-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Los-ku-tik

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.11.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 11176


Коляда,Рождественские святки.

Пятница, 15 Апреля 2011 г. 18:15 + в цитатник
Цитата сообщения Stephanya






25 декабря начинался один из значимых праздников славянского народного календаря — Коляда. Колядование (возможно, происходит от лат. calendae, «календы») — обрядовый обход крестьянских домов группами деревенских жителей во время Святок.

Этот обряд совершали накануне Рождества, Васильева дня, Крещения.
25 декабря отмечается католическое Рождество. И все же до начала XX в. основными зимними праздниками в славянской традиции были Коляды и Рождество Христово.
Уже потом, вследствие известных исторических событий, Новый год стал цениться несколько больше. Это был первый шаг в сторону от исходных традиций народной культуры.
И все же все возвращается на круги своя: теперь мы начали праздновать и Рождество, и Коляды, и Новый год.
Все чаще можно увидеть на улицах городов колядующих. Для непосвященных в историю народных обрядов скажу: это довольно экзотическое зрелище.



Двенадцать дней после Рождества до Крещения Господня называются святками - то есть, святыми днями, освященными приходом в мир Спасителя. Отмечать особо эти дни Церковь начала с древних времен.

Настали Святки.
То-то радость!
Гадает ветренная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо;
И все равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим."

А.С.Пушкин

Святки были известны еще в дохристианской Руси.
Днем - гулянье, во время которого можно и на санках покататься, и в снежки поиграть, и на лыжах или коньках пробежаться. Вечером - посиделки. Святочные посиделки - это не обычная вечеринка. Девушки и юноши собирались, чтобы присмотреться друг к другу.



Уже в уставе VI века преподобного Саввы Освященного пишется, что в дни святок не полагается класть поклоны и совершать венчание. Вторым Туронским Собором 567 года все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки - в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами.



Хозяйки красиво накрывают столы, готовят лучшие угощения. Также принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.



Особой традицией святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети наряжались, ходили по дворам с большой самодельной звездой, исполняя церковные песнопения - тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову.
Каждая группа несла на палке шести - или восьмиконечную звезду, склеенную из серебристой бумаги. Иногда звезду делали полой и внутри нее зажигали свечу. Светящаяся в темноте звезда словно плыла по улице. В состав группы входил мехоноша, несший мешок для сбора даров. На ходу они пели песню припевку:

«К нам пришло-прикатилося
Святое Рождество!
Вот Свят вечор! Вот Свят вечор!
Мы ходили - походили, колядовщики!
Мы искали - поискали Иванова двора!
Стоит Иванов двор на пяти столбах!
На пяти столбах, на семи верстах!
Коляда - коляда!
Подавай пирога!»

Обычай колядования был распространен повсеместно, но в разных районах страны он имел свои особенности.
В древности колядки были связаны с языческим праздником Коляды - солнечного божества.
Происхождение обряда колядования уходит корнями в глубокую древность. Еще в языческие времена, несколько раз в году, славяне производили заклинание злых духов.

В некоторых районах России звезду заменяли «вертепом» - своеобразным кукольным театром, в котором представляли сцены Рождества Христова. Празднование святок богато отражено в фольклоре и литературном творчестве.



В святки на Руси молодежь ватагами ходит от избы к избе с пением колядок - поздравительных новогодних песен. Подойдя к дому, встают под окном и начинают "выкликать коляду, сообщая хозяевам, что они пришли: "Пришла коляда накануне Рождества, здравствуй, хозяин с хозяюшкой!"

Затем начинается величание хозяина, хозяйки, "малых детушек-ребятушек". Колядующие описывают фантастическое богатство дома, сильно преувеличивая действительность. После величания они требуют подарка, конечно, в шуточной форме. Хозяева должны вынести что-то вкусное. Раньше для этого пекли специальное печенье. Теперь это может быть и бутерброд с колбасой, если нужно закусить, а уж детям нужно обязательно дать что-нибудт сладкое.



Кончается колядование песнями-заклинаниями. Колядовавшие обещают семье в новом году всех благ. Раньше эти пожелания касались прежде всего урожая: "Рожь ужиниста, умолотиста, уколотиста, девяносто быков, сто десять коров" - все, что нужно для счастливой жизни земледельца.

Колядки в некоторых районах России называют также "виноградье", "овсень".

Главное содержание колядок - величание и пожелание благ. Песни-колядки могут предназначаться как всей семье, так и каждому ее члену отдельно. Они обязательно имеют рефрен "коляда! коляда!", "виноградье красно, зеленое!", "овсень!", "таусень!"



Содержание колядок было разнообразным, но объединяло их одно: щедрым хозяевам желали получить богатый урожай, обильный приплод у скота, быть здоровыми и счастливыми, благодарили за щедрые подарки и угощение; скупых порицали, желали им неурожая, накликали засуху и всякие несчастья.
В колядке говорилось:

«Коляда, Моляда,
Уродилась Коляда!
Кто подаст пирога -
Тому двор живота,
Еще мелкой скотинки
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки -
Завалим лазейки,
Кто не даст лепешки -
Завалим окошки
Кто не даст пирога -
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба -
Уведем деда!
Кто не даст ветчины-
Тем расколем чугуны…»

Закончив петь, славильщики получали в подарок специальное обрядовое печенье, выпеченные из теста фигурки домашних животных, съестные припасы, а иногда и деньги.

После обхода нескольких домов славильщики собирались в заранее намеченной избе и устраивали общую пирушку. Все принесенные дары и еда делились между участниками.


Христославы. (Дети старой деревни).
Ф. В. Сычков. 1935 г.



Ряженые - важные персонажи Святок. В святочные вечера ватаги замаскированной молодежи с шумом, свистом, гамом носятся по улицам и устраивают праздничные вечеринки.



Ряженые должны нарядиться так, чтобы никто их не узнавал. Он должен дурачить, веселить окружающих своим видом. Лица закрывают масками. В старину для этого исполдьзовались тряаки, замазывание лица сажей.

Многие маскировались так, чтобы их приняли за "чужих": старика, старуху, цыгана, барина, фельдшера. Очень часто рядились в медведя, коня, козу, быка, журавля.

Ряженье должно сопровождаться играми, весельем, при этом желательно, чтобы зрители становились участниками действий ряженых.





Святки делятся на две половины. С 7 по 14 января - святые вечера, с 14 по 19 - страшные. И это не случайно. Издавна новогодний праздник делится на светлую и темную части. В старину русские верили, что радость от прибавления тепла , увеличения длины дня, уменьшения продолжительности ночи не дает покоя злым силам, которые мстят людям и поэтому устраивают им различные неприятности. По легенде, Бог, отмечая рождение сына, велел открыть преисподнюю, чтобы выпустить оттуда нечистую силу повеселиться на празднике. Поэтому именно в разгар святок гуляет по святой Руси нечисть.



"Тут через рубу одной хаты повалил дым и поплыл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма вверхом нв метле... а ведьма поднялась так высоко, что одним только черным пятнышком мелькала вверху. Но где ни показывалось пятнышко, там звезды, одна за другую, пропадали в небо. Скоро ведьма набрала их полный рукав. Три или четыре еще блестели.

Между тем черт крался потихонтку к месяцу и уже протянул было руку схватить его; но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пральцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако же, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он своими руками месяц, кривляясь и дуя... наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывало, побежал далее. В Диканьке никто не слышал, как черт украл месяц..."
(Н.В. Гоголь)

Только на Крещение празднику нечистых сил приходит конец.
Святки - время безудержного веселья, катания на тройках, песен, плясок, вкусных угощений.
В это время устаривались маскарады, розыгрыши.


Холин.Святки






Славянские языческие и православные праздники.


Серия сообщений "Культурные традиции России":
Часть 1 - История бала
Часть 2 - Как общаться с домовым
Часть 3 - Наши предки тоже умели развлекаться.
Часть 4 - Славянские языческие и православные праздники.
Часть 5 - Коляда,Рождественские святки.
Часть 6 - Культ Пятницы
Часть 7 - Русские традиции и приметы в Новый год.
...
Часть 24 - Как Светлана Хачина шила повойник. МК
Часть 25 - Символика русских оберегов...
Часть 26 - Про народную одежду. Лакомник.


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку