-Рубрики

 -Цитатник

Роберт Эннинг Белл (1863-1933). - (0)

ХУДОЖНИК РОБЕРТ ЭННИНГ БЕЛЛ / ROBERT ANNING BELL (1863-1933) - ПОСЛЕДНИЙ НАСЛЕДНИК ПРЕРАФАЭЛИТОВ ...

А что мне нужно? Может, просто быть... - (0)

"...я бы пришла на эту Землю снова." Вашему вниманию несколько стихотворений, светлых и лир...

Джеймс Сметэм (1821-1889) - (0)

ХУДОЖНИК ДЖЕЙМС СМЕТЭМ / JAMES SMETHAM - ЕЩЕ ОДИН ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ПРЕРАФАЭЛИТОВ Джеймс Сметэм (18...

Летние травы - (0)

В.Д. Поленов. Лопухи. 1870 Между кольями забора серого Солнце длинные лу...

Земля псковская - (0)

  Пожалуй, за пределами российских столиц трудно найти...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 52288


Памяти Рюноскэ Акутагава (1892-1927) ”

Понедельник, 24 Июля 2017 г. 19:44 + в цитатник

 

 Выдающийся японский писатель Рюноскэ Акутагава считается отцом японского рассказа. Он написал более 150 рассказов, по мотивам новелл “В чаще” и “Расёмон,” снят известный фильм режиссера Акира Куросава.

Рюноскэ Акутагава родился в Токио утром 1 марта 1892 года, или, по старинному времяисчислению, в час Дракона дня Дракона месяца Дракона, и потому его нарекли Рюноскэ, ибо «смысловой» иероглиф этого имени «рю» означает «дракон». Отцом был торговец молоком, имевший в собственности пастбища на окраине Токио. Мать принадлежала к семье Акутагава, в которой впоследствии воспитывался знаменитый писатель: отсюда и фамилия.

Рюноскэ родился, когда отцу было 42, а матери — 33. Следуя старинному обычаю, родители сделали вид, будто мальчика им подкинули. Все это было сделано из суеверных соображений, поскольку в Японии считается не очень-то хорошей приметой, когда родителям новорожденного за тридцать лет. Когда ему исполнилось девять месяцев, его мать сошла с ума, и младенца, по закону и по обычаю, передали на усыновление и воспитание в бездетную семью старшего брата матери, начальника строительного отдела Токийской префектуры Акутагавы Митиаки. Так маленький Рюноскэ утратил фамилию Ниихара и получил фамилию Акутагава. Эта старая интеллигентная семья имела в числе своих предков писателей и ученых, бережно хранила древние культурные традиции. Здесь увлекались средневековой поэзией и старинной живописью, строго соблюдался старинный уклад, построенный на повиновении главе дома. Болезнь родной матери, вскоре умершей, на протяжении всей жизни оставалась для Акутагавы травмой – он часто размышлял о душевных недугах, опасаясь той же участи.



В 1910 Акутагава окончил токийскую муниципальную среднюю школу в числе лучших и, решив изучать английскую литературу, поступил в Первый колледж на литературное отделение. В 1913 Акутагава оканчивает колледж и поступает на английское отделение Токийского университета. Он и его друзья по университету – будущие писатели Кумэ Масао, Кикути Хироси, Ямамото Юдзи – были в курсе основных течений западной литературы, вели полемику по поводу того, какие направления больше отвечают запросам сегодняшнего дня.

  Занятия в университете разочаровали начинающего литератора — лекции оказались неинтересными, и он перестал их посещать, увлекшись изданием журнала «Синситё». Журнал занимал позицию критики школы натурализма, а его представители были первыми «антинатуралистами». На страницах журнала Акутагава и его друзья – молодые литераторы Кумэ и Кикути – развивали взгляды своего объединения Сингикоха – «Школа нового мастерства». Члены группы объявили себя «антинатуралистами», выступали с критикой натуралистической школы. Исходя, прежде всего, из ценности литературы как искусства, они отстаивали право на литературную выдумку, нарочитую фабульность, требовали разнообразия и красочности материала, ценили яркость образа и выразительность языка. Акутагава и его друзья-литераторы своим творческим методом провозгласили неореализм. Начало творчества писателя относится к 1915, когда были написаны рассказы «Ворота Расёмон» и «Нос», заставившие заговорить о появлении талантливого автора. Многие критики появление рассказов относят ко времени, когда Акутагава пребывал в душевной депрессии из-за любовной истории, трагично окончившейся, и стремился отвернуться от действительности, окунуться в мир древности.

Буклет с суицидальной подписью Акутагавы Рюноске выставлен на аукцион в Чиода

После окончания университета в декабре 1916 Акутагава получает должность преподавателя английского языка в Военно-морской школе. Свою жизнь в эти годы впоследствии он опишет в цикле новелл об учителе Ясукити — честном, но несколько непутёвом человеке, который попадает в разные забавные истории. Своим учителем в писательстве Акутагава считал мэтра японской литературы Нацумэ Сосэки (1867–1916), с которым познакомился, учась в университете, – первые новеллы Акутагавы привлекли внимание мастера. Сосэки был одним из лучших знатоков английской литературы начала 20 века, в памяти современников остались его блестящие лекции. Акутагава посещал литературные вечера, устраиваемые в доме Нацумэ, немало почерпнул из бесед с ним. Нацумэ развивал эстетическое учение о красоте, противопоставив его утилитарным идеалам современности.



Главная тема психологических романов Акутагава – трагедия японского интеллигента, подавленного внешним превосходством западноевропейской культуры, наделенного чуткой совестью и в то же время не освободившегося от старых феодальных предрассудков. В последние годы жизни Нацумэ Сосэки Акутагава сблизился с ним и находился под сильным влиянием. Некоторые мотивы творчества Нацумэ впоследствии «прорасли» и в его произведениях: нравственная позиция героев, тема эгоизма, понимаемого не столько как личностная проблема, сколько как болезнь общества в целом, «государственный эгоизм Японии». Общие черты творчества учителя и ученика – недосказанность, не выраженная явно конфликтность ситуации, буддийские реминисценции.

Своей будущей жене Рюноскэ Акутагава писал, что люто ненавидит преподавание:

«Стоит мне увидеть лица учеников, как сразу же охватывает тоска, и тут уж ничего не поделаешь. Но зато я моментально оживаю, когда передо мной бумага, книги, перо и хороший табак».

Тем не менее, это были самые плодотворные годы в его жизни — за девять месяцев он создал около двадцати новелл. В то же время с помощью одного из друзей Акутагава пытается получить место преподавателя в университете Кэйо, но переговоры затягивались, и в конце концов он принимает другое предложение — становится сотрудником газеты «Майнити Симбун». Переехав в Токио в 1919, он стал сотрудником газеты «Осака майнити симбун». Недолго поработав в редакции, всецело отдался писательской деятельности, быстро выдвинулся в литературном мире и остался в первых рядах писателей своего поколения до конца жизни. Относительно своего пристрастия к изображению прошлого Акутагава говорил:

«Душа человека в древности и современного человека имеет много общего. В этом всё дело».

  Поэтому в древности он искал аналоги поступков, мыслей, психологии современных ему людей. Вообще же сюжеты из прошлого у Акутагава можно разделить на три периода: XII в., когда древняя столица Японии Киото оказалась во власти множества несчастий, конец XVI в. — эпоха сильного влияния и распространения христианства в Японии и начало эпохи Мэйдзи — период просветительства.

Фото 1919. Рюноскэ Акутагава второй слева, самый левый — Кикути Кан

Основной пафос искусства Акутагавы — эстетический скепсис, изысканный цинизм, никого не шокирующее кощунство.

  Последний период литературной деятельности — 1921-1927. Все произведения того периода окрашены в яркие социальные тона. Неприятие некоторых негативных сторон милитаризма и капитализма тех лет писатель выразил в ряде произведений, в том числе в повести «В стране водяных». Акутагава показал фашизирующееся японское общество 20-х на примере государства, в котором живут сказочные существа — водяные каппа.

        Рюноскэ Акутагава покончил с собой 24 июля 1927, приняв смертельную дозу веронала. До этого он сутками не вставал из-за письменного стола, и даже 23 июля в окне кабинета Акутагава допоздна горел свет – он работал над рукописью, а утром был найден мертвым. Самоубийство шокировало друзей и знакомых, но не стало для них неожиданностью – он много говорил и писал о самоубийстве. Никто так и не узнал истинной причины его смерти. Говорят об одолевавшей писателя в последние дни беспричинной депрессии, которую он называл «смутным беспокойством». Причину можно искать в личных обстоятельствах, например, в болезненных воспоминаниях о душевной болезни матери, в особенностях художественного и личного темперамента. В личных беседах он не раз упоминал, что встречался со своим двойником – в театре, на улице.

Сыновья Рюноскэ Акутагава: композитор Ясуси Акутагава и драматург Хироси Акутагава

https://www.livelib.ru/author/30686-ryunoske-akutagava

Серия сообщений "О Японии":
Часть 1 - Телевизионная башня Токио
Часть 2 - Лев Александрович Мей (1822-1862) от Бойко-Назаровой
...
Часть 41 - История Японии. Самые значимые даты и события
Часть 42 - Рюноске Акутагава. Великий из бродячих псов Вики
Часть 43 - Памяти Рюноскэ Акутагава (1892-1927) ”
Часть 44 - Аркадий Стругацкий. Три открытия Акутагава Рюноскэ. Часть 2
Часть 45 - Аркадий Стругацкий. Три открытия Акутагава Рюноскэ
...
Часть 48 - Ко дню рождения Харуки Мураками
Часть 49 - Восточные мотивы
Часть 50 - Японская поэзия танка. Весенние песни

Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 8 пользователям



ампель   обратиться по имени Понедельник, 24 Июля 2017 г. 20:01 (ссылка)
Спасибо, очень интересно!
"Человеческая жизнь - больший ад, чем сам ад"
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 24 Июля 2017 г. 20:57ссылка
Добрый вечер, Олечка! Очень заинтересовала меня судьба Акутагавы! Конечно, жизнь - нелёгкое испытание! Но есть интересные события, чудесные мгновения, радостные впечатления ...
Светлана_Богдан   обратиться по имени Понедельник, 24 Июля 2017 г. 20:19 (ссылка)
Спасибо, хочется прочитать его рассказы, всего Вам доброго!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 24 Июля 2017 г. 20:28ссылка
Его рассказы есть в сети! Как мало он жил!
Agnieszka75   обратиться по имени Вторник, 25 Июля 2017 г. 17:21 (ссылка)
Очень любила читать в юности и так радовалась, купив том его произведений,в середине 70-х. Давно не открывала. Спасибо за напоминание. Интересно сейчас перечитать... Нашла в своих книжных залежах. Вступительная статья написана А. Стругацким. Захватывающе не менее, чем сами новеллы. Зачиталась.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 25 Июля 2017 г. 18:39ссылка
Я только начала знакомство с Акутагавой. Сообщи, Саша, пожалуйста, как книга называется. Я тоже хочу вступление Стругацкого почитать. Спасибо!
Перейти к дневнику

Вторник, 25 Июля 2017 г. 19:00ссылка
Из серии "Библиотека всемирной литературы", Акутагава Рюноскэ, "Новеллы". Издание 1974 года. Для того времени было огромным везением напасть на эту книгу.
Перейти к дневнику

Вторник, 25 Июля 2017 г. 19:45ссылка
Большое спасибо, Сашенька! Ты очень мне помогла! Статья "Три открытия Акутагава Рюноскэ" замечательная! У меня видео с этим названием, но нет ссылки на Аркадия Стругацкого
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку