✨ «Советский Паганини» Леонид Коган Леонид Коган Леонид...
Бакст Леон - (0)ХУДОЖНИК ЛЕОН БАКСТ: ФИЛОСОФИЯ ЭЛЕГАНТНОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ Когда рождается талант? С первым в...
МАРКО д’ОДЖОНО - (0)ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ МАРКО д’ОДЖОНО / MARCO d‘OGGIONO (1470-1549), УЧЕНИК ЛЕОНА...
Казимир Малевич - (0)11 ЗНАМЕНИТЫХ КАРТИН КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА И ПОЧЕМУ ОНИ ВАЖНЫ Один из самых известных художников...
Альфонс Муха - (0)КУЛЬТОВЫЕ «ЖЕНЩИНЫ АЛЬФОНСА МУХИ» Альфонс Муха: Автопортрет. 1907 г. Альфонс Муха (родился ...
19 июля 1941 года родилась Наталия Бессмертнова |
У Натальи Бессмертновой были свои особенности – одухотворенность, которую замечали все критики, и особая пластическая выразительность. В ней была какая-то невесомая хрупкость, которая поражала зрительское воображение.
Будущая прима-балерина Большого театра появилась на свет в начале Великой Отечественной – 19 июля 1941 года – в Москве. Семья девочки далека от творчества. Отец – врач, ушел на фронт, а мама – домохозяйка, воспитывала дочь и вела домашнее хозяйство. Женщина с Наталией провели военное время в эвакуации.
К счастью, семье удалось пережить тяжелые годы и по окончании войны воссоединиться. Спустя два года у Наташи появилась младшая сестра Татьяна. Мама девочек уделяла внимание развитию творческих талантов детей.
Поскольку обе дочери Бессмертновых любили танцевать, мама решила отдать девочек в Московское хореографическое училище. Кстати говоря, младшая сестра Наталии добилась успехов в творчестве, солировала в партиях Большого театра, но оставалась в тени звездной примы.
Наставницами начинающей танцовщицы стали легендарные учителя — Мария Кожухова, а позже — Софья Головкина.
Блестяще сдав экзамен, выполнив 48 фуэте, Бессмертнова получила высшую оценку преподавателей. Биография юной красавицы с бездонными глазами оказалась навсегда связанной с русским балетом.
Сразу после выпуска из училища в 1961 году Наталия Игоревна получила приглашение в труппу Большого театра. Леонид Лавровский, будучи главным балетмейстером, обожал юную балерину и видел в девушке идеальную партнершу на сцене для сына Михаила Лавровского. Именно с ним Наталия танцевала большую часть партий в театре.
Изначально наставником и помощником для новоявленной звезды была назначена Галина Уланова. К сожалению, женщины не нашли общий язык, и Лавровский самостоятельно работал с любимицей.
В 1961 году Лавровский выпустил Наталью Бессмертнову и Михаила Лавровского на сцену в «Шопениане». А в ноябре 1963 года вместе с Михаилом Лавровским Бессмертнова станцевала «Жизель». Этот спектакль стал сенсацией и абсолютной победой молодой балерины. Вся балетная критика оценила Наталью Бессмертнову как истинную продолжательницу традиций классического балета. В танце она всем напомнила гениальную Галину Уланову, а по облику – портреты знаменитой Спесивцевой – великолепной Жизели 1910–20-х годов. Так и говорили: «У нас появилась Спесивцева».
Наталия Бессмертнова в роли Жизель
В 1963 году Наталия Игоревна впервые выходит на сцену театра в роли Жизель в одноименном балете. Эта партия стала самой яркой для Бессмертновой. За всю жизнь балерина исполнила ее около 200 раз.
Утончённая внешность и внутренний лиризм в сочетании с предельной естественностью сделали неповторимой её Жизель. И, конечно, мне очень хотелось танцевать Альберта в «Жизели» с Бессмертновой. Мне тогда не удалось добиться её приглашения на эту роль в Кировский театр. Но зимой 1972 года, когда ленинградское телевидение предложило мне сняться в дуэте из второго акта, я, не задумываясь, пригласил Наталию Бессмертнову принять в этом участие. Несколько дней репетиций и съёмок превратились в сплошной праздник. Царила она на сцене, а в жизни была предельно скромной, неизменно доброжелательной. Прошёл ещё год, и мне всё же посчастливилось танцевать с ней в «Жизели» на сцене Кировского театра. Этот последний для меня спектакль в Ленинграде, 30 апреля 1974 года, накрепко связан в моей памяти с воспоминаниями об уникальной балерине Наталии Бессмертновой.
Михаил Барышников
После встречи с хореографией Юрия Григоровича начался новый этап в жизни балерины. Бессмертнова стала не только супругой главного балетмейстера Большого театра, но и его музой. Она, как никто другой, могла воплотить все задумки Юрия Николаевича, будь то Анастасия в «Иване Грозном», Ширин в «Легенде о любви», Валентина в «Ангаре», Рита в «Золотом веке» и др. При этом сам хореограф любил повторять, что ставит балеты не для жены, а для выдающейся балерины Бессмертновой. Он искренне гордился супругой: ее талантом, умом и самостоятельностью.
Они были невероятно красивой парой в жизни и чуткими, понимающими
Две работы 1980-х, завершившие творчество Наталии Бессмертновой — Рита («Золотой век» Д. Шостаковича в постановке Ю. Григоровича) и заглавная партия в балете «Раймонда» А. Глазунова (хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича) представляли абсолютного мастера. В них воедино слились все качества артистического облика Бессмертновой: природная грация, музыкальность, свободное владение техникой классического танца, целостное ощущение масштаба спектакля, его формы и протяженности.
«
Ее танец, богатый фразировкой, глубокими, порой дерзкими акцентами, носит как бы импровизационный характер, насыщен множеством экспрессивных оттенков»
Поэль Карп
,
Наталия Бессмертнова…Самобытная балерина, тонкая актриса, выдающийся художник. Её искусство — это поэзия. Утончённость души, элегантность танца, изысканность облика отличают её героинь, притом, что они со всей силой чувств переживают трагедии, испытывают коварные удары судьбы. Недаром о Бессмертновой пишут: "Неземное существо, заколдованное и околдовывающее! Её танец завораживает своей красотой, бесконечно льющейся «мелодией», своей трепетной одухотворённой жизнью, в которой тысяча тончайших нюансов. Её танец уносит нас в мир мечты, идеала, гармонии. Потому-то и признана она несравненной исполнительницей Раймонды, Жизели, Одетты, Одиллии, сильфиды в «Шопениане», Анастасии.
Елена Образцова
Наталья Бессмертнова — великая балерина! Сегодня многие артисты балета отлично владеют техникой танца и всё правильно делают на сцене, придраться не к чему, но их исполнение не захватывает. Любая роль в исполнении Бессмертновой становится ярким и запоминающимся событием. Танец Бессмертновой захватывал, завораживал. Я думаю, именно такое впечатление производили на зрителей Павлова, Спесивцева, Уланова… Если бы Наташа жила во времена Петрарки, о ней слагали бы сонеты.
Михаил Лавровский.
Наталия Бессмертнова в роли Анастасии в сцене из балета С.С.Прокофьева «Иван Грозный».
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |