-÷итатник

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - 1 ∆ан- ристоф ћивилль «–уины на...

— наступившим! :)) - (4)

 -–езюме

ћила

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Empire" ќнлайн-игра "Empire"ѕреврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. —трой свою собственную империю, расшир€й ее и защищай от других игроков. Ѕ
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст
  • ѕерейти к приложению —тена —тена—тена: мини-гостева€ книга, позвол€ет посетител€м ¬ашего дневника оставл€ть ¬ам сообщени€. ƒл€ того, чтобы сообщени€ по€вились у ¬ас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "ќбновить

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
‘отографий: 138
ѕосмотреть все фотографии серии ÷веты.
÷веты.
19:09 17.06.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии  расиво.
 расиво.
21:49 26.10.2008
‘отографий: 20

 -—тена

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mila111111

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.02.2005
«аписей: 37644
 омментариев: 210319
Ќаписано: 293095

»скусство быть счастливым

—уббота, 26 —ент€бр€ 2009 г. 14:25 + в цитатник
 (276x400, 29Kb)
¬ыдержки из книги У»скусство быть счастливымФ ≈го —в€тейшества ƒалай-ламы XIV и доктора ’овард  .  атлера, а также ссылка на эл.вариант. –екомендую прочесть эту добрую и мудрую книгу. »з книги :
"Ч  ак по-вашему, почему в браке так часто возникают конфликты?
Ч ћежличностные конфликты Ч достаточно сложна€ тема, Ч объ€снил ƒалай-лама. Ч «десь действует множество факторов. ¬ попытке пон€ть причину конфликта в тех или иных отношени€х мы в первую очередь должны постаратьс€ пон€ть глубинную природу и основы этих отношений. “аким образом, мы сначала должны пон€ть, что существуют различные типы отношений, и пон€ть, в чем между ними разница. “ак, если на некоторое врем€ оставить в стороне проблемы брачных отношений и рассмотреть, например, дружбу, мы придем к выводу, что существуют различные типы дружбы. .......


¬ некоторых случа€х дружба основана на богатстве, власти или положении в обществе и длитс€ до тех пор, пока присутствуют эти элементы.  ак только они исчезают, исчезает и дружба. Ќо существует и другой тип дружбы Ч дружба, основанна€ не на богатстве, власти и положении, а на истинных человеческих чувствах, на чувстве близости и духовного родства. »менно этот тип дружбы € считаю насто€щей дружбой, так как на нее не вли€ют такие переменчивые факторы, как личное богатство, положение в обществе или слава. ≈динственный значащий фактор в ней Ч чувство истинной любви. ≈сли оно отсутствует, это не насто€ща€ дружба. Ѕезусловно, мы уже говорили об этом ранее, и все это очевидно, но когда вы сталкиваетесь с проблемами во взаимоотношени€х, часто очень полезно взгл€нуть на ситуацию со стороны и попытатьс€ проанализировать эти отношени€. Ёто касаетс€ и отношений в браке. ќчень часто оказываетс€, что они основаны исключительно на половом влечении. ¬ начале отношений, когда двое людей только познакомились, им кажетс€, что они безумно влюблены и очень счастливы, Ч засме€лс€ он, Ч но если в этот момент они примут решение поженитьс€, это решение будет сомнительным.

“очно так же, как человек тер€ет голову от €рости или ненависти, он может потер€ть ее от любви или похоти. »ногда даже встречаютс€ ситуации, когда человек видит все недостатки и пороки другого человека, но продолжает испытывать страсть по отношению к нему. ѕоэтому отношени€, основанные на первичном влечении, очень ненадежны и нестабильны. »наче и быть не может Ч ведь они построены на временном €влении, на мимолетном чувстве, которое рано или поздно уходит. Ч ќн прищелкнул пальцами. Ч ѕоэтому нет ничего удивительного в том, что отношени€ этого типа обычно заканчиваютс€ неудачно, как и построенные на них браки... ј как по-вашему?
Ч ѕожалуй, € с этим согласен, Ч ответил €. Ч ћне кажетс€, что люба€, даже сама€ сильна€ страсть со временем остывает. »сследовани€ показывают, что те, кто считают основой своих отношений первичное влечение и страсть, рано или поздно приход€т к разочарованию или разводу. —оциопсихолог Ёллен Ѕершельд из университета штата ћиннесота считает, что непонимание преход€щей природы страсти обрекает отношени€ на трагедию. ќна и несколько ее коллег пришли к выводу, что увеличение количества разводов, наблюдаемое в последние годы, св€зано с тем, что люди придают все большую важность в своей жизни интенсивным положительным эмоци€м Ч в частности, романтической любви. ѕри этом мало кто учитывает, что подобные эмоции не могут длитьс€ долго...
Ч Ёто верно, Ч подтвердил он. Ч ѕоэтому при анализе проблем в межличностных отношени€х очень важно исследовать и пон€ть их глубинную природу. Ќо помимо отношений, основанных на сильном половом влечении, существуют и другие типы отношений. Ёто, например, отношени€, в которых люди не тер€ют способности объективно оценивать друг друга. «десь все зависит не от физической привлекательности, а от личностных качеств, поэтому св€зь этого типа может быть более долговечной и характеризуетс€ глубоким взаимопониманием...

ƒалай-лама минуту помолчал, будто обдумыва€ только что сказанное, затем добавил:Ч  онечно же, необходимо понимать, что половое влечение €вл€етс€ неотъемлемой составл€ющей хороших, здоровых романтических отношений. ѕоэтому, на мой взгл€д, существует два типа отношений, основанных на половом влечении. ѕервый Ч это половое влечение в чистом виде. ¬ этом случае мотивом, движущей силой св€зи €вл€етс€ временное удовлетворение, немедленное вознаграждение, и партнеры относ€тс€ друг к другу не как к человеческим существам, а как к объектам. ќтношени€ этого типа нельз€ назвать здоровыми. ≈сли двух людей скрепл€ет только лишь половое влечение без взаимного уважени€, это похоже на проституцию, в которой ни одна из сторон не уважает другую. ќтношени€, построенные исключительно на половом влечении, Ч это дом, построенный на фундаменте из льда: как только лед растает, дом рухнет. Ќо существует и другой тип отношений, основанных на половом влечении. ¬ этих отношени€х половое влечение играет важную, но не главную роль. »х действительной основой €вл€етс€ уважение партнеров друг к другу, умение видеть положительные качества друг друга. —в€зь этого типа, как правило, €вл€етс€ самой надежной и долговечной среди перечисленных. ƒл€ того чтобы ее установить, требуетс€ врем€ Ч люди должны как следует узнать друг друга. ѕоэтому, когда люди прос€т мен€ оценить их брак, € обычно спрашиваю, как долго они знают друг друга. ≈сли они говор€т, что знакомы лишь несколько мес€цев, € говорю: "ќ, этого слишком мало". Ќа мой взгл€д, оптимальный срок Ч несколько лет. «а это врем€ можно хорошо изучить не только лицо и внешний вид партнера, но и его внутренний мир.

Ч Ќаверное, именно это имел в виду ћарк “вен, говор€: ни один мужчина и ни одна женщина не могут узнать, что такое совершенна€ любовь, не прожив в браке хот€ бы четверть века...
ƒалай-лама кивнул и продолжил:Ч ƒаЕ »так, € считаю, что большинство проблем возникает из-за того, что люд€м не хватает времени поближе узнать друг друга. Ћучший способ построить хорошие отношени€ с человеком Ч поглубже разобратьс€ в нем и относитьс€ к нему с учетом знаний о его внутреннем мире, а не просто на основе его поверхностных характеристик. ¬ отношени€х этого типа большую роль играет сострадание.ћногие утверждают, что их брак Ч это нечто большее, чем просто сексуальные отношени€, что они призваны идти по жизни вместе, делить горе и радости, быть близкими друг другу. ≈сли это так, то, наверное, таким и должен быть идеальный брак. «доровые отношени€ должны включать в себ€ ответственность по отношению друг к ƒругу. Ѕезусловно, физический контакт, нормальные сексуальные отношени€ обеспечивают партнерам в браке удовлетворение, которое сглаживает острые углы и дает эмоциональную разр€дку. Ќо все же, с биологической точки зрени€, основной целью сексуальных отношений €вл€етс€ размножение. ƒл€ выполнени€ этой функции необходимо ощущать ответственность за жизнь и воспитание потомства. “аким образом, ключевым моментом в идеальном браке €вл€етс€ ответственность. Ѕез этого возможно лишь временное удовлетворение. “олько развлечение.

Ќќ¬ќ≈ ќ“ЌќЎ≈Ќ»≈   ¬–ј√јћ
ƒалай-лама предлагает начать изменение своего отношени€ к врагам с систематического и рационального анализа своей обычной реакции на них.Ч ƒавайте начнем с анализа своего характерного отношени€ к врагам. ¬ообще говор€, мы отнюдь не желаем им добра. ќднако даже если вы своими действи€ми доставите непри€тности своему врагу, кака€ вам от этого польза? ≈сли разобратьс€, что может быть хуже такого образа действий? ¬ами овладевают чувства вражды и злобы. ’отите ли вы носить в себе эти чувства?  огда мы мстим своему врагу, образуетс€ порочный круг. ¬раг вр€д ли оставит вашу месть без ответа Ч он, в свою очередь, отомстит вам, затем вы Ч ему и так далее. ≈сли это происходит на бытовом уровне, ненависть может длитьс€ поколени€ми. ¬ результате страдают обе стороны, жизнь тер€ет свой истинный смысл. Ёто особенно €рко про€вл€етс€ в лагер€х беженцев, где месть лелеют с детских лет. Ёто очень печально. “аким образом, злоба и ненависть подобны рыболовному крючку, и очень важно не оказатьс€ пойманным на этот крючок. Ќекоторые люди считают, что чувство ненависти служит национальным интересам. Ёта иде€ кажетс€ мне очень негативной и недальновидной.

