165 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РУССКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ МАРИИ БАШКИРЦЕВОЙ (1858/1860-1884) . 1876...
Доменико Морелли (1826-1901) - (0)ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ ЭПОХИ РИСОРДЖИМЕНТО ДОМЕНИКО МОРЕЛЛИ / DOMENICO MORELLI (1826-1901), ...
Борис Жутовский. Портреты (сообщение 3) - (0)СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКМЙ (1932-2023), ЧАСТЬ V (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) ...
Борис Жутовский (1932-2023) - (0)СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКИЙ (1932-2023), ЧАСТЬ III Борис Жутовс...
Аркадий Пластов - (0)✨Аркадий Пластов Художник . Вот для этого и существует живопись ...
7 марта 1892 года родился Касьян Ярославович Голейзовский |
Всемирно известный балетмейстер, один из самых ярких мастеров Большого театра Касьян Ярославич Голейзовский был талантливым театральным художником и оставил значительное графическое наследие
Балетмейстер, танцовщик и театральный художник Касьян Голейзовский родился в Москве в семье артистов Большого театра.
С 1900 учился в Московском театральном училище (педагоги по классическому танцу — Н. П. Домашев, позже В. Д. Тихомиров и М. М. Мордкин).
В сезон 1906/1907 Голейзовский переведен в Петербургское театральное училище, которое окончил в 1909 (педагоги М. К. Обухов, С. К. Андрианов).
В 1907 взял одиннадцать уроков у А. Дункан. Она же поставила для Голейзовского «Танец с мечом» на музыку одного из прелюдов Ф. Шопена.
На выпускном спектакле «Времена года» на муз. П. И. Чайковского, подготовленном М. М. Фокиным, Голейзовский выступил партнером фокинской ученицы Е. М. Люком.
После окончания училища Касьян Ярославович был зачислен в балетную труппу Мариинского театра, однако вскоре исхлопотал себе перевод в московский Большой театр. Служил в Большом театре с 1909 по 1918. Участвовал в экспериментальных постановках А. А. Горского. Исполнял партии в спектаклях: «Спящая красавица» (балетмейстер М. Петипа); «Золотая рыбка»; «Дочь фараона» (па-де-де с Е. Гельцер); «Раймонда»; «Лебединое озеро»; «Волшебное озеро»; «Саламбо»; «Конёк-Горбунок»; «Тщетная предосторожность» .
По воспоминаниям Голейзовского, в юности он обучался в школе живописи художника М. В. Леблана, практиковался в студии у Г. Б. Якулова и в скульптурной мастерской В. М. Попова, занимался прикладными искусствами; изучал английский, французский, польский и персидский языки; посещал драматические и режиссерские курсы в московской филармонии; обучался игре на скрипке и рояле у профессора Д. С. Крейна; участвовал в студенческих диспутах на общественные темы, писал стихи, которые читал в концертах В. В. Максимов, и стихотворные балетные либретто (пока для других балетмейстеров) — например, «Азиадэ», «Сказка аравийской ночи», «хореографическая поэма» в одном акте с прологом, и «Цветы Гранады» для М. М. Мордкина. Стихи Голейзовского печатались в журналах «Заря», «Артистический мир», «Театр». Составил стихотворный сборник «Светогроздья».
В Большом театре чаще всего Голейзовскому приходилось танцевать совершенно одинаковые вариации в совершенно одинаковых балетах.
К 1909 относится первый самостоятельный балетмейстерский опус Голейзовского — «Танец с письмом». В 1910 он поставил «Танцы сумасшедших» в собственном исполнении. В годы Первой мировой войны выступал на благотворительных концертах и вечерах.
Балетмейстерскую деятельность Касьян Ярославович начал в 1915 в московских театрах миниатюр (Интимный театр (петроградский театр Б. С. Неволина, в то время работавший в Москве), Мамоновский театр миниатюр, театр-кабаре «Летучая мышь»), переосмысляя как традиции академического балета, так и прогрессивные искания Айседоры Дункан, М. М. Фокина, А. А. Горского. В 1916 поставил балеты «Козлоногие» И. А. Саца и «Выбор невесты» М. А. Кузмина. К 1917 Голейзовский был уже весьма популярен как балетмейстер эстрадного жанра.
Первые шаги на поприще педагогики сделал в студии М. М. Мордкина в 1916. В том же году организовал собственную студию, которая в 1916–1925 много раз меняла названия, наиболее известное из них — «Московский Камерный балет». Студия присоединялась к различным организациям — то к ТеМусек (Театрально-музыкальной секции Московского Совета рабочих и красноармейских депутатов), то к Детскому театру, то к цирку, но основной оставалась работа, направленная на создание своего театра танца. Это была профессиональная балетная студия, в которую
В поисках собственного почерка Касьян Голейзовский пробовал себя в разных стилевых направлениях. возрождал культуру античной пластики, создавал импрессионистические зарисовки музыкальных произведений К. Дебюсси, А. Н. Скрябина, И. Альбениса, Э. Гранадоса, Н. К. Метнера, обращался к приемам эксцентрики и буффонады комедии дель арте. Приобщая балетный театр к творчеству Скрябина и тем самым открывая для балета новый пласт музыки, Голейзовский искал и новые средства выражения, во многом непривычные для тех, кто был воспитан на принципах академического балета. Балетмейстер значительно пополнил словарь танцевальной лексики оригинальными движениями, поддержками, элементами акробатики, разработал новые композиционные приемы и принципы использования сценического пространства. Осуществляя постановки на разных площадках, он сотрудничал с В. Э. Мейерхольдом и А. Я. Таировым.
В 1925 поставил в Экспериментальном театре (филиал Большого театра, Москва) балет С. Н. Василенко «Иосиф Прекрасный», который вобрал в себя все лучшее, что было подготовлено предшествующим этапом его деятельности. Все слагаемые балета — хореография, музыка, изобразительное решение (художник Б. Эрдман), исполнительское мастерство — достигли здесь гармонии. Вместе с «Иосифом Прекрасным» шел балет «Теолинда» на музыку Ф. Шуберта, также поставленный Голейзовским.
В 1925, после прекращения деятельности Московского Камерного балета, оказавшись без собственной труппы, Голейзовский продолжал сотрудничество с мастерами Большого театра: поставил для них балет «Лола» С. Н. Василенко (1926, не осуществлен); «Кармен» на музыку Б. Бера (1926, не осуществлен); «Вечер постановок Касьяна Голейзовского» (1927), «Смерч» на музыку Б. Бера (1927). Работал он и с новыми балетными коллективами Москвы, в частности поставил балет «Шалуны» на музыку Ф. Шуберта для студии «Драмбалет» (1928) и др. Создавал хореографические миниатюры и концертные программы для артистов балета и эстрады. В 1928–1929 работал в московском и ленинградском мюзик-холлах.
Был постановщиком танцев в фильмах «Аэлита» (1924) и «Марионетки» (1934) Я. А. Протазанова, «Цирк» (1936) и «Весна» (1947) Г. В. Александрова.
Был одаренным художником, в ранние годы часто сам создавал эскизы костюмов и декораций к своим постановкам. В 1918 экспонировал свои работы на VII выставке Общества «Свободное творчество» в Москве, в которой принимали участие известные художники и скульпторы
В 1930-х отдал дань традициям большого спектакля классического балета («Спящая красавица» П. И. Чайковского, 1935, Харьков), принципам балета-пьесы («Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева по А. С. Пушкину, 1939, Минск). В эти же годы обратился к изучению и переосмыслению танцевального фольклора, в первую очередь русского и народов Востока («Танцы народностей», 1932; «Картина плясок народов СССР», 1935).
Сотрудничал с балетными школами, в частности ставил концертные номера для ЛХУ (1934, 1936) и балеты для МХУ — «Елка Деда Мороза» на музыку К. А. Потапова (1942, Васильсурск), «Сон-Дрёмович» на музыку Н. К. Чемберджи (1943). Был постановщиком масштабных физкультурных парадов (1938, 1939, 1940), концертных номеров в различных ансамблях песни и пляски. В 1940 стал главным балетмейстером Ансамбля песни и пляски НКВД.
Принимал участие в организации декад национального искусства советских республик в Москве (узбекского и белорусского, 1937; таджикского, 1940; литовского, 1941). Создал первый национальный балет на современную тему, построенный на таджикской танцевальной этнографии, — «Ду Гуль» («Две розы») на музыку А. С. Ленского (Таджикский театр, Душанбе, 1941). Одновременно начал сценическую обработку фольклора, отличающуюся от стилизаторских поисков прошлых лет, обратившись к подлинникам народной танцевальной культуры. Это нашло отражение, в частности, в постановках балета «Бахчисарайский фонтан», отдельных танцев и сцен в «Дон Кихоте» (ред. М. М. Габовича, Большой театр, 1942), хореографической картины «Половецкие пляски» из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» (Большой театр, 1934).
В последнем балете Голейзовского на сцене Большого театра — «Лейли и Меджнун» С. А. Баласаняна (1964) — классика органично соединялась со свободной пластикой и фольклорными мотивами.
Хореографические миниатюры Голейзовского экранизированы в телефильмах-концертах («Хореографическая симфония», 1971; «Мимолетности», 1985), фильме-балете «Скрябиниана» (1971). Творчеству Голейзовского посвящены документальный фильм «Размышления о балете» (1965), видеофильм «Хореографические образы Касьяна Голейзовского» (1990).
Касьян Ярославович Голейзовский - автор книги «Образы русской народной хореографии» (Москва, 1964).
artinvestment.ru›Статьи›Рассказы о художниках›20121207…Ко дню рождения Касьяна Голейзовского
Рубрики: | Балетмейстеры |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |