-Цитатник

Леонид Коган - (0)

✨ «Советский Паганини» Леонид Коган   Леонид Коган   Леонид...

Бакст Леон - (0)

ХУДОЖНИК ЛЕОН БАКСТ: ФИЛОСОФИЯ ЭЛЕГАНТНОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ Когда рождается талант? С первым в...

МАРКО д’ОДЖОНО - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ МАРКО д’ОДЖОНО / MARCO d‘OGGIONO (1470-1549), УЧЕНИК ЛЕОНА...

Казимир Малевич - (0)

11 ЗНАМЕНИТЫХ КАРТИН КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА И ПОЧЕМУ ОНИ ВАЖНЫ Один из самых известных художников...

Альфонс Муха - (0)

КУЛЬТОВЫЕ «ЖЕНЩИНЫ АЛЬФОНСА МУХИ» Альфонс Муха: Автопортрет. 1907 г. Альфонс Муха (родился ...

 -Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский афанасий фет бах белла ахмадулина бетховен блок борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий аксенов василий кандинский василий шукшин виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков вячеслав иванов геннадий шпаликов георгий адамович георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский евгений баратынский екатерина максимова елена образцова зиновий гердт иван бунин иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский константин бальмонт константин батюшков константин коровин лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых маяковский микеланджело михаил кузмин михаил лермонтов михаил пришвин моцарт набоков николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов опера осень осип мандельштам оскар уайльд пушкин рафаэль рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский ростропович рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шопен шостакович эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 12208
Комментариев: 34247
Написано: 59141


Валентин Серов. Портрет Клеопатры Обнинской

Суббота, 05 Сентября 2020 г. 17:05 + в цитатник

 

Портрет Клеопатры Александровны Обнинской с зайчиком, урожденная Салова. 1904 год.

Женщины Врубеля, Кустодиева, Серова, Сомова, Сорина... За этими понятиями стоит устойчивое представление об определенном облике, характере, психологии представительниц прекрасного пола. Клеопатра Обнинская и Елена Балина принадлежали к «серовскому» типу женщин, красота которых соответствовала их глубокому внутреннему миру, достоинству и благородству.

«Современный "женский портрет" - у нас еще большая редкость, - "женский портрет", не имеющий, разумеется, ничего общего с бонбоньерочными "головками", ... отмеченный изысканным пониманием современной женщины и культурностью живописных приемов», - писал Сергей Маковский в 1910 году. Малочисленность женских образов поразила критика еще в экспозиции Историко-художественной выставки русских портретов, устроенной С.П. Дягилевым в 1905 году в Таврическом дворце в Петербурге. Он полагал, что не в пример живописцам прошлых столетий художники начала ХХ века уделяли этому жанру недостаточно внимания. Упрек Маковского относился ко всем, кроме В.А. Серова. Его вклад в женскую иконографию своего времени не оспаривался.



Именно на Таврической выставке 1905 года, которая много значила для Серова, зрители могли впервые увидеть его «Портрет К.А. Обнинской с зайчиком» (1904). Этот натурный рисунок углем, деликатно подцвеченный пастелью и сангиной, не уступал в экспозиции лучшим живописным работам художника. От него и сейчас трудно оторвать взгляд. Портрет обладает особой притягательностью, которую невозможно передать словами так же, как невозможно описать обаяние человека. Он в полной мере демонстрирует совершенную технику, удивительную трепетность и лаконичность серовской манеры. В изображении молодой женщины с прекрасными, чуть печальными глазами, нежно прижимающей доверчиво прильнувшего к ней зайчика, нет никакой позы, искусственности. Но кажущаяся простота, легкость исполнения не скрывает строгой обдуманности и крайней тщательности, с которой построен портрет. Это результат длительного наблюдения, скрупулезного анализа формы и движения. Глядя на него, даже маститые художники и искусствоведы разводят руками - непонятно, как это сделано.

Виктор Петрович и Клеопатра Александровна Обнинские. Санкт-Петербург. 1900
Виктор Петрович и Клеопатра Александровна Обнинские. Санкт-Петербург. 1900.

В свое время серовский рисунок высоко оценил Игорь Грабарь, считавший его самым трогательным из русских портретов. Он поставил «Обнинскую» в ряд с портретами дочерей врача С.С. Боткина, девочек Касьяновых, А.П. Трояновской, исполненных с такой же любовью. Это происходило в том случае, если модель была художнику «особенно симпатична» и он испытывал «к ней нежные чувства».

Знакомство Серова с Клеопатрой Александровной Обнинской (1880-1928) и ее супругом Виктором Петровичем (1867-1916), известным в России общественным деятелем, состоялось в начале 1900-х годов. В 1904 году художник был приглашен в их имение. Вот как об этом вспоминает Грабарь: «Весной он поехал в Италию... В начале осени съездил в имение Обнинских "Белкино" Малоярославецкого уезда и сделал очаровательно нарисованный портрет К.А. Обнинской с прирученным зайчиком. Из нескольких написанных им в Белкине этюдов удался только зал старого дома, вещь, принадлежащая И.А. Морозову, все же остальное как-то не спорилось и, помню, Серов был одно время этим не мало удручен. Однако вскоре работа вновь наладилась». С легкой руки Грабаря рисунок так и стали называть: «Портрет К.А. Обнинской с зайчиком».

В 1906 году Виктор Обнинский, уездный предводитель дворянства, председатель Калужской земской управы, был избран депутатом I Государственной думы от кадетской партии. Его считали человеком редких достоинств, прогрессивным политиком - «убежденным федералистом и сторонником самого широкого национального самоопределения». Ему принадлежали популярные в свое время книги о первой русской революции и о последнем русском самодержце. Тогда же, в 1906 году, возможно, под влиянием бурных политических и экономических дискуссий, в которых Обнинский принимал самое непосредственное участие, у Серова возникла идея создания его портрета.

Художник также выбрал графическую технику - пастель, но парными эти семейные изображения назвать трудно. Если Клеопатра Александровна - воплощение женственности, нежности и доброты, то Виктор Петрович с горящим взором и непреклонным выражением лица - образ человека публичного, хорошего оратора, поражавшего современников своей энергией. В 1908 году, как один из составителей Выборгского воззвания против роспуска Думы, Обнинский был приговорен судом к трехмесячному тюремному заключению. Серов, редко открыто выражавший свои политические взгляды, по этому поводу писал в письме к своему другу, врачу и коллекционеру И.И. Трояновскому, женатому на родной сестре Обнинского: «Кланяюсь очень Виктору Петровичу [Обнинскому. - И.М.]. Думаю, ему теперь легко - вот тем, кто гуляет на полной свободе, потруднее - совестно».

И хотя после заключения прежняя государственная деятельность была для него закрыта, он не оставлял активной работы, во время Первой мировой войны многое сделал для организации помощи русским военнопленным в Германии и Австрии. Его разносторонние интересы простирались и на сферу культуры. Он стал одним из учредителей общества «Свободная эстетика», имевшего своей целью объединить творческую интеллигенцию России. Серов - также участник «Свободной эстетики» - часто встречался с Обнинским на заседаниях общества в 1908-1911 годах.

Виктор Петрович, публицист во втором поколении, происходил из рода, имевшего польские корни. По семейной традиции, ударение в их фамилии делалось на втором слоге - Обнинские. В отличие от города Обнинска, первого наукограда России, название которого сохранило имя прежних владельцев белкинского имения, - редкий факт в советской топонимике.

Если история рода Обнинских, наиболее ярким представителем которого считается Виктор Петрович, достаточно хорошо исследована и опубликована, то о семье его жены этого не скажешь. Клеопатра Александровна происходила из состоятельного дворянского рода Саловых. Ее отец, в молодости служивший в армии, во время Крымской кампании отбил у солдат четырнадцатилетнюю татарскую княжну. Юная воспитанница через несколько лет стала женой Александра Салова, родила ему троих детей. Но ни имени ее, ни дальнейшей биографии семейные предания не сохранили. В 1897 году Клеопатра, унаследовавшая материнскую красоту, вышла замуж за друга своего брата Виктора Обнинского. Они поселились в большом имении Льзи Новгородской губернии, составлявшем часть ее приданого.

В 1901 году Обнинский с женой переезжает в усадьбу своего отца Белкино - родовое гнездо, которым семья владела с 1840 года. Вскоре на земле, полученной при разделе имения между наследниками, Виктор возводит на средства жены небольшую, но очень интересную в архитектурном и инженерном плане усадьбу Турлики, хозяйкой которой становится Клеопатра. Уже в мае 1902 года в Турликах с ответным визитом гостил В.Д. Поленов. Там же Серов писал Обнинскую. Любопытно, что Грабарь, упоминавший в свое время про Белкино, составляя позже список серовского наследия, уточнил, что портрет исполнен в Турликах. И хотя усадьбы находятся буквально в двух километрах друг от друга, этот факт все-таки имеет значение.

Ко времени приезда Серова Клеопатра ожидала второго ребенка. Она позировала художнику, находясь на последних сроках беременности, одетая в легкую, свободную блузу. Отсюда особая теплота в отношении к модели, мягкость и деликатность серовской манеры. Можно предположить, что по этой причине Серов и выбрал композицию с ручным зайчиком, отчасти скрывавшим фигуру. К тому же он - увлеченный анималист, - как и прежде, воспользовался возможностью включить в картину домашнего питомца, проводя свои излюбленные параллели. Словно будущего ребенка, бережно прижимает к себе зайчика прекрасная молодая женщина.

Летом. Портрет О.Ф. Серовой. 1895

По аналогии вспоминается другая работа Серова - портрет жены в ожидании третьего ребенка, написанный летом 1895-го в Домотканове. То же впечатление какой-то особенной женской красоты. Действительно, на портрете Обнинская удивительно хороша собой, хотя Серова трудно упрекнуть в идеализации моделей. Ни одна из документальных фотографий, любезно предоставленных для публикации сотрудниками Музея истории города Обнинска, не передает ее истинного облика так, как серовский портрет.

 

Серов В.А. (1865-1911) Портрет кн. Зинаиды Николаевны Юсуповой

 

Богатейшая наследница древнего аристократического рода, княгиня, которую при дворе называли не иначе как «Сияние», Зинаида Николаевна Юсупова прославилась не только своей красотой и богатством, но и активной благотворительной деятельностью: на ее средства были построены школы, церкви и госпитали.

Серов В.А. Портрет С.В.Олсуфьевой (1884-1943ум.в закл.). 1910

Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 8 пользователям

Валентина-л   обратиться по имени Воскресенье, 06 Сентября 2020 г. 04:51 (ссылка)
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 06 Сентября 2020 г. 19:45ссылка
Успехов в твоей многотрудной деятельности, Валечка!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку