-Метки

акафист актеры актрисы артисты божья матерь великая отечественная война великий пост видео видеомолитва воспоминания дети документальный фильм донбас духовная музыка духовная поэзия европа женщины живопись животные житие святых жития святых задорнов здоровье иконы интервью история история любви история монастырей и храмов история песни история россии караоке картины кино клип клипы композиторы крещение кулинария литературоведение личности личность любимая музыка любопытные факты монастыри москва музеи народная медицина николай чудотворец новомученики новости новости православия новость олимпиада патриарх кирилл певцы песни о любви писатели подвижники поздравления полезное политика поломничество портреты поэты православие православная публицистика православное видео православные клипы православные праздники праздники преподобный природа проза проповеди проповедь публицистика путешествие путешествия путин пушкин рассказ ретрофотографии романовы романсы россия русская поэзия сериалы советы стихи о жизни судьбы сша трагедия украина ученые фото фоторепортаж франция художники чудотворные иконы юмор

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Белогорский мужской  монастырь
Белогорский мужской монастырь
15:44 08.08.2011
Фотографий: 19
Посмотреть все фотографии серии Савва-Сторожевский монастырь
Савва-Сторожевский монастырь
18:21 14.03.2010
Фотографий: 17
Посмотреть все фотографии серии иконы божьей матери
иконы божьей матери
17:46 14.03.2010
Фотографий: 56

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в татьяна_магаева

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.12.2009
Записей: 7719
Комментариев: 7403
Написано: 21021


Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин(часть 3).

Понедельник, 27 Января 2014 г. 15:30 + в цитатник

http://www.liveinternet.ru/users/3561375/post310122139/ - часть 1.

http://www.liveinternet.ru/users/3561375/post310136523/ - часть 2.

 

3561375_saltikovshedrin_1 (530x699, 90Kb)

 

Салтыков выехал из Вятки в конце 1855 г., а в 1856 г. "Губернские Очерки" стали уже выходить отдельными главами в только что основанном тогда "Русском Вестнике" (и частью в "Библиотеке для Чтения"): по всей вероятности начало их было написано еще в Вятке. В следующем году, 1857, они вышли уже цельною книгой. Немногие знали его первые повести; но теперь его литературное имя было сразу составлено: он тотчас стал в ряду самых сильных дарований той, богатой дарованиями, эпохи и выделился из этого ряда той своеобразной манерой, которая с тех пор осталась в нашей литературе единственною в своем роде. На первый раз читатели и критика, быть может, еще не оценили сполна этой оригинальной особенности писателя; "Губернские Очерки" были еще только первой пробой могущественного таланта; в Салтыкове могли видеть одного из продолжателей Гоголя, — но чем дальше, тем все сильнее развивалась эта особенность, тем все более раздвигался горизонт его наблюдения и изображения, тем глубже становился его анализ русской жизни и тем суровее становилась сатира.

Внешняя биография Салтыкова-Щедрина с этого времени заключалась в том, что причисленный, как упомянуто, к министерству внутренних дел, он в июне 1856 г. назначен был здесь исправляющим должность чиновника особых поручений VI класса. Еще раньше ему поручено было составление свода распоряжений министерства внутренних дел, касающихся дел войны 1853—1856 года; в августе он был командирован в губернии Тверскую и Владимирскую для обозрения на месте письменного делопроизводства губернских комитетов ополчения, и в бумагах его сохранилась черновая рукопись обширной официальной записки о государственном ополчении; эта записка, как упомянутая нами прежде, опять отличается большим деловым опытом и наблюдательностью: бумажный канцелярский материал не мог скрыть от него сущности дела. В бумагах его нашлась из этого времени также черновая записка об устройстве православных церквей в западных губерниях и еще более замечательная записка об устройстве градских и земских полиций. Рассмотрев подробно эту записку, составленную задолго до введения крестьянской реформы и земских учреждений, биограф Михаила Евграфовича удивляется в ней и широкому знанию жизни и достоинству предлагаемых им мер, и наконец, его гражданской смелости. "Немного было (говорит К. К. Арсеньев) должностных лиц, способных и готовых говорить, в формальной служебной бумаге, так решительно и так откровенно, как говорит автор записки... Беспощадного анализа системы, едва поколебленной и официально еще не осужденной, всего труднее было ожидать от молодого чиновника, только что вернувшегося из продолжительной ссылки и занимавшего весьма скромное положение в административном мире. Салтыков-Щедрин не остановился перед соображениями личной безопасности и личной выгоды; получив возможность высказаться, он воспользовался ею широко и смело. Оружием ему послужили и личный служебный опыт, и теоретические знания, приобретенные им во время вынужденных вятских досугов. Первый помог ему нарисовать верную картину действительности; в последних он почерпнул масштаб для критики и исходную точку для преобразовательного плана". "Рассуждения о вреде административной централизации, — продолжает биограф, — конечно, не составляют авторской собственности писателя, но ему принадлежит честь применения их к русской жизни, подтверждения их данными, взятыми из прошедшего и настоящего России. Многое в записке Салтыкова-Щедрина не устарело до сих пор... В самом проекте реформы, набросанном Михаилом Евграфовичем, есть, конечно, очевидные ошибки — очевидные теперь, при свете всего совершившегося в продолжение трех последних десятилетий; но в главном, общем, цели и пути указаны С. совершенно верно, и рано или поздно могут осуществиться некоторые из его желаний... Не вполне ясно и последовательно установлено также у С. различие между полицией благоустройства и полицией безопасности. Чрезвычайно плодотворной является зато мысль об объединении всего уездного управления, совершенно упущенная из виду в эпоху великих реформ, всплывшая наверх в земских проектах восьмидесятых годов, но до сих пор не приведенная в действительность. Не менее ценно и то, что это объединение приурочивалось писателем к земской почве; отношение между земством и центральною властью понималось им именно так, как оно рисуется лучшими представителями современного государственного права".



 

Приведенные подробности и отзыв компетентного знатока нашей внутренней жизни о проектах Салтыкова-Щедрина, писанных в самом начале эпохи реформ, когда сам крестьянский вопрос был предметом усиленных споров или недоумений, когда было еще далеко до преобразований судебных и земских, — эти подробности любопытны именно по отношении к тогдашней эпохе: основные вопросы внутренней жизни, вопросы учреждений, стоявших в ближайшем отношении к народному быту, представлялись с замечательною ясностью этому молодому писателю, который с полным знанием фактического порядка вещей соединял глубокое убеждение в необходимости реформы, и указывал для нее разумные и удобоприменимые средства, руководясь желанием добра и справедливости, нимало не впадая в утопию. Едва ли кто-нибудь из наших писателей-художников обладал таким широким реальным знанием народной и общественной жизни, и какая громадная разница, например, с Гоголем, когда он, задумывая продолжение "Мертвых Душ", выспрашивал и собирал по крохам сведения о том, в каких формах живет то русское общество, которое он хотел не только изображать, но также и поучать.

В марте 1858 г. Михаил Евграфович был назначен вице-губернатором в Рязань; 3 апреля, он в том же качестве был переведен в Тверь и здесь несколько раз исполнял обязанности губернатора. Он продолжал, однако, много работать в литературе, и между прочим, в 1861 г. принял участие в полемике по крестьянскому вопросу; одна из его статей появившаяся скоро после обнародования положения 19 февраля названа в печати: "Об истинном значении недоразумений по крестьянскому делу". Известно, что в то время произошло, к сожалению, немало подобных "недоразумений", когда крестьяне самым искренним образом не понимали иногда настоящего смысла "положений", дававших им свободу, и Салтыков-Щедрин дает по этому поводу много совершенно справедливых указаний, настаивая на том, что меры, не выходящие из пределов законности, принесут пользу несравненно более действительную и прочную, чем меры "экстренные", и что волнения и беспорядки почти всегда могли бы быть предупреждены своевременным увещанием и соглашением. В других случаях, писатель вступал в полемику об "истинных интересах дворянства", где противником его был известный в свое время публицист Ржевский, сторонник консервативно-дворянской партии... Как здесь, где ставился прямо вопрос о фактических отношениях быта, так и вне публицистики, представления Михаила Евграфовича остаются всегда определенны и реальны: он всегда с точностью знает ту область жизни, из которой он берет свои картины; он знает не только реальную подкладку быта, но и его психологию...

В феврале 1862 года Салтыков-Щедрин в первый раз вышел в отставку. По-видимому, в это возбужденное время нашей общественной жизни, его в особенности влекло к литературной деятельности: он думал поселиться в Москве и основать двухнедельный журнал; но это не удалось; он переселился в Петербург и здесь, с 1863 г., принял ближайшее участие в "Современнике", возобновленном после запрещения, в половине 1862 г. Здесь он в особенности стал публицистом, вмешиваясь в различные вопросы, волновавшие тогда русское общество, конечно, в тех пределах, в каких могла действовать литература. Только немногое из написанного им в эти годы относилось к области беллетристики и вошло потом в сборники его повестей и рассказов. Эта по преимуществу публицистическая деятельность, на потребность которой указывало уже упомянутое намерение основать свой журнал в Москве, продолжалась около двух лет и, по-видимому, утомила его массою тех затруднительных условий, какими была обставлена печать.



 

В ноябре 1864 г. Салтыков-Щедрин снова вступил на службу и назначен был председателем пензенской казенной палаты; в ноябре 1866 г., он был переведен в той же должности в Тулу, а в октябре 1867 г. в Рязань. Эти годы были временем наименьшей его деятельности в литературе: им написано было только "Завещание моим детям" (в "Современнике" 1866 г., январь). Но деятельность в литературе была все-таки его глубокой органической потребностью. С 1868 г. он принял ревностное участие в преобразованных тогда "Отечественных Записках"; в июне того же года он вышел окончательно в отставку, переехал в Петербург и сделался фактически одним из редакторов "Отечественных Записок"; в 1877 году, по смерти Некрасова, он был утвержден ответственным редактором этого журнала и оставался во главе его до запрещения его в апреле 1884 г. Затем он помещал свои крупные произведения в "Вестнике Европы" и менее обширные рассказы в "Русских Ведомостях".

Михаил Евграфович не отличался крепким здоровьем. Уже в октябре 1887 г. он предвидел приближение смерти и делал свои последние распоряжения. Последние годы прошли вообще в тяжелых припадках болезни, которые все ухудшались, но до последних дней он продолжал работать; ему не изменяла умственная и нравственная энергия. Последней работой его были "Забытые слова", по-видимому, начало рассказа, мрачная картина нашествия смерти, в продолжении которой, быть может, должна была явиться картина забвения идеалов в упадающем нравственно обществе. С. умер 30 апреля 1889 г. и погребен на Волковом кладбище, рядом с могилой Тургенева и Кавелина.

 

Чрезвычайный успех произведений Салтыкова-Щедрина, при его жизни и по его смерти, указывает, без сомнения, что общество чувствовало великую нравственную силу его сатиры: его чтение нередко тяжело, но читателя увлекает неистощимое разнообразие изображений русской жизни, в глубине которых, при всей суровости осуждения, чувствуется искренняя и ревнивая любовь к своей родине. По всему складу своей натуры он был всегда и художником и публицистом вместе. "Его влекла к литературе, — говорит один из его биографов, — способность создавать образы, воспроизводить жизнь — и вместе с тем потребность прямо и непосредственно действовать на умы, восставать против застоя и регресса, способствовать торжеству "свободы, развития и справедливости", — этими тремя словами он сам формулировал, в "Мелочах жизни", общий смысл своих стремлений. Конечно, не он один видел в искусстве нечто большее, чем совокупность "сладких звуков"; но немного можно насчитать писателей-художников, в деятельности которых играл бы такую важную роль элемент борьбы, всегда верной своим целям, всегда новой в своих средствах. Эта борьба втягивала в себя писателя, овладевала им все больше и больше — но вместе с тем и он владел ею, сохраняя в самый ее разгар все свойства истинного художника. Житейская волна не тянула его вниз, не разбивала его о подводные камни; она несла его на себе, высоко поднимая его дарование". Источником деятельности С. было именно высокое представление о нравственной силе и долге литературы, "Деятельность С. начиналась в то время, когда наша литература впервые стала истинно просветительною силой. Молодая и полная веры — "веры в чудеса", т. е. в возможность быстрого и всестороннего обновления, — литература сороковых годов "создала человечные предания, честную брезгливость; несмотря на свою изолированность, она действовала на большинство тогдашней интеллигенции, в молодых отпрысках которой уже можно было подметить некоторые несомненные пробуждения, замечательные по своей мучительной искренности. К числу таких молодых отпрысков принадлежал тогда и С. — и впечатления молодости легли в основание культа, посвященного им литературе". Литературная деятельность осталась для него навсегда нравственным долгом. При всех превратностях в жизни общества, только за литературой осталась все-таки привилегия "глаголом жечь сердца людей": оттого он остался верен своему труду до последних дней жизни.











 

  • В честь Салтыкова-Щедрина названы улица Салтыкова-Щедрина в Волгограде, в ЛипецкеЯрославлеТвериОрлеТюмениРязаниПензе, улица и переулок вКалуге и др.
  • До переименования улица Салтыкова-Щедрина была в Санкт-Петербурге.
  • Государственная публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург)
  • Мемориальные музеи Салтыкова-Щедрина существует в КировеТвери (см. Музей М.Е. Салтыкова-Щедрина в Твери), селе Спас-Угол Талдомского районаМосковской области.
  • Памятник Салтыкову-Щедрину установлен в посёлке Лебяжье Ленинградской области
  • Бюст Салтыкова-Щедрина установлен в в Рязани. Церемония открытия состоялась 11 апреля 2008 года, в связи со 150 летием с момента назначения Салтыкова-Щедрина на должность вице-губернатора в Рязань. Бюст установлен в скверике рядом с домом, который в настоящее время является филиалом Рязанской областной библиотеки, а раньше служил резиденцией рязанского вице-губернатора. Автор памятника — заслуженный художник России, профессор Московского государственного академического художественного института имени Сурикова Иван Черапкин
  • Памятник Салтыкову-Щедрину М. Е. установлен в городе Твери на Тверской площади (открыт 26 января 1976 года в связи с празднованием 150-летия со дня его рождения). Изображен восседающим в резном кресле, опираясь руками на трость. Скульптор О. К. Комов, архитектор Н. А. Ковальчук. Салтыков-Щедрин был вице-губернатором Твери с 1860 по 1862 год. Тверские впечатления писателя отразились в «Сатирах в прозе» (1860—1862), «Истории одного города» (1870), «Господах Головлевых» (1880) и других произведениях.


Серия сообщений "Видеокнига":
Часть 1 - Cвятой Апостол и Евангилист Иоанн Богослов(видеокнига часть 1)
Часть 2 - Cвятой Апостол и Евангилист Иоанн Богослов(видеокнига часть2)
...
Часть 8 - Сказки Киплинга.
Часть 9 - Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин(часть 2).
Часть 10 - Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин(часть 3).
Часть 11 - Александр Романович Беляев - писатель-фантаст
Часть 12 - Жизнь со Христом. Слово в день памяти сорока Севастийских мучеников. Протоиерей Александр Шаргунов.
...
Часть 18 - Указание пути в Царствие Небесное.
Часть 19 - Преподобный Силуан Афонский.
Часть 20 - Лествица.

Серия сообщений "Аудикнига":
Часть 1 - Сказки к Пасхе (слушать)
Часть 2 - Святитель Лука (Войно - Ясенецкий) "Я полюбил страдание" (аудиокнига)
...
Часть 4 - Эрик Сигал "История любви"
Часть 5 - Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин(часть 2).
Часть 6 - Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин(часть 3).
Часть 7 - Жизнь со Христом. Слово в день памяти сорока Севастийских мучеников. Протоиерей Александр Шаргунов.
Часть 8 - Преподобный Иоанн Лественичник
...
Часть 11 - Ирина Муравьёва "Холод черёмухи"
Часть 12 - Ирина Муравьёва "Мы простимся на мосту"
Часть 13 - Колин Маккалоу "Леди из Миссолонги"

Рубрики:  культура/Кино и спектакли
Художественные фильмы и спектакли,которые мне нравятся
Личности и судьбы/Творческие люди
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку