Дантист Сталина |
Только в "рг"

У меня в руках роман Анатолия Рыбакова "Дети Арбата" - бестселлер конца восьмидесятых-начала девяностых годов прошлого века. Это не тот том, который стоит на моих книжных полках. Этот экземпляр, изданный в 1987 году издательством "Советский писатель", с личным автографом писателя мне принес известный в Москве стоматолог Сергей Максимович Липец. С разрешения Сергея Максимовича мы публикуем надпись, сделанную Рыбаковым: "Максиму Савельевичу Липецу ( в романе -Липману) с уважением, благодарностью на долгую память. Ан. Рыбаков, 12.2.1988г".
Нет теперь в живых ни писателя Рыбакова, ни Максима Липеца, который стал прообразом одного из героев романа - стоматолога, лечившего зубы Сталину. Осталась память. И сегодня беседую с сыном Максима Савельевича - Сергеем Максимовичем. Мы знакомы давно. Давно уговаривала Липеца-младшего рассказать об отце. Не соглашался. А тут появилась публикация известного стоматолога, который поведал о том, как он лечил зубы Сталину. Вот тогда-то Сергей Максимович и принес мне том Рыбакова с дарственной надписью, тогда-то и состоялась наша беседа.
- Мой отец, - рассказывает Сергей Максимович, - в свое время окончил очень престижную Московскую частную зубоврачебную школу Коварского. Здание школы сохранилось - оно во дворе Московского стоматологического университета имени Семашко на Долгоруковской улице. У выпускников этой школы была очень высокая профессиональная репутация.
- Вы считаете, что именно поэтому вашего отца-еврея пригласили на работу в Санупр Кремля и доверили лечение зубов членам политбюро и самого Иосифа Виссарионовича?
- На этот вопрос у меня нет ответа. Это произошло тогда, когда я был ребенком. Уже после смерти вождя я спрашивал об этом отца. Он пожимал плечами и лишь рассказал, что его пригласили в Санупр на место уволенного другого еврея Якова Ефимовича Шапиро, который лечил всех членов правительства. Его увольнение удивило многих - Шапиро был блистательным специалистом. Поговаривали, что виной всему пресловутый пятый пункт. И потому совсем загадкой стало назначение моего отца с тем же пятым пунктом. До этого отец десять лет проработал в Центральном институте протезирования.
- Появились высокая зарплата и достойная квартира...
- Таковой не было. Жили мы на Петровке, 26, в большой коммуналке. Кроме нашей семьи - мамы, папы, меня и старшей сестры - в этой квартире жили еще шесть семей. На всех одна кухня, один туалет и никакой ванной комнаты. Во время войны нашу семью вместе с Санупром Кремля эвакуировали в Куйбышев. Отец вскоре вернулся в Москву, а мы остались в эвакуации. В столице отец узнал, что наша комната в коммуналке занята. Отец несколько суток жил в своем рабочем кабинете в Санупре на улице Грановского. Кто-то из членов правительства - фамилию запамятовал, узнав о таком месте жительства отца, приказал немедленно освободить комнату. В ней вся наша семья и жила до 1955 года. Только после смерти Сталина, только в 1955 году мы получили нормальное жилье.
Случай помог. Заболели зубы у Климента Ефремовича Ворошилова. И он послал своего водителя за моим отцом. Водитель был новый и закоулков нашей коммуналки не знал. Потому долго плутал между ларями с картошкой, висящими на стенах велосипедами, корытами и прочей утвари, пока нашел нашу комнату. Ворошилов весь извелся в ожидании отца и начал, было, выговаривать водителю за столь долгое отсутствие. А тот подробно объяснял, как он искал нашу комнату. Ворошилов спросил отца: "Вы что, действительно живете в таких условиях? Почему вы об этом никогда никому не говорили?" Отец ответил вопросом: "А почему я должен был об этом говорить?" Такое было время, такие отношения - ничего не просить.
Вскоре после этого разговора отец тяжело заболел, попал на операцию, хворал несколько месяцев. Когда он еще был в больнице, маме принесли повестку на получение ордера на квартиру. В то время как раз начало застраиваться Хорошевское шоссе. Именно там нам предложили квартиру. Это теперь Хорошевка чуть ли ни центр, а тогда это были задворки Москвы. И отец сказал, что лучше умрет в своей коммуналке на Петровке, но так далеко от центра жить не хочет. Когда отец выписался из больницы, он был еще очень слаб, и я его прогуливал по Столешникову переулку. Вот как-то веду его под руку, и он увидел стройку напротив Моссовета. Говорит мне: вот в таком бы доме квартиру получить! Мы посмеялись. А через несколько месяцев отцу предложили ордер по адресу: улица Горького, дом 8. Отец даже не стал ничего спрашивать: его не интересовало ни сколько комнат, ни какой этаж. Он согласился тут же. Так мы стали жильцами трехкомнатной квартиры на седьмом этаже.
Ворошилов подарил отцу на 60-летие роскошные часы марки "Мозер". Незадолго до смерти отец подарил их сыну сестры.
- И все-таки, Сергей Максимович, я спрошу еще раз: ваш отец долгие годы работал в Санупре. И вы совсем ничего не знали о его пациентах? Он никогда о них не рассказывал?
- Ничего! Когда в 1953 году сфабриковали "дело врачей", отец каждое утро, уходя на работу, целовал меня и сестру Лялю, прощался с нами. Мама ему вручала сверток. Никто не знал, вернется ли он. Я тогда учился в восьмом классе 170-й школы Москвы. Каждый урок, независимо от предмета, начинался с осуждения врачей-убийц. А дома никаких обсуждений. Мама-фармацевт старалась не выходить на кухню, потому что наш чайник с плиты убирался. Мама поставила в комнате электроплитку и на ней готовила. В комнате соорудили занавеску, за ней поставили тазик, так мы умывались. Вечером отец приходил и тихо маме говорил: взяли Вовси, взяли Виноградова, взяли Егорова. (Ведущие советские врачи, арестованные по тому гнусному делу. - И.К.)
- Отец осуждал этих врачей?
- Никогда! Они были не просто коллегами - друзьями по работе. Но и никаких оценок. Во всяком случае, вслух. Никто же не знал, кто следующий. Лишь когда Сталин умер, и дело врачей прекратили, только тогда отец сказал: "Я был первым на очереди на арест в Стоматологическом отделении - до него просто не успели дойти".
- Когда же вам стало известно, что отец лечил Сталина?
- Только после смерти вождя и то не сразу. Подробности вообще никто не знал до тех пор, пока я не познакомил писателя Анатолия Наумовича Рыбакова с отцом.
- Как произошло знакомство?
- К тому времени я уже успел окончить стоматинститут, ординатуру, отработал во 2-й поликлинике 4-го управления Кремлевки. Врачам, вы знаете, всегда платили гроши, и я занимался частной практикой. Как-то моей пациенткой стала очень симпатичная дама. Мы разговорились. Оказалось, что она жена писателя Рыбакова. Откуда-то она узнала, что мой отец лечил зубы всем членам политбюро. И стала меня просить познакомить Рыбакова с отцом. Я ей сказал, что это совершенно бессмысленно: отец ничего не расскажет. Отец к тому времени уже не работал, сидел на пенсии, плохо себя чувствовал. Перед этим был случай: я жил в какой-то развалюхе, неподалеку от Киевского вокзала. Там у меня тоже была частная практика. Однажды наша домработница кричит: "Сережа, Сережа! Там какую-то даму привезли на черной машине, в роскошной шубе". Вошла дама. Действительно роскошная, и шуба роскошная. Я ее посадил в кресло, смотрю в рот и вижу знакомую руку - явная работа отца. Спрашиваю даму: "Где, кто вам делал эти коронки?" Она говорит: "В Кремлевке, один старый врач, фамилию не помню". Я стал перечислять фамилии. Может быть, Липец? "Да, да, Липец". А я его сын. Оказалось, что моя пациентка - дочь Кагановича Майя. В то время их как раз отлучили от Кремлевки. Майя - очень приятная женщина, мы потом подружились. Она была как бы выброшенная из седла. Даже просила меня достать ей "спидолу", не знала, куда, как ходить.
Прошло много лет. Как-то звонит Майя Лазаревна, просит меня проконсультировать отца. Договорились, что она его привезет в квартиру отца на улице Горького. Я выхожу на кухню, где отец раскладывал очередной пасьянс, и говорю ему: сейчас будешь консультировать своего старого пациента. Он оторвался от пасьянса: "Кого?" Я сказал: "Лазаря Моисеевича". Отец аж подскочил: "Меня нет дома! Меня нет дома!" Пришлось мне консультировать Кагановича - интеллигентный скромный старичок. Больше я его никогда не видел. Лишь читал о нем. Так вот, зная такую реакцию отца, я и думал, что не станет он ничего никому рассказывать. Но жена Рыбакова все-таки уговорила меня. Привела она Анатолия Наумовича. Я его познакомил с отцом. Они сели на кухне. Отец тогда увлекался приготовлением ягодных вин на даче. Даже ездил в Тимирязевку, занимался на курсах, делал хорошие вина. Стал угощать Рыбакова, и писатель его разговорил, убедил, что уже можно рассказывать о той жизни. Тогда-то мы услышали, как отец протезировал Сталина в Сочи, в Мацесте. После этого мы с сестрой постарались узнать о тех событиях как можно больше.
Если помните роман, то там Липман (под этим именем мой отец выведен в "Детях Арбата") протезирует зубы Сталину в 1938 году. На самом же деле это события 1947-го или 1948 года. Отец рассказал, что ему внезапно приказали лететь на вызов в Сочи. Цель неизвестна, но все необходимые инструменты было велено взять. Отец полетел вместе с зубным техником Ерофеевым. Прилетели. Их поселили в небольших коттеджах - в разных. Отец был в коттедже один. Все огорожено. Есть телефон. Пару суток ни отец, ни Ерофеев не знали, где находятся, зачем их здесь поселили. Лишь вечером заходили какие-то генералы, пили хорошие вина. Играли в преферанс. И... полная, мучительная неизвестность. Чтобы выйти с территории коттеджа и пойти искупаться, отец должен был позвонить и сказать, на какое время он отлучается на пляж. Тогда-то отец и начал кропать свою единственную книгу о стоматологии. Он в жизни в таких условиях не жил.
Через пару дней отца отвели к Сталину. До этого он лечил Сталина в его кремлевском кабинете. Когда в первый раз отца привели в кабинет к Сталину, за ним по пятам ходил Поскребышев: смотрел, как отец мыл руки, обследовал каждый пузырек с лекарствами. У меня до сих пор хранятся дома пузырьки, на которых чернилами написано: "Проверено".
Отец осмотрел рот вождя: там был очень хороший бюгельный протез, сделанный Яковом Ефимовичем Шапиро.
- Извините, перебиваю. Вы второй раз упоминаете этого доктора. Вы знали Якова Ефимовича?
- Плохо. Лишь один раз услышал разговор его с отцом: "Что ты там сидишь? Уходи из Кремлевки. Я только после увольнения начал жить". Наивный был человек: как будто кто-то сам мог решить, работать ему в Кремлевке или нет.
- Вернемся в Сочи...
- Отец увидел, что зубы под протезом расшатались, надо все переделывать. Условий для бюгельного протеза уже не было, нужно было делать съемный протез. Отец сказал об этом Иосифу Виссарионовичу. Сталин стукнул кулаком по столу. Да так, что подпрыгнули все пузырьки, которые отец расставил в полуметре от вождя. Сталин сказал: "Никакой пластмассы. Только золото!" Приказ Сталина - это приказ Сталина. Слепки тогда снимались гипсом. Сняли слепки. Два-три дня отец с Ерофеевым делали новый протез. У Сталина, который курил трубку, были из-за этого зубы коричневатого цвета. Для протеза нужно было подобрать фарфоровые зубы именно такого коричневатого цвета. В Кремлевке таких зубов не было. Связались с нашим посольством в Берлине. Там тоже не смогли найти такие зубы. Тогда фирма "Аш" из Берлина связалась с Лондоном, и срочно доставили зубы из Лондона в Санупр, а оттуда - в Мацесту. Отец с техником окончили работу. Все подогнали. На следующий день была поправка. Сталин сказал отцу: "Ну что, доктор, я же сказал, что будет хорош золотой!" (Основа протеза из золота.) Отец почувствовал себя живым и сказал Сталину: "Иосиф Виссарионович! У меня к вам очень большая просьба". (Отец знал: Сталин не любил, когда к нему обращались с просьбой.) Вождь скривился: "Какая?" Отец достает из кармана съемный протез из пластмассы с фарфоровыми зубами - именно такой показан в данной ситуации. "Попробуйте поносить и тот, и другой". Сталин согласился неохотно. На следующий день отец снова пришел на прием к вождю. Сталин сказал: "Доктор, в качестве самокритики должен признать, что этот действительно удобнее". И почти в приказном порядке Сталин велел моему отцу и Ерофееву еще неделю прожить в Мацесте.
Больше отец Сталина не видел. В "Детях Арбата" эти события изложены очень близко к тому, как о них рассказывал отец.
- Как вы думаете, почему у Рыбакова в романе отец под другой фамилией?
- Отец всю жизнь прожил в страхе и, видимо, боялся засветиться. Когда Сталин умер, отцу позвонил профессор (потом он стал академиком) Александр Иванович Евдокимов и сказал: "Максим! Он умер с твоими!" (имелись в виду зубы протеза. Евдокимов входил в комиссию, которая подписывала протокол о смерти вождя. - И.К).
- Кто еще из "великих мира сего" был пациентом вашего отца?
- Он лечил всех членов Политбюро. Но рассказывать об этом было не принято, а может, просто запрещено - точно сказать не могу.
- Максим Савельевич был членом партии?
- Вступил в 1942 году. И до конца дней платил партвзносы.
- Как отец воспринял роман Рыбакова?
- Не просто читал - вчитывался. И, по-моему, гордился, что стал прототипом одного из героев. Очень берег книгу с автографом писателя. Показывал только самым близким людям... Если бы был жив, скорее всего не разрешил бы ее выносить из дома...
Метки: Дантист Сталина |
Маски для волос из соли |

На сегодняшний день существует огромное количество масок, позволяющих волосам быть в постоянном тонусе. Одна из таких масок – солевая. Именно она обладает прекрасными уникальными свойствами, задачей которой является наделение волос блеском и красотой.
Для приготовления подобной маски необходима только поваренная соль либо морская. Стоит сказать, что вариант под номером "два" будет наиболее предпочтительным, поскольку в морской соли содержится много йода. Кстати, эффект от применения маски из соли можно усилить, если добавить в ее приготовления некоторые дополнительные компоненты, например, молочные продукты или фрукты.
Рецепт №1. Маска для волос из соли для укрепления структуры с добавлением банана
Хочется сказать, что добавление в маску любых фруктов лишь способствует улучшению достигаемого эффекта, поэтому банан – лишь одно из лучших дополнений. Итак, необходимо взять полностью выспевший, темного цвета банан, очистить и мякоть размельчить на блендере. В полученную массу добавить несколько ложечек соли. После этого распределить маску по всей длине волос и предпочтительно закутать в полотенце голову. Наносить на волосы средство нужно на полчаса-час. После этого промыть волосы проточной теплой водой вместе с шампунем.
Рецепт №2. Маска для волос с добавлением молочных продуктов для роста волос
Итак, предполагается взять несколько ложек кефира, простокваши и йогурта. Все составляющие перемешать между собой до получения однородной массы. Затем добавить три ложки соли и снова перемешать. Наносить на волосы полученную маску нужно по всей длине волос, завернув по окончании голову полотенцем. Держать маску нужно около тридцати минут, после чего промыть голову водой.
Рецепт №3. Маски из соли для укрепления и густоты волос
Предполагается хорошенько размешать половину кружки поваренной либо морской соли, половину стакана меда или коньяка. Далее следует поместить полученную массу в плотно закрытую емкость на срок три недели. Только по прошествии заявленного времени маска для лица будет полностью готова к применению. Вам необходимо поступательными движениями втирать раствор в Ваши волосы и кожу головы и оставить на сорок пять минут. Такая маска для волос из соли прекрасно борется с излишней жирностью, придавая эффект блеска и здорового внешнего вида.
Метки: Маски для волос из соли |
Легендарный танец Саломеи: миф или реальность, отражение в искусстве |
пишет:
Многие наслышаны о танце Саломеи или "Танце семи покрывал". Даже не читавшие Библию. Образ Саломеи веками служил источником вдохновения художников, поэтов, драматургов… Почему? Начнем с краткого описанию сюжета Нового Завета.
Ирод Антипа царствовал в Иудее, которая в 6-7гг н.э. стала римской провинцией. Когда Ироду было 50 лет, он фактически отобрал у своего родного брата жену Иродиаду и женился на ней. Иоанн Креститель, когда известность и популярность в народе достигла апогея, критиковал такой союз. Иродиада была дамой властной и мстительной. Когда Ирод в честь своего дня рождения устроил пир, Иродиада послала свою дочь Саломею исполнить зажигательный сирийский танец. Гости были прямо-таки околдованы ее танцем, просили станцевать еще и еще, а, когда она закончила, пьяный Ирод сказал: "Проси, что хочешь!" Саломея посоветовалась с матерью и та подсказала ей просить голову Иоанна Крестителя. Антипа не смог отвертеться от данного обещания и голову принесли на большом блестящем блюде. Саломея отнесла страшный дар матери.
Откроем замечательную и увлекательную книгу известного польского библеиста Зенона Косидовского "Сказания евангелистов". Библеистика - научная дисциплина, занимающаяся изучением различных аспектов библейской литературы, изучая ее не с позиции веры или религии, а с чисто научной позиции. Применяются методы: археологии, филологии, логики, сравнение разнообразных копий одних и тех же текстов, изучение трудов историков - современников описываемых в Библии событий и пр. Зенон пишет, что в Евангелиях дочь Ирода не названа по имени, лишь из внеевангельских источников мы узнаем, что ее звали Саломеей. Косидовский анализирует произведения историков, живших в то время. Еврейский историк Иосий Флавий (родился в 37г.н.э.) объясняет казнь Ирода совсем не по-библейски. По его мнению, Ирод испугался чрезмерной популярности бывшего отшельника, снискавшего с лаву нового пророка, мессии. Тревогу вызывали толпы экзальтированных людей, осаждавшие Иоанна. Могли вспыхнуть беспорядки, кончавшиеся, как правило, вторжением римских войск и кровавой расправой с населением. Так что у Ирода были все основания желать смерти новому пророку, что не исключает и дополнительный мотив личной мести, в связи с резкой критикой со стороны бывшего отшельника. Иосиф Флавий ничего не сообщает о мрачной романтической истории, сопровождающей в евангелиях гибель Иоанна Крестителя. "Это умолчание настраивает нас скептически и подсказывает вывод, что все сказание является литературным вымыслом. И нам остается лишь выразить свое восхищение богатейшей фантазией неизвестного автора, сочинившего его". (З.Косидовский "Сказания библеистов",М.1981,стр.180-181).
Если мы вспомним, что, прежде чем быть записанной, Библия десятилетиями передавалась от поколения к поколению в устной традиции, и даже когда ее зафиксировали, результат получился, так скажем, слишком разнообразным. То собрание книг, которое мы сейчас имеем, - результат значительно более позднего сознательного отбора церковью в соответствие с интересами этой организации в 16 веке. Первый, документально подтверждённый канон установлен лишь с Тридентского собора, созванного во время Реформации в 1545 году и длившегося до 1563 года. А что бывает с историями пусть и о реально существующих людях, какими были Иоанн Креститель и царь Ирод Антипа, после многократной передачи? Сказатели, рассказчики любят приукрасить истории, сделать их красивее и драматичнее.
Сомнительно, что при всех "домостроевских" с Вашего позволения сказать нравах евреев той поры, незамужняя дочь царицы, пускай даже и падчерица для царя, могла публично танцевать, соблазняя всем присутствующих пьяных мужчин. Не те были порядочки тогда. Женщины были практически за железным забором. Тогда как элементарная логика подсказывает, что Ирод имел свои причины для устранения главы новой религиозной секты. Сейчас в наше довольно стабильное время среди населения, где доля атеистов огромна, сектанты, закапываясь группой под землю доставляют, хлопоты лишь МЧС. Но в смутное время религиозные секты, новые религиозные движения, имеющие харизматичного лидера, вполне могут создать беспорядки в стране с "верующим большинством".
Конечно, никто не может абсолютно точно сказать, что эта история с танцем - вымысел, но никто и не может ее подтвердить. Если отстраненно взвешивать доводы "за" и "против", точаша с выводом "вымысел" явно перевешивает. Но эта история так привлекательна для деятелей искусств, что вряд ли о ней когда-нибудь перестанут упоминать и перестанут эксплуатировать этот образ. На фоне благолепных положительных и поэтому, увы, мало запоминающихся образов Нового завета, Саломея с Иродиадой привлекают внимание. Представьте: женщина сексуально танцует, взволновывая мужчину так, что он готов на все. И результат - выплеск кровожадности и смерть связаны с сексуальностью кровавыми узами. Можно сказать, первый образ женщин-вамп, роковых женщин, тем более, что еще и мать плюс дочь - то есть преемственная коварность женщин, которые завлекают, чтобы убить все святое. Сексуальная привлекательность, лишающая мужчину воли, ведущая к кровопролитию. Какое богатое поле для творчества! Во времена, когда изображение библейских сюжетов было нормой и поощряемой церковью и обществом тенденцией, понятно, почему этот сюжет стал популярен. Вроде и из Библии, но и "клубничка" в некотором смысле.
Художественные картины на тему этого сюжета
Невозможно описать и даже перечислить все художественные картины на тему Саломеи, их слишком много. Часть сосредоточена на обворожительном танце, часть - на кровавом финале - получение головы на подносе, а часть - на решающем моменте, где сразу после танца Саломея ждет "приз", а Ирод думает, можно ли отвертеться. Нас будет интересовать те, где она все-таки танцует.
Самой старинной из рассматриваемых нами картин будет произведение Беноццио Гоццоли "Танец Саломеи" (1472г.). Пред нами смешение частей истории, можно сказать ее конспект: тут и Саломея танцует, и над Иоанном уже замахнулись, а на заднем плане еще одна фигурка Саломеи предъявляет матери трофей. Реализм тогда еще не был в цене, такое вот изображение разных фрагментов события было в порядке вещей, тем более, что все были в курсе сюжетов. В позе танцующей Саломеи есть удивительное продуманное противоречение, ярко очерчивающее суть истории: в изящно отведенной ноге и летящих складках платья - сама грация, изящество и гармония, тогда как от руки и головы исходит угроза.
Самым популярным иллюстратором Библии был Гюстав Доро. Здесь приведены три иллюстрации Саломеи: на одной (1976г) она одета дорого и красиво, как царская дочь, на другой (1874г) - практически нагая, ее одежда - почти как узор боди арта, на третьей (1876г) завлекательно расходятся полы юбки, обнажая стройные ноги. Везде позы исполнены грации, но практически статичны, хотя подразумевается, что это танец. Сказывается манера художника изображать сюжеты благообразно, задумчиво, словно все участники действия задумались и решили позировать художнику. Что не лишает особого очарования его иллюстраций.
На картине Готтлиба "Танец Саломеи" (1879г) перед нами явно очень энергичный танец, еще и топлесс. Фигура танцовщицы просто таки излучает животную сексуальность, ее тело светится, а в каждом движении - искрящаяся радость жизни. А праздник похож на разгульную вечеринку. Пожалуй, это - самая танцевальная Саломея в нашей подборкекартин.
Картина Альфонса Муха "Саломея"(1897г.) рисует нам девушку в современных художнику одеждах. Ее изображение условно, ничто не напоминает нам о коварной роковой женщине. Как будто Саломея - это просто повод нарисовать полуголую танцовщицу. Столь же отстраненная и даже меланхоличная Саломея В.Суриньянца (1907).

Зато на картине Франца фон Штука "Танцующая Саломея"(1906г) мы видим волнующие изгибы тела в танце, жар страсти, исходящий от танцовщицы. Здесь представлена картина целиком и ее фрагмент.
Интересные работы на эту тему попадаются и сейчас. Вот два примера: Андрей Лидмиц "Танец Саломеи" (2008) - черно-белая картина, на которой танцовщица запечатлена в напряженной позе и охваченным страстью лицом. Яркая цветная картина Виктории Тенета "Танец семи покрывал" (изображение - в самом начале статьи) напоминает отчасти картины Врубеля. Поза танцовщицы наполнена негой, изяществом и грацией. Кстати "танец семи покрывал" как танцевальный номер разработали танцовщицы 19 века., когда в моду вошло увлечение востоком. В процессе танца от одежды отделяются по очереди семь покрывал. С каждой отделяемой вуалью танцовщица обращается, проявляя свою фантазию. В конце она остается в минимальном костюме.
Кроме картин, есть еще пьеса Оскара Уальда "Саломея". А сколько различных танцев и танцевальных постановок используют это имя и сейчас?! История все еще будоражит людей…
Источник:
Метки: Саломея мифы живопись |
Из просторов интернета. Автор - БАХ АХМЕДОВ |
Человек, состоит из словесной трухи.
Из неясной тоски, что питают стихи.
Из прочитанных слов, из написанных слов.
Из когда-то так смело сожженных мостов.
Человек состоит из неправильных рифм.
Из размеров неточных, растущих внутри.
Из своей высоты, что живет в нем пока
он умеет в надежду слагать облака.
Из величия замыслов и пустоты.
Из последней и самой правдивой черты.
А еще, человек из любви состоит,
И когда ее нет, остальное – болит.
Метки: Стихи о человеке Бах ахмедов |
Лечение артритов и суставных болей при помощи имбиря |
У жителей Азиатских стран, таких как Индия, Китай, Корея, очень редко встречаются заболевания суставов, такие как артриты, остеоартрозы и др., потому что они употребляют в пищу много имбиря.
Чтобы избавиться от артрита, необходимо ежедневно употреблять в пищу 60 г натёртого корня имбиря.
Проведённые исследования доказывают, что в 70-75% случаев удаётся победить боль в суставах. Это связано с наличием в составе имбиря биологически активных веществ, помогающих снять причину боли – воспаление суставов.
Лечить боли, воспаления суставов и отёки ревматического характера рекомендуется комплексно: имбирным чаем и наложением компрессов или обёртываний.
Внимание! При отёках и опухолях компрессы не применять.
Имбирный компресс против артритов и болей в суставах:
Имбирь молотый – 2ч.л.
Куркума молотая – 1 ч.л.
Перец чили молотый – ½ ч.л.
Растительное масло (желательно горчичное или кунжутное) – несколько капель.
Специи смешать и немного разбавить маслом, до получения состояния, похожего на мазь. Полученную смесь слегка подогреть (до температуры тела), затем намазать на хлопковую ткань и наложить полученный компресс на больное место. Забинтовать или зафиксировать. Держать компресс как можно дольше. Применять ежедневно.
Против болей в спине и позвоночнике
готовится такой же компресс, как и для лечения артритов, только вместо растительного масла используется тёплая вода.
Чай имбирный обезболивающий:
*1 чайную ложку натёртого на мелкой тёрке имбирного корня залить 2-мя стаканами воды и кипятить 40 минут. Процедить, добавить мёд или сахар и пить после еды, как минимум 2-3 раза в день.
Параллельно с питьём чая нужно натирать больные суставы порошком имбиря и тепло их укутывать, если не хотите использовать компресс.
Компрессы из имбиря, для лечения подагры
Эффективен в стадии обострения заболевания, когда суставы воспаляются, распухают и становится больно ходить.
Такие компрессы надо делать ежедневно, до тех пор, пока заболевание не отступит:
*Натереть корень имбиря на мелкой тёрке. Полученную кашицу наложить на ткань и прибинтовать к больному месту часа на 3 (или сколько выдержите, так как он будет очень жечь).
Примерно через неделю применения имбирных компрессов наступает облегчение, а в незапущенных случаях — выздоровление.
Для комплексного лечения подагры также рекомендуется регулярно пить чай с имбирем.
Имбирная спиртовая настойка, болеутоляющая
Имбирь молотый – 20 г
Спирт 96% — 200 г
Порошок имбиря залить спиртом, герметично закупорить и оставить в тёмном месте на 7 суток. Процедить. Применять 4 раза в день. Втирать в больные места: суставы, ноги, руки, позвоночник. Применять также при невралгиях, подагре, артритах.
Эта настойка также помогает лечить язвы, абсцессы, герпесные высыпания и лишай.
|
ДЕТИ ЕСЕНИНА: В ЖЕРНОВАХ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ |
Выпуск: N 14 Рубрика: Наследники по прямой
Cергей Есенин, романтичный белокурый красавец-поэт, был любимцем женщин.
Он был женат четырежды: на Анне Изрядновой, Зинаиде Райх, Айседоре Дункан и Софье Толстой.
![]() |
| Юрий Есенин с мамой Анной Изрядновой |
Юрий: погибший на Лубянке
Первый брак был гражданским. Анна Романовна Изряднова, образованная девушка из интеллегентной московской семьи, познакомилась с Есениным в типографии Сытина. Там Анна работала корректором, а Сергей сначала экспедитором, а затем помощником корректора. В 1914 году у пары родился сын Юрий (Георгий). Однако семейной жизни не получилось, быт очень быстро заел поэта, и в 1915-м супруги расстались.
Отцовство Есенина Анне Изрядновой пришлось доказывать в Хамовническом суде уже после смерти поэта. Судьба Юрия Есенина сложилась трагически. Он закончил Московский авиатехникум, а в 1937 году, во время прохождения воинской службы на Дальнем Востоке, его арестовали по ложному обвинению. Как участника «контреволюционной фашистко-террористической группы» его доставили на Лубянку и расстреляли в августе того же года, предварительно варварскими методами выбив признание собственной вины. Реабилитирован он посмертно в 1956 году.
![]() |
| Татьяна и Константин Есенины |
Татьяна и Константин: журналисты
В 1917 году Есенин женился на актрисе Зинаиде Райх. Через год у супругов родилась дочь Татьяна, а в 1920 году, , уже после развода родителей, сын Константин. Три года этого брака с большим преувеличением можно назвать совместной жизнью. Зинаида надеялась, что дети скрепят их семейные узы, но тщетно. Они постоянно разъезжались, сорились и в конце концов, расстались.
Обоих детей поэта усыновил Всеволод Мейерхольд, знаменитый режиссер и второй муж Зинаиды Райх. Как известно, Всеволод Эмильевич был арестован в 1937 году и расстрелян как японский и английский шпион, а Зинаида Николаевна жестоко убита в своей квартире при загадочных обстоятельствах.
Несмотря на все тяготы, выпавшие на долю детей поэта, они прожили очень достойную жизнь, были известными и уважаемыми людьми.
„ С войны Константин Есенин вернулся в 1944 году после нескольких тяжелых ранений с подорванным здоровьем и тремя орденами Красной Звезды „Дочь Татьяну, белокурую красавицу, похожую на своего отца, Есенин очень любил. Оставшись с младшим братом и маленьким ребенком на руках, выселенная из квартиры родителей, она спасла архив Мейерхольда, спрятав его на даче в Подмосковье, а в начале войны передала его на хранение С. М. Эйзенштейну. Оказавшись в эвакуации в Ташкенте, осталась там на всю жизнь. Татьяна Сергеевна жила в жутких условиях, помощь ей оказал Алексей Толстой, знавший и любивший Есенина. Он, пользуясь своим положением депутата Верховного Совета, выбил для семьи Татьяны крохотную комнату в доме барачного типа. Талантливый журналист, писатель, редактор Т. С. Есенина инициировала процесс реабилитации Мейерхольда и опубликовала воспоминания о Мейерхольде и Райх. Ее письма исследователю творчества Мейерхольда К. Л. Рудницкому до сих пор служат важнейшим источником для изучающих творчество великого режиссера ХХ века.
Татьяна Сергеевна была директором музея С.А.Есенина, умерла в 1992 году. В Москве живут ее сын Сергей Владимирович и внучка Анна.
Константина Сергеевича Есенина, сына поэта, крестил Андрей Белый. В 1941-м году, будучи студентом четвертого курса Московского инженерно-строительного института, Константин Есенин добровольцем ушел на фронт. С войны он вернулся в 1944 году после нескольких тяжелых ранений с подорванным здоровьем и тремя орденами Красной Звезды. Всю жизнь Константин Есенин посвятил спортивной журналистике и спортивной статистике. Он написал несколько книг «Футбол: рекорды, парадоксы, трагедии, сенсации» (1968, 1970), «Московский футбол» (1974, соавтор), «Сборная СССР» (1983, соавтор). Много лет он был заместителем председателя Федерации футбола СССР.Умер в Москве в 1986 году. После него осталась дочь, Марина.
![]() |
| Александр Вольпин-Есенин |
Александр: математик, поэт, правозащитник
Единственный из ныне живущих детей Сергея Есенина – его незаконорожденный сын Александр Есенин –Вольпин.
В 1920 году Есенин познакомился с поэтессой и переводчицей Надеждой Давыдовной Вольпин. Надежда с юности писала стихи, принимала участие в работе поэтической студии "Зеленая мастерская" под руководством Андрея Белого. 12 мая 1924 года в Ленинграде родился внебрачный сын Сергея Есенина и Надежды Вольпин, Александр. Он закончил мехмат МГУ, в 1949 г. защитил кандидатскую диссертацию по математической логике.
„ Александр, внебрачный сын Сергея Есенина и Надежды Вольпин стал крупным ученым-математиком и известным правозащитником. В советских тюрьмах и психушках он в общей сложности провел 14 лет „Крупный ученый-математик, Есенин-Вольпин также и известный правозащитник.
В 1949 году арестован за «антисоветские стихи» и направлен на принудительное психиатрическое лечение (кстати, свои стихи сын Есенина публикует исключительно под фамилией Вольпин). С осени 1950 г. — ссылка в Караганде. В середине 50-х, после возвращения из ссылки, активно ведет правозащитную деятельность, прерываемую время от времени новыми арестами и отправками в тюремные психушки. В общей сложности сын поэта провел там 14 лет. А.Есенин-Вольпин — один из создателей (вместе с Чалидзе и Сахаровым) Комитета прав человека. Автор самиздатского руководства «Как вести себя на допросах». В 1972 г. сын Есенина эмигрировал в США, где живет и по сей день, занимаясь математикой и философией.
Метки: дети Есенина |
Секреты кулинарии Интересные советы.Могут пригодится! |
Секреты кулинарии
Метки: Секреты кулинарии |
ИНСУЛЬТ |
ИНСУЛЬТ
|
Метки: инсульт |
Пять историй с моралью |
Пять историй с моралью1. Однажды мышь заметила, что хозяин фермы поставил мышеловку. Она рассказала об этом курице, овце и корове.Но все они отвечали: "Мышеловка - это твои проблемы, к нам она никакого отношения не имеет!"
Чуть позже в мышеловку попалась змея - и укусила жену фермера. Пытаясь ее излечить, жене приготовили суп из курицы.Потом зарезали овцу, чтобы накормить всех, кто приехал навестить больную. И, наконец, закололи корову,чтобы достойно накормить гостей на похоронах. И все это время, мышь наблюдала за происходящим через дырочку в стенеи думала о вещах, которые ни к кому никакого отношения не имеют!
Мораль: Если Вас что-то не касается напрямую, не думайте, что это что-то не ударит Вас по голове
2. Орел сидел на дереве, отдыхал и ничего не делал. Маленький кролик увидел орла и спросил:
- "А можно мне тоже сидеть, как Вы, и ничего не делать?"
- "Конечно, почему нет", - ответил тот.
Кролик сел под деревом и стал отдыхать. Вдруг появилась лиса, схватила кролика и съела его.
Мораль: Чтобы сидеть и ничего не делать, Вы должны сидеть очень, очень высоко.
3. На ферме заболел конь.
Ветеринар:
- Если утром он не встанет, я его усыплю.
Утром конь не встал. Рядом лежал баран:
- Ну давай вставай или ты умрёшь!
Конь встал.
Фермер: - Это чудо! Это надо отпраздновать! По такому случаю мы зарежем барана!
Мораль: Никогда не лезьте не в своё дело (но не забывайте об истории с мышеловкой).
4. Три человека ворочали камни. Одного из них спросили:
– Что ты делаешь?
Он вытер пот со лба и ответил:
– Горбачусь.
Подошли ко второму и спросили:
– А ты что делаешь?
Он закатал рукава и деловито сказал:
– Деньги зарабатываю.
Спросили у третьего:
– А что делаешь ты?
Он посмотрел вверх и сказал:
– Храм строю.
Мораль: Жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель.
5. Таксист подвозит известного в городе миллионера. Тот расплачивается ровно по счетчику.
Таксист:
- Я вчера вашего сына подвозил, так он мне 100 долларов на чай оставил.
- Ну так что вы хотите: у него папа - миллионер, а я - сирота.
Мораль: Только тот, кто сам заработал свои деньги, по настоящему знает им цену.
Метки: пять историй с моралью - притчи |
Одностишья Ольги Арефьевой |
Метки: Одностишья Ольги Арефьевой |
ИЗРЕЧЕНИЯ ГЕНЕРАЛА КГБ |
Изречения генерала КГБ (великолепно)
Шебаршин Леонид Владимирович (24 марта 1935, Москва - 30 марта
2012, там же) - и. о. председателя КГБ СССР (с 22 августа по 23
августа 1991года), начальник внешней разведки СССР (c 06.02.1989
по 22.09.1991),генерал-лейтенант.
- Не стоит возвращаться в прошлое. Там уже нет никого.
- Противен, как Троцкий до реабилитации.
- У нас все впереди. Эта мысль тревожит.
- Кудеяр, Разин, Пугачев были неграмотны. Нынешних народных вождей несколько портит образованность.
- Многие ушли в политику потому, что это более доходное дело, чем вооруженный грабеж.
- Митинги - весенние демонстрации морд.
- Демократы стесняются употреблять слово "товарищ". Они слишком хорошо друг друга знают.
- Трудно сказать что-то настолько глупое, чтобы удивить Россию.
- О ведущей телепрограммы - такую женщину хотелось бы посмотреть целиком.
- Наши доблестные разоруженные силы.
- Был бы рай, не было бы атеистов.
- Много слов, к которым трудно подобрать мысли.
- Из плохих работников получаются великолепные ветераны.
- Растет число самоубийц. Ну ладно, расстаться с жизнью. Но с демократией, рынком, Ельциным? Нельзя понять этих несчастных...
- "А кто ни с чем к нам придет, тот от того и погибнет!"
- "Пытаются зверски сбивать наши самолеты, которые мирно бомбят их города"
- Президент не может обойтись без народа. Это его слабое место.
- Создать при правительстве департамент по связям с преступностью.
- ООН не может одобрить ни географическое положение, ни климат, ни историю России.
- Демократия расколола общество: одна половина ее ненавидит, а другая над ней насмехается.
- Это баранов гонят. А мы сами идем.
- Жизнь была бы занятной, если бы наблюдать ее со стороны.
- По данным Госкомстата, россияне чаще всего умирают от того, что живут в России.
- Велика Россия, а отступать некому. Армии нет.
- Не знаем ответов. Хуже того, не знаем вопросов.
- Интеллигент не может молчать. Поэтому ему трудно сойти за умного.
Метки: ИЗРЕЧЕНИЯ ГЕНЕРАЛА КГБ |
Картошка и сало реабилитированы! |
Метки: Лимон картошка сало |
ЯРКИЕ ЧАЙНИКИ |
Метки: ЯРКИЕ ЧАЙНИКИ |
Кулинарный шедевр на кончике пальца! |
Статья № 94
Кулинарный шедевр на кончике пальца!
Друзья, сегодня для вас страничка творческая и покорять своим талантом вас будет молодой израильтянин Аарон Шей (Aaron Shay).
Он создает поразительные блюда, но что в них особенного? А дело в том, что он художник, а не кулинар, да и его кулинарные шедевры совершенно несъедобны и самое впечатляющее то, что каждая скульптура Аарона не превышает размеров обычной спички. Для работы он использует полимерную глину, керамику, акриловые краски, бумагу и пластик.
Его "съедобные" творения реалистичны до того, что так и хочется съесть небольшой кусочек десерта или пиццы, которая легко помещается на кончике указательного пальца.
Метки: кулинарные минискульптуры |
Полезная тыква |
Вкусная, полезная для здоровья, красивая - именно так принято говорить о простой тыкве. Все мы знакомы с ней с детства. Но вот незадача — не всегда мы используем их во всю мощь.
Так в чем же заключается польза тыквы для здоровья человека и может ли она оказать вред нашему организму? В основном вареную тыкву применяют для лечения почек и печени. А мне моя бабушка рассказывала, что раньше сырой мякотью тыквы чистили кишечник. И при этом неважно было, какой «масти» тыква. Просто ели сырую тыкву (а жесткую оболочку оставляли и применяли в домашнем хозяйстве как емкости).
С тех пор как я опробовала ее целебное действие на себе, я всем своим родственникам и знакомым рекомендую: используйте почаще тыкву, а не новомодные лекарства. Тыква — это чудесное лекарство растительного происхождения.
Несколько лет я страдала колитом. Неоднократно обращалась к врачам, они прописывали мне всякого рода лекарства. Но все было напрасно. Воспаление в кишечнике стихало лишь ненадолго. Помогла мне тыква. За несколько месяцев я вылечилась от упомянутой болезни. И теперь на даче выращиваю тыквы плантациями.
Наверное, нетрудно догадаться, что если я сама в таких больших количествах употребляла в пищу тыкву, то и всем моим домочадцам пришлось волей-неволей принимать золотую красавицу. У каждого человечка — свой «набор» каких-нибудь заболеваний. Но каждому члену нашей семьи так или иначе тыква что-то подправила. Мякоть тыквы (особенно в сыром виде) всем без исключения приводила в порядок, и очень быстро, работу желудочно-кишечного тракта. О запорах все забыли! Кишечник после недельного курса приема тыквы работает, как новенький мотор!
Вообще-то, в сыром виде тыкву можно употреблять до 0,5 кг в день. А вареную или печеную — до 2 кг. Я всегда предпочитала тыкву в сыром виде — так в ней больше витаминов сохраняется.
Полкилограмма протертой тыквенной массы делила на два приема — натощак, утром и в полдник. В первые дни употребления сырой тыквы кишечник урчит как зверь. А потом притихает и все сбои функции выполняет исправно.
Мужу (ему тоже захотелось подлечиться тыквой) этот продукт в печеном виде помог справиться с переизбытком холестерина в крови и распрощаться с простатитом. Обследования у врачей это подтвердили. Вот какая целительница — золотая тыква!
А еще из разных источников я узнала о пользе тыквы следующее: ее сок оказывает весьма положительное и оздоравливающее воздействие на желчный пузырь, приводит в порядок почки и печень и снимает воспаления. Регулярное употребление овоща позволяет за короткое время привести в порядок весь желудочно-кишечный тракт. Кроме того, известно, что тыква поглащает и способствует выводу из организма вредных и ядовитых веществ.
Метки: Тыква и КЖТ-(кишечно-желудочный тракт) |
Елена Сергеевна Булгакова. Тайны Маргариты. |
| судьба |
| Тайны булгаковской Маргариты |
| Булгаковская муза, прообраз его знаменитой Маргариты, Елена Сергеевна Булгакова родилась и выросла в одном из самых красивых мест в Риге: на улице Виландес (тогда Феллинской), 1, в роскошном доме югендстиля, украшенном многочисленными изваяниями, с куполом над угловым фасадом и флюгером на верхушке. Знаменательно, что его стены, словно символ или пророчество, украшали рельефы головы дьявола. В 1893 году в квартире № 1 этого дома, где жил со своими четырьмя детьми и супругой податной инспектор Сергей Маркович Нюренберг, и появилась на свет будущая Маргарита. |
![]() |
| Фото Мариса Дедзиньша. |
| Дом на Виландес, 1, в котором родилась Елена «Маргарита». |
| Алевтина РЯБИНИНА | ||
|
Елена Сергеевна Булгакова, прообраз знаме-нитой Маргариты, родилась и выросла в Риге
Корни Шмуль Янкель Нюренберг (Сергей Маркович), отец Елены Сергеевны, был сыном мещанина Волынской губернии Мордхая-Лейба Нюренберга. В 22 года он принял христианство. При крещении в Рижской Евангелическо-лютеранской церкви Св. Якова получил имена Сергiус Петр Гейнрих. Крестины было чисто формальным актом: юноша учился в Дерптском университете и мечтал о благополучной карьере. Христианину в России сделать ее было легче, чем иудею. Несколько лет Сергiус Нюренберг проработал учителем, а после венчания с дочерью рижского православного священника Александрой Горской перешел по настоянию жены в православие. 16апреля 1891 года в метрической книге Рижской Свято-Троице-Задвинской церкви записано: «Учитель Дерптскаго городскаго училища Сергiй Марков Нюренберг, 26 лет, по собственному желанию, из лютеранства присоединен к Святой Православной Восточной Кафолической Церкви через Св. Миропомазание с прежним именем «Сергiй» и тогда же приобщен Св. Христовых Тайн». Есть еще одна версия его происхождения, немецкая. Вот что пишет об этом племянник Елены Сергеевны Оттокар Нюрнберг. «Ее предок, не чуждый изящного, но также и с изрядной авантюрной жилкой мастер золотых дел из Нюрнберга, как и многие другие ремесленники, переселился в конце ХVIII века на юг России. Один из его потомков поселился в Житомире, где был юридическим консультантом для значительной части немецкой колонии. Там был рожден ее отец Вольдемар Нюрнберг. Родители его умерли в эпидемию, сироту взял на воспитание пастор немецкой лютеранской общины».
Когда Вольдемар стал Сергеем, неизвестно. Но факты учебы, женитьбы, рождения детей в Дерпте и переезда в Ригу совпадают с первой версией. Оттокар утверждал, что ничего не слышал о еврейских корнях деда. Любопытно, что и Елена Сергеевна на вопрос М. Чудаковой (одной из ведущих булгаковедов) о национальности отца неопределенно пожала плечами: «Не знаю». Насколько искренним был ответ, судить трудно. Исследователи полагают, что она достаточно точно знала картину своего родословия. Согласно же новым архивным данным, отец Елены Сергеевны в университете Дерпта никогда не учился, оба раза крестился взрослым, но оставался в еврейской общине и после принятия христианства, поскольку был «евреем по быту, обиходу и самочувствию». Под сенью рижских бульваров В Риге Сергей Маркович был известным человеком: работа чиновником не помешала ему сотрудничать в российском журнале «Театр и искусство», газетах «Русь» и «Новое время», где он писал критические статьи о театре. Некоторое время он был секретарем редакции «Рижский Вестник», участвовал в создании 1-й русской платной библиотеки и «Русской ссудной сберкассы», был членом русского просветительского общества и слыл увлеченным театралом. В доме всегда было много артистов. Дети росли в творческой среде, сами ставили пьесы и играли в них. В интеллигентных семьях в то время были приняты домашние спектакли. Старший Александр всегда был режиссером и претендовал на главные роли. Главные женские роли исполняла тщеславная Ольга, реже - Елена. Младший, Константин, к актерской работе не допускался. Ему доверяли только занавес. Учиться Елену отдали в элитную Ломоносовскую гимназию. Особыми успехами она не блистала: «отлично» имела только по Закону Божьему, истории и французскому. По остальным предметам - «хорошо». Позже, сверив свои аттестаты, они с Михаилом Булгаковым смеялись: по странному совпадению у него в аттестате тоже всего две пятерки: по тому же Закону Божьему и географии. Гимназию она не окончила, что не помешало ей не только владеть несколькими языками и переводить художественную литературу, в том числе вышедший в серии ЖЗЛ роман Андре Моруа «Жорж Санд», но и помогать Булгакову в работе над романом. В доме Нюренбергов всегда заправляла энергичная и практичная Александра Александровна. В семье говорили только по-русски, посещали православную церковь, дружили с русскими семьями. Похоже, семейство было дружным. Однако никогда, ни в одном письме или разговоре Елена Сергеевна не скажет ничего подобного булгаковскому: «Мама, светлая королева, где ты?» Как-то в разговоре с М.Чудаковой вдова писателя рассказала, как в январе 1956 года приехала в Ригу к умирающей от воспаления легких матери. Больная была в бессознательном состоянии, но здоровое от природы сердце продолжало работать. И тогда она хладнокровно заставила медсестру ввести матери смертельную дозу морфия. То, как непринужденно и спокойно Елена Сергеевна рассказывала об этом, произвело на Чудакову ошеломляющее впечатление. Московский период Из Риги в Москву семейство переехало в 1915 году, «по месту работы отца». Поначалу Елена работала в отцовской домашней канцелярии, печатала его труды по налоговым вопросам. В декабре 18-го года вышла замуж за Юрия Неелова. Скромный военный чиновник был сыном знаменитого трагика Мамонта Дальского. Через год молодой супруг получает должность адъютанта командующего 16-й армией Евгения Шиловского, потомка древнего княжеского рода, принявшего революцию. На советскую военную службу его призвали как специалиста генштаба. Приказ об откомандировании в Москву подписал сам управляющий делами Высшей военной инспекции, будущий шеф НКВД Ягода. В Москве Шиловский сразу получил квартиру и удостоверение о льготах. Познакомилась Елена Сергеевна с ним через мужа. Молодой, красивый военачальник влюбился в нее с первой встречи, но благородство и честность не позволили ему ухаживать за женой подчиненного. Однако страсть оказалась непреодолимой, и через год, после оформления Еленой развода с Нееловым, они поженились. Разрешение на второй церковный брак давал сам патриарх Тихон. Супругу свою Шиловский безумно любил. Об искренности ее чувств к мужу сказать что-либо трудно. Как-то она призналась своему племяннику, что разыгрывала «свою партию» и выиграла. В стремлении «устроить свою жизнь» ею всегда руководили расчет и огромная воля. Встреча с Мастером С Михаилом Афанасьевичем они познакомились у друзей зимой 29-го года, на Масленицу. Елена Шиловская подружилась со второй женой писателя, Любовью Евгеньевной, и зачастила в дом Булгаковых. «У них было трудное материальное положение, - пишет она потом в дневнике. - Не говорю уже об ужасном душевном состоянии М. А. Все было запрещено... На работу не брали даже типографским рабочим». ...«Все мои литературные произведения погибли, а также и замыслы, - пишет в это же время Булгаков брату, - я обречен на полную голодовку». Тайный роман между Булгаковым и Шиловской возник очень быстро. Брак с Любовью Белозерской к тому времени исчерпал себя. Супруга все дни проводила в компании друзей, у нее наметился новый роман, и она не скрывала своего безразличия к мужу. Елена же, в порыве чувств, была само внимание и посвящала ему все время. Заподозрив неладное, Шиловский запретил ей встречаться с писателем. Они не виделись больше года. Но первая же встреча после разлуки стала роковой: Елена Сергеевна ушла от мужа. Развод был мучительным: Шиловский обожал жену и сыновей. Он был в таком отчаянии, что однажды едва не убил Булгакова. «Не будете же вы стрелять в безоружного? - тихо спросил писатель, стоя перед наставленным на него пистолетом. - Дуэль - пожалуйста». И Шиловский смирился. ...Ее жизни многие могли бы позавидовать: престижный дом, в котором жило все высшее руководство страны, в том числе высшие военные чины - Тухачевский, Уборевич, приемы, роскошная светская жизнь, вышколенная прислуга, любящий супруг и неистово любимые дети. Все это она бросает и уходит к нищему, неприкаянному и всеми хулимому писателю. «Мы очень счастливы, - пишет в те дни Булгаков родителям Елены в Ригу. - Я бесконечно благодарен Люсе (так ее называли в семье. - Прим. ред. ) за то огромное счастье и радость жизни, которые она дала мне»... Жизнь писателя наконец приняла привычный для него упорядоченный характер. Всегда ухоженная, аккуратная Елена Сергеевна создала в доме уютную, спокойную атмосферу. Вкусные, всегда красиво сервированные обеды и ужины (к чему Булгаков привык с детства), встречи с приятными ему людьми, дружеские беседы, когда не надо думать о каждом слове (а вдруг донесут?). Булгаковские приемы славятся изысканностью кухни. Но главное, писатель снова мог вернуться к работе над «Мастером». Поскольку у Елены Сергеевны всегда были домработницы, она могла активно помогать мужу: писала под диктовку его новые сочинения, занялась менеджерской деятельностью, что его самого всегда угнетало. При недолгих разлуках Булгаков скучает и пишет по нескольку писем в день. Она ежедневно шлет ему открытки и телеграммы. А когда Мастер заболел, к обычным обязанностям жены прибавились новые. Доктор Булгаков, став пациентом, пишет: «Пройдет время, и над нашими терапевтами будут смеяться, как мы над мольеровскими врачами... К лучшему из врачей, Е. С., это не относится. Но она одна справиться не может». Сестра Елены Сергеевны Ольга пишет в эти дни матери: «Она любит его так сильно, что это не похоже на обычное понятие любви между супругами, прожившими немало годов вместе». Осведомители в доме Булгакова Конечно, Булгаков не был так наивен, чтобы не знать, что за его жизнью пристально следят с Лубянки. В 90-е годы в приложении к журналу «Служба безопасности» были изданы оперативные сводки и сообщения 1925- 1936 годов о Булгакове и неизвестные ранее отзывы писателей о поездке 1933 года по Беломорканалу, среди которых тексты Вс. Иванова, Ильфа и Петрова, Е. Шварца и др. Но самую неожиданную информацию прислала Д. Тубельская, первая жена старшего сына Елены Сергеевны, после развода сохранившая с бывшей свекровью близкие отношения. «Сейчас произнесу крамольнейшую мысль, пришедшую мне в голову, - а не имела ли сама Елена Сергеевна особого задания? Вполне допускаю, что на первых порах она холодно принимала любовь М. А., выполняя некое задание, а затем искренне полюбила его сама и посвятила ему всю жизнь.
Возникает ряд бытовых деталей. Откуда такая роскошь в ее жизни? Ведь временами М. А. почти ничего не зарабатывал. Откуда дорогие огромные флаконы «Гэрлен» и «Шанель», когда их в Москве никто не видывал? Откуда шубы и прекрасная одежда, обувь от Барковского? Откуда возможность принимать многочисленных гостей, посещать приемы в американском посольстве, принимать дома американцев, да и тех же осведомителей, подписывать договоры на издания за границей? Почему так активно взяла она в руки все дела М. А.? Почему она так быстро покинула обеспеченный дом Шиловского, разделив сыновей, и последовала за крайне сомнительным будущим с Булгаковым? Думаю, что у нее была уверенность в незыблемости ее собственных доходов. И необходимость следовать некоему приказу. И, наконец, почему после смерти М. А. так резко, впервые в ее жизни наступили финансовые трудности? Не потому ли:, что отпала необходимость в ее услугах?» И что еще интересно: Елена Сергеевна долго уговаривала Булгакова написать пьесу о Сталине и почти склонила его к этому. Странно, но, зная о взглядах писателя, его нескрываемом неприятии советского строя, великий вождь по своей обычной логике должен был бы отправить его на расстрел без приговора. Но нет, он отвечал на его письма, звонил и даже по просьбе писателя миловал некоторых из осужденных. В чем же секрет? Может быть, и в самом деле «вождь народов» хотел быть увековеченным самым мощным русским писателем ХХ века, признавая тем самым абсолютное величие Булгакова?
Существует еще одна догадка по поводу связи Елены Сергеевны со спецслужбами: донесения НКВД она составляла при участии, а быть может (и скорее всего), под диктовку мужа. Исследователи и по сей день гадают над тончайшим психологическом раскладом, благодаря чему даже такой беспощадный человек, как Ягода, заявил: «Надо дать ему работать». Булгаков был карточным игроком, причем играл не в «подкидного» и даже не в преферанс, а в «винт». Это не столько карточная, сколько психологическая игра. Ход мыслей в донесениях слишком рискованный, не женский, поэтому значительная часть исследователей полагает, что без участия Булгакова здесь не обошлось. Согласно этой версии, получается, что Елена Сергеевна была двойным агентом: Лубянки и собственного мужа. Со стороны опального писателя было весьма логично иметь «своего агента влияния» в недрах спецслужб. Высший пилотаж для любой контрразведки! И если это так, то таким пилотажем Булгаков овладел неплохо. Но это все только догадки. Секретная папка Булгакова и по сей день под семью замками. Эпилог Когда Булгакову стало совсем плохо и было ясно, что проживет он считанные дни, в его дом потянулись один за другим писатели, артисты, режиссеры, друзья. Пришел проститься и Александр Фадеев. После его ухода Михаилу Афанасьевичу как будто легче стало. Он лукаво улыбнулся и подмигнул жене: «Лена, мне показалось, он положил на тебя глаз. Когда умру, можешь завести с ним роман». Возмущению Елены Сергеевны не было предела: «У меня есть муж! Как ты можешь это говорить!» «Так я же не предлагаю тебе сделать это сейчас», - улыбнулся писатель. И, как всегда, оказался пророком. Через несколько дней после этого разговора он скончался. Спустя некоторое время Елена Сергеевна на долгие годы стала подругой Фадеева. Когда в 1941 году была эвакуация москвичей, Фадеев отдал ей и ее детям свое купе, а сам отправился позже самолетом. Булгакова, как автора МХАТа, похоронили на Новодевичьем кладбище неподалеку от самого любимого им писателя Николая Гоголя. Однажды, придя на кладбище, Елена Сергеевна обнаружила, что с могилы Гоголя исчезли крест и надгробие из метеорита, их заменил памятник от правительства. Узнав, что надгробие отправили на кладбищенскую свалку, она попросила рабочих за бутылку перенести кусок метеорита на могилу Булгакова. Так судьба объединила двух великих писателей России. А позже и Маргарита вернулась к своему Мастеру... |
||||||||||||||||||||||||||
Метки: М. Булгаков Е. Булгакова Роман "Мастер и Маргарита" |
Коломенский дворец-8-е чудо света |
Источник здесь: http://mir-na-karte.livejournal.com/64197.html
Коломенский дворец - восьмое чудо света
Метки: Коломенский дворец-8-е чудо света |
СТИХИ О ФРАНЦУЗСКОМ ПАСПОРТЕ |
СТИХИ О ФРАНЦУЗСКОМ ПАСПОРТЕ

Мы все, увы, не Депардье
Нам в Сочи не попасть по пьяни,
Не обниматься с ВВП,
Как этот новый "россиянин"...
Нам не отплясывать в Мордве
В мордовской вышитой рубахе,
Мы все, увы, не Депардье
Какие мы "танцоры", на//////
Не Бельмондо и не Матье,
Мы не Ришары, не Эдиты,
Мы все, увы, не Депардье
И уж конечно не Бриджиты...
Мы не Луи и не Дидье,
Но как легко же нас унизить!
И хочется у Депардье
Его французский паспорт сп.//////////
Метки: стихи о французском паспорте |
Мода 60-х. Прически |
Автор: Марина Салдаева
Модные 60-е. Прически

Прически 60-х при общем конструктивном и футурологическом направлении моды, как ни странно, были, пожалуй, одними из самых трудоемких и сложных в 20-м веке. С одной стороны, в эти годы вошли в моду простые стрижки геометрических форм, с другой - локоны, завитки и, отличительная особенность 60-х, - начес.

Фотография 1965 года

Из геометрических форм в большой моде были стрижки с удлиненными прядями спереди, которые ложились завитками на щеки. В СССР такие стрижки поначалу высмеивали и в школу, например, ходить в таком виде не разрешали.

Завитые волосы, как на фото ниже, тоже встречали сопротивление, считалось, что это нескромно и подражание Западу.

Прическа, в которой волосы были убраны за уши, считалась более скромным и приличным вариантом.

Справа - кадр из сериала "Безумцы"

Джеки Кеннеди, Одри Хэпберн, Элизабет Тейлор
Прическу, как у Элизабет Тейлор называли "артишок". Как ни странно, такие стрижки в СССР стали очень популярными и у молодежи, и у взрослых дам.
Девушки в Советском Союзе часто укладывали волосы только спереди, а сзади уже торчали полурасчесанные "перья". В школах проверяли - есть ли начес, тогда ученицу могли запросто выгнать расчесываться. Но зато после уроков девочки давали себе волю - начесывались так, что мало не покажется:

Сложно поверить, но так (или почти так) ходили многие!

Что касается ситуации в СССР, то нашим "звездам" сильный начес не рекомендовался, лишь уже в 1970-х им стали разрешаться некоторые вольности.
"Комсомолка и спортсменка" Наталья Варлей, конечно, без начеса:

Но в жизни актрисы почти все были со взбитой прической:

Жанна Болотова, Наталья Фатеева, Виктория Лепко
Эдита Пьеха была одной из самых модных певиц, она всю жизнь носила стрижки:

Помимо актрис, несли моду в массы и дикторы, за неимением других источников информации.

Дикторы советского телевидения
Светлана Моргунова была одной из самых популярных дикторов. Она отличалась любовью к более сложным и сильно залаченным прическам с локонами и завитками. Увидев первый раз ее в реальности в Останкино, я была поражена - на ней были литры лака и сантиметры штукатурки, это было поразительно!
Хотя с дикторами и ведущими работали самые лучшие гримеры, настоящие мастера своего дела, но часто на личный вкус таких дам они повлиять не могли.

Светлана Моргунова
Татьяна Доронина, любимица партноменклатуры, предпочитала залакированный начес и локоны. Как Татьяна полюбила эту модель (а вместе с ней все прототипы простых колхозных тружениц из "Трех тополей на Плющихе"), так с ней и не расставалась до старости. Ни гримеры, ни художники по костюмам ничего с ней не могли сделать, она никого не слушала. Пока ей не закрыли тв-экран, она так и снималась во всех новогодних огоньках - с романтическими завитками и гитарными романсами.

Слева - кадр из фильма "Еще раз про любовь"
Хотя начес очень хлопотно делать на длинных волосах, естественная форма головы казалась немодной, к ней вернутся лишь в 1970-х. А пока длинные волосы начесывали на макушке, порой до величины "бабетты":



В начесах первенство держала Присцилла Пресли:

Присцилла и Элвис Пресли

Еще одна примета 60-х - это девичьи бантики и эластичные ленты на хвостик или на распущенные волосы:


Среди высоких причесок популярностью пользовалась бабетта, которая пришла в СССР с популярностью Бриджит Бардо. У нас она ассоциируется с девушками на невысокой тонкой шпильке и в плаще "болонья"- эту моду в свое время неоднократно критиковали, но потом успокоились и приняли. В Союзе эти прически стали популярными под названием "вшивый домик"- что только в них не подкладывали для создания объема - вычесы, капроновые чулки, банки!
Когда эта мода распространилась, такие прически стали делать даже женщины, которым они катастрофически не шли. Особенно жалко смотрелись эластичные сеточки, которые надевали на пучок, чтобы жидкие волосы не растрепались. Эти прически оказались очень живучими, в казенных учреждениях можно было встретить таких дам, учительниц и чиновниц, вплоть до 90-х годов.

Бриджит Бардо, Одри Хэпберн, Барбара Стрейзанд


Нина Меньшикова в фильме "Доживем до понедельника"

Анастасия Вертинская, Лариса Голубкина (справа)
Другая высокая прическа, под названием "улей" - апофеоз 60-х и, наверное, всего 20-го века после Первой мировой войны. Прическа Beehive (с англ. "улей") была разработана в 1960 году Маргарет Heldt из Чикаго. Этот стиль до сих пор остается символом 1960-х годов наравне с ярким гримом.

Справа - кадр из сериала "Безумцы"
Такую прическу можно было сделать даже из волос средней длины, волосы скалывались невидимками в кружок на макушке, завивались, каждая прядь начесывалась и укладывалась в локон. Ну а если кто-то имел шиньон - это было просто счастье, его можно было заранее накрутить и принести в парикмахерскую готовым, чтобы не сидеть под феном. Такие прически в исполнении мастеров были очень красивыми и напоминали высокие прически XVIII века. Советские мастера тоже их делали, и очень хорошо - именно в то время они как раз стали побеждать на международных конкурсах парикмахерского искусства.

Мария Перши, Элизабет Тейлор, Барбара Стрейзанд

Клаудиа Кардинале, Джин Шримптон, фотография с конкурса парикмахеров
одно время причесывалась так
Метки: 60-ые 20-ый век прически |
История обуви 20-го века |
Автор: Марина Салдаева
История обуви ХХ века. 1900 -1960-е

XX век сыграл очень важную роль в истории развития обувной моды: облик женщины и стиль одежды радикально изменился - юбки заметно укоротились, что сделало обувь одним из важнейших элементов женского костюма. В начале XX-го века форма туфель почти не изменилась - сохранился каблук "рюмочкой" и ботиночки на шнуровке. Для шнуровки использовались специальные крючки.

Обувь начала XX-го века

Ботинки производства Stetson Shoe Company и французские туфли 1910-х годов
В 1920-е годы юбки еще больше укоротились, однако форма туфель осталась почти неизменной. В зависимости от назначения, носили туфли кожаные и атласные, замшевые и шелковые, ботинки на шнурках, крючках и пуговицах. Для этого периода характерны перепонки почти на всех моделях туфель.


Изображения 1920-х годов

В нижнем левом углу - вечерняя обувь девочки, 1923 г. Вверху и справа - обувь 1925 года

Туфли Анны Павловой (1923 г.); вечерние туфли, 1925 г.

Французские сатиновые туфли с отделкой из лент; сапоги 1922 года


Туфли 1920-х годов
В середине 30-х туфли становятся массивнее и входят в моду платформы и танкетки. В это же время работают выдающиеся дизайнеры обуви, намного опередившие свое время: Сальваторе Феррагамо и Стивен Арпад.


Мода 1930-х годов

Свадебные и вечерние туфли тех лет

Туфли Salvatore Ferragamo, 1935-36 гг

Американские вечерние туфли 1935–40 гг; туфли Steven Arpad 1930-х годов

Американские туфли 1937–39 годов

Фрунцузские туфли 1936, туфли в стиле ар-деко, туфли Steven Arpad 1930-х годов


Обувь Steven Arpad
В период второй мировой войны дефицитные материалы- кожу и металл, заменяют на ткань и дерево - становится очень популярной обувь на танкетке. В то время были популярны ботинки на небольшом устойчивом каблуке, часто можно было увидеть такой же формы резиновые "боты", надетые поверх туфель, для защиты от луж и грязи.


Мода 1940-х годов

Босоножки на платформе, 1940-е гг

Туфли конца 1940-х гг

Туфли, произведенные Newton Elkin Shoe Co. в 1945-46 годах

Американские ботинки, 1943 год; ботинки Salvatore Ferragamo, 1947–50 гг
В начале 1950-х носят классическую форму туфель с высоким, но устойчивым каблуком, но вскоре происходит переворот в обувной моде - появляется каблук-шпилька. Становятся очень популярными модели без каблука, повседневные и на выход- именно в них так удобно было танцевать рок-н-ролл!


Изображения 1950-х годов

Мэрилин Монро, фото 1950-х годов

Туфли Salvatore Ferragamo и Albion, начало 1950-х гг

Женские туфли середины 1950-х гг

Туфли Albanese и Vincenzina, 1955 г.
В то же время свою популярность получили шпильки. Сразу несколько знаменитых европейских обувщиков претендуют на звание изобретателя этого каблука. Среди них два француза - Роже Вивьер и Раймоне Массаро, и один итальянец - Сальваторе Феррагамо. По одной из версий первым все-таки был Роже Вивьер. Еще в 1953 году для коронации Елизаветы Английской он создал эксклюзивные босоножки на тонких и высоких по тем временам каблуках. А Раймоне Массаро сделал концертные туфли для Марлен Дитрих на высоком каблуке, украшенном стразами. Они были заказаны актрисой в 1960 году, но, если верить Раймоне, он придумал эту модель гораздо раньше. Графиня Бисмарк (супруга правнука Железного Канцлера и большая поклонница таланта Массаро) имела в своем арсенале тысячу пар обуви авторства Массаро.
Высота шпильки была достаточно небольшой. Помимо туфель, такой каблук встречался у сапожек с широким голенищем.



Съемки для модных журналов того времени

Туфли, созданные Роже Вивьером для Christian Dior, 1958-1960 гг

Вечерние туфли Марлен Дитрих
В первой половине 1960-х мода на шпильки сохраняется.

Туфли конца 1950-х годов, справа - туфли Pierre Cardin, 1960 г.


Сапоги и полусапоги конца 1950-х - начала 1960-х годов
Во второй половине 1960-х годов входят в моду мини-юбки и геометрические формы, что касается обуви то из трендов можно выделить скругленные квадратные носы и низкий прямоугольный каблук. Также очень популярными становятся высокие лаковые сапоги разных цветов.

Съемка для Pierre Cardin

Мода 1960-х годов

В верхнем левом углу - туфли Charles Jourdan; в нижнем углу - туфли Herbert Levine; справа - американские туфли Beth Levine

Сапоги, Herbert Levine Inc. и Roger Vivier, модные в 1960-х годах
Метки: обувь 20-го века |
Из воспоминаний:
Про "химию": за 7 руб. Парикмахеры её по очереди брали, чтобы у всех план был, на простых стрижках по 50 коп. и по рублю целый день им надо было бы стоять, так они, бедняжки, для скорости да чтобы побольше заработать, без перчаток раствор на волосы наносили...Вот были времена...