-Цитатник

Леонид Коган - (0)

✨ «Советский Паганини» Леонид Коган   Леонид Коган   Леонид...

Бакст Леон - (0)

ХУДОЖНИК ЛЕОН БАКСТ: ФИЛОСОФИЯ ЭЛЕГАНТНОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ Когда рождается талант? С первым в...

МАРКО д’ОДЖОНО - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ МАРКО д’ОДЖОНО / MARCO d‘OGGIONO (1470-1549), УЧЕНИК ЛЕОНА...

Казимир Малевич - (0)

11 ЗНАМЕНИТЫХ КАРТИН КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА И ПОЧЕМУ ОНИ ВАЖНЫ Один из самых известных художников...

Альфонс Муха - (0)

КУЛЬТОВЫЕ «ЖЕНЩИНЫ АЛЬФОНСА МУХИ» Альфонс Муха: Автопортрет. 1907 г. Альфонс Муха (родился ...

 -Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский афанасий фет бах белла ахмадулина бетховен блок борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий аксенов василий кандинский василий шукшин виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков вячеслав иванов геннадий шпаликов георгий адамович георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский евгений баратынский екатерина максимова елена образцова зиновий гердт иван бунин иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский константин бальмонт константин батюшков константин коровин лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых маяковский микеланджело михаил кузмин михаил лермонтов михаил пришвин моцарт набоков николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов опера осень осип мандельштам оскар уайльд пушкин рафаэль рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский ростропович рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шопен шостакович эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 12208
Комментариев: 34248
Написано: 59142


8 октября 1892 года родилась Марина Цветаева

Воскресенье, 08 Октября 2023 г. 19:36 + в цитатник

 


Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

– Нечитанным стихам! –

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Марина Цветаева (1913)


ФОТО М.М, Нахман. Портрет Марины Цветаевой. Холст, масло. 1913 г.  (700x700, 192Kb)


М.М. Нахман. Портрет Марины Цветаевой. 1913 г.

Я Вас люблю всю жизнь и каждый день,
Вы надо мною, как большая тень,
Как древний дым полярных деревень.

Я Вас люблю всю жизнь и каждый час.
Но мне не надо Ваших губ и глаз.
Все началось и кончилось без Вас.

Я что-то помню: звонкая дуга,
Огромный ворот, чистые снега,
Унизанные звездами рога...

И от рогов - в полнебосвода -тень...
И древний дым полярных деревень...
- Я поняла: Вы северный олень.

(7 декабря 1918)

Творчество Марины Цветаевой

Сборники стихов

1910 - «Вечерний альбом»
1912 - «Волшебный фонарь»
1913 - «Из двух книг»
1913 - «Юношеские стихи»
1922 - «Стихи к Блоку»
1922 - «Конец Казановы»
1920 - «Царь-девица»
1921 - «Версты»
1921 - «Лебединый стан»
1922 - «Разлука»
1923 - «Ремесло»
1923 - «Психея. Романтика»
1924 - «Молодец»
1928 - «После России»
сборник 1940 года

Марина Цветаева и Арсений Тарковский познакомились в 1940 году в московской квартире переводчицы и мемуаристки Нины Яковлевой, где часто собирались столичные писатели и поэты, чтобы послушать друг друга. Марина Ивановна заочно уже знала молодого и талантливого Арсения, написала ему письмо, в котором похвалила его переводы. Тарковский всегда боготворил Цветаеву и ее стихи, а она в ту пору как никогда нуждалась во внимании и поддержке. Между ними сразу возник платонический роман. «Встретились, взметнулись, метнулись…», — напишет в воспоминаниях Нина Яковлева.


"Я ее любил, — говорил в позднем интервью Тарковский, — но с ней было тяжело. Она была слишком резка, слишком нервна. Мы часто ходили по ее любимым местам — в Трехпрудном переулке, к музею, созданному ее отцом… Она была страшно несчастная, многие ее боялись. Я тоже — немного. Ведь она была чуть-чуть чернокнижница».


Они часами гуляют по Москве, читают друг другу стихи, и это продолжается в течение нескольких месяцев. А потом возникла обида на Тарковского из-за стихотворения, в котором поэт написал об ушедших близких людях, но не упомянул Цветаеву, не позвал ее «за накрытый стол на шестерых».


Стол накрыт на шестерых -


Розы да хрусталь...


А среди гостей моих -


Горе да печаль.



И со мною мой отец,


И со мною брат.


Час проходит. Наконец


У дверей стучат.



Как двенадцать лет назад,


Холодна рука,


И немодные шумят


Синие шелка.



И вино поет из тьмы,


И звенит стекло:


"Как тебя любили мы,


Сколько лет прошло".



Улыбнется мне отец,


Брат нальет вина,


Даст мне руку без колец,


Скажет мне она:



"Каблучки мои в пыли,


Выцвела коса,


И звучат из-под земли


Наши голоса".


Марина Ивановна считала, что она имеет полное право занять место за столом поэта. Ощущение брошенности и ненужности было обострено до крайности. В марте 1941 года у нее родилось ответное стихотворение:


Всё повторяю первый стих


И всё переправляю слово:


- "Я стол накрыл на шестерых"...


Ты одного забыл - седьмого.



Невесело вам вшестером.


На лицах - дождевые струи...


Как мог ты за таким столом


Седьмого позабыть - седьмую...



Невесело твоим гостям,


Бездействует графин хрустальный.


Печально - им, печален - сам,


Не позванная - всех печальней.



Невесело и не светло.


Ах! не едите и не пьете.


- Как мог ты позабыть число?


Как мог ты ошибиться в счете?



Как мог, как смел ты не понять,


Что шестеро (два брата, третий —


Ты сам - с женой, отец и мать)


Есть семеро - раз я на свете!



Ты стол накрыл на шестерых,


Но шестерыми мир не вымер.


Чем пугалом среди живых —


Быть призраком хочу - с твоими,



(Своими)... Робкая как вор,


О - ни души не задевая! —


За непоставленный прибор


Сажусь незваная, седьмая.



Раз! - опрокинула стакан!


И всё, что жаждало пролиться, —


Вся соль из глаз, вся кровь из ран —


Со скатерти - на половицы.



И - гроба нет! Разлуки - нет!


Стол расколдован, дом разбужен.


Как смерть - на свадебный обед,


Я - жизнь, пришедшая на ужин.



...Никто: не брат, не сын, не муж,


Не друг - и всe же укоряю:


- Ты, стол накрывший на шесть - душ,


Меня не посадивший - с краю.


Это стихотворение оказалось последним в ее творчестве. Интересно, что Арсений Александрович впервые прочел его только в 1982 году. "Для меня это было как голос из-под земли", — признавался Тарковский.
Рубрики:  Серебряный век/Цветаева
Метки:  
Понравилось: 7 пользователям