По понятным причинам в разы резко увеличилось количество желающих скачать кинокартину 1975 года «Бриллианты для диктатуры пролетариата»; решил восполнить пробел в образовании и я.
Кошмарно, конечно. Тускло, блекло, никакой остроты. Продравшись через первые полчаса, когда все закручиваться стало, еще показалось, что сюжет худо-бедно вывезет – но нет. У Семенова там столько линий (притом, что в фильме, например, почти незаметен германский резидент – ключевая фигура в сериале) и все они так наворочены, закручены и в итоге недозавинчены, что уже на второй серии я отвлекаться стал и, честно говоря, слабо потом понял, чем дело кончилось – как-то неожиданно вдруг титры пошли.
Причем титры – одно удовольствие, какой актерский состав! Вместо Пореченкова – Кайдановский, его жена – Терехова, Агуреева – Васильева, шифровальщица – надо же, сама Самойлова! Раппопорт – Эдита Пьеха. Мужской состав бледнее: госхрановец – Дуров, Бадалов – Джигарханян, Маковецкий и Соломин – два Николая Волковых. Играют все – отвратительно. И не играют даже – изображают вроде бы что-то, лицами дрыгают, слова пафосные произносят, но сами явно не верят в происходящее. То есть, такой вот наглядный пример в случае спора, когда одна сторона утверждает, что раньше все артисты лучше были – ну так это смотря где они были; в хороших лентах – да, блистали, «Таллинфильм» - откровенно халтурили. И нельзя ведь сказать, что им нечего играть – тогда же вот, и у Урсуляка нечего, тот же текст, один в один произносят (только, беря во внимание хронометраж, чуток короче); но на их фоне сегодня даже Пореченков, простите, недурно смотрится – черт, и это против Кайдановского!..
И понятно, в таком случае, почему Ивашов в памяти народной Исаевым не остался. Хотя не только из-за серой игры. Там ведь, в фильме, Исаева и нет-то почти (в сериале его тоже нет, но это тщательно стараются скрыть), он далеко на втором плане (граф и то ярче выписан) и вовсе не герой, и лично мне его роль и заслуги в проводимой операции так и остались несколько неясными. Что сделал, кто такой?.. Как и не было.
И причем на всем этом фоне художественной бедноты – на удивление очень плотно прописанный общий фон: подробный реквизит, выделанные декорации (художник Бойм) – но все это свалено в кучу, выпячено как-то неправильно и в итоге играет не на плюс, а напротив, на минус – будто в лавку старьевщика зашел.
И забавно, что там тоже два цвета. Но если у Урсуляка это такое туповатое (но объяснимое) немного решение разграничить для простого зрителя два мира (для самых тормозов они ведь еще и подписывают каждый раз: Москва, Ревель – когда ход с первой же серии совершенно понятен), то в «Бриллиантах» откровенно просто мало пленки было. Совсем черно-белую картину снимать не рискнули – народ мог бы и не пойти, поэтому вывернулись хитро: половина – так, половина этак, вроде как и цветная картина вышла, зритель схавает; а какую-то эстетическую подкладку под такой изобразительный ряд подкладывать либо не додумались, либо не решились – и цвет каждый раз пропадает с сюжетной точки зрения совершенно бессмысленно.
Да, и кстати, про Адмирала граф там тоже говорит без имени – так что я зря погрешил, что это Пореченков Хабенского подкалывает; это, выходит, в самой книжке так.
Ну и главные кадры.
Петроградская Мадонна, Петров-Водкин.
Кабаре-команда синхронного плавания, символ растленного Запада (представляю, с каким удовольствием они это снимали).
Повторяющийся образ шпалы – состав едет, шпала гнется. Гнется, но молчит и терпит.