-÷итатник

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” - (0)

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” ¬ недавнем видео альт...

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - 1 ∆ан- ристоф ћивилль «–уины на...

 -–езюме

ћила

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению —тена —тена—тена: мини-гостева€ книга, позвол€ет посетител€м ¬ашего дневника оставл€ть ¬ам сообщени€. ƒл€ того, чтобы сообщени€ по€вились у ¬ас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "ќбновить
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Empire" ќнлайн-игра "Empire"ѕреврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. —трой свою собственную империю, расшир€й ее и защищай от других игроков. Ѕ
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
‘отографий: 138
ѕосмотреть все фотографии серии ÷веты.
÷веты.
19:09 17.06.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии  расиво.
 расиво.
21:49 26.10.2008
‘отографий: 20

 -—тена

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mila111111

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.02.2005
«аписей: 39340
 омментариев: 213070
Ќаписано: 297701


ƒмитрий Ћихачев: »нтеллигентность равна нравственному здоровью

¬оскресенье, 21 ћа€ 2017 г. 15:05 + в цитатник
38158795 (323x215, 11Kb)
Ђѕисьма о добром и прекрасномї, в которых академик ƒмитрий Ћихачев размышл€ет о вечном и дает советы молодым, стали бестселлером еще в 1985 году и были переведены на многие €зыки.

ѕисьмо 11

ѕро карьеризм

„еловек с первого дн€ своего рождени€ развиваетс€. ќн устремлен в будущее. ќн учитс€, научаетс€ ставить себе новые задачи, даже не понима€ этого. » как быстро он овладевает своим положением в жизни. ”же и ложку умеет держать, и первые слова произносить.

ѕотом отроком и юношей он тоже учитс€.

» уже приходит врем€ примен€ть свои знани€, достичь того, к чему стремилс€. «релость. Ќадо жить насто€щимЕ

Ќо разгон сохран€етс€, и вот вместо учени€ наступает дл€ многих врем€ овладени€ положением в жизни. ƒвижение идет по инерции. „еловек все врем€ устремлен к будущему, а будущее уже не в реальных знани€х, не в овладении мастерством, а в устройстве себ€ в выгодном положении. —одержание, подлинное содержание утрачено. Ќасто€щее врем€ не наступает, все еще остаетс€ пуста€ устремленность в будущее.

Ёто и есть карьеризм. ¬нутреннее беспокойство, делающее человека несчастным лично и нестерпимым дл€ окружающих.

ѕисьмо 12

„еловек должен быть интеллигентен

„еловек должен быть интеллигентен!
ј если у него професси€ не требует интеллигентности?
ј если он не смог получить образовани€: так сложились обсто€тельства?
ј если окружающа€ среда не позвол€ет?
ј если интеллигентность сделает его Ђбелой воронойї среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Ќет, нет и нет!

»нтеллигентность нужна при всех обсто€тельствах.
ќна нужна и дл€ окружающих, и дл€ самого человека.

Ёто очень, очень важно, и прежде всего дл€ того, чтобы жить счастливо и долго Ч да, долго!
»бо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго Ч не только физически, но и умственно.
¬ одной старой книге сказано: Ђ„ти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на землеї. Ёто относитс€ и к целому народу, и к отдельному человеку. Ёто мудро.

Ќо прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она св€зана с заповедью долголети€.

ћногие думают: интеллигентный человек Ч это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько €зыков.

ј между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

ќбразованность нельз€ смешивать с интеллигентностью. ќбразованность живет старым содержанием, интеллигентность Ч созданием нового и осознанием старого как нового.

Ѕольше тогоЕ Ћишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой пам€ти. ѕусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведени€ искусства, забудет важнейшие исторические событи€, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценност€м, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить насто€щее произведение искусства от грубой Ђштуковиныї, сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититьс€ красотой природы, пон€ть характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а пон€в другого человека, помочь ему, не про€вит грубости, равнодуши€, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он про€вит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего €зыка Ч разговорного и письменного, Ч вот это и будет интеллигентный человек.

»нтеллигентность не только в знани€х, а в способност€х к пониманию другого.
ќна про€вл€етс€ в тыс€че и тыс€че мелочей:

- в умении уважительно спорить,
- вести себ€ скромно за столом,
- в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому,
- беречь природу,
- не мусорить вокруг себ€ Ч не мусорить окурками или руганью, дурными иде€ми (это тоже мусор, и еще какой!).

я знал на –усском —евере кресть€н, которые были по-насто€щему интеллигентны. ќни соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать Ђбывальщинуї (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упор€доченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.

»нтеллигентность Ч это способность к пониманию, к воспри€тию, это терпимое отношение к миру и к люд€м.

»нтеллигентность надо в себе развивать, тренировать Ч тренировать душевные силы, как тренируют и физические. ј тренировка возможна и необходима в любых услови€х.

„то тренировка физических сил способствует долголетию Ч это пон€тно. √ораздо меньше понимают, что дл€ долголети€ необходима и тренировка духовных и душевных сил.

ƒело в том, что злобна€ и зла€ реакци€ на окружающее, грубость и непонимание других Ч это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности житьЕ

- “олкаетс€ в переполненном автобусе Ч слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий.
- —соритс€ с сосед€ми Ч тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно.
- Ёстетически невосприимчивый Ч тоже человек несчастный.
- Ќеумеющий пон€ть другого человека, приписывающий ему только злые намерени€, вечно обижающийс€ на других Ч это тоже человек, обедн€ющий свою жизнь и мешающий жить другим.

ƒушевна€ слабость ведет к физической слабости.
я не врач, но € в этом убежден. ƒолголетний опыт мен€ в этом убедил.

ѕриветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. ƒа, именно красивым.

Ћицо человека, искажающеес€ злобой, становитс€ безобразным, а движени€ злого человека лишены из€щества Ч не нарочитого из€щества, а природного, которое гораздо дороже.

—оциальный долг человека Ч быть интеллигентным. Ёто долг и перед самим собой. Ёто залог его личного счасть€ и Ђауры доброжелательностиї вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).

¬се, о чем € разговариваю с молодыми читател€ми в этой книге, Ч призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью, к красоте здоровь€. Ѕудем долголетни, как люди и как народ!

ј почитание отца и матери следует понимать широко Ч как почитание всего нашего лучшего в прошлом, в прошлом, которое €вл€етс€ отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой Ч великое счастье.

ѕисьмо 22

Ћюбите читать!

 аждый человек об€зан (€ подчеркиваю Ч об€зан) заботитьс€ о своем интеллектуальном развитии. Ёто его об€занность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.

ќсновной (но, разумеетс€, не единственный) способ своего интеллектуального развити€ Ч чтение.

„тение не должно быть случайным. Ёто огромный расход времени, а врем€ Ч величайша€ ценность, которую нельз€ тратить на пуст€ки. „итать следует по программе, разумеетс€ не следу€ ей жестко, отход€ от нее там, где по€вл€ютс€ дополнительные дл€ читающего интересы. ќднако при всех отступлени€х от первоначальной программы необходимо составить дл€ себ€ новую, учитывающую по€вившиес€ новые интересы.

„тение, дл€ того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. »нтерес к чтению вообще или по определенным отрасл€м культуры необходимо развивать в себе. »нтерес может быть в значительной мере результатом самовоспитани€.

—оставл€ть дл€ себ€ программы чтени€ не так уж просто, и это нужно делать, совету€сь со знающими людьми, с существующими справочными пособи€ми разного типа.

ќпасность чтени€ Ч это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к Ђдиагональномуї просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтени€.

—коростное чтение создает видимость знаний. ≈го можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерега€сь создани€ в себе привычки к скоростному чтению, оно ведет к заболеванию внимани€.

«амечали ли вы, какое большое впечатление производ€т те произведени€ литературы, которые читаютс€ в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимани€ болезни?

Ђ”чение т€жело, когда мы не умеем найти в нем радость. Ќадо формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные чему-то научитьї

Ћитература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. ќна делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание Ч понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. ќдним словом, делает вас мудрыми.

Ќо все это даетс€ только тогда, когда вы читаете, вника€ во все мелочи. »бо самое главное часто кроетс€ именно в мелочах. ј такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеслави€), а потому, что оно вам нравитс€ Ч вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделитьс€ и он умеет это сделать.

≈сли первый раз прочли произведение невнимательно Ч читайте еще раз, в третий раз. ” человека должны быть любимые произведени€, к которым он обращаетс€ неоднократно, которые знает в детал€х, о которых может напомнить в подход€щей обстановке окружающим и этим то подн€ть настроение, то разр€дить обстановку (когда накапливаетс€ раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим.

ЂЅескорыстномуї чтению научил мен€ в школе мой учитель литературы. я училс€ в годы, когда учител€ часто вынуждены были отсутствовать на уроках Ч то они рыли окопы под Ћенинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. Ћеонид ¬ладимирович (так звали моего учител€ литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садилс€ на учительский столик и, вынима€ из портфел€ книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. ћы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объ€снить прочитанное, посме€тьс€ вместе с нами, восхититьс€ чем-то, удивитьс€ искусству писател€ и радоватьс€ предсто€щему.

“ак мы прослушали многие места из Ђ¬ойны и мираї, Ђ апитанской дочкиї, несколько рассказов ћопассана, былину о —оловье Ѕудимировиче, другую былину о ƒобрыне Ќикитиче, повесть о √оре-«лосчастии, басни  рылова, оды ƒержавина и многое, многое другое. я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве.

ј дома отец и мать любили читать вечерами. „итали дл€ себ€, а некоторые понравившиес€ места читали и дл€ нас. „итали Ћескова, ћамина-—ибир€ка, исторические романы Ч все, что нравилось им и что постепенно начинало нравитьс€ и нам.

ЂЌезаинтересованноеї, но интересное чтение Ч вот что заставл€ет любить литературу и что расшир€ет кругозор человека.

”мейте читать не только дл€ школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все Ч она модна€. ”мейте читать с интересом и не тороп€сь.

ѕочему телевизор частично вытесн€ет сейчас книгу? ƒа потому, что телевизор заставл€ет вас не тороп€сь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует Ч как смотреть и что смотреть.

Ќо постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на врем€ от всего на свете тоже, с€дьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельз€ жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи.

я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Ќо € говорю: смотрите с выбором. “ратьте свое врем€ на то, что достойно этой траты. „итайте же больше и читайте с величайшим выбором. ќпределите сами свой выбор, сообразу€сь с тем, какую роль приобрела выбранна€ вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Ёто значит, что в ней что-то существенное есть. ј может быть, это существенное дл€ культуры человечества окажетс€ существенным и дл€ вас?

 лассическое произведение Ч то, которое выдержало испытание временем. — ним вы не потер€ете своего времени. Ќо классика не может ответить на все вопросы сегодн€шнего дн€. ѕоэтому надо читать и современную литературу. Ќе бросайтесь только на каждую модную книгу. Ќе будьте суетны. —уетность заставл€ет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, Ч свое врем€.

ѕисьмо 26

”читесь учитьс€!

ћы вступаем в век, в котором образование, знани€, профессиональные навыки будут играть определ€ющую роль в судьбе человека. Ѕез знаний, кстати сказать, все усложн€ющихс€, просто нельз€ будет работать, приносить пользу. »бо физический труд возьмут на себ€ машины, роботы. ƒаже вычислени€ будут делатьс€ компьютерами, так же как чертежи, расчеты, отчеты, планирование и т. д.

„еловек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. ј дл€ этого все больше нужна будет обща€ интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственна€ ответственность, которую никак не сможет нести машина.

Ётика, проста€ в предшествующие века, бесконечно усложнитс€ в век науки. Ёто €сно. «начит, на человека л€жет т€желейша€ и сложнейша€ задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов.

ќбщее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидател€ всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаватьс€.

”чение Ч вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. ”читьс€ нужно всегда. ƒо конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. ѕерестанешь учитьс€ Ч не сможешь и учить. »бо знани€ все растут и усложн€ютс€.

Ќужно при этом помнить, что самое благопри€тное врем€ дл€ учени€ Ч молодость. »менно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. ¬осприимчив к изучению €зыков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, сто€щему р€дом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.

”мейте не тер€ть времени на пуст€ки, на Ђотдыхї, который иногда утомл€ет больше, чем сама€ т€жела€ работа, не заполн€йте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной Ђинформацииї. Ѕерегите себ€ дл€ учени€, дл€ приобретени€ знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

» вот тут € слышу т€жкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодежи! “олько учитьс€. ј где же отдых, развлечени€? „то же нам, и не радоватьс€?

ƒа нет же. ѕриобретение навыков и знаний Ч это тот же спорт. ”чение т€жело, когда мы не умеем найти в нем радость. Ќадо любить учитьс€ и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадоб€тс€ в жизни.

ј если не нравитс€ учитьс€? Ѕыть того не может. «начит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребенку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков.

ѕосмотрите на маленького ребенка Ч с каким удовольствием он начинает учитьс€ ходить, говорить, копатьс€ в различных механизмах (у мальчиков), н€нчить куклы (у девочек). ѕостарайтесь продолжить эту радость освоени€ нового. Ёто во многом зависит именно от вас самих.

Ќе зарекайтесь: не люблю учитьс€! ј вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. ≈сли другим люд€м они нравились, то почему вам они могут не понравитьс€!

„итайте сто€щие книги, а не просто чтиво. »зучайте историю и литературу. » то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. »менно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость.

≈сли вам что-то не нравитс€ в каком-либо предмете Ч напр€гитесь и постарайтесь найти в нем источник радости Ч радости приобретени€ нового.

ƒмитрий Ћихачев
http://nashaplaneta.su/news/dmitrij_likhachev_inte...nomu_zdorovju/2017-05-21-49890
–убрики:  ”мные мысли


ѕроцитировано 5 раз
ѕонравилось: 6 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку