-Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр вампилов александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр чаянов александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений тарковский афанасий фет ахматова бах белла ахмадулина бетховен блок борис зайцев борис пастернак борис чичибабин булат окуджава бунин валентин серов валерий брюсов ваня якимов варлам шаламов василий кандинский василий шукшин вероника тушнова виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков владимир софроницкий георгий бурков георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий мережковский екатерина максимова елена образцова иван бунин иван ефремов иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский ирина одоевцева константин бальмонт константин коровин лев гумилев лев толстой леон бонна леонардо да винчи леонид коган леонид филатов лермонтов марина цветаева мария каллас мария петровых марк захаров маяковский микеланджело михаил лермонтов михаил пришвин моцарт николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай лесков николай некрасов николай рубцов опера осень осип мандельштам пастернак петр кончаловский пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский россия рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм уильям фолкнер фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин цветаева чайковский чехов шостакович эрнест хемингуэй юлий харитон юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония ярослав смеляков

 -Рубрики

 -Цитатник

Донатас Банионис - (0)

✨Забытые имена советского кинематографа. Донатас Банионис Отмечаем столетний юбилей Д...

БЕНВЕНУТО ТИЗИ ДА ГАРОФАЛО - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ / БЕНВЕНУТО ТИЗИ ДА ГАРОФАЛОBENVENUTO TISI DA...

150 лет импрессионизма - (0)

150 ЛЕТ ИМПРЕССИОНИЗМА В МУЗЕЕ ОРСЕ: «Мы надеемся понять, насколько радикальными были эти художники»...

Изречения великих древнегреческих мудрецов - (0)

Многие умные люди нашего и более отдаленного времени считают, что древнегреческие философы&n...

Пьетро да Кортона - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК БАРОККО ПЬЕТРО ДА КОРТОНА / PIETRO DA CORTONA (1596-1669). РИМСКАЯ ШКОЛА, ЧА...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 58980


Парис Бордоне

Среда, 24 Января 2024 г. 19:27 + в цитатник
Цитата сообщения Слава44 ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ПАРИС БОРДОНЕ / PARIS BORDONE (1500-1571), ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА. ЧАСТЬ II

Автопортрет. Фреска. Villa Torlonia, Рим (700x680, 202Kb)
Портрет Париса Бордоне (1500-1571). Фреска. Вилла Торлония, Рим.

Парис Бордоне (1500-1571) - венецианский живописец эпохи Возрождения, работавший на религиозные, библейские и мифологические сюжеты. Пожалуй, больше всего он известен своими поразительными сексуализированными женскими портретами. Упрочив свою репутацию в Венеции, в 1530-х годах Бордоне начал путешествовать по Европе по своим заказам. Он провел время в Фонтенбло, при дворе короля Франциска I, а также весьма успешно работал в Северной Италии, Баварии и Польше. Картины Бордоне отличаются нежностью рисунка, оригинальностью замысла и богатством деталей. Бордоне является одним из основных представителей центрально-итальянского маньеризма. Хотя в истории искусства его иногда затмевают венецианские современники, такие как Тициан, Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто, Бордоне пользовался большим успехом. Парис Бордоне умер в Венеции в 1571 году.


Картины Париса Бордоне не имеют себе равных достоинств. Им присуще определенные благородство стиля и золотистая гармония цвета, которые он перенял у Тициана, наряду с реалистичной концепцией человеческой фигуры и величественным характером его портретов. С другой стороны, его обнаженная натура немного грубовата по форме, а действия его фигур часто неестественны и наигранны.

1550-1555 Отдых на пути в Египет со святым Иеронимом. Х, м. 83.8 х 99 cm. ЧС  (700x592, 189Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Отдых на пути в Египет со святым Иеронимом. 1550-1555 гг.
Холст, масло. 83,8 х 99 см. Частное собрание.

1550-1555 Heilige Familie mit Elisabeth, Johannes d. Täufer und Hieronymus АТТР. Х, м. 115 x 149 cm. Rom, Galleria Colonna (700x539, 158Kb)
Парис Бордоне (1500-1571), атрибуция. Святое Семейство со Святыми Елизаветой, Иоанном Крестителем
и Иеронимом. 1550-1555 гг. Холст, масло. 115 x 149 см. Галерея Колонна, Рим.

1550-1560-е Христос, несущий крест. Х, м. 82,5-78 см. Гос КГ Штутгарта. (640x700, 143Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Христос, несущий крест. 1550-1560-е гг. Холст, масло. 82,5 х 78 см.
Государственная картинная галерея Штутгарта, Германия.

1550-1555 Мад с Млад между Святыми Генрихом Упсальским и  Антонием Падуанским. Х,91×114 см, Pinacoteca Provinciale di Bari (455x700, 142Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Мадонна с Младенцем и Святыми Генрихом
Упсальским и Антонием Падуанским. 1550-1555 гг. Холст, масло. 91 х 114 см.
Пинакотека провинции Бари, Италия.

1550-1555 Мад с Млад между Святыми Генрихом Упсальским и  Антонием Падуанским. 2 (438x700, 162Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Мадонна с Младнцем и Святыми Генрихом
Упсальским и Антонием Падуанским. Фрагмент (1). 1550-1555 гг. Холст, масло.
Пинакотека провинции Бари, Италия.

1550-1555 Мад с Млад между Святыми Генрихом Упсальским и  Антонием Падуанским. 3 (466x700, 173Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Мадонна с Младнцем и Святыми Генрихом
Упсальским и Антонием Падуанским. Фрагмент (2). 1550-1555 гг. Холст, масло.
Пинакотека провинции Бари, Италия.

1550-1555 Мад с Млад между Святыми Генрихом Упсальским и  Антонием Падуанским. 4 (466x700, 171Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Мадонна с Младнцем и Святыми Генрихом
Упсальским и Антонием Падуанским. Фрагмент (3). 1550-1555 гг. Холст, масло.
Пинакотека провинции Бари, Италия.

1550-1560 Сбор винограда. Дер, м. 42-61 см. Академия Каррара, Бергамо  (700x476, 117Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Сбор винограда. 1550-1560 гг. Дерево, масло. 42 х 61 см.
Академия Каррара, Бергамо, Италия.

1550-1560 Деревенский пейзаж с двумя детьми и корзиной винограда. Дер, м. 44,1-64,3 см. Академия Каррара, Бергамо (700x470, 130Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Деревенский пейзаж с двумя детьми и корзиной винограда. 1550-1560 гг.
Дерево, масло. 44,1 х 64,3 см. Академия Каррара, Бергамо, Италия.

1550-1560 Нимфа и охотник. Х, м. 45 х 61 см. ВЕНА Оригинал (700x529, 105Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Нимфа и охотник. 1550-1560 гг. Холст, масло. 45 х 61 см.
Музей истории искусств, Вена.

1550-1555 Venus and Cupid. Х, м.ЧС . (681x700, 168Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Венера и Амур. 1550-1555 гг. Холст, масло. 96,2 x 93,5 см.
Галерея Маттео Саламон, Милан.

1550 Соблазн. Х, м. 75 х 61 см. Lazio, Rome, National Academy of San Luca. ОРИГИНАЛ (558x700, 148Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Соблазн (Искушение). 1550 г. Холст, масло. 75 х 61 см.
Национальная академия Святого Луки, Лацио, Рим.

1550 Ювелир с дамой. Х, м. 99,5 x 88,3 cm. Старая Пинакотека, Мюнхен. (615x700, 104Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Ювелир с дамой. 1550 г. Холст, масло. 99,5 x 88,3 см.
Старая Пинакотека, Мюнхен.

1550-е Явление Сивиллы императору Августу. Х, м. 165 х 230 см, ГМИИ им.Пушкина) (700x568, 160Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Явление сивиллы императору Августу. 1550-е гг. Холст, масло. 165 х 230 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

«Потрясающая картина Париса Бордоне. С какой стороны не взгляните, с какой точки зрения не рассматривайте… Для ценителей изобразительного искусства она является одной из тех поистине знаковых работ, что предвещали закат Венецианской школы живописи. Обозначили разрыв с традицией итальянского Ренессанса, выразившийся в чисто формальном следовании стилю (изобразительным формам, композиционному строю) старых мастеров. Нарочито эмоциональные жесты, разномасштабные фигуры, выраженная контрастность тонов, стремление насытить произведение малыми деталями - всё это уже никак не отвечало идеям создания гармоничной картины мира. Зато превосходно иллюстрирует современному ценителю союз эстетической рафинированности и морального надлома, царивший в душе Париса Бордоне и его единомышленников...И помните: если кто-то пишет слово «сивилла» с заглавной («большой») буквы - он точно не искусствовед» (Искусствовед Лёля Городная)

1550-е Явление Сивиллы императору Августу. Х, м. 165 х 230 см, ГМИИ им.Пушкина. Фрагм (700x357, 91Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Явление Сивиллы императору Августу. Фрагмент. 1550-е гг. Холст, масло.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1551 Благовещение. Х, м. 102 х 196 см. Musee des Beaux-Arts, Caen, France (700x362, 129Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Благовещение. 1551 г. Холст, масло. 102 х 196 см.
Музей изящных искусств Кана, Франция.

ФОТО Facade of the Duomo of Treviso (700x461, 112Kb)
Кафедральный собор. Соборная площадь, Тревизо.

1551 Sacri Misteri - Cattedrale Собор, Treviso ОРИГИНАЛ (700x466, 177Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Священные мистерии (Sacri Misteri). Сцены из жизни Христа. 1551 г.
Дерево, масло. 86,5 х 129 см. Кафедральный собор Тревизо.

Работа Бордоне «Священные мистерии или Святые тайны» первоначально находилась на алтаре в нефе старого собора Тревизо, но с постройкой Кафедрального собора была перенесена туда. Композиция была выбрана по просьбе заказчика, сборщика налогов Карло да Ро. Но Бордоне отказался от предложенной композиционной схемы, способной разделить и упорядочить различные тайны, что привело к истинной поэтической свободе. Например, крестный ход волхвов, который начинается от природной арки под горой Фавор, где происходит Преображение Господне, должен пройти перед Воскресшим Христом, чтобы попасть в Рождественскую хижину. Очень удачен и пейзаж. Столь же поразителен и нереальный свет, который, исходя от преображенного Христа далеко в небо, касается облаков, вершины горы и затем достигает естественной арки, окутывающей следование волхвов.

1551 Sacri Misteri Фрагмент 2 - Cattedrale Treviso (424x700, 147Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Священные мистерии (Sacri Misteri).
Сцены из жизни Христа. Фрагмент. 1551 г. Дерево, масло.
Кафедральный собор Тревизо.

1550-е Юпитер и Ио. (Kunstmuseum, Göteborg) (609x700, 161Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Юпитер и Ио. 1550-е гг. Холст, масло. 136 x 117,5 см.
Гётеборгский художественный музей, Швеция.

1555-1560 Афина отвергает ухаживания Гефеста. Х, м. 139.4x127.7. Музей иск-ва и археолог, Ун-та Миссури. Подарок фонда С. Кресса (639x700, 124Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Афина отвергает ухаживания Гефеста. 1555-1560 гг. Холст, масло.
139,4 x 127,7 см. Музей искусства и археологии Университета штата Миссури.
Подарок Фонда Сэмюэля Г. Кресса.

1550-1575 Мифологическая пара. (Лувр) Оригинал. (661x700, 210Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Мифологическая пара. 1550-1575 гг. Холст, масло. Лувр, Париж.

1550-е Венера, Флора, Марс и Купидон (Аллегория). Х, м. 108 x 129 cm. Эрмитаж, СПб. (700x591, 212Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Флора, Венера, Марс и Купидон (Аллегория). 1550-е гг. Холст, масло.
108 x 129 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

1550-е Жен. портрет (Balia dei Medici). Х, м. 105,5 х 83,3 см. Galleria Palatina (Palazzo Pitti), Флоренция (546x700, 150Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Женский портрет (Балия де Медичи). 1550-е гг.
Холст, масло. 105,5 х 83,3 см. Галерея Палатина (Палаццо Питти), Флоренция
Балия де Медичи - дочь графини Антонии Ромола де Медичи и Пьеро Ридольфи,
которая вышла замуж за Якопо V Аппиани д'Арагона, правителя Пьомбино в 1514 г.

1550-1590-е Portrait of a Woman as Cleopatra (припис) Х, м. 146.5 х 126 cm Музей Уолтерса, Балтимор (579x700, 145Kb)
Парис Бордоне (1500-1571), атрибуция. Портрет женщины в образе Клеопатры. 1550-1590-е гг.
Холст, масло. 146,5 х 126 см. Художественный музей Уолтерса, Балтимор, США.

1553 Королевский ювелир Джованни Якопо Каральо. Х, м. 135 х 104 см. Корол. замок Вавель, Краков, Польша (531x700, 102Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Королевский ювелир Джованни Якопо Каральо. 1553 г.
Холст, масло. 135 х 104 см. Королевский замок Вавель, Краков, Польша.

1550-е Портрет мужчины (Франческо Бембо-вопрос). Х, м. 108,5-90 см. Гос КГ Штутгарта. (606x700, 104Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет мужчины (художник Франческо Бембо?). 1550-е гг.
Холст, масло. 108,5 х 90 см. Государственная картинная галерея Штутгарта, Германия.

1550-е Портрет джентльмена. Б.г. Х, м. 40 x 31 cm. Сотбис НЙ 2012. Эстим. 60-80 тыс. дол (553x700, 119Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет джентльмена. 1550-е гг. Холст, масло.
40 x 31 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2012 г. Эстимейт $60.000-80.000 дол.

На этом «Портрете джентльмена» мы видим демонстрацию исключительного таланта Париса Бордоне. Мужчина кажется озабоченным, когда он смотрит из плоскости изображения, а его пальто на меху и классический фриз на заднем плане намекают на его достаток. Работа демонстрирует великолепные способности Бордоне в передаче разнообразных цветов и текстур. Слегка волнистая природа его бороды и светлых усов контрастирует с густотой его шерсти, хотя и то, и другое выполнено одинаковыми короткими резкими мазками. Точно так же мягкий насыщенный розовый цвет его щек, подчеркивающий его молодость, контрастирует с холодным твердым камнем фона. Хотя личность натурщика неизвестна, он явно был важной фигурой, что нашло отражение в том факте, что Бордоне написал вторую, немного увеличенную версию этого портрета. Однако ученые расходятся во мнениях относительно датировки этих портретов, причем мнения варьируются от 1527 до 1550 годов. Настоящая работа типична для портретов Бордоне, в которых часто проявляется его талант, сравнимый с портретом Теофило Фоленьо из галереи Уффици.

ФОТО Portrait of Teofilo Folengo by Girolamo Romani.  (621x700, 113Kb)
Джироламо Романино (1485–1566). Портрет Теофило Фоленьо. XVI век.
Галерея Уффици, Флоренция.

1554 Мертвый Христос, оплакиваемый angels. Х, м. 87 х 140 cm. Моравская КГ (700x432, 108Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Мертвый Христос, оплакиваемый ангелами. 1554 г. Холст, масло. 87 х 140 см.
Моравская галерея, Брно, Чехия.

1554 Мертвый Христос, оплакиваемый angels. Х, м. Palazzo Ducale, Venezia (700x517, 118Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Мертвый Христос, оплакиваемый ангелами. 1554 г. Холст, масло.
Дворец дожей, Венеция.

1557 Поклонение пастухов, Duomo (Treviso) (700x545, 118Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Поклонение пастухов. Холст, масло. 1557 г. Кафедральный собор, Тревизо.
Вестибюль капеллы Малькиостро.

1555-1565 The Holy Family and Saint John the Baptist. Х, м. 25,4 х 45,7 см. Национальный Музей Брукенталя, Румынии (700x409, 140Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Святое семейство и Святой Иоанн Креститель. 1555-1565 гг.
Холст, масло. 25,4 х 45,7 см. Национальный Музей Брукенталя, Румыния.

1555 Христос и центурионы. Х, м, 194.5 x 305 cm. ЧС (700x446, 163Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Христос и центурионы. 1555 г. Холст, масло. 194,5 x 305 см.
Частное собрание.

1558 Экстаз Св. Екатерины Сиенской, поднесённый Богородицей Спасителю. Х, м. 80,3-79,8 см. Академия Каррара, Бергамо (692x700, 177Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Экстаз Святой Екатерины Сиенской, поднесённый Богородицей Спасителю.
1558 г. Холст, масло. 80,3 х 79,8 см. Академия Каррара, Бергамо, Италия.

1557-1558 Богородица представляющая св. Доминика перед Христом Искупителем. Дер, м. 148-106 см. Пинакотека Брера, Милан (490x700, 141Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Богородица представляющая Святого Доминика
пред Христом Искупителем. 1557-1558 гг. Дерево, масло. 148 х 106 см.
Пинакотека Брера, Милан.

1559-1560 Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и Св. Иеронимом.  Х, м. 281×172 см, Город. музей Тревизо (425x700, 168Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем
и Святым Иеронимом. 1559-1560 гг. Холст, масло. 281 х 172 см.
Городской музей Тревизо.

1559-1560 Ecce Homo (Христос перед Пилатом) Follower. Х, м. 99 х 123 см. Аук DOROTHEUM, Вена, 2015. Прод. EUR 10,000 евро (700x518, 124Kb)
Парис Бордоне (1500-1571), follower. Ecce Homo (Христос перед Пилатом). 1559-1560 гг. Холст, масло.
99 х 123 см. Аукцион Dorotheum, Вена, 2015 г. Лот продан за EUR 10.000 евро.

1559-1560 Ecce Homo. Х, м. 102,5 - 138 см. Дрезден КГ (700x519, 131Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Ecce Homo. 1559-1560 гг. Холст, масло. 102,5 х 138 см.
Дрезденская картинная галерея.

1559-1560 Ecce Homo. Cristo davanti ad Erode. 1520-1571. Х, м. 115 х 160 см. Galleria Corsini, New York (700x499, 131Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Ecce Homo. Христос перед Иродом. 1520-1571 гг. Холст, масло. 115 х 160 см.
Галерея Корсини, Нью-Йорк.

1559-1560 Ecce Homo. Б.Г. Х, м. 98,4 х 97,8 см. ЧС (696x700, 139Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Ecce Homo. 1559-1560 гг. Холст, масло. 98,4 х 97,8 см. Частное собрание.

1555-1560 Любовники. Х, м. 139.1 х 122 cm. Нац гал, Лондон (618x700, 167Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Любовники (A Pair of Lovers). 1555-1560 гг. Холст, масло. 139,1 х 122 см.
Национальная галерея, Лондон.

На картине Бордоне «Любовники» молодая пара сидит на траве на тенистой поляне. Волосы женщины распущены, а платье растрепано. В одной руке она держит тростниковые дудочки, другой кожаной туфлей удерживает своего возлюбленного или побуждает его перекинуть малиновый плащ ей на колени. Обнаженный крылатый купидон венчает их венком. Рядом с бедром мужчины стоит деревянная бочка с водой, а над ней - флейта. Тема картины неясна. Музыкальные инструменты и обстановка предполагают, что это может быть пасторальная сцена пастуха и его возлюбленной, но одежда женщины не простая и не деревенская. Ее сорочка из тончайшего льна, а платье сшито из шелка с искусным рисунком. Ее плащ из дорогого малинового шелкового бархата. Возможно, картина представляет сцену из классической мифологии или содержит скрытый смысл о любви, а может быть, это эротический образ нимфы (богини природы) и ее возлюбленного.

1560 Венера и Адонис Х, м. 115 х 131 см. ВЕНА Оригинал (700x651, 170Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Венера и Адонис. 1560 г. Холст, масло. 115 х 131 см.
Музей истории искусств, Вена.

1560 Нептун и Амфитрита. Х, м. 106 х 98,5 cm. Аук  Dorotheum, Vienna, 2013 (653x700, 173Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Нептун и Амфитрита. 1560 г. Холст, масло. 106 х 98,5 см.
Аукцион Dorotheum, Вена, 2013 г.

1570 Похищение ++Прозерпины. Х, м. 137 х 125 cm Fondation Bemberg, Toulouse,  (638x700, 177Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Похищение Прозерпины. 1570 г. Холст, масло. 137 х 125 см.
Фонд Бемберг, Тулуза, Франция.

1559-1560 Венера, Марс и Амур. Х, м. 118 x 151 cm. Гал Дория-Памфили (700x617, 146Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Венера, Марс и Амур. 1559-1560 гг. Холст, масло. 118 x 151 см.
Галерея Дориа-Памфили, Рим.

1559-1560 Марс, Венера и Купидон. Х, м. 127,5x119 см. Гос. Эрмитаж 16 век (656x700, 162Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Марс, Венера и Купидон. XVI век. Холст, масло. 127,5 x 119 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

1560 Аллегория (Марс, Венера. Флора и Купидон). Х, м. 110 - 176 см. ВЕНА (700x432, 146Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Аллегория (Марс, Венера. Флора и Купидон). 1560 г. Холст, масло. 110 х 176 см.
Музей истории искусств, Вена.

Здесь сила любви, доминирующая даже над богом войны Марсом, представлена иронично и отстраненно. Марс, уже почти лишенный оружия – Венера слева удовлетворенно прислоняется к зеркалу – кажется, с негодованием смотрит на Купидона, виновника своей беззащитности, у которого он в наказание отобрал лук и стрелы. Агрессивная, беспокойная красочность, искусственность поз и модных аксессуаров, противоречие между откровенно представленным эротизмом и бессвязной композицией типичны для этого периода венецианской живописи в стиле маньеризма.

1560 Аллегория (Марс, Венера, Виктория и Купидон). Х, м. 109 х 176 cm. ВЕНА (2) (700x432, 143Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Аллегория (Марс, Венера, Виктория и Купидон). 1560 г. Холст, масло.
109 х 176 см. Музей истории искусств, Вена.

В этой аллегории свадьбы или брака изображена пара в костюме Марса и Венеры, которым крылатый гений (Виктория?) и маленький бог любви Купидон дарят мирты и розы. Бордоне, ученик Тициана, в зрелые годы обратился к формам и цветам центрально-итальянского маньеризма; холодные меняющиеся цвета, монументальный взгляд на фигуры и неустойчивая композиция указывают в первую очередь в этом направлении.

1555-1565 Венера, Сатир и Амур. Х, м.  99 x 146 см. Гал Боргезе, Рим (700x473, 105Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Венера, Сатир и Амур. 1555-1565 гг. Холст, масло. 99 x 146 см.
Галерея Боргезе, Рим.

1552 Вирсавия у фонтана. Х, м. 54 x 66 cm. Hamburger Kunsthalle  (700x564, 155Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Вирсавия у фонтана. 1552 г. Холст, масло. 54 x 66 см.
Гамбургский Кунстхалле, Германия.

1555 Аллегория веры (Памяти о благородном священнике Бернардо деи Гастальди), Х, м. 66.5 x 55 cm. Кристис НЙ 2010.  Прод.56.250д (571x700, 166Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Аллегория веры (Памяти благородного священника
Бернардо деи Гастальди). 1555 г. Холст, масло. 66,5 x 55 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2010 г.
Лот продан за $56.250 дол.

ФОТО Флора. 1540 Х, м. Х, м. 105 х 85 см. ЛУВР  (589x700, 136Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Флора. 1540 г. Холст, масло. 105 х 85 см. Лувр, Париж.
(Картина приобретена музеем у Альфреда Каруильона, графа Вандельского (1814-1904),
пожертвование последнего в 1903 году).

1560 Дама с розой. Х, м. 103 х 85 см. ГМИИ им. Пушкина - трофей (583x700, 164Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Дама с розой. 1560 г. Холст, масло. 103 х 85 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. (Однако, на сайте музея картины нет, есть только в Википедии.
По другим источникам – картина взята в качестве трофея в Берлине в конце Второй мировой войны в 1945 г.)

1560 Двойной портрет венецианки и ее кавалера. Х, м. 84.5 х 71 cм. Nivaagaard Museum, Дания (578x700, 169Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Двойной портрет венецианки и ее кавалера. 1560 г.
Холст, масло. 84,5 х 71 cм. Художественный музей Нивагаард, Копенгаген, Дания.

1560 Бой гладиаторов Х, м. 218х329 см. ВЕНА Оригинал 2 (700x460, 174Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Бой гладиаторов. 1560 г. Холст, масло. 218 х 329 см.
Музей истории искусств, Вена.

«Бой гладиаторов» - еще один шедевр Париса Бордоне из «архитектурной серии». Картина известна очень давно: еще в 1830 году Джеймс Норткот в своем двухтомнике «Жизнь Тициана» обсуждал, ее ли имел ввиду Джорджо Вазари, упоминая о картине, созданной Бордоне во время пребывания в Аугсбурге. Одно время «Битву гладиаторов», в частности, считали полотном авторства Джулио Романо. Но, в итоге все искусствоведческие изыскания на эту тему закончились – ко всеобщему удовлетворению. Общая композиция картины - уходящая вдаль улица, ряды помпезных архитектурных сооружений слева и справа, напоминает предыдущее полотно Бордоне «Явление сивиллы императору Августу» (1550-е, ГМИИ им. Пушкина).

1560 Бой гладиаторов (2). Деталь 1 (668x700, 259Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Бой гладиаторов. Фрагмент (1). 1560 г. Холст, масло.
Музей истории искусств, Вена.

Ежегодные гладиаторские игры проходили в Риме в конце года, в декабре Закономерно, что христиане с самого начала осуждали гладиаторские бои. Легенда связывает конец кровавых игр в Риме с христианским монахом Телемахом. Писали, что он ворвался на арену и попытался остановить сражающихся гладиаторов. В конце концов, во второй половине 4-го века н.э. гладиаторские бои были запрещены, а буянящих гладиаторов выгнали из Колизея.

1560 Бой гладиаторов (2). Деталь 2 (622x700, 212Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Бой гладиаторов. Фрагмент (2). 1560 г. Холст, масло.
Музей истории искусств, Вена.

1560 Портрет Франческо Таверны (531x700, 124Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет миланского дворянина Франческо Таверны.
1560 г. Холст, масло. Частное собрание.

1561 Портрет бородатого мужчины 94,5 х 78 см. Сотбис Лондон 2008. Эстим. 25,000 - 35,000 GBP (565x700, 75Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет бородатого мужчины. 1561 г. Холст, масло.
94,5 х 78 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2008 г. Эстимейт GBP 25.000-35.000 фунтов.

1560-е Св. семейство с Иоанном Крестителем в пейзаже. Дер. перенос на Х, м. 102.3 x 153.5 cm. Кристис Лондон 2006. GBP456.000 (700x461, 111Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Святое семейство с Иоанном Крестителем в пейзаже. 1560-е гг.
Холст, перенос с дерева, масло. 102,3 x 153,5 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2006 г.
Лот продан за GBP 456.000 фунтов.

1560 Отдых на пути в Египет  со святыми Иоанном Крест, Елизаветой и Екатериной. Х, м. 98,7 х 139,7. ЧС (700x513, 188Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Отдых на пути в Египет со Святыми Иоанном Крестителем, Елизаветой и Екатериной.
1545-1560 гг. Холст, масло. Частное собрание.

1566-1570 Тайная вечеря (2) (700x333, 93Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Тайная вечеря. 1566-1570 гг. Холст, масло.
Церковь Сан-Джованни-ин-Брагора, Венеция.

1566-1570 Тайная вечеря. Х, м. Церковь San Giovanni in Bragora, Venice (700x349, 92Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Тайная вечеря. 1566-1570 гг. Холст, масло.
Церковь Сан-Джованни-ин-Брагора, Венеция.

1562-1565 Воскресение Христа. Х, м. 80 x 88 см. Городской музей Тревизо (700x644, 201Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Воскресение Христа. 1562-1565 гг. Холст, масло. 80 x 88 см.
Городской музей Тревизо.

1561-1562 Рай. Х, м. 332.5 × 166 см. Museo Civico Luigi Bailo, Treviso (349x700, 112Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Рай. 1561-1562 гг.
Холст, масло. 332 х 166,5 см.
Музей Святой Екатерины, Тревизо.

1561-1562 Рай. Франмент 1 (700x590, 122Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Рай. Фрагмент (1). 1561-1562 гг. Холст, масло. Музей Святой Екатерины, Тревизо.

1561-1562 Рай. Франмент 2 (700x359, 93Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Рай. Фрагмент (2). 1561-1562 гг. Холст, масло. Музей Святой Екатерины, Тревизо.

1561-1562 Рай. Франмент 3 (700x468, 107Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Рай. Фрагмент (3). 1561-1562 гг. Холст, масло. Музей Святой Екатерины, Тревизо.

1561-1562 Рай. Франмент 4 (478x700, 94Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Рай. Фрагмент (4). 1561-1562 гг. Холст, масло.
Музей Святой Екатерины, Тревизо. Предположительно, но не доказано, что среди изображенных
на картине есть и дочь Бордоне Кассандра, ставшая монахиней монастыря Всех Святых.

1565 Христос крестит святого Иоанна Мученика. Х, м. 63.5 × 70.8 cm. Нац гал, Лондон (700x638, 175Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Христос крестит святого Иоанна Мученика. 1565 г. Холст, масло.
63,5 х 70,8 см. Национальная галерея, Лондон.

Когда-то считалось, что на этой картине Бордоне изображен Христос, помазывающий дожа Венеции в тюрьме. На самом деле молодой человек - Неаний, герцог Александрийский, который позже стал святым Иоанном, христианским мучеником. Император Диоклетиан сделал Неанию герцогом Александрийским и поручил подавить христианскую общину, но вместо этого был обращен в христианство посредством видения. Однако его мать предала его, и он был подвергнут пыткам и заключен в тюрьму. Христос явился Анании в его камере в сопровождении ангелов. Христос опорожняет чашу на склоненную голову молодого человека. Он крестил Неанию и дал ему имя Иоанн.

Paris_bordon,_il_redentore_Ravenna Art Museum (599x700, 142Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Искупитель (Il redentore). Холст, масло.
Национальный музей Равенны, Италия.

Christ as Salvator Mundi (Circle). Х, м. 99,1 х 88,1. ЧС (599x700, 130Kb)
Парис Бордоне (1500-1571), circle. Христос - Спаситель мира. Холст, масло. 99,1 х 88,1 см.
Частное собрание.

Virgen Dolorosa, copia de un original de Tiziano. АТТР.  Х, м. 73 х 60 cm. (Museo Lázaro Galdiano, Madrid) (545x700, 101Kb)
Парис Бордоне (1500-1571), атрибуция. Страдающая Мать Долороза (Virgen Dolorosa), копия
с оригинала Тициана, 1555 г. Холст, масло. 73 х 60 см. Музей Лазаро Гальдиано, Мадрид.

Крещение ++ Христа (Follower). Х, м. 87 х 71 см. ЧС (516x700, 83Kb)
Парис Бордоне (1500-1571), follower. Крещение Христа. Холст, масло. 87 х 71 см.
Частное собрание.

Распятие. ++ АТТР.  Х, м. 86 х 54,5 см. ЧС (445x700, 93Kb)
Парис Бордоне (1500-1571), атрибуция. Распятие. Холст, масло. 86 х 54,5 см.
Частное собрание.

Baptism of Christ  Bordone (б. вопрос - автор Алматео Помпони) (381x700, 106Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Крещение Христа. (Также приписывается художнику
Алматео Помпони, 1505-1588). Холст, масло. Церковь Санто-Стефано, Венеция.

Sacra Conversazione. Chiesa di San Giovanni Battista, Biancade (522x700, 141Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Священный Разговор. Холст, масло. Алтарь церкви
Сан-Джованни Баттиста, провинция Бьянкада, г. Ронкаде, Италия.

Sant'Antonio Abate in trono tra san Vincenzo Ferrer e san Biagio. Х, м. 120,5 x 202 cmГород музей Тревизо (426x700, 113Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Святой Антоний Аббат на троне и Святые Сент-Винсент
Феррер и Сан-Бьяджо. Холст, масло. 120,5 x 202 см. Городской музей Тревизо.

Dio Padre e Madonna con Bambino che calpesta un serpente. 1520-1571. Х, м. 100 х 150. Аук Mercato antiquario, Monaco, 1986 (700x504, 149Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Бог Отец и Мадонна с Младенцем, наступающая на змею. 1520-1571 гг.
Холст, масло. 100 х 150 см. Аукцион Mercato Antiquario, Монако, 1986 г.

1675-1700 Мистич брак СВ. Кати (After). Х, м. 190.5 x 236.2 cm.Glasgow Museums Resource Centre (GMRC) (700x567, 116Kb)
Парис Бордоне (1500-1571), after. Мистическое обручение Святой Екатерины. 1675-1700 гг. Холст, масло.
190,5 x 236,2 см. Ресурсный центр музеев Глазго (GMRC), Шотландия.

The Madonna and Child with Saints Anthony Abbot and Francis. Х, м. 68.3 x 88.8 cm. Кристис НЙ 2018 (700x536, 132Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Мадонна с Младенцем и Святыми Антонием Аббатом и Франциском.
Холст, масло. 68,3 x 88,8 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2018 г.

An Allegory of Maximillian II (Circle) Х. на дер, м. 87,3 х 127,6 см. Кристис НЙ 2010. Прод. USD 8,750 (700x477, 153Kb)
Парис Бордоне (1500-1571), circle. Аллегория императора Максимилиана II. Холст на дереве, масло.
87,3 х 127,6 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2010 г. Лот продан за $8.750 дол.

Ritratto di una cortigiana veneziana. Х, м. 170 x 95.5 cm, sold by Finarte, Venezia, 2005 (391x700, 73Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет венецианской куртизанки. Холст, масло.
170 x 95,5 см. Продано на аукционе Finarte Auctions S.r.l, Венеция, 2005 г.

Настоящая картина Бордоне является примером портретов воображаемых султанш, появившихся в середине XVI века, изображающих женщин гарема, соответствующих западному идеалу. Изображенная женская фигура выглядит как куртизанка, одетая в откровенное зеленое одеяние с полупрозрачным платьем и рукавами. Так называемые венецианские блондинки с вьющимися и рыжевато-светлыми волосами куртизанки соответствуют венецианскому идеалу красоты, особенно следуя женскому типу, созданному Тицианом. Роза в ее руке является символом Венеры.
Высокое социальное положение модели подчеркивается драгоценными украшениями и обувью, так называемыми налинами, которые она носит. Известные по османской моде, их носили для защиты ног и платьев от воды и полов с подогревом в турецких банях. Эти туфли были часто богато украшены серебряной инкрустацией, перламутром и даже драгоценными камнями. В дополнение к их практическому использованию, они также имели символическое значение в османском обществе: разная высота обуви свидетельствовала о социальном статусе ее владельца (как в наше время туфли на платформе!)

Venus and Cupid (studio of paris bordone) Х, м. 82.8 x 132.1 cm. Кристис НЙ 2017. Прод. USD 72,500 дол (700x435, 102Kb)
Парис Бордоне (1500-1571), studio. Венера и Купидон. Холст, масло. 82,8 x 132,1 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2017 г. Лот продан за $72.500 дол.

Виоланта (After 1540-е). Х, м. 71 x 56.8 cm. Сотбис Лондон 2018. Эстим. 2,000 - 3,000 GBP (566x700, 116Kb)
Парис Бордоне (1500-1571), after. Виоланта. 1540-е гг. Холст, масло. 71 x 56,8 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2018 г. Эстимейт GBP 2.000 – 3.000 фунтов.

Дама с собачкой. Провинциальной художественной галерее Бари (Pinacoteca Provinciale di Bari) (640x700, 111Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Дама с собачкой. Холст, масло. Пинакотека провинции Бари, Италия.

Особую главу в творчестве Бордоне составляют его женские фигуры. Согласно Вазари, эти аллегории или мифологические фигуры были написаны во время его пребывания во Франции, в Фонтенбло. Настоящее полотно является хорошим примером такого типа. Бордоне изображает молодую девушку в дорогом платье с глубоким вырезом, открывающим ее грудь и с маленькой собачкой в руках, которая ассоциируется с богатством дамы. Этот женский тип соответствует модели, созданной Тицианом и Пальмой Веккио и которую Бордоне использовал в других работах.

Дама с собачкой. Итал. издание Чехова (Ebook, 2019) (463x700, 96Kb)
А.П. Чехов. Дама с собачкой. Итальянское издание E-book, 2019 г.

Портрет молодой ж-ны. Х, м. 118-91 см. Савойская галерея турин (567x700, 172Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет молодой женщины. Холст, масло. 118 х 91 см.
Савойская галерея Сабауда, Турин, Италия.

Портрет молодой женщины (After). 17 век. Х, м. 98 × 75 cm. Нац. гал., Лондон (533x700, 120Kb)
Парис Бордоне (1500-1571), after. Портрет молодой женщины. XVII век.
Холст, масло. 98 х 75 см. Национальная галерея, Лондон.

Флора. Pinacoteca Provinciale di Bari, collezione-privata (651x700, 110Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Флора. Холст, масло. Пинакотека провинции Бари, Италия.

Venere and Adonis Пер. пол. 16 в. Х, м. 136 х 121 см. Музей истории культуры, Дубровник (627x700, 172Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Венера и Адонис. Первая половина XVI в. Холст, масло.
136 х 121 см. Музей истории культуры, Дубровник. Повторение сюжета «Любовников»
(1555-1560) из Национальной галереи Лондона.

Портрет молодого человека. 16 век. cm. Х, м. 75 x 64 см. Музей страда нуове, ОРИГИНАЛ (606x700, 111Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет молодого человека. XVI век. Холст, масло. 75 x 64 см.
Палаццо Росси, Музей Страда Нуова, Генуя.

Портрет отца с сыном (Follower) Х, м. 85.1 by 68.3 cm. Сотбис. Эстим. 4,000 - 6,000 USD  (547x700, 107Kb)
Парис Бордоне (1500-1571), follower. Портрет отца с сыном. Холст, масло. 85,1 х 68,3 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2023 г. Эстимейт $4.000 – 6.000 дол.

Портрет старика. Х, м. Palazzo Rosso - Musei di Strada Nuova, Генуя (640x700, 147Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет старика. Холст, масло.
Палаццо Росси, Музей Страда Нуова, Генуя.

Религиозный пейзаж XVI века, изображающий отдыхающих во время бегства Святого семейства в Египет, является частым повторяющимся сюжетом Париса Бордоне. Художнику исключительной разносторонности Бордоне также приписывают изобретение нового жанра живописи: архитектурного каприччио. Однако именно в своих справедливо прославленных религиозных пейзажах Бордоне (в отличие от любого другого художника своего поколения) объединяет основные качества Тициана и Джорджоне, общих основоположников венецианской ренессансной традиции, что в конечном итоге потребовало от него обуздать свою собственную несомненную склонность к новаторству.

Отдых на пути в Египет с донатором (Circle) Х, м. 50 x 68.5 cm. Кристис НЙ 2009. Прод. USD 7,500 (700x481, 140Kb)
Парис Бордоне (1500-1571), circle. Отдых на пути в Египет с донатором. Холст, масло. 50 x 68,5 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2009 г. Лот продан за $7.500 дол.

Святое семейство со святым Иоанном Крестителем (АТТР) Х, м. 94.3 x 135.9 cm. Manchester Art Gallery (700x478, 112Kb)
Парис Бордоне (1500-1571), атрибуция. Святое семейство со Святым Иоанном Крестителем. Холст, масло.
94,3 x 135,9 см. Манчестерская художественная галерея, Англия.

Святое собеседование со Св. Гомбоном и донатором. Нац Пинакотека, Сиена (700x562, 183Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Святое собеседование со Святым Гомобоном и донатором. Холст, масло.
Национальная Пинакотека, Сиена, Италия.

Мадонна с Млад. и Св. Иоанном-Крест в пейзаже. Х, м. 66 х 95,9 см. Сотбис Лондон 2002. Эстим. 50-70 тыс. фунт (700x393, 98Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Мадонна с Младенцем и Святым Иоанном Крестителем в пейзаже.
Холст, масло. 66 х 95,9 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2002 г. Эстимейт GBP 50.000-70.000 фунтов.

Мадонна с Младенцем (Мастерская) Вариант музее Луиджи Байло,  Х, м. 75.9 by 61.6 cm. Сотбис . Эстим. 20,000 - 30,000 USD (549x700, 109Kb)
Парис Бордоне (1500-1571), мастерская. Мадонна с Младенцем. Вариант из Городского музея
Луиджи Байло в Тревизо. Холст, масло. 75,9 х 61,6 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2023 г.
Эстимейт $20.000 – 30.000 дол.

Мадонна с Младенцем. Б.г. Х (перевод с дер), м. 31 х 24 см. ГМИИ им. Пушкина (542x700, 128Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Мадонна с Младенцем. XVI в. Холст, перевод с дерева, масло.
31 х 24 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Христос и самаритянка (700x569, 144Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Христос и самаритянка. Холст, масло. Местонахождение неизвестно.

Христос и Самаритянка у колодца. 1520-1571. Х, м. 50.8 × 78.7. Аук Кристис Лондон 1970 (700x431, 104Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Христос и Самаритянка у колодца. 1520-1571. Холст, масло. 50,8 х 78,7 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 1970 г.

Святой Иоанн Креститель, венчающий Агнца цветами. Дер, м. 75 х 60,5 см. Музей изящных искусств, Ренн, ФР. (569x700, 117Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Святой Иоанн Креститель, венчающий Агнца цветами.
Дерево, масло. 75 х 60,5 см. Музей изящных искусств, Ренн, Франция.

Св. Себастьян со св. Иреной и ангелами (Follower, АТТР) Х, м. 159,5 х 81,5. Аук Stuker Bern,. Эстим. 2000.–  3000 швейцар. франк (350x700, 83Kb)
Парис Бордоне (1500-1571), follower. Святой Себастьян со Святой Иреной
и ангелами. Холст, масло. 159,5 х 81,5 см. Аукционный дом Stuker Bern, Швейцария.
Эстимейт 2.000 – 3.000 швейцар. франков.

Юдифь и Олоферн (Follower). Х, м. 51,6 x 85 cm Bertolami Fine Art - Casa d'Aste Hbv 10012024 (700x409, 117Kb)
Парис Бордоне (1500-1571), follower. Юдифь и Олоферн. Холст, масло. 51,6 x 85 см.
Аукцион Bertolami Fine Art - Casa d'Aste, Рим, 2024 г.

Вертумн и Помона (Follower) Дер, м. 30.5 x 81.3 cm. Кристис Лондон 2006. Прод. GBP 4,800 (700x247, 64Kb)
Парис Бордоне (1500-1571), follower. Вертумн и Помона. Дерево, масло. 30,5 x 81,3 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2006 г. Лот продан за GBP 4.800 фунтов.

Смерть Адониса  Дерево, масло. 31 х 110,5 см. Аук HAMPEL, 2015 г. Эстим, € 35.000 - 45.000 евро (700x193, 59Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Смерть Адониса. Дерево, масло. 31 х 110,5 см. Аукционный дом HAMPEL
Fine Art Auctions, Мюнхен, 2015 г. Эстимейт EUR 35.000 - 45.000 евро.

И в заключение, три совершенно необыкновенные картины Париса Бордоне, в авторстве которых сильно сомневаются искусствоведы

Мученичество Святого Теодоро (Школа Бонифация Питатского). Х, м.  400 x 400 cm. Церковь Сан-Сальвадор,Часовня Сан-Теодор Венеция (700x651, 192Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Также приписывается школе Бонифация Питатского-Веронезе (1487-1553).
Мученичество Святого Теодоро. Холст, масло. 400 x 400 см. Церковь Сан-Сальвадор, часовня Сан-Теодоро,
Венеция.

Мученичество Святого Теодоро (ВОПРОС). Х, м.  400 x 400 cm. Церковь Сан-Сальвадор, Венеция 2 (700x641, 233Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Также приписывается школе Бонифация Питатского-Веронезе (1487-1553).
Мученичество Святого Теодоро. Другое цветовоспроизведение. Холст, масло. 400 x 400 см.
Церковь Сан-Сальвадор, часовня Сан-Теодоро, Венеция.

Pietro Damini, - Saints Prosdocimus, Justina, Daniel, and Anthony of Padua in Glory with a View of the Prato della Valle, Padua (700x557, 164Kb)
Парис Бордоне (1500-1571) или Пьетро Дамини (1592-1631). Четыре небесных покровителя Падуи - Святые Просдоций, Иустина, Даниил и Антоний Падуанские во славе с видом на площадь Прато делла Валле, Падуя. 1617-1619 гг. Холст, масло. 27,5 х 35 см. Художественные музеи Гарвардского университета / Музей Фогга.

И наконец, картина Бордоне по технике исполнения и сюжету напоминаеь полотна импрессионистов, например,
известные застолья Огюста Ренуара.

Саломея получает голову Иоанна Крестителя  (Б. вопрос от СОШ) (700x458, 95Kb)
Парис Бордоне (1500-1571). Саломея получает голову Иоанна Крестителя.
(Salome Given the Head of St. John the Baptist by Herod).

ФОТО Ренкар 1881 Завтрак гребцов.jpg (700x517, 166Kb)
Огюст Ренуар (1841-1919). Завтрак гребцов. 1880-1881 г. Холст, масло. 130 х 173 см.
Собрание Филлипса, Вашингтон.

Саломея получает голову Иоанна Крестителя  (Б. вопрос от СОШ) (2) (525x700, 115Kb)
А вот подлинник публикации картины Бордоне, м.б. есть еще один неизвестный науке Bordone

Парис Бордоне (450x700, 111Kb)
Художник Парис Бордоне (1500-1571)

Как и другим художникам вроде Лоренцо Лотто, Парису Бордоне видимо, не доставались большие городские заказы, так что его последующее творчество связано в основном с работой для частных и иностранных патронов, в том числе еще раз и при французском дворе Франсуа II около 1559-1560 года. В этом смысле Бордоне как будто следовал по стопам самого Тициана, только вот покровители у него были рангом пониже, и заграничные успехи оказались довольно скромными и недолговечными, так что он умер в относительной безвестности в Венеции 19 января 1571 года,

Antonio Carlini, - Medaglia di Paris Bordon,1900 (400x400, 87Kb)Antonio Carlini, - Medaglia di Paris Bordon,1900 г (400x400, 98Kb)
Памятная медаль, отлитая в Париже в честь 400-летия со дня рождения Париса Бордоне. Бронза, 1900 г.
Медальер Антонио Карлини.

В 2002 году в Музее Святой Екатерины в Тревизо состоялась самая большая выставка за последние годы произведений Париса Бордоне из главных музеев мира, от Лувра до Национальной галереи Вашингтона. К сожалению, СВО остановила прибытие некоторых картин из России. На выставке было представлено 41 картина мастера, что составляет только около 10% художественной продукции Париса Бордоне. Таким образом все наследие центрально-итальянского маньериста насчитывает порядка 400 произведений.

ИСТОЧНИКИ

Вазари Том 5 (400x530, 113Kb)Вазари Том 5 супер (400x530, 68Kb)
Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Том V. Перевод А.И. Венедиктова и А.Г. Габричевского под ред. А.Г. Габричевского. Москва. Издательство «Искусство», 1971 г. – Стр. 383-386, 394-395, илл.141. Обложка и суперобложка.
Стефано Дзуффи.Высокое и позднее Возрождение. XVI ве. Пер. с итал. С.И. Козлова. Москва, Издательство «Омега» 2009 г (406x580, 69Kb)5 Том Николс.  Ренессанс в Венеции. Эпоха перемен. От Беллини до Тинторетто. Ренессанс в Венеции. 2019 г (411x580, 97Kb)
1.Стефано Дзуффи. Высокое и позднее Возрождение. XVI век. Пер. с итал. С.И. Козлова. Москва, Издательство «Омега» 2009 г. – Стр. 129. 2. Том Николс. Эпоха перемен. От Беллини до Тинторетто. Ренессанс в Венеции. Перевод с англ. И.А. Литвиновой. Москва, Издательство Слово/Slovo, 2023 г. - Стр. 136-137.
ФОТО Мировое искусство. Мастера итальянского Возрождения. Сост. И.Г. Мосин. Санкт-Петербург, ООО «СЗКЭО Кристалл», 2006 г. (389x550, 139Kb)
Мировое искусство. Мастера итальянского Возрождения. Около 1000 произведений
живописи. Составление, общая редакция И.Г. Мосин. Санкт-Петербург, Издательство
ООО СЗКЭО «Кристалл», Москва «Оникс», 2006 г. – Стр. 38.

Парис Бордоне – Википедия




Серия сообщений "Возрождение":
Часть 1 - Бернардино Луини (1480/1485 - 1532)
Часть 2 - Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль
...
Часть 14 - Софонисба Ангвиссола — первая художница Ренессанса
Часть 15 - Джироламо да Тревизо (1498-1544)
Часть 16 - Парис Бордоне
Часть 17 - Ко дню рождения Сандро Боттичелли
Часть 18 - Пьетро да Кортона
Часть 19 - Рафаэль Санти родился 6 апреля 1483 года
Часть 20 - БЕНВЕНУТО ТИЗИ ДА ГАРОФАЛО

Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку