-Цитатник

Леонид Коган - (0)

✨ «Советский Паганини» Леонид Коган   Леонид Коган   Леонид...

Бакст Леон - (0)

ХУДОЖНИК ЛЕОН БАКСТ: ФИЛОСОФИЯ ЭЛЕГАНТНОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ Когда рождается талант? С первым в...

МАРКО д’ОДЖОНО - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ МАРКО д’ОДЖОНО / MARCO d‘OGGIONO (1470-1549), УЧЕНИК ЛЕОНА...

Казимир Малевич - (0)

11 ЗНАМЕНИТЫХ КАРТИН КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА И ПОЧЕМУ ОНИ ВАЖНЫ Один из самых известных художников...

Альфонс Муха - (0)

КУЛЬТОВЫЕ «ЖЕНЩИНЫ АЛЬФОНСА МУХИ» Альфонс Муха: Автопортрет. 1907 г. Альфонс Муха (родился ...

 -Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский афанасий фет бах белла ахмадулина бетховен блок борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий аксенов василий кандинский василий шукшин виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков вячеслав иванов геннадий шпаликов георгий адамович георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский евгений баратынский екатерина максимова елена образцова зиновий гердт иван бунин иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский константин бальмонт константин батюшков константин коровин лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых маяковский микеланджело михаил кузмин михаил лермонтов михаил пришвин моцарт набоков николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов опера осень осип мандельштам оскар уайльд пушкин рафаэль рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский ростропович рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шопен шостакович эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 12208
Комментариев: 34248
Написано: 59142


Памяти аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса

Воскресенье, 14 Июня 2015 г. 14:21 + в цитатник

 

"Так же, как в сумерках смешаны ночь и день, а в волнах — вода и пена, в книге неразрывно соединились два разноприродных начала. Книга — одна из окружающих вещей, один из трехмерных предметов, но вместе с тем она — символ, подобный алгебраическим уравнениям или общим идеям. В этом смысле её можно сравнить с шахматами, которые одновременно и черно-белая в клетку доска с фигурами, и почти бесконечное число возможных маневров и уловок. Ещё одна очевидная аналогия — с музыкальным инструментом, скажем, с арфой, которая привиделась Беккеру в углу гостинной и онемевший звучный мир которой напомнил ему спящую птицу. Но все эти образы — просто сопостовления и подобия: книга куда сложней. Письменные символы — отражение устных, а те в свою очередь — отражение отвлеченных понятий, снов или воспоминаний. Может быть, именно письмо делает книгу (как и верящих в неё людей) двуединством души и тела. Отсюда — многообразное удовольствие, которое нас в ней поджидает: счастье видеть, прикасаться и мыслить разом. Каждый по-своему воображает рай, мне он с детских лет представлялся библиотекой. Но библиотекой не бесконечной — в любой бесконечности есть что-то неуклюжее и необъяснимое, — а соразмерной человеку. Библиотекой, где всегда остаются ещё не известные книги (а может быть, и целые полки), но не слишком много. Короче говоря, библиотекой, сулящей удовольствие классики — и приятные тревоги находок и случайностей..."

Хорхе Луис Борхес

   Многоликость Борхеса поистине поразительна. Он сочинял для радио сентимен­тальные песни в духе городского романса и публиковал глубоко научные эссе. Он подписывал протесты против про­извола аргентинских военных, а в это время критики объяв­ляли его писателем, убегающим от реальности. Кто-то бро­сал ему вслед негодующее «фашист», а он, в свою очередь, публиковал антифашистские памфлеты. Есть мало кому известный инспектор городских рынков и почетный доктор крупнейших университетов мира, лауреат бесчис­ленного множества литературных премий. И все это один человек — Хорхе Луис Борхес, выдающийся аргентинский писатель и мыслитель. Это определение, наверное, можно считать наиболее точным. Хотя писатель не раз утверж­дал, что он сам как бы нереален и представляет собой лишь обстоятельства, возникающие вокруг некоего суще­ства.


   Там, где сходились вечер и равнина,
И холодок от кедров и жасмина
Дремал в саду за кованой оградой.
Ты был в Палермо -- родине поверий
О днях клинка и карточной колоды
И в отсветах пожухлой позолоты
На рукояти молотка у двери
С кольцом на пальце. След твоей печати
Лежал в дворах, спускающихся к югу,
В растущей тени, ползавшей по кругу
И медленно густевшей на закате.
Теперь во мне ты, ставший потайною
Моей судьбой -- всем, что уйдет со мною.

   Луис Борхес родился в Буэнос-Айресе 24 августа 1899. Его отец, Хорхе Гильермо Борхес, был профессио­нальным юристом и философом, собравшим огромную биб­лиотеку классической и философской литературы на анг­лийском языке. Наличие англоязычных книг было не случайно: по материнской линии отец Борхеса был связан с одним из известных родов в Англии — родом Хэзлем. К английскому языку приобщала детей бабушка Фанни Хэзлем, и надо сказать, что Хорхе Луис овладел этим язы­ком в совершенстве. В шесть лет он уже читал Стивенсона, а в восемь — перевел на испанский язык одну из сказок Уайльда, которая была даже напечатана в журнале «Сур». От английской литературы Борхес воспринял любовь к па­радоксам, легкость стиля и занимательный сюжет.

  Первая мировая война застала семейство Борхес в Швейцарии. Хорхе Луису пришлось учиться в Женеве, в лицее имени Кальвина, где преподавание велось на фран­цузском языке, с которым у него были определенные труд­ности. Помог ему соученик Морис Абрамовиц, впослед­ствии известный швейцарский врач. Он приобщил Хорхе Луиса и к французской поэзии.

  Увлекался юный Хорхе Луис и мифами Востока. Он прочел все 17 томов «Тысячи и одной ночи» в переводе английского писателя-арабиста Ричарда Бертона, и эти сказки стали для него любимыми. И если в произведени­ях Борхеса встречается мысль о бесконечности и текучес­ти культуры, то вызвана она, прежде всего, этой арабской эпопеей. «Произнести "Тысяча и одна ночь", — говорил писатель, — это значит прибавить к бесконечности еди­ницу. Идея бесконечности и книга "Тысяча и одна ночь" — это одно и то же». Борхес считал, что если Шахразада продлевает жизнь своими рассказами, значит, время чте­ния и время жизни совпадают.

   Книги стали для будущего писателя проводниками в ог­ромный, непознанный мир, который был и похож и не похож на реальный. И этот мир требовал постоянного по­стижения, знаний, интуиции. Борхес, кроме английского и французского, самостоятельно овладел немецким язы­ком, чтобы лучше понять философию Шопенгауэра. От немецкого мыслителя он взял только то, что касалось Востока, культуры мифа, таинства сновидений и буддиз­ма. Реальная жизнь для Борхеса метафорически становилась книгой, которую надо было прочитать. И оценивал он ее как магическое хранилище мировых ценностей, именуемых словом «куль­тура».

  Массовое сожжение книг в Германии в годы фашизма показалось деятелям культуры тем же варварским актом, который всегда сопровождал правление древних диктато­ров. Такого же мнения придерживался и Борхес, назвав­ший себя именем древнего китайского мыслителя Шиана, который в гигантской башне оберегал последние уцелев­шие книги.


   Только библиотеки были для Хорхе Луиса един­ственным убежищем для спасения от не всегда постижи­мой реальности. Две знаменательные встречи определили его творческий путь — знакомство с испанским писате­лем и критиком Рафаэлем Консиносом-Ассенсом и ар­гентинским философом Маседонио Фернандесом. С Ра­фаэлем Консиносом-Ассенсом Борхес познакомился в 1919 в Мадриде, куда родители привезли его из Жене­вы. Вспоминая встречу с начинающим писателем Борхесом, Консинос-Ассенс писал: «Тихий и сдержанный, он укро­щал свой поэтический темперамент счастливой трезвос­тью рассудка; классическая культура греческих филосо­фов и восточных сказителей уводила его в прошлое к сокровищам и фолиантам, но он не забывал и о нынеш­них открытиях». Рафаэль сразу понял, что перед ним боль­шой поэт. В рецензии на поэтическую книгу «Луна на­против», (1926), он отмечал своеобразие таланта, религиозность и мистичность Борхеса.


   Консинос-Ассенс был одержим культурой, он бо­готворил ее и пытался вводить религиозные и философ­ские сюжеты из арабской и иудейской мифологии в худо­жественную прозу. С его подачи Борхес воспринял идею о Боге, пишущем книгу, которая именуется миром, и трансформировал ее. Видимые образы Бога, как считал писатель, — только оболочка, а истинный лик всегда за­крыт для смертного.


   В 1921 семья Борхес возвратилась в Аргентину. В пор­ту их встретил старый друг и соученик Борхеса-старшего Маседонио Фернандес. И тут же речь зашла о будущем аргентинской литературы. С этого дня Маседонио на дол­гие годы стал объектом поклонения Хорхе, его духовным учителем. Позже Борхес писал: «В те годы я почти пере­писывал его, и мое подражание вылилось в пылкий и вос­торженный плагиат. Я чувствовал: "Маседонио — это ме­тафизика, Маседонио — это литература"».


   Литератором Маседонио можно было назвать лишь относительно. Завсегдатай столичных кафе, люби­мец богемы, лектор, сам он не удосужился издать ни од­ной строчки. Все, о чем говорил Маседонио на лекциях, собирали и готовили к изданию поклонники его таланта. Но и этого Борхесу было достаточно для восхищения его неординарной личностью. Вслед за своим учителем он назвал философию разделом фантастической литературы, а единственной реальностью — область сна и воображения. Известные его афоризмы «Реальность — одна из ипоста­сей сна», «Жизнь есть сон, снящийся Богу», «Просыпаясь, мы снова видим сны» — это, по существу, высказывания, навеянные философскими размышлениями Маседонио. От него же писатель воспринял ироническое отношение к культуре, книгам, читателям, но самое главное — само­иронию, которую Маседонио блестяще реализовывал в форме парадоксов.  В одном  из  писем  к  Хорхе Луису  он извинялся  следующим образом: «Я так рассеян, что идя к тебе, но по дороге вспомнил, что остался дома». Подобная парадоксальность суждений характерна для многих произведений самого Борхеса. Опубликованы и его многочисленные лекции по религии, литературе и ис­кусству.

   Лекционная деятельность Борхеса началась в 1946, когда правление президента-диктатора Аргентины Хуана Перуна лишило его скромной должности в библиотеке Мигель Канэ и он вынужден был искать другой зарабо­ток. Борхесу предложили должность инспектора по птице на рынках. Предложение было поистине издевательским и даже жестоким — к тому времени у него начало катаст­рофически падать зрение. Пришлось согласиться, но близ­кие друзья Борхеса выхлопотали для него цикл лекций в Аргентине и Уругвае. Позже эти лекции вошли в книгу под названием «Семь ночей творения».

   Основные метафоры, сопровождающие творчество Борхеса, относятся к мышлению, памяти и культуре. Пред­метно они олицетворяются книгой, лабиринтом и зерка­лом. Его мировоззрение иррационально и пронизано ми­стикой. Писатель с увлечением рассказывает о буддистах и суфиях, гностиках и неоплатониках, каббалистах и ми­стиках, как бы растворяя собственные мысли во множе­стве идей. Соединяя математическую точность с мисти­ческим порывом, он пытается заглянуть за пределы культуры, чтобы выйти к чистому бытию.

   У Борхеса все метафоры становились «вымыслом», даже само это слово. А все реально существующее в мире на­звано лишь «вероятностью» или «гипотезой». Он как бы видел мир из бесконечного далека, и тот представал пе­ред его глазами во всей своей цельности. Иронически от­носясь к культуре, этот скептик и мистик приобщал к куль­туре читателей.



   

  Хорхе Луис Борхес давно уже занял почетное место в ряду выдающихся мыслителей XX века. Поражает и его человеческий подвиг: обладатель высших литературных наград, Коммандор ордена Почетного легиона, кавалер ордена Британской империи «За выдающиеся заслуги» и испанского ордена «Крест Альфонсо Мудрого», доктор Сорбонны, Оксфордского и Колумбийского университе­тов, он писал книги, не видя написанного. Борхес полно­стью ослеп во второй половине жизни, но это не помеша­ло ему видеть мир в непознанных пока измерениях, найти новые пути в лабиринте человеческой души.

  Однажды на вопрос журналиста, существует ли другая жизнь, писатель ответил: «Нет, я уверен, что никакой дру­гой жизни не существует: меня бы огорчило, если бы вдруг оказалось, что она существует. Я хочу умереть весь. Даже мысль о том, что после смерти меня будут помнить, мне не нравится. Я жду смерти, забытья и забвения».

   Ни забытья, ни смерти Борхес не миновал. Но вот заб­вения не получилось. Ныне писатель издается миллионны­ми тиражами на всех континентах, и о нем будут помнить до тех пор, пока существует грандиозное здание культуры, здание, в котором Борхесу жилось и думалось лучше всего.

Источник: Борхес Хорхе Луис

   Произведения, входящие в состав этого сборника, можно было бы назвать рассказами-притчами. А также — эссе, очерками, заметками или просто рассказами. Как всегда, у Борхеса очень трудно определить жанр произведений. Сам он не придавал этому никакого значения, создавая свой собственный, не похожий ни на что «гипертекст». И именно этот сборник (вкупе с «Создателем») принесли Борхесу поистине мировую славу. Можно сказать, что здесь собраны лучшие образцы борхесовской новеллистики



Ещё: 
Хорхе Луис Борхес (1899 – 1986)

Рубрики:  Писатели и книги
Метки:  

Процитировано 7 раз
Понравилось: 5 пользователям

nomad1962   обратиться по имени Воскресенье, 14 Июня 2015 г. 15:40 (ссылка)
Спасибо, Тамарочка!
Один из моих наилюбимейших авторов!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 14 Июня 2015 г. 18:08ссылка
А я ещё только поняла, что Борхес гений, но ещё не полюбила его
Перейти к дневнику

Воскресенье, 14 Июня 2015 г. 19:03ссылка
Ваша любовь впереди ))
А заодно - полюбите еще и Хулио Кортасара
Перейти к дневнику

Воскресенье, 14 Июня 2015 г. 19:56ссылка
Спасибо! Я постараюсь, Юра!
Алевтина_Князева   обратиться по имени Воскресенье, 14 Июня 2015 г. 18:15 (ссылка)
Благодарю. С благодарностью цитирую.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 14 Июня 2015 г. 18:29ссылка
Спасибо, Алевтина! Стараюсь понять творчество Борхеса
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку