Нэцкэ |
История происхождения нэцкэ Нэцкэ – это вырезанные из дерева, кости или металла фигурки – талисманы, которые защищают своих владельцев и приносят им все желаемое. Но они не всегда выполняли такие возвышенные функции. Исследователи считают, что Страна Восходящего Солнца позаимствовала их в Китае. Там подобные фигурки называли Чжуй- цзы. Это миниатюрные предметы, которые крепились к поясу, к этим предметам привязывались ножичек, кисет, ключи, предметы гигиены. Все эти необходимые постоянно мелочи нанизывались на один шнурок, а второй конец шнурка продевался сквозь полое отверстие в середине костяной или деревянной фигурки . В начале 14 века Япония переняла у Китая манеру носить одежду и, в частности, использование пояса, как своеобразного кармана. Но здесь искусство вырезания нэцкэ достигло такого высокого уровня, что теперь эти миниатюрные статуэтки превратились в предметы коллекционирования и поклонения. В самом начале своего появления эти фигурки не представляли ничего особенного, они скорее напоминали небольшую рисовую лепешку. Но к середине 14 века они стали преобразовываться. Появились маленькие лакированные коробочки, затем камеи и театральные маски. Искусство развивалось, видоизменялось. Своей кульминации искусство изготовления нэцкэ достигло в 19 веке. Тогда их вырезали по индивидуальному заказу. Если раньше изображали различных богов и мифические сюжеты, то теперь в основу стали ложиться сцены городского и сельского быта. В этих миниатюрных панорамных картинах можно наблюдать и женщин, выполняющих домашнюю работу, и актеров, развлекающих сельскую публику, и мужчин, веселящихся в корчме. Некоторые нэцкэ прославились на весь мир, к ним стали слагать стихи и сочинять музыку. Нэцкэ «Они с маской» Размер 52 мм Материал слоновая кость Период Мейдзи
читать далее https://m.fishki.net/3434189-njeckje.html
Источник: https://m.fishki.net/3434189-njeckje.html © M.fishki.net
Метки: миниатюра скульптура |
И.С. Бах |
Иоганн Себастьян Бах
Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор и музыкант эпохи Барокко, собравший и совместивший в своем творчестве традиции и наиболее значимые достижения европейского музыкального искусства, а также обогативший все это виртуозным применением контрапункта и тонким чувством совершенной гармонии. Бах – это величайший классик, оставивший огромное наследие, которое стало золотым фондом мировой культуры. Это музыкант–универсал, в своем творчестве охвативший почти все известные жанры. Создавая бессмертные шедевры, он каждый такт своих композиций превращал в маленькие произведения, объединяя их затем в совершенные по форме бесценные творения исключительной красоты и выразительности, которые ярко отображали многообразный духовный мир человека.
Краткую биографию Иоганна Себастьяна Баха и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Иоганн Себастьян Бах родился в немецком городке Айзенах в пятом поколении семьи музыкантов 21 марта 1685 г. Необходимо отметить, что музыкальные династии были довольно распространены в то время в Германии, и талантливые родители стремились развить в детях соответствующие дарования. Отец мальчика – Иоганн Амброзиус – был органистом в церкви Айзенаха и придворным концертмейстером. Очевидно, что именно он давал первые уроки игры на скрипке и клавесине маленькому сыну.
Из биографии Баха мы узнаём, что в 10 лет мальчик потерял родителей, но не остался без крова над головой, ведь он был восьмым и самым младшим в семье ребенком. О маленьком сироте позаботился уважаемый органист Ордруфа Иоганн Кристоф Бах, старший брат Иоганна Себастьяна. Среди прочих своих учеников Иоганн Кристоф обучал и брата играть на клавире, но рукописи современных композиторов строгий учитель надежно прятал под замок, дабы не испортить вкус юных исполнителей. Впрочем, замок не помешал маленькому Баху познакомиться с запретными произведениями
В 15-летнем возрасте Бах поступил на обучение в престижную Люнебургскую школу церковных певчих, которая находилась при храме св. Михаила, и в то же время благодаря своему прекрасному голосу юный Бах смог немного подрабатывать в церковном хоре. Кроме этого в Люнебурге юноша познакомился Георгом Бёмом, известным органистом, общение с которым оказало влияние на раннее творчество композитора. А также неоднократно путешествовал в Гамбург, чтобы послушать игру крупнейшего представителя немецкой органной школы А.Рейнкена. К этому же периоду относятся первые произведения Баха для клавира и органа. После успешного окончания школы Иоганн Себастьян получает право поступления в университет, но из-за недостатка денежных средств у него не было возможности продолжать образование.
Веймар и Арнштадт
Свою трудовую деятельность Иоганн начал в Веймаре, где его приняли в придворную капеллу герцога Иоганна Эрнста Саксонского в должности скрипача. Однако, это продолжалось не долго, так как такая работа не удовлетворяла творческим порывам молодого музыканта. Бах в 1703 году, не задумываясь, соглашается на переезд в г. Арнштадт, где ему в храме св. Бонифация изначально была предложена должность смотрителя органа, а затем и пост органиста. Приличное жалование, работа всего три дня в неделю, хороший модернизированный инструмент, настроенный по новейшей системе, все это создавало условия для расширения творческих возможностей музыканта не только как исполнителя, но и композитора.
В этот период он создает большое количество органных произведений, а также каприччио, кантаты и сюиты. Здесь Иоганн становится настоящим экспертом органов и блестящим виртуозом, игра которого вызывала безудержный восторг у слушателей. Именно в Арнштадте раскрывается его дар импровизации, который очень не нравился церковному руководству. Бах всегда стремился к совершенству и не упускал случая познакомиться с знаменитыми музыкантами, например с органистом Дитрихом Букстехуде, который служил в г. Любек. Получив четырехнедельный отпуск, Бах отправился послушать великого музыканта, игра которого настолько впечатлила Иоганна, что он, забыв про свои обязанности, задержался в Любеке на четыре месяца. По возвращении в Арндштадт возмущенное руководство устроило Баху унизительное разбирательство, после которого ему пришлось покинуть город и искать новое место работы.
Мюльхаузен
Следующим городом, на жизненном пути Баха был Мюльхаузен. Здесь в 1706 году он выиграл конкурс на место органиста в храме св. Власия. Его приняли с хорошим жалованием, но и с определенным условием: музыкальное сопровождение хоралов должно быть строгим, без всякого рода «украшений». Власти города в дальнейшем с уважением относились к новому органисту: они одобрили план по реконструкции церковного органа, а также выплатили хорошее вознаграждение за сочиненную Бахом праздничную кантату «Господь – мой царь», которая была посвящена церемонии вступления в должность нового консула. Пребывание в Мюльхаузене в жизни Баха ознаменовалось счастливым событием: он женился на своей возлюбленной кузине Марии Барбаре, которая впоследствии подарила ему семерых детей.
|
|
В 1708 году великолепную игру мюльхаузенского органиста услышал герцог Эрнст Саксен-Веймарский. Под впечатлением от услышанного, знатный вельможа сразу предложил Баху должности придворного музыканта и городского органиста с жалованием значительно превышающем прежнее. У Иоганна Себастьяна начался Веймарский период, который характеризуется как один из самых плодотворных в творческой жизни композитора. В это время он создает большое количество композиций для клавира и органа, среди которых сборник хоральных прелюдий, «Пассакалья c-moll», знаменитая «Токката и фуга d-moll», «Фантазия и фуга C-dur» и много других величайших произведений. Следует также отметить, что к этому периоду относится и сочинение более двух десятков духовных кантат. Такая эффективность в композиторском творчестве Баха была связано с назначением его в 1714 году вице – капельмейстером, в обязанности которого входило регулярное ежемесячное обновление церковной музыки.
В то же время современников Иоганна Себастьяна больше восхищало его исполнительское искусство, и он постоянно слышал реплики восхищения в адрес своей игры. Слава о Бахе, как виртуозном музыканте быстро распространялась не только по Веймару, но и за его пределами. Однажды дрезденский королевский капельмейстер пригласил его, померятся силами с французским прославленным музыкантом Л.Маршаном. Однако музыкального состязания не получилось, так как француз, услышав игру Баха на предварительном прослушивании, тайно, без предупреждения покинул Дрезден. В 1717 году веймарский период в жизни Баха подошёл к концу. Иоганн Себастьян мечтал получить место капельмейстера, но когда это место освободилось, герцог предложил его другому, совсем молодому и неопытному музыканту. Бах, посчитав это за оскорбление, попросил о немедленной своей отставке и за это на четыре недели попал под арест.
Кётен
Согласно биографии Баха в 1717 году он покидает Веймар, чтобы устроится в Кётене придворным капельмейстером у князя Леопольд Ангальта Кётенского. В Кётене Баху предстояло писать мирскую музыку, поскольку вследствие реформ в церкви исполняли только псалмы. Здесь Бах занял исключительное положение: как придворному дирижеру ему хорошо платили, князь обращался с ним как с другом, и композитор отплатил за это прекрасными сочинениями. В Кётене у музыканта было много учеников, и для их обучения он составил «Хорошо темперированный клавир». Это 48 прелюдий и фуг, которые прославили Баха как мастера клавирной музыки. Когда князь женился, молодая княжна выказала неприязнь и к Баху, и к его музыке. Иоганну Себастьяну пришлось искать другую работу.
Лейпциг
В Лейпциге, куда Бах переехал в 1723 г., он достиг вершины своей карьерной лестницы: его назначили кантором в церкви св. Фомы и музыкальным директором всех церквей города. Бах занимался обучением и подготовкой исполнителей церковных хоров, подбором музыки, организацией и проведением концертов в основных храмах города. Возглавляя с 1729 г. Музыкальную коллегию, Бах стал устраивать по 8 двухчасовых концертов светской музыки в месяц в кофейне некоего Циммермана, приспособленной под выступления оркестра. Получив назначение на должность придворного композитора, Бах передал руководство Музыкальной коллегией своему бывшему ученику Карлу Герлаху в 1737 г. В последние годы Бах часто переделывал свои ранние произведения. В 1749 г. он заканчивает Высокую мессу си-минор, некоторые части которой были написаны им 25 лет назад. Композитор умер в 1750 г., работая над «Искусством фуги».
Интересные факты о Бахе
Иоганн Себастьян принадлежал к крупнейшей немецкой музыкальной династии, родословную которой принято отсчитывать от Фейта Баха, простого пекаря, но очень любящего музыку и прекрасно исполняющего народные мелодии на своем любимом инструменте – цитре. Это увлечение от основателя рода передалось его потомкам, многие из них стали профессиональными музыкантами: композиторами, канторами, капельмейстерами, а также самыми разными инструменталистами. Они расселились не только по Германии, кое-кто даже уехал за границу. В течение двух сотен лет музыкантов Бахов стало так много, что их именем стали называть любого человека, чье занятие было связано с музыкой. Самыми известными предками Иоганна Себастьяна, произведения которых дошли до нас были: Иоганес, Генрих, Иоганн Кристоф, Иоганн Бернгард, Иоганн Михаэль и Иоганн Николаус. Отец Иоганна Себастьяна – Иоганн Амброзиус Бах тоже был музыкантом и служил органистом в Айзенахе, в городе, где родился Бах.
Сам Иоганн Себастьян был отцом большого семейства: от двух жен у него родилось двадцать детей. Первый раз он женился на своей возлюбленной кузине Марии Барбаре - дочери Иоганна Михаэла Баха в 1707 году. Мария родила Иоганну Себастьяну семерых детей, трое из них умерли в младенческом возрасте. Сама Мария тоже прожила не долгую жизнь, она скончалась в возрасте 36 лет, оставив Баху четверых малолетних детей. Бах очень тяжело переживал потерю жены, но через год опять влюбился в юную девушку Анну Магдалену Вилькен, с которой познакомился при дворе герцога Ангальт-Кетенского и сделал ей предложение. Несмотря на большую разницу в возрасте девушка согласилась и очевидно, что этот брак был очень удачным, так как Анна Магдалена подарила Баху тринадцать детей. Девушка отлично справлялась с хозяйством, заботливо относилась к детям, искренне радовалась успехам мужа и оказывала большую помощь в работе, переписывая его партитуры. Семья для Баха была большой отрадой, он много времени отдавал воспитанию детей, занимаясь с ними музыкой и сочиняя специальные упражнения. По вечерам семейство очень часто устраивало импровизированные концерты, которые доставляли всем радость. Дети Баха от природы имели великолепные данные, но четверо из них обладали исключительной музыкальной одаренностью - это Иоганн Кристоф Фридрих, Карл Филипп Эмануэль, Вильгельм Фридеманн и Иоганн Кристиан. Они тоже стали композиторами и оставили свой след в истории музыки, но никто из них так и не смог превзойти отца ни в сочинительстве, ни в искусстве исполнения.
Творчество Иоганна Себастьяна Баха
Иога́нн Себастья́н Бах был одним из самых плодовитых композиторов, его наследие в сокровищнице мировой музыкальной культуры насчитывает около 1200 бессмертных шедевров. В творчестве Баха был один единственный вдохновитель – это Создатель. Иоганн Себастьян посвящал ему почти все свои произведения и в конце партитур всегда подписывал буквы, которые являлись аббревиатурой слов: «Во имя Иисуса», «Иисус помоги», «Одному богу слава». Созидать для Бога - была основная цель в жизни композитора, и поэтому его музыкальные произведения вобрали всю мудрость «Святого писания». Бах был очень верен своему религиозному мировоззрению и никогда ему не изменял. По рассуждениям композитора, даже самая небольшая инструментальная пьеска должна указывать на мудрость Творца.
Иоганн Себастьян Бах писал свои произведения фактически во всех, кроме оперы, известных в то время музыкальных жанрах. В составленном каталоге его сочинений числятся: 247 произведений для органа, 526 вокальных произведения, 271 произведение для клавесина, 19 сольных произведений для различных инструментов, 31 концерт и сюита для оркестра, 24 дуэта для клавесина с каким-либо другим инструментом, 7 канонов и другие произведения.
Музыканты по всему миру исполняют музыку Баха и со многими его произведениями начинают еще знакомиться с самого детства. Например, каждый маленький пианист, обучающийся в музыкальной школе, обязательно имеет в своем репертуаре пьесы из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». Затем изучаются маленькие прелюдии и фуги, далее идут инвенции, а в конечном итоге «Хорошо темперированный клавир», но это уже высшая школа.
К известным произведениям Иоганна Себастьяна также относятся «Страсти по Матфею», «Месса си - минор», «Рождественская оратория», «Страсти по Иоанну» и, несомненно, «Токката и фуга ре-минор». А кантата «Господь — мой Царь» и в нынешнее время звучит на праздничных службах в храмах в разных уголках мира.
Фильмы о Бахе
Великий композитор, являясь крупнейшей фигурой в мировой музыкальной культуре, всегда привлекал к себе пристальное внимание, поэтому по биографии Баха и о его творчестве написано очень много книг, а также сняты художественные и документальные фильмы. Их достаточно большое количество, но наиболее значимыми из них считаются:
Из документальных фильмов о знаменитом композиторе необходимо отметить такие киноленты как: «Иоганн Себастьян Бах: жизнь и творчество, в двух частях» (1985, СССР); «Иоганн Себастьян Бах» (серия «Немецкие композиторы» 2004, Германия); «Иоганн Себастьян Бах» (серия «Знаменитые композиторы» 2005, США); «Иоганн Себастьян Бах – композитор и богослов» (2016, Россия).
Музыка Баха в фильмах
Музыку Иоганна Себастьяна, наполненную философским содержанием, а также имеющую на человека большое эмоциональное воздействие, режиссеры очень часто использовали в саундтреках к своим фильма, например:
Отрывки из музыкальных произведений |
Фильмы |
Сюита № 3 для виолончели |
«Расплата» (2016) |
«Союзники» (2016) |
|
Бранденбургский концерт № 3 |
«Сноуден» (2016) |
«Разрушение» (2015) |
|
«В центре внимания» (2015) |
|
«Джобс: Империя соблазна» (2013) |
|
Партита № 2 для скрипки соло |
«Антропоид (2016) |
«Флоренс Фостер Дженкинс» (2016) |
|
Гольдберговские вариации
|
«Альтамира» (2016) |
«Энни» (2014) |
|
«Привет Картер» (2013) |
|
«Пять танцев» (2013) |
|
«Сквозь снег» (2013) |
|
«Ганнибал: Восхождение» (2007) |
|
«Крик совы» (2009) |
|
«Бессонная ночь» (2011) |
|
«К чему-то прекрасному» (2010) |
|
«Капитан Фантастик (2016) |
|
«Страсти по Иоанну» |
«Что-то наподобие ненависти» (2015) |
«Эйхман» (2007) |
|
«Космонавт» (2013) |
|
Месса си-минор |
«Я, Эрл и умирающая девушка» (2015) |
«Елена» (2011) |
Метки: композиторы Бах |
Огиньский Michał Kleofas Ogiński |
Жизненный путь польского композитора М. Огиньского похож на увлекательную повесть, изобилующую внезапными поворотами судьбы, теснейшим образом связанной с трагической судьбой его родины. Имя композитора было окружено ореолом романтики, еще при жизни о нем возникало множество легенд (так, он не раз "узнавал" о собственной смерти). Музыка Огиньского, чутко отразившая настроения времени, многократно усиливала интерес к личности ее автора. Композитор обладал и литературным талантом, он - автор "Мемуаров о Польше и поляках", статей о музыке, стихов.
Огиньский рос в высокообразованной дворянской, семье. Его дядя Михал Казимеж Огиньский - великий гетман Литвы - был музыкантом и поэтом, играл на нескольких инструментах, сочинял оперы, полонезы, мазурки, песни. Он усовершенствовал арфу и написал статью об этом инструменте для "Энциклопедии" Дидро. В его резиденции Слоним (ныне территория Белоруссии), куда часто приезжал молодой Огиньский, был театр с оперной, балетной и драматической труппами, оркестр, ставились польские, итальянские, французские и немецкие оперы. Истинный деятель эпохи Просвещения, Михал Казимеж организовал школу для местных ребят. Такая обстановка создала благоприятную почву для развития разносторонних способностей Огиньского. Его первым музыкальным учителем был тогда еще молодой О. Козловский (служивший у Огиньских придворным музыкантом), впоследствии выдающийся композитор, внесший значительный вклад в польскую и русскую музыкальную культуру (автор знаменитого полонеза "Гром победы, раздавайся"). Игре на скрипке Огиньский обучался у И. Ярновича, а затем совершенствовался в Италии у Дж. Виотти и П. Байо.
В 1789 г. начинается политическая деятельность Огиньского, он - польский посол в Нидерландах (1790), Англии (1791); возвратившись в Варшаву, занимает пост казначея Литвы (1793-94). Казалось, ничто не омрачает блестяще начатую карьеру. Но в 1794 г. вспыхивает восстание Т. Костюшко за восстановление национальной независимости страны (польско-литовское королевство Речь Посполитая было разделено между Пруссией, Австрией и Российской империей). Будучи страстным патриотом, Огиньский примыкает к восставшим и активно участвует в борьбе, а все свое имущество отдает "в дар родине". Марши и боевые песни, созданные композитором в эти годы, получили большое распространение и были популярны среди повстанцев. Огиньскому приписывается песня "Еще Польша не погибла" (ее автор точно не установлен), которая впоследствии стала национальным гимном.
Поражение восстания вызвало необходимость покинуть родину. В Константинополе (1796) Огиньский становится активным деятелем в среде эмигрировавших польских патриотов. Теперь взоры поляков с надеждой устремлены к Наполеону, который многими воспринимался тогда как "генерал революции" (Л. Бетховен намеревался посвятить ему "Героическую симфонию"). С прославлением Наполеона связано возникновение единственной оперы Огиньского "Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире" (1799). Годы, проведенные в путешествиях по Европе (Италия, Франция), постепенно ослабляли надежду на возрождение независимой Польши. Амнистия Александра I (в том числе возврат имений) позволила композитору приехать в Россию и поселиться в Петербурге (1802). Но и в новых условиях (с 1802 г. Огиньский был сенатором Российской империи) его деятельность была направлена на улучшение положения родины.
Активно участвуя в политической жизни, Огиньский не мог много времени уделять сочинению музыки. Кроме оперы, боевых песен и нескольких романсов основную часть его небольшого наследия составляют фортепианные пьесы: польские танцы - полонезы и мазурки, а также марши, менуэты, вальсы. Особенно прославился Огиньский своими полонезами (более 20). Он перрый стал трактовать этот жанр не как чисто танцевальный, а скорее как лирическую поэму, самостоятельную в своем выразительном значении фортепианную пьесу. Решительный боевой настрой соседствует у Огиньского с образами грусти, меланхолии, отразившими носящиеся в воздухе того времени сентименталистские, предромантические настроения. Четкий, упругий ритм полонеза соединяется с плавными вокальными интонациями романса-элегии. Некоторые полонезы имеют программные названия: "Прощание, Раздел Польши". Огромной популярностью и по сей день пользуется полонез "Прощание с родиной" (1831), сразу, с первых же нот создающий атмосферу доверительного лирического высказывания. Поэтизируя польский танец, Огиньский открывает путь великому Ф. Шопену. Его произведения издавались и исполнялись по всей Европе - в Париже и Петербурге, Лейпциге и Милане, и, конечно, в Варшаве (с 1803 г. выдающийся польский композитор Ю. Эльснер регулярно включал их в свой ежемесячник - сборники произведений отечественных композиторов).
Пошатнувшееся здоровье заставило Огиньского покинуть Петербург и последние 10 лет жизни, провести в Италии, во Флоренции. Так завершилась богатая разнообразнейшими событиями жизнь композитора, стоявшего у истоков польского романтизма.
К. Зенкин
Метки: музыка композиторы Огиньский |
Дом купца Игумнова, Россия |
Первым владельцем этого шедевра в древнерусском стиле был Николай Игумнов - богатый золотопромышленник из Ярославля, пожелавший иметь личную резиденцию в Москве.
Бомонд недоумевал - зачем для строительства такого помпезного дворца купцом была выбрана тогдашняя окраина города..
Впрочем, позже все стало ясно - здесь поселились красавица-танцовщица, для роскошной жизни которой Игумнов не пожалел миллиона рублей!
Еще бы! Ведь мрамор привезли из Тосканы, кирпич — из Голландии, рисунки на изразцах принадлежат известному русскому живописцу Масленникову, а интерьеры оформлял знаменитый дизайнер того времени Петр Бойцов.
Как говорится, весь мир к ногам любимой, а она.. Она увлеклась юным корнетом. И в один из нечастых приездов купец застал любовников вместе. В неистовом порыве ревности Игумнов замуровал изменницу в одной из стен роскошного дома..
Поговаривают, с тех пор она так и бродит неприкаянно в белом одеянии..
Серия сообщений "Легенды и мифы":Легенды и мифыЧасть 1 - ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ (ЧАСТЬ 30 - САМСОН И ДАЛИЛА (Русская живопись))
Часть 2 - ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ (ЧАСТЬ 29 - САМСОН И ДАЛИЛА (Зарубежная живопись))
...
Часть 42 - ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ В ЖИВОПИСИ (ЧАСТЬ 14 - ПИГМАЛИОН И ГАЛАТЕЯ)
Часть 43 - Сказочные страны, которые существовали на самом деле
Часть 44 - Дом купца Игумнова, Россия
Часть 45 - Наяды - нимфы водной стихии
Часть 46 - «Пробуждение Флоры» — одноактный балет на музыку Риккардо Дриго
Метки: архитектура легенды |
Художник Константин Крыжицкий |
Русский живописец-пейзажист Константин Яковлевич Крыжицкий (1858–1911) |
ЖИВОПИСЬ
|
|
Серия сообщений "КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ":КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯЧасть 1 - Бернхард Питер фон Рауш (Bernhard Peter von Rausch), 1793-1865. Германия.
Часть 2 - Ты сохрани прекрасные мгновенья...\художник Steve Henderson
...
Часть 14 - Константин Маковский (20 июня (2 июля) 1839 — 17 (30) сентября 1915
Часть 15 - фото 21.08.20
Часть 16 - Художник Константин Крыжицкий
Часть 17 - Шишкин И. «Среди долины ровныя...
Часть 18 - ЛЕВИТАН
...
Часть 20 - .Хочу вернуться снова в лето, Оно сегодня мне приснилось Всё в зелень яркую одето..
Часть 21 - Фирмен Массо (Firmin Massot0, 1766-1849. Швейцария.
Часть 22 - Филипп Алексис де Ласло. "Портрет баронессы Диргардт" (1899).
Серия сообщений "РОССИЯ":РОССИЯЧасть 1 - Юлия Маковская - "ангел неизреченной красоты"
Часть 2 - Художник Константин Крыжицкий
Часть 3 - Шишкин И. «Среди долины ровныя...
Часть 4 - «Художник Алексей Антропов (1716 – 1795)
Часть 5 - Что можно успеть за 23 года жизни: Русские пейзажи Федора Васильева
Часть 6 - Валентин Александрович Серов. 30 портретов
Часть 7 - Иллюстрации Александра Куркина - художника из Палеха к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина
Метки: живопись |
Загадки планеты |
Пещера Китум, Кения
|
Рембрандт. Вирсавия с письмом царя Давида. |
Рембрандт. Вирсавия с письмом царя Давида. 1654. Холст, масло. 142×142 см. Лувр, Париж
«Чудо «Вирсавии» Рембрандта, нагого тела, которому позволена мысль, больше никогда не повторилось», – писал знаменитый искусствовед Кеннет Кларк. Он знал, о чём говорит: автору обширного исследования «Нагота в искусстве», Кларку было с кем сравнить рембрандтовскую героиню. Однако именно луврскую «Вирсавию» он называет одной из величайших картин с изображением ню в истории. Тысячи художников писали обнажённую женскую плоть – Рембрандт едва ли не единственный (или, скажем осторожнее, один из немногих), кто сумел её одухотворить. Из предмета вожделения и «сосуда греха» обнажённое тело трансформируется у Рембрандта в объект сочувствия и зрительского соучастия.
Сюжет
Вторая книга Царств (11:2-4) рассказывает о царе Давиде, который, гуляя по крыше своего дворца, увидел внизу, в купальне, обнажённую женщину. Она мылась, или, говоря высоким стилем, «совершала туалет» и пробудила у Давида немедленное желание ею обладать. Давид поинтересовался у слуг, кто она. Ему ответили: Вирсавия, дочь Елиама и жена Урии Хеттеянина, одного из самых храбрых твоих воинов. Это не смутило царя: он велел привести Вирсавию в свои покои и спал с нею, а когда она забеременела, отправил её мужа Урию на верную смерть.
«Туалет Вирсавии»– сюжет в искусстве распространённый, со своими сложившимися канонами. Обычно Вирсавию изображали в момент омовения, в окружении одной или нескольких служанок, а где-то в отдалении, на высоте и в темноте, мог скрываться подсматривающий Давид. Молодой Рембрандт 20 лет назад примерно так и трактовал этот сюжет: сейчас его ранний «Туалет Вирсавии» (https://artchive.ru/rembrandt/works/509130~Tualet_Virsavii?_lang=RU) находится в музее Метрополитен.
Но зрелая «Вирсавия» Рембрандта рисует не этот, традиционно изображаемый, а совсем другой момент, для которого в Библии не находится места, но который легко реконструируется из логики повествования. Вирсавия уединилась в купальне с письмом царя Давида. Она беременна, она знает, что не верна мужу, а за это в её мире побивают камнями, и она влюблена. Рембрандт придаёт её лицу мечтательное выражение – выражение, как пишет Кларк, «столь сложное, что мы уходим вслед за её мыслями далеко за пределы запечатлённого момента».
Исследования холста показывают, что изначально он имел более вытянутый формат: Рембрандт урезал его примерно на 10 сантиметров слева и по крайней мере на 20 по высоте. Он стремился уменьшить холст, чтобы усилить воздействие фигуры на зрителя, а рентгенография показывает, что он еще и дополнительно наклонил голову Вирсавии, сделав её вид не только мечтательным, но и удручённым. Отвергнув всю предыдущую традицию (включая даже его кумира Рубенса (https://artchive.ru/peterpaulrubens/works/201132~Virsavija_u_fontana)), изображавшую Вирсавию кокеткой, Рембрандт показывает её страдалицей.
Прототип
Сами пропорции Вирсавии, конечно же, далеки от классических образцов. Как, впрочем, далеки от них и другие рембрандтовские женщины – независимо от того, одеты они или обнажены. Кеннет Кларк объясняет это стремление Рембрандта писать женские тела, которые традиционная эстетика не может назвать красивыми, его своеобразной честностью: «Мы чувствуем ценность скромной и скрупулёзной честности Рембрандта, ибо этот большой живот, эти тяжелые, трудовые руки и ноги обладают гораздо большим благородством, нежели идеальная форма, скажем, «Венеры Урбинской» (https://artchive.ru/titian/works/9320~Venera_Urbinskaja) Тициана».
Рембрандт Харменс ван Рейн - Туалет Вирсавии: Описание произведения
Рембрандт Харменс ван Рейн - Туалет Вирсавии - одно из многих произведений художника. Подробную информацию и
Тот, кто знаком с любовной биографией Рембрандта и его женскими портретами, конечно, без труда узнает в его луврской Вирсавии другую женщину – Хендрикье Стоффельс, последнюю возлюбленную Рембрандта. Молодая хорошенькая девушка из солдатской семьи пришла наниматься в экономки к разорившемуся художнику, который был лет на 20 старше её, и осталась в его доме навсегда, разделив с Рембрандтом все невзгоды последних лет его жизни. Она знала, что Рембрандт никогда не женится на ней, ибо связан завещанием Саскии, своей покойной жены. Она старалась не замечать, как шепчутся у неё за спиной, называя подстилкой и падшей женщиной за то, что живёт в невенчанном браке с художником. Она заменила мать сыну Рембрандта Титусу. Она помогла Рембрандту сохранить остатки состояния и собственного достоинства. Будучи беременной, она пережила позорный суд, обличающий её за связь с Рембрандтом. Хендрикье Стоффельс не только подарила Вирсавии плавные очертания своего тела, но и в общих чертах повторила её поступок и её историю. Так что, конечно, луврская картина имела для Рембрандта глубоко интимный подтекст.
Автор текста: Анна Вчерашняя
Метки: живопись история одной картины |
фото 21.08.20 |
Серия сообщений "Фото дня":Фото дняЧасть 1 - В одной упряжке
Часть 2 - Фото дня
...
Часть 30 - Самое чистое озеро на планете, но не вздумайте погрузиться в его воды!...
Часть 31 - Замечательный новогодний подарок всем нам!
Часть 32 - фото 21.08.20
Серия сообщений "КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ":КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯЧасть 1 - Бернхард Питер фон Рауш (Bernhard Peter von Rausch), 1793-1865. Германия.
Часть 2 - Ты сохрани прекрасные мгновенья...\художник Steve Henderson
...
Часть 13 - Морские виды и пейзажи французского живописца Claude Joseph Vernet (Клод-Жозеф Верне, 1714–1789).
Часть 14 - Константин Маковский (20 июня (2 июля) 1839 — 17 (30) сентября 1915
Часть 15 - фото 21.08.20
Часть 16 - Художник Константин Крыжицкий
Часть 17 - Шишкин И. «Среди долины ровныя...
...
Часть 20 - .Хочу вернуться снова в лето, Оно сегодня мне приснилось Всё в зелень яркую одето..
Часть 21 - Фирмен Массо (Firmin Massot0, 1766-1849. Швейцария.
Часть 22 - Филипп Алексис де Ласло. "Портрет баронессы Диргардт" (1899).
Серия сообщений "САНДРО БОТИЧЕЛЛИ":ВЕРНИСАЖ ОДНОЙ КАРТИНЫЧасть 1 - «Весна» Сандро Боттичелли
Часть 2 - фото 21.08.20
|
Фотостраничка 21 августа |
anastasia.romanovvАнастасия с сестрами Ольгой, Татьяной и Марией
|
Что нужно знать русскому человеку про Ивана Грозного? |
Что нужно знать русскому человеку про Ивана Грозного?
Как известно по результатам вскрытия гробницы, проведенного в 1963 году, он был рыжим широкоплечим богатырем ростом 180 см, а не тощим замухрышкой, каковым его так любят изображать художники. Обилие Йостеофитов на костях скелета показывает, что, к сожалению, последние годы жизни Иван IV Грозный был практически парализован.
Согласно отчетам европейских послов своим правителям — Иван IV Грозный не курил, не употреблял алкоголя, не замечен в любовных похождениях, отличался невероятной работоспособностью.
1) Именно Иван IV Грозный, получив в наследство, по факту, одну лишь Московскую и Новгородскую область — создал из них Россию с ее современными (европейскими) границами и основал как минимум четверть ныне существующих городов. Именно он отменил в России феодализм, юридически уровняв простых крестьян со знатными князьями, именно он ввел всеобщую выборность в местные законодательные и исполнительные органы власти, именно он гарантировал всем слоям населения представительство в высшем законодательно/совещательном органе государства: Земском соборе, и именно он ввел в России всеобщее начальное образование.
2) Иван IV Грозный за свою жизнь не проиграл ни одной войны. Даже «Ливонская война» закончилась разгромом Польши и Швеции, и мирными договорами с оными на условиях «Мир в обмен на возвращение всех захваченных территорий».
3) В 1571 году Иван IV Грозный перенес свою столицу в Великий Новгород, в котором на месте Ярославого дворища был построен дворец площадью 14.5 га, а так же проведены масштабные работы по благоустройству города. В Новгород были перевезены казна, царская семья, все госслужбы.
В 1572 году, когда вся русская армия сражалась с татаро/османской армией под Молодями, а Иван IX Грозный вместе со свитой и личной охраной отправился осаждать Вейсенштейн (крепость, естественно, была взята. В ходе штурма многие бояре из личной свиты царя получили ранения, командир царской охраны Малюта Скуратов погиб) — в этот период царская семья и казна находились исключительно под охраной новгороцев.
Уверенность Ивана IV Грозного в преданности новгородцев с одной стороны и их исключительная верность с другой (никаких данных о волнениях или протестов горожан против царя нет) наглядно доказывают, что о «новгородской резне 1570 года», о которой сообщают западные правозащитные организации, ни царь, ни сами новгородцы в XVI веке ничего не знали.
4) Митрополит Филипп, малоизвестный провинциальный игумен, назначен на свой пост Иваном IV Грозным вопреки сопротивлению церковных иерархов, в момент спора за кафедру митрополита между архиепископом новгородским Пименом и архиепископом казанским Германом, уже успевшим сесть на это место.
Митрополит Филипп являлся верным союзником Ивана IV Грозного и хорошо известен проповедями в осуждение заговорщиков, принявших участие в крамоле Федорова-Челядина.
Свергнут в результате заговора архиепископа Пимена, убит участником заговора приставом Стефаном Кобылиным, получившим за свое преступление пожизненный срок.
Ни о каких разногласиях между Иваном IV Грозным и митрополитом Филиппом, в исторических документах нет ни единого упоминания.
5) Убийство царевича Ивана, о котором сообщают западные правозащитные организации, Иван IV Грозный не мог совершить по медицинским показаниям — царь был парализован.
6) Казни многочисленных русских воевод и государственных деятелей, о которых сообщают западные правозащитные организации — таких как князь Михайло Воротынский, епископ Печорский Корнелий, думный боярин Михаил Колычев, магистр фон Фюстенберг, князь Афанасий Вяземский, князь Иван Шишкин, князь Иван Шереметьев, дети князя Владимира Старицкого и еще многие, многие другие бояре и священники — по неведомым причинам проходят для «казненных» незамеченными, ибо по росписям Разрядного приказа после своей смерти жертвы террора продолжали ходить на службу, командовать полками, жениться и выходить замуж, рожать детей. Например, дважды казненный Михайло Воротынский через три года после второй (!) казни исхитрился составить первый в истории устав пограничной службы («Боярский приговор о станичной и сторожевой службе»), а отравленная, удушенная дымом и утопленная в Шексне Мария Старицкая через год после своей казни уезжает в Европу в качестве жены датского принца Магнуса.
7) После своей смерти Иван IV Грозный оставил своим наследникам богатую, сытую и обширную державу с мощнейшей в мире армией и полной казной. Во всяком случае в течение 20 лет после его смерти, до самой Смуты, ни одна собака не рискнула начать с Россией новой войны.
В 1585 году в России была построена крепость Воронеж, в 1586 — Ливны. Для обеспечения безопасности водного пути от Казани до Астрахани строились города на Волге — Самара (1586), Царицын (1589), Саратов (1590). В 1592 году был восстановлен город Елец. На Донце в 1596 году был построен город Белгород, южнее в 1600 году был выстроен Царёв-Борисов. В период с 1596 по 1602 годы было построено одно из самых грандиозных архитектурных сооружений допетровской Руси — Смоленская крепостная стена, которую впоследствии стали называть «каменным ожерельем Земли русской».
Сиречь: после смерти Ивана IV Грозного обширное строительство по всей России активно продолжалось — то есть, золота в глубокой царской казне хватало на все текущие расходы и даже на многие излишества!
Пожалуй, это и есть тот актуальный минимум, который положено знать про Ивана IV Грозного каждому образованному человеку.
https://telegra.ph/PRO-IVANA-IV-GROZNOGO-08-11
|
Первая жена Петра І |
Первая жена царя Петра.
=====================
Всем известно, что Петр I был женат на простолюдинке Марте Скавронской, которая стала императрицей под именем Екатерины I. О первой же его супруге, Евдокии Лопухиной, в большинстве источников скупо сообщается лишь, что Петр заточил ее в монастырь, «слезы лить», как пишет в своем романе Алексей Толстой… А между тем, история опальной царицы
Всем известно, что Петр I был женат на простолюдинке Марте Скавронской, которая стала императрицей под именем Екатерины I. О первой же его супруге, Евдокии Лопухиной, в большинстве источников скупо сообщается лишь, что Петр заточил ее в монастырь, «слезы лить», как пишет в своем романе Алексей Толстой… А между тем, история опальной царицы не так уж проста…
9 августа 1669 года родилась Евдокия Лопухина, русская царица.Евдокия Федоровна Лопухина вошла в историю как первая супруга царя-реформатора, первого российского императора Петра I и как мать царевича Алексея. К тому же она стала последней русской царицей (поскольку после нее царствующие особы женского пола носили титул императриц) и последней царствующей равнородной неиноземной супругой русского монарха.
Невесту для сына выбирала мать, царица Наталья Кирилловна. Евдокия, из захудалого боярского рода, была на несколько лет старше 16-летнего царя, скромна и очень хороша собой…
Поначалу юная Дуняша искренне полюбила мужа. Однако по сравнению с его прежними возлюбленными - раскрепощенными красотками из Немецкой слободы – застенчивая, не искушенная в плотской любви теремная боярышня Евдокия казалась скучной, пресной, неинтересной… Петр все больше времени проводил в Немецкой слободе у своей фаворитки Анны Монс, вызывая этим бешеную ревность жены… Правда, это не мешало ему иметь детей от Евдокии: Алексея и Наталью.
В 1696 г. умерла Наталья Кирилловна. В августе 1698 г. Евдокию по царскому приказу силой отправили в Суздальский женский Покровский монастырь.
Безумная Евдокия и два Глебова
В мае 1699 г. Евдокия приняла тайный постриг под именем старицы Елены. В обмен на согласие стать монахиней ей разрешили поддерживать отношения со своими московскими родственниками - Лопухиным, Щербатовым, Троекуровым… От них она получала деньги, посылки, а от расположенной к ней царевны Марьи Алексеевны, единокровной сестры царя, дочери Алексея Михайловича от первого брака - вести о сыне… Но этого оказалось мало для опальной Евдокии. Воспрянувшая духом царица-монашка мечтала о возвращении ко двору!
В это время до отвергнутой царицы дошла весть о том, что совсем неподалеку, в Сновицком монастыре владимирской епархии, живет игумен Досифей, обладающий пророческим даром. Кстати, родители его принадлежали к дворовым людям Лопухиных. Но это не помешало Демиду Глебову (таково было светское имя Досифея) принять духовный сан, а впоследствии стать митрополитом ростовским и ярославским.
Итак, Евдокия посетила бывшего крепостного своей семьи, а ныне священнослужителя, чтобы узнать о собственном будущем. Ожидания ее не обманули - провидец предсказал ей: «Вернешься ко двору, кончишь жизнь во славе и богатстве, тебе пристойном!» Кроме того, Досифей объявил, что кончина царя Петра близка, и скоро на престол взойдет Алексей – сын Петра и Евдокии.
По возвращении в свой монастырь сестра Елена больше не надевала монашеских одежд, носила роскошные наряды, присланные из Москвы ее родней… Отныне она повела светскую жизнь, собрав вокруг себя двор из прежних московских подданных. Не раз принимала у себя, как законная государыня, местных воевод, бургомистров и духовенство.
В 1710 г. у Евдокии появился возлюбленный - майор Степан Глебов (по странной случайности – однофамилец Досифея), прибывший в Суздаль для рекрутского набора. Однако, вдоволь натешившись любовью царицы, Глебов бросил ее… Евдокия обратилась за помощью все к тому же Досифею, и тот посоветовал ей идти на богомолье… Путешествуя по церквям и монастырям, она охотно принимала почести от священнослужителей…
Расплата
Тем временем до царя дошли слухи о том, что Евдокия живет не так, как подобает в монашеском сане, да еще завела себе любовника низкого звания! С сыном от первой жены Алексеем отношения у Петра тоже не ладились. В 1718 г. царевича бросили в тюрьму по обвинению в «государственной измене». Началось следствие. В ходе его выяснилось, что Алексей постоянно поддерживал связь с опальной матерью… Одним словом, вскоре Евдокию, ее приближенных и злополучного Глебова привезли в Москву и устроили дознание по полной программе: очные ставки, пытки…
Глебов, правда, начисто отрицал любовную связь с царицей, но это не спасло от кары: его посадили на кол. Остальные «виновники» понесли наказание в виде казни либо ссылки. Даже «пророка» Досифея не минула чаша сия. Тела казненных заговорщиков бросили в огонь, предварительно отрубив головы, которые насадили на шесты и выставили на высокой каменной стене на обозрение всем.
Незавидная судьба постигла и других участников «заговора». Царевну Марью Алексеевну за пособничество «бунтарке» Евдокии посадили в острог… Царевич Алексей Петрович скончался в Петропавловской крепости при загадочных обстоятельствах…
Евдокию отправили в Ладожский монастырь, где она жила на хлебе и воде... Похоже было, что предсказание несчастного Досифея так и не сбудется… Тем более последний не смог предвидеть даже собственную ужасную смерть!
Сбывшееся пророчество
Однако выводы делать пока рано. В 1725 г., после смерти Петра I, на трон взошла императрица Екатерина I.
Первым делом новоиспеченная правительница России распорядилась заключить свою предшественницу в ту же Шлиссельбургскую крепость, где умер ее сын…
Однако два года спустя Екатерина приказала долго жить - по слухам, ее отравили… Царем стал единственный оставшийся в живых наследник мужского пола - Петр II, сын загубленного Алексея…
Внук, разумеется, тут же вспомнил о родной бабушке. Писал ей письма, послал в подарок свой портрет и десять тысяч рублей… Но при личной встрече бабка чем-то не угодила Петру: он выделил ей деньги на содержание, но видеться с ней часто не пожелал… Отныне она стала жить в Новодевичьем монастыре, с большим штатом прислуги, окруженная почетом. Иногда появлялась при дворе… Скончалась Евдокия 27 августа 1731 г. в Новодевичьем монастыре, там же и была похоронена.
Так ли уж неправ был Досифей? Ведь Петр I все-таки умер раньше своей первой жены, а потомок ее – пусть не сын, а внук, Петр II – все же взошел на трон! И, наконец, жизнь свою Евдокия Лопухина-Романова завершила, как и подобает царствующей особе. Уцелела вопреки судьбе, стремящейся отодвинуть ее на задворки истории…
Автор: Мария Подолецкая
Метки: история судьба великие женщины |
живопись |
https://www.instagram.com/p/CDPdDWEH_-H/?utm_source=ig_web_copy_link
|
Франсуаза Д’Обинье: Чёрная королева, или Последняя любовь Людовика XIV |
«Мне невыносимы ваши капризы, — повысил голос Людовик XIV, вставая из-за стола, — я и так оплачиваю карточные долги, делаю дорогие подарки и содержу ваших родственников. А вы, похоже, забыли, что такое элементарная благодарность!» И он, разозлившись, вышел из покоев своей фаворитки маркизы де Монтеспан. Вслед донесся раздраженный крик.
Людовик XIV
Королю и вправду начала докучать эта женщина. Много лет назад она была фантастически хороша, невероятно обаятельна и обворожительна. В ней было столько страсти, что Людовик потерял голову и сделал её фавориткой, одарив мужа-рогоносца ценными подарками. Теперь же она подурнела, располнела и приобрела скверный характер. С каждым днём де Монтеспан становилась всё жаднее и нетерпимее и позволяла себе совсем уж неприличные выходки. Ещё немного, и она станет закатывать ему сцены на глазах у придворных.
Раздосадованный Людовик вышел в сад и услышал детский смех. Шестеро его детей играли на поляне. Король сразу повеселел и направился к ним. Пусть и незаконнорожденные, они вызывали в нём умиление и нежность. Король поздоровался с воспитательницей, и та поклонилась. На её лице не промелькнуло даже тени улыбки. Король поморщился. Он любил всё красивое, яркое, шумное, а Франсуаза Скаррон, воспитывавшая его детей, была больше похожа на монашку. Полноватая, не очень красивая, она носила тёмные платья, скрывавшие грудь, и не надевала драгоценностей. Единственным её украшением была причёска с мелкими каштановыми локонами. Людовик заговорил о детях, и воспитательница, наконец, заулыбалась...
Король откровенно считал мадам де Скаррон скучной. Высокоморальные принципы и нарочитая отстранённость вызывали у него досаду. Как можно отказаться от радостей жизни и заковать себя в панцирь из таких одежд? Не встречаться с мужчинами, не пить вина, поститься, не посещать балы, а лишь молиться и воспитывать детей. Впрочем, каждому свое. Дети обожали её и любили беззаветно. Собственная мать не вызывала у них и тени таких чувств. Если маркиза де Монтеспан позволяла себе кричать на детей, то и дело отталкивала их, то у няни всегда было время и ласковое слово для каждого. Несмотря на то, что бастардов уже было шестеро.
Маркиза Франсуаза-Атенаис де Монтеспан долгое время была влиятельной фавориткой короля Людовика XIV и родила ему шестерых детей
Король усмехнулся. В последние годы его любовница, Франсуаза-Атенаис де Монтеспан, чувствуя, как её время уходит, борется за монаршее внимание всеми возможными способами. В свите поговаривают, что она даже ходит к гадалкам, и те подсказывают, как можно продлить век фаворитки. Так что заниматься детьми ей некогда. Что и говорить, в постели Атенаис до сих пор нет равных. Но вот характер... Людовик и сам понимал, что скоро он расстанется с женщиной, подарившей ему множество счастливых часов, дней и даже лет. Впрочем, это естественно. Фаворитки были до неё, будут и после. Он с удовольствием вспомнил красотку Луизу де Лавальер с её удивительно белой кожей, округлой грудью и нежным голосом. Но и её век при дворе закончился. Что поделать, такова жизнь. Женщина стареет, теряет привлекательность, от этого приобретает дурной характер, и вот уже наступает время уезжать в деревню или в монастырь, и там, в затворничестве, встречать свою старость. Де Монтеспан и так задержалась, ей уже больше тридцати. «Вы всё реже бываете у нас, — произнесла гувернантка после короткой светской беседы, — если позволите, я буду писать вам письма и рассказывать о детях. Они очень скучают». Людовик согласился. И с тех пор почти каждое утро он получал послание от Франсуазы Скаррон.
Едва солнце освещало королевские покои в версальском дворце, как Людовик приказывал подать почту. Письма воспитательницы он поначалу откладывал, потом начал читать их между делом и, наконец, так к ним привык, что не мог и дня прожить, не распечатав конверт и не прочитав умное, лёгкое и ироничное послание Франсуазы. Со временем Его Величество стал чаще посещать детей и гувернантку, чем свою фаворитку. Беседы шли исключительно о правильном воспитании. Потом выяснилось, что Франсуаза прекрасно разбирается в искусстве, музыке и литературе и может поддержать беседу на любую тему. В то время как де Монтеспан закатывала ему скандалы, королева демонстрировала обиды, а молодые дамы, метившие в фаворитки, не могли связать и двух слов, в его окружении оказалась женщина, беседы с которой были увлекательнее балов, охоты и любовных увеселений. Безусловно, король ни от чего не отказывался, однако Франсуаза значительно разнообразила его жизнь.
Людовик XIV, Король-Солнце, человек уникального склада, любивший красоту и покровительствовавший искусствам, был достаточно умён, чтобы по достоинству оценить образованность и острый язык другого человека. Со временем во Франсуазе его стали привлекать и другие качества — искренность и благочестие, столь редкие при дворе, где процветали ложь, зависть, интриги и сплетни. Он приезжал всё чаще и задерживался у воспитательницы всё дольше, вызывая тем самым гнев покинутой фаворитки. «О чём вы с ним беседовали так долго?» — словно фурия налетала на Франсуазу мадам де Монтеспан, когда Людовик уходил. — «О детях, искусстве, душе, Боге», — отвечала воспитательница, не опуская глаз. «Пожалуй, что так, — думала фаворитка, недоверчиво глядя на Франсуазу, — с этой старухой только о Боге и поговоришь. Чем ещё с ней заниматься?» «Старухе» было чуть больше сорока. Привыкшая молчать и знать своё место, она никогда не провоцировала конфликтов. Наоборот, в каждой ссоре становилась миротворцем. Понимая, что во власти де Монтеспан отлучить её от детей, которые стали ей как родные, она никогда ей не перечила. Впрочем, она не перечила никому. К этому приучила её жизнь.
С самого детства судьба подбрасывала Франсуазе д’Обинье одно испытание за другим. Появилась на свет она в тюрьме, куда были заточены её мать и отец по приказу кардинала Ришелье. Отец был ярым протестантом, за что и подвергся гонениям. Крестили девочку по католическому обряду и отправили к тётке. Та, не желая растить дитя еретика, отвезла малютку обратно в тюрьму.
Всё детство Франсуаза скиталась по родственникам и мечтала только о том, чтобы быстрее уйти в монастырь и закончить свои дни в служении Богу, лишь бы никому не мешать. В 12 лет она поплыла на корабле к своему отцу на остров Маврикий, куда он был сослан, и чуть не умерла от тропической лихорадки. Девочка впала в летаргический сон и словно мёртвая лежала несколько суток. По счастью, ей довелось проснуться за несколько часов до собственных похорон. Мать её ушла в мир иной, когда Франсуазе едва исполнилось 14 лет. Она осталась на попечении крёстной, и та задалась целью срочно выдать её замуж. Не век же содержать чужую девицу! Претендентом на руку и сердце бесприданницы стал известный поэт Поль Скаррон. Сорокадвухлетний холостяк, увидев её дважды и поговорив с ней, был покорен её природным умом. Поначалу Франсуаза сопротивлялась — ей ничего не нужно было, кроме монастырского уединения. Однако после размышлений она согласилась на замужество. Скаррон был известный шутник, человек весёлого и благодушного склада. От короля он получал приличное содержание. В его дом приходили известные писатели, поэты, художники и представители светской знати. К тому же наконец-то у Франсуазы будет свой угол!
Поль Скаррон хорошо относился к Франсуазе, но он был стар и болен
В молодости Скаррон простудился и заработал ревматоидный артрит, который с каждым годом всё сильнее скручивал беднягу, заставляя страдать. На момент свадьбы его плохо слушались ноги, в руках он с трудом удерживал перо. Сложно говорить, мог ли он исполнять свой супружеский долг, но Франсуаза мечтала о детях. Раз уж она выходит замуж, а не идёт в монастырь, пусть они будут. Замуж Франсуаза вышла в 16 и прожила с мужем 8 лет. Этот период вполне можно назвать счастливым. Она научилась правильно говорить и грамотно писать, начала разбираться в литературе и искусстве. Муж ценил её за доброе сердце и острый ум. Его друзья говорили, что Скаррону очень повезло — жена не только заботлива и верна, но и способна развлечь на досуге остроумной беседой. И намекали: при других обстоятельствах из неё получилась бы прекрасная советница для высокопоставленного лица.
Франсуаза безропотно ухаживала за Полем, стараясь облегчить его страдания. Кормила, мыла, одевала, записывала его стихи, вела переписку с его друзьями и знакомыми. Того же днём и ночью мучили страшные боли. Он пил опиум, а когда лекарства не помогали, кричал. Анна Австрийская наградила поэта сомнительным титулом «инвалид Её Величества», и Скаррон принял его с присущим ему чувством юмора. Умирая, поэт сказал своим близким: «Дорогие мои, вам никогда не проплакать надо мной столько, сколько вы смеялись благодаря мне».
После смерти мужа Франсуаза осталась без средств к существованию — содержать вдову за казённый счёт никто не собирался. Неужели снова наступило время лишений и потерь? Платить аренду за особняк ей было нечем, и она вынуждена была съехать. С того дня она обивала пороги, обращалась к друзьям, писала письма королеве, но всё безрезультатно. Друзья Скаррона отправляли ей деньги, но их едва хватало, чтобы покупать самую дешёвую еду. Только через пару лет влиятельные знакомые помогли Франсуазе добиться весьма небольшой королевской пенсии.
Жила вдова уединённо. Молитва, чтение, вышивание и переписка с друзьями — вот и все занятия. Изредка она выезжала в гости, есть свидетельства, что Франсуаза состояла в связях с мужчинами, но ничьей женой так и не стала. Спустя десять лет после смерти мужа в гостях она познакомилась с любовницей короля, мадам де Монтеспан. В то время та блистала при дворе — красивая, умная, кокетливая и весьма щедрая к друзьям. Дамы подружились, и фаворитка предложила Франсуазе стать воспитательницей её ребёнка. Зная темперамент своего любовника, фаворитка не сомневалась, что детей вскоре станет больше. Франсуаза переехала в особняк на улице Вожирар и через несколько лет воспитывала уже шестерых бастардов короля.
Париж шумел в негодовании. В каждом доме обсуждали страшный судебный процесс над гадалкой и отравительницей Катариной Ла Вуазен. В её доме было обнаружено столько яда, что можно было отравить половину Франции. В саду, перерытом вдоль и поперёк, сыщики нашли множество трупиков — Катарина делала аборты. День за днём выяснялись всё новые чудовищные подробности деяний колдуньи. Оказалось, множество известных персон обращались к отравительнице за помощью. Одним нужен был яд, другим — предсказание будущего, третьим — избавиться от ребёнка, пока не узнал законный супруг. Судьи, слушая показания свидетелей, то и дело подносили к носу флакончики с нюхательной солью. Присутствующим в зале часто становилось плохо. И вдруг однажды Ла Вуазен произнесла имя маркизы де Монтеспан. Дескать, она приходила к ней за ядом. «Доброжелатели» тотчас донесли королю: его чуть не отравила любовница!
Маркизу выселили из Парижа в одночасье. Людовик не желала её видеть и слышать. Она умоляла принять её, писала письма, подсылала подруг, но всё тщетно — для монарха фаворитка больше не существовала. Через некоторое время место маркизы заняла новая избранница — мадемуазель де Фонтаж. Она продержалась рядом с Людовиком всего год. Король пользовался её молодостью и красотой, но настолько раздражался глупостью, что спасался разве что вином и разговорами с Франсуазой Скаррон — та по-прежнему занималась воспитанием его детей.
Людовику было уже за сорок. Жизнь, прожитая в веселье, стала утомлять его. Он всё чаще оглядывался назад. Ему казалось, он не сделал ничего значительного. Человек, заявивший «Государство — это я», стал задумываться о своём предназначении, о душе и о Боге. С кем ему ещё было об этом поговорить, как не с мадам де Скаррон? Всё чаще он спрашивал у неё совета, ждал мудрого слова, поддержки и утешения. Они постоянно говорили о божьем гневе за неправедную жизнь — этого король очень боялся. Под влиянием Франсуазы в Версале отменили балы. Дворец, блиставший феерическими празднествами, стал похож на монастырь — там служили мессы и пели молитвы. В знаменитой зеркальной галерее были завешаны зеркала.
Франсуазу ненавидели все придворные. Что себе позволяет эта монашка! Какую взяла власть над монархом! Королева же, напротив, была ей благодарна — Людовик стал уделять внимание своей законной супруге. Именно на этом настаивала вдова Скаррона, чтившая божьи заповеди. Неожиданно для себя Король-Солнце влюбился. Эта любовь не была похожа ни на одну другую. Франсуаза привлекала умом, образованностью, благочестием и... недоступностью. Людовик мечтал владеть этой женщиной. Желание снять с неё тёмное глухое платье и насладиться телом сводило с ума. В его постели побывали десятки женщин, и каждая из них была счастлива угодить королю. Но у мадам Скаррон были свои представления о жизни и отношениях мужчины и женщины. «Я тоже люблю вас, Ваше Величество, — учтиво сказала она, — но вы в законном браке. Поэтому физическая любовь между нами невозможна». Два года она твердила «нет». Король сулил ей несметные богатства, подарил ей маркизат Ментенон, и она стала госпожой де Ментенон, знатной дамой, повысил жалование, но Франсуаза была непреклонна. Их встречи ограничивались разговорами. Максимум, на что мог рассчитывать Людовик, — пожатие прохладной руки.
Франсуаза д’Обинье, маркиза де Ментенон
Однако через два года Франсуаза сдалась, и стала придворной дамой и официальной фавориткой его величества. Ей отвели покои в Версале рядом с королевскими. Теперь она присутствовала при всех переговорах. Король советовался с ней открыто. Она всегда сидела вдалеке от мужчин, вязала или вышивала, и если Людовик спрашивал, отвечала очень тихо. Однако окружающие ловили каждое её слово — оно могло решить судьбу если не Франции, то отдельного человека: король доверял этой женщине бесконечно.
Де Ментенон осуждала нравы, царившие во дворце. Она боялась кому-либо доверять. Врагов у неё было много. Защищая себя, она завела в окружении короля своих людей. У Людовика появился новый придворный лекарь и новый духовник. «Французский король — противоположность другим государям: у него молодые министры и старая любовница», — сострил Вильгельм Оранский. Франсуаза была старше Людовика всего на три года.
Счастье взаимного обладания Людовика и де Ментенон оказалось весьма призрачным. В постели фаворитка была исключительно холодна, и король, быстро утратив иллюзии, нашёл себе любовницу. Но Франсуаза была обязана сопровождать своего благодетеля на всех мероприятиях. Король поздно ложился спать, а Франсуаза вставала с рассветом. Он мог послать за ней ночью, и она обязана была прийти, чтобы поддержать беседу или оказать ему поддержку.
В 1683 году умерла королева Мария-Терезия. Ещё через год Людовик тайно обвенчался с Франсуазой в версальской церкви в присутствии трёх свидетелей. Ему казалось, что женитьба на этой благонравной и почти святой женщине, коей она осталась для него даже после «грехопадения», позволит избежать божьей кары. Людовик заводил любовниц, но духовную верность хранил жене. При дворе Франсуаза жила скромно. Свою жизнь после замужества она посвятила благотворительности, организовав пансион для благородных девиц в Сен-Сире. При жизни короля брак не был обнародован. Это случилось только через 170 лет после смерти де Ментенон. Людовик, умирая, сказал ей: «При предстоящей нашей разлуке меня утешает мысль, что она не будет продолжительна, и мы скоро свидимся». «Чёрная королева», как называли де Ментенон при дворе, пережила своего супруга на три года. Сразу после его кончины она уехала в Сен-Сир и больше никогда не возвращалась в Париж.
