами потянутся.
Итальянская лента «Вся жизнь впереди» (реж. Паоло Вирци), лихая сатира на корпоративные нравы и ценности нового времени, касается социальной тематики с другой стороны: не всё то золото, что блестит. Выпускница философского факультета в виду отсутствия иных перспектив (кому нужны нынче философы?) устраивается на работу в колл-центр – обзванивать прихожан и усердно предлагать им бесплатную презентацию чудо-комбайна. Поначалу всё хорошо, героиня с большим успехом соединяет личное обаяние с современными технологиями. Коллектив к тому же подбирается дружный, каждое утро телефонистки в едином порыве, энергично пританцовывая, поют песню во славу нового дня, в перерыве вместе обсуждают телесериалы. Но стоит раз сковырнуть позолоту – и за ней обнаруживается неизбежная буржуйская ржавчина с наглым обманом населения и жестокостью естественного отбора. В том плане, что ты можешь быть лучшим по продажам несколько месяцев – но когда устанешь и сорвешься, никто тебе не поможет: потому что на вершину лезут уже другие. В итоге получается этакое учебное пособие на тему: как бороться с бизнес-акулами и выжить при этом.
Успех фильма Майкла Манна «Джонни Д.» (завершившего Московский кинофестиваль накануне широкого проката) наглядно продемонстрировал, что по-прежнему не лишена привлекательности и профессия грабителя банков. Легендарный (Америка вообще склонна воспевать преступников) Джон Диллинджер в исполнении Джонни Деппа – не столько вор, сколько романтик. Как и Бонни и Клайд из классической ленты 60-х, он действует не то чтобы из корыстных побуждений – он бьет по бездушной финансовой системе, отнявшей всё у простого человека, у работяги. Так, во всяком случае, хотели бы трактовать его образ создатели фильма, уводя на задний план тот факт, что деньги-то этот «Робин Гуд» забирал себе, а отнюдь не раздавал награбленное бедным. Параллель времен Великой Депрессии с нынешним днем очевидна – так что, быть может, кино когда-нибудь обессмертит и тех, кто грабит банки сегодня.
С людьми интересных профессий знакомит, как водится, и документальное кино. Самый яркий пример последнего года – «Человек на проволоке» (реж. Джеймс Марш), лауреат «Оскара» и множества других престижных премий. Фильм рассказывает о канатоходце Филиппе Пети, который прославился тем, что 7 августа 1974 года прогулялся между башнями только-только построенного Всемирного торгового центра – на высоте 417 метров. Хотя денег никаких он за это не получил (наоборот, сам потратился - всё делалось из чисто спортивного интереса), зато любви и популярности герою хватило на долгие годы (кстати, заметьте: 35-летний юбилей события – как раз в эти дни). Конечно, слава безумцам, которые делают жизнь такой интересной, честь им и хвала! Но имейте в виду: он очень, очень долго тренировался.
Не менее радикальный способ занять себя исследуется в фильме «Встречи на края света» (который тоже, кстати, номинировался на «Оскар»). В поисках материала для новой ленты знаменитый режиссер Вернер Херцог отправился в Антарктиду – узнать, кто там живет, кроме пингвинов. И нашел среди бескрайних льдов не только ученых в научной экспедиции, но и множество уникальных личностей, для которых подобная добровольная ссылка – в первую очередь способ познать самих себя. Убежав от суеты внешнего мира, в этой снежной тиши они обрели покой мира внутреннего – а большего им и не надо. И не важно, что не все из них работают здесь по специальности (ну какая серьезная польза на Южном полюсе от лингвиста, преклоняющегося перед русским языком, на котором творил Лев Толстой?), главное – они получают удовольствие от того, что делают. Даже там, на краю света.
Ответов на вопрос классика «Где работать мне тогда, чем заниматься?» еще много: сценаристы и режиссеры всего мира не дремлют. Впрочем, как известно, кто спросил – тот и ответил: «Все работы хороши, выбирай на вкус!».