«Видеть вас — одно удовольствие, а не видеть — совсем другое» ГОРИН и ГЕРДТ Когда Гердт сме...
Мария Башкирцева - (0)165 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РУССКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ МАРИИ БАШКИРЦЕВОЙ (1858/1860-1884) . 1876...
Доменико Морелли (1826-1901) - (0)ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ ЭПОХИ РИСОРДЖИМЕНТО ДОМЕНИКО МОРЕЛЛИ / DOMENICO MORELLI (1826-1901), ...
Борис Жутовский. Портреты (сообщение 3) - (0)СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКМЙ (1932-2023), ЧАСТЬ V (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) ...
Борис Жутовский (1932-2023) - (0)СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКИЙ (1932-2023), ЧАСТЬ III Борис Жутовс...
Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Торжество плоти |
«У каждого свой дар, мой талант таков, что, как бы непомерна ни была работа по количеству и разнообразию сюжетов, она еще ни разу не превысила моего мужества». Питер Пауль Рубенс
Фламандский живописец Питер Пауль Рубенс, как никто другой воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса – органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Хотя на всю Европу гремела слава его масштабных работ на мифологические и религиозные темы, Рубенс был также виртуозным мастером портрета и пейзажа.
Биографы-современники в разных концах Европы называли его Пьетро Паоло или Педро Пабло, Пьер Поль или просто Фламандец; Петер Паувел Рюббенс – если писали на его родном наречии, либо Петр Павел Рубений – на благородной латыни. Но все сходились в одном: богатство, уважение и славу этот человек заработал сам – собственными талантом, трудом и кистью.
В начале семидесятых годов XVI века антверпенский синдик и старшина Ян Рубенс с женой и двумя детьми бежал из разоренной страны, убедительно описанной в «Тиле Уленшпигеле» Шарля де Костера: нидерландская революция, восстание против испанского владычества, террор наместника Филиппа ІІ герцога Альбы, преследование протестантов, нескончаемая война.
Семья поселилась в Кельне, где спустя два года произошла история, и вовсе потрясающая своей литературностью: Ян Рубенс влюбился в принцессу Анну Саксонскую, супругу Вильгельма Оранского, одного из предводителей революции, и, будучи приговорен за прелюбодеяние к смертной казни, едва не сложил голову из-за любви. И благодаря любви же был спасен: жена, Мария Пейпелинкс, упорно и самоотверженно добивалась помилования супруга. Сохранилось ее письмо к мужу в тюрьму:
«Я не прошу у Вас ничего более, кроме той же любви, потому что, если она будет у меня, то все остальное приложится само собой (…) Дети каждый день по два или три раза молятся за Вас, чтобы Господь поскорее вернул Вас домой к нам».
В конце концов она выкупила его, пожертвовав большей частью своего состояния. Супругов выслали из Кельна в маленький городок Зиген герцогства Нассау, где появились на свет два младших сына: Филипп и Питер Пауль (в историографии закрепился немецкий вариант его имени).
Будущий знаменитый живописец родился 28 июня 1577 года. Вскоре после его рождения семья вернулась в Кельн. Историю, связанную со ссылкой в Зиген, родители не афишировали, и многие современники считали, что Рубенс родился в Кельне, а соотечественники из патриотических соображений называли его родиной Антверпен (эта версия распространена и в ранних его биографиях). Но финансовый удар дал себя знать: семья едва сводила концы с концами. Умер во младенчестве самый младший ребенок, затем старший сын, а когда Питеру Паулю исполнилось десять, скончался отец. Незадолго до его смерти семья перешла в католичество, что дало возможность Марии Пейпелинкс с детьми вернуться в Антверпен.
Начальное образование мальчики, по-видимому, получили еще в Кельне дома (и Питер Пауль, и Филипп с легкостью говорили и писали на нескольких языках), а в своем родном городе мать отдала сыновей учиться в иезуитскую коллегию. Филипп пошел по стопам отца-юриста: позже он получит в Риме степень «доктора обоих прав» (гражданского и канонического), вернувшись в Антверпен, прославится как ученый-гуманист и возглавит городской секретариат.
Питер Пауль подростком некоторое время служил пажом в доме некоей Маргариты де Линь, графини де Лалэн, однако в придворном штате не задержался. Как утверждают все биографы, он с детства проявлял художественные способности, и мать его в этом поддерживала. Среди первых учителей юного Рубенса источники называют Тобиаса Ферхахта и Адама ван Ноорта, которые были его дальними родственниками, а затем юноша стал учеником нидерландского художника Отто ван Веена (Вениуса), считавшегося непревзойденным мастером «исторической живописи», т. е. жанровых композиций на мифологические и библейские сюжеты.
Есть версия, что из мастерской ван Ноорта Рубенс ушел, поскольку там царил богемный дух, он же всегда был склонен к упорядоченному, плодотворно-рабочему образу жизни. В 1598 в протоколах Антверпенской гильдии Святого Луки появилась запись: «Петер Рюббенс, мастер, живописец».
А через два года молодой художник отправился набираться опыта по непременному пути тогдашних (и не только) художников – в Италию. «Антверпен, 8 мая 1600. Всем и каждому, кто прочтет или услышит настоящий документ, бургомистр и магистрат города Антверпена желают счастия и благополучия. Мы даем обет и сим подтверждаем, что в нашем городе и округе по благому промыслу Божьему можно дышать здоровым воздухом и что здесь не свирепствует ни чума, ни какая-либо иная заразная болезнь».
С таким подорожным паспортом (чума в Европе того времени была подлинным бедствием) двадцатитрехлетний Рубенс отправился в путешествие. Он вез с собой картины, подтверждавшие высокий, даже по итальянским меркам, уровень его мастерства – и вскоре после приезда в страну поступил на службу к мантуанскому герцогу Винченцо Гонзага.
Поначалу Рубенс писал портреты членов семьи Гонзага, чем не был доволен – портретная живопись в те времена сводилась к чистой функции и считалась не самым достойным видом ремесла художника. Затем герцог начал посылать его в Венецию, Флоренцию, Рим или Геную делать копии с тамошних классических картин, рекомендуя в письмах: «Пьетро Паоло Фламандец, мой живописец», а также «одалживать» знакомым высокопоставленным особам для исполнения живописных заказов. Параллельно Рубенс уже для себя изучал и зарисовывал античную скульптуру, знакомился с живописью Тициана, Веронезе, Корреджо…
Четыре философа (автопортрет с братом Филиппом и друзьями)
Уже на этом этапе карьеры от молодого художника требовались не только живописные навыки и таланты, но и дипломатические, умение себя поставить и знать себе цену. «Будь тверд и хоть на этот раз сумей отстоять полную свою свободу при Дворе, откуда она почти вовсе изгнана, – советовал младшему брату в одном из писем Филипп Рубенс. – Ты можешь себе это позволить».
http://persons-journal.com/journal/634/638
"Автопортрет со второй женой Еленой Фурман в саду"
В 1609 Рубенс венчался с 18-летней Изабеллой Брандт, дочерью секретаря городского регентства. Художник купил особняк на улице Ваттер, которая сейчас носит его имя. В честь бракосочетания Рубенс написал двойной портрет: они с молодой женой, взяв друг друга за руки, сидят на фоне раскидистого куста жимолости. Тогда же для городской ратуши в Антверпене художник создаёт огромное полотно «Поклонение волхвов».
"Воспитание Марии Медичи". 1622-1624
В 1613 Рубенс выполнил по заказу Альберта «Вознесение Богоматери» для церкви Нотр-Дам де ла Шапель в Брюсселе. Необыкновенный успех имела его роспись алтаря Антверпенского собора: «Снятие со креста» (в центре), «Кара Господня» (слева), «Представление в храме» (справа) (1611—1614). Кисти Рубенса принадлежат полотна «Охота на львов», «Битва греков с амазонками» (оба 1616—1618); «Персей и Андромеда», «Похищение дочерей Левкиппа» (1620— 1625); цикл картин «История Марии Медичи» (1622—1625).
"Утренний пейзаж с повозкой". 1630
В позднем творчестве Рубенса центральное место занимает образ его второй жены Елены Фоурмен, которую он изображает в мифологических и библейских композициях («Вирсавия», 1635), а также на портретах («Шубка», 1638—1640).
"Крестьянский танец". 1630-1635.
Чувство бодрости и веселья воплощено в сценах из народной жизни («Кермесса», около 1635—1636). К 30-м относится и большинство лучших пейзажей Рубенса «Пейзаж с радугой», около 1632—1635:
Выдающийся фламандский живописец Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Умер Питер Пауль Рубенс 30 мая 1640 года в Антверпене.
citaty.su›kratkaya-biografiya-rubensa
Серия сообщений "Голландия":
Часть 1 - Художник Гонзалес Коквес
Часть 2 - Великий Антонис ван Дейк
...
Часть 5 - Отрывок из книги Мари-Анн Лекуре "Рубенс"
Часть 6 - Ко дню рождения Яна Вермеера (1632–1675)
Часть 7 - Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Торжество плоти
Часть 8 - КАРЛ УЛОФ ЛАРССОН
Часть 9 - 28 июня 1577 года родился гениальный фламандский живописец Петер Пауль Рубенс
...
Часть 36 - Памяти Рембрандта ван Рейна (1606 – 1669)
Часть 37 - Самюэл Диркс Ван Хогстратен (1627 – 1678)
Часть 38 - 2 августа 1627 года родился Самюэл ван Хогстратен
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |