-Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август агата кристи александр блок александр вампилов александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр чаянов александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов алексей толстой анатолий папанов андрей вознесенский андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений тарковский афанасий фет ахматова белла ахмадулина бетховен борис зайцев борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов ваня якимов варлам шаламов василий шукшин вероника тушнова виктор гюго виктория токарева владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков георгий бурков георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский екатерина максимова елена образцова иван бунин иван ефремов иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский ирина одоевцева константин бальмонт константин коровин лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид пастернак леонид филатов лермонтов марина цветаева мария каллас мария петровых мария юдина маяковский микеланджело михаил лермонтов михаил пришвин моцарт николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай лесков николай некрасов николай рубцов опера осень осип мандельштам петр кончаловский писатели пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский россия рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм уильям фолкнер фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шостакович эрнест хемингуэй юлий харитон юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония ярослав смеляков

 -Рубрики

 -Цитатник

Донатас Банионис - (0)

✨Забытые имена советского кинематографа. Донатас Банионис Отмечаем столетний юбилей Д...

БЕНВЕНУТО ТИЗИ ДА ГАРОФАЛО - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ / БЕНВЕНУТО ТИЗИ ДА ГАРОФАЛОBENVENUTO TISI DA...

150 лет импрессионизма - (0)

150 ЛЕТ ИМПРЕССИОНИЗМА В МУЗЕЕ ОРСЕ: «Мы надеемся понять, насколько радикальными были эти художники»...

Изречения великих древнегреческих мудрецов - (0)

Многие умные люди нашего и более отдаленного времени считают, что древнегреческие философы&n...

Пьетро да Кортона - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК БАРОККО ПЬЕТРО ДА КОРТОНА / PIETRO DA CORTONA (1596-1669). РИМСКАЯ ШКОЛА, ЧА...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 58972


Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927)"По стране красавица идет!...

Воскресенье, 03 Марта 2019 г. 14:01 + в цитатник
Цитата сообщения Alexandra-Victoria И шумит во след за величавой: "По стране красавица идет!..."

 

Борис Михайлович Кустодиев/Boris Mikhailovich Kustodiev

(Russian, 1878-1927)


"Купчихи" из музеев.


Ранее картины художника были - здесь

Автопортрет. Б. Кустодиев, 1912 г. Картон, темпера. Галерея Уффици, Флоренция.
(Автопортрет был подарен художником для Галереи автопортретов после выставки в Дрездене в 1913. В настоящее время хранится в запасниках галереи Уффици.)

 

Бори́с Миха́йлович Кусто́диев (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань — 26 мая 1927, Ленинград) — русский художник.
Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани 7 марта 1878 года. Его отец, преподаватель Астраханской духовной семинарии, скончался, когда будущему художнику был один год. Все заботы о семье легли на плечи матери, Е.П. Кустодиевой, любовь и благодарность к которой художник пронес через всю жизнь. Семья Кустодиевых арендовала небольшой флигель в доме богатого, любившего жить на широкую ногу купца. Именно тогда мальчик получил первые яркие представления о быте и типах провинциального купечества.
«Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни, — писал впоследствии Б.М. Кустодиев, — был как на ладони... Это были живые типы Островского...»

 

PASKALNYI-OBRYD-KRISTOSOVANIE.-1916-ASTRAKANSKAY-GOSUDARSTVENNAY-KARTINNAY-GALEREY-IM.-P.M.DOGADINA.jpg
Пасхальный обряд (Христосование). 1916 Астраханская государственная картинная галерея им. П.М.Догади

Наряду с темами ярмарок, базаров и гуляний Кустодиева занимала тема изображения русской женщины. Стремясь найти устоявшиеся формы быта в крестьянской и купеческой среде, Кустодиев встретил там носительниц древних традиций и его глазам открылась особая женская красота в образе «Купчихи». О ней прекрасно сказал писатель Евг. Замятин: «...Настоящая красавица русская, не какая-нибудь там питерская вертунья-оса, а как Волга: вальяжная, медленная, широкая, полногрудая...»


Можно отнести к «Купчихе» Кустодиева стихи Павла Васильева:

*****
Прогуляться ль выйдешь, дорогая,
Все в тебе ценя и прославляя,
Смотрит долго умный наш народ.
И шумит во след за величавой:
«По стране красавица идет!...»

*****

KUPCIKA.-1915-GOSUDARSTVENNYI-RUSSKII-MUZEI-S.-PETERBURG.jpg
Купчиха. 1915 Государственный Русский музей, С. Петербург

Однажды, гуляя по берегу Волги, Кустодиев увидел женщину, красота, стать и величие которой просто потрясли его, и художник написал эту картину.
Тут был русский пейзаж, который любят народные мастера, сказочники, песенники Руси. Яркий, как на лубке, веселый, как народная игрушка. Где еще в Европе столько золота клали на купола, золотые звезды бросали по синему? Где еще есть такие маленькие веселые церквушки, отраженные в низине вод, как на просторах России?

Полотно для картины художник взял большое, женщину поставил в рост, во всей ее русской красе. Над буйством красок властвовал лиловый с багрянцем цвет. Он был наряден, праздничен и вместе с тем взволнован.

А женщина красива м величава, как широкая Волга за ее спиной. Это - русская Елена прекрасная, знающая силу своей красоты, за которую ее и выбрал в жены какой-нибудь купец первой гильдии. Это спящая наяву красавица, стоящая высоко над рекой, как стройная белоствольная береза, олицетворение покоя и довольства.

На ней длинное, переливающееся шелком платье тревожного фиолетового цвета, волосы зачесаны на прямой пробор, темная уложенная коса, в ушах блестят серьги-груши, на щеках теплый румянец, на руке украшенная узорами шаль.

Она столь же естественно вписывается в волжский пейзаж с его красочностью и простором, как и окружающий ее мир:там и церковь, и птички летят, и река течет, пароходы плывут, и молодая купеческая пара идет - тоже залюбовались красавицей-купчихой.

Все движется, бежит, а она стоит, как символ постоянного, лучшего, что было, есть и будет.


Купчиха за чаем. 1918 Государственный Русский музей, С. Петербург (кликабельно)

...Провинциальный городок. Чаепитие. Молодая красавица купчиха сидит в теплый вечер на балконе. Она безмятежна, как вечернее небо над нею. Это какая-то наивная богиня плодородия и изобилия. Недаром стол перед нею ломится от яств: рядом с самоваром, золоченой посудой в тарелках фрукты, сдоба.

Нежный румянец оттеняет белизну холеного лица, черные брови слегка приподняты, голубые глаза что-то внимательно рассматривают вдали. По русскому обычаю она пьет чай из блюдца, поддерживая его пухлыми пальцами. Уютный кот ласково трется о плечо хозяйки, широкое декольте платья открывает необъятность круглой груди и плеч. Вдали видна терраса другого дома, где купец с купчихой сидят за тем же занятием.

Тут бытовая картинка явно перерастает в фантастическую аллегорию беспечальной жизни и земных щедрот, ниспосланных человеку. Да и самой пышной красавицей художник лукаво любуется, будто одним из сладчайших земных плодов. Только чуть-чуть художник "приземлил" ее образ - чуть больше располнело ее тело, пухловаты пальцы...


Картина в Русском музее

Летом 1918 года в Астрахани Кустодиев приступил к исполнению на полотне своего давнего замысла. Художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея), и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов.

Примечательно, что в реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а в живописи — другой. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Сам Кустодиев не был поклонником такого типажа, да и жена его, Юлия, не обладала пышными формами, будучи хрупкой, неброской внешности. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».


Портрет Ю.Е.Кустодиевой. 1915, картон, темпера. 86 x 68 см, Национальный художественный музей Латвии, Рига.

Начав набрасывать фон для новой картины, одновременно Кустодиев поделился своими раздумьями о женщине пышной и цветущей натуры с женой, попросив её помочь с поиском модели.

Нужная натурщица нашлась довольно скоро, причём жила она в том же подъезде, что и Кустодиевы, на шестом этаже (как вспоминала дочь художника Ирина, двумя этажами выше). Её привела в мастерскую жена художника. Баронесса Галина Адеркас, наследница дворянского рода из Астрахани, родины Кустодиева. Баронесса обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева.

ZENSINA-PYSAY-CAI.-1918-MODELY-POSLUZILA-GALINA-ADERKAS-SOSEDKA-KUDOZNIKA-PO-DOMU.-GOSUDARSTVENNYI-RUSSKII.jpg
Женщина, пьющая чай. 1918, Государственный Русский музей, С.-Петербург

Галина Адеркас, в ту пору студентка-первокурсница медицинского факультета, была наслышана о своём соседе, охотно согласилась позировать для картины и даже гордилась этим. Хотя Кустодиев уже работал, сидя в инвалидной коляске, картину он написал довольно быстро, за несколько дней.
Кроме итоговой картины маслом сохранился предварительный набросок Адеркас, по которому видно, что она была не так плотно сложена, как женщина на финальном полотне.

imgonline-com-ua-2to1-P9IVJzdRhX694H.jpg

Картина написана в 1918 году, после революции, уничтожившей купеческий мир старой России. Полотно было хорошо встречено и положительно оценено критиками и художниками, включая Константина Сомова, Георгия Лукомского, Михаила Нестерова. Работа побывала на нескольких экспозициях, в том числе за границей, а также на первой персональной выставке Кустодиева. В настоящее время картина находится в коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

KUPCIKA-S-ZERKALOM.-1920-GOSUDARSTVENNYI-RUSSKII-MUZEI-S.-PETERBURG.jpg
Купчиха с зеркалом. 1920, Холст, масло. 141 x 108 см, Государственный Русский музей, С.-Петербург

А вот купчиха любуется собой в новой, расписанной цветами, шали. Так и вспоминается пушкинское: "Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?.." А в дверях стоит, любуется своей женой муж, купец, который, вероятно, и привез ей эту шаль с ярмарки. И счастлив он, что сумел доставить своей любимой женушке эту радость...

RUSSKAY-VENERA.-1925-1926-NIZEGORODSKII-GOSUDARSTVENNYI-KUDOZESTVENNYI-MUZEI.jpg
Русская Венера. 1925-1926, Нижегородский государственный художественный музей

Кажется невероятным, что эта огромная картина создана тяжело больным художником за год до смерти и в самых невыгодных условиях (в отсутствии холста натянули на подрамник обратной стороной старую картину). Только любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему, русскому, продиктовала ему картину "Русская Венера".

Светится молодое, здоровое, сильное тело женщины, блестят зубы в застенчивой и вместе с тем простодушно-горделивой улыбке, играет свет в шелковистых распущенных волосах. Словно само солнце вошло вместе с героиней картины в темноватую обычно баню - и все здесь озарилось! Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал); мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Дверь в предбанник распахнута, и оттуда сквозь окно виден залитый солнцем зимний город в инее, лошадь в упряжи.


Русская Венера. 1925-1926, Вариант-повторение одноименной картины (1925-1926, НГХМ), Государственная Третьяковская галерея, Москва

Естественный, глубоко национальный идеал здоровья и красоты воплощался в "Русской Венере". Этот прекрасный образ стал мощным заключительным аккордом богатейшей "русской симфонии", созданной художником в своей живописи.

NATIONALNYI-MUZEI-IZOBRAZITELNYK-ISKUSSTV-IM.-GAPARA-AITIEVA-BISKEK-KYRGYZTAN.jpg
Девушка на Волге. 1919, Картон, масло. 48 x 58 см, Национальный музей изобразительных искусств им. Гапара Айтиева, Бишкек, Кыргызтан

Повторяется все тот же кустодиевский тип женщины: милая, нежная девица-краса, про которых на Руси говорили "писаная", "сахарная". Лицо полно той же милой прелести, которой наделены героини русского эпоса, народных песен и сказок: легкий румянец, что называется, кровь с молоком, высокие дуги бровей, точеный носик, рот вишенкой, тугая, перекинутая на грудь коса...Она - живая, реальная и безумно привлекательная, манящая.

Она полуприлегла на пригорке среди ромашек и одуванчиков, а за нею, под горой, разворачивается такой широкий волжский простор, такое обилие церквей, что дух захватывает.

Кустодиев сливает здесь эту земную, красивую девушку и эту природу, этот волжский простор в единое неразрывное целое. Девушка - высочайший, поэтический символ этой земли, всей России.

KRASAVITA.-1915-MODELY-POSLUZILA-AKTRISA-MKT-F.-V.-SEVCENKO.-GOSUDARSTVENNAY-TRETYKOVSKAY-GALEREY-MOSKVA.jpg
Красавица. 1915, Моделью послужила актриса МХТ Ф. В. Шевченко. Государственная Третьяковская галерея, Москва

...Обои в цветах, изукрашенный сундук, на котором устроено пышное ложе, покрытое одеялом, как-то телесно сквозят подушки из наволочек. И из всего этого чрезмерного изобилия, как Афродита из пены морской, рождается героиня картины.

Перед нами пышная, разомлевшая ото сна на перине красавица. Откинув толстое розовое одеяло, опустила ноги на мягкую подставочку. С вдохновением воспевает Кустодиев целомудренную, именно русскую женскую красоту, популярную в народе: телесную роскошь, чистоту светло-голубых ласковых глаз, открытую улыбку.

Созвучны с образом красавицы пышные розаны на сундуке, голубые обои за ее спиной. Стилизуя под лубок, художник сделал "чуть больше" - и полноты тела, и яркости красок. Но это телесное изобилие не перешло ту грань, за которой оно было бы уже неприятным.

Это и впрямь красавица, ласкающая глаз, простая, естественная, полная сил, как сама природа - как символ здоровья и плодородия. Она ждет любви - просто, как земля дождя.

KUPANIE.-1912-GOSUDARSTVENNYI-RUSSKII-MUZEI-S.-PETERBURG.jpg
Купание. 1912 Государственный Русский музей, С. Петербург.

Жаркий солнечный день, вода искрится от солнца, смешивает отражения напряженно синеющего, может быть, обещающего грозу неба и деревьев с крутого берега, как будто оплавленных поверху солнцем. На берегу что-то грузят в лодку. Грубо сколоченная купальня тоже раскалена солнцем; тень внутри легка, почти не скрывает женских тел.

Картина полна жадно, чувственно воспринимаемой жизни, ее будничной плоти. Свободная игра света и теней, отблесков солнца в воде заставляет вспомнить об интересе зрелого Кустодиева к импрессионизму.

KUPCIKA.-1919-VARIANT-KARTINY-1915-G.-VOLOGODSKAY-OBLASTNAY-KARTINNAY-GALEREY.jpg
Купчиха. 1919, Вариант картины 1915 г., Бумага на картоне, акварель. 44 x 27 см, Вологодская областная картинная галерея
KUPCIKA.-1920-TOMSKII-OBLASTNOI-KUDOZESTVENNYI-MUZEI.jpg
Купчиха. 1920, Томский областной художественный музей
KUPCIKI-NA-VOLGE.-1917-CELYBINSKII-GOSUDARSTVENNYI-MUZEI-IZOBRAZITELNYK-ISKUSSTV.jpg
Купчихи на Волге. 1917 Челябинский государственный музей изобразительных искусств
KUPCIKI.-1912-KIEVSKII-NATIONALNYI-MUZEI-RUSSKOGO-ISKUSSTVA-UKRAINA.jpg
Купчихи в Кинешме 1912, Киевский музей русского искусства
MOLODAY-KUPCIKA-V-KLETCATOM-PLATOCKE.-1919-GOSUDARSTVENNYI-RUSSKII-MUZEI-S.-PETERBURG.jpg
Молодая купчиха в клетчатом платочке. 1919 Государственный Русский музей, С. Петербург
RUSSKAY-DEVUSKA-U-OKNA.-1923-KOSTROMSKOI-GOSUDARSTVENNYI-ISTORIKO-ARKITEKTURNYI-I-KUDOZESTVENNYI-MUZEI-ZAPOVEDNIK.jpg
Русская девушка у окна. 1923, Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
KUPCIKA-PYSAY-CAI.-1923-NIZEGORODSKII-GOSUDARSTVENNYI-KUDOZESTVENNYI-MUZEI.jpg
Купчиха, пьющая чай - 1923, Нижегородский государственный художественный музей
KRASAVITA.-1918-VARIANT-POVTORENIE-KARTINY-1915-G.-TULSKII-OBLASTNOI-KUDOZESTVENNYI-MUZEI.jpg
Красавица, Вариант-повторение картины 1915 г. Тульский музей изобразительных искусств
KRASAVITA.-1921-UMENSENNYI-VARIANT-POVTORENIE-ODNOIMENNOI-KARTINY-1915-G.-GOSUDARSTVENNAY-TRETYKOVSKAY-GALEREY-MOSKV.jpg
Красавица, Уменьшенный вариант-повторение одноименной картины 1915 г.
Третьяковская галерея
KUPALSITA.-1921-GOSUDARSTVENNYI-RUSSKII-MUZEI-S.-PETERBURG.jpg
Купальщица. 1921 Государственный Русский музей, С. Петербург
KUPALSITA.-1922-TYMENSKII-OBLASTNOI-MUZEI-IZOBRAZITELNYK-ISKUSSTV.jpg
Купальщица. 1922 Тюменский областной музей изобразительных искусств
KUPALSITY.-1910-KUDOZESTVENNYI-MUZEI-MALME-SVETIY.jpg
Купальщицы. 1910 Художественный музей, Мальмё, Швеция
KUPANE.-1921.jpg
Купанье. 1921, Частное собрание
KUPCIKA-NA-PROGULKE-PROVINTIY.-1920-KUDOZESTVENNYI-MUZEI-IM.-MAKARBEKA-TUGANOVA-VLADIKAVKAZ.jpg
Купчиха на прогулке (Провинция). 1920 Художественный музей им. Махарбека Туганова, Владикавказ
KUPCIKA-NA-PROGULKE.-1920-RUS.-RUSSKIE-TIPY-MUZEI-KVARTIRA-I.I.BRODSKOGO-S.-PETERBURG.jpg
Купчиха на прогулке. 1920 Русь. Русские типы Музей квартира И.И.Бродского, С. Петербург
DVE-KUPCIKI.-1913-GOSUDARSTVENNAY-TRETYKOVSKAY-GALEREY-MOSKVA.jpg
Две купчихи. 1913 Государственная Третьяковская галерея, Москва
KATERINA.-1920-GOSUDARSTVENNAY-TRETYKOVSKAY-GALEREY-MOSKVA.jpg
Катерина. 1920, Эскиз костюма к неосуществленной постановке драмы А.Н.Островского "Гроза", Государственная Третьяковская галерея, Москва
KUPCIKA.-1915.jpg
Купчиха. 1915, Государственная Третьяковская галерея, Москва
KUPCIKA-S-POKUPKAMI.-1920-NATIONALNYI-KUDOZESTVENNYI-MUZEI-RESPUBLIKI-BELARUS-MINSK.jpg
Купчиха с покупками. 1920, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
GOSUDARSTVENNAY-TRETYKOVSKAY-GALEREY-MOSKVA.jpg
Варвара. 1920, Эскиз костюма к неосуществленной постановке драмы А.Н.Островского "Гроза", Государственная Третьяковская галерея, Москва

