165 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РУССКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ МАРИИ БАШКИРЦЕВОЙ (1858/1860-1884) . 1876...
Доменико Морелли (1826-1901) - (0)ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ ЭПОХИ РИСОРДЖИМЕНТО ДОМЕНИКО МОРЕЛЛИ / DOMENICO MORELLI (1826-1901), ...
Борис Жутовский. Портреты (сообщение 3) - (0)СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКМЙ (1932-2023), ЧАСТЬ V (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) ...
Борис Жутовский (1932-2023) - (0)СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКИЙ (1932-2023), ЧАСТЬ III Борис Жутовс...
Аркадий Пластов - (0)✨Аркадий Пластов Художник . Вот для этого и существует живопись ...
Музы Густава Климта |
"Поцелуй" (1907-08)
"Все эротическое — это искусство", — говорил Густав Климт, основоположник модерна в австрийской живописи и великий рисовальщик женского тела. Накануне 150-летия со дня его рождения Бельведер открыл масштабнейшую выставку, посвященную едва ли не главному австрийскому художнику, и вместе с остальными венскими музеями и культурными учреждениями провозгласил 2012 год "годом Густава Климта".
Будущий мастер австрийской живописи родился 14 июля 1862 года в венском предместье Баумгартен. Творческая среда окружала его с самого рождения, а любовь Климта к золоту, так явно выразившаяся в его работах, возможно, досталась ему от отца, художника-гравера, работавшего с этим драгоценным металлом. Обилие этого декора в полотнах Климта обозначило его "золотой период", когда были написаны такие шедевры, как "Дворец Афины" (1898), "Юдифь" (1901) и "Поцелуй" (1907-1908).
"Юдифь" (1901)
Все три сына Эрнеста Климта стали художниками, но лишь Густав вознесся на недосягаемую высоту. Он и его брат Эрнст учились в одном венском художественно-промышленном училище, затем, в 1880-х, работали над фресками театров в Райхенберге, Риеке и Карловых Варах, расписывали здание "Бургтеатра" и Художественно-исторического музея. Неизвестно, кто из братьев Климтов внес бы больший вклад в живопись, если бы не смерть Эрнста, наложившая на Густава огромный отпечаток.
Густав Климт
В 1897 году Климт стал одним из создателей и основателей "Венского сецессиона" и оставался в этой группе, объединявшей натуралистов, символистов и реалистов, до 1908 года. Покровителями "Сецессиона" были еврейские семейства венской буржуазии, которые поддерживали именно искусство модерна. Они и заказывали Климту портреты своих жен, благодаря чему в его наследии теперь находится большое количество прекрасных женских изображений.
Климт говорил: "Я никогда не писал автопортретов. Меня гораздо меньше интересую я сам в качестве предмета картины, чем другие люди, прежде всего женщины". Они больше всего вдохновляли художника, перед женской природой он преклонялся и воплощал их красоту на своих полотнах. Его картины пронзительно чувственны и эротичны. К 150-летию художника Buro 24/7 вспоминает главных женщин, появившихся на полотнах Климта.
Эмилия Флёге
Портрет Эмилии Флёге, 1902.
Эмилия Флёге была главной возлюбленной австрийского художника и спутницей Климта до конца его дней. С австрийским модельером и владелицей венской лавки от кутюр художник познакомился в 1890-х годах и провел вместе с ней 27 лет. Вместе с Эмилией и ее семьей Густав ежегодно отдыхал на озере Аттерзее и написал там множество пейзажей. Пейзажный жанр был единственной нефигуративной живописью, интересовавшей Климта. Для первой выставки выбраны 30 рисунков Климта и репродукции его набросков для фриза брюссельского дворца Стокле.
Эмилия Флёге и Густав Климт
Адель Блох-Бауэр появилась не только на знаменитой картине "Золотая Адель", но и предположительно стала моделью для работы "Юдифь". "Золотую Адель", которую называют также "Австрийской Моной Лизой", в 2006 году за 135 миллионов долларов приобрел американский предприниматель Рональд Лаудер для основанной им Новой галереи в Нью-Йорке. На момент написания портрета Адели, дочери генерального директора венского банковского союза Морица Бауэра, было 26 лет. Эту картину заказал ее муж Фердинанд Блох-Бауэр.
Портрет Адели Блох-Бауэр II
Говорить о Климте можно бесконечно, но главное о своем творчестве модернист сказал сам: "Кто хочет узнать обо мне как о художнике, должен внимательно изучать мои картины и пытаться узнать из них, кто я такой и что я хотел."
Buro Текст: Дарья Горшкова
Творения австрийского художникаочень театральные, декоративные и одновременно символично-философские.
Портрет Маргарет Стоннборо-Витгенштейн 1905 г.
Портрет Геты Фельшвани. 1902 г.
Портрет Серены Ледерер. 1899 г.
Для сына греческого предпринимателя из Македонии, который был связан с Востоком и преуспел в банковском деле и текстильной промышленности, для Николауса Думбы он выполнил две картины над порталом в музыкальном салоне его дворца: на первой был Шуберт за фортепиано, на второй - Музыка II — греческая жрица с кифарой Аполлона.
Портрет Марии Хеннеберг 1901-02 г.г.
У женщин на этих портретах всегда одинаково безмятежное, мечтательное выражение: они взирают на мир и на мужчин меланхолично и отрешенно. «Боязнь свободного пространства» Климта проявляется одновременно с величественными позами героинь.
Одной из популярнейших идей fin de siecle (конца века) было господство женщины над мужчиной. Тема «борьбы полов» охватила салоны; художники и интеллектуалы тоже участвовали в дискуссии. Климт знал, как угодить процветающим еврейским гражданам Вены, которые поддерживали «Сецессион». Он писал портреты их жен, придавая им безграничное очарование и некоторый налет надменности. Тем не менее Климт не только следовал требованиям заказчика, казалось, он писал их так, как хотел
Мы имеем сейчас возможность любоваться замечательными женскими портретами Климта, основанными на адской смеси импрессионизма, ориентального искусства и символизма, взбитыми в замечательный коктейль – своеобразные климтовские почерк, стиль и манеру. Эмилии Флёге была рядом с художником, помогала, советовала, вдохновляла в течение 27 лет.
Летом 1897 Густав Климт отдыхает с Эмилией Флеге в местечке Каммер на Аттерзее, где пишет свои первые пейзажи. Кстати, мы совершенно не знаем Климта – пейзажиста, а ведь художник воспринимал ландшафты, как живые существа. Отношение художника к пейзажам столь же своеобразно, как и к женщинам — главным героиням его творчества.
Остров на Аттерзее 1901 г. Березовый лес II 1903 г.
Подсолнухи 1906-07 г.г. Деревенский сад. Распятие. 1911-12 г.г.
Аллея в парке замка Каммер 1912 г. Яблоня I 1912 г.
Церковь в Кассоне. Пейзаж с кипарисами. 1913 г. Церковь на озере Аттер. 1916 г.
Сохранилось несколько фотографий Эмилии Флеге и Густава Климта.
Юдифь I (фрагмент картины) 1901 г.
Портрет Адели Блох-Бауэр (фрагмент картины)
Адель Блох-Бауэр (1881—1925) четырежды становилась моделью для картин Густава Климта и не подозревала, что помимо всемирной славы ее имя будет замешано в скандале. Мария Альтман, племянница и наследница Адели Блох-Бауэр описывала свою тётку так: «Страдающая, постоянно страдающая головной болью, курящая, как паровоз, ужасно нежная и тёмная. Одухотворенное лицо, самодовольная и элегантная».
В 1901 г. Климт написал «Юдифь I», а через восемь лет Юдифь II. Его Юдифь — не библейская героиня, а скорее жительница Вены, его современница, о чем свидетельствует ее модное, возможно, дорогое шейное украшение. Согласно публикациям Берты Цукеркандль, Климт создавал тип женщины-вамп еще задолго до того, как олицетворявшие его Грета Гарбо и Марлен Дитрих появились на киноэкране. Гордая и свободная, но в то же время загадочная и чарующая, роковая женщина оценивает себя выше, чем мужчину-зрителя.
Юдифь I 1901 г.Галерея Бельведер, Вена
Юдифь I (в раме) 1901 г.
Картины Климта нельзя рассматривать отдельно от роскошных рам. Первый вариант рамы к Юдифи I был выполнен братом художника, ювелиром Георгом Климтом, случайно. Орнамент на картине был перенесен также и на раму в весьма популярной тогда манере, предложенной прерафаэлитами. Картины о Юдифи были созданы под влиянием византийского искусства, которое Климт изучал во время поездки в Равенну. Задуманный контраст между объемной пластичностью тонко выписанного и мягко окрашенного лица и двухмерной поверхностью орнамента — отличительная черта этих картин. «Эффект фотомонтажа» усиливает их очарование. Сначала брат художника приносил раму, потом создавалась картина, которая должна была ей соответствовать. В 1909 была создана «Юдифь II» — и на этом полотне, вероятно, изображена тоже Адель.
Картину «Юдифь II» из самых лучших побуждений постоянно называли в каталогах и журналах «Саломеей». Остается неизвестным, приписывал ли Климт своей Юдифи черты Саломеи. Его соратник и друг Альфред Басс писал в дневнике: "Когда я увидел "Саломею" Густава – я понял, что все женщины, которых я знал до сих пор, были ненастоящими. Когда я увидел его "Поцелуй" - понял, что не любил никогда по-настоящему. Когда я увидел эскиз к "Юдифи" - осознал самое страшное, что и не жил я вовсе, а если и жил то ненастоящей жизнью".
В 1903 г. Климт получил от Фердинанда Блоха заказ на портрет жены. В последующие годы художник создал более 100 набросков для картины, прежде чем в 1907 г. смог представить на всеобщее обозрение свою «Золотую Адель» в возрасте 26 лет.
Эта картина известна также как «Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза». Она считается одним из самых значительных полотен Климта и австрийского Югендстиля в целом. Примечательно, что основная идея картины существовала уже на этом раннем этапе. Спорными оставались лишь точная позиция модели, прежде всего, положение рук и головы. Представленные здесь четыре наброска были нарисованы чёрным мелом.
Этюды к "Портрету Адели Блох-Бауэр I" 1903 г.
Если в работе "Юдифь и Олоферн" Адель Блох-Бауэр выступала под псевдонимом Юдифи, то на этой картине она является собственной персоной. Все особенности, отличающие "золотой период" Климта, здесь налицо: сочетание реализма в изображении лица и рук с абстрактными декорациями, плавное перетекание одного в другое и обратно, экзотическая символика, заполняющая одеяние героини и окружающий фон, неуловимо пряная атмосфера.
Говорят, что свои странные портреты Климт писал с обнаженных моделей, а уже потом закрывал тела плоскими орнаментальными одеждами. Портрет Адели Блох-Бауэр относится к золотому периоду в творчестве Климта. В 1903 г. во время поездки по Италии художника вдохновили богато украшенные золотом церковные мозаики в Равенне и Венеции, древний язык которых он перенёс в современные формы изобразительного искусства. Он экспериментировал с различными техниками живописи для того, чтобы придать поверхности своих работ новый облик. В дополнение к масляной живописи он использовал технику рельефа и позолоту.
Климт восхищался византийским, минойским, микенским и египетским искусством, а также средневековой религиозной живописью Италии. Кроме того, в формах полотна отражается влияние модного в то время в Европе японского искусства гравюры Укиё-э и живописи эпохи Эдо. Не в последнюю очередь ощущаются и характерные черты французского импрессионизма, который был известен в Австрии во многом благодаря Венскому сецессиону. Готовый «Портрет Адели Блох-Бауэр I» в 1907 г. был сразу выставлен в ателье художника в Вене и в этом же году появился в журнале «Немецкое искусство и декорация», а потом и на международной художественной выставке в Манхайме. В 1910 г. портрет находился в зале Климта в рамках IX международной экспозиции в Венеции. До 1918 г. портрет не выставлялся и находился в распоряжении Фердинанда и Адели Блох-Бауэр. С 1918 по 1921 гг. — в австрийской государственной галерее. Спустя пять лет, в 1912 году, Климт пишет еще один портрет Адели Блох-Бауэр. Фердинанд Блох-Бауэр приобрёл кроме «Портрета Адели Блох-Бауэр I», «Портрет Адели Блох-Бауэр II», четыре пейзажа: «Березовая роща», «Замок Каммер на озере Аттерзее III», «Дома в Унтерахе-ам-Аттерзее», «Портрет Амалии Цуккеркандл».
"Золотой Аделью" могут любоваться жители и гости Нью-Йорка, а остальным остается видеть знаменитую картину Климта на сувенирной продукции.
Ваза, тарелки и шкатулка с портретом Адели Блох-Бауэр
Рубрики: | живопись |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |