-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ovenca

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.06.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 67103


Лирично-пастельные пейзажи Станислава Выспяньского (1869-1907)

Вторник, 06 Мая 2014 г. 04:54 + в цитатник

 

Богато одарённый не только творческим талантом, но и жизненной энергией, устремлённостью и потрясающим упорством в достижении задуманного, Станислав Выспяньский - польский живописец, поэт, драматург, дизайнер, один из наиболее выдающихся и разносторонних художников Европы своего времени, ушёл очень рано, в 38 лет, оставив огромное художественное наследие.

Планты на рассвете, 1894 (700x345, 344Kb)
Planty на рассвете, 1894 (холст, масло)

Анна Герман - Осенняя песня


Станислав Выспяньский родился 15 января 1869 года в Кракове. Его отец был скульптором, но очень сильно пил, и поэтому никак не мог выбраться из нужды и добиться творческих успехов. Мать Станислава, очень одаренная, с богатой фантазией женщина, писала стихи и музыкальные композиции. Она была больна туберкулезом и очень переживала из-за алкоголизма мужа. Когда умер их младший сын Тадеуш, она всю свою любовь отдавала Станиславу. Однако едва Стасю исполнилось семь лет, умерла. Он всю жизнь мучился оттого, что не мог передать так рано умершей матери всю свою любовь и нежность.
 

1 (344x530, 148Kb) 2 (344x530, 109Kb)

Виды из окна студии художника на курган Костюшко, 1904-1905

Мать доверила мальчика опеке своей сестры, но он первое время жил вместе с отцом и много времени проводил в его скульптурной мастерской неподалеку от Вавеля. Здесь он впервые начал читать Шекспира. Учился Станислав Выспяньский в школе при учительской семинарии Анджея Юзсфчика, где слыл неутомимым выдумщиком и фантазером. Он увлекался музыкой, а в десять лет перешел учиться в гимназию святой Анны - старейшую в Польше.


На Рудаве, 1905  Krajobraz_znad_Rudawy, 1905 (700x475, 458Kb)
На Рудаве, 1905


В 1880 году его взяла на воспитание сестра матери Иоанна Роговска, которая вышла замуж за Казимежа Станкевича, и тут он начал много рисовать, увлекся театром. Уже в двенадцать лет Станислав превосходно знал пьесы Шекспира, ходил на многие спектакли, сам участвовал в школьных постановках, даже писал пьесы. В доме у тетки часто бывал выдающийся польский художник Ян Матейко, и Станислав, восхищенный его творчеством, начал делать копии его картин, а потом увлекся зарисовками Кракова. Очень горячо полюбил Станислав и музыку.


Chaty_w_Grebowie, 1900 (700x545, 556Kb)
Дома в Grebowie, 1900


В 1887 году, сдав экзамены, Станислав Выспяньский поехал путешествовать по востоку Малой Польши и где бы ни был делал зарисовки церквей, скульптур, орнаментов. Вернувшись, он поступил в краковскую Школу изящных искусств, где в то время преподавали Матейко, Лушчкевич, Яблоньски, Цинк. Станислав, который уже года три посещал школу как вольнослушатель, прошел всю программу за 1887-1890 годы. Он был не только очень одарен, но и образован. С 1887 года учился на философском факультете Ягелоннского университета, очень глубоко изучал историю искусства, литературу, ездил в экспедиции по инвентаризации памятников искусства, писал драматические произведения и мечтал защитить докторскую диссертацию. В 1889 году Матейко пригласил Выспяньского помочь ему в росписи Мариицкого костела.


Висла под Краковом, 1905 (700x549, 468Kb)
Висла под Краковом, 1905


В 1890 году Выспяньский благодаря полученным стипендиям смог отправиться путешествовать по Италии, Швейцарии, Франции и Германии. Самое большое впечатление на него произвели готические соборы. Он начал преодолевать имитацию, искать свой стиль, свою цветовую гамму. В Париже он не только посещал частную академию Коларосси, но и всерьез увлекся французским театром, много читал и писал. В Лувре его особенно поразило греческое искусство. "Счастливые греки,- писал Выспяньский в одном из своих писем,- у них не было академий, но были художники".


Chochoły (Планты ночь) Mulchs, 1898-99 (700x453, 422Kb)
Planty ночью, 1898-1899


В 1892 году Выспяньский получил заказ на проект витража для львовского собора на тему клятвы Яна Казимира, который обещал улучшить крестьянскую долю, отдал себя и страну под покровительство пресвятой девы Марии. Выспяньский изобразил историческую сцену клятвы внизу, а вверху поместил видение короля. Особенно сильное впечатление производил образ Польши-мученицы, которая возносилась над головой короля.


Kopiec, 1905 (700x540, 498Kb)
Вид из окна студии на курган Костюшко, 1905


Приезжая в Париж, Выспяньский метался, разрываясь между необходимостью закончить картины и желанием увидеть как можно больше театральных спектаклей. В это время он познакомился с творчеством Гогена, Ван Гога, Грассе, которые призывали художников при создании новых форм орнаментики искать вдохновения в природе. Выспяньский использовал растительные мотивы и в проекте театрального занавеса, и в картоне "Клятвы Яна Казимира". Здесь же, в Париже, Выспяньский был покорен творчеством чешского художника-декоратора Альфонса Мухи, который, занимаясь стилизацией, разрабатывал различные орнаментальные линии.


Ферма в Konary, 1900 (700x503, 95Kb)
Ферма в Konary, 1900


В это время в Англии представители творческого направления прерафаэлитов - Рескин, Моррис и другие художники, реформируя декоративное искусство, пробовали возродить художественные промыслы. Основным композиционным элементом стиля "сецессион" стали плавные, извилистые линии, которые как бы повторяли линии стеблей вьющихся растений и водорослей. Эти линии встречаются и в пластике Тулуз-Лотрека, и в портретах Ван Гога. Эти линии использовал и Выспяньский.


Krajobraz_nadwodny (700x476, 369Kb)
Водный пейзаж


Картины, над которыми он так долго работал, к сожалению, не были приняты, как и новый его проект витражей для францисканского собора. В это же время начались переезды с квартиры на квартиру, бедность, так как умер помогавший ему дядя Казимеж. Выспяньский очень глубоко переживал непонимание, и обывательский, мещанский Краков начал его тяготить, ему так хотелось вернуться в Париж... Он реставрировал витражи, писал статьи и пьесы, написал серию детских портретов, иллюстрировал Метерлинка и "Илиаду" Гомера…


Stanisław_Wyspiański_-_Widok_z_okna_pracowni_na_Kopiec_Kościuszki_(1904) (700x556, 530Kb)
Вид из окна студии на курган, 1904


Выспяньский метался из одной области искусства в другую - от живописи к скульптуре, от искусства витража к мебели... Это объяснялось не только широкой одаренностью, но и тем, что он не всегда имел возможность воплотить все свои замыслы. Ему хотелось бы поехать в Европу, где его, возможно, поняли бы и приняли, он задыхался в Кракове, но все же, как патриот, решил остаться. В это время, в 1897 году начал выходить журнал "Жыче", художественным руководителем которого стал Выспяньский, возникло общество "Штука", объединяющее художников краковского модерна, где Выспяньского выбрали секретарем. Однако многие рисунки, которые он помещал в журнале, например, "Фонтан" с обнаженными телами, вызывали негодование мещан.


Zakola_Wisly_1904 (700x523, 546Kb)
Излучина Вислы, 1904


В 1897 году Выспяньский писал одному из своих друзей: "Столько замыслов, столько образов, что я как безумный живу этими картинами, обособляющими меня от людей, и только теперь я по-настоящему врос в мир моей фантазии". Он задумал целую серию картин, которые сам назвал живописными романсами, диковинными поэмами. Это "Сезам", "Воздушные замки", "Хлопоты любви" и многие другие. Это сказочный мир растительно-анималистических фантазийных композиций. Интересно, что во многих литературных произведениях Выспяньского, например в "Легенде", появляются те же фантастические образы, что и в живописных работах.


Вид на городские стены (598x600, 372Kb)
Вид из окна студии на городские стены, до 1894


Станислав Выспяньский - автор таких драматических произведений, как "Варшавянка", "Ноябрьские ночи", драмы на античную тему "Акрополь", "Мелеагр" и др., а также эпических поэм, рапсодов. Он писал портреты, лучшими из которых считаются "Автопортрет с женой" и портреты детей, оформлял спектакли, работал над проектом застройки Вавеля.


Город (700x478, 286Kb)
Город, 1893


В 1905 году Выспяньский получил премию Академии за серию пейзажей с курганом Костюшки и смог приобрести усадьбу в деревне Венгжцы под Краковом. Туда он вместе с семьей переехал летом 1906 года. Друзья, узнав, что Выспяньский болен, но его можно спасти, если он поедет в субтропический климат, собрали деньги на поездку в Алжир, от которой Выспяньский отказался. Он боялся умереть без Польши. До последних дней Станислав Выспяньский продолжал диктовать свои пьесы. В ноябре 1907 года его перевезли в Краков, а 28 ноября он умер.


Kopiec_8 Вид из студии на курган Костюшко (700x523, 460Kb)
Вид на Курган Костюшко, 1904

Chaty_w_Grebowie_1900 (700x528, 477Kb)
Дома в Grebowie, 1900

Башни Мариацкого костёла, 1905 (576x700, 491Kb)
Башни Мариацкого костёла, 1905

Teatr_Miejski (513x700, 434Kb)
Городской театр, 1894 (Холст, масло)

Widok_na_Barbakan (521x700, 407Kb)
Вид на Барбикан, 1894 (холст, масло)

Farmstead in Konary, 1905 (432x576, 332Kb)
Ферма в Konary, 1905

Kopiec_pogoda, 1905 (466x700, 434Kb)
Вид на курган в зимний солнечный день

Kopiec_roztopy, 1905 (448x700, 350Kb)
Вид на курган во время таяния снега, 1905

Kopiec_zadymka, 1905 (457x700, 377Kb)
Вид на курган в снежную метель серым зимним днем, 1905

Вид из окна студии на насыпи Kopiec_6, 1904 (458x700, 338Kb)
Вид из окна студии на курган, 1904


Гроб комнаты. А за окном — могила
Костюшко. А за ней — бескрайний день.
А в кресле тело утлое застыло,
почти пресуществившись в тень.

Поэма не дописана. Не кончен
рисунок. Обессилела рука.
А как хотелось пламенней и звонче
победный след свой прочертить в веках.

А тут какой-то полутруп на ложе,
какой-то край маячит сквозь окно…
Но чтоб жила Она, ты сгинуть должен:
истлеть — и возродиться, как зерно.

Станислав Выспяньский. Евген Маланюк
пер. на русский язык Владимир Яськов

Автопортрет, 1902 (640x676, 397Kb)
Автопортрет, 1902
 

 

Женские и детские портреты (пастель) в следующем посте.

 

http://www.ikleiner.ru/lib/painter/painter-0013.shtml
http://commons.wikimedia.org/wiki/Stanis%C5%82aw_Wyspia%C5%84ski
http://www.pinakoteka.zascianek.pl/Wyspianski/Wysp_Dzieci_3.htm
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/111364#.D0.91.D0.B8.D0.BE.D0.B3.D1.80.D0.B0.D1.84.D0.B8.D1.8F
http://artyzm.com/e_artysta.php?id=688

 

 

Рубрики:  Искусство/Живопись
Искусство/Графика
Метки:  

Процитировано 16 раз
Понравилось: 23 пользователям

gallaluna   обратиться по имени Вторник, 06 Мая 2014 г. 06:59 (ссылка)
Натуральный импрессионизм.Интересные работы.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 06 Мая 2014 г. 11:49ссылка
Добрый день! Насчет импрессионизма не знаю..., но работы и мне очень интересны. Спасибо, дорогая!
MultiMazurka   обратиться по имени Вторник, 06 Мая 2014 г. 10:47 (ссылка)
Художник интересный. это правда. Достоверный. Не ошибешься -Польша. И ее дух. Мне нравится. Не так часто страну именно такую. живую. видишь.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 06 Мая 2014 г. 11:51ссылка
Добрый день, дорогая! Спасибо, что не проходите мимо!
Tatjanuschka   обратиться по имени Вторник, 06 Мая 2014 г. 12:54 (ссылка)
Спасибо,Людочка! Очень понравились работы! Цитирую
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 07 Мая 2014 г. 06:36ссылка
Я рада этому, солнышко! Хорошего дня, Танюша! Спасибо тебе!
Томаовсянка   обратиться по имени Вторник, 06 Мая 2014 г. 13:48 (ссылка)
Спасибо, Людмила! Мне понравились работы ранее мне неизвестного художника Выспяньского. Радостного мая!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 07 Мая 2014 г. 06:29ссылка
Здравствуйте, Тамара! Я очень рада вашему впечатлению! Всего вам самого хорошего!
красавицу_видеть_хотите   обратиться по имени Вторник, 06 Мая 2014 г. 14:08 (ссылка)
Людмилка, спасибо! Пейзажи не видела у этого художника.
Доброго тебе вечера!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 06 Мая 2014 г. 15:13ссылка
Привет, Инночка! Спасибо! Отличного продолжения дня тебе!
БОБРЫШЕВА_НАТАЛЬЯ   обратиться по имени Вторник, 06 Мая 2014 г. 14:16 (ссылка)
Такая короткая жизнь у художника и столько доброго оставил после себя...бесподобные пейзажи,тихие такие,спокойные...Спасибо,Людмила!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 07 Мая 2014 г. 06:55ссылка
Бесподобные... Как всегда, очень меткое определение! Спасибо, Наташа!
aleksyri   обратиться по имени Вторник, 06 Мая 2014 г. 18:48 (ссылка)
Видел некоторые его работы в ЖЖ, очень интересный и самостоятельный мастер.Ждём продолжения)).
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 06 Мая 2014 г. 21:40ссылка
Оно уже здесь: http://www.liveinternet.ru/users/4468278/post323602442/
Рада встрече! Спасибо, что зашли в гости!
Перейти к дневнику

Вторник, 06 Мая 2014 г. 21:53ссылка
Надо мне Вас "зафрендить", а то хожу через Иннины цитаты).
Перейти к дневнику

Среда, 07 Мая 2014 г. 06:14ссылка
Я польщена, Алексей))) Спасибо за признание! Только, к сожалению, серьезных постов вашего уровня у меня не так много...
Перейти к дневнику

Среда, 07 Мая 2014 г. 08:29ссылка
А у меня таких совсем нет - только репосты...Как-то выдохся я.И "реал" не располагает, и "личный" и "общественный".
Перейти к дневнику

Среда, 07 Мая 2014 г. 09:18ссылка
А мне пока удовольствие доставляет делать посты с художниками... Именно делать, а не обсуждать, наверно, просто кругозор маловат)))
Перейти к дневнику

Среда, 07 Мая 2014 г. 23:58ссылка
Для живописи экспозиция, выставка - основное, хотя семинары в Третьяковке я тоже очень любил)).
Перейти к дневнику

Четверг, 08 Мая 2014 г. 04:35ссылка
Я очень даже почувствовала ваш художественный вкус, хотя сама - простая дилетантка.
С наступающим праздником Победы вас, Алексей!
Перейти к дневнику

Четверг, 08 Мая 2014 г. 08:02ссылка
"История ИЗО" была унас всего два семестра, но преподавали хорошо.А интерес возник ещё в школе - учитель, о котором я уже говорил, был необыкновенный.
Talya6   обратиться по имени Среда, 07 Мая 2014 г. 00:25 (ссылка)
Очень понравился художник. Такие нежные работы и лицо у художника такое красивое. Спасибо, Людочка, что познакомила с таким хорошим художником.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 07 Мая 2014 г. 06:53ссылка
На меня его автопортрет тоже произвел большое впечатление, как, впрочем, и его картины. Жаль, мало ему было судьбой отпущено... Спасибо, Полиночка!
Anabelle21   обратиться по имени Четверг, 15 Июня 2017 г. 20:26 (ссылка)
Людочка, спасибо огромное за пост! Мое восхищение тому, как много у Вас работ художника, которых не найдешь на просторах инета. Цитирую с благодарностью!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 21 Июня 2017 г. 09:48ссылка
Мне этот художник очень дорог, отлично помню, как рызыскивала его работы по всему интернету. Рада, что и вам он нравится, Леночка!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку