Читаю сейчас книгу по истории Французской революции XVIII в., в которой, в частности, описывается по сути практически религиозное (вполне в духе «культа разума»; того самого, в ходе празненств которого в оскверненном соборе Парижской Богоматери на Святой Престол сажали в качестве «богини разума» какую-то парижскую шлюшку) почитание революционерами, особенно якобинцами, одного из убийц Юлия Цезаря – Марка Юния Брута.
Подумалось вот что: хоть и «прославляли» его революционеры за «борьбу с тиранией», все равно отнюдь не случайно и весьма символично появление в революционных «святцах», именно этого негодяя, предателя, иуды. Люди мало знают биографию этого «гражданина» (по преимущество лишь участие в убийстве Цезаря, и знаменитую фразу последнего: Tu quoque, Brute?), а, между тем, она вполне цельна, и убийство императора в ней «не случайность»:
59 г. до Р.Х – Цезарь спасает Брута от обвинения в заговоре против Помпея.
49 г. до Р.Х. – начало гражданской войны между Цезарем и Помпеем. Несмотря на то, что Цезарь был его благодетелем, а Помпей – убийцей отца, Брут встает на сторону Помпея, видя там больше перспектив для удовлетворения своего честолюбия.
48 г. до Р.Х. – битва при Фарсале. Помпей разгромлен Цезарем. «Принципиальный» Брут перебегает на сторону победителя и получает от него полное прощение и искреннюю дружбу.
46 г. до. Р.Х. – Брут получает от Цезаря в управление Галлию.
44 г. до Р.Х. – Цезарь, оказывая Бруту полное доверие, назначает его претором; предполагается, что он получит в управление Македонию и станет консулом.
15 марта 44 г. до Р.Х. – Брут, являясь одним из руководителей заговора против Цезаря, лично принимает участие в убийстве своего благодетеля.
42 г. до Р.Х. – не сумев удержать власть в Риме, Брут сбегает в Грецию, собирает сильное войско и, будучи разгромлен, кончает с собой.
Вся жизнь – смесь неутоленного честолюбия, подлости, неблагодарности и предательства. Неправда ли, революционеры нашли достойный пример для подражания?