-Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр вампилов александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр чаянов александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений тарковский афанасий фет ахматова белла ахмадулина бетховен блок борис зайцев борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов ваня якимов варлам шаламов василий кандинский василий шукшин вероника тушнова виктор гюго виктория токарева владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков владимир софроницкий георгий бурков георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский екатерина максимова елена образцова иван бунин иван ефремов иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский ирина одоевцева константин бальмонт константин коровин лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых марк захаров маяковский микеланджело михаил лермонтов михаил пришвин моцарт николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай лесков николай некрасов николай рубцов олег янковский опера осень осип мандельштам пётр капица петр кончаловский пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский россия рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шостакович эрнест хемингуэй юлий харитон юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония ярослав смеляков

 -Рубрики

 -Цитатник

Русский художник Валерий Якоби - (0)

Галерея работ русского живописца, академика и профессора, члена академического Совета Императорск...

Донатас Банионис - (0)

✨Забытые имена советского кинематографа. Донатас Банионис Отмечаем столетний юбилей Д...

БЕНВЕНУТО ТИЗИ ДА ГАРОФАЛО - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ / БЕНВЕНУТО ТИЗИ ДА ГАРОФАЛОBENVENUTO TISI DA...

150 лет импрессионизма - (0)

150 ЛЕТ ИМПРЕССИОНИЗМА В МУЗЕЕ ОРСЕ: «Мы надеемся понять, насколько радикальными были эти художники»...

Изречения великих древнегреческих мудрецов - (0)

Многие умные люди нашего и более отдаленного времени считают, что древнегреческие философы&n...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 58993


Церковь Рождества Богородицы д. Бережная Дубрава

Четверг, 01 Июля 2021 г. 17:43 + в цитатник

Возможно, это изображение (на открытом воздухе и памятник)

Это совершенно необычный и торжественный снимок. Эта красавица-церковь простояла десяток лет в лесах, никто ее давно не видел, и в день нашего приезда леса как раз и сняли! Так что мы первые люди, которые сфотографировали и увидели подновлённый храм со всех сторон в его первоначальном виде. Необыкновенная удача!
Бережная Дуброва. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Николая Чудотворца),1678г
Церковь Рождества Богородицы д. Бережная Дубрава
02.09.2015
Храм Рождества Пресвятой Богородицы получил свое нынешнее посвящение только около 1700 года, ранее главный престол в нем был освящен во имя святителя Николая, что послужило поводом для многих исследователей называть его Никольским [5,7]. Однако уже в конце XIX столетия в описании приходов Каргопольского уезда церковь имеет современное название: «В Бережно-Дубровском погосте две церкви: деревянная и каменная с деревянной колокольней и с деревянной оградой с четырьмя воротами. Расстояние между храмами – одиннадцать сажень. Деревянная – холодная с теплой трапезной. Форма церкви – четырехугольная с двумя усеченными углами для алтарей. Построена в 1678 году, по имени главного престола носит название Рождество-Пречистенская. Существующая храмовая икона “Рождество Пресвятой Богородицы” пожертвована в 1643 году прихожанином Хариным… В Рождество-Пречистенской церкви два престола: Рождества Пресвятой Богородицы [освящен в 1700 году] и Сретения Господня [освящен в 1886 году]… В храме имеется большая икона святителя Николая в киоте с пятью главами… Рядом с церковью стоит построенная одновременно с ней деревянная шестигранная колокольня – шатровая на четверике. Высота ее – 11 сажен. На ней сохранились два старинных колокола с надписями. На первом: “me fecit Niclas Wiese in Lubek - 1659” и по-русски: “лето 7167 ставил Матеус Роде на своем Середецком мельнице” [надпись на русском языке не совсем понятна, так как при переводе ясно видно, что колокол отливал мастер Николас Вьезе в Любеке]. На втором колоколе “Лета 7162 [1654] сентября в а день лит сей колокол на Дуброву к церкви Рождества Богородицы и Николая Чудотворца радением приходских людей”» [8].
Исходя из названия храмовых икон, хранившихся в церкви еще в конце XIX века, можно предположить, что первоначально деревянный храм святителя Николая имел придел, освященный во имя Рождества Пречистой Богородицы (именно этим объясняется своеобразный облик алтаря церкви – он как бы разделен надвое). Придел этот пользовался почитанием прихожан, что косвенно подтверждается надписью на колоколе 1654 года. Поводом для нового освящения главного престола могло быть решение о возведении каменного Никольского храма рядом с деревянной церковью. Освящен этот храм был в 1770 году, но он разделил судьбы многих церквей и монастырей в ХХ веке. В 1932 году его закрыли, а в конце 1950-х и вовсе разобрали [6]. Так или иначе, в начале XVIII века деревянная церковь стала называться Рождество-Пречистенской.
На протяжении XVIII-XIX веков в облике деревянной церкви и всего погоста произошли некоторые изменения. В 1730 году на месте древней возвели новую колокольню, но она просуществовала относительно недолго. С запада к храму пристроили трапезную с пятиглавым сооружением для двух приделов: преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и иконы Божией Матери Всех скорбящих Радости. Это несколько исказило гармоничный облик старинной церкви: «ее объем излишне растянул боковой фасад памятника по горизонтали, да и цельность его построения была нарушена» [7]. В 1871-1872 годы на месте обветшавшей колокольни 1730 года на средства прихожан возвели новую. Для нее чуть позже отлили новый колокол не очень большого веса – всего 59 пудов [6].
Позднейшие пристройки не смогли уничтожить того впечатления, который производит храм Рождества Пресвятой Богородицы – высокая величественная церковь большого и древнего погоста. По своей архитектуре она входит в группу кубоватых церквей Поонежья. Основу ее конструкции составляет высокий четырехугольный сруб, рубленный «в обло», к которому изначально примыкал только один объем – алтарный пятигранный прируб с востока [9]. Обычно кубоватые храмы второй половины XVII века имели два прируба с востока и запада (например, Климентовская церковь на Усть-Кожском погосте 1695 года и Пятницкая церковь села Шуерецкое Архангельской области 1666 года). В самом конце XVII - XVIII веке они приобретают крещатый план с четырьмя прирубами (таковы Владимирская церковь в Подпорожьи 1757 года и Спасо-Преображенская церковь Турчасовского погоста 1786 год). Как и все церкви этой группы, Рождество-Пречистенская церковь в Бережной Дуброве имеет пленительно мягкую пластику форм. Особенно ее подчеркивает большой повал с очень дальним выносом, который отделяет нижнюю клеть от куба. Все исследователи отмечали его «необыкновенную мощность» [6, 9, 11]. Сам куб выполнен очень искусно. Его сложная форма с плавным изгибом сторон как нельзя лучше подчеркивается рядами покрывающего его гонта.
В большинстве случаев, подобные храмы были пятиглавыми (редко одноглавыми, как упомянутая Пятницкая церковь села Шуерецкое). Для создания особенного декоративного эффекта к пятиглавию иногда добавляли еще четыре главки, но такие девятиглавые церкви имели крещатый план и боковые прирубы с завершением в виде бочки. На этих четырех бочках и размещались дополнительные главки с небольшими шатрами в основании. Именно так «поставлены» Владимирская церковь в Подпорожьи 1757 года и Спасо-Преображенская церковь в селе Чукуево Онежского уезда - 1687 год [10,11]. Неизвестный зодчий, «срубивший» храм в Бережной Дуброве, решил свою задачу немного иначе. Он увенчал высокий куб «перебитой бочкой», концы которой ориентированы по сторонам света. Это дало ему возможность разместить пять главок на концах и в центре бочки, а еще четыре – по краям куба. Таким образом, вся композиция из девяти главок приобрела необыкновенную цельность. Дополнительным украшением ей служат небольшие фронтончики в основании шеек. В конце XIX столетия основной объем храма закрыли тесовой обшивкой. Об этом сообщает надпись на карнизе повала: «Сей... храм обшит тесом и выкрашен, а внутри украшен иконостасом в лето 1882 г. от благодарных к памяти своим предкам и славе имени бережно-дубровенских прихожан усердием своим и средствами в память 200-летнего юбилея храма ... » [12].
От внутреннего убранства храма сохранилось очень мало. Иконостас сейчас представляет собой пустые тябла. Единственным украшением служит уникальное шестнадцатигранное «небо», которое перекрывает 10-метровый пролет внутреннего пространства («небеса» могли иметь от восьми до восемнадцати граней). Выполнена эта роспись была вскоре после 1871 года, так как о ней говорится, как о еще не оконченной в церковной описи этого года: «церковь заново перекрыта в 1864—1865 годы., в том же году внутри нее устроены новые тесовые кругообразные «небеса», еще ничем не покрашенные, а в середине «небес» живописное в круге изображение Господа Саваофа». На гранях представлена композиция «Небесное воинство». В верхнем регистре помещены фигуры шестикрылых серафимов, а во втором ряду - семи Архангелов, избранных святых, Распятие без предстоящих (в восточной грани, по оси с царскими вратами) и фигуры Богоматери, Марии Магдалины, Иоанна Богослова и Логина Сотника по сторонам от Распятия. В последние годы удалось установить имя мастера, выполнившего эти несколько грубоватые, но очень выразительные росписи. Работы поручили каргопольскому иконописцу Федору Захарову Иоку. Он же в 1881 году расписывал небеса храма в Усть-Поче. Именно там обнаружили надпись с его именем: «Писаны сии небеса въ 1881 живописцомъ Федоромъ Захаровым Iокомъ, уроженцомъ Олонецкой гу.[бернии] Каргопольского уезда Мишковской волости дер.[евни] Большого Конева. Отроду 17 летъ масте.[р]» [14]. Таким образом, вряд ли молодой иконописец мог выполнять заказ в Бережной Дуброве раньше этого времени – он был еще слишком молод.
К большому сожалению, после закрытия погоста в 1932 году, здесь так и не восстановилось богослужение. За последующие годы уничтожили сначала колокольню, а затем каменный Никольский храм. Сейчас деревянная церковь стоит почти все время запертой, но, при некоторой настойчивости (по свидетельству путешественников) внутрь все же можно попасть. Редкие по своей живописи «небеса» в храме Рождества Пресвятой Богородицы находятся под угрозой утраты – центральная композиция «Господь Саваоф» уже утрачена. Сохранность самого храма (особенно боковых прируов) тоже оставляет желать много лучшего: в некоторых местах обрушились перекрытия и прогнили венцы. Начатая реставрация ведется непозволительно медленно. Остается только надеется, что она будет все же доведена до конца ранее того момента, когда ситуация станет уже непоправимой, и храм погоста Бережная Дуброва и пополнит список горьких утрат последних лет.
 церкви Рождества Богородицы.
 Рождества Пресвятой Богородицы. Фото 2007 г..jpg


 



 

Рубрики:  Святые ...

Понравилось: 7 пользователям