Куропаточная гостиная
А.П. Цесевич. Куропатоная гостиная в Большом дворце
Куропаточная гостиная, или Будуар, открывает анфиладу комнат женской половины дворца.
Расположенная в непосредственной близости от спальни и Туалетной, она использовалась для утреннего времяпрепровождения императриц в ближайшем окружении.
Комната расположена в старой, петровской части дворца. До перепланировки, предпринятой Франческо Растрелли, на месте гостиной были две маленькие комнаты, причём одна из них — без окон. Впоследствии растреллиевский интерьер был переработан Юрием Фельтеном, который, однако, не изменил его общий характер: были оставлены некоторые золочёные орнаменты на стенах и дверях, остался и альков, отделяющий размещённый в гостиной диван от остальной части комнаты.
Фельтен создал новую нишу для дивана, плавно изогнув к алькову плоскости стен.
Своим названием комната обязана изысканной отделке стен. Шёлковая бледно-голубая ткань серебристого отлива с вытканными изображениями куропаток, вписанных в орнамент из цветов и колосьев пшеницы, создана по эскизам Филиппа де Лассаля (де ла Салля). Лионский художник во второй половине XVIII века пользовался большой известностью: он работал над эскизами обивочных шелков для резиденций всех европейских монархов. Рисунок с куропатками специально разрабатывался для Петергофского дворца; заказчицей дорогого шёлка была Екатерина II.
Обветшавшую ткань в XIX веке дважды (в 1818 и 1897 годах) возобновляли на русских фабриках в точном соответствии с оригинальной. Сохранившийся кусок материи, вытканной в конце XIX столетия, был использован при воссоздании интерьера после войны для затяжки западной стены гостиной и в качестве образца для изготовления обивки для других стен. Воссоздали значительную часть шёлка московские мастера под руководством А. Фейгиной. Часть старой ткани размещена на западной стене.
Д.Г. Левицкий. Портрет Е.И. Нелидовой, 1773-1776 гг.
Потолок гостиной украшает овальный плафон, аллегорически изображающий Утро, прогоняющее Ночь (неизвестного французского художника XVIII века). Ранее потолок был расписан темперой художниками братьями Алексеем и Иваном Бельскими, но роспись безвозвратно погибла во время войны.
В Куропаточной гостиной экспонируются четыре произведения Ж. Б. Грёза, в том числе «Девушка, сидящая у стола» (1760-е годы).
Jean Baptiste Greuze. The Girl at the Table
Jean-Baptiste Greuze's. The Souvenir (Fidelity), 1787-1789
Копия с картины Ж.Б. Греза «Девушка»
Другим заметным экспонатом комнаты является арфа, изготовленная в Лондоне в конце XVIII века филиалом фирмы французского мастера музыкальных инструментов Себастиана Эрара.
Восстановлена гостиная в 1964 году. Была в числе первых воссозданных залов дворца.
Диванная
Опочивальня императрицы. Диванная оформлена по проекту Фельтена в 1770 году.
А.П. Цесевич. Диванная в Большом дворце
Применив золочённую резьбу по дереву, Фельтен использует геометрический плоский орнамент, розетки, провисающие гирлянды цветов.
В 1779 году у западной стены был размещён «турецкий» диван «с приступом» (отсюда название комнаты), подаренный Потёмкиным.
Стены обиты китайским шёлком XVIII века, реставрированным и дополненным А. Васильевой.
Восстановлена в 1964 году. На ковре стоит фарфоровая статуэта любимой левретки императрицы Екатерины II Земиры. Фигура собачки выполнена на Императорском фарфоровом заводе в 1779 году по модели скульптура Ж.-Д. Рашетта.
Из предметов, издавна находящихся здесь, особый интерес представляют «Портрет Елизаветы Петровны в детстве», копия с работы Л. Каравака, фарфоровая яйцеобразной формы ваза, изготовленная перербургскими мастерами.
Каравак Луи «Портрет цесаревны Елизаветы Петровны в детстве» Вторая половина 1710-х
Туалетная
С середины XVIII века и вплоть до 1941 года облик этой комнаты не претерпел существенных изменений.
А.П. Цесевич. Туалетная в Большом дворце
Лишь в 1845 году во время тюновления позолоты деревянной резьбы был изменен рисунок рамы над существовавшим тогда камином.
Шелк, украшающий сегодня Туалетную, по-своему уникален. Он выткан в XIX веке по образцу предшествовавшего столетия, исполненному по рисунку П. Дверза. Этот шелк предназначался для так называемой Ольгиной половины Большого дворца. Часть шелка, сделанная в запас, была эвакуирована и использована в 1971 году для драпировки стен Туалетной. По кремовому полю прихотливо изгибается синий орнамент, составленный из фантастических цветов. С ним красиво контрастируют букеты красных цветов и веток сирени.
Золоченая мебель комнаты, обитая тем же шелком, что и стены, выполнена в России в XIX веке.
Хрустальная люстра русской работы середины XVIII века упоминается среди вещей Большого дворца уже в описи начала XIX столетия.
В 2016 году в исторический интерьер Большого Петергофского дворца - Туалетную комнату, "вернулась" фарфоровая люстра, изготовленная в Германии на Королевской фарфоровой мануфактуре во второй половине XIX века по модели И.И. Кендлера (1706-1775 гг.).
Стены Туалетной, как и других комнат анфилады, украшают парадные портреты. Лучший из них - портрет Елизаветы Петровны. Он был написан за год до ее смерти, в 1760 году, придворным художником французского короля Людовика XV Шарлем Ван-Лоо (1705 - 1765). Живописец никогда не видел Елизавету и писал портрет по миниатюре, находившейся при французском дворе.
В этой же комнате на противоположной от окон стене находятся портреты Павла I в детстве и Екатерины II. Первый является копией с портрета кисти шведского художника Александра Рослина, проведшего три года (1775 - 1777) в Петербурге. Портрет Екатерины II написан тем же художником в 1777 году.
Большой интерес представляет висящий на западной стене портрет Елизаветы Петровны с арапчонком. Георг Христиан Гроот (1716-1749) создал эту композицию в 1743 году, вскоре после прибытия в Россию. Успех ее был необычаен. Знаменитый мастер Мейсенского фарфорового завода И.-И. Кендлер воспроизвел ее в фарфоре. В России же портрет был неоднократно копирован, и сам Гроот несколько раз повторил его. До войны в Большом дворце находилась копия с портрета работы Гроота, но она погибла. Портрет Елизаветы с арапчонком, находящийся в Туалетной, считается авторским повторением.
Портрет Елизаветы Петровны с арапчонком работы художника Г.-Х. Гроота
Находящийся в этой комнате туалетный прибор состоит из зеркала, канделябров, фарфоровых сосудов и коробочек различного назначения.
Зеркало в серебряной раме - один из ценнейших экспонатов Большого дворца. Как явствует из надписи, выбитой на нем, это произведение Франсуа Тома Жермена (1726 - 1791). В этой надписи он называет себя "скульптором-ювелиром короля", имеющим мастерскую в галерее Лувра.
Рядом с зеркалом на столике располагается эффектный фарфоровый туалетный набор, выполненный русскими мастерами на Петербургском императорском фарфоровом заводе в 1838 году. Кувшины с тазами, флакон для одеколона, коробочка для мыла и щеток, лоток с подушкой для булавок и т. п. - все украшено золотым орнаментом по нежно-розовому полю и в резервах написаны разнообразные цветы - тюльпаны, анютины глазки, нарциссы.
Особенно интересны были изготовленные в 1846 году два канделябра "о 10 свечах каждый" и часы, украшенные лепными, ярко расписанными цветами. Ныне они опять находятся в Туалетной.
Золоченая мебель комнаты, обитая тем же шелком, что и стены, выполнена в России в XIX веке. Золочёная резьба воссоздана под руководством А. Семёнова по моделям Н. Оде.
Перед диваном стоит небольшой наборной работы столик необычной формы. Такие столики были излюбленными предметами меблировки русских интерьеров 80 - 90-х годов XVIII века. Легкие, свободно передвигаемые, они могли использоваться для разнообразных целей и за сходство столешни с бобом получили название "столик-бобик".
Четыре комода Туалетной имеют характерные для переходного от барокко к классическому стилю формы: сложно-изогнутую переднюю часть корпуса и в то же время геометрический рисунок набора и заключенные в прямоугольные рамки наборные архитектурные композиции.
Стоящий на комоде кабинет черного дерева, отделанный черепахой, изготовлен ЕВ Южной Германии в первой четверти XVIII века.