Наталья Оленцова
http://izbrannoe.com/news/lyudi/fransuaza-d-obine-...;utm_campaign=sotbit_mailing_2
Метки: великие женщины |
Замки Шотландии. Инверари. |
|
Сецессион |
Метки: живопись |
Азамкирхе. Церковь. Германия. |
История церкви Азамкирхе
Германия. Мюнхен. На четной стороне улицы Зендлингерштрассе расположена церковь Азамкирхе. Ее фасад вписан в единый ряд с другими зданиями улицы и лишь слегка выступает за его пределы. Вход украшает дубовая дверь со звездами на обеих створках.
Азамкирхе – настоящая жемчужина Мюнхена, без которой не обходится ни одна серьезная монография по истории немецкого рококо. Ее создатели – известные баварские мастера – братья Космас и Эгид Азам. Церковь – часть жилого комплекса, построенного братьями Азам. В 1733 году знаменитый скульптор и художник Эгид Азам купил участок земли, чтобы построить на нем домашнюю церковь. В то же время его брат Космас Азам, не менее знаменитый художник, приобрел соседний участок земли под строительство пресвитерия.
Здание церкви Азамкирхе примыкает к жилому дому Эгида Азама так, что он из своей спальни мог видеть церковный алтарь. Официально Азамкирхе носит имя святого Иоанна Непомука, епископа Праги, которого по приказу императора Сигизмунда сбросили с Карлова моста в реку за то, что епископ отказался раскрыть тайну исповеди императрицы. Незадолго до начала строительства церкви Иоанна Непомука канонизировали. Фигуру святого в окружении ангелов вы видите над входом в церковь
Максимилиан I - Maximilian I. von Bayern (1756-1825)
—
курфюрст Баварии с 16 февраля 1799 по 1 января 1806 года, 1-й король Баварии с 1 января 1806 года, из династии Виттельсбахов.
Азамкирхе — неофициальное название церкви, прижившееся, дабы увековечить своих создателей. Храм появился и получил неофициальное название благодаря братьям Азам (kirche — от нем. церковь). Комас Дамиан и Эгид Квирин Азам получили возможность не зависеть от чьих-то пожеланий и вложений, умудрившись создать здание на клочке земли 22х8 метров, умело использовав каждую крупицу доступного пространства. Церковь миниатюрна, но едва попав внутрь, забываешь о ее реальных размерах. Азамкирхе планировалась как частная постройка, недоступная для посещения кем-либо, кроме братьев Азам, но под давлением общества, архитекторы решили сделать ее публичной. Эгид Квирин надеялся, что храм станет местом покаяния молодежи.
Правильнее будет называть постройку церковью Иоанна Непомуцкого, с именем которого связана старая легенда. Иоанн Непомук, в миру Ян, был чешским священников, ведшим праведную жизнь католика.
Однажды на исповедь к нему пришла жена короля Вацлава IV, жестокого правителя, стремившего навязать свою волю и народу, и церкви. Тиран подозревал супругу в неверности и попытался выспросить у Непомука слова жены. Но священник сохранил исповедь в тайне, за что был брошен в тюрьму. Несколько дней пыток не сломили Иоанна, и тогда было решено его казнить. Вацлав IV приказал утопить Непомука в реке, скинув того с Пражского моста.
Сохранились свидетельства, что стоило телу священника уйти под воду, как на небе вспыхнули пять звезд, символизируя венец Иоанна Непомука. Только спустя 300 лет, в 1729 году священнослужителя причислили к лику святых. Тогда же братья Азам задумали возвести во имя Непомука церковь, выкупив землю прямо у собственного дома. Фасад церкви гармонично вписывается в линию других построек улицы Зендлингер, едва выступая за ее пределы.
Туристов неизменно поражает миниатюрный размер постройки, но еще снаружи возникает чувство, что без благословления высших сил тут не обошлось, и «заурядной церквушкой» Азамкирхе никак не назвать. Этот благоговейный восторг усиливается уже в самом храме. Братья Азам занимались отделкой самостоятельно, ведь один из них был талантливым живописцем, а второй — скульптором, прославившимся и за пределами родной Баварии.
Внутри церковь похожа на дворцовый зал, где все блестит золотом. Переливаясь под непрямым освящением, золотая отделка придает
церкви торжественности. В маленьком пространстве Азамкирхе можно провести весь день, рассматривая произведения искусства, среди которых картины, скульптуры и фрески. Едва оказавшись внутри, посетители обращают внимание на алтарь, расположенный в глубине нефа. Он посвящен Иоанну Непомуку, здесь же покоятся его мощи. Трон Милосердия — самая примечательная деталь алтаря, где восседает творец, держащий в руках распятие.
Азамкирхе, представляющий собой католический храм, тем не менее построен не по канонам. Например, а он расположен фасадом на запад, а не на восток. Также распятие висит ниже, чем того требуют правила, но создатели задумывали Азамкирхе как частную постройку и могли оставить это на свое усмотрение.
Азамкирхе — яркий пример архитектуры барокко, а потому уже несколько веков поражает путешественников, поклонников искусства и католиков со всего мира. Храм поразит даже скептиков, поэтому отправляясь в Мюнхен, стоит обязательно выделить день на посещение этого удивительного места.
из Инета
Метки: соборы Германия |
Алексей Русских 3 стихи |
Поговори со мной, пока я жив.
Пока я здесь, возьми меня за руку.
Не слушай пульс, а просто подержи.
Не обрекай на отчужденья муку.
Не убегай, чтоб плакать по углам.
Чтоб выть над ванной, отвернув все краны.
Ведь так не легче. Я бы плакал сам,
Но слёзы только растравляют раны.
Пока ты плачешь, я лежу один,
В стерильной и прилизанной постели.
Не беспокойся, действует морфин,
Но знаешь, часто боль живёт не в теле.
Я вижу всё. Я чувствую твой страх:
В словах, в глазах,в улыбке напряжённой.
Но ты мне врёшь. Нам угрожает крах
Я как чужой тебе, как прокажённый.
Ты избегаешь правды, как огня.
Я так измучен сладкими речами…
Ты полагаешь,что щадишь меня,
Ты дверь захлопнув, шепчешься с врачами.
Но, разве, правда - признак нелюбви?
Ведь я не выношу ни лжи, ни лести.
Боишься - говори, кричи, реви
И я боюсь. Давай бояться вместе.
Во сне я видел смерть.
В который раз Она сказала:
«Приготовься. Скоро.» Но я твердил:
«Попозже, не сейчас
Придёшь за мною после разговора».
Пойми, мне очень страшно уходить.
Пока я эту стену не разрушу.
Прошу тебя, не разучись любить.
Пусть боль тебе дотла не выжжет душу.
Хочу, чтоб утром после похорон,
Ты как всегда, умылась, причесалась.
Чтоб ты не отключала телефон.
Чтоб знала, для чего ты здесь осталась.
Чтоб без меня сумела жить потом
Нормальной жизнью, а не бывшей драмой.
Чтоб у тебя был муж, уютный дом.
Ты станешь замечательною мамой.
И не терзайся, будто предаёшь,
Всё то, что в нашем общем прошлом было.
Мечтал я счастье дать тебе.
Ну,что ж...
Мне просто этой жизни не хватило.
Когда я грань миров перешагну,
И поражусь, как тот, иной, прекрасен
Я в нём останусь. Ждать тебя одну.
Живи - я очень долго ждать согласен.
автор Алексей Русских 3
Метки: стихи |
СТИХИ |
Убить словами, в общем-то, легко,
А воскресить почти что невозможно.
Растёт лавина недоверия, как ком,
Всё потому, что честь прогнила ложью
Ту пустоту ничем не заменить,
Начать сначала выглядит издёвкой.
Людей обычно тесно связывает нить,
И кто порвёт, живёт на остановке...
26.07.2018
http://ИЗ ИНЕТА
Метки: стихи |
В.А. Моцарт.Фантазия ре - минор |
Фантазия ре - минор Моцарта, одно из самых гениальных произведений композитора. Оказывает исцеляющее воздействие на основные жизненно важные физиологические системы организма человека. Всем приятного просмотра!
В этом видео использованы авторские фотографии AromalogiyaNTV
Метки: видео здоровье |
Музыка Чекалина |
Метки: видео |