Он подвергал опасности душу свою, чтобы поразить Филистимлянина, и Господь соделал великое спасение всему Израилю (1 Цар. 19:5).
На страницах Священного Писания мы читаем сообщения о людях — и таких немало, — которым была свойственна готовность пожертвовать своей жизнью ради других. Таким был Авраам, отец всех верующих, ему был присущ дух самопожертвования во имя блага других. Какой же из его поступков подтверждает это? Библия повествует о том, как объединенная армия четырех царей во главе с Кедорлаомером, разгромив союзническое войско пяти царей, в числе которых был и царь Содома, разграбила целый ряд городов и увела в плен их жителей. Взят был в плен и Лот, и все его семейство. Когда один из уцелевших воинов сообщил об этом Аврааму, тот немедленно вооружил своих людей и, став во главе ополчения, погнался за армией поработителей. Этот молниеносный марш-бросок смехотворного в количественном отношении — всего-то 318 человек — «войска» Авраама окончился позорным бегством и полным поражением соединенной армии четырех царей. В результате этой военной операции Лот, его семейство и весь взятый в плен народ были освобождены, а их имущество было возвращено.
Итак, война — это неизбежная гибель людей. Авраам, несомненно, это понимал, как равно и то, что он мог погибнуть в предстоящей битве, но ради спасения своих родственников он был готов на все.
Шифра и Фуа — две повивальные бабки из евреянок. Фараон, царь египетский, решил устроить геноцид израильского народа. Он призвал этих двух акушерок и повелел им, чтобы они, принимая роды, новорожденных мальчиков умерщвляли, а девочек оставляли в живых. Но эти богобоязненные женщины повиновались более Богу, нежели человеку, — они не допустили такого варварского детоубийства, объясняя это фараону особенностью здоровья еврейских женщин. Разве не рисковали эти акушерки своей жизнью во имя спасения детей, поступая вопреки воле фараона? Бесспорно, фараон мог их казнить за неповиновение.
Раав — женщина легкого поведения, язычница. Когда Иисус Навин послал двух разведчиков для сбора сведений об Иерихоне и окрестностях, они пришли в дом этой женщины. Царю Иерихона донесли об этом, и он послал к ней воинов, чтобы схватить разведчиков. Но Раав спрятала их и сказала, что они ушли. Жизнь разведчиков, таким образом, была спасена. Но какой ценой? Спасая разведчиков, Раав рисковала своей жизнью.
Приветствуйте Прискиллу и Акилу… которые голову свою полагали за мою душу (Рим. 16:3, 4).
Трудно, наверное, найти человека, который бы ничего не слышал о Максимилиане Кольбе. Находясь в фашистском концлагере Освенцим, он добровольно решил умереть голодной смертью вместо другого узника, который по жребию должен был быть казнен. Но кто знает, например, имя человека, который задолго до Кольбе совершил подобный акт самопожертвования?
Однажды ночью загорелась соборная мечеть Каира, и она сгорела дотла. Мусульмане заподозрили в этом христиан и в ответ стали поджигать их дома, и они сгорели. Правитель Египта схватил часть тех, кто поджигал дома христиан, и собрал их в одном месте. Затем он повелел заготовить жребии по числу собранных. На одних жребиях написали «казнить», на других — «отрубить руки», на третьих — «наказать плетьми». Потом ими осыпали схваченных, и с каждым поступили так, как выпало по жребию. Один жребий со словом «казнить» выпал некоему человеку, который сказал:
— Я не боюсь казни, но у меня есть мать, и кроме меня у нее никого нет.
Рядом с ним стоял человек, которому по жребию выпало получить наказание плетьми. Он отдал свой жребий тому, которого должны были казнить, себе же взял его жребий и сказал:
— У меня нет матери.
И его казнили вместо того, а этого наказали плетьми.
Вне всяких сомнений, подобных случаев, когда люди отдавали свою жизнь во имя спасения других, было немало в истории человечества. Причем люди проявляли готовность пожертвовать собой в самых разных ситуациях: юноши шли на войну вместо своих родных или близких и погибали; бросались в воду на помощь утопающим, которых удалось спасти, а сами погибали; забегали в горящие здания и спасали от неминуемой смерти других, а сами потом умирали от полученных ожогов, — словом, трудно перечислить все обстоятельства, в которых одни жертвовали свою жизнь во имя блага других. Все факты самопожертвования свидетельствуют о том, что образ Христа в людях, несмотря ни на что, не исчез, и Дух Божий продолжает трудиться в их душах, желая спасти их от вечной смерти.
Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16:24).
Когда Господь освободит нашу душу от гордыни и эгоизма, мы испытаем блаженное состояние раскрепощения от тягостного господства нашего себялюбивого «я». Тогда мы не будем искать славы, не будем гоняться за миражами и привидениями этого мира, мы не будем привязаны и заколдованы «преимуществами» и «привилегиями» этой кратковременной земной жизни.
«Истинная ценность человека определяется в первую очередь тем, в какой степени и в чем он может освободиться от своего собственного „я“ — говорил знаменитый А. Эйнштейн.
«Свобода от собственного „я“ означала для великого физика свободу от эгоистических побуждений… Эйнштейн большую часть своих доходов раздавал друзьям, знакомым, а иногда и совсем незнакомым людям, которые по разным причинам нуждались в деньгах или уверяли, что нуждаются… Он сознательно ограничивал свои потребности… „Мне гораздо больше удовольствия доставляет давать, чем брать, — писал Эйнштейн своему другу М. Борну, лауреату Нобелевской премии. — Я никогда не считал себя важной персоной… Я знаю много таких же людей и никак не возьму в толк, почему именно из меня делают какого-то идола…“ В Эйнштейне начисто отсутствовало тщеславие. Он никогда не стремился к славе» (Г. Гаев). «Не считаю разумным защищать результаты моей работы так, словно они являются моей личной „собственностью“ (речь идет о теории относительности — Эйнштейн не считал ее „собственностью“ — вот суждение в духе библейской истины! — Прим. авт.)»(Д. Брайен).
Станиславский К. С. — актер, режиссер, теоретик театра. При подготовке рукописи его книги к изданию он писал своему редактору, который просил у него разрешения править текст: «Напрасно Вы церемонитесь, черкайте все лишнее. У меня нет никакой привязанности и любви к моим литературным „созданиям“… Что касается моих статей о Чехове — валите, черкайте и кроите их вовсю… Чем больше Вы ее перекроите и почеркаете, тем лучше» (Л. Гуревич).
Просто удивительно: полное отсутствие у Станиславского авторских амбиций. Писательское самолюбие было чуждо ему, он не был одержим этим; изменение его текста редактором он не считал покушением на его авторский престиж, ему было явно свойственно самоотречение.
Простой медовый напиток запустит с утра все процессы в организме
Стакан воды с мёдом натощак: принцип воздействия и польза
Трудно найти какое-либо натуральное средство, которое обладало бы такой пользой для человеческого организма, как обработанный пчёлами нектар растений — мёд.
Его употребляют в пищу на протяжении нескольких тысячелетий, хотя, по словам некоторых исследователей, эта цифра на самом деле гораздо больше.
Кто был тем смельчаком, который рискнул запустить руку в гудящий улей и вытащить оттуда ароматные, истекающие сладкой патокой соты — остаётся только гадать.
Мёд является богатейшим источником таких микроэлементов, как:
Фруктоза
Железо
Калий
Углеводы
Витамины
Органические кислоты
Минеральные вещества
Конечно, это крайне обобщённый список — состав каждого сорта мёда несколько отличается, но микроэлементы, приведённые выше, встречаются во всех видах, правда, в разных соотношениях и пропорциях.
К примеру, в гречишном нектаре очень много железа, и с его помощью можно даже вылечить анемию, а луговой богат калием и отлично справляется с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
При разбавлении мёда водой получается 30% раствор — именно такое соотношение считается золотой серединой.
Удивительно, но в таком состоянии медовая жидкость максимально приближена как по консистенции, так и по составу к плазме крови!
Вот оно, свидетельство взаимосвязи всего сущего на земле и лишнее подтверждение тому, что всё, что необходимо нам для лечения и сохранения здоровья, есть в природе.
Медовая вода помогает похудеть
Так почему же предпочтительнее всего употреблять мёд именно разведённым в воде, помимо изменения в составе?
Дело в том, что так он быстрее и эффективнее всего всасывается в кровь и начинает питать организм полезными микроэлементами.
Из крови он постепенно попадает в лимфу, качественно улучшая реологические свойства крови.
Питательные вещества достигают и мозга, активизируя его работу и помогая справляться с потоками информации, а также стрессовыми ситуациями.
Кроме того, мёд, растворённый в воде, — мощнейший природный антиоксидант, пользу которого трудно переоценить.
Всего один стаканчик такой жидкости на следующий день после бурного застолья заставит организм очиститься от скоплений шлаков и токсинов, а ваше самочувствие станет намного лучше.
Печень и почки немного разгрузятся и получат «передышку», что также положительно скажется на продуктивности организма.
Совет: при выборе мёда для смешивания с водой руководствуйтесь тем, с какого растения он был собран. Именно растения отвечают за конкретный набор полезных свойств.
Целебные свойства медового напитка
Пользу меда с водой доказали ученые
Теперь давайте поговорим о лечебных свойствах воды с мёдом немного поподробнее.
Итак, правильное и регулярное употребление напитка поможет вам в:
Активизации и нормализации работы кишечника. Органы ЖКТ очистятся от застоев, будут лучше справляться с тяжелой пищей и эффективней добывать из неё питательные вещества.
Активизации работы печени. Так неустанно, как трудится этот орган, работает только сердце. Вы только представьте, сколько токсинов и шлаков образуется в организме в течение дня, даже если вы стараетесь вести здоровый образ жизни. И со всем этим «богатством» в основном справляется печень. Раствор мёда с водой не только подстегнёт её, но и поможет в нелёгком деле выведения шлаков.
Устранении стресса и снятия нервного напряжения. Это настоящий бич для современных людей, и фармацевтические компании используют такое положение вещей для производства новых химических препаратов, призванных помогать человечеству справляться со стрессовыми ситуациями, но зачастую ценой неприятных побочных эффектов. Мёд с водой же действуют иначе: мягко, естественно, в соответствии со своим природным происхождением.
Борьбе с различными паразитами. Медовая вода обладает выраженным антигрибковым, противомикробными, антибактериальным и противоглистным эффектами. Казалось бы, в этом утверждении заключён парадокс — всем ещё со школьных уроков по биологии известно, что сладкое, а значит, сахар — излюбленная среда для развития патогенной микрофлоры. Но в случае с мёдом дело обстоит иначе: разведите его с водой, чтобы на выходе получился 30% раствор и опустите туда любого паразита — он не проживёт и считанных секунд. Один стакан медовой воды натощак, и непрошеным гостям в вашем организме не жить. Благоприятная же микрофлора не только не пострадает, но напитается минералами и витаминами.
