-Всегда под рукой

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Kami_33

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.09.2012
Записей: 597
Комментариев: 438
Написано: 2289


История японских вееров...

Пятница, 19 Сентября 2014 г. 13:48 + в цитатник
Цитата сообщения красавицаумница История японских вееров и их разновидности

 

История японских вееров
Как и многие другие особенности культуры и быта, веера пришли в Японию из Китая. Вероятно, впервые японцы увидели их у корейских принцев, посещавших Японию. С VI-VII вв. бумажные и шелковые веера стали популярны и на островах. Ввезенные китайские веера постепенно приобрели новые формы и появились первые истинно японские веера, не похожие на своих материковых предков.

К периоду Хэйан (794 — 1185) относится возникновение плоского не складывающегося веера утива, окончательно форма которого закрепилась лишь в ХIV в. Тонкие бамбуковые прутки — их было, как правило, 45, 64 или 80 — создавали основу, к которой крепилась японская бумага — васи. Обычно, с обеих сторон на эту бумагу наносился рисунок, который мог иметь свои особенности в зависимости от традиций региона страны, в котором был изготовлен веер. Форма утива могла быть разной — овальной, стремящейся к квадрату или «полной луне». Веер имел ручку, которую изготавливали из отдельного куска дерева.

История японских вееров

На основе утива возник и аксессуар военачальников — боевой веер гунбай (дословно: «веер полководца»; (н) в подобных сочетаниях читается, как (м), поэтому термин произносится и зачастую записывается в иностранных языках, как гумбай) или гумбай утива, который покрывался лаком, различными водоотталкивающими составами, а иногда изготавливался целиком из дерева или металла. В последнем случае веер становился серьезным оружием, и история донесла до нас немало примеров его применения в бою. Впрочем, еще чаще на поле боя и в индивидуальных схватках использовался складной боевой веер — тэссен, который этикет позволял носить всем самураям, а не только высокопоставленным. Техника его применения была разнообразнее, чем у гумбая, и сформировалась в отдельное искусство — тэссен-дзюцу. И все же, как и гумбай, складной военный веер не стремился заменить обычное оружие, а имел своей основной целью отдание приказаний и сигналов на поле боя.
История японских вееров
Украшением сигнального военного веера почти всегда являлся красный круг на жёлтом фоне, символизирующий солнце. На обратной стороне веера этот же солнечный диск выполнялся жёлтым цветом по красному фону.

История японских вееров

В период Эдо утива получили большое распросранение и особенно полюбились в среде артистов, став, таким образом, определенной приметой нового, мирного образа жизни. Появились новые мотивы картин, выполненных на веерах, они становились все более сложными и изысканными. Веера в это время становятся неотъемлемым атрибутом среднего класса, актеровгейш и борцов сумо. Их популярность способствовала и росту популярности вееров, которые выпускались в огромных количествах до самого конца ХIХ в.

В наше время японские веера используются танцорами, исполнителями традиционных песен и актерами театров, в руках которых веер может символизировать различные предметы, от кисти до боевого меча. Наблюдая поединок сумотори, вы можете увидеть разновидность веера гумбай утива в руках рефери — гёдзи. Широко распространена практика изготовления вееров в качестве сувенирной продукции.

История японских вееров

Истоки японских вееров в театре Кабуки

Многие люди всего мира считают, что веера пришли к нам из повседневной жизни японцев. Это немного неправильно, японские веера изначально были предметами искусства, а уж потом стали применяться в соответствии со своими функциями.

История японских вееров уходит в национальный театр кабуки. Это японский театр, в котором играли только мужчины. Он был профессиональным, но чаще всего для выступлений использовались рынки или частные закрытые сцены. Исторические архитектурные памятники Японии показывают, что во многих богатых домах были сады со специальными театрами. Кабуки исторически использовал веера, ими мужчины прикрывали нижнюю часть лица, чтобы быть похожими на женщин. Постепеннояпонские веера стали использоваться в повседневной жизни, но кабуки в это время также изменился.

Здесь появились огромные веера, которые по своей красоте превосходили все в Японии. Они уже не использовались для прикрытия лица, а стали частью танцев. Именно они были основной постановок, поэтому количество вееров стало большим. Они чем-то напоминали опахало, но в соответствии со своей функцией никогда не использовались. Так что не стоит думать, что мы получили веера из жизни простых японцев, они являются частью их богатой культуры.

История японских вееров

История японского веера

Красивый и загадочный японский веер имеет очень древнюю историю. В японском языке различают два вида веера: сэнсу и утива.

Веер сенсу имеет китайское происхождение. Состоит из нескольких пластин, которые имеют способность складываться и разворачиваться. В Японии веер сэнсу использовали в основном в боевых искусствах. Этим веером, если он в свернутом состоянии можно бить по голове, а в развернутом – по горлу, так как кромки веера очень остро затачивались.

Веер утива являет собой веер-лепесток, выполненный из проволочного каркаса или цельного куска дерева, который обтянут шелком. В отличие от сенсу веер утива это чисто японское изобретение.

Считают, что веера изначально пришли в Японию из Китая. Вероятно, японцы увидели веера у заезжих принцев Китая, которые не редко наведывались на острова Японии. В 6-7 веках бумажные и шелковые веера стали очень популярными в Японии. Сначала их ввозили из Китая, но затем, приобретая новые формы, со временем появились японские веера, совсем не похожие на китайских предшественников.

Нескладывающийся плоский веер утива появился в период Хэйан (794-1185 гг.). Сначала он изготавливался из тонких бамбуковых прутиков. Из прутиков создавали основу, а к ней крепили специальную бумагу – васи. С обеих сторон на бумагу наносили красивый рисунок. Веер утива мог быть овальной формы, или формы напоминающей квадрат с закругленными уголками.

В 8 веке приобрели популярность веера сэнсу. Ребра этих вееров изготавливались из ценных пород дерева и оклеивались японским пергаментом. И уже в 11 веке веера сэнсустали неотъемлемым аксессуаром придворных дам.

Японские веера не потеряли свою популярность и в наше время. Их используют не только японцы, а также жители всего мира как необычный и красивый предмет интерьера, аксессуар или сувенир.

История японских вееров

Краткая история веера в Японии

Одна старая легенда гласит, что самый первый веер на землю принесла Великая Богиня ветра после того, как она снискала сострадание к довольно тяжкой человеческой доле. Вот в качестве ее облегчения она и подарила людям волшебный веер – отныне любой человек, если он вдруг попал в беду, мог запросто создать ветер – то есть, обратиться к Великой Богине.

Не знаем, как там богиня, но мастера Фэн-шуй привыкли толковать значение и применение веера на свой лад.

Итак, еще во II тысячелетии до нашей эры, которая выпала на эпоху императора У-Вана, возникли самые первые опахала. Немного позже возникли и круглые бумажные веера на ручке – именно они и перебрались из Китая в Японию.

А вот первые веера, которые использовались в качестве талисманов, возникли в Китае в X веке, а Япония изобрела свой аналог в VII веке. Эти складные веера состояли из плоских пластин, которые были вырезаны из кости, перламутра, черепахи или дерева – все они между собой были соединенные, а сверху были покрыты пергаментом или бумагой, или шелком.

История японских вееров

Веер – это довольно важная деталь не только японского костюма, но и японского быта. Достаточно того, что самые первые складные веера, называвшиеся оги, были сугубо мужским атрибутом – их носили наравне с оружием. Это впоследствии самураи стали использовать веера для подачи сигналов, а уже в X веке веер становится атрибутом аристократов.

Кроме этого, веерами часто в особых случаях обменивались женщины и монахи, их использовались как атрибут чайной церемонии, а также в качестве записной книжки. Нередко их в быту использовали для своих нужд женщины, да и у актеров театра они были обязательным атрибутом.

После веера начинают делать из бамбука и довольно плотной бумаги — «васи» — ее потом расписывали тушью. Эти веера украшали нередко каллиграфические надписи, или там присутствовали изображения цветов, птиц, зверей, пейзажей и другие изображения с благожелательной символикой. Нередко декор японского веера, впрочем, как и сам веер, создавался строго в соответствии со временем года, местностью, событием, социальным положением, возрастом и профессией владельца.

С конца XV японский веер завезли в Англию и Испанию. Затем он покорил Италию, а только потом – Францию. А уже в XVII веке складной веер заполонил всю Европу – даже Россию.

История японских вееров

Японские веера в мире

Японская культура дала человечеству много интересных предметов, которые стали отличными декоративными элементами. Конечно, подобные вещи встречались и в истории многих народов, но именно японцы смогли раскрыть их истинную красоту, а не только функциональность.

Японские веера становятся отличным примером этого, потому что они могут только на первый взгляд показаться простым функциональным дополнением. На самом деле каждый веер является настоящим произведением искусства, требующим много сил и времени на создание. Многочисленные ремесла в Японии создали прекрасную культуру, которая порадовала все человечество.

Тем не менее, именно веера стали настоящей изюминкой. Дело в том, что мы всегда видели веера исключительно как функциональную необходимость, а в этой восточной стране они стали, скорее, частью стиля или красивой безделушкой. Создание японских вееров было и остается отдельным ремеслом, которое могут постичь далеко не все.

Только японские веера высоко ценятся по всему миру, ведь они раскрывают истинную красоту и яркость этой прекрасной страны. Японские веера требуют особого внимание, потому что не существует какого-либо подобного декоративного элемента. © yapon-decor.ruСкладные японские веера Сэнсу и Оги

Складные японские веера Сэнсу и Оги
Веер сэнсу
В конце VIII века популярность приобрела еще одна разновидность японских вееров –веер сэнсу. Ребра вееров сэнсу делались из довольно ценных пород дерева – сандала или японского кедра, очень редко бамбука. Затем эти заготовки оклеивались японской бумагой.

В ХII веке они стали предметом реквизита у придворных дам – их утонченность и чувственность весьма удачно подчеркивали изящные полукруглые очертания веера сэнсу. Многие аристократки отходили от полной страстей жизни при дворе и становились монахинями в храме Миэйдо, но они сохраняли при себе сэнсу – они их держали в своих руках, как частичку прошлого грешного мира. И сэнсу было разрешено держать в монастыре. Вот отсюда появилось и второе название некоторых разновидностей этого веера – «Миэйдо».

А еще, древние японские легенды гласили, что именно веера сэнсу были в руках у богов. Он также, как и гумбай были отличительным признаком полководцев, эти веера – это признак родовитости человека – того, кто его держит в своих руках.

Только сэнсу – это совершенно иной веер, даже его название пишется другими иероглифами. Этот веер китайского происхождения, он сделан из пластин, которые могут складываться и разворачиваться.

Согласно японским книгам и фильмам, сэнсу в отличие от боевого веера гумбая – он был сделан на основе сэнсу и мог раскладываться, был декоративным. Гумбаем можно было и по голове дать в свернутом состоянии и по горлу резануть в развернутом, так как кромки затачивались остро.

Но это иерархическое значение было позже утрачено. Сегодня сэнсу используется болше как образец декоративно-прикладного искусства, а также желанный для многих сувенир к празднику.

Складные японские веера Сэнсу и Оги

Веер оги
Одновременно с появлением в Японии зонтиков от солнца возникает и новый вид веера, которому дали название оги. Правда, сегодня так часто называют и все остальные веера.Оги или как его еще называют «солнечный веер» из-за своей легкости и внешнего вида, который напоминает часть солнечного диска с исходящими лучами, применялся и применяется танцорами, он также популярен у гейш – они его также иногда используют в традиционных танцах.

Что касается относительно небольшого количество ребер, то легкость в складывании и разворачивании, а также большая возможность для нанесения рисунка делают его незаменимым для опытного артиста. А вот в средние века оги, впрочем, как и другие веера, был знаковым предметом и также служил признаком состоятельного положения и богатства. Использовался он также, как и его собратья, в традиционных церемониях, его держали в руках важные чиновники и члены императорской семьи.

Ввезенные когда-то из Китая и Кореи, веера вскоре стали неотъемлемой принадлежностью сначала традиционного японского костюма, а затем и просто популярным предметом обихода, удобным и выразительным аксессуаром. Иезуиты, португальские и голландские моряки по достоинству оценили его, поэтому вскоре веера появились в странах Запада, но, лишенные исторической подпитки и необходимости в применении, они не прижились и стали на несколько столетий лишь предметом роскоши в руках европейских барышень.

А вот в наше время веера используются танцорами, исполнителями традиционных песен и актерами театров, в руках которых японский веер может символизировать различные предметы, от кисти до боевого меча.

Складные японские веера Сэнсу и Оги

Складной веер и придворные церемонии

Складной японский веер многие ученые считают истинно японским изобретением, несмотря на неясность и неточность сведений о его происхождении. Это связано с тем, что в хрониках уже упоминавшейся выше китайской династии Сун есть сведения о «японских веерах», причём речь идёт именно о таком типе веера, как оги. Это может послужить доказательством, что древние китайцы не имели к складным веерам никакого отношения, несмотря на то, что поздние конфуцианцы, преклоняясь перед китайской культурой, приписывали оги именно китайское происхождение.

Веера складного типа стали особенно популярны при дворе и являлись личными знаками отличия, сообщая о ранге и занимаемом положении своего владельца. Также огииспользовались и в придворных церемониях. Впоследствии этот тип веера был усовершенствован под нужды военного сословия, пришедшего к власти, в частности деревянные спицы были заменены на железные, а ребра веера укрепили лакировкой. Также к этому времени буси уже знали и использовали боевые веера, имевшие по всей видимости все ту же округлую форму и бывшие крайне жесткими. Такие веера известны под названием гумбай и пришли на смену сайхай в атрибутике военачальника. Первоначально гумбай имели при себе все командиры отрядов, но с началом периода Токугава он превратился в особую прерогативу главнокомандующих, причём такиебоевые веера стали весьма утончёнными и украшались разноцветными шнурами, обозначающими ранг или клановую принадлежность владельца. Рисунками для таких вееров были созвездие Большой Медведицы, драконы, символы инь и ян, ураганы и другие, но в итоге доминирующим мотивом стала эмблема клана или семьи. © yapon-decor.ru

Японские веера. Веер утива и веер гумбай

Японские веера. Веер утива и веер гумбай
Утива – это веер типа лепестка или опахала, который сделан из единого куска дерева или проволоки, сверху он обтянут шелком или картоном. По традиции считается, что эточисто японское изобретение.

Так же, как и многие другие особенности культуры и быта, веера тоже пришли в Японию из Китая. Может, японцы увидели их у корейских принцев, которые посещали Японию в VI–VII веках, но бумажные и шелковые веера стали весьма популярны и на островах. Со временем, китайские веера стали приобретать новые формы, так и появились первые истинно японские веера, которые совершенно не похожи на своих материковых предков.

Японские веера. Веер утива и веер гумбай

Именно к периоду Хэйан (794-1185 года) и относится возникновение плоского и нескладывающегося веера, подучившего название утива. Его окончательная форма закрепилась лишь в ХIV веке. Тонкие бамбуковые прутки – которых было 45, 64 или 80 – создавали специальную основу, к которой и крепилась японская бумага – васи. С обеих сторон на эту бумагу наносился рисунок, у которого были свои особенности, в зависимости от традиций региона страны, где был изготовлен веер. Форма утива при этом могла быть совершенно разной – и овальной, и стремящейся к квадрату, или кругу, что называлось формой «полной луны». Сам веер имел ручку, которую изготавливали из отдельного куска дерева.

Японские веера. Веер утива и веер гумбай

Именно на основе утива возник еще один веер – аксессуар военачальников – боевой веер гунбай (гумбай) или гумбай утива. Он покрывался лаком с различными водоотталкивающими составами. Нередко его изготавливали целиком из дерева или металла – тогда веер становился серьезным оружием. История донесла до нас немало примеров того, как его применяли в бою.

Японские веера. Веер утива и веер гумбай

Складной военный веер преследовал одну цель – с его помощью отдавались приказания и сигналы на поле боя. Он не стремился заменить обычное самурайское оружие. А украшением сигнального военного веера всегда являлся красный круг на желтом фоне, который символизирует солнце. Вот поэтому на обратной стороне веера этот же солнечный диск выполнялся желтым цветом по красному фону.

Японские веера. Веер утива и веер гумбайЯпонские веера. Веер утива и веер гумбай

А в период Эдо утива получили большое распространение. Веер утива особенно полюбился в среде артистов – он стал там определенной приметой нового, уже мирного образа жизни. Появились также и новые мотивы картин, которые выполнены на веерах – они становились все более сложными и изысканными. Веера в это время становятся неотъемлемым атрибутом среднего класса, актеров, гейш и даже борцов сумо. Их популярность способствовала росту популярности вееров, которые выпускались в огромных количествах до самого конца ХIХ века.

Японские веера. Веер утива и веер гумбай

Кстати, наблюдая поединок сумотори, можно увидеть разновидность веера гумбай утивав руках рефери – это гедзи.

Японские веера. Веер утива и веер гумбай

Сегодня не только в Японии, но и во всем мире широко распространена практика изготовления вееров в качестве сувенирной продукции. Но, конечно, истинно японские веера, выполненные по традициям, сохраненным в семьях мастеров, передаваясь тайно из поколения в поколение, можно найти только в Японии и стоят такие веера весьма дорого, как и подобает настоящим произведениям искусства. © yapon-decor.ru

Японские боевые веера

Японские боевые веера
Веера были в Индии, Древнем Египте, Вавилоне и других древних цивилизациях. Их делали из перьев или металла, зачастую они были очень массивными и назывались опахалами.

Японские боевые веера

Веер: прекрасный и смертоносный

В Китае веер использовали не совсем традиционно. Он использовался в философских, боевых и алхимических учениях «Тайцзи-Цюань», «Дао» и других.

Много общих черт нашли между веерами и бабочками, и появилась вера в то, что упражнения с веером, делают того, кто ими занимается, подобным бабочке. Основная особенность работы с веером это развитие умения соединять усилие веера с усилием тела.

Именно в Японии сложился привычный нам образ веера. С идеей все сделать совершенней, мастера Японии меняли формы и в результате создали складной веер из деревянных дощечек, которые складывались в гармошку полукругом, называется он –сэнсу. Остальные веера выполняли на его основе.

Веера красиво расписные были комплектом для парадного женского кимоно «Томэсодэ».

В 988 году императору Китая преподнесли усовершенствованную версию веера. Даже два веера в виде летучей мыши и 20 других красочных складных вееров. В Китае полюбили форму японского веера, который стал у них расписываться традиционными китайскими пейзажами.

В Японии образ веера продолжали совершенствовать. Особое значение он приобрел в эпоху Хэйан и в эпоху Нара.

Еще появился обычай делать большие парные супружеские веера, которыми украшали дом, либо брали в гости как неотъемлемый предмет этикета. Появился обычай сезонной росписи вееров цветами, которые должны были соответствовать прическе, кимоно, интерьеру дома, создавать непринужденное и неповторимое очарование.

Также были и боевые веера. Их изготавливали из железа, они были складными или всегда открытыми. В сложенном виде веер использовали в качестве дубинки, в развернутом при его помощи защищались от метательного оружия.

Японские боевые веера

Тэссен – боевой веер

Применение боевого веера – это самое необычное искусство и самый редкий вид техникикобудо. На самом деле, более мирного предмета, чем веер, наверное, трудно вообразить. И все же он может быть оружием. При этом здесь нет никакой мистики, да и секретной техники не наблюдается: в поединке просто используется не совсем обычный веер. А необычность его в том, что он железный. Причем им можно пользоваться и для обмахивания в жаркую погоду и для защиты от вооруженного противника.

Работа с веером с точки зрения техники применения делится на две части. Первая – эторабота со сложенным веером. Вторая – это работа с развернутым веером. Причем в сложенном состоянии веер использовался точно так же, как и простая короткая дубинка. А вот в развернутом состоянии с его помощью можно было запросто защититься даже от метательного оружия.

Очень тонкие кованные пластинки – из них состоит веер, были не в состоянии выдержать удар стрелы или сюрикена, который пускала сильная и умелая рука, зато повернутые под небольшим углом к линии атаки они могли отклонить летящее оружие в сторону.

А вот на близкой дистанции с помощью тэссена можно было запросто закрыть противнику обзор. Учитывая это, вместе с веером еще использовалось обязательно еще какое-то оружие: хотя бы короткий меч танто, правда, танто часто называют ножом, но это ошибочное суждение – это просто очень короткий меч.

Также острым краем развернутого веера могли наносить удары по незащищенным и уязвимым зонам противника, например, в шею, лицо, внутреннюю поверхность кистей рук и так далее. А чередование раскрывания и закрывания тэссена во время поединка могло создать дополнительную помеху противнику – это часто применяли именно для отвлечения, а также рассеивания внимания.

К сожалению, сегодня тэссен-дзюцу находится на грани практически полного исчезновения – они сохранились только в нескольких небольших японских фамильных школах.

Японские боевые веера

Применение тэссена

До наших дней дошли забавные, даже курьезные случаи применения боевого веера. Например, один довольно высокопоставленный самурай Мацумура Сокон был известным мастером рукопашного боя, а также работы с оружием. Слава о нем, и о его ратных подвигах дошла до сегуна. Чтобы убедится в этом собственными глазами, и чтобы произвести впечатление на своих подданных, сегун вызвал к себе мастера и сказал, что через десять дней он как раз устраивает праздник, где хочет, чтобы самурайпродемонстрировал доблесть прославленного воина – для этого ему надо было всего лишь… сразиться с быком.

Мацумура был не очень хитрым воином. Все десять дней до поединка он каждый день приходил в стойло, где находился бык, и, на безопасном расстоянии – стоя за перегородкой, бил быка по морде своим боевым железным веером. Это продолжалось до тех пор, пока бык не падал на колени. Через несколько дней несчастное животное уже само стало падать на колени, как только самурай подходил к нему близко.

Пришло время праздника. На поединок быка и самурая собралось огромное количество народа – в том числе и из других провинций. И Мацумура вышел на площадку, где в это время находился бык – в руках у него был всего лишь веер, причем самый обыкновенный. Естественно, что как только бык увидел самурая, то он тут упал на колени и жалобно замычал. Конечно, публика, как и сегун, была в восторге от такой столь убедительной демонстрации воинского мастерства.

Этот эпизод курьезный и не относится к реальной технике, тем не менее, боевой веерприменялся и в настоящих схватках – например, там, где самурай не должен был обнажать меч – в доме своего повелителя.

Есть интересный и довольно нетипичный способ самозащиты при помощи боевого тэссена. Как известно, по этикету, когда входят в дом или в комнату старшего по положению, то самураю надо встать на колени, а веер положить горизонтально перед собой, затем коснуться ладонями татами и совершить поклон. Его амплитуда зависела в целом от разницы в социальном статусе гостя и хозяина. Один самурай должен был предстать перед своим господином, чтобы принять наказания за довольно серьезный проступок. Конечно, он подозревал, что его жизнь висит на волоске и был прав. Дело в том, что подручные господина уже собирались сломать его шею тяжелыми створками раздвижной двери, когда он остановится между ними и склонится в ритуальном поклоне.

Тем не менее, благодаря собственной находчивости, самурай положил свой тэссен в дверной желоб, поэтому, когда двери внезапно пришли в движение, то они отскочили от металлического веера, вместо того, чтобы захлопнуться и убить самурая. При этом они не причинили никакого вреда последнему. Самурай поверг в изумление своего господина да так, что то простил его.

Японские боевые веера

Тэссэндзюцу: искусство боевого веера

Япония известна своими веерами, которые использовались представителями самых различных общественных классов, к тому же для самых различных дел: например, в театральных постановках и танцах, в поэзии и в светской жизни, а также при веянии риса или пшеницы. Еще японские веера – это смертельное боевое оружие, причем таковое использование веера существовало только в Японии и ни в какой больше стране мира.

Японские веера, а особенно это касается довольно крупных экземпляров, были широко известны в древности и за пределами Японии. Самое первое документированное упоминание веера содержится в хрониках правления императора Юряку с 457 по 479 годы, где подробно описывается церемониальный веер сасиба пурпурного цвета и в форме листа, который был прикрепленного к длинному шесту.

А еще древнекитайские хроники времен династии Сун – годы правления 960-1279, также содержат данные об импорте элегантно украшенных и расписанных японских вееров. Они тогда считались просто прекрасными образцами декоративного искусства. В основном опахало такого веера было сделано из осоки с радиально расходящимися спицами. А еще веер имел продолговатую ручку – она здорово поддерживала опахало за центр и являлась продолжением одной из спиц.

Когда и кем был изобретен веер за давностью веков узнать уже невозможно. Но японские ученые проводили исследования пор этому поводу, причем еще в период господства буси. Но это-то и вызывает изрядную долю недоверия. К сожалению, других исследований просто нет – и это вполне логично, если учитывать длительный период самоизоляции.

Все церемониальные веера использовались на религиозных праздниках и при дворе вдоль всего побережья материковой Азии, а также на прилегающих островах. Еще большее распространение эти веера получили вместе с распространением буддизма и его красочных ритуалов.

Японские боевые веера

Ума-сируси – потомок боевого веера

Потомками этих вееров стали просто огромные веера из шелка, крепившиеся к полутораметровым шестам и называвшиеся ума-сируси. Эти веера использовались в качестве военной эмблемы и знака присутствия сегунов во время правления Токугава.

Ума-сируси изготовлялись из девяти слоев бумаги, проклеенных между собой, а сверху покрывались шелком и позолотой. Также веера украшались огромными пучками пальмовых волокон или конских волос и крепились к шесту таким образом, что могли вращаться под дуновением ветра. Также следует отметить, что веера, изготовленные из животных материалов – кожи или перьев птиц – никогда не были широко распространены в Японии. Это связано с табу на «мертвое», установленное коренной религией японцев, а также с последующими заповедями буддизма о запрете убийства в любой форме. Именно поэтому знак отличия китайских военачальников, напоминающий мухобойку, при попадании в Японию стал изготовляться из бумажных полос, прикрепленных к короткой ручке. Такая конструкция называлась сайхай и являлась своего рода указкой или дирижёрской палочкой при отдаче приказов.

Веера для личного пользования имеют столь же древнюю историю, начало которой покрыто туманом, и подразделяются на две группы:

1) жесткий, как правило округлый веер с продолговатой ручкой (утива, или дансэн);

2) складной веер, по форме напоминающий сектор диска (оги, или сэнсу).

Утива упоминаются в самых древних хрониках японцев и их происхождение можно вывести из придворного обычая носить с собой маленькую плоскую палочку (саку) из дерева или слоновой кости, которую упирали в нижнюю часть груди под небольшим углом, поддерживая таким образом осанку и придавая ей величие. Как видно из истории,утива с успехом пришёл на замену саку.

Японские боевые веера/

Рубрики:  Япония
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку