Начатая позавчера тема "Крокодильчики мои, цветики речные" разветвилась на 2 направления: символико-религиозное и библейско-археологическое. Сегодня пойдем по левой дорожке...
Крокодил символизирует Свет и Тьму, Время, ночь, Луну; реки, топь; усилие, потаенность; силы Зла, Ад, Дьявола, Левиафана; смерть; лицемерие, притворство, фальшь; безжалостность, бесчувственность, злость, преследование, прожорливость; жажду, плодовитость; мрачность, неподвижность, немоту; экзотику; ум, судиище, ворожбу; выздоровление...
Крокодил во многих древних мифах - опора и двигатель Земли, ночное божество; прожорливый, как ночь, поглощающая Солнце; властитель Хаоса, соединяющий в себе символику смерти и воскресения, ночи и утра; вместилище трансцендентных жизненных сил.
Крокодил Нильский в Древнем Египте был, как образ, связан с водой, Солнцем и ростом злаков, созреванием плодов, вегетацией растений. Чтимый как символ божественного Промысла. (Людей той эпохи удивляло, что у крокодила нет языка, и что он способен видеть с закрытыми глазами. Разумеется, имелось в виду, что глаза животного полуприкрыты костной броней). Глаза крокодила в древнеегипетском искусстве были вообще эмблемами Восхода и света, а челюсти - ада, ужаса, пытки; хвост же - заката и Тьмы. Атрибут богов зерна и плодородия, бога подземного царства - Буто, и бога Сета (идентифицированного со временем с греческим демоном Тифоном - вместилищем плодородия, гнева и злопамятности). Крокодил - священный образ крокодильего бога Себека, покровителя царей, подземелий; проводника душ умерших, пожирателя грешных душ... Этот образ был найден и расшифрован в провинции Файюм . Следует сказать, что столица этой провинции некогда носила название "Крокодилополис"...
Крокодил - египетский символ угрюмости (из-за умения сохранять длительную неподвижность, из-за отсутствия языка), был между тем, одновременно и эмблемой фаллоса, плодовитости, плодородия. Почти наравне со сказочной птицей Феникс, возрождавшейся из пепла - правда, тут речь шла о появлении из топи, из болота... Крокодил был одной из главных эмблем Египта - почти как священный "уреус" фараонов. "Ваша змея египетская так же родственна вашему солнцу, как и крокодил" ("Антоний и Клеопатра" У. Шекспира).
Крокодил, лилия и свиток папируса - эмблема египетской "Страны мертвых".
Крокодил - тирания власти; преследование малых и слабых жителей руки.
Цифра 60 - вавилонская цифра, связанная с астрологией: самка крокодила кладет именно 60 яиц, которым требуется 60 суток, чтобы вывелись новые крокодильчики ; жизнь крокодила длится 60 лет. (Правда, существуют данные, что подлинная жизнь крокодила может быть от 20 до 100 лет).
Крокодил у древних евреев - существо нечистое, вместилище Зла, Левиафан.
Крокодил у древних арабов - судья, колдун.
Крокодил в христианстве - демон; мудрость, осторожность, предвиденье. Может предсказывать наводнение на Ниле (наравне с черепахой и раком). Атрибут святого Теодора (римского легионера, мученика за христианские убеждения, покровителя Венеции), представляемого, как дракона; а также святого Пахомия (290-346), который согласно легенде переплыл Нил на гребне крокодила.
Крокодил в Средневековье - жажда, прожорливость. В искусстве скульптуры крокодил с перевязанной пастью был эмблемой Поста. Трактовался образ крокодила и как символ похотливости, сладострастия. Зуб крокодила долго время расценивался, как амулет, способствующий мужской потенции.
"Крокодильи слезы" - лицемерие, фальшивое сочувствие; обычное присловье о людях (с античных времен), которые сочувствуют в беде, причиной которой они стали сами. Представление опирается на то, что крокодил действительно плачет, прежде чем приступит к пожиранию своей жертвы. Во времена крестовых походов на Восток, их участники встречались с утверждениями, что крокодил плачет, чтобы вызвать жалость, сострадание у того, кто это увидит. Тогда можно будет схватить и новую жертву...
Крокодил - ад. Бытовало мнение, что крокодил может, как ад, проглотить человека целиком... Вместе с тем, крокодил считался и символом выздоровления, поскольку разные части тела этого животного использовались и используются для приготовления лекарственных препаратов. Кстати, крокодилий помет считался верным средством для омоложения. В древние времена старые женщины натирали крокодильим пометом лицо, чтобы вновь обрести гладкую и нежную кожу...
Крокодил - символ смертельной опасности, уничтожения, засады, предательства. Имеется в виду крокодилий способ ловли птиц и водоплавающей птицы, животных, когда рептилия, скрывшись под водой, внезапно выбрасывает хвост и топит добычу.
Крокодил - властитель, повелитель жизни и смерти, символ таинственности, оккультного знания, света и тьмы; ближайший родственник сказочных драконов. Крокодил - экзотичный, непредсказуемый убийца.
В астрологии: символ зодиакального знака Козерога.
Крокодил. Пожиратель символизирующий необходимость пройти через смерть к новой жизни. Крокодил с открытой пастью означает движение против течения, освобождение от ограничений мира. Иногда крокодил - страж дверей. Обладая способностью жить и на земле, и в воде, он символизирует двойственную природу человека. По Плинию, крокодил и ящерица символизируют молчание, так как считалось, что у них нет языков. Крокодила также отождествляют с плодородием вод. Быть проглоченным крокодилом - значит спуститься в преисподнюю. Крокодил - эмблема Сета в его тифоническом аспекте (жестокость и зло). Себек с крокодильей головой олицетворяет порочные страсти, обман, предательство, лицемерие и скрытность. Проглотив Луну, он плачет (отсюда выражение "крокодиловые слезы"). Посвящен Апопу, Серапису, Себеку и изображается у ног Пта.
Большое водное пресмыкающееся, чей облик напоминает дракона; вероятно, тождественно упоминающемуся в Библии чудовищу Левиафану, одному из творений первобытного хаоса.
Обычно крокодила рассматривают также как символ лицемерия, так как, согласно поверью, когда он завершает свою трапезу, он льет слезы умиления ("крокодиловы слезы").
Атрибут святого воина Феодора.
.
В символике крокодила сочетаются два совершенно различных аспекта, которые олицетворяют влияние на него двух стихий.
Во-первых, вследствие своего дурного нрава и деструктивной силы крокодил стал означать ярость и зло в египетской иероглифике (Керл(19);
во-вторых, поскольку он обитает в среде, промежуточной между землей и водой, и ассоциируется с тиной и растительностью, он воспринимается как эмблема плодовитости и силы (Керл(50).
По мнению Мертен-Стинона, существует еще третий аспект (основанный на сходстве крокодила, как символа знания, с драконом и змеей).
В Египте в виде крокодила - символа познания обычно изображали мертвых: представление, связанное с зодиакальным знаком Козерога.
Блаватская сравнивает крокодила с индийской Кумарой (Kumara).
В Риме господствовало поверье, что тот. кто намажется крокодильим жиром, может спокойно плыть между крокодилами и что крокодилова кожа на воротах двора защищает от вреда, наносимого градом.
В доколумбовой Центральной Америке первый из 20 знаков дня получил название от крокодилоподобного пресмыкающегося существа (у ацтеков -- сипактли, у майя - имикс) и считался знаком, предвещающим плодовитость и богатство и приносящим с собой благословение на детей, счастье и силу.
Крокодилоподобное существо является также в некоторых мифах Древней Мексики (наряду с жабой) символом первобытной земли или вообще мифическим земным животным.
По всей стране Нила существовали различные культы крокодила.
В нижнеегипетском Атрибисе почитался бог-крокодил Хентехтай, который вскоре принял облик и сущность бога-сокола Гора.
В Фаюме и в окрестностях Фив был сооружен храм богу-крокодилу Сухосу.
В Ком Омбо находился настоящий крокодилий некрополь.
В Древнем Египте он представлялся богом Себеком (греч. Сухос) и прежде всего почитался ("Хвала тебе, который возвысил себя из первоначального ила...") в городе Шедите (греч. Крокодилополис).
Вероятно, Дендера в ранний период почитала крокодила, так как принимает такой знак нома; позднее перо, украшавшее голову, стало символом Озириса, и полный знак нома толковался как победа Озириса над Сетом, олицетворенным в крокодиле.
В нижнем мире умершим угрожают крокодилы.
Я - крокодил, главенствующий над страхом. Я Бог-крокодил при прибытии его Души среди людей. Я - Бог-крокодил, выявленный на уничтожени.
[Книга мертвых]
Невероятная сила крокодила вызывала не только удивление, но также и ужас. Не кто иной, как сам божественный охотник Гор, убивает своим копьем животное, которое считалось спутником Сета и поэтому врагом богов. В Эдфу на большом празднике Гopa разбивали две глиняные фигуры крокодила.
Cуществовало множество сказаний, повествовавших о солярных богах, сражавшихся с огромным крокодилом Мага и пронзавших его своими копьями. Среди таких богов - победителей крокодила были Ра, Шу-Онурис, Монту, Сопду и др.
Тексты сохранили нам упоминания об этих битвах:
Назад, Мага, сын Сета!
Да не будешь ты управлять своим хвостом!
Да не будешь ты схватывать своими руками!
Да не откроешь ты своей пасти!
Станет вода дыханием пламени пред тобою
И пальцы семьдесят семи богов да будут в твоем глазу.
Я - Онурис, прекрасный воин, я - великий, владыка мощи,
Не схватывай, ибо я Монту!
Не приближайся, ибо я Сутех!
Не поднимай твоих рук на меня, ибо я Сопду!
Не приближайся, ибо я Спаситель!
Согласно одной из легенд, Шу-Онурис, старший сын Ра, неизменно сопровождает своего отца во время его плавания по небесному Нилу. С копьем в руке стоит он на носу солнечной ладьи и охраняет Ра от нападения гигантского крокодила:
Слава тебе Шу, наследник Ра,
Старший сын, вышедший из его тела!..
Поражающий врагов ежедневно!..
Утренняя ладья в ликовании,
Когда они видят Шу, сына Ра, победителя,
Ибо вонзил он копье свое в злого.
Мы встречаем сына солнца, защищающего своего отца от врагов, в целом ряде легенд. Одним из наиболее полно сохранившихся подобных сказаний является эдфусский миф о Горе Бехдетском, Крылатом Солнце.
В остальном он считался опасным водным хищником и включался в свиту злого бога Сета (Сутеха). Однако он все же почитался поклонниками Себека и после своей смерти мумифицировался.
[М. Э. Матье "Древнеегипетские мифы" Издательство АН СССР, 1956г.]
В средние века крокодил со своей большой пастью выступает символом врат ада.
В дуалистическую систему с водной змеей превращает его раннехристианский "Физиологус", который сообщает, что последняя позволяет крокодилу проглотить себя, но затем раздирает его внутренности и выходит из него живой. Благодаря этому змея, обычно образ злого животного, становится символом Спасителя, который между смертью и воскресением спустился в чистилище (или в ад), чтобы спасти томящиеся там души.
В средневековых "Бестиариях" (книги о животных). Там говорится, что он может приводить в движение только верхнюю челюсть, в то время как нижняя неподвижно лежит в иле. Из крокодильих экскрементов делают косметику, которая, правда, быстро смывается. Описание этого природного символического образа заканчивается следующим:
Крокодил является подобием лицемера, скупца и сладострастника. Хотя они переполнены ядом гордости, запачканы заразой сладострастия, охвачены болезненной скупостью, они все-таки, исполняя законы, величественными и безупречными шествуют перед людьми. Как крокодил ночью живет в воде, так эти люди в скрытности проводят свою распутную жизнь... С помощью верхней части своего рта держат они перед глазами других примеры и спасительные учения святых отцов, в то время как нижняя часть рта остается неподвижной, потому что они сами никоим образом не выполняют того, о чем они говорят. Как из экскрементов крокодила делается мазь, так грешники находятся в милости у этого мира, которая, как мазь, покрывает их дурные поступки под видом героических дел. Только когда строгий судья в своем гневе обрушится на совершенные прегрешения, тогда исчезнет весь глянец фальшивой мази
[ Унтеркирхер].
ЭМБЛЕМАТИКА
Великий вред происходит из малых начинаний.
Символ или предостережение против того, что, совершив однажды недобрый поступок, мы постепенно можем придти к совершению ужасного преступления. Так огромный крокодил начинает свое существование с размеров яйца, когда его порок легко раздавить в зачаточном состоянии, но когда он достигает зрелости, его победить нелегко. [EMSI 23-15,с.201]
Он плачет для того, чтобы пожрать свою жертву.
Символ обмана.
Крокодил, как утверждают некоторые, испускает жалобный плач для того, чтобы привлечь внимание своей жертвы, после чего он хватает ее и пожирает. Другие говорят, что крокодил оплакивает свою жертву уже после того, как она поймана. Еще одна версия - что он съедая всю свою добычу до головы , плачет над ней, пока не пожрет ее всю. Как бы то ни было, крокодиловы слезы стали легендарным символом обмана и лживости.
[EMS 13-10 с.158]
Он увеличивается со временем.
Символ зла, живущего в нас. Считалось, что крокодил растет всю жизнь и не имеет предельного размера. [EMSI; табл.13-12, с.158]
Крокодил, лежащий на берегу реки.
Я только жду случая.
Символ лживого человека, только и ждущего момента, чтобы обмануть. (См. рис. 10 в табл. 13.)
[EMSI 57-8,с.346]
ПСИХОЛОГИЯ
Для глубинного психолога (Эппли) крокодил подобен дракону,
...только он в еще большей степени представляет собой первобытную, вязкую, неумолимо засасывающую человека жизнь и тем самым является негативным символом наших внутренних энергий, нашей тупой, злобной жизненной установки в глубине коллективного бессознательного.
Действительно, человек, по-видимому, способен понимать "ящерную", древнейшую физиономию крокодила и его механически привлекательные движения, чуждые млекопитающему существу, только исходя из чувства отдаленности и страха, и именно с таких позиций включает их в свою шкалу оценок.
Peter Greif. SIMBOLARIUM