Потолок концертного зала в Барселоне
Зачарованный Мерлин. Картина прерафаэлита Эдварда Берна-Джонса/Edward Burne-Jones
Художественная галерея Леди Левер, Ливерпуль
Вход станции метро Porte Dauphine,
созданное Гектором Гимардом
|
Соблазнение Мерлина
Эдвард Берн-Джонс (1874)
|
Декор замка de Roquetaillade французского архитектора Эжени Виоле-ле-Дюка
Архитектурный манифест Орта
Первым архитектурным «манифестом» стиля стал отель Tassel, возведённый в 1893 году в Брюсселе по проекту молодого бельгийского архитектора Виктора Орта/Victor Horta. Металлоконструкции, пользовавшиеся большой популярностью в ту индустриальную эпоху, впервые были введены как части фасада жилого здания, объединены с каменными элементами и украшены вьющейся кованой «порослью». Интерьеры отличались поэтичными волнообразными линиями, их декорировали напольной мозаикой, фресками, витражами, ковкой, а также необычной мебелью, светильниками и коврами, исполненными по авторским эскизам.
Отель Tassel архитектора Виктора Орта, Брюссель
Интерьер отеля Tassel, построенного Виктором Ортой. 1893. Брюссель
Европейские эпицентры ар-нуво
В 1895 году европейские журналы об искусстве и архитектуре уже активно пропагандировали новую утончённую эстетику, приправленную множеством искусных иллюстраций. Стиль становится актуальной темой творческих дискуссий – между Веной и Глазго в лице Отто Вагнера/Otto Wagner и Шарля Ренни Маккинтоша/Charles Rennie Mackintosh, между Парижем и Брюсселем в лице Эктора Гимара/Hector Guimard и Виктора Орта и т. д. В декабре 1895 года немецкий арт-дилер Зигфрид Бинг/Siegfried Bing открывает на rue de Provence в Париже галерею Art nouveau, позаимствовав для названия выражение из статьи художественного критика Эдмонда Пикара/Edmond Picard. Здесь выставляются работы Ван де Вельде, Родена, Тулуза-Лотрека и Тиффани. Тем не менее, эпицентром легендарного французского ар-нуво, чувственного и натуралистичного, становится город Нанси, где работают Эмиль Галле/Émile Gallé, стеклодувы братья Даум/Daum, мастер витража Жак Грюбер/Jacques Grüber, декоратор Луи Мажорель/Louis Majorelle. Именно их «безделушки» прозвучат триумфально на Парижском салоне 1900 года и навсегда останутся эталонами ар-нуво в общекультурном европейском сознании.
Витраж «Образование» Луиса Тиффани
«Дом майолики»/Majolikahaus Отто Вагнера, Вена,1899
La Maison Cauchie Поля Коши/Paul Cauchie, Брюссель
Фронтон историческогр здания Home Building Association Bank в Ньюарке,
штат Огайо, 1914, чикагского архитектора Луи Салливана
Зал Берлинского областного суда
Интерьер в стиле ар-нуво
Несмотря на всю свою идейную новизну и тотальное отрицание академизма, интерьер ар-нуво все же унаследовал ряд фундаментальных принципов организации и декора пространства от своих предшественников, в частности, от готики, рококо и барокко. Начать с того, что «новобранец», как все более ранние классические стили, стремился к эстетическому благозвучию всех элементов интерьерного ансамбля и требовал авторской разработки предметов мебели и всего декоративного убранства. У готического кабинета ар-нуво позаимствовал теоретическую модель стилистического обособления, а также особое внимание к фактуре и цвету натуральной древесины. У рококо модерн учился изяществу асимметрии, а у барокко – сложной витиеватой пластике резного антаблемента. Свои же чувственные отношения с её величеством линией ар-нуво выстраивал под влиянием японского искусства, открытого миру в 1868 году. Там же он позаимствовал и пристрастие к созерцанию тварей и творений природных.
Столовая в стиле ар-нуво, музей «Школы Нанси»
Мебель, светильники и аксессуары в стиле модерн
Виртуозы-ремесленники ар-нуво работали с массивом древесины ценных пород, стеклом, серебром, бронзой, железом, полудрагоценными камнями, перламутром. Они искали вдохновения и заимствовали конструктивные идеи у живой природы. Многие работы, в частности, представителей школы Нанси и американского мастера Луиса Комфорта Тиффани /Louis Comfort Tiffany, свидетельствуют о кропотливой исследовательской работе при создании концепции каждого предмета мебели или аксессуара, в которых линия всегда изгибается, а структурное членение подчинено динамике движения причудливой кривой.
Настольная лампа Луиса Тиффани
|
Ваза «Пассифлора» Эмиля Галле
|
Кофейный столик «Стрекозы» Эмиля Галле
|
Lampe Tiffany 1890-1900
|
Колье Рене Лалика 1898-1900
Ваза Розенталя, модерн около 1900
|
Настольная лампа, Рауль Ларш (1860-1912)
Париж около 1910. Будапештский музей
|
Элемент резного декора «Школы Нанси»
Лучшие архитектурные и интерьерные памятники ар-нуво находятся в Брюсселе, Вене, Барселоне, Глазго, Париже, Нанси и Турине. И несмотря на то, что национальные трактовки стиля разнятся, все творения этой эпохи всегда будут восхищать своей оригинальной орнаментальностью и мифологичностью, словно позаимствованными из девичьих снов.
Вилла Scott туринского архитектора Пьетро Фенолио/Pietro Fenoglio
Личный дом архитектора Артура Nelissen/Villa Beau-Site в стиле модерн, Брюссель, Бельгия
|
Семейный дом Eusebi Güell в Барселоне
Архитектор Антонио Гауди
|
Вилла Луи Мажореля в Нанси
Витражи «Школы Нанси»
Gresham Palace Hotel в Будапеште
|
Gresham Palace, Budapest
|
Люстра Эмиля Галле, одного из великих стеклодувов движения "Модерн"
Актриса Мод Адамс в роли Жанны д'Арк
Альфонс Муха 1909
|
Работа в стиле модерн Элизабет Сонрель 1900
|
Ковёр Норберта Вольфа/Norbert Wolf