Фраза в заголовке - известное буддийское изречение на каноническом в южном буддизме палийском языке, характеризующее происходящее с личностью человека после его смерти, при новом рождении. По-русски это означает «ни то же самое, ни другое».
Так кратко объясняется суть реинкарнации. Древний южный толк буддизма сохранил очень прочные позиции на Шри-Ланке. Вот в ланкийском понимании реинкарнации мы и попробуем разобраться.
Вообще на Ланке продолжает существовать многое из того, что ещё две тысячи лет назад было характерным для первых буддийских общин. Например, есть женщины-монашки. В современном буддизме это - редкость, хотя автор как-то познакомился в Куала-Лумпуре с буддийской монашкой из Малайзии, китаянкой по происхождению, и даже получил от неё в подарок деревянные чётки.
Вопрос принципиальный - в южном буддизме тхеравады («учение старейших») нирваны может достичь только монах. А женщина должна сначала воплотиться мужчиной. На современной Ланке принявших монашеский «десяти членный обет» женщин всё же избегают называть монахинями, ссылаясь на то, что традиция существования женских монастырей некогда была прервана, а следовательно, не было прямой передачи знаний от наставницы ученице. Но для иностранца такая тонкость вряд ли заметна, поскольку принявшие обет дамы точно так же обриты наголо и носят характерную буддийскую «робу», как и монахи-мужчины. Накопление кармических заслуг в виде добрых и хороших поступков, таким образом, не прекращается у адептов тхеравады вне зависимости от того, кем они родились.
Помнить свои прошлые жизни считается делом совершенно естественным. Мало того, известные жизнеописания благих поступков самого Будды в его прошлых жизнях (из называют «гирляндой джа так») считают основанными на личных воспоминаниях основателя буддизма - по легенде, он вспомнил о всех своих прошлых жизнях в момент просветления, в возрасте 36 лет.
Буддийские монахи отличаются большой скромностью. Ведь даже святой - архат не должен никому сообщать о том, что достиг этой стадии духовного развития. Обычно говорят, что архатов в наше время почти что нет. Между тем в некоторых знаменитых буддийских монастырях можно встретить немало могил монахов в форме ступы, почитаемой как символ перехода в нирвану. А ведь та кого перехода может достичь только архат. Так что есть некоторое противоречие между скепсисом («сейчас время такое, что настоящих архатов нет»), высказываемое «чужим» и отражаемое затем в книжках специалистов, и отношением к «своим» внутри общины, отражаемым в ступах, стоящих во внутренних двориках. В своё время автору в монастыре близ границы Таиланда и Мьянмы удалось сфотографировать группу таких ступ. В этих странах также господствует буддизм толка тхеравада.
Ступы на могилах монахов выражают их надежду на достижение нирваны. Тогда, по идее, следующих воплощений не будет - заметим, в буддизме они вовсе не считаются хорошим будущим, в отличие от некоторых языческих верований, где умение «вернуться на Землю в новом теле» почитается. По понятиям ланкийских буддистов, это скорее относится к чёрной магии, называемой сингалами «вас-дос», а также «хунияма».
Принцип «ни то же самое, ни другое» призван помочь понять, почему человек может вспомнить свою прошлую жизнь, но при этом является всё же уже другой личностью. Дело в том, что, согласно доктрине «учения старейших», только познание как часть нашей души даёт импульс новому рождению. Так что наше сознание после реинкарнации не подходит под категорию «другое». Но ведь любопытно - сохраняется не всё сознание, а только познающая составляющая. Видимо, поэтому мы после реинкарнации и не подходим под категорию «то же самое». На всякий случай напомню - мы рассуждаем в рамках доктрины, признающей реинкарнацию, а так обстоит не во всех мировоззрениях.
Напомню ещё, что в тхераваде Будда не бог, а просветлённый человек, правда, многим отличающийся от обычных людей, в том числе даже и особым выростом на макушке. Он - «божественный учитель», или «дева-гуру». И что, согласно легендам, он и родился, и получил просветление, и достиг нирваны в полнолуние. Поэтому дни полнолуния особо почитаемы. Главная же буддийская святыня на Ланке - храм в городе Канди, где находится реликвия - Зуб Будды, праздник в честь которого длится аж 9 дней. Впрочем, сам корень названия местности восходит к индуизму. По местным легендам, бог Шива отправил своего второго сына, Сканди, на Ланку после его ссоры со старшим слоноголовым сыном, Ганешей.
Сканди в индуистской традиции ездит на павлине и является покровителем военачальников. На Ланке его имя звучит как Канда, правда, это слово означает ещё и «гора». Воинственность тоже налицо - город Канди был столицей царства, в своё время дольше всего сохранявшего свою независимость от европейцев. Святыня в Канди и ныне очень почитаема. Кроме того, по легендам, Будда трижды посещал остров в свои предыдущие жизни. Однако для перспективы реинкарнации простых ланкийцев важны не столько воплощения Будды, сколько собственные поступки.
Души некоторых людей, по местным повериям, могут на несколько лет стать злыми, уродливыми и вечно голодными духами - прета. Чем-то прета напоминают русских домовых. Они тоже могут селиться в старых домах, а ещё - в больших деревьях, близ перекрёстков лесных дорог.
Важно и то, в какой день родиться в следующей жизни. Особенно плохо - в субботу и в полнолуние. Есть даже особый «Чёрный демон» - Калуяка, родившийся в такой день. У него круглые уши, что также является плохим признаком - для сравнения напомню, что у Будды, согласно традиции, напротив, особо длинные уши с вытянутыми мочками - почти что до плеч. Из чисел хороши 4,5, 7,9,12 и, в особенности, 108 (кстати, 9x12). Рождение в такие дни, конечно же, благоприятно.
Плохим признаком считается рождение с явными физическими недостатками - верят, что это указывает на плохую карму, грехи в прошлых жизнях.
Вообще, в ланкийском буддизме вполне можно почитать и индуистских богов. Поэтому, наверное, и отношение к реинкарнации чем-то напоминает характерное для Индии. Попросту говоря, оно настолько обыденное,« что именно это-то и удивляет многих европейцев.
Обращает на себя внимание и важное различие между буддизмом и индуизмом в отношении реинкарнации - ограниченность числа перевоплощений в индуизме (их должно быть не более, чем девять) и любое их число у буддистов. Вообще, отрезки времени в буддизме столь колоссальны, что невольно приходит на ум стихотворение Р. Киплинга, начало которого в переводе звучит так: «Города, деревья и троны стоят перед очами Времени не дольше, чем цветочные бутоны, что раскрываются и умирают ежедневно». А заканчивает Киплинг так: «Зигзаги судьбы незримы заранее, и мы храбры, как цветы в цвету: И в самой смерти, в конце дней, после умолкших последних маршей, тенью уже проходя меж теней, - уверены, - увидим плоды трудов наших!»
Буддийский принцип «ни ча со, ни ча анйо», с которого я начал, подсказывает - это будем уже не совсем мы... Скорее - кто-то, чем- то неуловимо похожий на нас. Но : при этом способный осознать, что ' в прошлом кто-то похожий на него своими трудами создал часть того, что он видит в своём будущем. Ведь он не тот же самый, но и не другой.
http://izzhizni.ru/blog/ni_cha_so_ni_cha_anjo/2022-04-11-66174