Царевна Анфиса. 1924, Эскиз костюма для постановки пьесы "Блоха" Е.И.Замятина (по рассказу "Левша" Н.С.Лескова), Государственный Русский музей, С.-Петербург
ZIVOEDOVA.-1914-ESKIZ-KOSTYMA-DLY-POSTANOVKI-PESY-SMERT-PAZUKINA-M.E.SALTYKOVA-SEDRINA-GOSUDARSTVENNYI-RUSSKII-MUZEI-S.-PETERBURG.jpg
Живоедова. 1914 Эскиз костюма для постановки пьесы Смерть Пазухина М.Е.Салтыкова Щедрина Государственном Русском музее.

Фурначева. 1914, Эскиз костюма для постановки пьесы "Смерть Пазухина" М.Е.Салтыкова-Щедрина, Государственная Третьяковская галерея, Москва
 

Восстановленный пост от 17 Октября 2014 г.

Серия сообщений "МУЗЕИ, ГАЛЕРЕИ, ТЕАТРЫ":
МУЗЕИ, ГАЛЕРЕИ, ТЕАТРЫ
Часть 1 - Художник-акварелист Гау Эдуард Петрович | Эрмитаж. Виды залов Зимнего дворца.
Часть 2 - Музей восковых фигур мадам Тюссо.
...
Часть 43 - (1) "Трижды Прославленный"...Savely Abramovich Sorin (Russia, 1878-1953)
Часть 44 - Художники Södermark: Сын Johan Per Södermark (Swedish, 1822-1889)
Часть 45 - Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927)... И шумит во след за величавой: "По стране красавица идет!..."

Серия сообщений "Кустодиев":
Часть 1 - Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927)
Часть 2 - Праздник полотен Боpиса Михайловича Кустодиева
...
Часть 6 - «Праздничный» живописец Борис Кустодиев
Часть 7 - Кустодиев Борис Михайлович (1878 - 1927)
Часть 8 - Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927)"По стране красавица идет!...
Часть 9 - Борис Кустодиев и Юлия Прошинская
Часть 10 - Борис Кустодиев: творчество как приглашение на праздник жизни

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку