-Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август агата кристи александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов альберт эйнштейн анатолий кони анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский архип куинджи афанасий фет ахматова бах белла ахмадулина бетховен блок борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий аксенов василий шукшин виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков георгий адамович георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский екатерина максимова елена благинина елена образцова иван бунин иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский константин бальмонт константин батюшков константин коровин лариса миллер лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых маяковский микеланджело михаил кузмин михаил лермонтов михаил пришвин моцарт николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов окимоно опера осень осип мандельштам пётр капица пастернак поль элюар пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский рэй брэдбери сергей аверинцев сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шостакович эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Цитатник

Житие Ивана Гончарова - (0)

=Иван Гончаров. Принц де Лень= После публикации в 1858 году «Фрегата «Паллады» Иван Александр...

Выдающаяся балерина Ирина Колпакова - (0)

В Америке нет ни одной крупной балетной труппы, где бы не работали наши талантливы...

Русский художник Валерий Якоби - (0)

Галерея работ русского живописца, академика и профессора, члена академического Совета Императорск...

Донатас Банионис - (0)

✨Забытые имена советского кинематографа. Донатас Банионис Отмечаем столетний юбилей Д...

БЕНВЕНУТО ТИЗИ ДА ГАРОФАЛО - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ / БЕНВЕНУТО ТИЗИ ДА ГАРОФАЛОBENVENUTO TISI DA...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 59023


Ко дню рождения многогранно талантливого Максимилиана Волошина

Понедельник, 28 Мая 2018 г. 19:56 + в цитатник

Фото Zhanna Vladimirskaya-Kovalev.«Одно из жизненных призваний Макса было сводить людей, творить встречи и судьбы. Бескорыстно, ибо случалось, что двое, им сведенные, скоро и надолго забывали его… Убедившись сейчас, за жизнь, как люди на друзей скупы (почти как на деньги: убудет! мне меньше останется!), насколько все и всех хотят для себя, ничего для другого, насколько страх потерять в людях сильнее радости дать, не могу не настаивать на этом рожденном Максином свойстве: щедрости на самое дорогое, прямо обратной ревности…Он так же давал, как другие берут. С жадностью».

Марина Цветаева.

Вот ещё из её воспоминаний «Живое о живом»:

- Марина! Ты сама себе вредишь избытком. В тебе материал десяти поэтов и сплошь — замечательных!.. А ты не хочешь (вкрадчиво) все свои стихи о России, например, напечатать от лица какого-нибудь его, ну хоть Петухова? Ты увидишь (разгораясь), как их через десять дней вся Москва и весь Петербург будут знать наизусть. Брюсов напишет статью. Яблоновский напишет статью. А я напишу предисловие. И ты никогда (подымает палец, глаза страшные), ни-ког-да не скажешь, что это ты, Марина (умоляюще), ты не понимаешь, как это будет чудесно! Тебя – Брюсов, например, – будет колоть стихами Петухова:
«Вот, если бы г-жа Цветаева, вместо того чтобы воспевать собственные зеленые глаза, обратилась к родимым зеленым полям, как г. Петухов, которому тоже семнадцать лет…». Петухов станет твоей bête noire, Марина, тебя им замучат, Марина, и ты никогда – понимаешь? никогда! – уже не сможешь написать ничего о России под своим именем, о России будет писать только Петухов, – Марина! ты под конец возненавидишь Петухова! А потом (совсем уж захлебнувшись) нет! зачем потом, сейчас же, одновременно с Петуховым мы создадим еще поэта, – поэтессу или поэта? – и поэтессу и поэта, это будут близнецы, поэтические близнецы, Крюковы, скажем, брат и сестра. Мы создадим то, чего еще не было, то есть гениальных близнецов. Они будут писать твои романтические стихи.
- Макс! – а мне что останется?
- Тебе? Всё, Марина. Всё, чем ты еще будешь!
Как умолял! Как обольщал! Как соблазнительно расписывал анонимат такой славы, славу такого анонимата! 
- Ты будешь, как тот король, Марина, во владениях которого никогда не заходило солнце. Кроме тебя, в русской поэзии никого не останется. Ты своими Петуховыми и близнецами выживешь всех, Марина, и Ахматову, и Гумилева, и Кузмина…
- И тебя. Макс!
- И меня, конечно. От нас ничего не останется. Ты будешь – всé, ты будешь — всё. И (глаза белые, шепот) тебя самой не останется. Ты будешь – те.
Но Максино мифотворчество роковым образом преткнулось о скалу моей немецкой протестантской честности, губительной гордыни всё, что пишу, – подписывать. А хороший был бы Петухов поэт! А тех поэтических близнецов по сей день оплакиваю.
«Было, было, было», – а как это бывшее несравненно больше есть, чем сущее! Как есть навсегда есть! Как бывшего – нет!

Не царевич я, похожий
На него — я был иной.
Ты ведь знаешь, я — прохожий,
Близкий всем, всему чужой.
Мы друг друга не забудем,
И, целуя дольний прах,
Понесу я сказку людям
О царевне Таиах.

Максимилиан Волошин. Ореолы облаков

 Подлинный талант часто бывает многогранен. Стесняемый рамками одного выразительного инструмента или творческого жанра, он выходит за них и охватывает другие виды эстетического самовыражения, реализуясь всюду с максимальной полнотой. Именно таким многогранным талантом был наделен Максимилиан Александрович. Всесторонне эрудированный, обладающий широким кругозором человек, замечательный поэт, высокопрофессиональный переводчик, художественный и литературный критик, Максимилиан Волошин известен и как художник с весьма незаурядным и самобытным дарованием.

 Максимилиан Волошин. Автопортрет у зеркала. 1905

Максимилиан Волошин - один из крупнейших поэтов России. При этом значительная часть его наследия увидела свет через много лет после его смерти. По словам Михаила Гаспарова, он «складывался как поэт под перекрестным влиянием зыбкого стиля французских символистов и строгого – парнасцев».

Травля Волошина началась с 1923 года, когда в журнале «На посту» появилась статья «Контрреволюция в стихах М. Волошина». В итоге с середины 1920-х по 1961 год в СССР не было напечатано ни одного его произведения. Только в конце XX века читателям стали известны поэтический сборник «Неопалимая Купина» (1919), цикл поэм «Путями Каина» (1921–1923), поэмы «Россия» (1924), «Сказание об иноке Епифании» (1929), «Святой Серафим» (обе 1929).

С 1910-х годов Максимилиан Волошин начал публикацию в ряде изданий статей, объединенных рубрикой «Лики творчества». Как критик он стремился найти не ряд разрозненных черт поэта или художника, а целостный лик, проявляющийся в его творчестве. В 1914 году статьи и очерки Волошина о французской литературе, опубликованные в этом цикле, вошли в книгу с тем же названием. Он планировал выпустить и второй том, куда намеревался включить работы о русских авторах, но осуществить этот замысел Волошину не удалось. Полностью «Лики творчества» были опубликованы только в 1988 году в серии «Литературные памятники».



 

«Ни один человек еще не судил солнце за то, что оно светит и другому, и даже Иисус Навин, остановивший солнце, остановил его и для врага. Человек и его враг для Макса составляли целое: мой враг для него был часть меня. Вражду он ощущал союзом. Так он видел и германскую войну, и гражданскую войну, и меня с моим неизбывным врагом—всеми. Так можно видеть только сверху, никогда сбоку, никогда из гущи. А так он видел не только чужую вражду, но и себя с тем, кто его мнил своим врагом, себя — его врагом. Вражда, как дружба, требует согласия (взаимности). Макс на вражду своего согласия не давал и этим человека разоружал. Он мог только противостоять человеку, только предстоянием своим он и мог противостоять человеку: злу, шедшему на него.
Думаю, что Макс просто не верил в зло, не доверял его якобы простоте и убедительности: «Не всё так просто, друг Горацио…» Зло для него было тьмой, бедой, напастью, гигантским недоразумением — du bien mal entendu — чьим-то извечным и нашим ежечасным недосмотром, часто — просто глупостью (в которую он верил) — прежде всего и после всего — слепостью, но никогда — злом. В этом смысле он был настоящим просветителем, гениальным окулистом. Зло — бельмо, под ним — добро.
Всякую занесенную для удара руку он, изумлением своим, превращал в опущенную, а бывало, и в протянутую. Так он в одно мгновение ока разоружил злопыхавшего на него старика Репина, отошедшего от него со словами:
"Такой образованный и приятный господин — удивительно, что он не любит моего Иоанна Грозного!" И будь то данный несостоявшийся наскок на него Репина, или мой стакан — через всю террасу — в дерзкую актрису, осмелившуюся обозвать Сару Бернар старой кривлякой, или, позже, распря русских с немцами, или, еще позже, белых с красными. Макс неизменно стоял вне: за каждого и ни против кого. Он умел дружить с человеком и с его врагом, причем никто никогда не почувствовал его предателем, себя — преданным, причем каждый (вместе, как порознь) неизменно чувствовал всю исключительную его, М. В., преданность ему, ибо это — было. Его дело в жизни было — сводить, а не разводить, и знаю, от очевидцев, что он не одного красного с белым человечески свел, хотя бы на том, что каждого, в свой час, от другого спас».

Марина Цветаева



В 1916 году Волошин вернулся в Россию, февральскую революцию застал в Москве, но вскоре перебрался в Коктебель, где стал свидетелем «всех волн гражданской войны и смен правительств». Волошин писал, что в годы гражданской войны в его доме в Коктебеле находили укрытие «и красный вождь, и белый офицер». Читал лекции о литературе и искусстве в Феодосии и Керчи. Участвовал в художественных выставках в Феодосии, Одессе, Харькове, Москве, Ленинграде. Свой дом в Коктебеле Максимилиан Волошин превратил в бесплатный приют для писателей и художников, туда приезжали Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Кузьма Петров-Водкин, Валерий Брюсов, Максим Горький, Алексей Толстой, Викентий Вересаев, Александр Грин, Илья Эренбург, Михаил Зощенко и многие другие. Андрей Белый называл этот дом «одним из культурнейших центров не только России, но и Европы».

Предание связывает с Волошиным тот факт, что Коктебель в СССР стал центром развития планерного спорта. Идя вдоль моря со своим знакомым летчиком Константином Арцеуловым, Волошин, чтобы продемонстрировать ему восходящие потоки воздуха, бросил с обрыва шляпу, и она не упала вниз, а взлетела. Первые всесоюзные планерные испытания прошли в Коктебеле по инициативе Арцеулова 7 ноября 1923 года.
 

subscribe.rugroup/pole-chudes/14775372/

Серия сообщений "Волошин":
Часть 1 - Максимилиан Волошин
Часть 2 - Поэт Максимилиан Александрович Волошин (1877 - 1932)
...
Часть 7 - Ко дню рождения Максимилиана Александровича Волошина
Часть 8 - 28 мая 1877 года родился Максимилиан Волошин
Часть 9 - Ко дню рождения многогранно талантливого Максимилиана Волошина
Часть 10 - Поздняя осень
Часть 11 - Андрей Белый. Снега синей, снега туманней
...
Часть 13 - 28 мая 1877 года родился Максимилиан Волошин
Часть 14 - Я мысленно вхожу в ваш кабинет
Часть 15 - Максемилиан Волошин

Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 8 пользователям

Валентина-л   обратиться по имени Вторник, 29 Мая 2018 г. 09:52 (ссылка)
С благодарностью.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку