-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в mortuos_plango

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.10.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 486


Die Fahne hoch…

Вторник, 19 Октября 2010 г. 12:10 + в цитатник
В колонках играет - Indukti - ...And Who's The God Now!

 СА воспрянут ото сна, истинно говорю. В Воронеже активисты «Молодой гвардии» ходят по магазинам и подвергают общественному (камеры ТВ непременно оказываются рядом) порицанию тех торговцев, которые слишком завышают цены на гречку да на яйца. Всё бы ничего, но как это соотносится с рыночной экономикой и свободной конкуренцией? А очень хорошо соотносится. Когда я услышал фразу про «предпринимателей, вставших на путь исправления», я вдруг явственно уловил что-то до боли родное и знакомое и едва не прослезился от умиления. Впрочем, образ был нарушен внешним видом новоявленных хунвейбинов – всего-то невзрачный шарфик с символикой поверх обычной одежды. Жду не дождусь того момента, когда молодогвардейцы наконец задумаются над своим имиджем - наденут рубашки приятного коричневого цвета и бодро затянут «Хорста Весселя».

Сарказм сарказмом, но с таких мелочей и начинается фашизм, равно как нацисткая идеология начиналась с вполне безобидных эзотерических бредней кучки шарлатанов, именовавших себя ариософами. На эти бредни как две капли воды похожи современные камлания всяческих неоязычников и «неоисториков» (вплоть до Задорнова), только ариогерманцы начала двадцатого века заменяются славяно-ариями века двадцать первого.

А вообще – что такое фашизм? Мне представляется, что это явление стоит толковать гораздо шире и гораздо откровеннее, нежели принято в благопристойном общественном мнении. Я утверждаю, что фашизм содержится в человеческой природе.

Фашизм и либерализм – условно назовём эти две концепции так – являются полюсами взаимоотношений человека и общества, и крайности эти гораздо более обыденны и привлекательны для человека, нежели принято считать, пытаясь параллельно запихнуть всю историю тоталитарных режимов в некую кунсткамеру для исторических извращений, тогда как в действительности эти извращения есть не девиация, а скорее норма.

Суть фашистского подхода к проблеме очень хорошо отражена в притче, которая так или иначе фигурировала у разных народов: отец поучает сыновей, показывает им прутик, легко ломает его, потом берёт связку прутьев, пытается её сломать, но не может. Мораль ясна: пока мы едины, мы непобедимы. Собственно, само слово «фашизм» происходит от фасций – связок прутьев, которые носили древнеримские палачи-ликторы и которые и стали символизировать единство.

Другими словами, в корне фашизма лежит чувство братства – тотального братства, когда человек жертвует ради своего клана, семьи, государства, общества, но взамен рассчитывает и на то, что «клан» поможет ему в трудную минуту. При этом «трудная минута» очень часто понимается именно как давление извне, агрессия не-членов «клана». Чем жертвует человек? Я полагаю, свободой – частично физической, частично духовной. Не соглашусь с экзистенциалистами, считавшими, что человек свободен априори, т.к. он наделён сознанием, которое можно убить только вместе с телом, и сознание это остаётся свободным, даже если человек сидит в тюрьме.

Но даже система нравов в обществе, по сути, есть фашистская система: человек принимает мораль, обряды, «благопристойность», принятые в обществе. Таким образом, он получает поддержку и одобрение от общества – и отказывается от собственных убеждений и взглядов на ту же мораль или обряды.

Человек – стадное животное, и ещё с обезьяньих времён в нём живёт страх, что если он останется без стаи, то ему придет конец. Этот страх, вполне понятный в древние времена, всё ещё с завидным постоянством актуализируется и в политике, и в идеологии, и в повседневной жизни. Я не думаю, что он когда-нибудь будет избыт окончательно.

В то же время, другой полюс – либерализм – есть как раз откровенный разрыв со стаей, признание самоценными не её интересы, а интересы индивида. Этот крайний индивидуализм есть, как мне кажется, образование искусственное и умозрительное – в противовес животному и инстинктивному чувству фашизма.

В этом плане неудивительно, что либерализм в той или иной форме оказывается уделом самой «искусственной и умозрительной» прослойки общества – интеллектуалов или интеллигентов. А фашистские чувства более всего распространяются в широких массах, которые в своём духовном мире всё ещё остаются слишком близки к природе, т.е. подчиняются животным инстинктам.

При этом я бы хотел поправить себя: тут мы имеем дело не с полюсами, а с тенденциями. Нет откровенно фашистских или либеральных обществ или явлений. Но вот, например, походы молодогвардейцев по магазинам – это проявление фашистской тенденции. Да, с одной стороны, в их действиях содержится известная справедливость – продукты должны быть как можно более дешёвыми, народ не должен страдать. Но эти «должен/не должен» как раз и являются элементами фашистского сознания, я бы даже сказал, фашистской веры в то, что отдельные элементы общества должны подчиняться некоей общей воле всего общества.

А вот, например, грядущее шоу Мавроматти – это сугубо либеральный поступок. Это тотальный и дерзкий вызов обществу, разрыв со стаей, с её нормами. Однако если трезво оценить этот поступок, то в итоге он оказывается столь же бессмысленным и нелепым, как и походы молодогвардейцев. По большому счёту, убеждение в политической/нравственной/эстетической правильности его действий – это такой же предмет веры, только не фашистской, а либеральной.

Но когда наступают собственно полюса? Я думаю, что гранью является насилие. Когда общество начинает активно и неприкрыто карать тех, кто отказывается быть «братом», тогда начинается фашизм в общепринятом смысле этого слова. И наоборот, когда общество отказывается от насилия – даже над теми, кто его, возможно, и заслуживает – начинается либерализм. Тут только надо учесть количественные характеристики: фашистская тенденция всегда будет более распространённой, нежели либеральная, потому как носителями первой являются массы, а носителями второй – максимум среднего размера социальные группы, даже не классы.

В итоге первая тенденция приводит к торжеству  человека-скота, скотства как способа существования, а вторая – к лицемерному или трусливому, пораженческому непротивлению. Нередко также и торжество псевдоинтеллектуалов, когда скот успешно прячется под маской человека-идеи.

Рубрики:  потоки сознания
Метки:  

Аноним   обратиться по имени Вторник, 19 Октября 2010 г. 12:37 (ссылка)
Критика понятна,что вы предлагаете в замен?
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
mortuos_plango   обратиться по имени Вторник, 19 Октября 2010 г. 13:34 (ссылка)
Да я бы не назвал это критикой. Скорее, просто описание нравов, не предполагающее указаний. В некотором роде, предложения бессмысленны, потому что общего течения они не изменят. Тем не менее, если я и могу что-либо предложить, то лишь одно - быть по ту сторону от обеих тенденций, хотя это весьма сложно. Хотя, что я вкладываю в это "по ту сторону", отдельный разговор, и я не уверен, что смогу объяснить.

PS. С кем имею честь общаться, если не секрет?
Ответить С цитатой В цитатник
Сажев   обратиться по имени Вторник, 19 Октября 2010 г. 18:34 (ссылка)
о как...

меня интересует "по ту сторону".
Ответить С цитатой В цитатник
nihilmantra   обратиться по имени Среда, 20 Октября 2010 г. 09:49 (ссылка)
если шоу Мавроматти закончится его смертью,появится "опасный" прецедент.
кстати,вспомнился один момент из старого забавного ужастика "Cradle of fear" с Дэни Филтом-там за деньги по интернету предлагалось всем желающим поучавствовать в истязании и казни человека.только азартный игрок затем сам оказывался на месте истязуемого.
Ответить С цитатой В цитатник
mortuos_plango   обратиться по имени Среда, 20 Октября 2010 г. 22:58 (ссылка)
Glupets, я всё же боюсь, что не смогу внятно объяснить, мне самому ещё предстоит облечь это в логические формы. Ну, я думаю, что это не ново, это то же, что и ницшеанское «по ту сторону», только вот поди объясни, что Ницше имел в виду. Наверно, «по ту сторону» - это не только «ни с теми, ни с другими», и не посередине, и не признание множественности истин, это вообще выход за рамки полярного и истинностного мышления, когда даже на такие мощные тенденции, как те, что я пытался описать, ты смотришь именно снаружи, без хорошо и плохо (а стало быть и без своего «(не)хочу, чтобы так было»), ты лишь задаёшься вопросами «как было? как есть? как будет?». Понятно, что это, прежде всего, гносеологическая, познавательная позиция – и в этом плане она нисколько не оригинальна. Хотя при таком подходе можно (и нужно?) дойти до отрицания самого себя (хотя и тут можно расширить). Но самое занятное – если попытаться перенести этот подход в свою повседневную жизнь. Что из этого выйдет? Возможно, «по ту сторону» – это попытка быть в обществе, но быть свободным от общества, вопреки знаменитому постулату Ленина… Так что я признаю тут своё поражение, потому что пока (надеюсь, что пока) не способен это объяснить. С другой стороны, что это за истина такая, которую можно легко, в двух словах объяснить в 22 года, не правда ли?

cold_black_fire, "опасный" чем и для кого? И прецедент чего?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 23 Октября 2010 г. 15:18ссылка
такое может войти в моду.демократичное линчевание,только уже без доброй воли жертвы.
Перейти к дневнику

Суббота, 23 Октября 2010 г. 23:06ссылка
Гм, мне кажется, для толпы это уже слишком утончённое удовольствие, потому что затянутое. Старый добрый суд Линча всегда хорошо шёл быстро, под горячую руку.
С другой стороны, всякое возможно. Может, и это раскушают. В таком случае это прямо сюжет для антиутопии.
Сажев   обратиться по имени Четверг, 21 Октября 2010 г. 06:49 (ссылка)
mortuos_plango, отбросить навязанное при рождении.

слова - слабый инструмент для описания того, что не возможно описать словами. )

cold_black_fire, а почему у меня нет такого коммента?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 23 Октября 2010 г. 15:17ссылка
Glupets, не поняла сути претензии.
Перейти к дневнику

Суббота, 23 Октября 2010 г. 17:27ссылка
cold_black_fire, я тоже себе такой комент хочу!!!
Перейти к дневнику

Суббота, 23 Октября 2010 г. 19:51ссылка
так процитируй-и будет тебе счастье))
Перейти к дневнику

Суббота, 23 Октября 2010 г. 19:58ссылка
cold_black_fire, дык он окажитсо в цитатнике. ((
Перейти к дневнику

Суббота, 23 Октября 2010 г. 20:25ссылка
всё тебе не так.
mortuos_plango   обратиться по имени Четверг, 21 Октября 2010 г. 09:06 (ссылка)
Glupets, согласен)
Ответить С цитатой В цитатник
Марина_Шульга   обратиться по имени Пятница, 03 Декабря 2010 г. 04:07 (ссылка)
В принципе, сейчас фашизм в классическом понимании и не возможен..
Просто потому, что нет того самого человека-идеи...
Ответить С цитатой В цитатник
mortuos_plango   обратиться по имени Пятница, 03 Декабря 2010 г. 10:02 (ссылка)
Sobisama, т.е. если нет одного полюса, не будет и другого, я правильно понял?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 03 Декабря 2010 г. 12:29ссылка
mortuos_plango, да, я предполагаю, что просто нет возможности существования того самого "пучка"..
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку