-Метки

Власть анархизм армия афоризмы белковый миф библейская правда библия благо бог бог во всех людях бойня буддизм вакцинация веганство вегетарианство вера веротерпимость ветхий завет власть над собой вода война воспитание вред для здоровья геноцид гнев голод и мясоедение гонения государственное насилие государство григорий сковорода давид найдис деньги духоборы духовность душа дхаммапада евангелия ешуа желания жизнь в селе журнал ясная поляна загрязнение планеты заповедь любви здоровье знание золотое правило нравственности изречения будды иисус истина история иудаизм колонизация лев толстой любовь манипулирование марк аврелий метод кошастого милосердие милосердие и любовь к животным молоко мудрость мульчирование мысли мыслители мясо мясоедение и милосердие насилие ненасилие новый завет нравственность образование общество потребления органическое земледелие педагогика педагогика льва толстого поиск истины природа притчи противоречия в библии саморазвитие самосовершенствование свобода свобода в образовании смерть сми смысл жизни соблазны сократ страдания стяжательство убийство учение будды учение иисуса философия хазарзар христианство цитаты школа экология яснополянская школа

 -Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Планы на годВаши планы на год в вашем дневнике!

 -Цитатник

Компостные кучи или компостные дорожки? - (0)

Компостные кучи или компостные дорожки? Анализируя свою частную переписку, вопросы, задаваем...

Моя любимая Сара Брайтман))) - (0)

ADAGIO by Sarah Brightman - ANYTIME, ANYWHERE  В 1998 году вариация на тему Адажио впервые п...

ЗАГАДОЧНЫЙ СОКРАТ. Первая часть - (0)

ЗАГАДОЧНЫЙ СОКРАТ (часть 1 - начало) Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2013 г. Из всех непосвященных ...

ЗАГАДОЧНЫЙ СОКРАТ. Вторая часть - (2)

ЗАГАДОЧНЫЙ СОКРАТ (часть 2 - окончание) Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2013 г. Заботясь о благопол...

16 бесплатных образовательных проектов в сети - (0)

16 бесплатных образовательных проектов в сети Мир не стоит на месте и уже можно получить профильн...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в leopoliss

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

morning glory no-till peta аборты абуль-фарадж авиценна агапий аграфа адин балу (эдин баллу бэллоу) александр кузнецов альтернативная гражданская служба америка анархизм анскулинг антипотребительство антисемитизм апокрифы аристотель армия архитектура

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.10.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 1392


Духоборцы. Часть 2

Вторник, 23 Июля 2013 г. 01:44 + в цитатник

Перейдем теперь прямо к современному состоянию духоборческой общины.
   Как живут теперь духоборцы в Америке? Сколько их? Как организовано их хозяйство? Как протекает духовная жизнь? Остались ли духоборцы верны принципам христианского коммунизма и антимилитаризма, принципам трудовой земледельческой жизни и нравственного совершенствования?
   Хотя мне лично не довелось до сих пор побывать в Канаде, но благодаря счастливой случайности, я располагаю вполне аутентичными сведениями о канадских духоборцах, сведениями, полученными из первых рук, именно из личного общения с выдающимися членами духоборческой общины.
  
- 49 -

   АРХИВ
   14 июня 1931 года, проживая в Праге, в Чехословакии, получил я из Нью-Йорка от П. П. Веригина телеграмму следующего содержания: "Делегация духоборцев, состоящая из 6 членов, выезжает 14 июня из Нью-Йорка на пароходе "Бремен", направляясь в Европу. Пожалуйста, выезжайте навстречу делегации и возьмите на себя помощь и руководство в том деле, которое ей поручено. Подробности - письме, которое везет с собой делегация".
   У меня уже прежде были сношения с духоборцами. Между прочим, при моем посредстве духоборцами распространено было несколько сот долларов среди болгар, пострадавших от страшного землетрясения в 1928 году. Я не мог дать себе ясного отчета в том, в каком собственно деле понадобилась теперь духоборцам моя помощь, но я знал, что эти люди слов на ветер не бросают и даром ничего не предпринимают. Поэтому я пошел навстречу желанию Веригина, выехал к 20 июня, ко дню прибытия "Бремена" в приморский город Бремергафен в Германии, встретил духоборцев /обратив их внимание на себя большим плакатом с русской надписью: "Братьям-духоборцам - привет!"/, проводил их до Берлина, устроил в недорогом отеле, показал им вегетарианскую столовую и затем принял участие в том деле, которое поручено было им общиной.
   Дело состояло в том, чтобы добиться визы для въезда в Советскую Россию и войти в отношения с советским правительством по вопросу о переезде всех оставшихся в России духоборцев в Америку. Последние, жестоко преследовались "коммунистическим" правительством. Американские собратья готовы были им помочь чем только могли: ассигнованием средств на переезд их через океан, устройством на сельскохозяйственные и другие работы в Америке и т. д. К тому же, П. П. Веригин видел свою специальную, историческую задачу в воссоединении всех духоборцев в одном месте. Я охотно взялся помочь, чем мог братьям духоборцам.
   Мы вместе с делегациями посетили неоднократно советское посольство на улице Унтер-ден-Линден, вместе сочиняли и отправляли прошения на имя Калинина и Сталина, беседовали со случайно наехавшим в то время в Берлин Луначарским, привлекли в качестве ходатаев за наше дело выдающихся представителей берлинской интеллигенции и других влиятельных европейцев. /Под письмом, отправленным в Москву, стояли подписи: проф. Алберта Эйнштейна, Артура Голичера, Отто-Лемана-Руссбюльта /председателя германской лиги прав человека и гражданина/, проф. Фр. Зигмунда-Шультце, ген. фон. Шенаиха, Ромена Роллана, Виктора Маргерита, Жоржа Пиоша, Феннера Броквея, Георга Ленсбери и Дж. Кенворти/. И затем ждали ответа на наше ходатайство.
   В свободное время мы осматривали Берлин, посещали музеи и знакомились с представителями передовых общественных, религиозных и пацифистских организаций, в свою очередь проявлявших огромный интерес и исключительное внимание к милым заокеанским гостям.
   Делегация состояла из трех мужчин и трех женщин, точнее - трех отцов и трёх взрослых их дочерей. Во главе делегации стоял выдающийся духоборец, один из директоров общины Г. В. Верещагин.
   Здесь не место останавливаться подробнее на деятельности берлинской духоборческой делегации. Скажу сразу, что советской властью во всем было духоборцам отказано - даже в возможности хотя бы на один день и хотя бы в сопровождении от самой границы советских агентов посетить Москву для непосредственных переговоров с правительством, - не говоря уже о разрешении пребывающим в Советской России духоборцам выселиться в Америку. Возможно, что московская власть не захотела повторять недавнего опыта с немецкими крестьянами меннонитами, бегство которых из Советской России произвело
  
- 50 -

   АРХИВ
   огромное впечатление на цивилизованный мир.
   Проживая с делегацией в Берлине в течение около трех месяцев я, разумеется, имел случай не раз подробно беседовать с членами делегации о жизни духоборцев в Канаде. И вот какая картина вырисовывалась передо мной на основании их простых и искренних братских рассказов.
   Духоборцы проживают в четырёх провинциях Канады: Британской Колумбии, Саскачеване, Альберте и Манитобе. Общее число американских духоборцев за последние десятилетия сильно возросло. В 1899 г. их было 7380 человек. Ныне число всех, проживающих в Америке духоборцев равняется 15000. Из этих 15000 приблизительно 1 тысяча человек рассеялась по городам, слилась с американским населением и уже не имеет ничего общего с основной частью духоборцев. 7000 человек проживает в общине, в коммуне, а остальные 7000 - в качестве самостоятельных фермеров. Последние, выступив из коммуны, тем не менее сохранили свою верность главным духоборческим принципам: остались за немногими исключениями вегетарианцами, противниками военной службы и т. п. Мало того, новому руководителю обданы П. П. Веригину удалось добиться организационного воссоединения всего "духоборческого народа": именно, независимо от тех органов управления, какие существуют в общине-коммуне, вся масса канадских духоборцев, т. е. община и фермеры вместе признают авторитет общего Центрального исполнительного комитета именованных духоборцев Канады. Некоторые общедухоборческие дела решаются именно этим комитетом, причем характерно, что во главе его стоит не Веригин и не какой-либо другой представитель общины, а духоборец фермер. Последнее обстоятельство, очевидно, должно быть приписано общему чутью и такту Веригина.
   Административный центр коммуны находится в городке Бриллианте, расположенном в Британской Колумбии, в очень живописной холмистой местности, на берегу красивой и широкой, с прекрасно кристально-прозрачной водой реки Кутеней. Мимо проходит великая Канадская железная дорога, пересекающая всю Канаду от берегов Атлантического до берегов Тихого океана, от города Монреаля до города Ванкувера.
   Если смотреть сверху, с окрестных скал, то прямо внизу у реки можно видеть духоборческий городок. Рельсы, железнодорожная станция. Огромные корпуса мармеладной фабрики, элеватор, госпиталь, электрическая станция, две лавки, школа - все эти строения кирпичные, явление исключительное в Канаде вне городов /а Бриллиант, конечно, является скорее поселком, чем городом/. За рекою, в бесконечную даль простирается слегка волнистая цветущая равнина. По ней, на огромном расстоянии раскинуты среди прекрасно возделанных полей, фруктовых садов и рощ духоборческие села, вернее хутора. Хутора эти построены на определенном расстоянии /метров 150-200/ друг от друга и как правило, состоят из двух прекрасных кирпичных двухэтажных домов с общим двором и огородом. Обилие зелени, внутренняя планомерность всего поселения, ослепительный блеск реки действуют на зрителя, кто бы он ни был, чарующе. Бриллиант построен уже после переселения духоборцев в Британскую Колумбию и само название присвоено было городку по желанию духоборцев.
   В городке, а главное, в окружающих его хуторах проживает до 6000 членов духоборческой коммуны. На отделенные Саскачевань и Альберту приходится лишь 1000 человек /не считая духоборцев фермеров/. В каждом духоборческом селе или хуторе проживает обыкновенно от 80 до 100 человек.
  
- 51 -

   АРХИВ
   Все дома в селах построены по одному и тому же плану. Нижний этаж разделен на два помещения. Одно является залой для собраний, приема гостей и т. д., другое - кухней-столовой, где приготовляется обед и где духоборцы обедают за общими длинными столами. /Приготавливается общий вегетарианский обед хозяйками-духоборками, по очереди/. В верхнем этаже дома имеется ряд жилых комнат, из которых каждая представляется одной семье. Взрослый юноша или взрослая девушка получают также отдельную комнату. Вокруг домов всегда много цветов.
   Тех, кто приезжает к духоборцам в первый раз, поражает цветущий вид населения. Только что посетивший в Канаде духоборцев известный швейцарский писатель Вернер Циммерман так описывает внешность духоборцев: "Редко когда встречал я людей столь красивых и цветущих здоровьем. До глубокой старости редко испортится у них хоть один зуб. Заразные болезни неизвестны. Большинство - краснощеки..."
   Прибавлю, что духоборцы обращаются к врачам и медицине лишь в исключительных случаях. Они говорят, что лучшим лекарством от всех болезней является хорошая жизнь, и это лекарство имеется у них в достаточной степени.
   По основной профессии, унаследованной от предков духоборцы - земледельцы, но так как часто приходится им жить в гористых и лесистых местностях, то в Канаде среди них процветает и лесной промысел. Община является собственницей паровой пилы. Кроме того, занимаются канадские духоборцы разведенкам ягод и фруктовых садов. Около этого дела выросла прекрасно оборудованная, отлично идущая фабрика фруктовых консервов и мармелада, также принадлежащая общине. Изделия этой фабрики распространены по всей Америке.
   Далее духоборцы являются прекрасными плотниками и каменщиками, способными и к самостоятельной выработке строительных планов. Все жилые дома и другие общинные здания построены самими духоборцами, без участия специально приглашенных архитекторов.
   Общине принадлежат два кирпичных завода, несколько мельниц, а также фабрика водопроводных труб.
   Работать духоборцам приходится много и тяжело, но живут они очень чисто. Пища - не только достаточная, но даже изобильная. Да и работа лучше спорится, благодаря тому, что работают вместе. Иной раз выйдут девушки человек по 50, да с песнями на работу - так англичанам-фермерам даже завидно становится...
   Кстати, духоборцы поют очень хорошо. В Берлине все восхищались пением шести членов духоборческой делегаций. Музыкальных инструментов, согласно традиции, духоборцы не употребляют, но их пение звучит как орган.
   Конечно, духоборцев подкрепляет в их трудах и жизни их религиозно-нравственное мировозрение. Все на нем основано. Без него ничего бы не было. В возможность коммунизма материалистического, политического, насильственного духоборцы не верят.
   Мы уже знаем, что внешние проявления религиозной жизни у духоборцев - как, например, обстановка их молитвенных собраний, обычаи, связанные с рождением детей, браком, погребением умерших - чрезвычайно просты и незамысловаты. Ни каких бы то ни было намеков на церковный культ, ни духовенства у духоборцев нет.
   Женятся духоборцы по любви и по взаимному согласию молодых людей. Родители никогда не препятствуют браку. Большинство браков совершается между молодыми людьми в возрасте от 20 до 23 лет. Женятся духоборцы на "всю жизнь". Браки постоянны. Но если брак
  
- 52 -

   АРХИВ
   несчастлив или неудачен, муж и жена могут свободно разойтись. Правда, их перед этим уговаривают "старики" примириться, не расходиться. Но если уговоры не помогают, никто не принуждает ко взаимному сожительству насильно. И что же, много разводов среди духоборцев? Нет, очень мало.
   В большинстве семей бывает от 5 до 6 детей.
   Не надо добавлять, что мужчина и женщина пользуются во всех отношениях равным положением и равными правами в общине духоборцев.
   К старикам духоборцы относятся любовно и почтительно. Но и духоборцы - не ангелы. Среди них могли случаться и преступления. И, однако, когда я стал допытываться, бывают ли например кражи у духоборцев, то собеседник мой, директор общины Г. В. Верещагин долго морщил лоб и напряженно припоминал. "Да - сказан он - было две кражи". Подумайте, две кражи за 30 лет жизни духоборцев в Америке! Но потом оказалось, что и кражи - не были кражи, а всего только детские проказы: 15-летний мальчик отвинтил какую-то часть у велосипеда проезжего англичанина, и еще что-то в этом роде. Я даже рассмеялся.
   - Да у нас и нельзя украсть-то, - возразил мне духоборец. - Ну, украдете вы корову, а куда вы ее денете? Отведете на соседний участок? Так ведь она все равно будет общая!...
   Более серьезных преступлений, как, например, убийства, совсем не бывает.
   Правда, попадаются беспокойные, неприятные, люди. Они могут и повредить. Тогда, их дело разбирается "старичками", и виновный для исправления переводится из одной "духовной семьи", т. е. села в другую. Если он не исправится и тут, его переводят в третью. И тут уже обыкновенно виновный одумывается, исправляется...
   Так рассказывают духоборцы. Так разрешена у них проблема суда. Они не сажают в тюрьмы - они только меняют среду для провинившегося - и тот одумывается, "выздоравливает". Разве это не мудрость? И разве это не является недостижимым идеалом для нашей юриспруденции? Но опять-таки, это стало возможным только на основе христианско-коммунистического общества, какое представляют духоборы.
   По переселению в Америку, духоборы вели долгий бой с канадским правительством за право не посылать детей в правительственные школы. Они готовы были завести свои школы. Но правительство отказывало и до сих пор отказывает им в этой привилегии. Положение создалось очень тяжелое. Правительственной школе духоборцы не доверяли, своей не было, и дети оставались без образования. Несколько лет тому назад духоборцы, скрепя сердце, подчинились и приняли английскую школу. Дети их обучаются сейчас в школах на английском языке. Дома матери обучают детей русскому языку, главным принципам религий в духоборческом понимании, пению старинных русских песен и религиозных псалмов. Женщина как воспитательница играла всегда и теперь играет исключительную роль у духоборцев.
   Духоборцы хотели бы укрепить, если возможно, упор против односторонне-школьного влияния на детей и молодежь. Не имея права открыть свои школы, они с легкой руки Веригина и приглашенного им в 1927 году в качестве советника друга Л. Н. Толстого П. И. Бирюкова /скончавшегося в 1932 г. в Женеве/, решили предпринять некоторые шаги в области внешкольного образования духоборческой массы. Стараниями П. И. Бирюкова основана первая духоборческая библиотека /в основу которой легло большое книжное собрание самого Павла Ивановича, принесенное им в дар общине/. Открыта читальня. Книга завоевывает все больше и больше внимания среди духоборцев,
  
- 53 -

   АРХИВ
   особенно среди молодежи.
   Директором общины Г. В. Верещагиным - заведующим народным образованием и здравохранением - организованы и в Британской Колумбии, и в Саскачеване кружки самообразования, имеющие большой успех. Молодежь собирается не только для совместного чтения, но и для обсуждения прочитанного.
   До последнего времени духоборцы жили, если не изолированно от остального света, то все же вполне самостоятельно, не в экономическом, а именно в духовном отношении. Известные влияния, как, например, влияние Толстого или влияние технического прогресса, они могли воспринимать, но переваривали все тотчас же по своему. А главное, организационно стояли всегда особняком, своей группой, своей силой, не входя ни в какие более крупные объединения общего характера. В начале текучего 1932 года они сделали одно исключение. Шагнули к миру, или объединили свой шаг по пути к добру и прогрессу с шагом другой, однородной по своим заданиям, организации. Именно, духоборцы вошли как группа в состав Интернационала противников войны.
   Интернационал противников войны /War Resisters International/ является достаточно известной на международном форуме радикально-антимилитаристической организацией, поэтому излишне здесь говорить о нем подробно. Особенностью организация является тот пункт устава, согласно которому каждый член ее дает личную подписку-обязательство не принимать участия ни в какой войне, ни в международной, ни в гражданской, и бороться за отстранение всех причин, вызывающих войну: "Война - преступление против человечества". Тут нет колебаний, нет никаких "постольку-поскольку". Да или нет? - ответ должен быть дан каждым простой, ясный и категорический.
   26 января 1932 года международный Совет Интернационала противников войны, по моему предложению, обратился к П. П. Веригину с предложением и горячим призывом побудить руководимую им общину присоединиться на правах самостоятельной группы к этой организации.
   "Нам хорошо известно, говорилось между прочим в этом письме, подписанным председателем Феннером Броквеем, генеральным секретарем Ренхемом Брауном и мною, как одним из членов совета, - история и современное состояние общины духоборцев. Нам известен весь путь великой борьбы вашей общины за идеалы мира, братства и равенства. Подкрепленная подвигом и великими жертвами борьба эта закончилась вашей победой как внутри России, так и вне ее. Отказавшись от войны и военной службы и установив в своей среде справедливый социальный порядок, вы являетесь в настоящее время поистине одним из передовых отрядов человечества и примером для всех мыслящих и идущих людей..."
   Вот какой организации, следовательно, духоборцы поверили. Вот в какой форме нашли они для себя возможным сотрудничество. И если борьба против войны и насилия есть выражение истиной культурности человека и общества, в таком никто не смеет и духоборцев причислять к обскурантам и врагам культуры.
  
   Есть у духоборцев меньшинство, 400 - 500 человек так называемых "Сынов Свободы", которые упорно отказываются иметь что-либо общее с культурой, цивилизацией, школами, правительством и т. д. "Сыны Свободы" занимаются исключительно земельным трудом. Землю в собственность не покупают и арендной платы за нее не вносят /они представляют делать это за них основной, большой духоборческой общине/. Детей своих ни в какие школы "Сыны Свободы" не посылают, штрафов и наказаний за это не боятся. Кажется, нет между "Сынами
  
- 44 -

   АРХИВ
   Свободы" или "свободниками", как они в просторечии называются, и основной массой духоборцев никаких глубоких принципиальных различий, которые могли бы отделять одних от других и часто превращать их в два враждебных стана. В действительности, дух фанатизма, присущий "свободникам", делает из них не вождей, не вдохновителей, не передовых борцов за духоборческие идеалы, а какое-то чужеродное тело в общей массе духоборческого народа, превращает их из помощников и сотрудников в бессознательных врагов общего дела.
   Особенно одна сторона в поведении и привычках "свободников" осложняет их отношения с общиной, да и не только с общиной, а и со всем внешним миром, в том числе и с канадскими обществом и правительством. Именно, если "свободники" чем-либо недовольны в отношении к ним общины ли духоборческой, правительственных ли органов - они раздеваются все донага - мужчины и женщины и в таком виде все вместе с пением и выкриками в состоянии чрезмерного возбуждения парадируют по населенным окрестным местам и соседним городам.
   Явление это новое и наносное. Ничего подобного у старых духоборцев не было. Кто был первым "соблазнителем" части духоборцев, сказать сейчас трудно.
   Так как шествия в голом виде продолжаются систематически в течение многих лет, то естественно, что они вызывает большое раздражение против "сынов свободы" и в собственной духоборческой среде, которая в целом вовсе не желает, чтобы ее смешивали со "свободниками" и в американском населении, и у местной полиции - ведь последним приходится ловить голых людей и прекращать их шествие.
   Так доведением прекрасных, здоровых принципов до бессмыслицы "свободники" компрометируют имя духоборцев и снижают значение их исторического подвига.
   Конечно и у основной общины духоборцев могут быть и ошибки, и недостатки. Вот тут-то и должны помочь "свободники", помочь разумным советом, помочь избытками духовности и любовности, - если таковые у них имеются. "Голывством" же и праздным осуждением никому и ничему не поможешь.
   Надо не дать умереть тому действительному духовному содержанию, которое скрыто в недрах духоборской души. Надо не забывать того высшего и лучшего, что создано великой духоборческой традицией. Надо объединиться всем духоборческим течениям и группировкам в служении основному и главному.
   Оба последних вождя провозгласили три лозунга, долженствующие руководить всей жизнью каждого истинного духоборца. Лозунги эти следующие:
  
   1. ТРУД И МИРНАЯ ЖИЗНЬ
   2. СЫНЫ СВОБОДЫ НЕ МОГУТ БЫТЬ РАБАМИ ТЛЕНИЯ
   3. БЛАГО ВСЕГО МИРА НЕ СТОИТ ЖИЗНИ ОДНОГО РЕБЕНКА
  
   Лозунги всеобъемлющие и пройдет, быть может, еще несколько столетий, пока все человечество научится воплощать всю жизнь в соответствии с требованиями, выраженными в этих лозунгах. Духоборцы стоят, быть может, ближе других людей к возможности такого перевоплощения. На этом пути они должны объединиться, на этом пути и пожелаем им дальнейших успехов!
   Пожелаем также, чтобы более широкие круги цивилизованного общества присмотрелись ближе к поучительному примеру духоборцев и позаимствовали из этого примера то, что может помочь нам преодолеть сегодняшнее состояние всеобщего взаимного недоверия, озлоб-
  
- 44 -

   АРХИВ
   ления, нужды, страха перед новыми социальными катастрофами, атавистического преклонения перед ореолом физической военной силы и мощи и кажущейся безвыходности.
   На самом деле выход есть, и это выход надо искать, подобно духоборцам, и в своём сердце, и в разумной, не братоубийственной, а мирной, кооперированной инициативе.
  
   Прага.
   Ноябрь 1932 г.
  

 

 

Рубрики:  Лучшее в Духоборстве
Духоборы, это особенное течение в истории РПЦ. Они не были обычными протестантами, как лютеране, кальвинисты или прочие, у них было свое, особенное понимание Библии, отношений между людьми, особое понимание Бога, которое мне очень близко.
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку