Американские истребители Р-40 были первыми самолетами, поставленными в СССР союзниками; правда эти первые «американцы» прибыли в Советский Союз не из США, а из Великобритании – присоединившиеся к программе ленд-лиза англичане передали СССР те самолеты, которые до этого сами получили от американцев, и уже использовали их в боях. Американские же поставки в СССР новеньких «заводских» Р-40 улучшенных модификаций широко развернулись уже в 1942-м.
Ленд-лиз – это государственная программа США по сдаче в аренду союзникам по антигитлеровской коалиции боевой техники, вооружений, боеприпасов и других припасов стратегического назначения. При этом нужно отметить, что такие поставки не были «благотворительностью страны-мецената»; они осуществлялись в интересах обеспечения защиты самих Соединенных Штатов, и предусматривали оплату предоставленной помощи по окончании войны. И цены при этом выставлялись немалые. В частности, Россия, как правопреемница СССР, смогла завершить выплату за поставки вооружений по ленд-лизу лишь через 60 лет - в 2006 году…
Поставки по ленд-лизу в СССР боевой техники и другого военного оборудования были достаточно разнообразны; значительную их долю составляла авиатехника и комплектующие для ремонта поврежденных самолетов. Всего в СССР за годы войны были переданы 14.126 американских самолетов, и 4.174 английских – из присоединившейся к программе ленд-лиза Великобритании.
«Главное – выбивать у них танки!». Эта фраза из книги ветерана Великой Отечественной войны Юрия Бондарева «Горячий снег» очень ёмко выражает основную задачу обороняющихся войск в той войне - «войне моторов», в которой танки были главной ударной силой наступающих армий, инструментом, взламывающим оборону противника и обеспечивающим прорыв вглубь вражеской территории.
За время 1-й мировой войны германские подводные лодки потопили 156 боевых кораблей и не менее 6.750 транспортных судов (общим грузовым водоизмещением 12.284.278 брт). Причем почти треть потопленного грузового тоннажа (не менее 3.720.000 брт) была уничтожена 20-ю лучшими немецкими командирами-подводниками. Из этого числа 1.582.947 брт (762 транспортных судна) отправили на дно пять самых выдающихся подводных асов Германии. Первое место среди них занимает Лотар фон Арнольд де ла Перьер (194 транспорта грузовым водоизмещением не менее 453.716 брт), второе – Вальтер Форстман (146 судов, 384.304 брт), третье – Макс Фалентинер (141 судно,299.326 брт). Четвертым по результативности стал Отто Штайнбринк – он уничтожил 202 транспортных судна на 231.614 брт, а так же подлодку Е-22 и крейсер «Ариадна» (общим водоизмещением 11.810 т). На пятом месте оказался Ганс Розе, потопивший 79 транспортов на 213.987 брт.
Эти маленькие субмарины были способны действовать только в прибрежных районах, на небольшом удалении от своих баз. Их малые размеры определяли недостаточный для длительного плавания запас топлива, и ограничивали количество вооружения. Ценность же этих небольших кораблей заключалась в исключительно быстрых темпах постройки, что в условиях войны было крайне важно. От закладки до вступления в строй у этих субмарин уходило не более 4-х месяцев! Благодаря этому немцам удалось в кратчайший срок резко усилить свои подводные силы.
Далее последует описание типов подводных лодок германского флота 1-й мировой войны. Однако требуется отметить, что об однотипности немецких подлодок того времени можно говорить весьма условно. Ведь лодки, позиционируемые как однотипные, в реальности значительно отличались друг от друга. Это было связано как с новизной и необычностью кораблей совершенно неизвестного ранее вида, вызывавшими различие взглядов на производственный процесс у кораблестроителей разных верфей, так и с тем, что в каждой строившейся субмарине они старались учесть опыт, полученный при строительстве и эксплуатации предыдущих подлодок. Немаловажными в таком «разнобое» были так же: спешка строительства военного времени (лодка, пока еще стоявшая на стапелях, требовалась флоту «уже вчера»), нехватка строительных материалов, и трудности снабжения оборудованием, неизбежные в условиях войны.
В этой статье описаны только боевые крейсерские подлодки - без экспериментальных и учебных. Специализированным подводным минным заградителям и малым субмаринам прибрежного действия будет посвящена отдельная статья.
К 1914 году германский военно-морской флот по численности кораблей занял второе место в мире - он уступал в мощи лишь британскому флоту. Однако входившие в его состав подводные силы были относительно невелики. В строю находилось всего 28 подводных лодок, еще 13 подлодок строились. А вот противостоявшая Германии Англия имела 73 субмарины, союзная ей Франция – 52 подлодки (еще 20 строились). И это – только западные противники Германии. А с востока ей противостояла еще и Россия, имевшая 27 подводных лодок в строю и 25 в постройке. Немцев же в подводной войне могли поддержать только 6 малых австрийских лодок. Правда, еще 5 «австриячек» находились в постройке на германских верфях, но с началом боевых действий немцы конфисковали эти корабли и ввели их в состав своего флота.
Первый воздушный бой D.H.2 состоялся задолго до поступления этих самолетов в войска – еще 9 августа 1915 г. Его провел первый прототип истребителя, отправленный во Францию для боевых испытаний. За штурвалом самолета сидел летчик-испытатель капитан Рональд Максвелл-Пайк. Бой завершился трагически: D.H.2 был сбит, Максвелл-Пайк погиб, а разбившийся самолет попал в руки противника. Несмотря на это, авиационное командование, не имевшее других вариантов маневренного истребителя, заказало фирме «Эйркрафт Мэньюфэкчуринг» первую серийную партию в 100 машин.
Весной-летом 1915 г в воздухе Западного фронта сложилось неприятное для стран Антанты положение: резко возросли потери их аэропланов. Это – из-за того, что в германских авиационных частях появились и быстро стали увеличиваться в количестве первые немецкие серийные истребители, вооруженные неподвижными носовыми пулеметами с синхронизатором. Такая система оказалась наиболее рациональной для успешной стрельбы в воздушном бою: ведь она позволяла летчику наводить оружие на цель всем корпусом самолета, ведя огонь прямо сквозь диск воздушного винта. Это значительно увеличило точность и кучность огня, повысив эффективность боевой работы пилота. И если у французов – пусть и в небольшом количестве – имелись подобные самолеты, то англичане перед германскими Фоккерами «Айндеккерами» оказались совершенно беззащитны.
Перед началом войны советская промышленность сделала огромный рывок в деле производства общепризнанного «Бога войны» - артиллерии. С 1934 г до 1941 г. численность артиллерии РККА возросла во много раз – с 15 тысяч до 110,4 тысяч «стволов»! А вот с обеспечением артиллерии тягачами для транспортировки этих орудий дело обстояло намного хуже. Ведь столетиями для буксировки пушек использовалась конная тяга; и хотя в 1932 г. Реввоенсовет СССР издал постановление «О переходе артиллерии РККА на механическую тягу», многие руководители ГАУ (Главного Артиллерийского Управления) «по старинке» оставались сторонниками тяги конной. Да и не успевала молодая промышленность Советов, занятая производством огромного количества пушек, танков, самолетов, автомобилей, кораблей, сельскохозяйственных тракторов поспевать еще и в производстве необходимого количества военных тягачей. Поэтому начало Великой Отечественной войны многие артиллерийские части РККА встретили с орудиями на конной тяге. Но чрезвычайная уязвимость этой тяги, особенно в начальный период войны, когда в воздухе господствовала немецкая авиация, потребовала уже в самые кратчайшие сроки заменить конную тягу механической. И это при том, что с началом войны почти все тракторные заводы прекратили выпуск тракторов и перешли на производство танков!
К началу Великой Отечественной войны РККА не располагала необходимыми средствами борьбы с авиацией противника. На уровне стрелкового полка его ПВО обеспечивалась по установленному штату всего одной зенитно-пулеметной ротой (3 х 12,7-мм и 6 х 7,62-мм пулеметов). Стрелковая дивизия в дополнение к зенитным пулеметам своих полков имела зенитный артиллерийский дивизион, который состоял из двух малокалиберных батарей (по 4 х 37-мм зенитки) и одной батареи среднего калибра (4 х 76,2-мм зенитные пушки). На уровне корпуса к этой артиллерии входивших в него дивизий добавлялся дивизион, состоявший из трех батарей 76,2-мм зениток (всего 12 пушек). Таким образом, стрелковая дивизия располагала в общей сложности 8 х 37-мм и 4 х 76,2-мм пушками, 9 х 12,7-мм крупнокалиберными зенитными пулеметами, и 24 х 7,62-мм счетверенными пулеметами.
Подразделения ПВО Люфтваффе в значительной мере были оснащены теми же, уже описанными мною в предыдущей статье зенитными орудиями, что имелись в Вермахте; только у Люфтваффе этих «стволов» было гораздо больше. Вообще большинство имевшихся в Германии огневых средств зенитной артиллерии находилось в ведении именно Люфтваффе - еще с самого начала развертывания системы ПВО в стране. Именно ПВО Люфтваффе была поручена противовоздушная оборона германских городов, а так же важных промышленных объектов самого Рейха и оккупированных стран, предприятия которых работали на немцев.
К началу Второй мировой войны свою противовоздушную оборону (ПВО) имели лишь часть танковых и нескольких моторизованных дивизий. При этом дивизионная ПВО состояла всего из одной моторизованной роты, располагавшей 12-ю 20-мм буксируемыми зенитными пушками Flak.30. Но к моменту нападения Германии на СССР (июнь 1941) роты 20-мм буксируемых зениток имелись уже в каждой танковой дивизии. А в 1942 в штат всех танковых дивизий дополнительно ввели самоходную зенитную роту, зенитки которой были установлены на шасси полугусеничных тягачей. Это позволило средствам ПВО не только сопровождать танковые колонны на марше, но и ускоренно реагировать на воздушное нападение противника. Каждая такая рота ЗСУ имела 2 х 37-мм орудия Flak.36, установленных на тягачах Sd.Kfz.7/2, и 6 х 20-мм пушек Flak.30 на тягачах Sd.Kfz.10/4
Корабли этой серии строились уже по другой концепции, отличавшейся от принятой в 20-е гг. концепции авианосца, которой соответствовали «Лексингтон» и «Саратога». Если те считались самостоятельными единицами, и для самозащиты снабжались толстой броней и крупнокалиберными орудиями, то авианосцы постройки 30-х гг. воспринимались уже как авиационное обслуживание эскадры, действующее исключительно под охраной крейсеров и эсминцев, обязанных всеми силами защищать свои плавучие аэродромы. Поэтому на авианосцах постройки 30-х гг. сильное бронирование и мощная артиллерия были принесены в жертву удобству работы с самолетами.
Еще в 20-е гг., приступив к механизации Рейхсвера, немцы убедились в том, что гусеничная техника более эффективна, чем колесная, в деле буксировки артиллерии и боеприпасов. А в начале 30-х гг. при разработке тактики «блицкрига» они задались целью совместить высокую проходимость гусеничных машин с быстроходностью и лучшей управляемостью машин колесных. Так в Германии началась разработка полугусеничных тягачей трех классов (легких, средних и тяжелых), способных буксировать артиллерию или прицепы с грузом от 1 до 18 тонн.
Соединенные Штаты вступили во Вторую мировую войну, имея в составе двух своих флотов (Атлантического и Тихоокеанского) 8 авианосцев; фактически же – только 7. Самый первый американский авианосец «Лэнгли», переделанный из угольщика в 1920, был по-сути экспериментальным. А накануне войны его вообще переоборудовали в авиатранспорт для обслуживания гидросамолетов, и принимать на палубу колесные машины он уже не мог.
Из этих семи имевшихся в ВМС США авианосцев в Тихом океане (непосредственном районе боевых действий американского флота) в декабре 1941 находились только три: «Лексингтон», «Саратога» и «Энтерпрайз». Но после нападения японцев на Перл-Харбор американцы спешно стали перебрасывать в Тихий океан авианосцы из Атлантики. В январе 1942 туда прибыл авианосец «Йорктаун»; в марте – «Хорнет», а летом - авианосец «Уосп». Таким образом, за несколько месяцев на Тихий океан были переброшены почти все имевшиеся в ВМС США авианосцы (в Атлантике остался только один «Рейнджер»).
В 20-30е гг. 20 века государства, считавшие себя великими морскими державами, увлеклись строительством нового типа дорогих и мощных боевых кораблей – авианосцев. Стремившаяся к реваншу за поражение в Первой мировой войне Германия, после прихода к власти нацистов вновь начавшая претендовать на роль великой морской державы, тоже не избежала новомодного увлечения. И 28 декабря 1936 года на верфи «Дойче Верке» в Киле под литерным обозначением «А» был заложен первый немецкий авианосец, впоследствии получивший название «Граф Цеппелин» («Graf Zeppelin» - в честь известного германского строителя дирижаблей). Это был огромный корабль стандартным водоизмещением 28.090, а полным - 33.500 тонн; его длина составляла 262,5 м, ширина 31,5 м, а осадка – 8,1 м. Авианосец планировалось оснастить четырьмя турбинными двигателями общей мощностью 200.000 л.с., которые должны были разгонять плавучий аэродром до 33,8 узлов. Защищать «Графа Цеппелина» от вражеских кораблей собирались 8 двуствольными 150-мм орудиями и 6 двуствольными 105-мм пушками; для отражения от атак с воздуха хотели поставить 11 двуствольных 37-мм и 28 одноствольных 20-мм автоматов. Главным же оружием авианосца должны были стать 42 самолета, сведенные в 4 эскадрильи: по одной – торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков, и две истребительные.
Боевые действия 1939-1941 гг. наглядно показали англичанам, что палубы их великолепных современных авианосцев сплошь забиты устаревшим авиахламом, практически почти неспособным к выполнению поставленных задач. И определенные боевые успехи, достигнутые в этот период британской морской авиацией, фактически основывались не на выдающихся качествах палубных самолетов, а на отваге, упорстве и высокой выучке их пилотов.
Особо тяжелое положение у английских моряков сложилось с истребительной авиацией. Ведь под мощным истребительным прикрытием даже устаревшие ударные машины могут действовать довольно эффективно. А Королевский флот располагал настолько плохим истребительным авиапарком, что в ходе войны британцам пришлось спешно полностью поменять весь состав своих палубных истребителей, уделив развитию именно этого типа машин наибольшее внимание. И даже обратиться за помощью к союзникам, приняв на вооружение значительное количество американских палубных самолетов…
Как уже говорилось в предыдущей статье, морская авиация флота США подразделялась на палубную, самолеты которой базировались на авианосцах, и авиацию морской пехоты, базировавшуюся на островах, принадлежавших или захваченных США. Причем и палубные, и береговые самолеты у американцев принадлежали к одним и тем же типам, и различались между собой только наличием или отсутствием приспособлений для посадки на корабельную палубу (тормозных гаков и т.п.).
Так как первые же бои на Тихом океане показали превосходство японских «палубников» (в первую очередь бившего всех истребителя «Зеро») над американскими, флот США уже в 1942 г. приступил к массовой замене своих неудачных самолетов на более современные и лучше вооруженные. В результате в боях 1942-1943 гг. преимущество перешло к американской морской авиации (как благодаря более совершенной технике, так и тому, что японцы в боях потеряли большинство своих опытных летчиков довоенной выучки). А в 1944-1945 и численное, и качественное превосходство американской морской авиации стало просто подавляющим, и этой мощи японцы уже ничего противопоставить не смогли…