ѕоставив под сомнение правильность нашего обычного отношени€ к врагу, ƒалай-лама предложил альтернативу, новый взгл€д на вещи, который способен революционным образом перевернуть нашу жизнь. ќн объ€сн€ет это так: Ч¬ буддизме удел€етс€ большое внимание отношению к соперникам или врагам. Ёто объ€сн€етс€ тем, что ненависть €вл€етс€ огромным преп€тствием на пути развити€ в себе сострадани€ и, следовательно, достижени€ счасть€. ≈сли вы разовьете в себе терпение и терпимость по отношению к врагам, все станет гораздо проще Ч сострадание к другим возникнет естественным образом. “аким образом, дл€ тех, кто следует по пути духовного развити€, враги играют особую роль.  ак мне кажетс€, сострадание €вл€етс€ основой духовной жизни. ƒл€ того чтобы наиболее полно про€вить свою любовь и сострадание, вы должны посто€нно практиковать терпение и терпимость. Ќет достоинства лучше терпимости и нет недостатка хуже ненависти. ѕоэтому нужно изо всех сил старатьс€ не испытывать ненависть к врагу, а использовать столкновение с ним как возможность попрактиковатьс€ в терпении и терпимости. ¬ообще, наличие врага Ч необходимое условие развити€ терпени€. Ѕез врага у вас не возникнет необходимость в терпении или терпимости. “рудно не согласитьс€ с тем, что наше терпение обычно испытывают не друзь€, а враги. — этой точки зрени€ мы можем рассматривать своих врагов в качестве великих учителей и быть благодарными им за ценную возможность поупражн€тьс€ в терпении.

¬ мире огромное множество людей, но тех, с кем мы посто€нно общаемс€, не так уж много, а тех, кто способен доставить нам непри€тности, еще меньше. ѕоэтому, когда вам представл€етс€ возможность попрактиковатьс€ в терпении, следует принимать ее с благодарностью. ¬ы должны быть благодарны своему врагу за эту возможность и счастливы так, как если бы нашли клад в своем собственном доме. ≈сли вам и удастс€ развить в себе терпение и терпимость, которые позвол€т вам справл€тьс€ с негативными эмоци€ми, это произойдет не только благодар€ вашим собственным усили€м, но и благодар€ наличию врагов.  онечно, вы можете возразить: "— какой стати € должен благодарить своего врага за ценную возможность, если у него нет намерени€ помочь мне? ” него не только нет намерени€ помогать мне, он умышленно и злобно стараетс€ навредить мне! Ћогично за это его ненавидеть Ч он определенно не заслуживает уважени€". ¬ действительности, именно это злобное состо€ние сознани€ врага, намерение навредить нам делают его действи€ уникальными. ≈сли бы мы реагировали только на само действие, вызывающее боль и страдани€, нам пришлось бы ненавидеть всех врачей и считать их врагами, так как иногда они прибегают к достаточно болезненным методам, например хирургии. Ќо мы не расцениваем эти действи€ как обиду или вражеские действи€, так как врач хочет помочь нам.

ѕоэтому именно намерение навредить нам делает врага таким уникальным и дает нам ценную возможность упражн€тьс€ в терпении. ѕредложение ƒалай-ламы почитать наших врагов за возможности духовного развити€, которые они нам предоставл€ют, на первый взгл€д кажетс€ парадоксальным. Ќо возьмем, например, человека, который хочет развить и укрепить свое тело тренировками с т€жест€ми. ѕодн€тие т€жестей поначалу кажетс€ ему не очень при€тным зан€тием. ќн напр€гаетс€, потеет, боретс€ с собой. ќднако именно в процессе борьбы с собой рождаетс€ сила. —портсмены цен€т спортивные снар€ды не потому, что они доставл€ют немедленное удовольствие, а за конечную пользу, которую они принос€т. ¬озможно даже, утверждени€ ƒалай-ламы об "исключительности" и "ценности" врага Ч нечто большее, чем просто забавные умозаключени€. —луша€ жалобы своих пациентов, € убедилс€ в том, что у людей обычно не бывает много врагов или антагонистов на личном уровне.  ак правило, это один-два человека Ч начальник, например, или сослуживец, бывший супруг, близкий родственник. “о есть в реальной жизни враг встречаетс€ редко Ч наши возможности дл€ духовного роста ограничены. ј только борьба, процесс разрешени€ конфликта с врагом Ч посредством обучени€, изучени€, поиска альтернативных путей, Ч обеспечивает духовный рост, понимание и благопри€тный в психотерапевтическом плане исход. ѕредставьте себе, на что была бы похожа наша жизнь, если бы у нас не было ни врагов, ни других затруднений, если бы с колыбели и до могилы мы встречали лишь доброжелательно настроенных по отношению к нам людей, которые бы холили нас, поддерживали, кормили с ложечки перетертой пищей, развлекали бы нас, корча смешные рожи. ≈сли бы нас с рождени€ носили в корзинке (затем, возможно, и на носилках), не заставл€ли напр€гатьс€ и не испытывали на прочность Ч короче говор€, относились бы к нам как к новорожденным. Ќа первый взгл€д эта перспектива кажетс€ заманчивой. ѕервые несколько мес€цев подобной жизни мы, наверное, были бы счастливы. Ќо в конце концов мы бы превратились в некоторое подобие желатиновой массы с ментальным и эмоциональным развитием теленка. Ѕорьба делает нас теми, кто мы есть, а враги провер€ют нас на прочность, вырабатыва€ в нас способность сопротивл€тьс€, необходимую дл€ развити€.

€ спросил ƒалай-ламу:Ч¬ы считаете негативные эмоции и поступки неблагоразумными, а позитивныеЧ благоразумными. ƒалее, вы говорите, что человек с нетренированным, недисциплинированным умом склонен к негативным, неблагоразумным поступкам, поэтому мы должны вс€чески развивать в себе позитивные эмоции и взгл€ды. ѕусть так. Ќо мне не дает поко€ само определение негативного, неблагоразумного поведени€ как поведени€, ведущего к страданию, а позитивного, или благоразумного Ч как поведени€, ведущего к счастью. ¬ы также исходите из предположени€ о том, что все существа изначально избегают страданий и стрем€тс€ к счастью, что это стремление €вл€етс€ врожденным, а не приобретенным. “огда возникает вопрос: если дл€ нас естественно избегать страданий, почему бы нам с возрастом все больше не избегать негативных, неблагоразумных поведенческих схем? » если дл€ нас естественно стремление к счастью, почему мы не становимс€ все лучше и лучше с течением лет? “о есть, если благоразумное поведение естественным образом ведет к счастью и мы этого счасть€ хотим, почему бы этому счастью также не быть чем-то естественным?   чему тогда все это обучение, тренировки, дисциплина?

ѕокачав головой, ƒалай-лама ответил:Ч ƒаже в повседневной жизни обучение €вл€етс€ чрезвычайно важным условием успеха и счасть€. «нани€ не приход€т сами собой. Ќеобходима тренировка, необходимы регул€рные зан€ти€. » это обучение €вл€етс€ довольно непростым, иначе почему студенты всегда с таким нетерпением ждут каникул? “ем не менее все мы стремимс€ получить образование, так как знаем, что оно €вл€етс€ залогом будущего успеха и счасть€. “очно так же, правильное поведение не приходит само собой, его необходимо достигать сознательной тренировкой, особенно это справедливо дл€ современного общества. “радиционна€ классификаци€ поступков на правильные и неправильные, а также обучение правильному поведению считались уделом религии. ¬ наше врем€ религи€ несколько утратила престиж и вли€ние, а достойной замены ей Ч развитой мирской этики, например, Ч так и не по€вилось. “аким образом, сейчас необходимости вести правильный образ жизни удел€етс€ гораздо меньшее внимание, чем раньше. »менно поэтому € считаю, что нам нужно сознательно прилагать усили€ дл€ получени€ подобной информации. “ак, например, € верю в изначальное благородство и доброту человеческой натуры, но считаю, что этого недостаточно, что мы должны также развивать в себе осознание и оценку этого факта. »зменение самовоспри€ти€ посредством обучени€ и понимани€ может очень серьезно повли€ть на нашу жизнь и взаимоотношени€ с окружающими людьми.

ѕродолжа€ отстаивать свое мнение, € возразил:Ч ¬ы вновь прибегли к аналогии обычного образовани€ и обучени€. Ќо если говорить об определенных поведенческих схемах, которые вы делите на позитивные и негативные, почему необходимо так много усилий, чтобы отделить первые от вторых, и так много времени, чтобы развить позитивные и убрать негативные? Ќапример, если вы держите руку над огнем, у вас по€вл€етс€ ожог. ¬ы отдергиваете руку и запоминаете, что это действие ведет к страданию. ¬ам уже не требуетс€ длительного обучени€ или тренировки, чтобы больше не совать руки в огонь. ѕочему то же самое не может быть применимо и к области эмоций? “ак, например, вы утверждаете, что злоба и ненависть €вл€ютс€ чисто негативными эмоци€ми и ведут к страданию. Ќо почему человек должен непременно изучать негативные последстви€ действи€ этих эмоций дл€ того, чтобы подавить их? «лоба сама по себе немедленно создает ощутимый эмоциональный дискомфорт у того, кто ее испытывает, так почему же человек не запоминает это, чтобы в дальнейшем избегать такого состо€ни€?

ѕо мере того как ƒалай-лама внимательно слушал мои слова, его глаза слегка расшир€лись, как если бы его удивила или даже рассмешила наивность моих вопросов. «атем, тепло рассме€вшись, он сказал:Ч  огда вы говорите о знани€х, ведущих к свободе или решению какой-нибудь проблемы, вы должны понимать, что существует несколько различных уровней таких знаний. Ќапример, в каменном веке люди еще не умели готовить м€со, но все равно испытывали биологическую потребность в пище, поэтому ели м€со так, как это делают дикие животные. ѕостепенно они научились готовить, добавл€ть в пищу различные специи, чтобы сделать ее более вкусной, и набор блюд существенно расширилс€. ¬ наше врем€, если человек чем-то болен и знает, что та или ина€ пища может ему повредить, он постараетс€ исключить ее из своего рациона, даже если очень ее любит. “аким образом, чем полнее и сложнее наши знани€, тем эффективнее мы взаимодействуем с окружающей средой. ¬ам также необходима способность анализировать кратковременные и долговременные последстви€ ваших поступков. Ќапример, животные, хот€ и могут испытывать злобу, не осознают ее деструктивный характер. „то касаетс€ людей, у нас есть самосознание, которое позвол€ет нам взгл€нуть на себ€ со стороны и определить, что злоба нам вредит. “аким образом, мы можем прийти к выводу, что злоба имеет деструктивный характер. Ќо мы должны быть способны сделать этот вывод. ѕоэтому все отнюдь не так просто, как в случае, когда вы суете руку в огонь, обжигаетесь и решаете в будущем больше никогда этого не делать. „ем выше уровень вашего образовани€ и знаний о том, что ведет к счастью, а что Ч к страданию, тем быстрее вы достигнете счасть€. ¬от почему € придаю такое большое значение обучению и знани€м.

ћне показалось, что, предвид€ мое дальнейшее противосто€ние идее простого обучени€ как способа внутренней трансформации, он заметил:Ч ќдна из проблем современного общества заключаетс€ в том, что мы относимс€ к образованию лишь как к средству стать умнее и сообразительнее. »ногда даже кажетс€, что малообразованные люди более невинны и искренни. Ќо, хот€ наше общество и не делает на этом акцент, основна€ задача знаний и образовани€ Ч помочь нам пон€ть важность благоразумных действий и дисциплинировани€ сознани€. ѕравильно использует свой ум и знани€ тот, кто стараетс€ добитьс€ перемен в себе, чтобы сделать свое сердце добрее.

ћы рождены дл€ поиска счасть€. ќчевидно, что в основе счасть€ лежат чувства любви, прив€занности, близости и сострадани€. я считаю, что у каждого из нас есть основани€ дл€ того, чтобы быть счастливым, чтобы про€вить теплоту и сострадание, ведущие к счастью, Ч утверждает ƒалай-лама. Ч ќдно из моих основных убеждений заключаетс€ в том, что потенциал дл€ сострадани€ даетс€ нам уже при рождении. я также считаю, что в основе человеческой природы лежит именно доброта.
Ч Ќа чем основано это ¬аше убеждение?
Ч ¬ соответствии с буддийской доктриной "природы Ѕудды", все человеческие существа изначально благородны и неагрессивны*. ќднако эту точку зрени€ можно прин€ть и не исповеду€ буддизм. я основываю это убеждение на иных иде€х. я считаю, что любовь и сострадание Ч это не только религиозные принципы, но и неотъемлемые элементы повседневной жизни.

¬о-первых, если рассмотреть всю нашу жизнь, от рождени€ до смерти, можно увидеть, что на всем ее прот€жении нас питает любовь других людей. ¬з€ть, например, сам факт нашего по€влени€ на свет. Ќаше первое действие после рождени€ Ч сосание молока матери или кормилицы. Ёто Ч акт любви, сострадани€. Ѕез этого мы не выжили бы, это очевидно. » дл€ совершени€ этого действи€ необходима взаимна€ любовь. ≈сли бы ребенок не испытывал любви и прив€занности к женщине, дающей молоко, он мог бы отказатьс€ его сосать. ≈сли бы, в свою очередь, мать или кормилица не испытывала любви к ребенку, у нее могло бы не по€витьс€ молоко. Ёто жизнь, это реальность. ƒалее, даже наше физическое естество рассчитано на любовь и сострадание. ƒушевный покой, любовь и сострадание оказывают благопри€тное воздействие на физическое состо€ние и здоровье человека. » наоборот Ч раздражение, страх, возбуждение и злоба действуют на наш организм разрушительно. Ћюбовь оказывает вли€ние и на наше эмоциональное здоровье. „тобы пон€ть это, нам достаточно задуматьс€ над тем, что мы чувствуем, когда другие про€вл€ют по отношению к нам любовь и прив€занность. »ли понаблюдать, как испытываемое нами чувство любви автоматически и естественно измен€ет наш внутренний мир, что мы ощущаем при этом. Ёти положительные эмоции делают счастливее нас и наши семьи, а также все общество в целом. ѕоэтому, на мой взгл€д, можно сделать вывод, что в основе человеческой природы лежит доброта. » если это действительно так, есть смысл в том, чтобы попытатьс€ привести свою жизнь в соответствие с этим основным элементом человеческой природы.

Ч ≈сли мы в своей основе добры и сострадательны, Ч спросил €, Ч откуда тогда такое множество войн, конфликтов и агрессии вокруг нас?
ƒалай-лама задумчиво покачал головой, прежде чем ответить.Ч  онечно же, мы не можем игнорировать тот факт, что существуют конфликты и напр€женность не только в сознании отдельных людей, но и в семь€х, в обществе, нации и мире в целом. »сход€ из этого, некоторые считают, что человек изначально агрессивен. ¬ доказательство своей теории они привод€т факты из истории человечества, утвержда€, что человек гораздо агрессивнее остальных млекопитающих. »ли же они говор€т: "ƒа, сострадание €вл€етс€ частью нашей природы, но и злоба также нам присуща. ќни в равной мере присутствуют в каждом из нас". » все же, Ч продолжил он твердо и энергично, подавшись вперед, Ч € по-прежнему убежден в том, что человек по своей природе благороден и сострадателен. Ёти качества доминируют в нем.  онечно же, гнев, жестокость и агресси€ могут пробуждатьс€ в каждом, но € считаю, что это происходит на вторичном, или более поверхностном уровне. ¬ некотором смысле, они возникают тогда, когда мы не можем достигнуть любви и прив€занности. ќни не €вл€ютс€ частью нашей основной, глубинной природы.

“аким образом, хот€ агресси€ и может возникать, € усматриваю причину конфликтов не в человеческой природе, а скорее в человеческом интеллекте Ч неуравновешенном человеческом интеллекте, его заблуждени€х, играх воображени€. јнализиру€ эволюцию человечества, можно прийти к выводу, что физически человек гораздо слабее многих других животных, и только благодар€ интеллекту мы приобрели множество инструментов и методов, дающих нам возможность противосто€ть воздействи€м окружающей среды. ѕо мере того как постепенно развивались человеческое общество и услови€ его существовани€, возрастала и роль нашего интеллекта и познавательной способности. ѕотому € считаю, что первичной дл€ нашей природы €вл€етс€ доброта, а интеллект €вл€етс€ более поздним приобретением. я также считаю, что интеллект, не уравновешенный состраданием, может стать разрушительной силой и привести к катастрофе. Ќо важно понимать, что если конфликты в человеческом обществе €вл€ютс€ результатом неправильного использовани€ интеллекта, с помощью интеллекта же можно попытатьс€ найти пути решени€ этих конфликтов. ≈сли использовать интеллект в сочетании с добротой или состраданием, наши действи€ станов€тс€ конструктивными. ƒоброе сердце в сочетании со знани€ми и образованием Ч вот основа дл€ того, чтобы уважать мнени€ и права других людей, основа дл€ согласованных действий, которые позвол€ют преодолевать агрессию и разрешать конфликты.

..€ спросил ƒалай-ламу: "¬ы когда-нибудь испытывали одиночество?"Ч Ќет, Ч ответил он просто. я не был готов к такому ответу. я предполагал, что он скажет: " онечно же... каждый из нас в какое-то врем€ испытывает одиночество...", и тогда € спросил бы у него, как он справл€етс€ со своим одиночеством. я и не предполагал, что существуют люди, которые никогда не чувствуют себ€ одинокими.
Ч Ќет? Ч переспросил € недоверчиво.
ЧЌет.
Ч » как вам это удаетс€? ќн на мгновение задумалс€.Ч я думаю, одна из причин состоит в том, что € отношусь к люд€м положительно; € всегда пытаюсь найти в них что-то положительное. ѕодобное отношение немедленно пробуждает чувство родственности, ощущение некоторой св€зи. ¬озможно, отчасти это объ€сн€етс€ тем, что € не стесн€юсь и не боюсь того, что люди как-то не так оцен€т мои слова и поступки, утрат€т уважение ко мне или будут считать мен€ странным. ќтсутствие страха и опасений порождает открытость. я думаю, это и есть главна€ причина. ѕыта€сь пон€ть масштаб и трудность прин€ти€ подобной точки зрени€, € спросил: " аким же образом человек может достичь такой способности непринужденно общатьс€ с людьми, без страха вызвать в них отрицательные эмоции? —уществуют ли какие-то определенные методы, при помощи которых обычный человек мог бы развить в себе подобное отношение?"
Ч я глубоко убежден, что дл€ этого в первую очередь необходимо пон€ть полезность сострадани€, Ч уверенно сказал он. Ч Ёто Ч ключевой фактор.  ак только вы поймете, что сострадание не €вл€етс€ чем-то сентиментальным, как только вы осознаете, что оно обладает истинной ценностью, поймете его глубокий смысл, в вас немедленно возникнет стремление к нему, решимость развивать его.  огда в вашем сознании по€витс€ мысль о сострадании, когда эта мысль станет активной, ваше отношение к окружающим изменитс€ автоматически. ≈сли вы будете подходить к окружающим с мыслью о сострадании, это автоматически ослабит ваш страх, сделает ваши отношени€ с окружающими более открытыми. —острадание создает позитивную, дружескую атмосферу. ќно позволит вам создавать с другими людьми такие отношени€, в которых вы сможете получать любовь или другой позитивный отклик. ƒаже в случа€х, когда другой человек ведет себ€ недружелюбно или не хочет реагировать на вас, это отношение позволит вам добитьс€ открытости, котора€ даст вам определенную гибкость и свободу, необходимые дл€ изменени€ своего отношени€. Ётот тип открытости по крайней мере позвол€ет вести осмысленный диалог. ј без сострадани€ в трудных ситуаци€х вам не сможет доставить душевный комфорт даже ваш лучший друг.
Ќа мой взгл€д, люди слишком часто ждут позитивных действий от других вместо того, чтобы попытатьс€ вз€ть инициативу в свои руки и сделать первый шаг. я считаю, что это неправильно; это приводит к проблемам и создает барьер, который усиливает ощущение изолированности от других. “аким образом, если вы хотите преодолеть это чувство изол€ции и одиночества, вам необходимо прежде всего исследовать свой внутренний мир. Ћучший способ сделать это Ч проникнутьс€ состраданием к окружающим.

ѕродолжа€ дискуссию о сострадании, наш следующий разговор € начал с вопроса:Ч ћы уже неоднократно говорили о важности сострадани€, о вашей вере в то, что любовь, теплота, дружба и т. д. €вл€ютс€ необходимыми услови€ми счасть€. ѕредположим, к вам приходит очень состо€тельный бизнесмен и говорит: "¬аше —в€тейшество, вы говорите, что теплота и сострадание очень важны дл€ счасть€. ќднако по натуре € практически лишен этих качеств. ≈сли честно, € не склонен ни к состраданию, ни к альтруизму. я рационален, практичен и верю в силу разума, но не испытываю подобных эмоций. “ем не менее мо€ жизнь вполне благополучна, € счастлив. ” мен€ есть мое дело, друзь€, жена и дети, о которых € забочусь. ” мен€ нет ощущени€, что мне чего-то недостает. –азвитие в себе сострадани€, альтруизма, теплоты и тому подобного Ч это звучит прекрасно, но зачем мне это? ѕо-моему, все это просто сентиментальные штучки..."

Ч ¬о-первых, Ч ответил ƒалай-лама, Ч € бы усомнилс€ в том, что человек, сказавший это, по-насто€щему счастлив. я искренне верю в то, что сострадание €вл€етс€ основной ценностью в человеческой жизни, ее неотъемлемой составл€ющей. —пособность воспринимать чувства других людей основана на любви и сострадании, поэтому мне непон€тно, как человек, которого вы описали, может поддерживать нормальные отношени€ с женой. ≈сли он действительно настолько безразличен к страдани€м и чувствам других людей, то пусть он даже миллиардер, пусть у него отличное образование, жена, дети, друзь€ и положение в обществе, эффект от этих позитивных обсто€тельств будет лишь поверхностным.
Ч Ќо если он утверждает, что прекрасно обходитс€ без сострадани€, как убедить его в важности этого чувства?
ƒалай-лама на минуту задумалс€. ≈го паузы, которые то и дело возникали в разговоре, не создавали т€гостной атмосферы молчани€, а скорее играли роль силы гравитации, котора€ придавала еще больший вес его словам.
Ќаконец он продолжил:Ч я могу выделить несколько важных моментов. ¬о-первых, можно обратить этого человека к его собственному опыту. ќн наверн€ка поймет, что чувствовал себ€ счастливым, когда кто-то про€вл€л к нему любовь и сочувствие. “аким образом, его собственный опыт может помочь ему пон€ть, что и другим люд€м при€тно, когда к ним про€вл€ют теплоту и сочувствие. Ёто понимание поможет ему научитьс€ уважать эмоции других людей и относитьс€ к ним с теплотой и сочувствием. ¬ то же врем€ он обнаружит, что чем больше теплоты он про€вл€ет по отношению к другим люд€м, тем больше получает ее в ответ. я не думаю, что ему понадобитс€ много времени, чтобы пон€ть это. ј именно это €вл€етс€ основой взаимного довери€ и дружбы.

ѕредположим, что этот человек обладает всеми материальными благами, добилс€ успеха, имеет друзей, обеспечен и т. д. ¬озможно даже, что его жена и дети прив€заны к нему, так как он богат и в состо€нии обеспечить им роскошную жизнь. я даже могу предположить, что до определенного момента отсутствие в его жизни человеческой теплоты и сострадани€ может не вызывать у него душевного дискомфорта. ќднако € считаю такое существование невежеством и недальновидностью. ƒаже если отношение других людей к этому человеку кажетс€ ему безупречным, оно основано исключительно на почтении к его богатству и успеху, а не к его личности. ѕоэтому окружающие его люди могут и не получать от него теплоты и любви Ч их устраивает его богатство. Ќо как только он разоритс€, разрушатс€ и эти иллюзорные отношени€. “огда он поймет значение теплоты и ощутит страдание.
Ћюди, способные сострадать, всегда могут чем-то поделитьс€ с другими людьми, даже если оказываютс€ в нищете. ћирова€ экономика неустойчива, в нашей жизни много утрат и неожиданностей, но сострадание всегда остаетс€ с нами.  онечно же, в мире существует немало людей, которых забот€т только их собственные интересы. ≈сть даже такие, кто неспособен сочувствовать даже тем, кого любит, даже своим близким. ќбъ€сн€€ таким люд€м важность любви и сострадани€, необходимо показать им, что эти чувства максимально согласуютс€ с их интересами. ќни хот€т иметь хорошее здоровье, жить долго, наслаждатьс€ душевным покоем и счастьем. Ќаукой же доказано, что все это во многом основываетс€ именно на любви и сострадании... Ќо вы Ч доктор и психиатр, поэтому должны лучше мен€ знать о достижени€х науки.

Ч ƒа, Ч согласилс€ €. Ч —уществуют неоспоримые научные доказательства благотворного вли€ни€ подобных состо€ний сознани€ на физическое и эмоциональное здоровье человека.
Ч » € думаю, что распространение этой информации может помочь некоторым люд€м достичь большей глубины сострадани€... Ч отметил ƒалай-лама. Ч Ќо € также считаю, что кроме этих научных исследований существуют и другие аргументы, которые люди могут обнаружить в своем повседневном практическом опыте. Ќапример, можно прийти к выводу, что отсутствие сострадани€ ведет к жестокости. —уществует множество исторических примеров, свидетельствующих о том, что жестокие люди, такие, как —талин и √итлер, обычно несчастливы и неудовлетворены. “аких людей снедает параной€, котора€ не покидает их даже во сне...  онечно, кому-то это будет трудно пон€ть, но этим люд€м недостает того, что есть у более сострадательных людей, Ч ощущени€ свободы, способности расслабл€тьс€, без которой невозможен спокойный сон. ∆естокие люди никогда этого не чувствуют. »х всегда что-то грызет, что-то гнетет, и внутренн€€ свобода дл€ них недостижима.  ак не пытайс€, невозможно обойти тот факт, что страдание €вл€етс€ частью жизни. » конечно, никто из нас не любит страдани€ и проблемы. Ќо мне кажетс€, что большинство людей все-таки не понимает, что страдани€ €вл€ютс€ неотъемлемым элементом нашего существовани€...

ƒалай-лама внезапно рассме€лс€:
Ч«наете, на дне рождени€ обычно говор€т: "ѕоздравл€ю с днем рождени€!", хот€ день вашего рождени€ был днем вашего страдани€. Ќикто ведь не говорит: "— днем рождени€ Ч днем страдани€!" Ч пошутил он.
Ч ƒл€ того чтобы прин€ть идею, что страдание €вл€етс€ частью человеческой жизни, вы сначала должны изучить факторы, вызывающие ощущение неудовлетворенности и несчастливости. “ак, вы чувствуете себ€ счастливыми, если вы сами или близкие вам люди добиваютс€ успеха, известности, богатства и других при€тных вещей. » вы чувствуете себ€ несчастливыми и неудовлетворенными, если не добиваетесь этих вещей или если их добиваетс€ ваш соперник. ѕроанализировав свою повседневную жизнь, вы обнаружите, что факторов, вызывающих боль, страдание и неудовлетворенность, во много раз больше, чем факторов, вызывающих радость и счастье. Ёто факт, который не зависит от нашей воли и с которым мы должны смиритьс€. “ак как страдани€ Ч одна из реалий нашего быти€, нам необходимо пересмотреть свое отношение к ним. Ќаше отношение к страданию определ€ет нашу способность противосто€ть ему. ќбычное отношение к боли и страданию Ч резкое непри€тие и нетерпимость. Ќо если нам удастс€ изменить свое отношение к. страданию, сделать его более терпимым, мы сможем эффективнее противосто€ть чувствам несчастливости, неудовлетворенности и разочаровани€. Ћично мне кажетс€, что наиболее эффективна€ техника усмирени€ страдани€ Ч попытатьс€ пон€ть, что страдание €вл€етс€ глубинной природой сансары*, непросветленного быти€.¬ тот момент, когда вы испытываете физическую боль или какое-либо другое страдание, вы, конечно же, думаете: "ќ, страдать Ч это так плохо!" ” вас возникает непри€тие страдани€: "я не должен испытывать это!" Ќо в этот момент вы также можете взгл€нуть на ситуацию под другим углом и осознать, что это самое тело... Ч он похлопал себ€ по руке, Ч €вл€етс€ основой страдани€, и эта мысль ослабит чувство непри€ти€ страдани€ Ч чувство, что вы не заслуживаете этой участи, что вы стали жертвой. »так, как только вы поймете и примете эту идею, страдание станет дл€ вас чем-то естественным.

скачать книгу: http://www.onlinedisk.ru/file/226631/
Ќашла здесь:http://nedorazvmenie.livejournal.com/1057276.html#cutid1
–убрики:  философи€


ѕроцитировано 2 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку