-Цитатник

Мария Башкирцева - (0)

165 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РУССКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ МАРИИ БАШКИРЦЕВОЙ (1858/1860-1884) . 1876...

Доменико Морелли (1826-1901) - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ ЭПОХИ РИСОРДЖИМЕНТО ДОМЕНИКО МОРЕЛЛИ / DOMENICO MORELLI (1826-1901), ...

Борис Жутовский. Портреты (сообщение 3) - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКМЙ (1932-2023), ЧАСТЬ V (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) ...

Борис Жутовский (1932-2023) - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКИЙ (1932-2023), ЧАСТЬ III Борис Жутовс...

Аркадий Пластов - (0)

✨Аркадий Пластов Художник . Вот для этого и существует живопись ...

 -Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна нетребко анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский афанасий фет ахматова бах белла ахмадулина бетховен блок борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий шукшин вероника тушнова виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков вячеслав иванов геннадий шпаликов георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий коган дмитрий мережковский евгений баратынский екатерина максимова елена образцова зиновий гердт иван бунин иван крамской иван тургенев иван шмелев игорь северянин игорь стравинский иннокентий анненский иосиф бродский йозеф гайдн константин бальмонт константин батюшков константин коровин константин маковский лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых маяковский микеланджело михаил лермонтов михаил пришвин моцарт николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов ольга берггольц опера осень осип мандельштам пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм татьяна лиознова фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шостакович эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 12165
Комментариев: 34232
Написано: 59081


Варлам Тихонович Шаламов (1907 – 1982)

Вторник, 26 Апреля 2016 г. 18:42 + в цитатник

 

Варлам Шаламов родился в 1907 году в Вологде. Его отец был священником. Шаламов не был религиозен. Его привлекала другая сторона духовной жизни – книги. 

   В 1926 Варлам Шаламов поступил на факультет советского права в МГУ. Жажда деятельности переполняла его, он вел активную студенческую жизнь, участвовал в митингах, дискуссиях, демонстрациях. Но тут произошло роковое событие, предопределившее всю его последующую судьбу. В 1929 Шаламов был арестован по обвинению в распространении якобы фальшивого политического завещания Ленина. Это было знаменитое «Письмо съезду». Трехлетнее заключение Шаламов отбывал в одном из лагерей Северного Урала, где зеки строили громадный химкомбинат. В 1932 году, выпущенный на волю, Варлам Шаламов возвратился в Москву.

В 1937 Шаламова арестовали. Сначала он был осужден – как бывший заключенный – на 5 лет, потом еще на 10 – за антисоветскую агитацию. Свой срок Варлам Шаламов получил за то, что назвал эмигранта Ивана Бунина русским классиком. Писателя направили в самое пекло «архипелага ГУЛАГ» – на Колыму. Там добывали золото для страны десятки тысяч ни в чем не повинных людей. В этом аду Варламу Тихоновичу  Шаламову помогли выжить фельдшерские курсы, которые он окончил в 1945 году, за 6 лет до освобождения.



Лагерный опыт Шаламова был горше и дольше моего, и я с уважением признаю, что именно ему, а не мне досталось коснуться того дна озверения и отчаяния, к которому тянул нас весь лагерный быт.
                                         А. И. Солженицын

   В одном из лучших рассказов, в «Сентенции», Шаламов с беспристрастностью медика рассказывает о смерти и воскресении человека.

   Умирающий, почти мертвый от голода герой рассказа оказывается в тайге, в бригаде топографов, на очень легкой работе.
    Сбросив с себя непомерную тяжесть лагерного труда, герой рассказа впервые осознает, что он умирает и, анализируя свои чувства, приходит к выводу, что из всех человеческих чувств у него осталось одно – злость.

  «Не равнодушие, а злость была последним человеческим чувством», – утверждает Шаламов.
    Само освобождение от работы, даже без дополнительной еды (вся еда – кусок хлеба, ягоды, корни, трава) – производит чудо. К человеку начинают возвращаться чувства: приходит равнодушие. Ему все равно – будут его бить или нет, дадут хлеб или нет. А затем является страх. Теперь ему страшно лишиться этой спасительной работы, высокого холодного неба и боли в мышцах, которой давно уже не было. Потом приходит зависть.

   «Я позавидовал мертвым своим товарищам… Я позавидовал и живым соседям, которые что–то жуют, соседям, которые что–то закуривают… Любовь не вернулась ко мне… Как мало нужна людям любовь. Любовь приходит тогда, когда все человеческие чувства уже вернулись».

   До любви к людям возвращается любовь к животным. Герой не позволил застрелить самочку снегиря, сидевшую на яйцах.

   Самой последней к человеку возвращается память. Но, вернувшись, она делает жизнь невыносимой, ибо память вырывает человека из ада, в котором он живет, напоминая, что существует и другой мир.
Приходит воскрешение человека, но одновременно кончается перерыв и надо снова возвращаться в шахту – на смерть. Героев Шаламова ждет только смерть. «Специальная инструкция гласит: уничтожить, не позволить остаться в живых» («Лида»).
На вопрос «почему люди продолжают жить в нечеловеческих условиях?», почему лишь единицы кончают жизнь самоубийством, Шаламов дает два ответа. Одних, очень немногих, поддерживает вера в Бога. С глубокой симпатией, но и с некоторым недоумением перед явлением ему непонятным, необъяснимым, рассказывает он о заключенном–священнике, который молится в лесу («День отдыха»), о другом священнике, которого – в виде редчайшего исключения – позвали исповедать умирающую («Тетя Поля»), о немецком пасторе («Апостол Павел»). Истинная вера, облегчающая страдания и позволяющая жить в лагере – явление не частое.
    Большинство заключенных продолжает жить, ибо надеется. Именно надежда поддерживает еле теплящийся огонек жизни у колымских узников. Шаламов видит в надежде зло, ибо очень часто смерть лучше жизни в аду.

  «Надежда для арестанта всегда кандалы. – пишет Шаламов. – Надежда всегда несвобода. Человек, надеющийся на что–то, меняет свое поведение, чаще кривит душой, чем человек, не имеющий надежды» («Житие инженера Кипреева»). Поддерживая волю к жизни, надежда обезоруживает человека, лишает возможности умереть достойно. Перед лицом неизбежной смерти надежда становится союзницей палачей.


   Отвергая надежду, Шаламов противопоставляет ей волю к свободе. Неукротимую любовь не к абстрактной свободе, а к индивидуальной свободе человека. Этой теме посвящен один из лучших рассказов Шаламова – «Последний бой майора Пугачева». В рассказе майор Пугачев бежит из немецкого плена, но, попав к своим, арестовывается и отправляется на Колыму. Шаламов дает герою рассказа символическое имя – Пугачева, вождя крестьянской войны, потрясшей Россию в XVIII веке. В «Последнем бое майора Пугачева» писатель рассказывает историю людей, решивших быть свободными или умереть с оружием в руках.

   Важное место в «Колымских рассказах» занимают уголовники, «блатные». Шаламов даже написал исследование на эту тему – «Очерки преступного мира», в котором он пытался проникнуть в психологию «блатных».

   Столкнувшись в лагере с живыми профессиональными преступниками,  Шаламов понял, как ошибался Горький и другие русские писатели, увидевшие в уголовниках бунтарей, романтиков, отвергавших серую, мещанскую жизнь.

    В целой серии рассказов – «На представку», «Заклинатель змей», «Боль», в «Очерках преступного мира» Варлам Тихонович показывает блатных – людей, потерявших все человеческое – грабящими, убивающими, насилующими так же спокойно и естественно, как другие люди спят и едят. Писатель настаивает на том, что уголовникам чужды все чувства. «Лагерь – это дно жизни. – пишет Шаламов. – «Преступный мир» – это не дно дна. Это совсем, совсем другое, нечеловеческое».


  

При этом, замечает Шаламов, следует различать человека, укравшего что–либо, хулигана и вора, члена «преступного мира». Человек может убивать и воровать и не быть блатарем. «Любой убийца, любой хулиган, – утверждает Шаламов, – ничто по сравнению с вором. Вор тоже убийца и хулиган плюс еще нечто такое, чему почти нет имени на человеческом языке».

    Ненавидя уголовников, не находя для них ни одного слова снисхождения,  Варлам Шаламов показывает особенность воровского мира. Это – единственная организованная сила в лагерях. Их организованность, их сплоченность выглядят особенно внушительно на фоне полной разобщенности всех других заключенных. Связанные строгим воровским «законом», блатные чувствуют себя в тюрьме и лагере дома, чувствуют себя хозяевами. Не только их беспощадность, но и их сплоченность дает им силу. Этой силы боится и начальство.


    Уголовники и начальство – это две силы лагерного мира. Они здесь дома. Начальство такое же жестокое, беспощадное и такое же растленное, как и уголовники. Шаламов показывает вереницу уголовников – убивающих за свитер, убивающих для того, чтобы не ехать в лагерь, но остаться в тюрьме. И рядом такую же галерею начальников различных уровней – от полковника Гаранина, подписывающего списки расстрелянных, до садиста инженера Киселева, собственноручно ломающего кости заключенным.

agunovskij.ucoz.ruindex…tikhonovich_shalamov…107
   «В искусстве существует закон „всё или ничего“, столь сейчас популярный в кибернетике. Иными словами, нет стихов менее квалифицированных и более квалифицированных. Есть стихи и не стихи. Это деление более правильное, чем деление на поэтов и не поэтов». Впервые в отдельном издании собраны теоретические работы Шаламова, посвященные литературе. В том числе знаменитая теория «новой прозы», диагностирующая смерть романа, на смену которому приходит, по мнению Шаламова, короткая проза документа, вернее «проза, выстраданная как документ». В этом сборнике Шаламов выступает как исследователь литературы, теоретизирующий не только чужой, но и свой собственный литературный опыт.

Мне не сказать, какой чертою
Я сдвинут с места -- за черту,
Где я так мало, мало стою,
Что просто жить невмоготу.

Здесь -- не людское, здесь -- Господне,
Иначе как, иначе кто
Напишет письма Джиоконде,
Засунет ножик под пальто.

И на глазах царя Ивана
Сверкнет наточенным ножом,
И те искусственные раны
Искусства будут рубежом.

И пред лицом моей Мадонны
Я плачу, вовсе не стыдясь,
Я прячу голову в ладони,
Чего не делал отродясь.

Я у себя прошу прощенья
За то, что понял только тут,
Что эти слезы -- очищенье,
Их также «катарсис» зовут.

   Литературные эссе Варлама Шаламова, впервые вышедшие отдельным томом, способны полностью поменять его образ в читательском сознании. Худой измученный человек в шапке-ушанке (полжизни лагерей, небольшой томик пронзительной лагерной прозы и психоневрологический интернат в финале) вдруг поправляет галстук, оказываясь интеллектуалом, эрудитом, блестящим литературоведом, иронич­ным критиком. Проведя многие годы в полной изоляции от культурного пространства, Шаламов удивительным образом выходит в авангард литератур­ных споров своего времени: он рассуж­дает об антиутопии Хаксли, ссылается на французских сюрреалистов, продолжает идеи Якобсона и разбирается в структурализме.

  Вернувшись из лагеря, Шаламов был крайне недоволен состоянием современного литературоведения, особенно науки о стихах: не понимал, почему в стиховедении не введено и не разработано такое важное понятие, как поэтическая интонация, которая позволяет отличить стихи от не-стихов. Классическим примером «интонационного плагиата» Шаламов, например, считал «Реквием» Ахматовой, объявленный Чуковским ее главным вкладом в русскую поэзию, но написанный в интонациях раннего Кузмина. Большой блок работ по теории стихосложения, над которыми Шаламов трудился несколько лет, так и остался до сих пор невостребованным.

Впрочем, самое неожиданное в книге — затерявшаяся где-то в разделе теории прозы авторецензия «Моя проза». Превратив свой человеческий лагерный опыт в опыт литературный, Шаламов делает следующий шаг — он подвергает собственные произведения и собственный творческий метод отстраненному литературоведческому анализу. В Шаламова-писателя, который смотрит на Шаламова-лагерника, вглядывается Шаламов-литературовед. В риторике немецкого философа Теодора Адорно это можно было бы назвать «литературоведением после Освенцима».

Шаламов о структурализме  5 новых книг о литературе

Серия сообщений "Шаламов":
Часть 1 - Фильмы. Воспоминания о Варламе Шаламове.
Часть 2 - Варлам Шаламов (18 июня 1907 - 17 января 1982)
...
Часть 8 - Варлам Тихонович Шаламов (1907 - 1982)
Часть 9 - 18 июня родился Варлам Тихонович Шаламов (1907 - 1982)
Часть 10 - Варлам Тихонович Шаламов (1907 – 1982)
Часть 11 - Варлам Шаламов и Василий Калинников
Часть 12 - 18 июня – день рождения Варлама Тихоновича Шаламова
...
Часть 19 - Варлам Шаламов. Я забыл погоду детства
Часть 20 - Памяти Варлама Шаламова
Часть 21 - 18 июня 1907 года родился Варлам Шаламов

Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 8 пользователям

Анатолий_Луковкин   обратиться по имени Вторник, 26 Апреля 2016 г. 19:15 (ссылка)
Спасибо, Тома, за жизнеописание нелегкого жизненного пути писателя и поэта Варлама Шаламова.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 26 Апреля 2016 г. 20:41ссылка
Да, Толя! Страшней пути не придумаешь!
merylen   обратиться по имени Вторник, 26 Апреля 2016 г. 19:26 (ссылка)
Спасибо огромное! Что-то такое есть в вашем рассказе, что заставило вдруг задышать глубоко - глубоко как от встречи с далёким и дорогим. Мне близко его деление на стихи и не-стихи, и поиски критерия. У него это интонация, а я по - простому назвала это музыкой стиха, по спирали стремящейся, уходящей ввысь...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 26 Апреля 2016 г. 20:46ссылка
Спасибо! Поэзия у Шаламова высокая! У меня есть сообщение о его стихах, ко дню его рождения, жива буду, сделаю подборку!
merylen   обратиться по имени Вторник, 26 Апреля 2016 г. 21:01 (ссылка)
Уже жду с нетерпением! Одно из самых необычных чувств я испытала, когда увидела в продаже не новую книгу Шаламова, вообще НИЧЕГО НЕ ЗНАЯ О НЕМ, у меня реально затряслись руки, сейчас она где-то далеко, но то необычное чувство от первой встречи запомнилось навсегда. Читая его рассказы, я все удивлялась - что привлекло? И только сейчас, благодаря вам, я поняла - впереди знакомство со стихами...
Ответить С цитатой В цитатник
Sergey_Tashebsky   обратиться по имени Вторник, 26 Апреля 2016 г. 21:27 (ссылка)
Томаовсянка, благодарю от души за интересный пост!))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 26 Апреля 2016 г. 21:34ссылка
Спасибо, Сергей! Рада, Что Вы откликнулись!
Юрий-Киев   обратиться по имени Вторник, 26 Апреля 2016 г. 21:58 (ссылка)
Спасибо Вам Тамара за пост о Шаламове. Помню как впервые прочитал его "Колымские рассказы", и был поражён... Даже "ГУЛАГ" Соженицына так не впечатлил...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 27 Апреля 2016 г. 21:15ссылка
Вы правы, Юрий! Солженицын писал: "Лагерный опыт Шаламова был горше и дольше моего, и я с уважением признаю, что именно ему, а не мне досталось коснуться того дна озверения и отчаяния, к которому тянул нас весь лагерный быт."
Откровения_Красоты   обратиться по имени Суббота, 30 Апреля 2016 г. 09:38 (ссылка)
Шаламов коснулся жесткой правды выживания. Остаться Человеком в условиях выживания - это подвиг...Очень уважаю Шаламова...Спасибо, Тамара!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 01 Мая 2016 г. 19:48ссылка
Душа, Сабина, разрывается, переживая его жизнь! Столько перенести ни за что в лагерях и на свободе такой талантливый человек в жутких условиях жил
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку