-Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура барселона бельведер бельгия британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дания дети женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств институт кларка интерьер испания история италия каталония кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе музей уолтерса натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна флора фотограф фотография фотопортрет франция фрукты художник цветы черно-белые фотографии швеция шотландия эрмитаж

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей: 13089
Комментариев: 64896
Написано: 140684


Мария Якунчикова и русский модерн (продолжение)

Воскресенье, 11 Октября 2020 г. 10:52 + в цитатник
Bo4kaMeda

НАЧАЛО



М. В. Якунчикова. 1890-е
Фотография
Частное собрание




Портрет М. Ф. Якунчиковой
автор Васнецов Виктор Михайлович 1884


Время, проведенное в Наре, — один из самых плодотворных периодов в творчестве Якунчиковой во время ее приездов в Россию. Словно стараясь отвлечься от только что пережитого горя, она без устали трудится над живописными полотнами, выжженными панно, делает акварели, рисунки, виньетки для книг и журналов. Трактовка любимых и привычных мотивов теперь особенно свободна и разнообразна. Художница не стесняет себя какой-то определенной манерой, избирая ее в зависимости от того, что она хочет выразить.

В пастели «Лужайка» (1899, ГРМ), мастер, например, как бы возвращается к чисто пленэрным пейзажам. Иное дело изображения часовни, сельского кладбища, святого колодца. Такие мотивы настраивают на глубокие размышления. В соответствии с этим Якунчикова применяет другие изобразительные средства. Так, в гуаши «Крест над святым колодцем в Наре» (1899, ГТГ) художница обобщает, синтезирует формы. Выделены контуры всех предметов и даже складки платка, повешенного на ветку дерева над крестом, а его голубой цвет определяет характер общей цветовой гаммы. На первый взгляд может показаться, что ее холодноватый тон обусловлен мотивом пасмурного дня. Конечно, натурные впечатления не исключались Якунчиковой в процессе синтезирования и обобщения форм и красок. Но в голубом цвете, в его несколько блеклом звучании есть что-то щемяще грустное. Мотив с крестом воспринимается как реквием по ушедшим близким людям, о которых вспоминаешь особенно остро среди родной природы. И цвет и линия должны дать почувствовать этот символический подтекст работы, отсюда подчеркивание выразительности каждого пятна, каждого абриса.



Якунчикова Мария
"Лужайка" 1899
Картон, пастель
33 х 42
Государственный Русский музей




Якунчикова Мария
"Крест над святым колодцем в Наре" 1899
Бумага, гуашь
51,3 х 54
Государственная Третьяковская галерея


Характерно, что в конце 1890-х годов у Якунчиковой появляется ряд произведений, мир образов которых заставляет вспомнить и когда-то не принятого художницей О. Редона. Такова, например, пастель «Скамейка» (1890-е гг., местонахождение неизвестно, акварельный эскиз к ней находится в частном собрании, Шэн-Бужери, Швейцария). Может быть, это результат воздействия последних произведений уже больной Е. Д. Поленовой, которая видела в своих снах и потом пыталась воспроизвести странные фантастические образы. В работе Якунчиковой из-за скамейки поднимаются гигантские цветы, по форме напоминающие тюльпаны, которые выше человека. Если вспомнить мистические опыты ряда художников «Голубой розы», то можно еще раз утверждать, что Якунчикова предугадала постмирискуснические явления в русской живописи, где фантастическое лишалось какой-либо литературной основы.



Якунчикова Мария
"Скамейка под каштаном. Сад в Кламар" 1899
Панно, выжигание по дереву, масло
54 х 45
Государственный музей-заповедник В. Д. Поленова


Наряду с этим в 1899 году создавались работы, в которых продолжали присутствовать точки соприкосновения с «Миром искусства». Это и «Вид с террасы» (местонахождение неизвестно), и «Парк в Черемушках. Пруд» (ГТГ), и «Лестница в старый дом» (частное собрание, Эвиан, Франция). Недаром Александр Бенуа причислил последнюю работу к тем произведениям, в которых «чувствуется чуткий, тонкий поэт, слегка болезненный, дорожащий всем тем, что крошится, исчезает, гибнет, — всем милым прошлым и проходящим», что было так дорого мирискусникам.



Якунчикова Мария
"Парк в Черёмушках. Пруд" 1899
Бумага, гуашь
31 х 23,8
Государственная Третьяковская галерея




Якунчикова (Вебер) Мария Васильевна [1870—1902]
Лестница
Бумага, акварель
22,2 x 15,5
Частная коллекция



Якунчикова Мария
"Старая лестница в Мон Сен Мишель" 1897
Картон, гуашь
63 х 48
Частное собрание


Помимо работ в традиционных техниках к 1899 году относится и целый ряд выжженных на дереве панно. Однако если раньше они характеризовались чертами общности со станковыми картинами, то теперь их можно разделить на две группы. Одна из них продолжает прежнюю тенденцию соединения декоративного и станкового начал. Так, например, в панно «Терраса» (1899, частное собрание, Шэн-Бужери, Швейцария) поражаешься тому умению, с которым Якунчикова сочетает ощущение пространственности с подчинением изображения плоскости, что является необходимой особенностью именно панно. Вместе с тем это произведение отмечено и явной монументальностью, которую вносят в него строго очерченные архитектурные детали.



Якунчикова Мария
"Терраса" 1899
Панно, выжигание по дереву, масло
45 х 69
Частное собрание


Вторая группа произведений, выполенных в технике выжигания, характеризуется вытеснением черт станковизма исключительно декоративными задачами. Таковы две створки для шкафчика (1898—1899, частное собрание, Шэн-Бужери, Швейцария), на одной из которых художница изобразила себя, а на второй — сына с крылышками в виде путто. Она практически не использует здесь краску, обыгрывая естественный цвет дерева, стремясь сохранить его фактуру. И введение белил в створку с изображением младенца лишь подчеркивает «природу» незакрашенной доски, что позволяет створкам стать органической частью утилитарного предмета — шкафчика. Тогда же возникла и детская кроватка для сына (местонахождение неизвестно), простая, конструктивная по своей форме, куда вмонтированы два панно. В колорите этих панно сохранилось многое от натурных наблюдений. И все же они относятся главным образом к сфере прикладного искусства. Это подчеркивается тем, что фигурки на них явно игрушечные, недаром у каждой из них Якунчикова изображает подставку. Налицо явное стремление в поисках декоративного языка исходить из образцов народного прикладного творчества.



Мария Якунчикова - Кровать для младенца. Дерево, выжигание, масло




Мария Якунчикова. Два декоративных панно для детской кроватки


Вслед за детской кроваткой художница создала панно «Троице-Сергиев монастырь» и «Городок» (оба 1899, частное собрание, Шэн-Бужери, Швейцария). В них тоже подчеркивается игрушечность всего изображенного. В «Троице-Сергиевом монастыре» фигурки монахов имеют подставки, словно из дерева вырезаны здания Лавры, березки и елочки. Яркость, присущая народным игрушкам, характерна для колорита «Городка». Точка зрения сверху, используемая в обоих панно, создает впечатление, что зритель смотрит на маленький игрушечный мир.



Мария Якунчикова. Игрушечный пейзаж (Городок) 1899.




Якунчикова Мария "Городок" 1899
Панно, выжигание по дереву, масло
37 х 45
Частное собрание


Столь решительное обращение к традициям народной игрушки — результат желания Якунчиковой развивать начинания Поленовой. Прикладное искусство, художественные ремесла, интерес к которым культивировала Поленова в Мамонтовском кружке, привлекали Якунчикову и ранее. Теперь же она последовательно стремилась обогатить этим свое искусство. Одновременно художница хотела создать образцы, которые могли бы использоваться в практике мастерских, организованых при живом участии Поленовой в Абрамцеве. И вслед за панно «Городок» Якунчикова выполняет объемную модель игрушечного городка. «Эти игрушки из дерева, — писала авторитетный исследователь русской архитектуры Е. А. Борисова, — которые можно было переставлять, видоизменять в поисках наиболее выразительных сочетаний, единственно возможных пространственных решений, напоминают архитектурный макет, играющий роль эксперимента при формировании новых стилевых закономерностей. Собственно, именно с этих динамических, но внутренне уравновешенных, интенсивных по цвету и поражающих изысканностью колорита композиций можно было бы начать исчисление «неорусского стиля» с его пластическими и пространственными завоеваниями». Е. А. Борисова, говоря о «неорусском стиле», имеет здесь в виду его проявления в зодчестве. Но он дал знать о себе и в графике Якунчиковой, и в только что рассмотренных панно с выжиганием. И, наконец, его демонстрирует нам художница в полочке для игрушек (1899, местонахождение неизвестно), которая по проекту мастера изготовлялась в столярной мастерской Абрамцева для Кустарного отдела предстоящей Всемирной выставки в Париже. В этом изделии, опираясь на опыты Поленовой, Якунчикова сделала шаг вперед по сравнению со своей наставницей и старшим товарищем по искусству. В орнаментах и формах она целиком уходит от какого-либо этнографизма. Образцы народного искусства здесь только толчок, творческий импульс, на основе которого создается свободной фантазией нечто новое.



М. В. Якунчикова. Париж. 1895
Любительское фото Л. Н. Вебера




М. В. Якунчикова в парижской квартире. 1890-е


Полочка Якунчиковой и ее вышитое панно «Девочка и леший» (1899, частное собрание, Шэн-Бужери, Швейцария) были удостоены на Парижской выставке серебряной медали. Причем панно — свидетельство освоения мастером еще одной области — искусства гобелена, исполненного способом аппликации на ткани. Этот вид искусства широко развивался в эпоху модерна, поскольку давал возможность осуществлять желанный синтез декоративно-прикладного искусства и живописи. Работа над панно осуществлялась в вышивальных мастерских Абрамцева. Якунчикова непосредственно наблюдала за процессом вышивания, кроме того подбирала цвета ткани, кое-что изменяя в ходе работы. По своему мотиву панно восходит к произведению «Девочка в лесу» (1895). Только в вышитом панно все строится на плоскостях, обозначенных различными кусочками нашитых тканей. Каждый предмет обведен нитяным контуром. Эта обводка напоминает выжженную линию в ее деревянных панно. Она рельефна и потому отбрасывает тени, меняющиеся в зависимости от освещения. В результате в произведении появляется воздух; работа обнаруживает точки соприкосновения с живописью, причем гамма светло-палевых, розоватых, зеленоватых, золотистых тонов передает ощущение надвигающихся сумерек. Приемы, перенесенные из искусства живописи, позволяют создать ощущение тревоги, которая возникает от испуга девочки, отвернувшейся от приближающегося лешего. Импрессионистичность общей композиции (деревья и кусты срезаются краями панно) подчеркивает живую трепетность сцены. И это не противоречит явно выраженной декоративности, которая как бы выполняет две функции — придает работе характер произведения декоративно-прикладного искусства и усиливает момент сказочности.



М. В. Якунчикова. Панно «Девочка и леший». 1900


Видимо, в этот приезд в Россию Якунчикова создала и ряд работ в майолике, вернее эскизы к ним, ибо сами изделия выполнялись в Абрамцевской керамической мастерской. Некоторые работы Якунчиковой в майолике до нас не дошли. Но тем более ценно сохранившееся произведение в этой технике, изготовленное в абрамцевском «Гончарном заводе» С. И. Мамонтова и украсившее один из красивейших особняков модерна — собственный дом архитектора С. У. Соловьева на углу Хлебного и Ножового переулков в Москве. Трудно сейчас определить был ли осуществлен этот замысел Якунчиковой в материале при ее жизни. Но если даже панно изготовлялось мастерами-керамистами, уже когда художницы не было в живых, особенности, присущие ее творческому дарованию, в нем полностью сохранены. Мотив панно — излюбленная Якунчиковой лунная ночь. Господствует холодная голубоватая гамма, детали пейзажа немногословны, обобщены, причем экономность средств повышает воздействие торжественного, но и печального образа с пирамидами кипарисов и встающим бледным диском луны. В «сумеречном» состоянии пейзажа есть и явно выраженная символичность, как бы «неизреченность» сложных настроений. И вместе с тем сдержанность художественного решения панно органично связывает его со столь же сдержанным скульптурным декором, выполненным Н. А. Андреевым, и архитектурой С. У. Соловьева, одновременно монументальной и свободной в композиционном решении и столь же ассоциативно многозначной, как и майолика «Лунная ночь».



Valentin Alexandrovich Serov - Portrait of a Lady said to be Maria Vasilievna Yakunchikova


Якунчикова, увлекшаяся деятельностью в разных областях художественного творчества, сожалеет, когда ей надо возвращаться в Париж, чтобы непосредственно включиться в подготовку Всемирной выставки. Но внезапно тяжелые удары обрушиваются на нее. В начале 1900 года у ее сына обнаруживают в пальце туберкулез. Правда, на первых порах дело представляется не очень опасным, и Якунчикова занимается выставочными мероприятиями с М. Ф. Якунчиковой и М. К. Тенишевой, также приехавшими в Париж. Но болезнь сына прогрессирует, становится угрожающей для жизни ребенка. Якунчиковой все же удается спасти его, и тут новая трагедия. К художнице приехал любимый племянник из Москвы, заболел воспалением легких и умер на ее глазах. В тяжелом состоянии, со вспышкой старой легочной болезни Л. Н. Вебер увозит жену в Швейцарию. Через какое-то время ей кажется, что все налаживается. Осенью 1900 года Якунчикова приезжает в Париж на Всемирную выставку и, захваченная впечатлением от экспозиции кустарных игрушек, решает создать иллюстрированную ими азбуку. Уже делаются первые наброски, но новая вспышка туберкулеза лишает художницу возможности работать. В апреле 1901 года у Якунчиковой родился второй сын, что еще больше усугубило состояние ее здоровья. В католические Рождественские праздники 14 (27) декабря 1902 года в Шэн-Бужери под Женевой «при звоне колоколов, напоминавших о духовном обновлении мира, Мария Васильевна ушла от жизни земной».



М. В. Якунчикова-Вебер
Любительское фото Л. Н. Вебера. [1897–1898]


Смерть Марии Якунчиковой была воспринята современниками как большая утрата для русского искусства. Недаром в журнале «Мир искусства» прочувствованный некролог с оценкой ее творчества поместил Сергей Дягилев. Современники ясно представляли, какой значительный вклад внесла художница в отечественную культуру. И действительно, как мы можем сегодня видеть, Якунчикова не только соприкасалась в своей творческой практике со всеми новыми явлениями русского искусства, но в некоторых случаях и предвосхищала искания многих замечательных мастеров Серебряного века.



Девочка в лесу.
Мария Якунчикова



Девочка в лесу (фрагмент)
Якунчикова (Вебер) Мария Васильевна




Якунчикова Мария
"Цветущие яблони. Дерево в цвету" 1899
Бумага, гуашь
64,2 х 48
Государственная Третьяковская галерея




Церковь в Москве




Церковь старой усадьбы Черемушки близ Москвы.1897 г.
Холст, масло




Якунчикова М. В. Девочки в окне




Визитная карточка М. В. Якунчиковой-Вебер




В. И. Якунчиков, отец Марии Васильевны Якунчиковой




З. Н. Мамонтова, мать Марии Васильевны Якунчиковой




01. В. И. Якунчиков, отец Марии Васильевны Якунчиковой
02. З. Н. Мамонтова, мать Марии Васильевны Якунчиковой




М. В. Якунчикова-Вебер
Любительское фото Л. Н. Вебера [1897–1898]




М. В. Якунчикова-Вебер
Любительское фото Л. Н. Вебера. 1898. Париж




Якунчикова М. В. Середина 1890-х




Marija Wassiljewna Jakuntschikowa
Ilja Jefimowitsch Repin, 1879, Russisches Museum, St. Petersburg




Михаил Врубель - Портрет М. В. Якунчиковой, 1886-1889




Valentin-Serov,-Skiss-till-porträtt-av-Maria-Vasilievna-Yakunchikova-Weber





Valentin Serov (1865–1911)
Портрет Марии Васильевны Якунчиковой 1887
oil on canvas
35.8 х 24 cm
Поленово




К. А. КОРОВИН. Портрет М. В. Якунчиковой. 1888
Этюд к картине «В лодке» (1888, ГТГ)
Холст, масло
30,5 × 16
Серпуховский историко-художественный музей




K. Korovin In the boat




Письмо М. В. Якунчиковой Е. Д. Поленовой




Письмо М. В. Якунчиковой сестре, Н. В. Поленовой (с приглашением в гости Е. Д. и В. Д. Поленовых)




В. И. Якунчиков с дочерьми и зятем




Л. Н. Вебер




М. В. Якунчикова-Вебер в зале родительского дома на Кисловке. Москва. 1898
Фотография 12 × 8,9
Фото Л. Н. Вебер
ГТГ




М. В. Якунчикова-Вебер в санатории Лезен (Швейцария)




М. В. Якунчикова-Вебер с сыном Степой




М. В. Якунчикова-Вебер. 1901




М. В. Якунчикова-Вебер




Маша Якунчикова




Н. В. Поленова и М. В. Якунчикова




Степа и Яша Веберы


Текст: Михаил Киселев

nasledie-rus.ru

.
Рубрики:  ФОТОГРАФИЯ
ИСТОРИЯ РОССИИ
ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 10 пользователям

Валентина-л-1   обратиться по имени Воскресенье, 11 Октября 2020 г. 11:24 (ссылка)
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
ТАМа_-_Идущая_к_СВЕТУ   обратиться по имени Воскресенье, 11 Октября 2020 г. 17:15 (ссылка)
Благодарю!!!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку