Секретарская
Интерьер был создан в середине XVIII века по проекту Растрелли. Основной элемент декора — зелёный шёлковый штоф, которым затянуты стены, — воссоздан по образцу XVIII века.
Белые панели и двери были оформлены золочёными прямоугольными тягами, резными изображениями птиц, растительным орнаментом. В Секретарской находится одна из изразцовых печей Большого дворца. Воссоздана под руководством В. Жигунова. Паркетный пол, как и ещё в некоторых залах (Куропаточной, Диванной и Голубой гостиных, Коронной, Голубой приёмной, Дубовом кабинете Петра I) выложен рисунком «зигзаг».
На стенах — картины «Загородный дворец» работы голландского художника Я. Ван ден Стратена (1701) и «Горный пейзаж» работы неизвестного итальянского художника XVIII века.
Коронная
Была оформлена в середине XVIII века и перестроена 1769—1770 годах по проекту Юрия Фельтена как парадная Опочивальня. Но по назначению не использовались. Она требовалась лишь для усиления подчёркнутой парадности дворца.
А.П. Цесевич. Коронная в Большом дворце
С конца XVIII века комната стала называться Коронной так как в правление Павла I в помещении был установлен специальный «стоянец» для короны .
Меблировка и оформление повторяют убранство Диванной: в комнате установлена перегородка с альковой нишей, а стены затянуты росписным китайским шёлком, на котором изображается процесс изготовления фарфора в Цзиндэчжене. На южной стене можно видеть изображение огромных печей для обжига изделий из фарфора. На других стенах помещены сцены различных процессов производства: изготовление форм, роспись, транспортировка готовых предметов и т.п.
Появление в России в начале XVIII века обоев с подобным сюжетом можно объяснить огромным интересом к загадочному тогда фарфору.
Еще до 1941 года шелк сильно обветшал. Неблагоприятно отразились на нем и длительные перевозки в годы войны. Потребовались большие усилия, чтобы скрупулезно собрать и закрепить фрагменты рассыпавшейся материи. Эта работа была виртуозно выполнена реставратором А. Б. Васильевой.
В сентябре 1941 года всё убранство, за исключением снятого со стен шёлка, погибло. Коронная воссоздана по проекту Е. Казанской и В. Савкова.
Комнату украшает плафон «Венера и Адонис» работы неизвестного итальянского художника XVIII века.
В альковной нише установлена характерная для XVIII века парадная резная золоченая кровать южнонемецкой работы.
Часы у восточной стены, изготовленные в 90-х годах XVIII века английским мастером Томасом Оре, имеют музыкальный механизм, исполняющий каждый час одну из семи различных мелодий (по числу дней недели).
Убранство комнаты дополняют большие комоды наборного дерева южнонемецких мебельщиков и четыре китайские фарфоровые вазы XVIII века.
В комнате стоит круглый стол - геридон с резной золоченой фигурой, поддерживающей столетию, набранную из мрамора разных сортов, и золоченое кресло итальянской работы.
Восстановлена в 1964 году, наряду с Картинным залом, а также Куропаточной и Диванной гостиными была в числе первых воссозданных залов Большого дворца.
За Коронной комнатой следуют четыре комнаты, так называемой Запасной половины дворца .
А.П. Цесевич. 1-я выставочная комната в Большом дворце
А.П. Цесевич. 3-я выставочная комната в Большом дворце
А.П. Цесевич. 4-я выставочная комната в Большом дворце
Четыре комнаты запасной половины в XVIII в. имели служебное назначение или использовались как гостевые. В 40-х гг. XIX в. они были приписаны к половине императрицы и получили название Передней, Проходной, Ванной, или Гардеробной и Камер-юнгферской. До 1941 г. здесь сохранялась отделка, типичная для дворцовых интерьеров середины XVIII в.: штофные «обои», золоченая резьба, наборные паркеты, изразцовые печи. В годы войны декоративное убранство четырех комнат запасной половины было почти полностью утрачено. В настоящее время реставрация интерьеров завершена.
В перой запасной комнате предствлен парадный портрет императора Николая I кисти английского художника Джорджа Доу. Период царствования Николая I - время особого расцвета петергофской резиденции. Именно тогда появились уникальные памятники архитектуры: Коттедж, Готическая капелла, Фермерский дворец. Царицын и Ольгин павильоны, Бельведер.
На время царствования Николая I приходятся годы работы в России шотландской художницы Кристины Робертсон. Во второй Запасной комнате находится одна из её работ - портрет средней дочери Николая I Ольги, старшвшей королевой Вюртемберга.
Портрет великой княгини Ольги Николаевны - Робертсон Кристина
В третьей Запасной комнате представлена ещё одна работа Кристины Робертсон - портрет младшей дочери Николая I Александры, с именем которой связана печальная страница в жизни императорской семьи. Не дожив до 19 лет, Александра Николаевна скончалась в родах. В Нижнем парке есть мемориальная скамья памяти Александры.
На круглом столе перед угловым диваном стоят часы с роторным механизмом. У часов вращается циферблат, а стрелка остается неподвидной, роль которой играет жало змеи. Выполнены часы в Москве в конце XVIII столетия.
Alexandra Nikolaievna of Russia by C.Robertson 1840
Любопытные часы "скелетоны" представлены в Четвертой запасной комнате на каминной полке. Сквозь ажурный корпус и прозрачный циферблат виден механизм часов. Часы созданы в мастерской Бенджамина Гаймана в начале XIX века.
В Четвертой комнате Запасной половины собрана коллекция западноевропейского и русского фарфора, среди которой образцы французского неглазурованного фарфора - бисквита. Среди живописных работ, представленных в этом интерьере - портрет австрийской императрицы Марии Терезии кисти неизвестного художника.
Зал перед выходом
Зал перед выходом
Зал перед выходом
Зал перед выходом