Борьбе с болевыми ощущениями, снимет воспаление и раздражение слизистой горла при простудных заболеваниях. Также эффективен для лечения разных видов кашля.
Работе сердечно-сосудистой системы. Повышает уровень гидратации, а значит, и полезного холестерина. Также регулярное употребление мёда с водой поможет в поддержании организма при наличии хронических заболеваний сердца и сосудов.
Улучшении метаболических процессов. Чем быстрее происходит обмен веществ, тем легче можно похудеть, так что медовая вода — это ещё и средство для борьбы с лишними килограммами.
Омоложении кожи и укреплении волос.
Восстановлении энергетического баланса после тяжёлых физических нагрузок. Вода с мёдом очень полезна как спортсменам-профессионалам, так и любителям.
Пользу такого напитка сложно переоценить
Совет: для приготовления медовой воды возьмите стакан чистой свежей воды (негазированной) и добавьте чайную ложку мёда — целебное зелье готово!
Пара простых рецептов напитков с мёдом на каждый день
Если прочтение предыдущих разделов подтолкнуло вас к решению начать употребление воды с мёдом (в чём мы не сомневаемся), то давайте сначала разберёмся с несколькими важными нюансами:
Вам нужен только натуральный, непастеризованный мёд. В ходе термической обработки он теряет полезные вещества.
Для приготовления напитка не используйте кипячёную воду. Лучше всего подойдёт водопроводная вода из фильтра и питьевая негазированная в бутылках.
Пейте раствор сразу после приготовления, чтобы он не оседал на стенках и дне стакана.
Также можно добавить в медовый напиток половину чайной ложки лимонного сока или яблочного уксуса.
Пейте его за 15 минут до первого приёма пищи залпом.
Напоследок нам хотелось бы привести пару отличных рецептов других напитков с мёдом, которые обязательно придутся по вкусу приверженцам здорового образа жизни и ценителям полезных вкусностей.
Диброва
Очень полезный и не менее вкусный коктейль для всей семьи.
Классический славянский рецепт, особенно полезный в зимнюю пору.
Ингредиенты:
Мёд (1 чайная ложка)
Стакан чистой воды
Лавровый лист
Имбирь, корица, гвоздика и перец
Приготовление:
Положите все приправы и воду в кастрюлю и хорошенько прокипятите.
Выключите огонь и дайте немного остыть.
Добавьте мёд.
Подавайте на стол в тёплом виде с палочкой корицы.
Имбирно-медовый напиток
Имбирно-медовый чай
Это настоящая витаминная бомба: укрепит иммунную систему, активизирует работу пищеварительной системы и поможет справиться с простудными заболеваниями.
Также этот напиток является мощным природным афродизиаком.
Список ингредиентов:
Мёд (1 чайная ложка)
Свежевыжатый лимонный сок
Имбирь
Порядок приготовления:
Тщательно очистите имбирь и выжмите из него сок.
Ту же процедуру повторите с лимоном.
Смешайте сок имбиря и лимона с мёдом и залейте в тёмную бутылку. Оставьте в холодильнике на ночь.
Принимайте по 30–50 грамм каждый день.
Вообще, мёд даёт обширное поле для творчества.
Его можно добавлять практически в любые блюда, каждое из которых от этого только выиграет.
Питьё мёда с водой натощак даст вам гораздо больше преимуществ, чем приём сомнительных медикаментов на химической основе.
Неважно, какую вы преследуете цель: оздоровление, похудение или вам просто нравится вкус цветочного нектара со свежей водой — такой коктейль одинаково эффективен в любых ситуациях.
И от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения (Пс. 18:14).
Наше состояние — состояние рабства у нашего эгоистичного греховного «я» — апостол Павел назвал бедственным: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» На этот трагический вопль сам апостол и отвечает. Вот как это передано в новом переводе: «Несчастный я человек! Кто избавит меня от сего тела, из-за греха смерти подверженного? Кто, кроме Бога?! Благодарю Его через Господа нашего Иисуса Христа!» (Рим. 7:24, 25; ИПБ). Эта величественная и торжественная истина так передана пророком Исаией: «Может ли быть отнята у сильного добыча и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен? Да! так говорит Господь: и плененные сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена; потому что Я буду состязаться с противниками твоими, и сыновей твоих Я спасу» (Ис. 49:24, 25).
Христос сражался с силами зла на земле и победил их в жесточайшей схватке. И Он гарантировал каждому человеку помощь и победу в его борьбе со своим «я». Смерть на Голгофском кресте дала право и власть Христу послать на землю «другого Утешителя» — Святого Духа, Который и будет сражаться с нашим противником и тираном нашей души, если мы позволим Ему совершать в нашей душе полное изменение — рождение свыше. Он-то и реализует в нас результаты Христовой жертвы и победы, избавляя от деспотизма греховного, гордого «я».
Титаническая борьба идет за каждую душу, и каждый человек может иметь успех в этой борьбе, если обратится за помощью к Богу и предоставит храм своей души в полное владение и собственность Святому Духу, как сказано в Библии: «прибегнет к защите Моей и заключит мир со Мною… пусть заключит мир со Мною» (Ис. 27:5).
Рождение свыше, которое в обязательном порядке должно произойти в нашей душе, иначе мы не сможем ни увидеть Царства Божьего, ни войти в него, — это рождение характера человека по небесному образцу, в котором нет эгоизма, — человек становится самоотверженным, готовым ради другого, ради блага и интересов ближних пожертвовать всем, даже своей жизнью.
Знаю я, что во мне, в плоти моей, ничего доброго нет. Как ни хочется мне делать доброе, я не в силах (Рим. 7:18; ИПБ).
Жители нашей планеты — жалкие рабы своего гордого и эгоистического «я» — театрализованного тиранического идола, которому они старательно служат и волю которого неукоснительно выполняют.
Знаменитый испанский живописец Сальвадор Дали, который «считал себя гением и интересовался только собственной персоной», писал: «Я очень забочусь о своем здоровье и делаю все возможное, чтобы сохранить жизнь в самом выдающемся на свете создании, т. е. во мне самом». «Каждое утро при пробуждении я испытываю высочайшее наслаждение… это наслаждение быть Сальвадором Дали, и в полном восхищении я задаю себе вопрос, какими еще чудесами он нынче подивит мир, этот самый Сальвадор Дали. И с каждым новым днем мне все труднее и труднее понять, как могут жить другие, если им не выпало счастье родиться… Сальвадором Дали» (Г. Гаев).
Некоторые считают, что эгоцентризм Дали носил явно патологический характер. Пусть так, но ведь до этого состояния нужно «докатиться». До какого же уровня безнравственности надо опуститься, чтобы изжить, изгнать, извести тот дивный и непостижимого совершенства и красоты изначальный образ и подобие Божье! Эгоизм не был частью нравственности жителей Эдема. Он свил свое гнездо в человеческих душах тогда, когда наши прародители вопреки ангельским советам и предостережениям вступили в роковое общение с родоначальником эгоизма и тщеславия. То общение с падшим херувимом обернулось проклятием для наших прародителей и всех их потомков. Тогда нашей праматери у дерева познания добра и зла змей — медиум Люциферов хитросплетенными доводами втолковывал, что Бог — себялюбивый и тщеславный Правитель, Который скрывает от Своих созданий тайны и не хочет, чтобы они совершенствовались и достигали высочайших степеней развития, и потому они такие жалкие и ограниченные. Этого можно достичь, если вопреки запретам съесть плоды дерева познания добра и зла. Это будет прорывом в сферу фантастических тайн и неизведанных сокровищ мудрости. И вняли наши прародители лжи и обману, и Божий авторитет был попран: наше «я» поставило себя над Богом. С тех пор эгоизм торжествует в любой области жизнедеятельности человека. «Ибо знаю, — говорит Павел, — что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе» (Рим. 7:18).
Многие же будут первые последними, и последние первыми (Мф. 19:30).
Человеку самоотверженному чужд дух эгоизма и потворства ему в разных формах — этому всеразрушающему все доброе и святое духу. Такой человек не чувствителен к ядовитой критике; не обижается он, когда несознательно обходят его вниманием; не стремится он быть гегемоном во время свободного обмена мнениями — в узком ли, в широком ли кругу участников беседы. Но он категорически против того, чтобы кто-то пел дифирамбы в его адрес, для него это оскорбительно, и он считает подобные жесты унижением его достоинства. В таких случаях и реакция его на эти «деяния» будет необычной, порой непредсказуемой.
У известного русского писателя М. Горького была одна черта характера, имеющая прямое отношение к нашей теме: он не любил, чтобы его мнения или размышления кто-нибудь записывал. К. Чуковский вспоминает: «Однажды Горький, заметив у меня в руке карандаш и узнав, что я записываю его слова для потомства, подошел ко мне и недовольно сказал: „Я и сам немного умею писать. Что будет нужно, я и сам кое-как напишу“.
Я готов был провалиться сквозь землю и только лет десять спустя с облегчением узнал, что при таких обстоятельствах Алексей Максимович обрушивался не на меня одного. В его семье долгое время проживал живописец И. Ракитский, скромный, чистосердечный, молчаливый, услужливый. Этот Ракитский (или, как звали его в семье, Соловей) вел очень подробный дневник, где записывал высказывания Горького о разных книгах, событиях, людях, вещах, так что у него собралось несколько драгоценных тетрадей.
Зайдя как-то к Ракитскому в комнату и увидя у него эти тетради, Горький с негодованием потребовал, чтобы тот немедленно бросил их в печку, и Ракитский, испытывая мучительную душевную боль, беспрекословно подчинился требованию Алексея Максимовича, понимая, что здесь не каприз, а принципиальное нежелание фигурировать в роли оракула, чьи изречения записываются в назидание грядущим векам» («Современники»).
Наше греховное, мерзкое, лилипутское «я» жаждет любыми путями превознести и утвердить себя, ибо дух самоотверженности ему абсолютно чужд. «Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23:12).
Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака, и имея обетование, принес единородного… ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование (Евр. 11:17, 19).
Во всех ситуациях жизни Авраам неизменно проявлял подлинную самоотверженность. Интересы, нужды других он ставил на первое место, выше собственных. Вспомните, как он поступил, когда между пастухами его стад и пастухами стад Лота разгорелся нешуточный спор из-за пастбищ! Авраам тогда сказал своему племяннику: «Зачем нам ссориться? Из-за чего? Из-за пастбищ? Неужели мало земли? Вот, она вся перед тобою. Выбирай. И мы отделимся, только не надо ссориться. Если ты налево, то я направо. Если же ты направо, то я налево. И все!» Авраам не искал для себя выгоды. И хотя он имел во всех отношениях право выбора, но он им не воспользовался, а предложил право выбора Лоту: выбирай пастбище, какое тебе нравится, а мне пусть будет худшее». На это способен только тот, кому присущ дух самоотверженности, кто свои интересы не ставит превыше всего и готов пойти на уступки, на жертву во имя блага и интересов других.
Но самый непревзойденный в нравственном отношении акт самоотречения, самопожертвования проявил Авраам, когда Господь сказал ему: «Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22:1, 2). Священное Писание строго, лаконично, ни одного лишнего слова об этом беспрецедентном повелении Бога. Все душераздирающие страдания; изматывающие до полного изнеможения сомнения; потрясающие всю душу, дух и плоть злые искушения; мучительно терзающие все его естество до основания жестокие колебания — всё, всё осталось за рамками библейской летописи. Авраам недоумевал, сомнения грызли его душу… Принести любимого сына во всесожжение — как можно?.. Принести в жертву того, которого Сам Бог чудесным образом подарил?.. Неужели? Зачем? Почему? Ночи напролет Авраам умолял Бога, чтобы Он пришел к нему и разъяснил необходимость такой жертвы. Увы, Бог молчал. И единственное, что помогло Аврааму в его таинственной борьбе решиться принести в жертву Исаака, было слово вечного Бога, что «Он силен и из мертвых воскресить».
Вот вера! Вот самоотверженность отца всех верующих! Вот его любовь к Богу и послушание Его слову!
Ты Сам, Господи Боже, избрал Аврама, и вывел его из Ура Халдейского, и дал ему имя Авраама, и нашел сердце его верным пред Тобою, и заключил с ним завет (Неем. 9:7, 8).
Авраам — отец и родоначальник избранного Богом народа, отец всех верующих, был исполнен духом самоотверженности. Господь явился ему, живущему в Уре Халдейском, где царила тьма идолопоклонства, чтобы возложить на него особую историческую, вселенского масштаба миссию. Согласно Божьему замыслу, Авраам должен был оставить этот языческий город, переселиться в Ханаан и вести скитальческий образ жизни, занимаясь скотоводством и не имея постоянного места жительства. Оставить по тем временам цивилизованный город с его вполне комфортным образом жизни и пуститься в неведомые края, чтобы жить в шатрах и на колесах как «странники и пришельцы», — это не для натур, не имеющих духа самоотверженности. Жизнь опасностей и лишений, жизнь неудобств и непрестанных тревог и страха — не для людей, лишенных мужества, решительности и уверенности. Но Авраам был человеком верующим, и явление в его жизни Господа было для него актом величайшего, исключительного преимущества. Чтобы в достаточной мере это оценить, для этого понадобится немало времени. И притом осознать колоссальное значение и важность миссии, которую на него возлагал Бог, можно было только верою, и у Авраама она была, ибо он, по свидетельству апостола, «верою… повиновался (причем повиновался безоговорочно — прим. авт.) призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет» (Евр. 11:8).
Для Авраама ничего не значили весь этот мир с его суетой и жизнь с ее постоянной «погоней за ветром», коль скоро шла речь о послушании великому Богу, Правителю Вселенной. Он считал эту жизнь сором и тщетой, а самого себя «прахом и пеплом» и «ради превосходства познания» воли Божьей и исполнения ее готов был отказаться от всех призрачных благ этого скоропреходящего мира, только бы это соответствовало вечному намерению и плану Господа. Авраам оставил цивилизованный город легко и беспрекословно и пошел за своим верным, неизменным и истинным Владыкой жизни и Источником любви. Что значат все так называемые сокровища этого мира по сравнению с истинным Сокровищем и драгоценной Жемчужиной — Господом, Спасителем нашим?!
Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12:25).
Готовность переносить любые страдания ради ближних своих, отказаться от себя, взять вину другого на себя и понести за него суровое наказание вплоть до лишения жизни — какое высокое нравственное состояние таких людей, истинное отражение любви Божьей в их душах! Подобные поступки вызывают только восхищение и благодарение Богу за Его влияние на людей. И сколько таких людей, имеющих дух самопожертвования, было в истории человечества — знает один Бог!
«Стольник (в Древней Руси придворный, прислуживающий за княжеским или царским столом) Желябужский впал в такое преступление, которое, по справедливости, заслуживало публичного наказания и ссылки, к чему воинским судом он и был приговорен, и приговор тот был утвержден государем Петром Великим. Сын его, человек молодой и видный, узнавший о таком приговоре, при выходе государя из дворца пал к стопам его и со слезами возопил:
— Надежа-государь! Не дерзаю умолять тебя, меньше же негодовать на приговор, учиненный судом отцу моему, — зная, что оный правосуден, а прошу только из единого милосердия твоего: преступление отца моего и заслуженное им наказание перенесть на меня. Он, при старости и слабости своей, наказания такого перенести не может, а я, по молодости и крепости моей, удобно снесу и заплачу тем за рождение свое. И таким образом, без нарушения правосудия твоего, спасу и мать мою, которая не сможет перенести столь горестного лишения мужа, малолетних же братьев и сестер избавлю от несносного сиротства и бесчестия всего нашего рода.
Петр, чувствительно тронутый таковой сыновнею нежностью, поднял его и, поцеловав, сказал:
— За рождение такого сына, как ты, прощаю твоего отца и возвращаю его семейству, а тебя жалую чином и местом его, надеясь, что исполнишь должность лучше, нежели отец твой» (И. Судникова).
Подобные поступки самоотречения, особенно если их совершили люди не вполне или совсем не знающие Бога, могут вызывать у нас вопросы: какими мотивами или побуждениями были движимы люди, совершая такие поступки? Быть может, они хотели прославить себя? Нам это не дано знать. Судить о мотивах поступков людей — это дело Божье, Он и даст оценку подобным деяниям.
5 способов найти в стенах провода, чтобы не повредить их при ремонте
Даже зная, где находится розетка или выключатель, и где в стене спрятана распределительная коробка, нельзя точно угадать, где могут проходить провода. Строители не всегда соблюдают правила, экономят кабель, прокладывают его по кратчайшему пути, а не по жестким СНиПам. Чаще всего подобная неясность сопровождает квартиры на вторичном рынке, особенно после капитального ремонта. Риск повредить проводку или получить удар током при сверлении стены — реальная перспектива. Однако существует немало способов определить действительное размещение кабеля.
Поводить индикаторной отверткой
Самый простой способ — проверить индикаторной отверткой. Не все отвертки оснащены индикаторами, но если удалось приобрести нужную, больших проблем поиск не составит. Достаточно взять в руки отвертку, удерживая пальцами ее наконечник, и приблизить к месту предполагаемого нахождения провода в стене.
Если провод окажется под отверткой, светодиод в ее рукояти начнет светиться.
К сожалению, способ этот действует только в том случае, если провод проложен не слишком глубоко (в районе 2 см) и находится под напряжением, то есть через него питается какой-то прибор.
Включить радиоприемник
Всякий провод — это наводки. Наводки — это радиоволны (даже искра в розетке — источник помех, которые тоже являются радиоволнами). Поэтому для поиска скрытого кабеля можно использовать радиоприемник. Нагрузка на сеть в момент поиска обязательна.
Настройте приемник на частоту около 100 кгц и поводите вытянутой антенной вдоль стены. Там, где окажется провод, приемник даст о себе знать потрескиванием.
Но способ не слишком точный, допуск может составлять около 10 см.
Скачать программу для смартфона
Определить, где находится скрытая проводка, могут, как уверяют разработчики, специальные приложения для смартфонов.
Но, как показывает опыт, найти провода таким образом довольно сложно. Во всяком случае теоретическая возможность имеется.
Приобрести электромагнитный детектор
Существуют специальные приборы для поисков проводов в стенах. Называются они электромагнитными детекторами и справляются с этим заданием неплохо.
Заодно они помогут определить расположение в стенах арматуры. Для поиска важно, чтобы провода находились под напряжением. Глубина «прозрения» составляет от 5 до 8 см. Если стены сырые, прибор может работать неуверенно.
Использовать слуховой аппарат
Умельцы иногда используют для этой цели старые слуховые аппараты. Если включить их в режим «телефон», то, подведя их к проводке, в том числе и скрытой, можно услышать все то же потрескивание.
К сожалению, точность такого способа не выше, чем у радиоприемника.
Когда будешь жертвовать собой ради голодного и насытишь страждущую душу, тогда свет твой воссияет во тьме и мрак твой в полдень обратится (Ис. 58:10; ИПБ).
Отказаться от своих интересов, желаний, преимуществ во имя блага других, забыть о себе, о своих потребностях, принести себя в жертву во имя жизни своих ближних — возможно ли такое? Да, бесспорно. Пожертвовать своей жизнью ради других — это высшая степень отрешения себя самого. На языке Библии это — жертва жертв (как Песня песней — наилучшая из всех песен Соломона и Святое святых — самое святое). Самоотречение, самопожертвование или самозабвение свойственны человеку по происхождению: он был сотворен по образу и подобию Божьему. Но с момента грехопадения природа человека стала изменяться, и со временем она настолько изменилась к худшему, что эгоизм стал главенствующей чертой его характера, заглушая самоотречение как свойство любви Божьей. И все же несмотря на силу греха, влияющую на человека, убить в нем Божественное начало греху не удается. Святой Дух, посланный в полноте Христом на землю после того, как Он принес Себя в жертву ради блага грешника, сдерживает силу греха и контролирует его деятельность.
Любое бедствие — землетрясение, наводнение, голод, эпидемия и т. д. — вызывает у людей боль, сочувствие, и они откликаются, принимают участие в человеческом горе: отправляют по почте одежду, обувь, медикаменты, денежные переводы, делятся своим добром, — словом, жертвуют нуждающимся в помощи. Некоторые едут в места бедствий, чтобы помогать в устранении разрушительных последствий, причиненных стихией. И не только экологические катастрофы, жертвами которых становятся десятки и сотни тысяч людей, вызывают у других желание и готовность отдать свои материальные и иные ценности пострадавшим. Вот далеко не полный перечень людей, нуждающихся в жертвенном служении: больные неизлечимыми болезнями, одинокие старики, инвалиды, алкоголики, бездомные, оставленные новорожденные младенцы, бедствующие семьи без кормильца и др.
Неисчислимые страдания, неописуемые беды переносит человечество, оказавшись в греховном рабстве, отовсюду раздается крик о помощи, везде нужна рука помощи. Библия говорит: «Блажен, кто помышляет о бедном» (Пс. 40:2). «Не плакал ли я о том, кто был в го́ре? Не скорбела ли душа моя о бедных?», «Один ли я съедал кусок мой, и не ел ли от него и сирота?» (Иов. 30:25; 31:17).
Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него (1 Ин. 4:9).
Любовь Божья — безграничное нравственное свойство Бога, она имеет многообразное выражение, сущность которого состоит в жертвенном служении другому. Божьей любви абсолютно чужд эгоизм, ей свойственно самоотречение, самопожертвование, самозабвение, что означает сознательное отречение от личных интересов, отказ от своей сущности, потребностей во имя блага другого; забвение самого себя и своих интересов, пренебрежение и отрешение от своих желаний для блага других, жертвование собой.
Все бытие Бога-Творца, Его деятельность, замыслы, воля, усилия, интересы — все, абсолютно все направлено и посвящено на создание условий для максимально счастливой, блаженной и полной удовлетворенности и высшего довольства жизни Своих созданий. Всем, чем обладает Господь Бог, всеми безграничными свойствами Он служит Своим творениям. В этом сущность, смысл и суть бытия Бога. Он радуется, когда радуются Его создания, Он счастлив (если этот термин можно применить к Богу), когда счастливы Его разумные существа всей Вселенной — Его необъятного Небесного Царства. Все нужды, потребности Своих творений Господь удовлетворяет, желания их выполняет. И все эти заботы, все помыслы и деяния денно и нощно, без перерывов, пауз, остановок от вечных времен и во веки веков Бог совершает безукоризненно и безупречно. В этом Его самоотверженное, самозабвенное, жертвенное служение во имя блага Его творений. Господь всего Себя отдает этому служению. У Него нет иных забот и иной деятельности, где бы Он мог реализовать Свою безграничную и бесценную любовь и проявить все прочие Свои бесконечные свойства.
Таково мироустройство Божьего Царства — всей безбрежной Вселенной. На этом все стоит, и непоколебимый статус ее утвержден навеки. И когда произошло грехопадение на небесах, а затем на земле, Господь явил полноту Своей любви. Согрешившим нашим прародителям, Адаму и Еве, Творец объявил Свой прежде вековых времен предначертанный Им план искупления в случае возникновения греха: Он оставит небесный престол, примет человеческую плоть и отдаст Свою жизнь за грешников — вот самопожертвование Бога ради вечного блага Своего творения!
Да радуются и веселятся Тобою все, ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: «велик Господь!» (Пс. 39:17).
Господь сказал: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). В чем проявились эти Его качества: кротость, смирение, мягкость? Когда мы начинаем размышлять о том, как могло физически осуществиться воплощение Господа, мы неизбежно придем к выводу: это непроницаемая тайна. Бог надеется, что мы смиримся с тем, что воплощение — непостижимая и вечная тайна: нам никогда не поднять эту каменную глыбу величиной с безграничную Вселенную. Но здесь есть и другая сторона этого Божественного беспрецедентного акта: как Господь мог решиться на этот беспримерный и уникальный шаг, как акт унижения и опустошения Своей Божественной сущности?
Здесь-то и проявилось свойство любви Христа — смирение. Он готов был пойти на любое унижение и опустошение Божественности ради Своих созданий и на Земле, и во всей Вселенной. Здесь Он не считался с Собой — это просто не свойственно Его безграничной любви, в Его характере нет ни йоты себялюбия. Христос решился на этот акт, потому что судьба всех людей на Земле и всех небожителей во Вселенной была в Его руках: или грех начнет разрушать все сотворенное Богом, или Он защитит от этого разрушения ценой Своего унижения, опустошения, страданий и жестокой казни на кресте.
Когда задумываешься над этим фактом, начинаешь чувствовать, как лучи небесного света проникают в твою душу и озаряют ее откровением необъятной любви Божьей. И зная, что эта любовь распространяется и на тебя, грешника, что может твориться в твоей душе? Благоговение? Да, вечное благоговение и священный трепет от сознания Божественного достоинства! И как, каким способом и каким путем выразить благоговение и трепет перед Богом? Благодарить Его, падая ниц перед Ним? Да! Выражать Ему признательность, поклоняясь Ему? Да! Восторгаться, восхищаться и кричать от радости и очарования Его любовью? Да! Нет ни сил, ни ума, не хватает слов, чтоб выразить чувства, саднящие все существо от сознания того, какой безгранично удивительный Бог, Творец и Правитель Вселенной, какая бесконечно величественная Его любовь к Своим созданиям!
Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее (Притч. 31:26).
В своем соборном послании апостол Петр коснулся вопроса о взаимоотношениях мужей и жен, о том, какие качества характера они должны иметь и проявлять в семье, чтобы она была благословенной христианской семьей. Апостол повторяет основополагающую Христову истину о приоритете души по сравнению с телом и внутреннего по сравнению с внешним: «Душа больше пищи, и тело — одежды» (Лк. 12:23). Обращаясь к женам, Петр делает акцент на внутреннее состояние человека в противоположность внешнему: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петр. 3:3, 4).
Вне всякого сомнения, христиане должны заботиться о своем внешнем виде. Недопустимо проявлять полное безразличие и пренебрежительное отношение к тому, какую одежду и обувь мы носим и какую прическу выбираем. Но превращать заботу о внешнем виде в культ, одеваться по последнему крику моды — это уже впадать в идолопоклонство. Апостол Петр предостерегал именно женщин, чтобы они не подражали в заботе о внешнем облике моде того времени. Он поставил соответствующие ценности на свои места согласно небесным принципам. Самым главным является внутренний облик человека, нравственное состояние души и характер, который сформировал он, сотрудничая со Святым Духом. И в этом отношении апостол обращает внимание на одну черту характера, которую женщины должны иметь, развивать и проявлять в повседневной жизни как важнейшее условие того, что они «не останутся без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» (2 Петр. 1:8). И этой чертой характера является смирение или упоминаемые апостолами синонимы смирения: πραέως (прау́с) — кроткий, мягкий, ласковый; и ήσύχιος (эсю́хиос) — безмятежный, молчаливый, тихий.
Трудно представить образец женщины-матери без этих качеств характера. И здесь уместно вспомнить о жене Моисея Сепфоре, из-за которой произошел ропот Аарона и Мариам на Моисея. А между тем это была замечательная женщина. Вот характеристика, данная Духом пророчества Сепфоре: «Хотя и не являясь израильтянкой, Сепфора была поклонницей истинного Бога. Она была робкой, застенчивой, нежной, любящей и преисполненной сострадания» (Патриархи и пророки, с. 383).
Ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым (Пс. 108:2).
Смирение не позволяет такой гнусности — умалять достоинство ближнего своего. На это способны только себялюбивые натуры. Любые успехи других, любые проявления блестящих дарований, любые благожелательные отзывы о христианском образе жизни других вызывают у них жгучую зависть и неутихающую досаду, не дают спокойно спать по ночам и порождают недружелюбные выпады и злопыхательскую критику.
Почему Каину «очень досадно стало и поникло лицо его»? (Быт. 4:6; пер. Торы П. Гиль). Не потому ли, что жертву его брата Господь благосклонно принял, а его жертву не принял? И к каким последствиям это привело? Каин убил брата — ужас!
Почему братья Иосифа так «досадовали на него»? Почему у них была такая бурная человеконенавистническая реакция на сон, который рассказал Иосиф? «Не возомнил ли ты себя царем нашим? — съязвили братья. — Править нами собрался?» (Быт. 37:8; ИПБ). Не потому ли им стало досадно, что Иосифу Господь даровал особые откровения, а никому из них ничего подобного не было дано? И чем их досада и зависть закончились? Они решили убить своего брата, при этом насмешливо-ядовито говорили: «И увидим, что будет из его снов». А это глумление было уже не над Иосифом, а над Богом, пославшим ему сны! Верно сказано в Библии, «что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть» (Еккл. 4:4).
Чуковский записал в своем дневнике: «Память у Горького выше всех его умственных способностей. Способность рассуждать у него мизерна, способность к научным обобщениям меньше, чем у всякого четырнадцатилетнего мальчика». Гумилев считал, что Майков был бездарный поэт. Гиппиус травила Белого. Бунин чернил всех. Эренбурга называли циником. Тургенев горячо доказывал Некрасову, что Фет в строфе одного стихотворения изобличил свои телячьи мозги.
Галилей говорил о взглядах Коперника: «Я был убежден, что новая система (гелиоцентрическая. — Прим. авт.) — чистейшая глупость». Резерфорд на вопрос о том, «что он думает о теории относительности» Эйнштейна, ответил: «А, чепуха».
Все эти вышеупомянутые печальные факты говорят о том, что подобное происходит в результате отсутствия или недостатка смирения у людей.
Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? (Ин. 5:44).
Иоанн Креститель — представитель Неба и посланник Божий, на которого была возложена величайшая историческая миссия: подготовить почву для принятия последующей Благой вести Господа. И когда Иоанновы ученики, видя зримый успех благовествования Христа и Его апостолов, ревнуя о своем учителе, пришли к нему и озабоченно говорили: «Равви́! Тот… о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему» (Ин 3:26), Иоанн ответил: «Он — жених, а я друг жениха, радуйтесь, слыша Его голос; моя радость исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:29, 30). Вот дух, который царит в небесных обителях, — дух смиренного служения Богу и покорности воле Его, дух, прославляющий Бога, а не человека!
На земле царит совершенно иной дух — дух тщеславия и честолюбия, дух возвеличивания и превознесения своего «я». Честолюбие Юлия Цезаря было столь велико, что он однажды расплакался, стоя у статуи Александра Великого и размышляя о том, насколько в тридцать лет у Александра было больше славы, чем у него самого, в его уже почтенные годы.
Аристотель предоставлял славе первое место среди остальных внешних благ.
Эпикур говорил: «Я предпочел бы пожинать в обилии уделяемую хвалу от толпы».
Житель Эфеса Герострат, обуреваемый неумеренной страстью любой ценой прославить и увековечить свое имя, поджег знаменитую святыню малоазиатских городов, одно из семи чудес античного мира — храм Артемиды Эфесской. Гиппократ, знаменитый древнегреческий врач, о мудрости которого говорили: «Что сказал Гиппократ, то сказал Сам Бог», будучи хранителем в храме Книдоса, сжег храмовую библиотеку со всем архивом и записями, чтобы сохранить за собой славу медицинских открытий (В. Черняк).
Иоанну Крестителю было глубоко чуждо стремление к земной славе. Он не искал ее, не заботился о славе своего имени: ходил предельно просто и жил предельно скромно. Такими и должны быть сыны и дочери Божьи, ибо так жил их Господь на земле. Иоанн был смиренный человек, он имел дух своего Господа, Который был «кроток и смирен сердцем».